Научная статья на тему 'Роль женщин в общественных процессах Дагестана в период средневековья'

Роль женщин в общественных процессах Дагестана в период средневековья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
204
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЙ ПРИНЦИП / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ / РАВНОПРАВИЕ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / GENDER PRINCIPLE / DEMOCRATIZATION / EQUALITY OF RIGHTS / PUBLIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бутаева Марзижат Ахмедовна

В статье представлен исторический обзор деятельности наиболее известных женщин общественных и политических деятелей в средние века в Дагестане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The historical review of activity of the most famous women public and political actors at the middle ages in Dagestan is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Роль женщин в общественных процессах Дагестана в период средневековья»

Марзижат БУТАЕВА

РОЛЬ ЖЕНЩИН В ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССАХ ДАГЕСТАНА В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

В статье представлен исторический обзор деятельности наиболее известных женщин - общественных и политических деятелей в средние века в Дагестане.

The historical review of activity of the most famous women - public and political actors at the middle ages in Dagestan is presented in the article.

Р

А т

Ключевые слова:

гендерный принцип, демократизация, равноправие, общественная деятельность; gender principle, democratization, equality of rights, public activity.

оль женщин в жизни сообществ Дагестана в средневековье в письменных источниках практически не отражена. Поэтому те немногочисленные упоминания о событиях, в которых были задействованы женщины, представляют большой интерес для социологических исследований. Эта информация дает возможность получить определенное представление о гендерных принципах в правовых нормах сообществ, реконструировать исторические про -цессы, связанные с демократизацией общественного сознания, показать длительность пути к восприятию женщин как равноправ -ных членов дагестанского общества.

История сохранила имена только двух женщин, занимавших высшую ступень в политической иерархии сообществ Северо -Восточного Кавказа в период средневековья. Это правительница крупного союза гуннов Западного Прикаспия Боарикс (VI в.) и пра -вительница хазар Парсбит (VIII в.).

Правительница гуннов Боарикс упоминается в «Хронографии» византийского историка Феофана Исповедника, составленной в 810—814 гг. Сообщение Феофана от 527—528 гг. содержит сведения о визите к императору Юстиниану I (527—565 гг.) правительницы гун -нов Боарикс. Автор пишет: «В этом же году пришла к ромеям некая женщина из гуннов, именуемых савир, варвар по имени Боарикс, вдова, имея при себе сто тысяч гуннов. Она стала править в гуннских землях после смерти своего мужа Валаха. Эта [Боарикс] захватила двух царей другого племени внутренних гуннов по имени Стиракс и Глоно, склоненных Кавадом, императором персов, оказать ему воен -ную помощь против ромеев и проходящих по ее землям в [пределы] Персии с двадцатью тысячами. Их то она и разбила: одного царя из них, именуемого Стиракс, схватив, она отослала в Константинополь императору, Глону же убила в сражении. Таким образом, она стала союзницей и [была] в мире с императором Юстинианом»1.

В VI в. велись длительные войны между Византией и Персией из - за господства в Передней Азии и Закавказье. Тюркоязычные племена, осевшие в период с IV по VII в. в прикаспийских районах Северо - Восточного Кавказа, к которым относились и савиры, оби -тавшие в регионе с 517 по 578 гг.2, оказывали военное содействие то

БУТАЕВА Марзижат Ахмедовна — к.филос.н., доцент кафедры социальных технологий Дагестанского государственного университета, председатель Союза женщин г. Махачкалы marz.igat79@mail.ru

1 Феофан Исповедник. Хронография / пер. и комментарии И.С. Чичурова // Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения. — М., 1980, с. 50.

2 О савирах и библиографию по ним см.: Гмыря Л.Б. Наследники гуннов в степях юго -восточной Европы: савиры, авары // История татар с древнейших времен. В 7 т.Т. I. Народы степной Евразии в древности. — Казань : Рухият, 2002, с. 166-173.

одной, то другой враждующей стороне, а ряде случаев — одновременно обеим сто -ронам.

Правительница Боарикс, судя по сообщению Феофана, заслужила право находиться в союзе с Византией своими решительными действиями против вра -гов императора. Она разбила в сраже -нии 20 - тысячный отряд савиров, союз -ных персидскому шаху Каваду (488—496; 499—531 гг.), убив одного из вождей, дру -гого, пленив, отослала императору. Не известно, возглавляла ли правительница Боарикс само сражение, но в источнике ее личность охарактеризована как личность дальновидного политика, решительного и мужественного в действиях, способ -ного завоевать доверие столь могуще -ственного человека, каким был импера тор Юстиниан I. Как долго она правила — неизвестно, но указание Феофана на тот факт, что она была «в мире с императором Юстинианом», находившимся у власти до 565 г, дает возможность предположить, что она возглавляла союз савирских пле мен около 40 лет.

