Научная статья на тему 'Берзилия в свете византийских, армянских и арабских источников'

Берзилия в свете византийских, армянских и арабских источников Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
588
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕРЗИЛИЯ / БАРШАЛИЯ / БУРДЖАН / ЦАРСТВО ГУННОВ / ХАЗАРИЯ / ДЕРБЕНТ / ШАХ ХОСРОЙ АНУШИРВАН / КАГАН СИНДЖИБУ / ИСТЕМИ-КАГАН / ЭФТАЛИТЫ / BERZILIYA / BARSHALIYA / BURDZHAN / KINGDOM OF HUNS / KHAZARIA / DERBENT / SHAH KHOUSRAU ANUSHIRWAN / KHAGAN SINJIBU / ISTEMI-KHAGAN / HEPHTALITES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хамидуллин Салават Ишмухаметович

Рассмотрен вопрос соотношения географических терминов Берзилия, Баршалия и Бурджан, применявшихся по отношению к территории Нижней Волги, Калмыкии и Северного Дагестана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BERZILIA ACCORDING TO THE BYZANTIAN, ARMENIAN AND ARABIAN COPMOSITIONS

The article covers the issue of geographical parity of the following terms: Berziliya, Barshaliya, Burdjan, that have been used as place-names applied to the territory of the Lower Volga, Kalmykiya, Northern Dagestan.

Текст научной работы на тему «Берзилия в свете византийских, армянских и арабских источников»

ФЕДУЛОВ МИХАИЛ ИГОРЕВИЧ - старший преподаватель кафедры археологии, этнографии и региональной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

FEDULOV MICHAIL IGOREVICH - senior teacher of Archeology, Ethnology and Region History Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

ИВАНОВ ВИТАЛИЙ ПЕТРОВИЧ - доктор исторических наук, профессор кафедры археологии, этнографии и региональной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары.

IVANOV VITALIY PETROVICH - doctor of historical sciences, professor of Archeology, Ethnology and Region History Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

ДЕНИСОВ ПЕТР ВЛАДИМИРОВИЧ. См. с. 26.

УДК 94 (47)

С.И. ХАМИДУЛЛИН

БЕРЗИЛИЯ В СВЕТЕ ВИЗАНТИЙСКИХ, АРМЯНСКИХ И АРАБСКИХ ИСТОЧНИКОВ

Ключевые слова: Берзилия, Баршалия, Бурджан, царство гуннов, Хазария, Дербент, шах Хосрой Ануширван, каган Синджибу, Истеми-каган, эфталиты.

Рассмотрен вопрос соотношения географических терминов Берзилия, Баршалия и Бурджан, применявшихся по отношению к территории Нижней Волги, Калмыкии и Северного Дагестана.

S.I. KHAMIDULLIN

BERZILIA ACCORDING TO THE BYZANTIAN, ARMENIAN AND ARABIAN COPMOSITIONS

Key words: Berziliya, Barshaliya, Burdzhan, kingdom of huns, Khazaria, Derbent, Shah Khousrau Anushirwan, Khagan Sinjibu, Istemi-khagan, hephtalites.

The article covers the issue of geographical parity of the following terms: Berziliya, Bar-shaliya, Burdjan, that have been used as place-names applied to the territory of the Lower Volga, Kalmykiya, Northern Dagestan.

Автор X в. Ибн Русте упоминает три «сорта» волжских булгар: б.лкар (j345j), исг.ль (J8-9), б.рсула (;<=>б) [13. C. 141]. Последнее их подразделение обычно связывается исследователями с областью Берзилия (BEpÇnÀia), расположенной на Северном Кавказе. Византийская историография дает лишь общий ориентир: «из глубин Берзилии, первой Сарматии, вышел великий народ хазар» [9. С. 61]. Очевидно, что Феофан использовал систему античного географа Клавдия Птолемея (II в. н.э.), различавшего две Сарматии - Азиатскую и Европейскую: последняя включала в себя пространство Восточной Европы до Дона на востоке, а первая - от Дона на западе до Волги и Гипербореи на востоке. Что касается армянской традиции, то автор так называемой «Армянской географии» («Ашхарацуйц») Анания Ширакаци, писавший в конце VII в., сообщает: «В Сарматии...много рек, в числе которых Этиль с 70 рукавами, на котором защищается народ Басилы» [8. С. 27-28]. Итак, согласно, данным армянской географии ба[р]силы в VII в. обитали в низовьях Этиля - Волги. Если учесть, что армянский и византийский авторы следовали системе Птолемея, то нетрудно сделать вывод, что под «самой дальней страной Первой Сарматии» Феофана нужно понимать правобережье Нижней Волги, ибо за Волгой начиналась «Скифия». В арабской историографии о местоположении Берзилии довольно ясно сообщает Балазури, когда рассказывает о встрече, состоявшейся между персидским шахом Хосровом Ануширваном и тюркским каганом в местности ал-Б.ршалия (GHIjj) [11. С. 275]. Из контекста сюжета о встрече двух государей следует, что она находилась недалеко от Дербента. Исследователи локализуют эту область в долинах Терека и Сулака. При этом название ал-Б.ршалия сопоставляется с местечком Баршли в Северном Дагестане.

