Научная статья на тему 'Психофизические исследования индивидуальных различий у школьников'

Психофизические исследования индивидуальных различий у школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
549
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ / СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ ВНИМАНИЯ / УСТОЙЧИВОСТЬ ВНИМАНИЯ / ХРОНОТИП / ШКОЛЬНИК / BIOLOGICAL RHYTHMS / ATTENTION CONCENTRATION / ATTENTION STABILITY / CHRONOTYPE / SCHOOLCHILD

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фонарев Дмитрий Владимирович, Фонарева Екатерина Александровна

Биологическая активность всех органов и систем организма человека зависит от биологических ритмов эндогенного характера. Следовательно, на наш взгляд, психическая деятельность тоже имеет закономерную связь с суточными ритмами. Для того чтобы доказать или опровергнуть данное положение, были проведены исследования психической деятельности учащихся 6-го класса и их принадлежности к хронотипу. Дети, в отличие от взрослых, значительно различаются по показателям объема, устойчивости и распределения внимания. В целом, внимательные дети учатся лучше, однако у невнимательных детей успеваемость больше связана с показателями произвольного внимания, особенно с его распределенностью. Согласно данным проведенных исследований в области физиологии, биологическая активность всех органов организма человека зависит от биологических ритмов эндогенного характера. Следовательно, на наш взгляд, психическая деятельность тоже имеет закономерную связь с суточными ритмами. Для того чтобы доказать или опровергнуть данное положение, были проведены исследования психической деятельности учащихся 6-х классов г. Чайковский, Пермского края. Проведенные нами психофизические исследования, педагогическое наблюдение и анализ учебной деятельности по основным предметам показали, что показатели психики во многом зависят от хронотипа ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSICAL RESEARCHDOI: ON INDIVIDUAL DIFFERENCES IN SCHOOLCHILDREN

The biological activity of all organs and systems in the human body depends on endogenic biological rhythms. Consequently, in our opinion, the mental activity is also connected with day-night rhythms. In order to prove or to explode this statement we carried out the research on the mental activity of the 6-grade students and on their chronotype specifics. In contrast with adults, children significantly differ in indices of volume, stability and distribution of attention. In general, attentive children have better academic results, but the academic performance of inattentive children is more connected with indices of voluntary attention, especially with its distribution. According to the physiological research data,the biological activity of all organs in the human body depends on endogenic biological rhythms. Consequently, in our opinion, the mental activity is also connected with day-night rhythms. In order to prove or to explode this statement we carried out the research on the mental activity of the 6-grade students, Chaikovsky, Perm Krai. The physchophysical research involving the 6-grade students, instructional monitoring and analysis of academic activity in major subjects showed that the mental indices are to the great extent associated with the chronotype of a child.

Текст научной работы на тему «Психофизические исследования индивидуальных различий у школьников»

УДК 616-053.2/.5 + 796.01:612

йО!: 10.14529/огГк150202

ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ У ШКОЛЬНИКОВ

1 2 Д.В. ФонаревЕ.А. Фонарева2

Чайковский государственный институт физической культуры, г. Чайковский, 2Чайковский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета, г. Чайковский

Биологическая активность всех органов и систем организма человека зависит от биологических ритмов эндогенного характера. Следовательно, на наш взгляд, психическая деятельность тоже имеет закономерную связь с суточными ритмами. Для того чтобы доказать или опровергнуть данное положение, были проведены исследования психической деятельности учащихся 6-го класса и их принадлежности к хронотипу. Дети, в отличие от взрослых, значительно различаются по показателям объема, устойчивости и распределения внимания. В целом, внимательные дети учатся лучше, однако у невнимательных детей успеваемость больше связана с показателями произвольного внимания, особенно с его распределенностью. Согласно данным проведенных исследований в области физиологии, биологическая активность всех органов организма человека зависит от биологических ритмов эндогенного характера. Следовательно, на наш взгляд, психическая деятельность тоже имеет закономерную связь с суточными ритмами. Для того чтобы доказать или опровергнуть данное положение, были проведены исследования психической деятельности учащихся 6-х классов г. Чайковский, Пермского края. Проведенные нами психофизические исследования, педагогическое наблюдение и анализ учебной деятельности по основным предметам показали, что показатели психики во многом зависят от хронотипа ребенка.

