Научная статья на тему 'Распоряжение останками: могила как место поклонения'

Распоряжение останками: могила как место поклонения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
368
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОГИЛА ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / МОЩИ СВЯТЫХ / МАВЗОЛЕЙ ЛЕНИНА / LENIN''S MAUSOLEUM / ЛЖЕДМИТРИЙ I / МУАММАР КАДДАФИ / ГЕНРИХ ГИММЛЕР / АДОЛЬФ ГИТЛЕР / СМЕРТНАЯ КАЗНЬ / ПАЛОМНИЧЕСТВО / «АНГАРСКАЯ АТЛАНТИДА» / «ANGARA ATLANTIS» / TOMB HISTORICAL MEMORY / HALLOWS OF SACRED / FALSE DMITRIY I / MUAMMAR GADDAFI / HEINRICH HIMMLER / ADOLF HITLER / DEATH PENALTY / PILGRIMAGE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Евтушенко Андрей Григорьевич

Статья раскрывает один из материальных аспектов исторической памяти: распоряжение останками выдающейся личности. Бережное отношение к памяти об умершем или уничтожение всяческих упоминаний о нем вот два пути, которые выработало человечество. Что ожидает тело героя после смерти?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISPOSAL OF REMAINS. TOMB AS WORSHIP PLACE

A.Yevtushenko's article opens one of material aspects of historical memory: disposal of remains of outstanding person. Solicitous attitude to memory about the dead or destruction of all mentions of him the two ways which were developed by mankind. What expects body of the hero after death?

Текст научной работы на тему «Распоряжение останками: могила как место поклонения»

Таким образом, можно сделать вывод, что, помимо развития самого Казачества, на Брянщине делается упор на развитие казачьей молодежи. С этим связано открытие казачьего корпуса в Стародубе, проводится работа по воспитанию подрастающего поколения и подготовке казачьей молодёжи к службе в армии, проводимая в станице Карачевской. На хорошем уровне ведется работа с казачьей молодёжью в станице Новозыбковской и Унечской, где работают спортивные секции, организуются учебные военно-патриотические сборы по подготовке молодёжи к службе в армии.

Что же касается государственной политики в целом, то она направлена исключительно на содей-

ствие казакам и улучшение их социально-экономического положения.

Библиографический список

1. Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества. Утверждена Президентом РФ 3 июля 2008. - С. 2-6.

2. Федеральный закон от 5 декабря2005 г N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», с изменениями от 3 декабря2008 г, 3 июня2009. - С. 3-5.

3. Государственные акты Российской Федерации по вопросам казачества 1991-2002 гг. // Донские казаки: Проблемы возрождения и перспективы развития. - Ростов-на-Дону, 2003. - С. 189-228.

УДК 008:001.8

Евтушенко Андрей Григорьевич

Московский государственный университет культуры и искусства

andrew@evtushenko.ru

РАСПОРЯЖЕНИЕ ОСТАНКАМИ: МОГИЛА КАК МЕСТО ПОКЛОНЕНИЯ

Статья раскрывает один из материальных аспектов исторической памяти: распоряжение останками выдающейся личности. Бережное отношение к памяти об умершем или уничтожение всяческих упоминаний о нем — вот два пути, которые выработало человечество. Что ожидает тело героя после смерти?

Ключевые слова: могила; историческая память, мощи святых, Мавзолей Ленина, Лжедмитрий I, Муамар Каддафи, Генрих Гиммлер, Адольф Гитлер, смертная казнь, паломничество, «Ангарская Атлантида».

Одним из важных материальных аспектов исторической памяти является сохранение могил выдающихся соотечественников. Сохранение останков у большинства народов мира носит сакральный смысл, то есть создает, восстанавливает или подчеркивает связь человека с потусторонним миром, с вечностью, куда отошел умерший.