Однако для этих мест в арабской историографии есть другое название. В энциклопедическом лексиконе Йакута ар-Руми «Словарь стран» сообщается: «Бурджан (й1»): страна из числа областей Хазарии (аль-Хазар). Звездочеты утверждают, что [страна Бурджан] находится в шестом климате, и ее координаты - сорок градусов долготы и сорок пять градусов широты; мусульмане нападали на [Бурджан] в дни ‘Усмана - да будет доволен им Аллах!» [15. С. 443]. Сообщение Йакута нуждается в комментарии. Его слова о том, что мусульмане в дни халифа ‘Усмана (644-656 гг.) нападали на Бурджан, касается большого похода арабов под руководством полководца Абд ар-Рахмана ибн Раби'а и его брата Салмана, которые в 32 г.х. (652/653 гг.) вторглись на территорию Хазарии. Они взяли город Таргу (селение Тарки близ современной Махачкалы), дошли до города Баланджар, однако, под его стенами были уничтожены подоспевшими войсками хазарского кагана. Итак, если судить по арабским сочинениям, царство Бурджан находилось на территории современного Дагестана севернее Дербента. Для полноты картины необходимо сличить эти сведения с независимой от арабской историографии традицией. А таковой для изучаемого региона являются армянские, византийские и хазарские источники, которые на севере Дагестана знают только один народ - берсилов/берзилов. Следовательно, Бурджан из арабских сочинений территориально совпадает с Берзилией византийских и армянских источников и Б.ршалия арабского историка Балазури. В чем причина разного написания названия одной и той же области?

Берзилы и хазары, согласно армянской историографии в лице М. Хоренаци, врываются в Закавказье «через врата Чора»1. Более определенно о маршруте их набегов сообщается в другом пассаже «Истории Армении», относящемся к периоду правления царя Трдата III (287-343 гг.). Персидский царь Шапур III (383388 гг.), призвав берзилов напасть на Армению, сам во главе войска двинулся с юга. Трдат, не дожидаясь пока враги окружат его с двух сторон, «отправился в Алванские края сражаться со всеми племенами предгорных областей» [6. С. 130-131]. Трдат преследует их до «страны гуннов». В «Армянской географии» А. Ширакаци даются ориентиры этой страны: «К северу (от Дербенда. -С.Х.) близ моря находится царство гуннов» [8. С. 31], которое, без сомнения, было расположено в Северном Дагестане. В исторической литературе высказывалось мнение о тождестве «царства гуннов» армянских источников с Берзили-ей-Б.ршалией византийской и арабской традиций. Тому есть определенные причины. В упомянутом трактате называются города «царства гуннов»: «на западе (от Каспийского моря. - С.Х.) у Кавказа (т.е. в предгорьях Кавказа. - С.Х.) город гуннов Вараджан, а затем города гуннов Чунгарс и Мсндр» [8. С. 31]. В «Истории Албании» Моисея Каланкатваци есть упоминание о «великолепном городе Варача-не» севернее Дарбанда, в котором жил «великий князь гуннов» [3. С. 192]. Основываясь на очевидном сходстве названий Берзилия и Вараджан/Варачан, М.И. Артамонов пишет: «...местность Баршалия в сообщениях арабских географов, названию которой, мне кажется, отвечает имя города Варачан у армянских авторов, дает достаточно определенные указания относительно местонахождения племени барсилов, страны Берзилия и первоначального местожительства хазар» [1. С. 89]. Стало быть, Берзилия тождественна «царству гуннов». Собственно хазарские источники также знают местность со схожим названием. Ежегодно по весне хазарский царь выезжал из Итиля, столицы каганата, и двигался к реке В.р.шан, расположенной в 20 фарсахах от места отправления, где, по словам царя Иосифа, «место нашего отдыха» [5. С. 86, 91]. Расстояние

