УДК 94(470, 67)
«ДИКОВИННЫЙ» ОБРЯД ВЫЗОВА ДОЖДЯ В РЕЛИГИОЗНОЙ ПРАКТИКЕ НАСЕЛЕНИЯ ПРИКАСПИЙСКОГО ДАГЕСТАНА (652/653 год)
© 2009 г. Л.Б. Гмыря
Институт истории, археологии и этнографии The Institute of History, Archeology and Ethnography
Дагестанского научного центра РАН, of Dagestan Scientific Center of RAS,
367000, г. Махачкала, ул. М. Ярагского, 75 M. Yaragskiy St., 75, Makhachkala, 367000
На основе исторических данных рассматривается содержание обряда вызова дождя, практиковавшегося номадами раннего средневековья Прикаспийского Дагестана. Особенность данного обряда состоит в использовании останков знаменитого арабского полководца, который погиб при штурме хазарского города Баланджара в 652/653 году.
Ключевые слова: Дагестан, Баланджар, Дербент, Анджи, средневековье, обряд, вызов дождя, могила, останки, мощи, халифат, каганат, арабы.
On the basis of historical data the author considers the content of a rite of calling rain, practiced by the nomads of the early-medieval in the Littoral Dagestan. The peculiarity of the given rite consists in using the relics of a famous Arab general, who died in the conquest of the Khazar town of Balanjar in 652/653.
Keywords: Dagestan, Balandzhar, Derbent, Angie, Middle Ages, rite, call rain, grave, relic, caliphate, Arabs.
В трудах ряда арабоязычных авторов и в дагестанской хронике «Дербенд-наме» сохранились сведения о своеобразном обряде вызова дождя с использованием останков умершего знаменитого человека, практиковавшемся населением Прикаспийского Дагестана в раннем средневековье. В арабоязычных источниках информация об этом обряде восходит к стихотворению поэта Абду-рахмана ибн Джуманы ал-Бахили, в котором упоминаются священные для мусульман могилы двух выдающихся арабских полководцев. Имена их не названы, но данные об обстоятельствах гибели и местах захоронений указывают вполне определенно как на личности героев, так и на время их деятельности. Информация об обряде вызова дождя представляет собой сообщение поэта о «диковинке», т.е. необычном явлении, связанном с одной из священных могил, находившейся в Прикаспии.
Наиболее раннее цитирование стихотворения ибн Джуманы с данными об обряде принадлежит историку IX в. ибн Кутейбе: «Есть у нас две могилы, могила Баланджара и могила в Синистане. О, удивительные могилы! Тот, который [похоронен] в Сине - всеобъемлющи были его завоевания, а тот, который у турок, то при его помощи добывается [дождевая] влага» [1, с. 100]. Эта цитата поэта помещена также в трудах историка ал-Балазури (умер в 879/892 г), географов ибн ал-Факиха (писал в 902-903 гг.) и Якута (XIII в.). Перевод ее из ал-Балазури неточный: «У нас две дорогих могилы: одна в Баланджаре, а другая в Синистане (Китае). Та, которая в Китае, принадлежит лицу, известному своими обширными завоеваниями. А эта - лицу, известному своими необыкновенными щедротами» [2, с. 14]. А.Н. Генко указал, что последняя фраза стихотворения содержит в оригинале информацию об обряде вызова дождя [1, с. 101, прим. 1]. Ибн ал-Факих писал: «У нас есть две могилы: могила в Беленджере и могила в Синистане. О, дивные могилы! Что касается до того, кто похоронен в могиле в Сине, то завоевания его обширны, а при помощи второй испрашивается ниспослание дождя» [3, с. 13].
Арабоязычные авторы приводили стихотворение ибн Джуманы, описывая трагические события в истории Арабского халифата, связанные с разгромом арабских войск на Северо-Восточном Кавказе в 40-50-х гг. VII в. и гибелью при штурме города Баланджара 4 тыс. воинов и главнокомандующего арабской армией. При этом, комментируя сведения поэта, арабские авторы называли имя погибшего полководца и приводили о нем некоторые данные. Так, ибн Кутейба указывал: «Убили Сальмана в Баланджаре в стране турок в халифат Османа» [1, с. 101]. Ал-Балазури сообщал, что «за рекой Баланджаром» погиб Сальман ибн Раби'а, который был «первым судьей в Куфе». Он также поместил сведения о нем и другом арабском полководце, имеющиеся у поэта ибн Джума-ны: «Об (этом же) Сальмане и о Кутайбе ибн-Муслиме говорит (поэт) ибн-Джумана бахилит...» [2, с. 14]. Ибн ал-Факих указывал, что поэт прославлял в своем стихотворении «Сальмана ибн Рабия и могилу его за рекою Беленджером у Баб-ул-Абваба» [3, с. 13]. Якут также считал, что сведения поэта о погибшем полководце относятся к Сальману ибн Рабиа [1, с. 101].
