Научная статья на тему 'Барсилы (берсула) и Барсилия'

Барсилы (берсула) и Барсилия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1488
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАРСИЛЫ / БАРСИЛИЯ / ТЮРКИ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / ДАГЕСТАН / КАСПИЙСКОЕ МОРЕ / ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ / ДЕРБЕНТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гасанов Магомед Раджабович

Цель данной статьи освещение темы о барсилах (берсула) и Барсилии и раскрытие их роли в истории Северного Кавказа. Данная тема связана с тюркским миром, сыгравшим огромную роль в истории. Методы. Статья написана в сочетании цивилизационного и формационного методов, что позволяет глубоко изучить вопросы, связанные с барсилами (берсула) и Барсилией. Статья написана на основе разнообразных литературных источников. Результаты. В ходе исследования было установлено, что барсилы не только внесли существенные коррективы в этническую карту Северного Кавказа, но и явились причиной перемещения границ некоторых политических образований. Выводы. Этническая история барсил (берсил), как и остальных тюркских племен, сложный длительный и разносторонний процесс, требующий дальнейшего освещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Барсилы (берсула) и Барсилия»

Исторические науки / Historical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 94 (470.67)

Барсилы (берсула) и Барсилия

© 2017 Гасанов М. Р.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель данной статьи - освещение темы о барсилах (берсула) и Барсилии и раскрытие их роли в истории Северного Кавказа. Данная тема связана с тюркским миром, сыгравшим огромную роль в истории. Методы. Статья написана в сочетании цивилизационного и формационного методов, что позволяет глубоко изучить вопросы, связанные с барсилами (берсула) и Барсилией. Статья написана на основе разнообразных литературных источников. Результаты. В ходе исследования было установлено, что барсилы не только внесли существенные коррективы в этническую карту Северного Кавказа, но и явились причиной перемещения границ некоторых политических образований. Выводы. Этническая история барсил (берсил), как и остальных тюркских племен, - сложный длительный и разносторонний процесс, требующий дальнейшего освещения.

Ключевые слова: барсилы, Барсилия, тюрки, Северный Кавказ, Дагестан, Каспийское море, Хазарский каганат, Дербент.

Формат цитирования: Гасанов М. Р. Барсилы (берсула) и Барсилия // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2017. Т. 11. № 3. С. 13-17.

Barsils (Bersula) and Barsilia

© 2017 Magomed R. Gasanov

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. The aim of the article is covering the topic of Barsils (Bersula) and Barsilia and discovering their role in the history of the North Caucasus. This topic is connected with the Turkic world, which played a huge role in history. Methods. The article is written in a combination of civilizational and formational methods, which allows to deeply study the issues related to Barsils (Bersula) and Barsilia. The article is based on a variety of literary sources. Results. The study found that the Barsils not only made significant adjustments to the ethnic map of the North Caucasus, but also caused the movement of borders of some political entities. Conclusions. The ethnic history of Barsils (Bersils), as the rest of the Turkic tribes, is a long and complex process that requires further attention.

Keywords: Barsils, Barsilia, Turks, the North Caucasus, Dagestan, the Caspian sea, Khazar Khanate, Der-bent.

For citation: Gasanov M. R. Barsils (Bersula) and Barsilia. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. 2017. Vol. 11. No. 3. Pp. 13-17. (In Russian)

Введение

Тема ранних тюрок - неотъемлемая часть разнообразного круга вопросов, связанных с происхождением некоторых северокавказских народов, с влиянием их на местное население. Тюрки вторглись в пределы Северного Кавказа и Дагестана с целью освоения природных богатств, грабежа и т. д.

Различным аспектам истории древних тюрков посвящено огромное количество литературных источников. Вместе с тем, отдельные вопросы их истории, прежде всего, взаимосвязи, взаимовлияния обществ, владений и регионов с тюркским миром, исследованы еще недостаточно. Слабо освещена и тема связей Дагестана с тюркским миром. Дагестан, который находился в тесном взаимодействии с тюрками, дает в распоряжение

исследователей ценный фактический материал. Эта тема затронута в обобщающих трудах, посвященных истории Дагестана.

