Научная статья на тему '"несколько слов" об этногенезе чеченского рода г1умхой'

"несколько слов" об этногенезе чеченского рода г1умхой Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
855
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЧНЯ / ДАГЕСТАН / ТЕЙПЫ / ЭТНОГЕНЕЗ / КАВКАЗ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сайдаев И.В.

В первой части нашего рассказа о путешествии в Г1умха мы вскользь затронули тему этногенеза чеченского рода г1умхой, отметив, что его происхождение до сих пор точно не выяснено. По некоторым не подтвержденным данным, название рода г1умхой было записано на чеченском котле «Нашаха йай» (национальный котел чеченцев), эту версию озвучил в частной беседе с моим дедушкой Халидом Сайдаевым, его друг и товарищ, известный чеченский этнограф Ибрагим Саидов еще в 80-тых годах прошлого века. Бытует версия, что род г1умхой являются выходцами из Шама (древняя страна на Ближнем Востоке) пришедшими на территорию Чечни и Дагестана под знаменем ислама и осевшими сначала в окрестностях Кумуха (крепость Гумик), а последствии с поступательным движением ислама и мусульман, распространившими свое влияние по всему Кавказу. Чтобы подтвердить или отвергнуть ту или иную гипотезу об этногенезе чеченского рода г1умхой, будет логично, если мы начнем исследовать этот вопрос с того момента, как исламские войска совершили поход на территорию Кавказа, в частности современного Дагестана. Если мы обратимся к историческим хроникам, во времена проникновения ислама на Кавказ и в частности в Дагестан, то сразу же обнаружим несколько совпадений, которые могут помочь нам разобраться в данном вопросе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"несколько слов" об этногенезе чеченского рода г1умхой»

ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Сайдаев И.В.

политолог, журналист, руководитель Чеченского отделения Общества развития русского

исторического просвещения просвещения "Двуглавый Орел "

«НЕСКОЛЬКО СЛОВ» ОБ ЭТНОГЕНЕЗЕ ЧЕЧЕНСКОГО РОДА Г1УМХОЙ1

Аннотация: в первой части нашего рассказа о путешествии в Г1умха мы вскользь затронули тему этногенеза чеченского рода г1умхой, отметив, что его происхождение до сих пор точно не выяснено. По некоторым не подтвержденным данным, название рода г1умхой было записано на чеченском котле «Нашаха йай» (национальный котел чеченцев), эту версию озвучил в частной беседе с моим дедушкой Халидом Сайдаевым, его друг и товарищ, известный чеченский этнограф Ибрагим Саидов еще в 80-тых годах прошлого века. Бытует версия, что род г1умхой являются выходцами из Шама (древняя страна на Ближнем Востоке) пришедшими на территорию Чечни и Дагестана под знаменем ислама и осевшими сначала в окрестностях Кумуха (крепость Гумик), а последствии с поступательным движением ислама и мусульман, распространившими свое влияние по всему Кавказу.

Чтобы подтвердить или отвергнуть ту или иную гипотезу об этногенезе чеченского рода г1умхой, будет логично, если мы начнем исследовать этот вопрос с того момента, как исламские войска совершили поход на территорию Кавказа, в частности современного Дагестана. Если мы обратимся к историческим хроникам, во времена проникновения ислама на Кавказ и в частности в Дагестан, то сразу же обнаружим несколько совпадений, которые могут помочь нам разобраться в данном вопросе.

Ключевые слова: Чечня, Дагестан, тейпы, этногенез, Кавказ

Первая версия: г1умхой выходцы из Древнего Шама, осевшие в Кази-Кумухе.

Согласно историческим хроникам, проникновение исламского государства на Кавказ началось еще в эпоху правления третьего праведного Халифа Умара ибн аль-Хаттаба.