Ключевые слова: биологические ритмы, сосредоточенность внимания, устойчивость внимания, хронотип, школьник.

Введение. Одной из главных проблем развития общества, на наш взгляд, является всевозрастающий ритм жизни в условиях ежедневных психических перегрузок, существенного ухудшения экологической обстановки, отсутствия здоровье сберегающих технологий.

Известно, что физические упражнения в системе с рациональной регламентацией нагрузки способны не только формировать важнейшие адаптационные механизмы, но и определять уровень жизнедеятельности организма и совершенство его реакций. Использование на практике знаний адаптационных механизмов и биологические закономерности организма, в совокупности с онтогенезом, на наш взгляд, поможет человеку сохранить здоровье и вместе с тем повысить функциональные возможности организма, обеспечивая высокую производительность как умственного, так и физического труда.

Человек располагает адаптационными возможностями и изменчивостью поведения. Данное обстоятельство, с точки зрения П.Я. Гальперина обусловлено возникновением высшей формы отражения действительно-

сти - сознания, включающего все проявления психической деятельности: ощущения и восприятия, представление и мышление, внимание и память, чувства и волю.

Дети, по отношению к взрослым, значительно различаются по показателям устойчивости, объема и распределения внимания. Замечено, что внимательные дети имеют более высокие показатели успеваемости. Вместе с тем, у невнимательных детей успеваемость больше связана с показателями произвольного внимания, особенно с его распределенностью. Низкий уровень развития этого свойства ограничивает возможности детей при выполнении учебных задач. На наш взгляд, тренировка распределения внимания может способствовать улучшению успеваемости.

Внимание не выступает как самостоятельный процесс. Оно отождествляет направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, как сторона или свойство этой деятельности [1].

Цель исследования. Определить взаимосвязь между психофизическими показателями

Оздоровительные технологии в образовательном процессе

школьника среднего возраста и его хроно-биологическим типом.

Методы и организация исследований.

Для того, чтобы доказать или опровергнуть данное положение, были проведены исследования психической деятельности учащихся. В частности, у школьников 6-х классов общеобразовательной школы № 10 г. Чайковский, Пермского края изучались показатели сосредоточенности и устойчивости внимания, а также успеваемость по дисциплинам школьной программы при обучении в первую и вторую смены. Всего в исследовании приняли участие 89 школьников. На первом этапе все учащиеся были подвергнуты анкетированию для определения их временного типа по анкете Остберга.

Результаты исследований и их обсуждение. В результате опроса оказалось, что к утреннему типу («жаворонки») принадлежат 39 % учащихся, к дневному («голуби») - 33 %, к вечернему («совы») - 28 % школьников.

На втором этапе для определения сосредоточенности и устойчивости внимания школьники заполняли корректурную таблицу. Каждому испытуемому выдавалась таблица с 561 знаком в виде колец, разъединенных в местах, соответствующих цифрам на циферблате часов. Учащиеся, используя образец в виде двух знаков, записанных на демонстрационной доске, просматривали строку за строкой слева направо и вычеркивали как можно быстрее и без ошибок указанные знаки.

Через каждые 30 с произносилась фраза «Черта», что соответствовало установке вертикальной черты после последнего просмотренного знака, и работа продолжалась. По сигналу «Стоп, две черты» задание заканчивалось, и после последнего просмотренного

знака ставились две вертикальные черты. Опыт длился 2 мин.

На первом этапе определения основных показателей сосредоточенности и устойчивости внимания исследовалось количество пропущенных знаков («О»).

Нами было выявлено, что у «жаворонков» и «голубей» в утренние часы меньше пропущенных знаков, чем у «сов» на 5,8 и 7,1 пунктов соответственно. Данный факт свидетельствует о большей концентрации внимания у испытуемых утреннего и дневного типа при выполнении задания.

Количество просмотренных знаков («8») у школьников вечернего типа в утренние часы в 1,5 раза больше, чем у «жаворонков», и в 1,6 раза больше, чем у «голубей». Данный факт свидетельствует о высокой скорости выполнения задания «совами», с одной стороны, а с другой - о некачественном заполнении корректурной таблицы.

После того, как были определены основные показатели, по которым можно установить сосредоточенность и устойчивость внимания, с помощью формулы были вычислены основные показатели внимания.

