DOI 10.47576/2712-7516_2022_5_2_188 УДК 343
О РОЛИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В РАСПРОСТРАНЕНИИ МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
Коркмазов Алим Викторович,
кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности, Краснодарский университет МВД России, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал), г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
Статья посвящена проблеме распространения экстремизма посредством социальных сетей. Проблема экстремизма не теряет своей актуальности, поскольку в эту идеологию вовлекаются молодые люди с неокрепшей психикой, готовые к любым актам насилия. Таким образом, возросший уровень экстремистской преступности актуализировал перед государствами и обществом проблему обеспечения эффективной системы противодействия этому феномену.
Ключевые слова: экстремизм; вербовка; социальные сети; молодежь; идеология насилия.
UDC 343
ON THE ROLE OF SOCIAL NETWORKS IN THE SPREAD OF YOUTH EXTREMISM AND COUNTERMEASURES
Korkmazov Alim Viktorovich,
Candidate of Pedagogical Sciences, Lecturer, Department of Law Enforcement Organization, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch), Nalchik, Russia, e-mail: amv_ [email protected]
The article is devoted to the problem of the spread of extremism through social networks. The problem of extremism does not lose its relevance, since young people with a fragile psyche, ready for any acts of violence, are involved in its ideology. Thus, the increased level of extremist crime actualized before the states and society the provision of an effective system to counter this phenomenon.
Keywords: extremism; recruitment; social media; young people; ideology of violence.
Не будет преувеличением, если объединить в синонимичные понятия «молодежь» и «социальные сети». Пользователи глобальной сети создают свои сообщества по интересам, верованиям и др., реализуя естественную человеческую потребность в социализации. В сети молодые люди транслируют свои установки и ценности миру. Однако, такое положение в последние десятилетия приобрело негативный окрас. Все больше в интернет-пространстве транслируются радикальные идеи экстремистского содержания, происходит вербовка неофитов в террористические организации, осуществляются призывы к антиправительственным митин-
гам, создаются неофашистские сообщества и т.д.
Определение экстремизма и экстремистской деятельности, организационных основ и принципов противодействия экстремизму, основания и порядок привлечения к ответственности за экстремистские деяния, вопросы международного сотрудничества по борьбе с данным явлением нашли закрепление в основном нормативно правовом акте -законе «О противодействии экстремистской деятельности» [5].
Сегодня мало осталось государств, которые не столкнулись с указанными явлениями и не вышли на тропу борьбы с экстремисткой
идеологией в интернет-пространстве. Перед современным обществом актуализировалась задача принять и осознать правила и законы «виртуального мира» чтобы в будущем иметь возможность устранить вызовы и угрозы для будущих поколений. А для этого необходим постоянный мониторинг проявлений экстремизма молодежной аудиторией в социальных сетях.
Молодежь (граждане в возрасте от 14 до 30 лет) является социально-демографической группой, обладающей в обществе особыми социальными ролями и статусом. Ценностные ориентиры современной молодежи формируются под воздействием общественного сознания и отличаются динамичностью, оригинальностью, а порой и экстремальностью мышления и поведения. Последнее встречается все чаще. Молодежь, имеющая склонность к экспериментам и креативности, транслирует свою приверженность к той или иной идеологии или субкультуре в социальных медиа, чем вызывает сильное отторжение у старшего поколения. Как известно, социальные сети Fasebook и Instagram с марта 2022 года запрещены в РФ, поскольку амери -канская компания Meta Platforms Inc., которой они принадлежат, признана экстремисткой организацией, транслирующей незаконные призывы к насилию. В действительности данные площадки являются мощнейшей платформой по распространению экстремизма во всем мире. А поскольку пользователями популярных социальных сетей, как мы выше уже говорили, является большей частью молодежная аудитория, то и формируется принятие и одобрение деструктивной идеологии в их неокрепших умах [2; 4; 10].
Для того чтобы социальную сеть детерминировать в качестве интернет-ресурса, необходимо чтобы она отвечала требованию интерактивного многопользовательского веб-сайта, обладала рядом обязательных качеств:
- по большей частью контент социальной сети наполняется пользователями сайта;
- основу социальных медиа составляет автоматизированная среда, в которой между пользователями (группой пользователей) устанавливается взаимная связь на почве схожих интересов и предпочтений;
- пользователь имеет доступ к информации об объектах, существующих в данной
среде, а также социальных связях между ними;
- реализуется коммуникативная функция между пользователями [1; 2; 6; 7].