Современник ибн Кутейбы арабский историк ат-Табари, описывая разгром арабских войск под Баланд-жаром, привел сведения об обряде вызова дождя без ссылки на первоисточник и в своем комментарии указал имя иного арабского полководца, с которым связал обряд - Абд ар-Рахмана ибн Раби'а. Причем ат-Табари поместил информацию об обряде дважды. Под 22 г.х. (642/643 г.) историк отметил, что Абдурахман «совершал походы во время Усмана, а был убит. в правление Ус-мана...» [4, с. 449], т.е. в период между 644-656 гг. Далее автор указал: тюрки после этого осмелели, но это не помешало им забрать тело Абд ар-Рахмана. До сих пор они испрашивают дождя с его помощью» [4, с. 449]. Этой цитаты об обряде вызова дождя нет в другом издании ат-Табари [5]. Под 32 г.х. (652 г.) ат-Табари вновь сообщил об обряде, описав детали его проведения: «А люди взяли тело Абд ар-Рахмана, положили его в боль-
шую корзину. Он остался в руках [мусульман]. И до сегодняшнего дня они испрашивают его именем о ниспослании дождя и победы в сражении» [4, с. 452]. Вариант перевода: «Народ (тюрки) взял тело Абд ар-Рахмана, положили его в гроб (сафат-корзина). Он оставался среди них, и они по сей день испрашивают дождь при помощи [этого тела]» [5, с. 76]. Здесь опущена информация об обряде победы в сражении.
Ибн ал-Асир под 32 г.х. (652/653 г.) сообщил о гибели арабского полководца под Баланджаром, назвал его имя и привел сведения об обряде: «В этом, 32 году, хазары и тюрки одержали победу над мусульманами... Тем временем тюрки объединились с хазарами и вступили с мусульманами в кровопролитную войну, в которой был убит Абдаррахман, носивший прозвище Зу-н-Нун, название его меча. Жители Баланджара захватили его тело и положили в гроб, и до сих пор испрашивают себе через него дождя» [6, с. 19-20].
В периодизации северокавказских войн халифата хронологически выделяется два этапа - первый (ранний): 22-32/642-643-652-653 гг. и второй: 88-121/706707-739-740 гг. На первом этапе арабы смогли закрепиться в Дербенте (описание событий и историографию см.: [7, с. 283; 8, с. 60-69]). Время захвата Дербента арабами точно не восстанавливается из-за противоречивых сведений источников. Исследователи ведут дискуссию вокруг двух дат - 642 и 652 г. [9, с. 37, 117]. По данным ат-Табари, передача Дербента арабам его персидским правителем Шахрбаразом произошла в 22/642-643 г. в правление халифа Умара ибн ал-Хаттаба (634-644 гг.) [5, с. 72-74; 4, с. 446-449]. Как сообщал ат-Табари, операция по взятию Дербента возглавлялась арабским полководцем Суракой б. 'Амра, но осуществление ее было поручено Абд ар-Рахману б. Раби'а, который возглавил авангард арабских войск и вел переговоры с правителем города. Об этом же пишет, зависящий от него ибн ал-Асир. Однако все другие арабоязычные авторы назвали в связи с ранними походами арабов в район Северного Кавказа имя его брата, полководца Салмана б. Раби'а [10, с. 446-447, прим. 343].