На рис. 1 представлены данные сосредоточенности внимания у школьников с различным хронотипом в утреннее время.

Результаты, приведенные на рис. 1, констатируют, что у «жаворонков» сосредоточенность внимания на 2,8 пункта в утреннее время выше, чем у «сов» и на 9 пунктов выше, чем у «голубей».

Для определения устойчивости внимания (и) необходимо было определить показатели сосредоточенности внимания на определенных отрезках времени.

Хронотип

Рис. 1. Средняя сосредоточенность внимания у школьников 6-х классов в утренние часы

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education, Healthcare Service, Physical Education. 2015, vol. 15, no. 2, pp. 11-15

Фонарев Д.В., Фонарева Е.А.

Психофизические исследования индивидуальных различий у школьников

1,2 1

0,8

с 0,6 £

■ жаворонки

□ голуби

□ совы

0,4 0,2 0

хронотип

Рис. 2. Средняя устойчивость внимания у школьников 6-х классов в утренние часы

Показатели устойчивости внимания представлены на рис. 2.

Данный рисунок показывает, что в утреннее время у «жаворонков» была отмечена повышенная устойчивость внимания, причем показатель («и») приближался к «1». Самую низкую устойчивость внимания показали представители вечернего типа. Промежуточную позицию заняли «голуби». Полученные данные свидетельствуют о том, что в утренние часы показатели сосредоточенности и устойчивости внимания, как один из основных критериев психической деятельности, у лиц утреннего и дневного типа превышают показатели лиц вечернего типа.

Таким образом, у школьников-«жаворон-ков» и «голубей» в утренние часы существует предрасположенность к сосредоточенности и устойчивости внимания.

На втором этапе изучалась успеваемость по предметам: русский язык, математика, в первом и во втором полугодиях. Выбор данных предметов из многообразия школьной программы заключался в том, что в учебном плане на их изучение отведено большее количество аудиторной учебной нагрузки. Для того чтобы установить взаимосвязь между показателями успешности обучения по предметам школьной программы и хронотипом, по нашей просьбе дисциплины изучались утром в 10 ч и вечером в 18 ч. Данное время, по мнению В.И. Шапошниковой [2], является пиком физической работоспособности для полюсных хронотипов - «жаворонки» и «совы». Исследования показали, что в первую смену успеваемость по русскому языку у «жа-

воронков» на 0,07 балла выше, чем у «сов» и на 0,16 балла выше, чем у «голубей». Во вторую смену успеваемость у «голубей» была самой высокой - 4,17 балла. На порядок ниже была успеваемость у «жаворонков» - 4,05 балла. У «сов» успеваемость в благоприятный для них период составила 3,94 балла.

Наблюдения, проведенные нами совместно с учителем русского языка и заместителем директора по учебно-воспитательной работе, показали, что «жаворонки» в утренние часы, выполняя большой объем письменных работ, имеют небольшой процент ошибок, по сравнению с представителями вечернего типа. В вечернее время у «жаворонков» наблюдалась рассеянность внимания, отсутствие желания выполнять большой объем письменных работ.

Мониторинг успеваемости по предмету «математика» у школьников разных хроно-типов показал, что в первую смену успеваемость у «жаворонков» была выше на 0,38 балла, чем у «сов», и на 0,68 балла выше, чем у «голубей».

Во вторую смену успеваемость у уча-щихся-«сов» по предмету «математика» на 0,14 балла выше, чем у «жаворонков», и на 0,41 балла выше, чем у «голубей».

Для определения общей успеваемости по всем предметам школьной программы высчи-тывался средний балл итоговых отметок за первую четверть (1 смена) и четвертую четверть (2 смена). Сравнивая среднюю успеваемость у каждого хронотипа по всем учебным предметам, можно констатировать следующее:

Оздоровительные технологии в образовательном процессе

- у «жаворонков» при обучении в первую смену качество знаний на 0,1 балла выше по сравнению с обучением во вторую смену;

- у «голубей» во вторую смену результаты были выше на 0,16 балла;

- у «сов» разница между утренними и вечерними часами обучения составила 0,32 балла.