До начала этого исторического события, в современном Дагестане, в различные периоды предшествовавших вторжению арабских завоевателей, складывались множество политических и религиозных образований, которые можно условно обозначить как государственные образования в виде феодальных княжеств или городов - государств. Задолго до прихода на Кавказ арабов, союзом горцев, основанным на политическом, религиозном и культурных основах была Кавказская Албания. Однако, во времена вторжения арабов Кавказская Албания уже потеряла свою былую мощь и самостоятельность. В интересуемый нас период, самым активным и мощным политическим образованием на Кавказе (северо-восточная его часть) был Хазарский каганат. Влияние Хазарского каганата не распространялось лишь на город Дербент, который входил в ареал влияния Сасанидского государства, и находился в состоянии войны с хазарами. В тоже время горные и предгорные районы были покрыты целой сетью феодальных и племенных образований, возглавляемых местными «царями», которые были связаны договорными отношениями с сасанидами: иногда получали от них поддержку за охрану горных проходов2.

После сокрушения Халифатом Сасанидского Ирана в VII в., обстановка на Кавказе резко изменилась. Исторические хроники сообщают, что в это время в Дагестане резко уменьшилось количество персидских гарнизонов, несших службу при входах в

1 Статья впервые опубликована на сайте Научного общества кавказоведов: http://www.kavkazoved.info/news/2019/01/01/neskolko-slov-ob-etnogeneze-chechenskogo-roda-g1umhoj.html

2 Магомедов Р.М. История Дагестана: Учебное пособие; 8 кл. — Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2002. С. 57.

стратегически важных направлениях. Последствием чего, стало уменьшение количества сасанидских воинов и усиление присутствия на этих ранее подконтрольных сасанидам территориях хазар, и их проникновение в Закавказье.

В это время Исламское государство, управляемое Халифом Умаром начинает активные военные действия на Кавказе. После взятия города Барда под власть арабов попадает Кавказская Албания, после чего с Закавказья исламская армия начинает продвижение в сторону Дагестана1.

Командующим исламским военным соединением вторгшимися на территорию современного Дагестана в 643 г., и подступившей к городу крепости Дербент, был Абд ар-Рахман ибн Рабиа, подчинявшийся командующему исламскими войсками Сураки ибн Амру.

Согласно тем же историческим данным, после некоторого времени, находясь в осаде, правитель Дербента, или по другим данным, командир персидского гарнизона Шахрбараз согласился сдать город арабам на условиях, что его вместе с отрядом примут к себе на службу, сохранив им прежнее положение привилегированной стражи. По этому поводу ат-Табари пишет: «Условия мира должны были заключаться в том, чтобы от дербентцев не требовали никаких податей и повинностей». За это дербентцы по условиям мира обязаны были запереть «все ущелья и не пропускать» в сторону Закавказья никого. Арабы согласились на это, причем договор был утвержден Халифом Умаром. Сурака ибн Амр, став начальником города Дербент, старался превратить его в базу для дальнейших завоеваний арабов. Отсюда Сурака организовал завоевательные походы из Дербента на Северный Дагестан. Так, отряд Абд ар-Рахмана и его брата Салмана совершил поход на хазарский город Баланджар в 652 г., но неудачно. В этом походе Абд ар-Рахман погиб23.

Отряд, вторично посланный против хазар, был разгромлен. Командир отряда Салман ибн Рабиа погиб, а отступавшие арабы были истреблены у самых стен Дербента.

Однако, после этого поражения, присутствие арабов и попытки их проникновения вглубь Дагестана не прекращались. Серьезное противодействие продвижению арабов оказывали хазары.

На тот момент на некоторое время мусульмане прекращают свою завоевательную деятельность в Дагестане. В 656 г. борьба за власть между родом омейядов и сторонников Али, приводит к тому, что в Исламском халифате начинаются крупные волнения и беспорядки, обернувшиеся военным противостоянием. Исламские войска, находящиеся на Кавказе, спешат принять в ней участие и оставляют Закавказье и Дагестан незащищенными, чем опять пользуются хазары и проникают далеко на юг. Земли до реки Араксер становятся их кочевьем.

Следующий этап завоевания Дагестана арабами начинается, когда правителем арабской (исламской) провинции Армения был назначен Джаррах ибн Абдуллах ал-Хакими.

Историк АТ-Табари пишет о походах Джарраха: «Арабы разбив хазар в южном Дагестане, проникли в горы Дагестана и преодолели сопротивление жителей Хамзина и Гумика, разрушили и разграбили в результате карательных походов Кайтаг и Табасаран, за

4

отказ признать их власть» .