Закрепившись в Дербенте, арабы начали завоевательные операции в юго-восточной провинции Хазарского каганата (современный Прикаспийский Дагестан). В арабоязычных источниках военные операции против хазар на Северо-Восточном Кавказе обозначены как «поход против тюрок» или «поход на Баланджар» [11, с. 78; 7, с. 283-284; 8, с. 62]. Причем Баланджар выступает в них и как пограничная область, расположенная севернее Дербента, и как страна, город, река, горная гряда. У армяноязычных и византийских историков в равнинных районах Северо-Восточного Кавказа («при подошве гор») в VII в. помещена «страна гуннов» - политическое образование гунно-булгарских племен, включенное в состав Хазарского каганата [См: 12, с. 181-192; 13, с. 199-209; 14, с. 138-152; 15, с. 81-89; 16, с. 120122; 11, с. 54-66 и др.; 17, с. 156-165; 18, с. 166-173; 7, с. 281-283]. По данным ат-Табари, завоевательные походы против Баланджара продолжались в течение десяти лет - 22-32/642-643-652-653 гг. Захват города арабскими войсками ат-Табари отнес к 22/642-643 г. [5, с. 74;
4, с. 449], этим же годом он обозначил вторжение арабов во внутренние владения Хазарского каганата (город ал-Байда), удаленные от Баланджара 20-дневным переходом (200 фарсахов) [5, с. 74; 4, с. 449]. Однако сведения о походе арабов на ал-Байду признаны недостоверными [10, с. 441]. По данным ат-Табари, разгром войск арабов под Баланджаром произошел в девятом году правления халифа Усмана (644-656) [4, с. 452], что соответствует 31/651-652 г. При его штурме погиб арабский полководец Салман б. Раби'а (по версии ат-Табари-Абд ар-Рахман б. Раби'а). Ранний арабский историк Халифа б. Хаййат привел три даты гибели Салмана б. Раби'а под Баланджаром - 29/649-650 г., 30/650-651 и 31/651-652 г. [19, с. 36; 20, с. 445-446]. Он также был осведомлен, что завоевание хазарских провинций в Прикаспии не было одноактным мероприятием и проходило в правление двух халифов - Умара и Усмана [19, с. 35-36; 20, с. 444445]. Ал-Куфи связал поход Салмана б. Раби'а на Дербент и Баланджар и гибель его с правлением халифа Усмана [21, с. 455-457]. Некоторые исследователи полагают, что завоевание арабами Дербента и их поражение под Баланджаром произошли в течение одной операции 653 г., а в арабоязычных источниках одни и те же эпизоды военной акции включены «в повествование о разных годах с разрывом в 10 лет» [22, с. 170]. А.П. Новосельцев признавал реальным продвижение арабов в район Дербента в 40-е гг. VII в. и возможное повторное покорение его и областей к северу от него в 652/653 г. [15, с. 174175]. Разгром арабских войск под Баланджаром, где погибло 4 тыс. воинов [2, с. 14; 23, с. 5], стал общегосударственной трагедией халифата. Об этом событии упоминают все арабо- и персоязычные авторы, отмечая что могилы погибших воинов почитаются в мусульманском мире как «могилы мучеников» [24, с. 11; 21, с. 457], так как погребенные в них воины «были убиты за веру» [3, с. 11].
По данным арабоязычных источников, точно не устанавливается время бытования обряда вызова дождя у жителей Баланджара, в котором были задействованы останки убитого арабского полководца. Его гибель отнесена арабскими историками к 50-м гг. VII в. Наиболее ранние сведения об обряде относятся к IX в. Сюжет об обряде вызова дождя арабоязычными авторами помещен при описании первого этапа завоевательных походов в Прикаспийском Дагестане (40-50-е гг. VII в.) и о нем нет данных в описаниях операций против Баланджара в 722/723 г. и 731/732 г., в период второго этапа войны на Кавказе (707-737 гг.). Учитывая это обстоятельство, сведения арабских авторов об этом обряде можно отнести к середине VII в. Но сам обряд с использованием мощей выдающихся людей, по всей видимости, имел у населения Прикаспия более глубокие традиции.
Содержание обряда раскрывается из комментариев арабских авторов к данным о нем поэта ибн Джуманы. Ибн Кутейба разъяснил сущность обряда: «... и говорят, что кости у баланджарцев [хранятся] в гробу. Когда не выпадает у них [букв.: задерживается над ними] дождь, они выносят его [т.е. гроб] и испрашивают при посредстве его дождь и получают его [букв.: орошаются]» [1, с. 101]. У поэта информация об обряде лаконична - в
нем задействована только могила арабского полководца. Источник дополнительных данных историка ибн Кутей-бы об особенностях ритуалов, сопровождавших обряд, не известен. У ат-Табари вместилище праха убитого арабского полководца обозначено как «большая корзина» (сафат) [5, с. 76; 4, с. 452]. М.И. Артамонов, пользовавшийся немецким списком труда ат-Табари, привел искаженные данные об обряде: «Тело Абд ар-Рахмана хазары поместили в большом сосуде и сохраняли в нем, они полагали, что с его помощью можно вызвать дождь и засуху и обеспечить победу в войне» [12, с. 179; 13, с. 196]. Исследователь полагал, что тело арабского полководца жители Баланджара хранили «в сосуде, вероятно, в законсервированном виде» [12, с. 179; 13, с. 196]. Однако у арабоязычных авторов имеется информация о нахождении останков арабского полководца в специальном футляре (гробе), видимо, сплетенном из стеблей растений, аналогично корзине. Этот факт находит подтверждение в археологических материалах Прикаспийского Дагестана раннесредневекового времени [25, с. 64, рис. 16].