Традиция бережного отношения к умершим уходит своими корнями в древность. Древние египтяне с особым почетом хоронили фараонов, создавая гробницы, уцелевшие до наших дней. Древние евреи заботливо оберегали все, относящееся к выражению горя по умершим предкам. Считалось унизительным не быть погребенным в могиле своих отцов [3, гл. 13:22]. Иудейский царь Ахаз по смерти своей был похоронен в Иерусалиме, «но не внесли его в гробницы царей Израилевых» [2, гл. 28:27], что считалось и унижением его сана царского, и позорным клеймом для всего народа, потому что «он развратил Иудею и тяжко грешил пред Господом» [2, гл. 28:19].

Тема бережного отношения к умершим явственно прослеживается в устном народном творчестве разных народов. Вот начало популярного сюжета в мировом фольклоре - «Кто будет охранять могилу отца?», в русском варианте более известного как сказка про Сивку-бурку:

«Жили три брата. Отец их был тяжело болен. Пришла старику пора умирать, собрались возле его

постели сыновья и спросили: не скажет ли он им что-либо на прощанье, не даст ли им свой родительский наказ? “Если вы захотите почтить мою память, -ответил им отец, - то после похорон пусть три ночи подряд каждый из вас по очереди охраняет мою могилу”» [16].

В другом варианте из слов умирающего отца (в -этом варианте это уже царь) можно узнать, для чего нужно стеречь тело на кладбище: «чтобы мои многочисленные враги не надругались над ним» [15].

А вот строки из незаконченного стихотворения

А.С. Пушкина (1830):

Два чувства дивно близки нам -В них обретает сердце пищу -Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам [7, т. 3, с. 176], где под «любовью к родному пепелищу» подразумевается привязанность к родному дому, а под «любовью к отеческим гробам» - верность памяти предков.

Для понимания значения умершего для общества наиболее важны религиозный и политический контексты, в рамках которых существовал герой. Бережное отношение к умершим, особенно это касается выдающихся личностей, национальных героев, религиозных подвижников, принимает различные формы:

1) тело погребают в привычном для мирского понимания порядке;

© Евтушенко А.Г, 2012

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

203

2) долго не хоронят: коронованных особ в XVIII веке хоронили через 40 дней после смерти. Это было необходимо, чтобы народ успел проститься с царем. Так, Петр I, умерший 28 января 1725 года, был похоронен только 10 марта (даты приведены по старому стилю). Это не выходило за рамки традиций XVIII века в отношении коронованных особ. В XIX веке это правило не соблюдалось [13];

3) вообще не хоронят, сохраняя его видимую целостность. Основатель социалистического государства Владимир Ильич Ульянов (Ленин) умер 21 января 1924 года. Тело его было забальзамировано и помещено в специально построенный на Красной площади Мавзолей. Долгие годы Советской власти тело Ленина являлось святилищем правящей коммунистической партии. Возле Мавзолея проводились самые значительные идеологические мероприятия Советского Союза. После демократической революции 1991 года стали раздаваться призывы к перезахоронению останков. Были даже кощунственные по любым меркам, православным и атеистическим, предложения. Так, шоумен Стас Намин, лидер популярной группы «Цветы», предлагал устроить мировое турне с трупом Ленина и гарантировал доходы от этого мероприятия, превышающие

1 млн. долларов. В январе 2011 года партия «Единая Россия» запустила сайт «goodbyelenin.ru» с голосованием по захоронению тела Ленина. Среди аргументов за захоронение инициатором кампании депутатом Мединским высказывалось то, что сохранение забальзамированной мумии Ленина на Красной площади противоречит религиозным, нравственным и христианским ценностям. По состоянию на вечер 13 ноября 2011 года за захоронение высказалось 66,75% пользователей, против - 33,25%, при общем количестве 337293 проголосовавших [12];

4) разделяют на частицы для религиозного поклонения верующими. Речь идет о мощах святых. Мощи почитаются с нравственно-назидательными и литургическими целями. Мощи нетленны и могут творить чудеса, главным образом исцелять от болезней. Разделение мощей изначально было вызвано необходимостью их положения в новые храмы для совершения на них литургии: церквей становилось все больше, и мощей явно не хватало. Сегодня мощи, например, святого благоверного князя Александра Невского находятся в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга, маленькая частичка мощей - в храме Александра Невского в городе Софии в Болгарии и мизинец - в Успенском соборе Владимира.