Выбор социальной сети обусловливается предпочтениями пользователей. Сегодня смотрят видео и играют в онлайн-игры в социальных сетях большое число пользователей от 13 до 24 лет. Можно также сказать о значительном времени, которое они затрачивают на это. Указанный контингент пользователей всегда на связи, избрав общение посредством социальных сетей основным каналом коммуникации. В среднем каждый из них проверяет обновления каждые 15-45 минут. Однако они не ограничиваются проверкой новостной ленты и принимают активное участие во всем происходящем: «лайка-ют», «репостят» и комментируют публикации лидеров и блогеров, а также создают свой контент. Еще одной важной характеристикой молодых людей является то, что они визу-алы, и онлайн-ресурсы для них кроме развлекательной функции выступают также источником быстрых ответов на вопросы. Они используют возможности социальных сетей для быстрого получения релевантных ответов на самые разнообразные вопросы и ситуации. По мере взросления пользователи начинают больше смотреть практический контент, посвященный получению новых навыков или обзору товаров и брендов [3; 4; 8].
Таким образом, ресурсы социальных сетей обширны, и их возможности активно используются экстремистами для размещения своих материалов. Предназначены они, в первую очередь, для молодежи, ведь на определенных интернет-площадках численность подписчиков достигает нескольких сотен тысяч. Под видом обмена мнениями экстремисты в сети ведут широкомасштабную пропаганду насильственной идеологии, вербуют в сои ряды новых членов и приращивают количество сочувствующих, используя в своих целях несформировавшееся сознание молодого поколения. Отсюда распространение экстремизма в глобальной сети Интернет вылилась в проблему общегосударственного масштаба и угрозу национальной безопасности.
Латентность, которую обеспечивает ин-трнет-пространство, играет на руку молодежному экстремизму, способствуя конспирации
и предоставляя большую свободу для маневров. В сети экстремисты имеют широчайшие возможности обезопасить себя от социальных санкций, существующих в реальности, что позволяет им чувствовать себя вольготно и наращивать свою деятельность. Сеть располагает практически неограниченными возможностями для совершения кибепреступле-ний и сокрытия истинного лица, совершивших их. А если добавить сюда несовершенство правового регулирования и законодательства, а также отсутствие взаимопонимания между Россией и зарубежными странами, то следует ли удивляться масштабам, которых достиг современный экстремизм?
Различные исследования подтверждают, что до ужесточения наказания за экстремистские действия и принятия «пакета Яровой», треть групп и пабликов социальной сети «ВКонтакте» производили контент с признаками политического экстремизма, более половины - этнополитического и религиозно-политического экстремизма. С 2014 года список запрещенных групп в социальной сети «ВКонтакте», «содержащих призывы к массовым беспорядкам, к осуществлению экстремистской деятельности, организации НВФ, вербовке военных наемников, пополняется [1]. Сюда попали:
- сообщество «Misanthropic Division RUS», пропагандирующее крайнюю форму ненависти к человеку и популяризирующее убийства как проявление мизантропии;
- движение «Джихад», пропагандирующее воинственный ислам и религиозную нетерпимость;
- группа «Антикацапивский рух Украины», популяризующая унижение человеческого достоинства по национальной, социальной, религиозной принадлежности и осуществляющая призывы к свержению конституционного строя и захвату государства;
- организации «Time for Terror», осуществляющая террористическую деятельность и «CNII», осуществляющая экстремистскую деятельность, и многие другие.
Несмотря на предпринимаемые меры, социальная сеть ежедневно пополняется новыми сообществами, пропагандирующими деструктивную идеологию. Это и группы смерти, прославляющие культ самоубийства, и группы намеренной травли человека - ки-бербуллинг, и группы опасного досуга. Таких сообществ только в «ВКонтакте» насчитывается более 3 тысяч, в которых состоит около 40 млн активных пользователей.
Titter и Telegram за последние 5 лет приостановили и заблокировали более 500 тыс. аккаунтов и каналов, распространяющих идеи терроризма и экстремизма, а также инструкции по изготовлению взрывчатых веществ и пособий по ведению диверсионной работы [6; 7; 9].
Обобщая изложенное, отметим, что социальные сети сегодня объединились в платформу, где молодежь формирует свои установки и ценности посредством взаимодействия с широкой аудиторией пользователей. Понимая это, акторы экстремистских идеологий оказывают активное воздействие на сознание и психику молодых людей и в итоге вербуют в свои ряды новых членов. Со -циальные сети содержат материалы самого разного жанра, их возможности позволяют распространять любой контент практически неограниченно, и тем самым за короткие сроки охватывается большая аудитория.
