особенности мотивации учебной деятельности у студентов с различным хронотипом
THE FEATURES OF EDUCATIONAL MOTIVATION OF STUDENTS WITH DIFFERENT CHRONOTYPES
Т. В. Разина, Н. М. Хабарова
T. V. Razina, п. M. Habarova
Исследованы отличия в учебной мотивации у студентов с утренним, индифферентным и вечерним хронотипами. Установлено, что лица с вечерним хронотипом обладают значимо более низкой мотивацией на получение знаний и получение профессии, чем представители двух других хронотипов. Установлена возможность смены хронотипа под воздействием социальных факторов.
The differences in learning motivation among students with morning, indifferent and evening chronotypes are investigated. It was established that persons with evening chronotypes have significantly lower motivation to acquire knowledge and receive a profession than representatives of two other chronotypes. The possibility of changing the chronotype under the influence of social factors has been established.
Ключевые слова: хронотип, мотивация,учебная деятельность, студент.
Keywords: chronotype, motivation, learning activities, student.
Введение
Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности начиная с детского сада и заканчивая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования является непременным этапом, фактором в формировании личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и психологии. К настоящему времени осуществлено множество исследований по вопросу мотивации учебной деятельности и в школе, и в вузе. Однако до сих пор многие важнейшие аспекты учебной мотивации остаются недостаточно раскрытыми и требуют более глубокой проработки в теоретико-методологическом аспекте. В частности, недостаточно изучены психофизиологические и биологические факторы, обусловливающие особенности мотивации учебной деятельности, в том числе хронотип.
Изучение хронотипов началось в 70-е годы ХХ века и вначале было принято настороженно. Однако вскоре экспериментально было подтверждено, что такая характеристика, как хронотип, реально существует и проявляется независимо от желания человека [1—3]. Данные выводы оказались значимыми не только в научной среде, но и в практическом смысле. Суть теории
хронотипов состоит в том, что человеку свойствен определённый стереотип чередования активности и пассивности в течение суток, определенный циркадный ритм и по этому стереотипу большинство людей могут быть отнесены к одному из нескольких хронологических типов: четко выраженному утреннему, или раннему, хронотипу («жаворонки»), индифферентному, или промежуточному, хронотипу («голуби») и четко выраженному вечернему, или позднему, хронотипу («совы»). Различия данных хронотипов отражаются в функциональных возможностях организма в различное время суток. Люди, относящиеся к «жаворонкам», ложатся спать и просыпаются в среднем на два часа раньше «сов», и их пик активности находится в первой половине дня. У людей, относящихся к «совам», максимальный пик интеллектуальной и физической активности приходится на вторую половину дня. Исследования показали, что среди мужчин и молодежи преобладают «совы», а дети и пожилые люди чаще «жаворонки» [4].
В хронобиологии проведено множество исследований, результаты которых свидетельствуют о том, что самочувствие и здоровье человека напрямую связаны с особенностями функционирования его циркадианной системы [1]. Так, например, люди с хронотипом «сова» хуже адаптируются к жизни в социальной среде. Ярче всего это проявляется уже тогда, когда дети идут в школу и вынуждены приспосабливаться к режиму ее работы. Так, ученики-«жаворонки» рано ложатся спать вечером, рано просыпаются утром и поэтому приходят в школу полностью готовыми к восприятию новой информации. Также этим ученикам требуется меньше времени для подготовки домашних заданий и остается больше свободного времени для общения со сверстниками. И напротив, учащиеся, относящиеся к хронотипу «сова», во время учебы часто недосыпают, так как по своим биологическим часам они ложатся спать довольно поздно, но, чтобы не опоздать на занятия, вынуждены вставать рано утром. При этом пик умственной и физической активности у таких учеников наступает лишь во второй половине дня, поэтому на первых занятиях они с трудом воспринимают новую информацию, в силу чего вынуждены больше заниматься самостоятельно. Также учащиеся с хронотипом «сова», не высыпаясь в течение недели, компенсируют это, отсыпаясь в выходные. В результате у «сов» фаза сна в учебные и выходные дни существенно различается, и эта нестабильность представляет собой одну из форм десинхроноза [4]. Десинхроноз — это рассогласование внутренних ритмов организма с внешними физическими датчиками времени. Это позволяет сделать предположение, что лицам с хронотипом «сова» учиться в целом сложнее, чем представителям других хронотипов, и мотивация учения у них в целом будет ниже. При этом уровень интеллекта у лиц с хронотипом «сова» не ниже, а даже выше, чем у остальных хронотипов, о чем свидетельствуют специальные исследования. Таким образом, причина низкой успеваемости «сов» заключается в том, что они не способны адаптировать работу своих биологических часов к социальным ритмам.