Дополнительные подробности к стихотворению ибн Джуманы, отсутствующие у других авторов, привел Якут: «Он [т.е. поэт] имеет в виду, что турки или хазары, после того как они убили Сальмана ибн Ра-би'а и товарищей его, наблюдали каждую ночь великий свет над местом убиения. И говорят, что они похоронили их и взяли Сальмана ибн Раби'а, и поместили его в гробу, и отправили в свой храм [собств. дом поклонения]. Когда же они были поражены засухой или страдали от нее, они выносили гроб и снимали с него покров и получали дождь» [1, с. 101]. У него же имеется и лаконичный комментарий: «Поместили его в гробу и затем испрашивали при помощи его дождь, когда страдали от засухи» [1, с. 101].
Проведение обряда вызова дождя у жителей Баланд-жара восстанавливается по данным арабоязычных авторов в следующем виде. Хранящийся в языческом храме (доме поклонения) гроб с мощами (костями, телом) знаменитого врага - арабского полководца, убитого в сражении за Баланджар, во время засухи выносили из храма и снимали с него покров. И далее производили языческое моление - испрашивали дождь. Открытым остается вопрос, что из себя представлял объект поклонения местных жителей - костные останки или определенным образом мумифицированное тело арабского полководца? Исследователи, касавшиеся данных арабоязычных источников о факте задействования в обрядовой практике местного населения Прикаспия мощей убитого знаменитого врага, интерпретировали их по-разному. А.Н. Генко отметил «магическую роль костей в деле вызывания дождя, притом по преимуществу костей людей, чем-либо выдающихся...» [1, с. 101]. М.И. Артамонов указал на «почитание хазарами тела убитого врага.» [12, с. 179; 13, с. 196]. Ссылаясь на данные ат-Табари, он писал, что жители Баланджара вызывали с помощью тела убитого полководца дождь и засуху [13, с. 196]. Однако первоисточник (арабский поэт) и комментаторы обряда (арабские историки и географы), как было пока-
зано, называли один вид обряда календарного цикла -вызов дождя во время затяжной засухи.
В местной дагестанской хронике «Дербенд-наме» также имеется сюжет об обряде вызова дождя жителями Прикаспийского Дагестана, в котором использовались мощи погибшего арабского полководца. Исследователи отмечают зависимость сведений «Дербент-наме» (до VIII в.) от арабоязычных авторов ал-Балазури, ал-Куфи, Бал'ами, ат-Табари, ибн ал-Асира и др. [26, с. 33]. Относительно источников «Дербенд-наме» об обряде вызова дождя существуют разные точки зрения. Отмечается, что отдельные детали как в «Дербенд-наме», так и у ара-боязычных авторов «(например, значение останков убитых мусульманских предводителей) содержат много общего» [27, с. 63; 26, с. 30], однако сущность обряда, отмеченная в «Дербенд-наме», противоположна указанной в арабоязычных источниках. Информация об обряде в обоих категориях источников интерпретируется исследователями и как легендарная [26, с. 30], и как «немусульманская» [26, с. 31], т.е. имеющая местное происхождение и заимствованная арабскими историками. Среди возможных первоисточников предполагаются местные исторические записи и фольклорные рассказы, воспринятые арабскими воинами [26, с. 31]. Ряд особенностей в передаче сюжета об этом обряде в «Дербенд-наме» показывает, что местный автор заимствовал данные о нем из арабоязычных сочинений, но сам рассказ нельзя считать прямым заимствованием, скорее всего это авторская интерпретация арабоязычного сюжета, однако исказившая суть обряда.