1 Чор - армянское название Каспийского прохода, где позднее будет построен Дербент, произошедшее, по всей видимости, от персидского «джор», т.е. «ущелье».

20 фарсахов составляет 100-120 км, что будет примерно равно расстоянию от низовьев Волги, где стоял Итиль, до реки Кумы. Поэтому П.К. Коковцев склоняется к отождествлению Кумы с В.р.шаном. Вероятно, хазары называли эту реку по имени страны, по которой та протекала. Коль скоро топонимы Варачан и

В.р.шан, несмотря на географическую отдаленность друг от друга, имели общее происхождение, то, следовательно, территория между этими топонимами принадлежала одному этнополитическому объединению. М.И. Артамонов заключает, что город Вараджан, где проживал гуннский князь, является столицей «царства гуннов», т.е. столицей Берзилии. «Это имя в различных вариантах упоминается не только в армянских, - пишет М.И. Артамонов, - но и в византийских, и в арабских, и в еврейских источниках и, очевидно, связывается с названием страны Берсилия и подразделения болгар - берсилиев, барсилов и берсула... » [2. С. 184]. Заметим, что армянское название Вараджан, по всей видимости, соответствует арабскому Бурджан. Как считает В. Минорский, название Баг§Н является тюркской конструкцией с суффиксом принадлежности -Н-, тогда как армянская форма Варачан представляет собой ту же основу с иранским окончанием -ан- [14. Р. 125-127]. Поэтому нам кажется справедливым вывод А.П. Новосельцева о том, что «пределы Берсилии следует расширить, отнеся к ней значительную территорию Восточного Предкавказья, часть Центрального Предкавказья и низовья Волги, хотя в узком смысле так могла именоваться (особенно в позднее время - УИМХ вв.) и более ограниченная территория в пределах Северного (Приморского) Дагестана» [7. С. 79].

Окончательную точку в вопросе о тождестве областей Бурджан и Б.ршалия2, а значит, и византийской Берзилии, ставит рассказ о строительстве Дербента Хосроем Аунширваном. Он существует в нескольких авторских версиях - Балазури, Кудамы ибн Джа'фара, Табари, Ибн ал-Асира и других. Вкратце фабула сюжета сводится к следующему. Интересы растущего Тюркского каганата и достигшей апогея могущества Персидской державы пересеклись на Кавказе и в Средней Азии. По Балазури, для заключения союза «царь царей» шаханшах Ануширван и «хан ханов» каган Истеми встретились в области аль-Б.ршалия на Кавказе. Чтобы расположить к себе «царя турок», Ануширван попросил себе в жены его дочь, пообещав взамен отдать ему свою. Наконец, шах и каган встретились в условленном месте, где пировали несколько дней, отмечая заключенный союз. Однако затем Ануширван пускается на хитрость, желая выпроводить тюркского кагана с территории Восточного Предкавказья, а конкретно, из Б.ршалии, которую, по-видимому, считал зоной влияния Сасанидского государства. Ибн ал-Асир в схожих выражениях пересказывает историю Балазури: «Ануширван приказал собрать верных людей, чтобы они подобрались к войску турок с краев и совершили там поджог. И они сделали это. Когда наступило утро, царь турок пожаловался на это. Но Ануширван отрицал, что он знает что-либо о происшедшем. Затем он приказал снова совершить подобное следующей ночью. Турок поднял шум, но Ану-ширван отнесся к этому снисходительно и извинился перед ним. Затем Ану-ширван приказал устроить пожар в расположении своего войска, а там были лишь лачуги из сена. Когда наступило утро, он пожаловался на это турку. Тот сказал: «Как ты можешь подозревать меня?» И поклялся турок, что он ни о чем не ведает. И сказал ему Ануширван: «Воистину, нашим войскам не понравилось, что мы заключили мир потому, что они лишились добычи и возможно-

2 Общепринятое в исторической литературе чтение Баршалия носит произвольный характер. Так как в арабском тексте данное название приводится без огласовок, то вполне допустима и форма Буршалия.

