Научная статья на тему 'Роль современных педагогических технологий в формировании технологической компетентности у студентов университета'

Роль современных педагогических технологий в формировании технологической компетентности у студентов университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефанова Е. В.

В данной статье рассматривается роль педагогических технологий в современном развитии общества. Активное использование в процессе профессиональной подготовки студентов университета таких образовательных технологий, как метод проектов, индивидуальное и дифференцированное обучение, технологии проблемного обучения является основой в формировании технологической компетентности. Использование совокупности выделенных методов в обучении реализуется при личностно-деятельностном, компетентностном и технологическом подходах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефанова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль современных педагогических технологий в формировании технологической компетентности у студентов университета»

Поэтому для студентов медицинского вуза в структуру модели мы включили четвёртый блок - медико-профессиональный, подструктурами которого являются: рассмотрение любого вопроса с позиции биоэтики и деонтологии; признание здоровья базовой ценностью, что находит отражение в ведении здорового образа жизни; осознание себя в будущем субъектом медицинской педагогики.

Таким образом, представленные модели могут служить ориентиром при проектировании технологии формирования профессионально-субъектной позиции студента медицинского вуза (рис. 1).

Список литературы:

1. Галанова М.А. Формирование профессионально-субъектной позиции студентов педвуза в процессе педагогической практики: Автореф. дис. ... к.п.н. / М. А. Галанова. - Уфа, 2006. - 23 с.

2. Трещев А.М. Становление профессионально-субъектной позиции будущего учителя: Автореф.дис. ... д.п.н. / А.М. Трещев. - Калуга, 2001.

РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

© Ефанова Е.В/

Курганский государственный университет, г.Курган

В данной статье рассматривается роль педагогических технологий в современном развитии общества. Активное использование в процессе профессиональной подготовки студентов университета таких образовательных технологий, как метод проектов, индивидуальное и дифференцированное обучение, технологии проблемного обучения является основой в формировании технологической компетентности.

Использование совокупности выделенных методов в обучении реализуется при личностно-деятельностном, компетентностном и технологическом подходах.

Двадцать первый век - это век больших перемен и инноваций не только в области экономики, техники, медицины, культуры, но и в образовании, единственной технологической сферы формирования личности. Сис-

♦ Старший преподаватель кафедры Профессионального обучения, технологии и дизайна, соискатель кафедры Педагогики

тема образования в России сегодня ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство, в связи с чем меняется и образовательная парадигма, в отношении как начального, так и высшего профессионального образования:

- Содержание образования обогащается новыми знаниями и умениями, развитием способностей работы с различной информацией, креативным и самостоятельным решением профессиональных задач с акцентом на индивидуальные методы.

- Среди способов передачи информации преобладающее место занимают компьютерные, интерактивные средства обучения, а также использование глобальной сети Internet.

- Педагогический процесс в вузе реализуется опираясь на личностно-деятельностный и компетентностный подходы, которые направлены на формирование профессиональной компетентности.

В условиях современного образования появляется необходимость внедрения таких педагогических технологий, опирающихся на дидактические принципы, позволяющих у студентов университета эффективно формировать технологические компетентности, динамично развивать креативное мышление, умения самостоятельно решать профессиональные задачи, способности работать в коллективе.

Анализ педагогической и методической литературы показывает разнообразие взглядов ученых и педагогов-новаторов (М. Чошанов, Б. Т. Лихачев, В.П. Беспалько, И.П. Волков, В.М. Монахов и др.) на понятие «педагогическая технология».

Понятие «педагогическая технология», появившееся в теории обучения в начале 1960-х годов, можно представить тремя аспектами [3], а именно:

- научным, как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучении и проектирующая педагогические процессы;

- процессуально-описательным, как алгоритм процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

- процессуально-действенным, как осуществление технологического процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология - это системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических педагогических целей [1].

Выбор инновационных технологий в каждой отдельной профессиональной сфере не может быть фиксированным, но любая педагогическая

технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям (критериям технологичности) [3]. Это:

- концептуальность - предполагает опору каждой педагогической технологии на определённую научную концепцию, включающую философско-педагогическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей;

- системность - предполагает обладание педагогической технологии всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью;

- управляемость - предполагает возможность диагностического це-леполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики;

- эффективность - предполагает реализацию педагогических технологий в конкретных условиях и их эффективность по результатам и оптимальность по затратам, гарантию в достижении определённого стандарта обучения;

- воспроизводимость - предполагает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Современная система образования призвана способствовать реализации задач социального, экономического и культурного развития общества и именно вуз готовит человека к активной деятельности в различных сферах жизни. Поэтому роль вуза заключается в формировании компетентного специалиста, способного гибко адаптироваться в современных жизненных ситуациях, уметь самостоятельно находить необходимую информацию и применять её в решении профессиональных задач с использованием современных технологий, творчески мыслить и повышать свой профессиональный и культурный уровень.