Сюжет об обряде в «Дербенд-наме» занимает ту же хронологическую нишу, что и у арабоязычных авторов. Он связан с описанием арабо-хазарской войны 40-50-х гг. VII в. Если у арабоязычных авторов сообщалось о Баланджаре, гибели при его штурме арабского полководца Сальмана ибн Раби'а (или его брата Абдурахмана ибн Раби'а) и 4 тыс. воинов, то в «Дер-бенд-наме» речь идёт о г. Анджи одноименного владения, гибели при его штурме двух героев-арабов «Сальмана и Рабиа» и отряда из 40 воинов-шехидов [28, с. 31; 29, с. 50; 30, с. 23].
Описание самого обряда вызова дождя в различных списках «Дербенд-наме» отличается. Общим в них является указание на то, что после гибели арабов-героев в Анджи наступила засуха. В Петербургском списке 1810 г. источника сообщается: «Рассказывают, что после [их] мученичества наступила засуха (кахтелик). Когда население Анджи и весь народ пограничья были уже близки к гибели от засухи, [их] монахи (рахиб), обратившись к [помощи] астрологии, сказали: "Тела этих мусульман // вы отдайте им, завернув, по правилам ислама, в саваны и положив в гробы. Знайте правду: лишь после исполнения [этого обряда] в вашем вилайете наступят процветание и благоденство, и вы все не погибнете от засухи"».
Вельможи из числа жителей Анджи собрались вместе и поступили с телами праведных покойников согласно правилам мусульман. Положив в гробы тела обоих святых праведников - Салмана и Раби'а ал-Бахили, они раздали много милостыни в их честь и прочитали молитвы. После того, как они вступили таким образом на
истинный путь, пошел дождь и в вилайет Анджи пришло благоденствие» [29, с. 50-51]. В Румянцевском списке 1815-1816 гг. «Дербенд-наме» практически повторен текст Петербургского списка [30, с. 24]. В арабском списке «Дербенд-наме» (местный перевод с турецкого 1817-1818 гг.) говорится: «Когда погибли мусульмане, в вилайате хакана произошла засуха, не было дождя, так что чуть [все] не погибли. И тогда сказали жрецы (ках-хан): "Если вы не передадите тела мусульман им (мусульманам), то все вы погибните". Кяфиры поверили их словам, сделали для Салмана и Раби'а гроб (табут) и передали мусульманам. После этого пришла к ним помощь и земля их стала плодородной» [28, с. 31].
По данным «Дербенд-наме», необходимость исполнения обряда вызова дождя исходила от языческих служителей культа. В тюркоязычных списках они обозначены как «монахи», в арабоязычном - как «жрецы». Служители культа, а конкретно астрологи, исполнили определенный ритуал («обратились к помощи астрологии»), видимо, устроили гадание по звездам. Их заключение по выходу из кризисной ситуации (засухи) состояло в необходимости проведения мусульманского обряда захоронения двух арабских полководцев. Более того, первичные каноны погребального обряда должны были провести «вельможи» Анжи, т.е. правитель и высшие сановники, являвшиеся немусульманами. Затем погибших должны были передать арабам (мусульманам).
Обряд вызова дождя, описанный в «Дербенд-наме», противоположен по содержанию обряду, сведения о котором сохранились у арабоязычных авторов IX-XII вв. По их данным, как отмечалось, обряд предусматривал вынос гроба с прахом арабского полководца из храма, снятие покрова с гроба, т.е. обнажение мощей на дневном свете. По местному источнику, напротив, останки полководца необходимо было захоронить, т.е. зарыть в землю (могилу). Возможно, составитель «Дербенд-наме» интерпретировал данные арабоязычных авторов об обряде вызова дождя у жителей города Баланджара с точки зрения праведного мусульманина. В источнике проведение мусульманского обряда захоронения арабского полководца напрямую связано с прекращением засухи и в конечном счете - с процветанием и благоденствием г. Анджи. Возможно также, что в местном источнике приведены более поздние данные о священных останках арабского полководца, относящиеся ко времени принятия ислама жителями Прикаспийского Дагестана и отказа от языческих верований. О засухе автор говорил как о бедствии страны неверных, где тела врагов не были захоронены. И как только «вельможи» Анджи «вступили таким образом на истинный путь», т.е., видимо, приняли мусульманскую религию, пошел дождь.
Арабоязычные авторы в отличие от составителя «Дер-бенд-наме» с точностью описали суть одного из видов распространенного обряда вызова дождя, пережиточно сохранившегося у ряда дагестанских народов. Вскрытие старых (древних) могил и вынос мощей умерших на дневной свет приводят, как считается, к дождю, а их зарывание в землю, напротив, - к ясной погоде. В «Дербенд-наме» ритуал закапывания останков имеет противоположный смысл, а именно вызвать дожди.