В первом тысячелетии н. э. на обширной территории Поволжья, Восточной Европы, Северного Кавказа, в том числе и Дагестана, происходит активное контактирование, взаимовлияние и столкновение местного населения с нарастающей тюркской волной, создавшей в течение ряда веков непрерывный миграционный поток, изменивший этническое лицо значительной части территории Северного и Северо- Восточного Кавказа. В этой связи большой интерес представляет вопрос о барсилах (берсула) и Барсилии. В период господства сармат на части Дагестана эта территория в византийской историографии именовалась Сарматией, а в VI-VII вв. она получила название «страна Барсилия» от булгарского племени барсилы (берсула), родственного хазарам.

В источниках Барсилия выступает регионом, непосредственно связанным с Каспийским проходом. Не вызывает сомнений, что сведения о проникновении барсил (берсил) в Прикаспий впитали в себя разновременную информацию раннесредневековых источников.

В дохазарский период, в IV-V вв., низовья Сулака занимали барсилы (берсула), одно из подразделений булгар. Полагают, что еще до покорения утигур, тюркюты подчинили племена, кочевавшие между Волгой и Дагестаном, включая северную степную часть последнего [1, с. 131]. Существует и другое мнение. «Анализ свидетельств о барсилах, - пишет А.В. Гадло, - приводит к выводу о том, что они представляли одну из трех ираноязычных групп, которые в эпоху, последовавшую за гуннским вторжением, сумели сохранить свое положение» [3, с. 68].

Цель и методы исследования

Цель статьи - выяснение вопроса о расселении барсилов (берсула) и Барсилии. О барсилах сообщает М. Хоренский в «Истории», в разделе, посвященном царю Вахаршу, сыну Тиграна III и отцу Хосрова Великого. Он пишет: «Во дни его массы горцев я разумею толпы хазиров и барсилов, соединившись, прошли через врата Чора под предводительством царя своего Внасепа Сурхана» [6, с. 130]. Вторично барсилы всплывают у М. Хоренского в рассказе о подвигах царя Трдата III, совершенных им на севере. Трдат

III, как повествует М. Хоренский, «отправился через землю агванов на северян... воевать со всеми, живущими у подножия горы». Битва Трдата с «северянами» произошла «на равнине Гаргараци», т. е. в Мильской степи на территории современного Азербайджана. Здесь Трдат и встретил басилов.

В «Армянской географии» Анании Шира-каци, некоторые данные которой об этногеографии Северного Кавказа совпадают с данными источника Феофана и Никифора, бар-силы упоминаются несколько раз. «География» позволяет раскрыть представления этого источника о Сарматии. Это Азиатская Сарматия Птоломея, восточной границей которой считались низовья реки Атль (Волги). Барсилы (басилы) упоминаются среди народов этой Сарматии рядом с хазарами, бушами (вар. булхами, т. е. булгарами) и народами Западного Кавказа - апшегами, апхазами и др. [8, с. 27-30].

Географические данные о народах Сарма-тии Ширакаци дополняют сведения о некоторых политических ситуациях, которые отражают реальность его эпохи (конец VII в.). В это время барсилы оказались прижатыми к самой Волге, т. е. к самой дальней черте Сар-матии, что соответствует представлению Феофана о расположении Берсилии.

По данным Ибн-Русте (начало X в.) и Гар-дизи (XI в.), булгары делились на три отдела: «один отдел зовется берсула, другой - эсегел и третий - булгар». Первый из них явно соответствует барсилам из других сообщений. Этноним барсилы упоминает также автор сочинения «Худуд ал-алем» [10, с. 32]. В XI в. их сведения повторяет ал- Гардизи. Интересно то, что берсула у этих авторов уже не связаны с хазарами. Бер-сула, хотя и входят в состав булгар, по мнению Б. Н. Заходера, но отличны от племени булгар, которые по данным названных источников представляют особую группировку [4, с. 28-29]. Полагают, что барсилы, теснимые хазарами, оказались инкорпорированы в состав политического объединения, которое возглавила племенная группа булгар.

