DOI 10.47576/2712-7516_2022_5_2_196 УДК 343
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ: ПРОБЛЕМЫ ОБНАРУЖЕНИЯ И МЕРЫ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
Таков Асланбек Заурбиевич,
преподаватель кафедры огневой подготовки, Краснодарский университет МВД России, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал), г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются факторы распространения экстремистской идеологии в сети Интернет и основные направления противодействия указанному явлению. Число преступлений экстремистского характера растет с каждым годом, и совершают их преимущественно молодые люди. Повышению эффективности противодействия данному явлению будет способствовать совершенствование действующего законодательства и правоохранительной практики в сфере борьбы с экстремизмом, а также выработка и реализация прогрессивных мер профилактики, выявления и пресечения экстремистских преступлений и правонарушений.
Ключевые слова: экстремизм; насильственная идеология; сеть Интернет; пропаганда; противодействие.
UDC 343
DISTRIBUTION OF EXTREMIIST IDEOLOGY ОN THE INTERNET: PROBLEMS OF DETECTION AND COUNTERMEASURES
Takov Aslanbek Zaurbievich,
Lecturer of the fire training department, krasnodar university of the ministry of internal affairs of russia, north caucasian institute for advanced studies (branch), nalchik, russia, e-mail: [email protected]
The article discusses the factors of the spread of extremist ideology on the internet and the main directions of countering this phenomenon. The number of crimes of an extremist nature is growing every year, and they are committed mainly by young people. The improvement of the current legislation and law enforcement practice in the field of combating extremism, as well as the development and implementation of progressive measures for the prevention, detection and suppression of extremist crimes and offenses, will contribute to increasing the effectiveness of countering this phenomenon.
Keywords: extremism; violent ideology; internet; propaganda; opposition.
Широкое распространение экстремистской идеологии в глобальной сети Интернет на сегодняшний день выступает одной из значимых проблем, стоящих перед нашим го -сударством. Опасность экстремизма состоит в воспрепятствовании нормальному развитию государства и общества, возбуждении вражды и ненависти к представителям другой нации и вероисповедания, в осуществлении подрывной деятельности в отношении государственной власти с целью разжигания
ЖУРНАЛ ПРИКЛАДН
конфликта в обществе. Кроме того, предпринимаемые государством и правоохранительными структурами меры противодействия указанному явлению зачастую оказываются недостаточно эффективными [1].
Конституция РФ является главенствующим нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы противодействия преступлениям экстремистской направленности, совершаемых в интернет-пространстве. Равенство прав и свобод человека и граждани-
>1Х ИССЛЕДОВАНИЙ
на независимо от пола, расы, национальной принадлежности, происхождения, социального и должностного положения, места жительства, убеждений, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям гарантируются ст. 19 Конституции РФ. Запрет на осуществление пропаганды и агитации, призывающих к социальной, расовой, национальной и религиозной ненависти и вражде содержится в ст. 29 Конституции [5]. Подобные положения содержатся и в международных стандартах, ратифицированных РФ в разные периоды времени.
Таким образом, невзирая на имеющиеся в отечественной правовой доктрине достаточно разработанные меры противодействия экстремизму, совершаемому в Сети, до сих пор не найдены способы повышения качества борьбы с данным явлением со стороны правоохранительных органов. А конституционно провозглашенный запрет на дискриминацию повлек за собой установление уголовной ответственности за экстремизм в сети Интернет в положениях действующего УК РФ (ст. 280, 281.1, 282, 282.1-282.3), что, предположительно, должно снизить количество подобных преступлений под страхом применения уголовной ответственности [9] и обеспечить стабильный правопорядок в обществе.
В целом же позиция отечественного законодателя заключается в необходимости дифференциации ответственности за производство и распространение экстремистских материалов, в том числе на интернет-ресурсах, что нашло отражение в установлении административной ответственности согласно нормам КоАП РФ (ст. 20.29) [4].
Правовая политика борьбы с экстремизмом в сети Интернет является главной целью отечественного курса на защиту основ конституционного строя РФ, общественной безопасности, прав и свобод граждан от экстремистских угроз. Достижению данной цели способствует совершенствование действующего законодательства и правоохранительной практики в сфере противодействия экстремизму, а также выработка и реализация прогрессивных мер профилактики, выявления и пресечения экстремистских преступлений и правонарушений.