С хронотипом также связаны определенные черты характера, показатели здоровья, адаптационные возможности. Для студента же главным условием, определяющим режим его жизнедеятельности, к которому он должен адаптироваться, является его учебная деятельность, а если быть точнее, то это расписание учебных занятий в течение недели, семестра и учебного года. В некоторых случаях вся учебная аудиторная нагрузка приходится на утренние часы, а вечернее время отводится на самоподготовку. Такой график будет оптимален для студентов с хронотипами «жаворонок» и «голубь». Иногда, особенно при заочной или очно-заочной, вечерней форме обучения, на старших курсах бакалавриата или магистратуры все занятия ставятся на вечерние часы, что оптимально для студентов-«сов».
Мотивация учебной деятельности студентов в значительной мере определяется и социально-психологическими характеристиками и прежде всего особенностями взаимоотношений субъектов образовательного процесса, студентов и преподавателей. Это, в свою очередь, также может зависеть от особенностей хронотипов. Иными словами, студенты в группе будут выбирать себе в товарищи тех, кто похож на них по хронотипу: имеет примерно тот же график суточной активности.
Целью данного исследования является изучение особенностей мотивации учебной деятельности студентов в связи с хронотипом.
Материалы и методы
Исходя из целей эмпирического исследования был подобран следующий комплекс методик: 1) методика изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной [5]; 2) анкета Остберга на определение хронотипа человека [3].
Данное исследование проводилось среди студентов УрГПУ г. Екатеринбурга, а также среди студентов филиалов МПСУ и МФЮА г. Ярославля, среди студентов РТУ МИРЭА г. Москвы. В общей сложности опрошено 182 человека. В «очищенную» выборку в качестве испытуемых вошло 72 учащихся в возрасте от 21 до 29 лет, из них 37 мужчин и 35 девушек. По результатам, полученным с помощью методики Остберга, сформировано три (относительно равных по численности) группы испытуемых. Лица с четко выраженным вечерним хронотипом («совы») — 28 человек (38.9 %), лица с индифферентным хронотипом («голуби») — 24 человека (33.3 %) и с четко выраженным утренним хронотипом («жаворонки») — 20 человек (27.8 %).
Результаты и обсуждение
Наибольшую сложность вызвал подбор группы с хронотипом «жаворонок», поскольку среди студентов его носители встречаются крайне редко. Возможно, это связано не только с естественными биологическими ритмами и возрастными закономерностями динамики хронотипа, но и с особенно-
стями образа жизни современных студентов, у которых помимо обучения в вузе имеются занятия в вечернее время (подработки, занятия в кружках по интересам). Помимо этого значительная часть досуговых мероприятий для молодежи также проходит в основном в вечернее время (спектакли, концерты, дискотеки, клубы). Таким образом, желание интересно провести досуг, быть вместе с друзьями заставляет представителей любого хронотипа вести в большей степени вечерний и ночной образ жизни, т. е. сходный с хро-нотипом «сова». Таким образом, помимо собственно биологических факторов, определяющих хронотип современных студентов, большую роль играют также социальные факторы. Промежуточным звеном между сугубо биологическими (циркадные ритмы) и социальными (образ жизни) факторами играет психологическое образование — мотивация. Только при наличии достаточной мотивации вести соответствующий «совиный» образ жизни цир-кадные ритмы студентов до определенного предела перестраиваются. Тем не менее в данном случае нельзя говорить об «истинной смене хронотипа». Как показывают выборочные самоотчеты студентов старших возрастов с хронотипом «жаворонок», на младших курсах они предпочитали вести «совиный» образ жизни и до определенного предела им это удавалось с минимальными психоэмоциональными потерями. Тем не менее, со временем, когда вхождение в социальную группу студенчества теряло свою актуальность, они постепенно возвращались к привычному для себя ритму «жаворонков». Влияние на циркадные ритмы социально-психологических факторов еще предстоит изучать, тем не менее на основе данного исследования уже можно сделать вывод о том, что для достижения максимально достоверных данных необходимо применять строгие физиологические методы исследования хронотипа. Опросный метод позволяет изучить не столько физиологические циркадные ритмы, сколько социальный хронотип, и это необходимо однозначно учитывать.
Исследование мотивации учебной деятельности у студентов было осуществлено с помощью методики Т. И. Ильиной [5], результаты которого представлены в таблице.