В этих строках мы встречаем первое упоминание топонима Гумик, фонетика которого совпадает с этнонимом чеченского рода г1умхой, и преданием о том, что г1умхой некогда обитали на территории Дагестана и жили в одной из горных крепостей, контролировавших горные проходы.

1 Магомедов Р.М. История Дагестана: Учебное пособие; 8 кл. — Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2002. С. 60.

2 Ат-Табари. Тарих ар-русуль ва-л-мулук. Сер. 1. С. 2667.

3 В этих событиях порой упоминается брат Абд ар-Рахмана — Салман ибн Раби; Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 1. С. 2890; Ибн ал-Асир. Ал-камиль фи-т-тарих. Каир, 1934. Т. 3. С. 66.

4 Очерки истории Дагестана. — Махачкала: Даггиз. 1957. Т. 1. С. 51.

После описанных нами событий в Дагестане, снова начинается длинный период борьбы между хазарами и арабами за контроль над кавказскими и закавказскими странами, который проходит с переменным успехом. В итоге этой борьбы в 730 г. в битве при Ардебиле погибает арабский полководец Джаррах, после чего хазары стали совершать набеги вглубь территории Исламского Халифата1.

В 709 по 732 гг, наместником Халифа на Кавказе назначается Маслама, который изгоняет хазар из Закавказья, добивается контроля над южным берегом Самура, затем над Лакзом и Табасараном и лишь после этого, он подошел к осаде Дербента. Ему долго не удавалось взять Нарын-Калу, где засело около тысячи хазар. Маслама вынудил их уйти, отравив источник, из которого в крепость поступала вода. Заняв Дербент, Маслама решил вновь превратить его в опорный пункт на северных рубежах Халифата. Источник говорит: «Маслама ибн Абдулмалик переселил в город Баб-ал-Абваб («Ворота ворот» - так арабы называли Дербент) 24000 жителей Сирии, обязавшись выдать им усиленное жалование... И построил (Маслама) амбар для провизии, амбар для ячменя и склад для оружия; он приказал вычистить цистерну (где запасали воду), исправил разрушенные места крепости». Тогда же в Дербенте возникли магалы: «Маслама разделил город на кварталы, из которых первый отдал выходцам из Шама, другой — племени Хаме, третий — выходцам из Дамаска, а четвёртый — арабам Джазиры». С этого времени Дербент становится исламским центром для части Дагестана, подпавшей под контроль арабов и опорным пунктом охраны земли Халифата от вторжения хазар. Вся эта территория вошла в наместничество Халифата, называвшееся «Армения», включавшая Закавказье и земли к югу от него до реки Ефрат. Резиденцией халифского наместника был армянский город Двин, а к концу VIII в. - город Барда в Азербайджане2.

Миссионерская деятельность Масламы хорошо известна среди народов Чечни и Дагестана, зачастую овеянная легендами и мифами, связанными с именем Абу-Муслим, которым нарекли Масламу приверженцы ислама среди народов Северного Кавказа. По распоряжению Масламы (Абу-Муслима), в Дербенте была воздвигнута Джума-мечеть, доныне являющаяся самой старой и самой крупной из построек такого рода в России3.

Однако, после неудачного сражения с местными народами, предположительно чеченцами и хазарами, Маслама был смещен с наместничества. В 735 г. наместником на Кавказе был назначен двоюродный брат Масламы и Халифа - Мерван ибн Мухаммад,

1 В 705 году халиф ал-Валид I отправляет своего брата Масламу ибн Абдул-Малика на захват Дербента. В 725 г. халиф Хишам (724—743 гг.) сместил Джарраха и назначил правителем большей части Кавказа своего брата, Масламу ибн Абдул-Малика. В 729 г. халиф вторично назначил правителем Джарраха ибн Абдаллаха вместо отозванного им Масламы ибн Абдул-Малика. В 734 г. халиф заново назначил правителем Масламу ибн Абдул-Малика. В 736 г. халиф назначил правителем Саида ибн Амра ал-Хараши. Через два года правителем кавказских территорий стал Марван ибн Мухаммад. Марван ибн Мухаммад (744—750 гг.) был последним омейадским халифом (Балазури, с. 19—20; ал-Якуби, с. 8—9; аль-Куфи, VIII, с. 80—82, 141—142, 210; Ибн ал-Асир, V, с. 70, 90, 95.).