Феофан обозначил причину, по кото рой Боарикс возглавляла 100 тысячный союз гуннов - савиров: «она стала править в гуннских землях после смерти своего мужа Валаха». Конечно, приход женщины к власти в обществе с традиционной куль -турой, каким был союз кочевых племен гуннов Прикаспия, — это неординарный случай. Возможно, что не было наслед -ника власти или он был малолетним или недееспособным. Возможно также, что решающую роль сыграли выдающиеся способности Боарикс как личности, а может — и авторитет ее покойного мужа.

Что касается правительницы хазар Парсбит, данные о которой привел армян -ский историк Вардалет Гевонд, живший в конце VIII в., то она возглавила государ -ство также при чрезвычайных обстоя -тельствах.

Во время второго этапа завоеваний Арабским халифатом политических образований Дагестана, продолжавше -гося 30 лет (706/707—737/738 гг.) в 112 г.х. (730/731 гг.) каган хазар организовал крупную военную акцию, направ ленную против арабского наместника в Закавказье ал-Джарраха. Арабский полководец прославился блестящей военной операцией против хазар в 104 г.х. (722/723 г.), во время которой были

захвачены многие населенные пункты в Прикаспийском Дагестане и выиграно грандиозное сражение у стен ранней столицы хазар — города Баланджара1. По лаконичному рассказу арабского историка ат - Табари (839—923 гг.), автора «Истории пророков и царей», ал - Джаррах «совершил поход в землю тюрок, захва -тил Баланджар, разбил тюрок, утопил их и все их потомство в воде. Мусульмане захватили пленных столько, сколько хотели. Ал -Джаррах захватил крепость, прилегающую к Баланджару, и изгнал всех их жителей»2.

Через 8 лет после этих событий араб -ский полководец сам попал в безвыходное положение. В сражении, как писал арабо -язычный историк Ибн ал -Асир3, «какого люди еще не видели», у г. Ардебиля (совре -менный Южный Азербайджан) арабские войска были разгромлены хазарами, а сам полководец ал Джаррах погиб.

Известно, что каган не участвовал в этой военной акции, он умер. По дан ным одних авторов, разгром войск ал -Джарраха осуществил сын кагана. Об этом определенно пишет византийский историк Феофан Исповедник: «В этом году сын кагана, владыки Хазарии, отпра -вился походом на Мидию и Армению. Застав в Армении Гараха, стратега арабов, он убил его вместе с бывшим при нем войском»4. Что сын кагана Барсбек уча -ствовал в этой операции, подтверждают арабоязычные историки5. Но армянский историк Вардалет Гевонд (конец VIII в.), труд которого «История хали -фов Вардалета Гевонда» является важным источником по истории арабо хазарских войн, указал, что т.к. каган умер, его мать Парсбит отправила походом на Армению полководца Тормача: «встретившись с

1 Об арабо -хазарских войнах и библиографию см.: Гмыря Л.Б. Хазары на Кавказе // История татар с древнейших времен. В 7 т. Т. II. Волжская Булгария и Великая степь. — Казань : Рух ИЛ, 2006, с. 60-69.

2 Шихсаидов А.Р. Книга ат-Табари «История посланников и царей» о народах Северного Кавказа / пер. А.Р. Шихсаидова // Памятники истории и литературы Востока. — М., 1986, с. 78.

3 Из «Тарих ал - Камиль» (полный свод истории) Ибн ал-Асира / пер. П.К. Жузе // Материалы по истории Азербайджана. — Баку, 1940, с. 26.

4 Феофан Исповедник. Указ. соч., с. 67.

5 Ал- Куфи. Книга завоеваний (Извлечения по истории Азербайджана "УИ—ГХ вв.) / пер. З.М. Буниятова. —Баку, 1981, с. 22; Из «Тарих ал Камиль» Ибн ал Асира, с. 26.

войсками исмаильскими под предводи тельством Джары, [хазары] разбили их наголову»1.

Вполне вероятно, что сын кагана Барсбек по молодости лет не был опыт ным полководцем, почему мать кагана, т.е. бабушка Барсбека, поручила возглавить эту грандиозную операцию пол ководцу Тормачу. Вероятно также, что именно малолетство сына кагана стало причиной того, что государство возгла -вила женщина, что не предусматривалось традициями хазар, и более того, она воз ложила на себя обязанности главноко мандующего войсками, что также яви лось необычным явлением в традицион -ном обществе. Барсбек не был каганом после смерти отца кагана, в источниках указывается его статус как сына кагана. В 113 г.х. он был убит в сражении.

Несмотря на высокий общественный статус Парсбит — матери умершего кагана и бабушки возможного наследника пре стола Хазарии, ее положение правитель -ницы было скорее исключением из пра вил, а не устоявшимся явлением.

В средневековый период даже самое высокое социальное положение женщины не гарантировало ей личностную свободу и стабильное положение в обще стве. В источниках сохранились сведе -ния о судьбе жены правителя одной из политических единиц Хазарии — «страны Баланджар», — располагавшейся, по заключению историков, в долине реки Сулак, в месте ее выхода на равнину. Арабоязычный историк ал Куфи, совре менник ат - Табари (умер в 926 г.), ука -зывал, что жена правителя этого поли тического образования имела «знатное хазарское происхождение», возможно, она была дочерью или ближайшей род ственницей хазар. Главный город этой страны — Баланджар — после длительного штурма был захвачен арабским полковод -цем ал Джаррахом в 722/723 г.