Результаты

С именем барсил, игравших главную роль среди племен в ту эпоху, византийская историография связывает название страны - Бар-силия (Басили), которая, по мнению исследователей, занимала территорию северо- западной части Прикаспийской низменности, территорию Северного Дагестана. Как считает

А. П. Новосельцев, страна Барсилия включала в себя значительную территорию Восточного Предкавказья, часть Центрального Предкавказья и Низовья Волги, но в УШ-1Х вв., как он полагает, так именовался только Северный (Приморский) Дагестан [7, с. 79]. Полагают, что барсилы (берсили) - это алан-ское племя, впоследствии тюркизированное. Поглощение сарматского этноса тюркским заставило хронистов поставить знак равенства между окраиной бывшего сарматского мира и «страной Берсилией». Эта страна получила свое название от племени барсилы (берсула), кочевья которых в У1-У11 вв. простирались до низовий Волги, где до прихода хазар они имели свои зимовья. В восточном Предкавказье барсилы слились с хазарами, а в западном - с булгарами. Согласно имеющимся исследованиям, хазарская история неразрывно связана с историей Барсилии, занимавшей территорию Северного Дагестана. Известный немецкий ученый Й. Маркварт еще в начале ХХ в. обоснованно считал, что Барсилия занимала прибрежную территорию западного Каспия, простираясь от Дербента до Тереко-Сулакского междуречья. По письменным источникам известно, что появление хазар на широкой исторической арене относится к более позднему периоду и связано с событиями, происходившими за пределами Барсилии. Территорию, занимаемую берси-лами и хазарами, соседи называли Берсилией или Страной барсил. Отношения между бер-силами и хазарами не всегда были мирными, иногда они носили и враждебный характер.

В течение второй половины VI в. и позже хазарами были ассимилированы не только остатки савир, но и другие местные племена, существовавшие в Восточном Предкавказье: северные маскуты, басилы (барсилии), ба-ланджир и др., в результате чего сложился хазарский этнос.

По сведениям Феофана и Никифора, Барсилия являлась родиной хазар. «Хазары - великий народ, вышедший из глубин Берзилии, (страны) первой Сарматии», - пишет Феофан. Никифор сообщает: «... племя хазар, жившее по соседству с сарматами в глубине страны, называемой Берсилией (Берзи-лией).» Как считают некоторые арабские авторы, Берсилия занимала приморскую территорию к северу от Дербента [9, с. 15].

В начале VII века европейская традиция еще не знает хазар, полагают, что они скрываются в недрах барсилского объединения. В «Хронике» Михаила Сирийского (XII в.) приводится этногенетическое предание о происхождении хазар и булгар, которое возникло на ранее VII в. В источниках говорится о переселении из внутренней Скифии в царствование императора Маврикия (582-602 гг.) трех братьев - эпонимов с их народами. Двое из братьев «пришли в страну алан, называемую Барсилия» [1, с. 130].

В арабской литературе страна Барсилия (ал-Баршалия) упоминается в связи с легендой о походе шаха Хосрова I Ануширвана (531-579 гг.) на тюрок (вар. хазар) и построением Дербенда. Эта страна, согласно легенде, лежит к северу от Каспийского прохода [2, с. 6].

По мнению некоторых исследователей, которые видят в названиях Баршалия и Башли (Башлыкент) топонимическую параллель, ал-Баршалия занимала территорию группы сел в районе современного села Баш-лыкент на р. Гамри-озень. Сопоставление Северо-Западного Прикаспия, включая степной Дагестан, с Барсилией (Берсилией) не позволяет локализовать это политическое образование в районе Кайтага, как это отмечено некоторыми авторами. Тем более необоснованно сопоставлять название села Башлы-кент с этнонимом берсула или названием Барсилия (Баршалия). В пользу локализации Барсилии в Дагестане выдвигается еще один довод. Наименование страны барсилов отождествляют с названием гуннского города Ва-рачан [5, с. 182]. По другой версии, басилы расселялись на территории современной Бал-карии, образуя регион Басиани.