2 Тарихи Дербенд-наме. Историч. хроника / Под ред. М. Алиханова-Аварского, вступ. ст. и комментарии А.Р. Шихсаидова. — Махачкала, ИД «Эпоха», 2007.

3 Согласно Дербент-наме: «[Арабский полководец] Абу Муслим, придя в Дербент, сначала восстановил и привел его в порядок, установил железные ворота и [затем] ушел. Абу Муслим прибыл во второй раз, разрушил постройку известную под названием Сехрендж, которая была сделана раньше Ануширваном, и реставрировал башни Дербенда [...] В городе Дербенде [Абу Муслим] сделал семь кварталов. Для ополчения Урдун построил в одном месте мечеть и сделал один квартал. Говорили, [что это] мечеть хазарского племени. Для ополчения Филистина сделали один квартал и мечеть, которую назвали Филистинской мечетью. Для ополчения Димишки сделали один квартал и построили мечеть, [которой] дали имя Димишкинская мечеть. И для ополчения Хумиса сделали мечеть с названием Хумисская. И для ополчения Кайсерина сделали один квартал и оставили [для них] мечеть с названием Кайсеринская. Выполнили требование и ополчения из Джезиры. Для народа из Мусыла сделали один квартал. Кроме этих мечетей построили одну большую соборную мечеть для совершения в ней пятничной молитвы». (См. Тарихи Дербенд-наме. Историч. хроника / Под ред. М. Алиханова-Аварского, вступ. ст. и комментарии А.Р. Шихсаидова. — Махачкала, ИД «Эпоха», 2007.)

ставший одним из самых удачных правителей Халифата на Северном Кавказе, сумевший не только остановить вторжение хазар в мусульманские провинции, но и завоевать Хазарию.

Именно в период правления Мервана ибн Мухаммада в исторических хрониках наиболее часто можно встретить упоминание топонима Гумик (Г1умик), который, по моему мнению, и служит отправной точкой в этногенезе современного чеченского рода -г1умхой.

Так, согласно историческим хроникам, собрав огромную армию (150000 воинов), в 737 г. Мерван нанес внезапный удар по Хазарии. По некоторым сведениям, арабы, перейдя Терек, прошлись по всей южной Хазарии и даже дошли до Нижнего Дона. Была захвачена огромная добыча, десятки тысяч пленных хазар были переселены в Закавказье в качестве зависимых крестьян, каганату, чтобы обезопасить себя от притеснения арабами даже пришлось принять Ислам1.

В это время горные земли Дагестана представляли из себя конгломерат раннефеодальных княжеств и племенных союзов. Двумя наиболее крупными государствами являлись - Лакз и Сарир, охватывая горную часть Дагестана с юга и с севера. В горном Дагестане было пять крепостей: ал-Балал (возможно Билистан), Амик (принят за Гумик), Шандан (принят за Кайтаг), Хайзадж (принят за Хунзах), и Хамзин (принят за Гимры). В равнинном Дагестане располагались владения Туман (у реки Сулак), Самандар, Валанджар, Джидан и Тарки2.