Если необходимо вытравить из памяти народа какое-то событие, то уничтожают человека и любые упоминания о географическом наименовании места, где происходили события, в политических целях требующие забвения. Река Яик была переименована в реку Урал в 1775 году по указу Екатерины II

после подавления Крестьянской войны под предводительством Пугачева, в которой активное участие принимали яицкие казаки.

Существует оригинальная теория российских ученых А. Фоменко и Г. Носовского, которые приводят интересные аргументы того, что Великий Новгород - это не средневековый город на задворках России, а могучее Владимиро-Суздальское княжество с центром в Ярославле. Когда же потребовалось уничтожить память о периоде могущественного правления русичей, то по заказу западных идеологов именование Великий Новгород присвоили третьестепенному городку на Северо-Западе Руси.

Тело умершего человека, пытавшегося, но не смогшего изменить ход истории, как правило, уничтожают либо хоронят тайно, не давая возможности создавать места для поклонения. Стрелявшую в Ленина эсерку Фанни Каплан сожгли в металлической бочке в Александровском саду [14]. Нет могилы Степана Разина, Емельяна Пугачева, Верховного правителя России адмирала Александра Колчака. Последний был расстрелян большевиками 7 февраля 1920 года, а тело спущено в Ангару. Таких примеров можно приводить множество, представлены они и в художественной литературе. Отступник Ан-дрий в «Тарасе Бульбе» умирает один, одинокий, и даже труп его остается брошен на растерзание птицам [4, т. 2, с. 298].

Тела убитых в 1606 году царя Лжедмитрия I и его сподвижника Петра Басманова решено было подвергнуть «торговой казни». В течение первого дня они лежали в грязи посреди рынка. На второй день с рынка был принесён стол или прилавок, на него положили тело Дмитрия. На грудь ему бросили маску, одну из тех, которые сам царь готовил для придворного карнавала, в рот воткнули дудку; под стол бросили труп Басманова. Три дня длились надругательства москвичей над телом - его посыпали песком, мазали дегтем и «всякой мерзостью» [8, с. 362]. После чего тело Дмитрия предали земле на кладбище для упившихся или замерзших, за Серпуховскими воротами, потом выкопали, сожгли и, смешав пепел с порохом, выстрелили из пушки в ту сторону, откуда он пришел - в сторону Польши [5, с. 214].

После этого события минуло 400 лет. Но стали ли победители добрее и снисходительнее к своим жертвам? 20 октября 2011 года глава Ливийской джамахирии полковник Муамар Каддафи, правивший Ливией 42 года, был убит разъяренной толпой. Последние минуты жизни Каддафи фактически превратились для него в пытку. Недавние подданные ливийского лидера оголтело линчевали схваченного ими правителя и издевались над ним, да еще и сексуально [11]! Боевики осквернили и уничтожили могилы его родственников на кладбище в его родном городе Сирте. Сам Каддафи был тайно похоронен в Ливийской пустыне, членам семьи не позволили при-

204

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

нять участие в погребении и не сообщили о месте, где находится его могила.

А вот еще примеры из современной истории. В 1945 году английская военная полиция, контролировавшая территорию послевоенной Германии, не могла допустить, чтобы могила Генриха Гиммлера, принявшего спрятанную в зубе ампулу с цианистым калием, стала новым святилищем для нацистов. Тело было кремировано, а пепел развеян в лесу близ Люнебурга (Германия).

Недосгоревшие останки Адольфа Гитлера и Евы Браун 5 мая 1945 года были найдены по торчавшему из земли куску одеяла и попали в руки советского СМЕРШа. В феврале 1946 г. останки, идентифицированные следствием как тела Гитлера, Евы Браун, супружеской четы Геббельс - Йозефа, Магды и их шестерых детей, а также двух собак, были захоронены на одной из баз НКВД в Магдебурге. В 1970 году, когда территория этой базы должна была быть передана ГДР, по предложению Ю.В. Андропова, утверждённому Политбюро ЦК КПСС, останки были вырыты, кремированы до пепла и затем выброшены в Эльбу [1, с. 201].