Литература
1. Генко А.Н. Арабский язык и кавказоведение // Труды ИВ. № 36. М.; Л., 1941.
2. Из сочинения Баладзори «Книга завоевания стран» / пер. с араб. П.К. Жузе // Материалы по истории Азербайджана. Вып. 3. Баку, 1927.
3. Ибн ал-Факих. Из «Книги о странах» / пер. с араб. Н.А. Караулова // Сведения арабских писателей о Кавказе, Армении и Азербайджане. СМОМПК. Вып. 21. Тифлис, 1902.
4. Ат-Табари. История пророков и царей / пер. с араб. Н. Гараевой // История татар с древнейших времен : в 7 т. Т. 1. Народы степной Евразии в древности. Приложение 10. Казань, 2002.
5. Шихсаидов А.Р. Книга ат-Табари «История посланников и царей» о народах Северного Кавказа // Памятники истории и литературы Востока. М., 1986.
6. Из «Тарих ал-Камиль» (полный свод истории) ибн ал-Асира / пер. с араб. П.К. Жузе // Материалы по истории Азербайджана. Баку, 1940.
7. Гмыря Л.Б. Хазары на Кавказе // История татар с древнейших времен. Т. 1.
8. Гмыря Л.Б. Тюркские народы Северного Кавказа СУШ-Х вв.) // История татар с древнейших времен. Т. II. Волжская Булгария и Великая степь. Казань, 2006.
9. История Востока : в 6 т. Т. 2. Восток в средние века. М., 2002.
10. Гараева Н. Сведения арабских и персидских историков о походах к северу от Дербента (22/642-643 и 119/737 гг.) // История татар с древнейших времен. Т. 1.
11. Гмыря Л.Б. Страна гуннов у Каспийских ворот. Махачкала, 1995.
12. АртамоновМ.И. История хазар. Л., 1962.
13. Артамонов М.И. История хазар. СПб., 2002.
14. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа ^-Х вв. Л., 1979.
15. Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990.
16. Кляшторный С.Г. «Народ Аспаруха», гунны Кавказа и древнетюркский олимп // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 г. Памяти чл.-кор. РАН А.П. Новосельцева. М., 2000.
17. Гмыря Л.Б. Гунны на Северном Кавказе // История татар с древнейших времен... Т. 1.
18. Гмыря Л.Б. Наследники гуннов в степях юго-восточной Европы: савиры, авары // Там же.
19. Бейлис В.М. Сообщение Халифы ибн Хаййата ал-Усфури об арабо-хазарских войнах в VII - первой половине VIII в. // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 г.
20. Халифа б. Хаййат. Тарих (История) / пер. с араб. Н. Гараевой // История татар с древнейших времен... Т. 1.
21. Ал-Куфи. Китаб ал-Футух (Книга завоеваний) / пер. с араб. Н. Гараевой // Там же.
22. Большаков О.Г. История Халифата. II. Эпоха великих завоеваний (633-656). М., 1993.
23. Куби Я. История / пер. в араб. П.К. Жузе // Материалы по истории Азербайджана. Вып. 4. Баку, 1927.
24. Абу Мухаммад Ахмад ибн А 'сам ал-Куфи. Книга завоеваний (Извлечения по истории Азербайджана ТИХ вв.) / пер. с араб. З.М. Буниятова. Баку, 1981.
25. Магомедов М.Г. Образование Хазарского каганата. М., 1983.
26. Шихсаидов А.Р., Оразаев Г.М.-Р. О рукописях и изданиях «Дербенд-наме» (Вместо предисловия) // Мухаммед Аваби Акташи. «Дербенд-наме». Махачкала, 1992.
Поступила в редакцию
27. Саидов М.-С., Шихсаидов А.Р. «Дербенд-наме» (к вопросу об изучении) // Восточные источники по истории Дагестана. Махачкала, 1980.
28. Дербенд-наме / пер. с араб. А.Р. Шихсаидова // Восточные источники по истории Дагестана. Махачкала, 1980.
29. Акташи Мухаммед Аваби. Дербенд-наме (Петербургский список) / пер. с азерб. Г.М.-Р. Оразаева. Махачкала, 1992.
30. Дербенд-наме (Румянцевский список) / пер. с азерб. Г.М.-Р. Оразаева // Дагестанские исторические сочинения / А.Р. Шихсаидов [и др.]. М., 1993.
10 апреля 2008 г.