Историк аль-Куфи сообщал: «Наступила зима и Марван зазимовал в местности, именуемой Касак. Когда же зима от него отступила и пришла весна, Марван решил вторгнуться в земли ас-Сарир... Марван выступил из Касака, переправился через реку ал-Кур и направился к городу, называемому Шаки. Из Шаки он отправился в земли ас-Сарир. Он добрался до крепости, которая называлась ал-Балал. Это была неприступная и мощная крепость. Он осаждал её целый месяц ... Марван и его воины ворвались в [эту] крепость и захватили врасплох её защитников ... [Марван ] приказал разрушить стены крепости и сравнять её с землей . После этого Марван направился к другой крепости, которую называли Амик (Гумик) и осадил её. Защитники Амика упорно сражались с ним, но Марван одержал над ними победу и перебил их воинов ... Весть об этом дошла до владетеля ас-Сарира и он бежал от Марвана до тех пор, пока не добрался до крепости под названием Хайзадж (Хунзах). Однако Марван вскоре достиг крепости, осадил её, но несколько дней никак не мог овладеть ею ... Марван оставался у ворот этой крепости полный год ... Марван дал ему (царю Сарира) согласие на это, и между ними было заключено перемирие . Затем Марван отправился в путь и вскоре достиг крепости под названием Туман. Он заключил с её владетелем перемирие . Затем Марван направился дальше и вскоре достиг крепости Хамзин. Защитники крепости вступили с ним в сражение. Марван и владетель крепости сразились в жарком бою, и муслимы потеряли много убитыми . [Позднее] Владетель крепости Хамзин-шах бежал от арабов, добрался до другой крепости, где и укрылся . После этого Марван разослал свою кавалерию по земле Хамзнна и конники разрушили более 300 их селений. Затем он выступил в поход и добрался до их царя Хамзин-шаха, который укрывался в крепости. Марван решил осадить её, но Хамзин-шах заключил с ним перемирие ... После этого Марван ибн Мухаммад стал покорять одну крепость за другой, пока не покорил все крепости стран ас-Сарир, Хамзин, Туман и Шандан, а также и

1 Ал-Белазури. Китаб футух ал-булдан. Лейден, 1866. С. 207; Аль-Куфи. Книга завоеваний. Баку, 1981. С. 49.

2 Лавров Л.И. Кавказская Тюмень// Из истории дореволюционного Дагестана. М. 1976, с. 163—165. Лавров определил Тюмень как «старинного кумыкского владения Тюменское с приморским городком Тюменем, со смешанным населением из кумыков, кабардинцев, ногаев, астраханских и казанских татар и персидских тезиков». Владение Тюмень располагалось у реки Сулак в Дагестане и соответствует упомянутому Халифой ибн Хаяятом владению Туман в VIII веке. Так, полководец Марван захватив Гумук и Хунзах, направился на север, во владение Туман. Бакиханов связывает Тюмень с «туман-шахом» восточных источников. (Бейлис В.М. Сообщения Халифы ибн Хаййата ал-Усфури об арабо-хазарских войнах в VII — первой половине VIII в.// Древнейшие государства Восточной Европы. 1998. М.,2000. С.43).

те, до которых добрался. Затем он возвратился назад и остановился в городе ал-Бабе, где его захватила зима»1.

В этой хронике исторических событий, описанных арабским хронографом аль-Куфи, вновь сообщается о завоевании некоей крепости Амик или Гумик (Г1умик), которая в последствие стала одним из центров распространения ислама на Кавказе именуемым Кумух или Кази - Кумух. Однако, не будем предвосхищать события и проследим как происходила эта метаморфоза поэтапно, по мере упоминания Гумика в исторических хрониках, связанных с арабским завоеванием Кавказа с целью ее исламизации.

Наместничество Мервана и его борьба за установление ислама на Кавказе (в частности Дагестане) продолжалась вплоть до 744 г., когда Мерван получил известие, что в Дамаске убит его родственник - халиф, а династия Омейядов, к которой он принадлежит, отстранена от власти, Мерван с войском поспешил в столицу Халифата. Вскоре он погиб.

В 750 г. власть в Халифате перешла к династии Аббасидов, политика которых в отношении народов Дагестана резко меняется, от жесткой политики подчинения, которую устанавливал Мерван, она стала более мягкой и «демократичной». Аббасиды стремятся создать себе опору среди местных верхов. Новый наместник Кавказа (провинции Армения), на этот раз не был прислан из столицы Халифата, как бывало прежде. Халиф предпочел выбрать его из числа арабских семей, давно живших на Кавказе. Им стал Дербентский правитель Йазид, сын сподвижника Мервана, из местной арабской семьи Сулами, которая позже утвердила за собой Дербент.

