Научная статья на тему 'К вопросу проектирования технологии формирования профессионально-субъектной позиции'

К вопросу проектирования технологии формирования профессионально-субъектной позиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денежко Е. В.

В статье предлагается модель профессионально-субъектной позиции и даётся обоснование её для специалиста, студента и студента медицинского вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Денежко Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу проектирования технологии формирования профессионально-субъектной позиции»

38

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Сборник научных трудов. Том 6, Проблемы образования, Гуманитаристи-ка. - М., 2004. - С. 44-45.

2. Развитие единой образовательной информационной среды 20012006 гг. // Федеральная целевая программа.

К ВОПРОСУ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ

© Денежко Е.В.*

Волгоградский государственный медицинский университет,

г. Волгоград

В статье предлагается модель профессионально-субъектной позиции и даётся обоснование её для специалиста, студента и студента медицинского вуза.

Требования к качеству профессиональной подготовки врача, в том числе и в личностной сфере, в XXI веке возрастают. Высшая профессиональная школа работает в личностной парадигме и ориентирована на ком-петентностный подход. Знаний, умений, навыков соответственно Государственному стандарту выпускнику вуза уже недостаточно. Он должен быть компетентным и конкурентоспособным специалистом на рынке труда.

Развитие профессионально значимых личностных качеств необходимо начинать уже на этапе начальной профессиональной подготовки. Мы полагаем, что основой для профессионально-личностного развития и саморазвития должна стать сформированная профессионально-субъектная позиция.

Вопросы становления профессионально-субъектной позиции исследовались в работах ряда учёных (М.А. Галанова, А.М. Трещев), однако, несмотря на серьёзную теоретическую работу в данном направлении, педагогической технологии формирования профессионально-субъектной позиции студента создано не было. Образовательная технология отличается от совокупности методик или приёмов их реализации прежде всего наличием диагностически поставленной цели. А диагностически поставленная цель подразумевает точное описание качества, которое мы планируем сформировать и наличием банка диагностических методик для измерения

♦ Ассистент кафедры Теоретической и клинической биохимии

этого качества. Первым этапом проектирования новой технологии формирования профессионально-субъектной позиции является создание её модели. Субъект в современной педагогике и психологии рассматривается в двух значениях: как источник познания и преобразования действительности и как носитель активности, осуществляющий изменения в других людях и в себе, способный выстраивать стратегию и тактику своей жизнедеятельности. Субъектность проявляется в самосознании, общении, деятельности [1-2].

Профессионально-субъектная позиция специалиста в нашем понимании - это осознание себя профессионалом, причём профессия осознаётся не как набор квалификационных характеристик, а как образ жизни. Профессионально-субъектная позиция студента - это осознание себя субъектом, обучающимся профессии, то есть сочетающим освоение профессиональных знаний, умений, навыков с саморазвитием профессионально-личностных качеств.

Профессионально-субъектная позиция представляет собой сложную целостную систему, структурно объединяющую в себе различные компоненты и способы взаимодействия между ними. Нами разработаны следующие варианты модели профессионально-субъектной позиции: для специалиста, для студента вообще и для студента-медика. Структурными блоками, общими для всех моделей являются:

1. мотивационно-ценностный - для специалиста это мотив самоутверждения субъектной позиции в профессиональных отношениях, стремление к самосовершенствованию; для студента - признание ценностей профессионально-личностного роста и мотивация к получению профессии;

2. когнитивный - отражает отношение к познавательным потребностям, обучению профессионала: для специалиста - признание необходимости постоянного повышения квалификации, акмеологиче-ская направленность; для студента - осознанное отношение к себе как к субъекту учебного процесса и профессионально-личностного развития, освоение профессионально значимых знаний, умений, навыков;

3. рефлексивно-деятельностный - отражает отношение к себе и коллегам, в случае специалиста-медика - к пациентам и деятельность профессионала: для специалиста - самоанализ, рефлексия, управление своей жизнедеятельности, самореализация и саморегуляция в профессиональных и жизненных ситуациях; для студента основной деятельностью в профессиональной и главным образом в образовательной среде становится включение в процесс постоянного профессионально-личностного развития и саморазвития, а затем уж собственно деятельность свойственная специалисту.

40

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

В представленных вариантах модели ведущим компонентов для специалиста является рефлексивно-деятельностный, тогда как для студента таковым выступает когнитивный блок. В психолого-педагогической литературе в структуре профессионально-субъектной позиции выделяют блок отношений и полагают его наравне с мотивационно-ценностным блоком ответственным за стратегию профессионально-личностного развития. Мы полагаем, что мотивация обуславливает отношения, которые реализуются в общении и деятельности, представленными в рефлексивно-деятельност-ном компоненте.

Профессия врача имеет существенные отличия от других, и мы предположили, что формирование профессионально-субъектной позиции у студентов-медиков будет иметь свою специфику. Опрос, проведенный среди студентов 2-3 курсов лечебного и фармацевтического факультетов показал, что вопросы этики, ответственность должны быть по мнению респондентов отражены в модели профессионально-субъектной позиции студента-медика.

мотивационныи

мотивация к обучению профессии мотивация к формированию профессионально-су&ьектной позиции

-> самоопределение

когнитинныи

самостоятельная работа ~*"ШГР - дополшпельное

образование -> самоанализ профессионально значимых качеств

профессионально-деятельностный

► поиск профессионально значимых примеров в образовательной среде ►действует в жизненных ситуациях как будущий профессионал

медика -профессиональный

►здоровье как базовая ценность и ориентация на решение жизненных и профессиональных задач с позиции биоэтики и дионтологии

► ЗОЖ

► осознание себя (в будущем) субъектом медицинской педагогики

Рис. 1. Модель профессионально-субъектной позиции студента-медика (структурная модель)

Поэтому для студентов медицинского вуза в структуру модели мы включили четвёртый блок - медико-профессиональный, подструктурами которого являются: рассмотрение любого вопроса с позиции биоэтики и деонтологии; признание здоровья базовой ценностью, что находит отражение в ведении здорового образа жизни; осознание себя в будущем субъектом медицинской педагогики.

Таким образом, представленные модели могут служить ориентиром при проектировании технологии формирования профессионально-субъектной позиции студента медицинского вуза (рис. 1).

Список литературы:

1. Галанова М. А. Формирование профессионально-субъектной позиции студентов педвуза в процессе педагогической практики: Автореф. дис. ... к.п.н. / М. А. Галанова. - Уфа, 2006. - 23 с.

2. Трещев А.М. Становление профессионально-субъектной позиции будущего учителя: Автореф.дис. ... д.п.н. / А.М. Трещев. - Калуга, 2001.

РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

© Ефанова Е.В.*

Курганский государственный университет, г.Курган

В данной статье рассматривается роль педагогических технологий в современном развитии общества. Активное использование в процессе профессиональной подготовки студентов университета таких образовательных технологий, как метод проектов, индивидуальное и дифференцированное обучение, технологии проблемного обучения является основой в формировании технологической компетентности.

Использование совокупности выделенных методов в обучении реализуется при личностно-деятельностном, компетентностном и технологическом подходах.

Двадцать первый век - это век больших перемен и инноваций не только в области экономики, техники, медицины, культуры, но и в образовании, единственной технологической сферы формирования личности. Сис-

♦ Старший преподаватель кафедры Профессионального обучения, технологии и дизайна, соискатель кафедры Педагогики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.