Определение экстремизма и экстремистской деятельности, организационных основ
и принципов противодействия экстремизму, основания и порядок привлечения к ответственности за экстремистские деяния, вопросы международного сотрудничества по борьбе с данным явлением нашли закрепление в основном нормативном правовом акте - Законе «О противодействии экстремистской деятельности» [7].
Противодействие экстремизму зачастую происходит некачественно и неэффективно, поскольку правовая политика РФ, касающаяся разрешения данной проблемы, носит несовершенный характер. И свидетельствуют об этом ежегодные отчеты территориальных органов внутренних дел, отмечающие рост экстремистских лозунгов в сети Интернет. А высокий уровень латентности данных преступлений дает основание предполагать их еще большее количество, а также трудности, с которыми сталкиваются правоохранители при их выявлении.
Так, в последние 10 лет в глобальном информационном пространстве участились случаи распространения публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности путем размещения информационных ресурсов, одобряющих насильственные методы решения вопросов и проблем. Этот контент одобряется у пользователей Сети, они его «репостят» во все социальные сети, привлекая еще большую аудиторию. Отслеживание и пресечение подобных актов - задача трудноразрешимая, поскольку обширность сетевого пространства не допускает тотального контролирования. Вдобавок существующая нехватка специалистов данного профиля в правоохранительных органах и огромная рабочая нагрузка, которая ложится им на плечи, препятствует также пресечению подобных преступлений [1; 3].
Решение данной проблемы, по нашему мнению, целесообразно начать с обращения к гражданам с активной социальной позицией с целью оказания им помощи правоохранительным органам в борьбе с экстремизмом, выражающейся в виде своевременного реагирования населения на акты экстремизма в виртуальной и реальной жизни. Данная работа должна проводиться сотрудниками правоохранительных органов, и состоит она в привлечении различных институтов гражданского общества, отдельных граждан, органов государственной власти и местного
самоуправления, представителей высших и средних профессиональных образовательных организаций противодействию экстремизму. Кроме того, расширение кадрового обеспечения правоохранительных органов, в том числе создание специальных структур -ных подразделений по борьбе с экстремизмом, также является эффективной мерой противодействия данному явлению [2; 3; 8].
Отягчающим обстоятельством также можно назвать невозможность установления лиц, распространяющих публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности в сети Интернет, для последующего привлечения их к ответственности. Главной причиной этого является то, что при установлении 1Р-адреса распространителя указанного контента след ведет за пределы территории РФ. Противодействие данному явлению считаем необходимым осуществить путем заключения двухсторонних международных договоров между РФ и сторонними государствами. Для этого необходимо предусмотреть возможность привлечения правоохранителей иностранного государства к расследованию уголовного дела об экстремистских преступлениях, если будет установлено, что 1Р-адрес преступника отслеживается на территории данного государства. Путем установления лиц, распространяющих публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности в сети Интернет и наложения на них соответствующей ответственности реализуется мера предупреждения совершения новых экстремистских актов.
Определенные сложности возникают также при квалификации преступлений экс-тремисткой направленности по причине недостатка уголовно-правовых знаний, а также недостаточного опыта у следователей, что детерминирует неправильную квалификацию действий виновных лиц. Здесь решение проблемы лежит в плоскости организации дополнительного профессионального обучения сотрудников, привлекаемых к противодействию экстремизму.
Со своей стороны хотим отметить, что эффективным противодействием экстремизму выступает его профилактика, которую целесообразно проводить с подрастающим поколением. Так, считаем необходимым для обучающихся общеобразовательных уч-
реждений в возрасте 10-17 лет на регулярной основе проводить уроки толерантности, формировать терпимость по отношению к представителям иной национальности и вероисповедания, организовывать мероприятия, направленные на сплочение детского коллектива. Также для указанного контингента обучающихся должна быть реализована возможность работы с психологом, особенно для подростков, имеющих склонность к насилию и оправдывающих насильственные методы решения проблем, с целью своевременного предотвращения совершения ими экстремистских преступлений. Каждый конфликт, возникающий в стенах образовательных организаций на почве национальной, расовой и иной неприязни, должен подвергаться анализу специалиста [2; 3; 6].