В это время силы арабов были ослаблены недавней распрей. Охрана границы -дезорганизована и какая-либо поддержка горцев невозможна. Поэтому, когда в 762 г. хазары начали войну, им без труда удалось проникнуть в Закавказье. Правителю Дербента, Йазиду, пришлось бежать в Ширван, где уже Мазйад, основатель династии Мазьядидов, создал независимое государство. В короткий срок, собрав армию из 7000 воинов, правительство Халифата заставило хазар отступить. Сейчас же после этого вдоль стены Баг-Бари были построены поселения Камах, ал-Мухаммадия, Баб-Вак и другие, куда были поселены воины-арабы и османы. Ныне это село Камах, Хи-мейди, Дарвак и др., причем ещё в конце XIX в. население Дарвака сохраняло арабский язык.

Между тем халиф Харун ар-Рашид решил окончательно взять в руки положение на хазарской границе. В 90-х гг. VIII в. он посылает в окрестности Дербента 12000-е войско, а в самом городе ставит нового наместника. Это, однако, закончилось плачевно. Присланное войско было разбито жителями Хамрина, а наместник своей тиранией восстановил против себя не только коренных жителей, но даже дербентских арабов. Когда он, наконец, убил своего предшественника - местного араба ал-Наджма ибн Хашима, то сын убитого поднял в Дербенте антихалифское восстание, пригласив на помощь хазар и горцев. Это случилось около 797 г. Восставшие дошли до реки Куры, волнения продолжались 70 дней. Халиф пошел на уступки и вынужден был сменить двух высших представителей власти, а новый наместник Йазид ибн Мазйад пообещал считаться с интересами местных феодалов. После этого восстание пошло на убыль, а Дербент стал частью Ширвана2.

1 Абу Мухаммад ибн А 'сам аль-Куфи. Книга завоеваний. Баку, 1981.

2 Как пишет Бакиханов: «В 797 году хазары многочисленными толпами ворвались в Закавказский край, овладели Дагестаном, Дербендом и Ширваном. По словам Катиба Челеби, в это время погибло 140 тысяч мусульман. До этого никогда не подвергались подобному несчастью. О потомках Шахбала, эмира Хамзы и Майсума, назначенных Абу Муслимом правителями указанных провинций, ничего не известно. Племена дагестанские, принявшие ислам, вновь обратились в язычество. Повсюду появились возмутители спокойствия и самовластные владыки». (См. А.К. Бакиханов. Указ. соч. Период второй.). Гасан-Эфенди Алкадари не даёт драматической картины хазарского нашествия в 180 году хиджры (797 г.) и не считает, что хазары покорили Дагестан: «хазары завоевав Дагестан, Дербент и даже Ширван, смогли бы избивать мусульман и делать их вероотступниками, то в этих краях они бы разрушили все мечети и минареты построенные здесь до того времени мусульманами, подобно тому как арабы придя сюда совершенно разрушили бывшие здесь до того

Действие хазар в 797 г. - это последний их поход в Закавказье, о котором сообщает источник. Самые продолжительные и ожесточенные боевые действия арабов вначале шли вдоль наиболее важного международного торгового пути по западному побережью Каспия. Наибольшим реальным военным достижением халифатских завоеваний был захват Дербента и ликвидация хазарского влияния на Восточном Кавказе.

В период смут, наступивший после убийства праведного Халифа Усмана ибн Афана хариджитами, и начавшаяся борьба за власть в Халифате между омеядами и аббасидами не обошла стороной и новые мусульманские провинции на Кавказе. Смута в халифате привела к тому, что пришлые арабы стали объединяться с местными жителями против Халифата. Местные феодалы без различия языка и религии стали объединяться для защиты своих интересов в противовес интересам Халифата, что послужило причиной приостановке распространения ислама в регионе.

К этому историческому моменту правители Дагестана были уже связанны родственными связями с представителями немусульманской знати влиятельных царствующих династий Закавказья. Так, эмир Тифлиса был женат на Сарийе, дочери Бухт-Йишо II, царя Сарира. Их союзу не помешала даже разница религий. В 869 г. в Дербенте восстанавливается власть местного арабского рода ас-Сулами - это приводит к отпадению Дербента и других дагестанских земель от Халифата. Так образовался Дербентский эмират, первым правителем которого стал Хашим ибн Сурака.