Память обо всех этих людях не должна сохраниться, иначе найдутся рано или поздно последователи и почитатели, которые подхватят идеи покойных и создадут новые проблемы победителям. Поэтому ничего не должно остаться от людей, которые преданы забвению. «Даже самоубийцы оставляют после себя записки и письма, чтоб как-то продлиться в сознании тех, кто их прочтет» [6, с. 379], - утверждает литературовед Игорь Золотусский. Об этом также хорошо сказал историк Карамзин: «Могилы бесчувственны, но живые страшатся вечного проклятия их в Истории» [6, с. 151].

В современной Европе до сих пор есть единственная страна, где казнят преступников. Это Белоруссия. Она не хочет ратифицировать протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека, отменившей 26 лет назад смертную казнь в мирное время. Как белорусская система наказаний решает вопрос с телом преступника после казни? Она не отдает его родственникам. О дате казни и месте захоронения родственникам тоже не сообщается. Обычно они узнают об этом, когда в очередной раз приносят передачу, а ее не берут. Мотивация чиновников: нельзя создавать идолов. Места захоронения расстрелянных могут стать фетишем, вокруг которого может концентрироваться опасность. Это не выжимки из оккультной литературы, это слова Олега Алкаева, бывшего белорусского палача (19962001 гг.) [9, с. 43-46].

Могила, как место захоронения праха почитаемого лица, может нести обществу целый комплекс этических, религиозных, национальных, политических и даже хозяйственных (!) проблем. В небольшой украинский город Умань во время еврейского Но-

вого года, Рош Ха-Шана, тысячи паломников из разных стран приезжают на могилу раввина Нахмана, основателя Брацлавской ветви хасидизма, похороненного в Умани в 1810 году. Улица Пушкина, где находится могила Нахмана и главная синагога, а также прилегающие к ней переулки и закоулки превращаются в хасидский квартал: торгуют различные еврейские лавочки, работают бесплатные и платные столовые, звучит громкая веселая музыка, кругом танцуют, едят, молятся хасиды. К концу празднества Умань утопает в мусоре, а коммунальные службы не в состоянии контролировать ситуацию. Несмотря на возмущение части местных жителей, которые регулярно проводят митинги протеста, городские власти приветствуют религиозный туризм и выступают против переноса праха раввина в Израиль. В 2011 году Умань приняла около 24 тысяч хасидов [10, с. 11].

Утрата ценных памятью народа останков приравнивается к потерям национального масштаба. Вот почему ученые сегодня так озадачены поиском останков великого художника Караваджо. Это важно для истории, для будущих поколений, тратятся немалые деньги на исследования, в том числе и такие дорогие, как радионуклидный анализ.

В Сибири при строительстве гидроэлектростанции 86 тысяч людей переселили с затапливаемых Братским водохранилищем земель. Могилы их предков остались на дне рукотворного моря. Лишившись их, они лишились опоры, вековой традиции преемственности поколений, памяти об ушедших предках. Для людей это стало подлинно трагическим обстоятельством. В литературе данное событие, которое еще называют «Ангарской Атлантидой», нашло отражение в романе Валентина Распутина «Прощание с Матерой».

Сохранение, уход за могилой, воздание посмертных почестей являются неотъемлемой частью мировой культуры поминовения и существенным фактором исторической памяти. Ни одно посмертное юбилейное событие не обходится без церемоний на могиле выдающейся личности. Главное, чтобы поклонение могилам не было лицемерным, наружным. Местам, где, как считают теперь, умер и погребен Иисус, поклоняются и воздают почести сотни тысяч людей, которые в то же время преступают Закон Божий.

Библиографический список

1. Безыменский Л.А. Операция «Миф», или Сколько раз хоронили Гитлера. - М.: Международные отношения, 1995.

2. Ветхий Завет Вторая книга Паралипоменон, гл. 28.

3. Ветхий Завет. Третья книга Царств, гл. 13.

4. Гоголь Н.В. Тарас Бульба // Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 9 т. / сост. и коммент. В.А. Воропаева, И.А. Виноградова. - М.: Русская книга, 1994.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

205

5. Гумилев Л.Н. Смутное время // Гумилев Л.Н. От Руси до России. - М.: Айрис-Пресс, 2008.