В заключение отметим, что современный экстремизм, распространяемый посредством глобального информационного пространства, характеризуется широкими масштабами, тенденцией роста как транслируемого контента, так и вовлечения новых членов в экстремистские организации. Проблема противодействия экстремистской идеологии является одной из ключевых, решением которой озадачены как государство, так и общество XXI века. Насильственный экстремизм наносит колоссальный вред национальной безопасности страны, являясь большой угрозой для мирных граждан. Поэтому решение указанной проблемы занимает ключевые позиции в государственном управлении, и для нахождения методов противодействия данному явлению необходимо приложить все усилия [1; 6]. Несмотря на все силы и средства, прикладываемые со стороны государства и правоохранительных структур с целью защиты от проявлений насильственного экстремизма, изжить его полностью пока не удается. Борьба осложняется тем, что методы, применяемыми экстремистами, постоянно меняются. Поэтому повышению эффективности противодействия будет способствовать совершенствование действующего законодательства и правоохранительной практики в сфере борьбы с экстремизмом, а также выработка и реализация прогрессивных мер профилактики, выявления и пресечения экстремистских преступлений и правонарушений.
ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Список литературы_
1. Бережная А.И., Яцышина Ю.В., Юсифзаде Д.Н.О. Война и ненависть в сети: правовые основы и проблемы противодействия интернет-экстремизму // Оригинальные исследования. 2020. Т. 10. № 6. С. 355-367.
2. Журтов А.Б., Некоторые размышления о противодействии экстремизму в современных условиях // Евразийский юридический журнал. 2019. № 11(138). С. 203-204.
3. Камергоев Б.М. Проблемы противодействия молодёжному экстремизму в сети Интернет // Проблемы экономики и юридической практики. 2019. Т. 15. № 3. С. 67-69.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 22.03.2022).
5. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.03.2022).
6. Мишин А.М. Проблемы противодействия экстремизму в сети Интернет // Евразийский юридический журнал. 2020. № 2 (141). С. 389-390.
7. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ. URL: http:// www.consultant.ru/ (дата обращения: 02.02.2022).
8. Павлинова Е.Ю. Проблемы противодействия экстремизму в сети интернет // Закон и власть. 2019. № 2. С. 50-53.
9. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ. URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 22.03.2022).
References_
1. Berezhnaya A.I., Yacyshina YU.V., Yusifzade D.N.O. Vojna i nenavist' v seti: pravovye osnovy i problemy protivodejstviya internet-ekstremizmu. Original'nye issledovaniya, 2020, t. 10, № 6, s. 355-367.
2. Zhurtov A.B., Nekotorye razmyshleniya o protivodejstvii ekstremizmu v sovremennyh usloviyah. Evrazijskij yuridicheskij zhurnal, 2019, № 11(138), s. 203-204.
3. Kamergoev B.M. Problemy protivodejstviya molodyozhnomu ekstremizmu v seti internet. Problemy ekonomiki i yuridicheskoj praktiki, 2019, t. 15, № 3, s. 67-69.
4. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah: federal'nyj zakon ot 30.12.2001 № 195-FZ [Elektronnyj resurs] SPS «Konsul'tant Plyus». URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 22.03.2022).
5. Konstituciya Rossijskoj Federacii: prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 21.03.2022).
6. Mishin A.M. Problemy protivodejstviya ekstremizmu v seti internet. Evrazijskij yuridicheskij zhurnal, 2020, № 2 (141), s. 389-390.
7. O protivodejstvii ekstremistskoj deyatel'nosti: federal'nyj zakon ot 25.07.2002 № 114-FZ. URL: http://www.consultant. ru/ (data obrashcheniya: 02.02.2022).
8. Pavlinova E.YU. Problemy protivodejstviya eksremizmu v seti internet. Zakon i vlast', 2019, № 2, s. 50-53.
9. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii: federal'nyj zakon ot 13.06.1996 № 63-FZ. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 22.03.2022).