До начала X в. на Кавказе ещё существуют наместники халифа, иной раз пытающиеся укрепить свою власть. Один из них - Юсуф Саджид контролирует Дербент, а в 917 г. даже ремонтирует крепостные стены. Но после его смерти (928 г.) и Ширван и Дербент окончательно отделяются от Халифата. Период власти халифов в Дагестане заканчивается.

После этого наступает новый период, когда в Дагестане образовываются самостоятельные центры по продвижению исламской миссионерской деятельности среди горских народов.

В 777 г. в Кумухе завершается строительство первой соборной мечети. Кумух становится одним из религиозных исламских центров.

К началу X в. перестали существовать такие государства как Хамрин и Шандан, Табасаран стал частью Дербента и Ширвана. К этому времени в Дагестане образовывается новое исламское государство - Кумухское Шамхальство со столицей в бывшей крепости Гумике и наступает период газиев.

Дербент и Кумух (Гумик) постепенно становились центрами распространения ислама на Северном Кавказе, отсюда предпринимались регулярные экспедиции сторонниками «борцов за веру», вплоть до XV в.

Если брать во внимание устные предания чеченского рода г1умхой, о том, что они были первыми мусульманами на Кавказе, то ли принявшими ислам, или принесшие ислам из Аравии. А также то, что на их родине изначально была крепость, контролирующая горные проходы, то из вышеприведенного исторического материала следует, что этой местностью, вероятней всего, могла быть крепость Гумик (Г1умик), которая позднее стала Шамхальством Кази-Кумухским. Сегодня остатки былого могучего регионального государства -административный центр Кумух, расположен в Центральном Нагорном Дагестане, на реке Казикумухское Койсу, в 96 км к юго-западу от города Махачкала.

Приставка «Кази» в топониме «Кази-Кумух», появилась в период образования на его основе Шамхальства. Так как жители Кумуха (Г1умика) стали играть ключевую роль в процессе вооруженной борьбы за веру, в процессе распространения ислама на Кавказе

времени молельни различных религий и никакого следа их не оставили. Кроме того, они упразднили бы должности правителей, назначенных здесь Абу Муслимом — Шамхала, Уцмия, Мяйсума и Кадиев из них здесь никого не оставили бы. Между тем, здесь до сих пор остались в разных местах мечети и минареты, построенные в эпоху Абу Муслима».

(«кази» - от слова «газават» - бой, атака перс. яз.). Таким образом, топоним Кумух (Г1умик или Г1умх), получил к своему названию почетный титул «казиев».

То, что за топонимом Кумух (Гумик - Г1умх), закрепилось именно это персидское слово «гази», означающее боевые действия, свидетельствует о том, что в этой местности ранее большое влияние имела Персидская Империя, и был широко распространен персидский язык, к тому же жители Г1умика еще доисламский период были воинами персидского гарнизона. Этноним «кумух» или «г1умух», в названии Шамхальства Кузи-Кумухского, не смотря на его созвучие с этнонимом «кумык» никакого отношения к этому тюркскому этническому образованию не имеет. Кази-Кумух является центром проживания лакцев, где на сегодняшний день 93 % населения лакцы, а остальные даргинцы и аварцы. Вероятней всего, название этноним Кумух распространился по всей Хазарии после покорения хазар исламским полководцем и наместником Халифа в области Армения -Мерваном ибн-Мухаммадом, которое происходило с помощью «газиев» из племени г1умхой и последующего управления Хазарией Кази-Кумухским Шамхальством. Хазарский каганат до завоевания его Мерваном ибн-Мухаммадом владел обширными территориями от Каспийского и Черного морей, реки Терек, Дон, Кубань вплоть до провинции Московия, которая была данником хазар. Ныне прямыми потомками хазар являются тюркские племена Кавказа: кумыки, ногайцы и балкарцы.

Литература:

1. Абу Мухаммад ибн А'сам аль-Куфи. Книга завоеваний. Баку, 1981.