6. ЗолотусскийИ.П. Гоголь. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Мол. гвардия, 1984.

7. Пушкин А. С. Соч.: В 3 т. - СПб.: Золотой век, Диамант, 1997.

8. Скрынников Р.Г. Конец Лжедмитрия I // Три Лжедмитрия. 2-е изд. - М.: АСТ, 2003.

9. Репортаж «Поиграйте в бога» // Русский репортер. - 2011. - № 25 (203). - 30 июня - 7 июля.

10. Русский репортер. - 2011. - N° 39 (217). - 613 октября.

11. http://glavred.info/archive/2011/10/26/185315-12.html.

12. http: //goodbyelenin. ru/index/results.

13. http://imperator. spbnews.ru/nw/ceremon.html.

14. http://m-necropol.narod.ru/.

15. http://moodrost. ru/upriamstvo/zaveshchanie_ caria.html.

16. http: //skazochnikonline. ru/index/kto_budet_ okhranjat_mogilu_otca/0-2711.

УДК 1 (091)

Кашина Наталия Константиновна

кандидат филологических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

МОЛИТВЕННОЕ СЛОВО В. РОЗАНОВА

Слово «молитва» в творчестве В. Розанова ключевое. Реализуя его онтологическое содержание, писатель находит своеобразные возможности организовать текст, которые предваряют открытия в литературе XX века. Семантический статус приобретают интонация, графика, особая строфика, что обусловлено поисками невербальной стихии в литературе русского модернизма.

Ключевые слова: молитва, текст, семантическая насыщенность, безмолвие, строфика, интонация, онтологизм.

А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него

(Матфей 6:7-9).

«Насколько иссякает в нас сокровище веры, настолько мы начинаем тревожиться идеалами, которыми живут другие Церкви, - безбрежным развитием внутреннего чувства и субъективного мышления или заботами о судьбах человечества и его внешнем устроении. Этими заботами мы силимся наполнить пустоту, которая образуется в нашей душе с утратой веры...», - писал В. Розанов в «Легенде о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского» [5, с. 154]. Для самого же В. Розанова, как истинного сына своего времени, вопрос о подлинной вере был далеко не праздным. Несмотря на все перипетии пути к истинной вере, он целеустремлённо и неотступно двигался к ней.

Сменив философию «понимания» на философию «жизни», В. Розанов и в вере искал не рациональной убедительности, а непосредственного чувства. Единение с Богом наступает, по его мнению, в непосредственном обращении к Нему, в молитве. Если и раньше писатель не раз убеждал и себя, и своих читателей в том, как необходима человеку вера, то после болезни «любимого Друга», Варвары Дмитриевны, вера стала единственным его пристанищем. В этом смысле «Уединённое» есть не что иное, как погружение в религиозность.

«И вовсе я не был постоянно с Б., а она; а я -видя постоянно её с Б. - тоже угвоздился к Богу.

Впрочем, с университета (1-й же курс) я постоянно любил Его .», - пишет В. Розанов в «Опавших листьях» [6, с. 280].

Однако именно в связи с болезнью жены смерть впервые открылась как реальность, страх потерять единственно близкого человека стал доминантой в отношениях с жизнью. Именно через молитву приходит к писателю понимание значения близких людей: матери, «друга», а сама молитва становится подлинным откровением.

В письме Э. Голлербаху от 26 октября 1918 г.

В. Розанов и своё литературное творчество явно соотносит с молитвой, определяя его сущность следующим образом: «“После Гоголя и Щедрина - Розанов с его молитвою”.

Ах, так вот где суть... Когда зерно сгнило, уже сгнило: тогда, на этом ужасающем “уже”, горестном “уже”, слёзном “уже”, что оплакано и представляет один ужас небытия и пустоты, полного - становится безматериальная молитва ...

Ведь в молитве нет никакой материи Никакого нет строения Построения

Нет даже черты, точки...

Именно -Тайна -в его тайне

206

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

© Кашина, Н.К., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.