Заключение

Страна Барсилия (Баршлия, ал-Баршлия) -название части территории Северо-Восточного Кавказа севернее Дербента, населенной тюркскими племенами барсил (баршил, басил), гуннов-савир, хазар, джандар, оногур (венендер) и др., которая в VII в. становится центром Хазарского государства.

Барсилы не только внесли существенные коррективы в этническую карту Северного Кавказа, но и явились причиной перемещения границ некоторых политических образований. Они распространили здесь и элементы собственной материальной и духовной культуры.

Литература

1. Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962. 521 с.

2. Баладзори. Книга завоевания стран. Текст и перевод П. К. Жузе. Материалы по истории Азербайджана. Вып. III. Баку, 1927. 38 с.

3. Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа IV-X вв. Л., 1979. 242 с.

4. Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Горган и Поволжье в IX-X вв. Т. II. М., 1965. 210 с.

5. Котович В. Г. О местоположении раннесредне-вековых городов Варачан, Беленджер и Таргу // Древности Дагестана. Махачкала, 1974. С. 181-232.

1. Artamonov M. I. Istoriya khazar [History of Khazars]. Leningrad, 1962. 521 p. (In Russian)

2. Balazari. Kniga zavoevaniya stran [The book of the conquest of countries]. Text and translation by P. K. Zhuze. Materials on the history of Azerbaijan. Vol. III. Baku, 1927. 38 p.

3. Gadlo A. V. Etnicheskaya istoriya Severnogo Kavkaza IV-X vv. [Ethnic history of the North Caucasus in the 4-10th centuries]. Leningrad, 1979. 242 p. (In Russian)

4. Zakhoder B. N. Kaspiyskiy svod svedeniy o Vos-tochnoy Evrope. Gorgan i Povolzh'e v IX-X vv. [The Caspian collection of information about Eastern Europe. Gorgan and the Volga region in the 9-10th centuries]. Vol. II. Moscow, 1965. 210 p. (In Russian)

5. Kotovich V. G. O mestopolozhenii rannesred-nevekovykh gorodov Varachan, Belendzher i Targu [The location of early medieval towns of Varachan,

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Гасанов Магомед Раджабович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

6. Моисей Хоренский. История Армении. М., 1893. 345 с.

7. Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990. 261 с.

8. Патканов К. Из нового списка «Географии», приписываемой Моисею Хоренскому // Журнал Министерства народного просвещения. 1883. Ч. ССХт С. 25-76.

9. Плетнева С. А. Хазары. М., 1976. 90 с.

10. Худуд ал-Алем. Рукопись Туманского. Л., 1930. 56 с.

Bellinger and Targu]. In: Antiquities of Dagestan. Makhachkala, 1974. Pp. 181-232. (In Russian)

6. Movses Khorenatsi. History of Armenia. Moscow, 1893. 345 p.

7. Novoseltsev A. P. Khazarskoe gosudarstvo i ego rol' v istorii Vostochnoy Evropy i Kavkaza [Khazar state and its role in the history of Eastern Europe and the Caucasus]. Moscow, 1990. 261 p. (In Russian)

8. Patkanov K. Iz novogo spiska «Geografii», pripisyvaemoy Moiseyu Khorenskomu [From the new list of "Geography", attributed to Movses Khorenatsi]. Journal of the Ministry of Education, 1883, P. CCXXVI. Pp. 25-76. (In Russian)

9. Pletneva S. A. Khazars. Moscow, 1976. 90 p. (In Russian)

10. Hudud al-Alam. Tumansky's Manuscript. Leningrad, 1930. 56 p. (In Russian)

INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation

Magomed R. Gasanov, Doctor of History, professor, the head of the chair of History, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

References

Принята в печать 09.07.2017 г.

Received 09.07.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.