2. Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея. [Электронный ресурс]. URL: http://krsdstat.gks.ru
Sources:
1. The Law of the Krasnodar Territory of October 2, 2013 N 2801-KZ "On the Commissioner for the Protection of the Rights of Entrepreneurs in the Krasnodar Territory" (as amended on August 8, 2016). [Electronic resource]. URL: http: //www.kubzsk.ru/ko-deksdb
2. The official website of the Office of the Federal State Service statistics on the Krasnodar Territory and the Republic of Adygea. [Electronic resource]. URL: http://krsdstat.gks.ru
Т.Е. Хорольская - старший преподаватель кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанского государственного аграрного университета, ([email protected] ),
T. E. Horolskaya - The teacher of department of the theory of accounting Kuban state agricultural university.
РАСКРЫТИЕ ПРИКЛАДНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ТЕОРИИ ЭТНОЭКОНОМИКИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ DISCLOSURE OF APPLIED OPPORTUNITIES OF THE THEORY OF ETHNOECONOMICS IN THE CONTEXT OF MODERN
SOCIO-ECONOMIC TRANSFORMATIONS
Аннотация. В статье рассматривается новое направление развитие этноэкономики - новая этноэконо-мика, в основе которой находятся различные виды новаций, позволяющие использовать созидательный потенциал традиционного уклада этносов в соответствии с происходящими глобализационными и технологическими изменениями. Выявлены потребности новой этноэкономики в контексте современных социально-экономических преобразований. Предложена методика, с помощью которой можно оценить экономических субъектов, задействованных в секторе новой этноэкономики, определены направления установления критериев отнесения экономических субъектов к вектору новой этноэкономики. Дана оценка возможности применения бизнес-инкубаторов применительно к этноэкономическому сектору экономики, что позволило определить положительные стороны подготовки специалистов в рамках данных бизнес-инкубаторов и выявить характеристики, которыми должны обладать данные инфраструктурные площадки применительно к вектору новой этноэкономики.
Annotation. n article the new direction development of ethnoeconomy - new ethnoeconomy at the heart of which there are different types of innovations allowing to use the creative potential of traditional way of ethnoses according to the happening globalization and technological changes is considered. Requirements of new ethnoeconomy in the context of modern social and economic transformations are revealed. The technique by means of which it is possible to estimate the economic subjects involved in the sector of new ethnoeconomy is offered the directions of establishment of criteria of reference of economic subjects to a vector of new ethnoeconomy are defined. An assessment of a possibility of application of business incubators in relation to the ethnoeconomic sector of economy is given that allowed to define positive sides of training of specialists within these business incubators and to reveal characteristics which these infrastructure platforms in relation to a vector of new ethnoeconomy have to have.
Ключевые слова: этнос, традиционный уклад хозяйствования, новая этноэкономика, этномаркетинг, эт-номенеджмент, этническое предпринимательство
Keywords: ethnos, traditional way of managing, new ethnoeconomy, ethnomarketing, ethnomanagement, ethnic
business
Этноэкономика обладает определенным научным потенциалом, который можно использовать применительно к традиционному укладу хозяйствования с учетом происходящих социально-экономических трансформаций [1, 2, 3]. Новая этноэкономика «вырастает» из традиционной этноэкономики [4, 5], поэтому мы постараемся выявить приоритетные потребности, которые могут возникать в процессе данного «роста» (рис. 1).
Создание методики системной оценки субъектов новой этноэкономики
Оценка возможностей бизнес-инкубаторов для подготовки субъектов этноэкономики
Рисунок 1 - Потребности новой этноэкономики в контексте современных социально-экономических преобразований (разработано автором)
Первоначально необходимо разработать методику, с помощью которой можно было бы оценить экономических субъектов, задействованных в секторе новой этноэкономики. Считаем, что предлагаемая нами методика может быт ориентирована предприятиям, которые функционируют в секторе этноэкономики, самозанятому населению и лицам, которые являются индивидуальными предпринимателями. Причем необходимо ввести не-
Потребности новой этноэкономики
которое пояснение в процесс установления субъектов новой этноэкономики - все перечисленные выше экономические субъекты обязательно должны осуществлять свою производственную или услуговую деятельность в рамках вектора новой этноэкономики.
Далее закономерно возникает следующий вопрос: какие критерии использовать для отнесения деятельности экономических субъектов к вектору новой этноэкономики? Направления установления искомых критериев представлены на рисунке 2.