2. Ал-Белазури. Китаб футух ал-булдан. Лейден, 1866. С. 207; Аль-Куфи. Книга завоеваний. Баку, 1981.

3. Ат-Табари. Тарих ар-русуль ва-л-мулук. Сер. 1.

4. Бейлис В.М. Сообщения Халифы ибн Хаййата ал-Усфури об арабо-хазарских войнах в VII — первой половине VIII в. // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998. М.,2000.

5. Лавров Л.И. Кавказская Тюмень // Из истории дореволюционного Дагестана. М. 1976, с. 163—165.

6. Магомедов Р.М. История Дагестана: Учебное пособие; 8 кл. — Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2002.

7. Гевонд. Патмутюн. СПб., 1887.Очерки истории Дагестана. — Махачкала: Даггиз. 1957. Т. 1.

8. Тарихи Дербенд-наме. Историч. хроника / Под ред. М. Алиханова-Аварского, вступ. ст. и комментарии А.Р. Шихсаидова. — Махачкала, ИД «Эпоха», 2007.

References:

1. Abu Muhammad ibn A'sam al'-Kufi. Kniga zavoevanij. Baku, 1981.

2. Al-Belazuri. Kitab futuh al-buldan. Lejden, 1866. S. 207; Al'-Kufi. Kniga zavoevanij. Baku, 1981.

3. At-Tabari. Tarih ar-rusul' va-l-muluk. Ser. 1.

4. Bejlis V.M. Soobshcheniya Halify ibn Hajjata al-Usfuri ob arabo-hazarskih vojnah v VII — pervoj polovine VIII v. // Drevnejshie gosudarstva Vostochnoj Evropy. 1998. M.,2000.

5. Lavrov L.I. Kavkazskaya Tyumen' // Iz istorii dorevolyucionnogo Dagestana. M. 1976, s. 163—165.

6. Magomedov R.M. Istoriya Dagestana: Uchebnoe posobie; 8 kl. — Mahachkala: Izd-vo NII pedagogiki, 2002.

7. Gevond. Patmutyun. SPb., 1887.Ocherki istorii Dagestana. — Mahachkala: Daggiz. 1957. T. 1.

8. Tarihi Derbend-name. Istorich. hronika / Pod red. M. Alihanova-Avarskogo, vstup. st. i kommentarii A.R. SHihsaidova. — Mahachkala, ID «EHpoha», 2007.

"A FEW WORDS" ABOUT THE ETHNOGENESIS OF THE CHECHEN KIND

G1UMHOY

Saidaev I. V.

political scientist, journalist, head of the Chechen branch of the Society for the development of Russian historical enlightenment education "Double-Headed eagle"

Abstract: in the first part of our story about the trip to G1umha we touched upon the topic of ethnogenesis of the Chechen family g1umha, noting that its origin is still not exactly clarified. According to some unconfirmed reports, the name of the genus g1umhoy was recorded on the Chechen boiler "Nashaha Yai" (national pot of Chechens), this version was voiced in a private conversation with my grandfather Khalid Saidaev, his friend and comrade, a famous Chechen ethnographer Ibrahim Saidov in the 80-ies of the last century. There is a version that the genus g1umhoy are natives of sham (an ancient country in the middle East) who came to the territory of Chechnya and Dagestan under the banner of Islam and settled first in the vicinity of Kumukh (fortress Gumik), and later with the progressive movement of Islam and Muslims who spread their influence throughout the Caucasus.

To confirm or reject this or that hypothesis about the ethnogenesis of the Chechen family g1umhoy, it would be logical if we start to investigate this issue from the moment when Islamic troops made a campaign on the territory of the Caucasus, in particular modern Dagestan. If we turn to the historical Chronicles, at the time of the penetration of Islam in the Caucasus and in particular in Dagestan, we will immediately find a few coincidences that can help us to understand this issue.

Keywords: Chechnya, Dagestan, teips, ethnogenesis, Caucasus

Для цитирования: Сайдаев И.В. «Несколько слов» об этногенезе чеченского рода г1умхой// Архонт, 2018. № 6 (9). С. 48-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.