сти набегов. Я боюсь, как бы они не наделали чего-нибудь такого, что могло бы расстроить наши сердца и возвратить нас к вражде. Мне кажется, ты должен разрешить мне построить стену между мною и тобою, в которой мы сделаем ворота. Таким образом, никто не войдет к тебе без твоего соизволения, так же и ко мне никто не войдет, кроме того, кого я пожелаю впустить». И турок согласился с ним. И построил Ануширван стену от моря до вершин гор. И сделал в ней железные ворота и поставил охрану. И сказали царю турок: «Воистину, тебя обманули: твоя жена не дочь Ануширвана, а он укрепился против тебя». И не мог каган найти какую-либо хитрость против него» [12. С. 192-196]. Таким образом, иранский шах построил знаменитую твердыню Дербента, которую арабы называли Баб аль-Абваб, т.е. «Ворота ворот». В отличие от Ба-лазури и Ибн ал-Асира, Табари обходится краткой констатацией: «...он (Ануширван. - С.Х.) выступил в поход против хайталов (эфталитов. - С.Х.), жаждая мести за своего деда Фируза. Еще до этого Ануширван породнился с каганом и написал ему перед своим выступлением, сообщая о своем намерении и побуждая выступить против хайталов» [10. Р. 899-900]. По Табари выходит, что каган и шах породнились до совместного похода на эфталитов. Но если считать строительство Дербентской стены и женитьбу царей синхронными событиями, как утверждает Балазури и повторяют за ним Ибн ал-Асир и Ку-дама ибн Джафар, и связывать эти события со встречей обоих государей в Баршалии, то получается, что Дербентская стена была воздвигнута до совместного эфталитского похода. В таком случае продолжение тюрко-иранского союза выглядит нелогично. Ануширван обманул Истеми-кагана, выдав за тюркского хана приемную дочь, вместо родной, и обманным путем воздвиг укрепления. Однако совместные военные действия турок и персов против эфталитов продолжались на протяжении многих лет. Поэтому, как нам кажется, история Балазури, воспроизведенная Кудамой ибн Джа'фаром и Ибн аль-Асиром, является всего лишь персидским анекдотом о хитрости шаха и глупости кагана, т.е. фольклорной версией реальных исторических событий. Вероятнее всего, обмен дочерьми и заключение союза состоялись в местности ал-Б.ршалия до похода на эфталитов, ибо тюрко-иранский союз против эфталитов существовал еще многие годы. Ханскую дочь звали Каен3 [4. С. 39], тогда как имя дочери шаха неизвестно. Следовательно, Дербентские укрепления не могли быть воздвигнуты до окончания эфталитской войны и, тем более, во время кратковременной стоянки кагана и шаха в ал-Б.ршалия.

В действительности в местности ал-Б.ршалия произошло следующее: во-первых, состоялся обмен дочерьми и, во-вторых, был заключен наступательный антиэфталитский союз. Строительство Дербентских укреплений были начаты еще шахом Ездегердом II в 439-457 гг. Ануширвану же оставалось лишь закончить начатое. Так или иначе, до окончания эфталитской войны и, тем более, во время стоянки кагана в Б.ршалии, шах не мог завершить задуманное. К счастью, Ибн ал-Асир изложил две версии произошедших событий - фольклорную, уже приведенную выше, и документальную. Последняя была заимствована сначала Табари, а затем Ибн ал-Асиром из утраченного сочинения более раннего писателя Хишама ал-Калби. Ибн ал-Асир сообщает: «И пошел он в страну Хайтал, чтобы отомстить за своего деда Фируза. А перед этим Ануширван породнился с каганом. И вошел Хосрой в их страну, убил их (эфталитов. - С.Х.) царя и искоренил членов его фамилии. Затем достиг Балха и Мавераннахра. И оставил свои войска в Фергане. Затем возвратился

3 Каен - по-тюркски значит «Береза». Ханская дочь стала матерью следующего шаха Ирана Хормизда IV по прозвищу «Турок».