-1 Направление реализации созидательного потенциала представителей определенного этноса, соответствующее характерному для данного этноса стереотипу поведения, реализации традиций организации народной хозяйственной жизни
Направления установления критериев
Направление инновационных изменений в экономических отношениях субъектов, связанное с глубокими технологическими сдвигами и соответствующими им организационными и институциональными изменениями
-►
Рисунок 2 - Направления установления критериев отнесения экономических субъектов к вектору новой этноэкономики (разработано автором)
Считаем, что моделью с помощью которой можно оценить эффективность деятельности субъектов новой этноэкономики может быть система сбалансированных показателей, гибкость которой позволяет применять ее относительно достаточно широкого круга экономических субъектов и ситуаций. Целью нашего исследования не является разработка данной модели оценки деятельности субъектов новой этноэкономики, а лишь поиск необходимого вида модели применительно к исследуемой нами этноэкономике.
Как известно, разработка системы сбалансированных показателей базируется на выявлении факторов, которые можно положить в основу данной модели (рис. 3).
Рисунок 3 - Факторы, которые необходимо учитывать при разработке модели системы сбалансированных показателей применительно к вектору новой этноэкономики (разработано автором)
Рассматривая, представленные на рисунке 3 факторы, отметим, что среди них нельзя определить какое-либо превосходство одного вида факторов над другим, что позволяет нам указать на важность каждой из групп факторов, которые, по нашему мнению, должны находиться в определенном равновесии. Конкретизация указанных факторов в группе определенных критериев будет проведена нами в следующих исследованиях, как и установление числовых значений, с помощью которых можно установить влияние того или иного критерия на отнесение экономического субъекта к сектору этноэкономики.
Далее оценим возможность применения бизнес-инкубаторов применительно к этноэкономическому сектору экономики. Во многих исследованиях указываются преимущества подготовки специалистов в рамках бизнес-инкубаторов. Считаем возможным применить данный опыт применительно к новому вектору этноэкономики (рис. 4).
—1 Возможность участникам этноэкономики получить облегченный доступ к различного рода услугам, сопряженным с механизмом бизнес инкубатора
Возможность снизить затраты по арендной плате за офисные помещения, получить облегченный доступ к ресурсам информационных сетей и пр.
Преимущества использования бизнес-инкубаторов для новой этноэкономики --► -)
Возможность развивать компетенции субъектов этно-экономики
Возможность интеграции субъектов этноэкономики и налаживания коммуникационных и деловых связей между ними
-»
Рисунок 4 - Положительные стороны подготовки специалистов в рамках бизнес-инкубаторов применительно к
вектору новой этноэкономики (разработано автором)
К сожалению, нами не выявлены случаи создания специальных бизнес-инкубаторов для субъектов этно-экономики. На наш взгляд, основная причина данного упущения состоит в том, что этноэкономика недооценивается органами государственной власти, что приводит к ситуации, когда имеющиеся в ней возможности не используются во благо развития хозяйственного пространства территории.
Считаем, что бизнес-инкубаторы для субъектов этноэкономики должны обладать определенными характеристиками, отражающими специфику бизнес-инкубаторов для данного сектора экономики (рис. 5).
-1 Использование гибких организационных форм деятельности, опора на доверие к наставникам, что означает отказ от жестких организационных механизмов в среде, которая характеризуется очень узкой базой доверия, опорой на преемственность и осторожным отношением к инновациям
Характеристики бизнес-инкубаторов для новой
этноэкономики -» Принадлежность к некоммерческим организациям
Взаимодействие с опорными фондами развития этно-экономики, консолидирующими целевые ресурсы для обеспечения данного процесса
-1
Рисунок 5 - Характеристики бизнес-инкубаторов применительно к вектору новой этноэкономики (разработано
автором)
По нашему мнению, предлагаемые бизнес-инкубаторы позволят решить вопросы, связанные с замкнутостью этноэкономики в хозяйственном пространстве региона и позволят сохранить механизмы, используемые этносами при передаче знаний и навыков ведения традиционного хозяйства.
Подводя итог отметим, что происходящие социально-экономические преобразования побуждают субъектов этноэкономики «встраиваться» в происходящие мировые экономические процессы, что в свою очередь вызывает к жизни рассматриваемые в данном исследовании специальные бизнес-инкубаторы, в которых можно «воспроизводить» этнических предпринимателей, масштабируя конкурентные преимущества, которыми обладает этноэкономика за пределы хозяйственного пространства определенного региона.
Источники:
1. Клочко Е.Н., Кобозева Е.М. Этноэкономика региона: потенциал, функции, барьеры развития // Бизнес. Образование. Право. 2017. № 4 (41). С. 38-42.
2. Клочко Е. Н., Прохорова В. В. Этнопредпринимательство как новация при переходе экономики на инновационный путь развития // Современная научная мысль. 2017. № 3. С. 127-134.