Учитывая поставленные цели образования, интересы развития личности важно определиться с приоритетами в области педагогических технологий. Наиболее эффективными среди самых разнообразных современных направлений в образовательных технологиях, имеющих важное значение в формировании технологической компетентности, где под последней понимается интегральное качество, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности, и характеризующей способность (готовность) специалиста к самостоятельному решению профессиональных задач и представляющее совокупность когнитивной, информационной, коммуникативной, креативной и технологической компетенций, являются:

- метод проектов,

- индивидуальное и дифференцированное обучение,

- технологии проблемного обучения.

Технологическая компетентность у студентов формируется в процессе обучения, где главную роль играет метод проектов [4], представляющий собой комплексный метод и позволяющий строить учебный процесс, опираясь на интересы учащихся, дающий возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и оценке результатов своей профессиональной деятельности. В основе данного метода лежит развитие аналитических, креативных интересов, коммуникативных способностей, умения ориентироваться в современном информационном пространстве. Наилучший результат достигается при выполнении основных этапов работы над проектом:

1. Организационный.

2. Выбор и обсуждение темы, главной идеи, цели и задач проекта.

3. Определение методических и технологических аспектов и организации работы.

4. Разработка структуры проекта, подбор необходимых материалов.

5. Работа над проектом.

6. Оформление проекта, оценка результатов.

7. Презентация проекта.

Основной особенностью метода проектов, является то, что он органично сочетается с проблемным и исследовательским методом обучения, с методом «Cooperative Learning» (обучения в сотрудничестве). Роль преподавателя сводится к наблюдателю и консультанту. Студенты начинают мыслить аналитически, креативно, критически, самостоятельно находят соответствующие источники информации, профессионально и грамотно принимают решения.

Особую роль педагогические технологии играют в духовном воспитании личности, и все три указанные направления относятся к личностно-деятельностному подходу в образовании, который отличает повышенное внимание к индивидуальности человека, его личности.

В создании педагогических технологий, отвечающих требованиям к современному специалисту и направленных на формирование технологической компетентности у студентов университета, увеличивается роль науки, а также компетентностный и технологический подходы в образовании. Использование образовательных технологий в различных сферах деятельности говорит о необходимости ознакомления и активного их внедрения в образовательные процессы с ранних этапов обучения.

Список литературы:

1. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (Анализ зарубежного опыта). - М., 1989.

2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2004. - 368 с.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

4. Теория и методика обучения / В.С. Кукушин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474, с.

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БИОРИТМОВ

© Коннова С.С/

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского,

г. Омск

Проблема построения расписания занятий в ВУЗах на сегодняшний день очень актуальна. Существуют санитарные правила и гигиенические нормативы, ссылаясь на которые и формируют расписание занятий студентов в ВУЗах. Однако при этом не учитывается хронотипо-логическая структура группы студентов-первокурсников, так как при построении расписания занятий в расчет берется только стандартная кривая активности для универсального хронотипа «голубь» с пиками работоспособности в интервалах 10-12 и 16-18 часов. Ниже представлены принципы построения расписания занятий с учетом хроно-типов учащихся.

Актуальность и важность исследования проблемы хронотипа среди студенчества, а также отсутствие однозначных данных о природе хроно-типа в литературе, натолкнули многих ученых на проведения исследования в данной области [2, 4].

Известный биоритмолог В.А. Доскин, изучая биоритмы студентов, пришел к следующим выводам [3]. Как известно, все люди имеют свои индивидуальные потребности, активность организма, ритмичность процессов жизнедеятельности. В частности, на сегодняшний день выделяют несколько хронотипов - «сова», «голубь», «жаворонок». Люди разной хронотипологической принадлежности имеют соответственно и различные особенности поведения в течение дня, физиологические потребности. Условия жизнедеятельности, приемлемые для «жаворонка», никогда не будут комфортными для «совы» и наоборот. Именно поэтому необходимо учитывать данные обстоятельства при организации учебной деятельности

♦ Старший преподаватель кафедры «Безопасность жизнедеятельности и гражданская оборона»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.