Как можно видеть из таблицы, у всех двух групп преобладает мотивация на получение знаний, значительно ниже мотивация овладения профессией и получения диплома. Возможно, это обусловлено тем, что в выборку вошли студенты преимущественно младших и средних курсов, многие из них собираются продолжить обучение в магистратуре, поэтому овладение профессией для них пока не стоит первоочередной целью. К тому же, несмотря на внедрение новых образовательных стандартов, обучение в вузе по-прежнему продолжает оставаться ориентированным в большей степени на академические знания, чем на их прикладное использование в практической деятельности.
У студентов с хронотипом «сова» уровень мотивации приобретения знаний ниже, чем уровень мотивации получения диплома (хотя и незна-
значимость отличий в уровне учебной мотивации у представителей хронотипов «жаворонок», «голубь», «сова»
Мотивация учебной деятельности Среднее значение t Р
«Голубь» «Жаворонок»
Приобретение знаний 10.44 10.30 0.08 0.89
Овладение профессией 7.72 7.15 0.62 0.55
Получение диплома 6.13 6.42 0.54 0.63
«Голубь» «Сова»
Приобретение знаний 10.44 6.16 2.82 0.01
Овладение профессией 7.72 3.93 3.81 0.001
Получение диплома 6.13 6.40 0.42 0.71
«Жаворонок» «Сова»
Приобретение знаний 10.30 6.16 2.56 0.01
Овладение профессией 7.15 3.93 2.22 0.03
Получение диплома 6.42 6.40 -0.05 0.98
чительно). У «сов» и мотивация на получение знаний, и мотивация овладения профессией значимо ниже, чем у студентов с хронотипом «жаворонок» и «голубь». Причинно-следственные связи здесь могут быть двусторонние. Во-первых, как уже было сказано выше, «совам» сложнее дается обучение, поскольку оно осуществляется в основном в утренние часы, когда они еще не достигли максимума своей активности. Это приводит к низким результатам в обучении, что может снижать мотивацию учебной деятельности. Во-вторых, если мы имеем дело с «социальными совами», т. е. с теми, кто ведет подобный образ жизни вынужденно, в результате того, что работа и досуг приходятся в основном на вечернее время, то, возможно, для них учебная деятельность имеет меньшее значение, чем трудовая деятельность или социальная активность, и именно поэтому мотивация учебной деятельности низка. Данное предположение подтверждается тем, что у студентов с хронотипом «сова» мотивация получения диплома хоть и незначительно, но выше мотивации на овладение профессией. Такое соотношение мотивов может наблюдаться тогда, когда человек уже работает, то есть владеет профессией, но при этом ему требуется документальное свидетельство своей квалификации и знаний — диплом. Данная ситуация достаточно типична для лиц, работающих в сфере информационных и компьютерных технологий, сфере обслуживания и т. д.
Выдвинутое нами предположение о том, что у лиц с хронотипом «сова» мотивация учебной деятельности ниже, чем у представителей других хронотипов, подтвердилось в отношении мотивации получения знаний и мотивации овладения профессией. Мотивация получения диплома у «сов» не отличается по силе от мотивации «жаворонков» и «голубей». Соответственно, для повышения эффективности учебного процесса в вузе студенты с хро-
нотипом «сова» требуют особого внимания, помощи в адаптации, организации режима дня и самоподготовки. Студенты с хронотипом «жаворонок» также должны быть в поле внимания преподавателей и кураторов, поскольку при смене хронотипа под воздействием социальных факторов они могут испытывать двойные трудности с адаптацией (к новому хронотипу, новой для них учебной деятельности и к среде вуза).
Заключение
Хронотип обусловлен индивидными, биологическими особенностями организма, однако подвержен существенным изменениям под воздействием социальной среды и образа жизни. Хронотип может выступать фактором, детерминирующим особенности учебной мотивации студентов.
* * *
1. Качалова П. М., Боголепова С. Ф., Плыплин В. В. Альфа-ритм и темп усвоения знаний // Труды Современного гуманитарного университета. 2002. Вып. № 44. С. 19—21.
2. Путилов А. А. «Совы», «жаворонки» и другие люди. О влиянии наших внутренних часов на здоровье и характер. 2-е изд. доп. и перераб. Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2003. 608 с.
3. Эдлунг М. Время — деньги. М.: Изд-во «Эксмо», 2004. 352 с.
4. Борисенков М. Ф. Часовые пояса с точки зрения хронобиологии // Химия и жизнь — XXI век. 2013. № 1. С. 2—7.
5. Одегов Ю. Г., Руденко Г. Г., Апенько С. Н., Мерко А. И. Мотивация персонала: учебное пособие. Практические задания (практикум). М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2010. 640 с.