Правитель Баланджара с 50 воинами бежал в город Семендер, а Баланджар, как сообщает ал - Куфи, «со всем своим добром, женщинами и детьми попал в руки муслимов... ал -Джаррах пленил жену, детей и слуг владетеля Баланджара. Их выставил на продажу, оценив в 30 тысяч дирхемов, и ал Джаррах купил их

1 История халифов Вардалета Гевонда, писателя VIII в. / пер. К. Патканьян. — СПб., 1862, с. 72.

на свои деньги2». Другой арабоязычный историк Ибн ал - Асир (1160—1234 гг.), автор 12 томного труда «Полный свод истории», добавил к этому событию информацию о том, что арабский полко водец возвратил правителю Баланджара его домочадцев и имущество на условиях быть «соглядатаем для мусульман» и сооб -щать «все, что делают неверующие»3.

Несмотря на высокое социальное положение, жена правителя Баланджара могла стать наложницей или рабыней любого арабского воина. Назначение столь низкой цены за домочадцев пра -вителя Баланджара имело целью оскор -бить побежденного врага. К примеру, в Арабском халифате корова стоила 30—40 дирхемов, рядовые воины, участвовав -шие в военных акциях, получали в год 300—500 дирхемов4.

Для сравнения, арабский правитель Закавказья Йазид ибн Усайд ибн Зафиру Ас -Сулами, посватавшись в 135 г.х. (755/756 гг.) к дочери кагана Хазарии, уплатил калым в 100 тыс. дирхемов5.

Еще одна область общественной жизни, в которой были задействованы дагестанские женщины в период средне вековья, — это включение их как живого платежа (налога) вместе с денежными средствами и продовольствием, в дань, которая была наложена на покоренные в 121 г.х. (738/739 гг.) арабским полко -водцем Марваном горные княжества Дагестана, оказавшие арабам упорное сопротивление. В частности, по данным ал Куфи, такой налог платили политиче ские образования Сарир, Хамзин, Туман, Шандан. В условия перемирия включали поставку наложников (молодых юношей и девушек, «белокурых, с длинными ресницами»), денежных средств, про визии и скота6. Хамзин обязан был еже -годно поставлять 500 пленников, а сово купные ежегодные поставки пленни -ков Сарира, Тумана и Хамзина в пользу Дербента, установленные в 737/738 гг.

2 Ал- Куфи. Книга завоеваний, с. 19.

3 Из «Тарих ал- Камиль». Ибн ал-Асира, с. 25.

4 История Востока в 6 т. Т. II. Восток в средние века. — М., 2002, с. 116.

5 Ал - Куфи. Книга завоеваний, с. 62. См. также Гмыря Л.Б. Тюркские народы Северного Кавказа // История татар с древнейших времен. В 7 т. Т. II. Волжская Булгария и Великая степь. — Казань : Рух ИЛ, 2006, с. 70.

6 Ал-Куфи. Книга завоеваний, с. 53—55; Из «Тарих ал- Камиль». Ибн ал-Асира, с. 32—33.

Марваном, составляли 1 600 юношей и девушек красивой наружности, а также 10 тыс. динаров и 2 тыс. голов скота1. Этот налог был отменен в 799 г. при изменении статуса города Дербента. За почти 70 лет в Дербент из этих политических единиц было поставлено 112 тыс. юношей и деву -шек. Трудно даже представить, какие гро -мадные демографические потери несло население Дагестана, не говоря уже о горе каждой семьи и малоутешительной личной судьбе этих пленников, в т.ч. и молодых девушек. В налоговой политике Арабского халифата молодые люди зави симых стран приравнивались к денеж ным средствам и продовольствию.

Из источников известна судьба еще одной знатной женщины Дагестана. По данным ат Табари, дочь правителя Дагестанского горного княжества Сарир была женой правителя Тифлиса Исхака бен Исмаила, который в 844/845 г. воз главил восстание против владычества арабов в Грузии. После подавления вос стания в 852/853 г. и казни Исхака его

жена и дети были отправлены к халифу Мутеваккилю2. Их дальнейшая участь неизвестна, но она, вероятно, была не лучше участи многих других пленников.

Анализируя социальное положение современных женщин Дагестана, среди которых есть министр культуры, заме ститель министра здравоохранения, депутаты парламента, большая плеяда ученых и даже «бизнес вумен», можно понять, какой длинный путь в социаль -ной адаптации прошли их предшествен ницы, испытывать чувство радости и гор дости за своих соотечественниц. Но в то же время просматривается и тревожная тенденция. Все чаще дагестанские жен -щины, ссылаясь на религиозные тради ции, добровольно возвращаются к семей ной практике давно минувших времен, в которой женщина была лишена личност ной свободы, отстранена от участия в общественной жизни, ограничена инте ресами семьи, мужа. Так ли счастливы они в затворничестве?

1 Там же, с. 55—58.

2 Шихсаидов А.Р. Указ. соч., с. 80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.