3. Кетова Н.П., Тимченко Е.Ю. Этномаркетинг как концепция деятельности компаний на продовольственных рынках. - Ростов - на- Дону: Содействие - ХХ1 век, 2011. - С.57-71
4. Павлов К.В. Этноменеджмент и этноэкономика: этнотерриториальные и национальные модели управления и хозяйствования // Известия ЮЗГУ. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. - 2016. - № 1 (18). - С. 18-27.
5. Клочко Е.Н., Резниченко С.М. Характеристика воспроизводственного потенциала этноэкономики Краснодарского края и республики Адыгея // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 3 (44). С. 67-73.
Sources:
1. Klochko E.N., Kobozeva E.M. Etnoekonomik of the region: potential, functions, development barriers // Business. Education. Right. 2017. No. 4 (41). Page 38-42.
2. Klochko E.N., Prokhorova V.V. Etnopredprinimatelstvo as an innovation upon transition of economy to an innovative way of development // the Modern scientific thought. 2017. No. 3. Page 127-134.
3. Ketova N.P., Timchenko E.Yu. Ethnomarketing as the concept of activity of the companies in the food markets. - Rostov - on - Don: Assistance - HH1 a century, 2011. - Page 57-71
4. Pavlov K.V. Etnomenedzhment and ethnoeconomy: ethnoterritorial and national models of management and manag-ing//YuZGU News. Economy series. Sociology. Management. - 2016. - No. 1 (18). - Page 18-27.
5. Klochko E.N., Reznichenko S.M. Harakteristik of the reproduction potential of ethnoeconomy of Krasnodar Krai and Republic of Adygea // Business. Education. Right. 2018. No. 3 (44). Page 67-73.
З.В. Хохоева - к.э.н., доцент, доцент кафедры финансов и кредита, ФГБОУ ВПО «Северо-Осе-тинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова», ([email protected]),
Z.V. Hokhoyeva - PhD Econ., associate professor, associate professor of finance and credit? FGBOU VPO "The North Ossetian state university of K.L. Khetagurov".
ТРАНСФОРМАЦИИ ФИКТИВНОГО КАПИТАЛА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В ПРОЦЕССЕ БЮРОКРАТИЧЕСКИХ
ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
TRANSFORMATION OF FICTIVE CAPITAL OF THE RUSSIAN ECONOMY IN THE PROCESS OF BUREAUTICAL TRANSFORMATIONS
Аннотация. В работе показана специфика воспроизводства фиктивного капитала в условиях бюрократизации региональных экономических систем, выявлены формы, которые возникают на стыке способов бюрократического сращивания, представлена характеристика феномена бюрократического обременения рынков современной России. Отмечено, что усложнение конструктов институционального контура приводит к возникновению бюрократической ренты, ради которой собственно эти дополнительные нормы права и вводились. Выявлено, что в процессе ребюрократизация экономики генерируются новые инструменты, с помощью которых чиновники капитализируют свой статус и наращивают бюрократизацию рынков фиктивного капитала: 1) наращивание рейтингов руководителей в целях консервации существующих механизмов хозяйственной власти, 2) имитация реальных преобразований на формальные изменения 3) маркетинг статуса чиновников.
Annotation. In work the specifics of reproduction of the fictitious capital in the conditions of bureaucratization of regional economic systems are shown, forms which arise on a joint of ways of bureaucratic merging are revealed, characteristic of a phenomenon of bureaucratic encumbrance of the markets of modern Russia is presented. It is noted that complication of constructs of an institutional contour leads to emergence of a bureaucratic rent for the sake of which actually these additional rules of law also were entered. It is revealed that in process a rebyurokratization of economy new tools by means of which officials capitalize the status are generated and increase bureaucratization of the markets of the fictitious capital: 1) accumulation of ratings of heads for preservation of the existing mechanisms of the economic power, 2) imitation of real transformations on formal changes 3) marketing of the status of officials.
Ключевые слова: институционализации фиктивного капитала, бюрократизация, российская экономика, бюрократическое обременение рынков, рейтинги чиновников
Keywords: institutionalization of the fictitious capital, bureaucratization, Russian economy, bureaucratic encumbrance of the markets, ratings of officials
Как было отмечено нами ранее «в процессе институционализации фиктивного капитала происходит вытеснение, выдавливание капитала, которое типично для локальных финансовых рынков, обеспечивающих развитие экономик депрессивного типа - капитал не уходит, прежде всего, из тех частей хозяйственного пространства, где он сталкивается с наибольшим административным давлением и вынужден платить наиболее высокую бюрократическую ренту чиновникам» [1].
Процесс воспроизводства фиктивного капитала в бюрократической системе имеет свои особенности, которые выявлены нами и представлены на рисунке 1.