Приоритетной задачей государственных органов и некоммерческих структур является необходимость противодействия указанным явлениям, причем сразу в нескольких направлениях:
- во-первых, требуется совершенствовать (путем ужесточения наказания) законодательную базу в области использования сети Интернет в экстремистских и террористических целях;
- во-вторых, необходимо обеспечить в режиме реального времени интернет-мониторинг материалов экстремистского содержания.
Список литературы_
1. Агиева Д.И. Проблема противодействия молодежному экстремизму в сетях социальной связи // Правовое образование: сб. науч. тр. Ростов-н /Д, 2021. С. 8-14.
2. Камергоев Б.М. Проблемы противодействия молодежному экстремизму в сети интернет // Проблемы экономики и юридической практики. 2019. Т. 15. № 3. С. 67-69.
3. Кучмезов Р.А. Синергетический эффект глобализации и его проявление в радикализации молодежи // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 3. С. 60-63.
4. Магомедов М.Н., Бозиева, Ю.Г О способах противодействия молодежному экстремизму // Государственная служба и кадры. 2021. № 1. С. 146-147.
5. О противодействии экстремистской деятельности: федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ. URL: http:// www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
6. Таков А.З. Интернет как фактор распространения экстремизма в молодежной среде // Образование и право. 2021. № 6. С. 336-340.
7. Таков А.З. Молодежный экстремизм: факторы возникновения и меры противодействия // Журнал прикладных исследований. 2021. Т. 2. № 3. С. 87-91.
8. Тарчоков Б.А., Тарчокова М.А. О факторах, детерминирующих современный экстремизм в условиях глоба -лизации // Образование и право. 2021. № 6. С. 347-351.
9. Тхазеплов Р.Л. Факторы распространения молодежного экстремизма в условиях трансформирующихся российских реалий // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 4. С. 41-44.
10. Хачидогов Р.А. Профилактика деструктивного влияния терроризма и экстремизма на современную молодежь // Лучшая педагогическая работа 2021: сб. ст. Междунар. науч.-исслед. конкурса. Пенза, 2021. С. 57-60.
References_
1. Agieva D.I. Problema protivodejstviya molodezhnomu ekstremizmu v setyah social'noj svyazi. Pravovoe obrazovanie. Sbornik nauchnyh trudov. Rostov-na-Donu, 2021, s. 8-14.
2. Kamergoev B.M. Problemy protivodejstviya molodyozhnomu ekstremizmu v seti internet. Problemy ekonomiki i yuridicheskoj praktiki, 2019, t. 15, № 3, s. 67-69.
3. Kuchmezov R.A. Sinergeticheskij effekt globalizacii i ego proyavlenie v radikalizacii molodezhi. Probely v rossijskom zakonodatel'stve, 2021, t. 14, № 3, s. 60-63.
4. Magomedov M.N., Bozieva, YU.G. O sposobah protivodejstviya molodezhnomu ekstremizmu. Gosudarstvennaya sluzhba i kadry, 2021, № 1, s. 146-147.
5. O protivodejstvii ekstremistskoj deyatel'nosti: federal'nyj zakon ot 25.07.2002 № 114-FZ. URL: http://www. consultant.ru/ (data obrashcheniya: 14.02.2022).
6. Takov A.Z. Internet kak faktor rasprostraneniya ekstremizma v molodezhnoj srede. Obrazovanie i pravo, 2021, № 6, s. 336-340.
7. Takov A.Z. Molodezhnyj ekstremizm: faktory vozniknoveniya i mery protivodejstviya. ZHurnal prikladnyh issledovanij, 2021, t. 2, № 3, s. 87-91.
8. Tarchokov B.A., Tarchokova M.A. O faktorah, determiniruyushchih sovremennyj ekstremizm v usloviyah globalizacii. Obrazovanie i pravo, 2021, № 6, s. 347-351.
9. Thazeplov R.L. Faktory rasprostraneniya molodezhnogo ekstremizma v usloviyah transformiruyushchihsya rossijskih realij. Probely v rossijskom zakonodatel'stve, 2021, t. 14, № 4, s. 41-44.
10. Hachidogov R.A. Profilaktika destruktivnogo vliyaniya terrorizma i ekstremizma na sovremennuyu molodezh'. Luchshaya pedagogicheskaya rabota 2021: Sbornik statej Mezhdunarodnogo nauchno-issledovatel'skogo konkursa, Penza, 2021, s. 57-60.