Научная статья на тему 'Расписание занятий как фактор адаптации первокурсников к обучению в вузе с точки зрения биоритмов'

Расписание занятий как фактор адаптации первокурсников к обучению в вузе с точки зрения биоритмов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
192
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коннова С. С.

Проблема построения расписания занятий в ВУЗах на сегодняшний день очень актуальна. Существуют санитарные правила и гигиенические нормативы, ссылаясь на которые и формируют расписание занятий студентов в ВУЗах. Однако при этом не учитывается хронотипологическая структура группы студентов-первокурсников, так как при построении расписания занятий в расчет берется только стандартная кривая активности для универсального хронотипа «голубь» с пиками работоспособности в интервалах 10-12 и 16-18 часов. Ниже представлены принципы построения расписания занятий с учетом хронотипов учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расписание занятий как фактор адаптации первокурсников к обучению в вузе с точки зрения биоритмов»

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

4. Теория и методика обучения / В.С. Кукушин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474, с.

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БИОРИТМОВ

© Коннова С.С.*

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского,

г. Омск

Проблема построения расписания занятий в ВУЗах на сегодняшний день очень актуальна. Существуют санитарные правила и гигиенические нормативы, ссылаясь на которые и формируют расписание занятий студентов в ВУЗах. Однако при этом не учитывается хронотипо-логическая структура группы студентов-первокурсников, так как при построении расписания занятий в расчет берется только стандартная кривая активности для универсального хронотипа «голубь» с пиками работоспособности в интервалах 10-12 и 16-18 часов. Ниже представлены принципы построения расписания занятий с учетом хроно-типов учащихся.

Актуальность и важность исследования проблемы хронотипа среди студенчества, а также отсутствие однозначных данных о природе хроно-типа в литературе, натолкнули многих ученых на проведения исследования в данной области [2, 4].

Известный биоритмолог В.А. Доскин, изучая биоритмы студентов, пришел к следующим выводам [3]. Как известно, все люди имеют свои индивидуальные потребности, активность организма, ритмичность процессов жизнедеятельности. В частности, на сегодняшний день выделяют несколько хронотипов - «сова», «голубь», «жаворонок». Люди разной хронотипологической принадлежности имеют соответственно и различные особенности поведения в течение дня, физиологические потребности. Условия жизнедеятельности, приемлемые для «жаворонка», никогда не будут комфортными для «совы» и наоборот. Именно поэтому необходимо учитывать данные обстоятельства при организации учебной деятельности

♦ Старший преподаватель кафедры «Безопасность жизнедеятельности и гражданская оборона»

студентов. А что для студента - первокурсника является главным внешним действующим фактором, определяющим его режим жизнедеятельности, к какому условию своей социальной среды он должен адаптироваться? Конечно это его учебная деятельность, а точнее расписание учебных занятий в течение дня, недели, семестра и учебного года. Именно расписание должно быть составлено оптимально для качественной адаптации учащегося к большим нагрузкам в своем новом статусе студента ВУЗа [1].

Материалы и методы исследования.

В качестве объекта исследования были выбраны студенты первого курса ОмГУ теологического факультета ТТ-701. Выбранная испытуемая группа однородна по составу (полу, возрасту, направлению выбранной деятельности), достаточна в количественном отношении (25 человек).

Тема оптимизации расписания занятий студентов младшего курса чрезвычайно актуальна на сегодняшний день. Ввиду чрезмерной нагрузки, которую испытывают вчерашние школьники на себе, очень быстро наступает чувство усталости, утомления, постепенно переходящее в переутомление и далее, при постоянно действующих неблагоприятных условиях, способное развиться в астению и синдром хронической усталости (СХУ). Чтобы избежать данных отрицательных последствий для организма студентов, необходимо правильно организовывать их учебный день. А этому факту способствует формирование адекватного биологическим ритмам расписание занятий, т.е. составление расписания с учетом хроно-типологического статуса каждого отдельного студента, и дневной и недельной кривых работоспособности [1]. Ведь, если ориентироваться на официальные источники информации, только около 45 % студентов относится к хронотипу «голубя» - людям, имеющим работоспособность, равномерно распределенную в течение дня, либо с двумя пиками активности в интервалы 10-12 и 14-16 часов [6-8]. Именно на этот хронотип и ориентируются сегодня при формировании расписания занятий в образовательных учреждениях, в частности в ВУЗах. А как же остальные? Студенты, с выраженной циркадной ритмикой деловой активности, относящиеся к крайним хронотипам «сов» (более 30 %) и «жаворонков» (около 25 %), имеющие оптимумом работоспособности в первой половине дня (10-12 часов дня) и в вечернее время (16-18 часов) соответственно, крайне трудно адаптируются к «общепринятому стандарту» оптимального времени работоспособности [2]. Нельзя не учитывать эти 55 % студентов. Ведь если в расписании занятия по трудному предмету будут стоять на первых - вторых парах, максимально включится в работу смогут только «жаворонки» и, возможно, «голуби». «Совы» же, по чисто физиологическим причинам будут в это время «спать» и не смогут эффективно работать на занятии!