в Мадаин (Арабское название Ктезифона, столицы Парфянского царства. -

С.Х.) и напал на Бурджан». Чуть ниже Ибн ал-Асир делает уточнение: «И когда укрепились его дела, он воевал Фергану и Бурджан, затем вернулся [из Бурджана] и построил города Шабиран, Маскат и Баб аль-Абваб. И назван [город] «воротами» потому, что построен на пути в горы» [12. С. 192]. Табари пишет еще более определенно: «Хишам (т.е. Хишам аль-Калби. - С.Х.) сказал: Ануширван напал на Бурджан, затем вернулся [из Бурджана] и построил Баб аль-Абваб...» [10. P. 899-900]. Таким образом, если отбросить фольклорные наслоения на сюжет о строительстве Дербентских укреплений, выходит следующее: после эфталитской войны, когда надобность в союзе с тюрками отпала, шах Ануширван отправляется в поход в Бурджан (по Табари и Ибн ал-Асиру) или в Б.ршалию (по Балазури), дабы бурджаны, являвшиеся федератами Тюркского каганата, не могли помешать его планам, после чего завершает возведение крепости Дарбанд (перс. «запертые ворота») и ее знаменитых стен от моря до гор. Что касается известия Балазури, то он, по всей видимости, смешал воедино два разных похода Ануширвана в Баршалию: первый - с целью женитьбы и заключения союза с Истеми-каганом и второй - с целью наказания берзилов и строительства Дербентских укреплений. Лишь разгромив Бурджан, он исполняет задуманное. Учитывая, что в изложении Балазури, Ибн ал-Асира и Табари рассказывается об одних и тех же событиях, происходивших в одном и том же районе, тождество Берзилии, Б.ршалии и Бурджана очевидно.

Литература

1. Артамонов М.И. Очерки древнейшей истории хазар. Л.: Соцэкгиз, 1936. 136 с.

2. Артамонов М.И. История хазар. Л.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 1962. 524 с.

3. История агван Моисея Каганкатваци, писателя X века / пер. с арм. К. Патканова. СПб.: Изд-во Императорской АН, 1861. 374 с.

4. История императора Иракла. Сочинение епископа Себеоса, писателя VII века. М.: Изд-во Императорской АН, 1862. 216 с.

5. Коковцев П.К. Еврейско-хазарская переписка в X веке. Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1932. 134 с.

6. Моисей Хоренский. История Армении / пер. Н.О. Эмина. М.: Изд-во Лазаревского ин-та восточных языков, 1893. 323 с.

7. Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М.: Наука, 1990. 261 с.

8. Патканов К. Из нового списка географии, приписываемой Моисею Хоренскому // Журнал министерства народного просвещения. 1883. Ч. 226, март. С. 21-32.

9. Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бре-виарий» Никифора (тексты, перевод, комментарий). М.: Наука, 1980. 213 с.

10. Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari / Ed. by M.J. de Goeje. Prima series. Pars II. Lugduni-Batavorum: Brill, 1881-1882. P. 529-1072.

11. Baladhuri. Futuh al-Buldan. Part III. Beirut: Mu'assasa al-Ma'arif, 1987. 768 p.

12. Ibn al-Athir. Al-Kamil fi al-Tarikh. Vol. I. Beirut: Dar al-kutub al-‘Ilmiyya, 1987. 626 p.

13. Ibn Rustah. Kitab al-a'lak an-nafisa / Ed. by M.J. de Goeje // Bibliotheca Geographorum Ara-bicorum. Pars VII. Lugduni Batavorum: Brill, 1891. 388 p.

14. Minorsky V. A new book on the Khazars // Oriens. Vol. XI, № 1-2. Leiden, 1958. P. 112-145.

15. Yaqut al-Rumi. Mu'jam al-buldan. Vol. I. Beirut: Dar Sadir, 1990. 540 p.

ХАМИДУЛЛИН САЛАВАТ ИШМУХАМЕТОВИЧ - соискатель ученой степени кандидата исторических наук, кафедра Отечественной истории, Башкирский государственный университет, Россия, Башкортостан, Уфа ([email protected]).

KHAMIDULLIN SALAVAT ISHMUKHAMETOVICH - a competitor of scientific degree of Historical Sciences candidate, Russian History Chair, Bashkir State University, Russia, Ufa.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.