Заключение. Таким образом, проведенные нами психофизические исследования, педагогическое наблюдение и анализ учебной деятельности школьников по основным предметам школьной программы доказали выдвинутую нами ранее гипотезу о том, что при обучении в двухсменном режиме необходимо учитывать хронотип ребенка. Взаимосвязь между показателями сосредоточенности, устойчивости внимания являются основными критериями успешности обучения, овладения знаниями, умениями и навыками.

Учащиеся-«жаворонки» показали высокое качество знаний по всем предметам, а в особенности по математике и русскому языку, при обучении в первую смену.

В вечернее время вышеназванные показа-

тели значительно ухудшились. Это свидетельствует о том, что необходимо дифференцировать учебную нагрузку для «жаворонков» в вечернее время либо организовать учебные занятия для них только в первую смену.

«Совы» при обучении во вторую смену улучшили исследуемые нами показатели, за исключением успеваемости по русскому языку. В утренние часы, особенно на 1-2-х уроках, при проведении педагогических наблюдений у них отмечалась определенная сонливость, пониженная концентрация внимания, и, как результат, низкая производительность умственного труда. Для таких детей разумно будет организовать занятия во вторую смену.

Литература

1. Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. - М.: Просвещение, 1991. - 288 с.

2. Шапошникова, В.И. Волны жизни: биоритмы и здоровье / В.И. Шапошникова. -СПб. : ИККомплект, 1996. - 187 с.

Фонарев Дмитрий Владимирович, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Чайковский государственный институт физической культуры, dozent1974@mail.ru.

Фонарева Екатерина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Экономики, управления и предпринимательства, Чайковский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета (г. Чайковский), katrin-ch@mail.ru.

Поступила в редакцию 27марта 2015 г.

DOI: 10.14529/ozfk150202

PSYCHOPHYSICAL RESEARCH

ON INDIVIDUAL DIFFERENCES IN SCHOOLCHILDREN

D.V.Fonarev, Tchaikovsky State Institute of Physical Culture, Tchaikovsky, Russian Federation, dozent1974@mail.ru,

E.A. Fonareva, Tchaikovsky branch of the Perm National Research Polytechnic University, Tchaikovsky, Russian Federation, katrin-ch@mail.ru

The biological activity of all organs and systems in the human body depends on endogenic biological rhythms. Consequently, in our opinion, the mental activity is also connected with day-night rhythms. In order to prove or to explode this statement we carried out the research on the mental activity of the 6-grade students and on their chronotype specifics. In contrast with adults, children significantly differ in indices of volume, stability and distribution of attention. In general, attentive children have better academic results, but the academic performance of inattentive children is more connected with indices of voluntary attention, especially with its distribution. According to the physiological research data,the bio-

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education, Healthcare Service, Physical Education. 2015, vol. 15, no. 2, pp. 11-15

Фонарев Д.В., Фонарева Е.А.

Психофизические исследования индивидуальных различий у школьников

logical activity of all organs in the human body depends on endogenic biological rhythms. Consequently, in our opinion, the mental activity is also connected with day-night rhythms. In order to prove or to explode this statement we carried out the research on the mental activity of the 6-grade students, Chaikovsky, Perm Krai. The physchophysical research involving the 6-grade students, instructional monitoring and analysis of academic activity in major subjects showed that the mental indices are to the great extent associated with the chronotype of a child.

Keywords: biological rhythms; attention concentration; attention stability; chronotype; schoolchild.

References

1. Fridman L.M., Kulagina I.Yu. Psikhologicheskiy spravochnik uchitelya [Psychological Guide Teachers]. Moscow, Education Publ., 1991. 288 p.

2. Shaposhnikova V.I. Volny zhizni: bioritmy i zdorov'e [Waves of Life. Biological Rhythms and Health]. St. Petersburg, IC Package Publ., 1996. 187 p.

Received 27March 2015

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Фонарев, Д.В. Психофизические исследования индивидуальных различий у школьников / Д.В. Фонарев, Е.А. Фонарева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». -2015. - Т. 15, № 2. - С. 11-15. БО1: 10.14529/о7&150202

REFERENCE TO ARTICLE

Fonarev D.V., Fonareva Е.А. Psychophysical Research on Individual Differences in Schoolchildren. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education, Healthcare Service, Physical Education, 2015, vol. 15, no. 2, pp. 11-15. (in Russ.) DOI: 10.14529/ozfk150202

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.