Именно поэтому в процессе выполнения диссертационной работы мы пришли к заключению, что необходимо пересмотреть стандартный подход к составлению расписания занятий, учитывающий только одну, универсальную, кривую дневной и недельной динамики работоспособности учащихся ВУЗов, соответствующую хронотипу «голубь». Для этого, потребуется проводить определенное исследование хронотипов учащихся и динамики их работоспособности в различные промежутки времени. Таким образом, нами сформирован алгоритм действий, руководствуясь которым, представляется возможным составить рациональное расписание занятий для первокурсников. Такое расписание, как социально-экологический фактор, будет исключать состояние десинхроноза учащихся, и способствовать оптимальной адаптации студентов с первого курса обучения.

I. Определение биоритмологического статуса.

1. Выявление хронотипологической структуры учебной группы студентов с помощью теста Хорна-Остберга в модификации А.А Путилова [5]. Определение процентного соотношения каждого хроно-типа и выявление превалирующего процента какого-либо хроноти-па. Либо, если есть возможность, распределение студентов по группам хронотипов.

2. Выявление приспособления циркадного ритма «сон - бодрствование» [5] у студентов для определения биоритмологической адаптации на момент исследования.

3. Определение принадлежности к хронотипу по физиологическому тесту Хольдебрандта. С помощью теста Хорна-Остберга и теста Хольдебрандта устанавливается полная картина биоритмологического статуса учащегося с психологической и физиологической сторон.

II. Определение динамики циркадной активности. Выбирается две -три психофизиологических методики определения работоспособности учащихся и проводиться исследование 3-кратное (минимально) в течение дня.

III. Определение динамики недельной активности. Выбирается две -три психофизиологических методики определения работоспособности учащихся и проводиться исследование 3-кратное (минимально) в течение одной - двух недель.

IV. Сведение в единую кривую динамики активности всех полученных данных по всем показателям, установка общей тенденции роста и спада работоспособности в отдельные дни и неделю.

V. Составление оптимального варианта расписания занятий для превалирующего процента в группе хронотипов или составление нескольких вариантов расписания занятий для каждого отдельного хронотипа с учетом всех особенностей.

Порядок составления расписания занятий:

1. Рассмотреть недельную динамику работоспособности и выделить наиболее работоспособные дни.

2. В эти дни, после согласования с дневной динамикой работоспособности, расставить все наиболее «трудные» предметы, в соответствии с правилом чередования предметов с 2-3 часовой сеткой.

3. Проследить за сохранением правила чередования занятий статического и динамического компонентов.

4. По степени убывания «трудности» предметов, расставить оставшиеся занятия в незаполненные «окна» расписания.

5. Проследить за тем, чтобы график по оценке трудности предметов в течение недели имел вид одногорбой или М-образной двугорбой кривой.

6. Проверить готовое расписание на соблюдение всех правил рациональности в соответствии с дневной и недельной динамикой работоспособности.

Список литературы:

1. Бароненко В.А. Здоровье и физическая культура студента. - М.: Альфа-М. - М.: ИНФРА-М, 2006. - С. 351.

2. Борисова И.Ю., Ганелина И.Е., Притыкина Н.Я. Психологические и поведенческие особенности личности с утренним биоритмологическим типом работоспособности // Психологический журнал. - 1996. - Т. 17. -№ 5. - С. 96-101.

3. Доскин В. А., Лаврентьева Н.А. Ритмы жизни. - М.: Медицина, 1991.

4. Путилов А.А. «Совы», «жаворонки» и другие. О наших внутренних часах и их влиянии на здоровье и характер. - Новосибирск: Новосиб. Унт; - М.: Совершенство, 1997. - 264 с.

5. Путилов А.А. «Совы», «жаворонки» и другие. - Новосибирск: НГУ. - М.: Совершенство, 2003. - 608 с.

6. Пайкес В.Г. Методика составления расписания занятий в образовательном учреждении. - М.: АРКТИ, 1997. - 48 с.

7. СанПиН 2.4.2.1178-02 от 01.09.2003.

8. ФЗ № 52 от 30.03.1999 (ред. от 01.12.2007) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (принят ГД ФС РФ 12.03.1999). ст. 28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.