ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Бадмаев В.Н., доктор философских наук. Региональный институт инновационных исследований.
Хутыз З.А., доктор экономических наук.
Майкопский государственный технологический университет.
Аннотация: В статье на примере региона Юга России анализируются этнокультурные факторы региональной экономической политики. Отмечается, что использование потенциала этноэконо-мики будет способствовать эффективному продвижению экономических реформ и модернизации традиционных этнических обществ в регионе. Ключевые слова: этноэкономика, региональная экономическая политика, этнокультурные факторы, этнос, Юг России.
Контакты автора: [email protected]
ETHNO-CULTURAL FACTORS OF REGIONAL ECONOMIC POLICY
Badmaev V.N. Prof., Regional institute of innovative researches.
Khutyz Z. A. Prof., Maikop state technological university.
Annotation: In the article on the example of region of South of Russia the ethno-cultural factors of regional economic policy are analyzed. It is marked that the use of potential of ethnoeconomy will be instrumental in effective advancement of economic reforms and modernization of traditional ethnic societies in a region. Keywords: ethnoeconomy, regional economic policy, ethno-cultural factors, ethnos, South of Russia.
Одной из характерных черт современной российской экономики является ее выраженная региональная стратификация и связанная с ней дифференциация единого национального экономического пространства на множество разноуровневых (экономические макрозоны, федеральные округа, регионы-субъекты РФ, локальные территориальнопроизводственные комплексы), иерархически упорядоченных и взаимодействующих друг с другом территориально-локализованных экономических систем.
Среди основополагающих причин региональной организации хозяйственной сферы - природноресурсные и демографические условия общественного производства, исторические особенности хозяйственного освоения отдельных территорий, структурно-воспроизводственная специфика, политико-территориальные (административно-
управленческие) обстоятельства, этнические (этно-политические, этнокультурные) факторы.
Следует отметить, что формирование региональной организации российской экономики - процесс
историческии, имеющии как свои геополитические (расширение границ государства и связанное с этим включение в единое экономическое пространство новых территорий), так и собственно территориально-экономические (территориальные кластеры, размещение производительных сил и др.) аспекты. Во многом под его влиянием складывалась существующая ныне региональная структура России, экономическая специфика отдельных территорий и хозяйственная ориентированность российских этносов.
Исходя из этого, можно выделить в системе экономического воспроизводства и региональной экономической политики этнокультурные факторы. Большинство этносов имеют исторически обусловленные ареалы пространственной локализации, которые они стремятся сохранить, одновременно пытаясь включиться в региональные или глобальные экономические системы.
Феномен этнической устойчивости проявляется не только в воспроизводстве и модификации этносом своей культурно-исторической самобытности, но и в особенностях сложившегося разделения, специализации, кооперации и интеграции труда. Даже на фоне все большей открытости социальноэкономического ландшафта в мировом масштабе отчетливо прослеживается устойчивость роли этнического фактора в экономическом сознании и практике хозяйствования. Идея культурно-исторической целостности национального хозяйства противостоит крайностям общей теории, в частности, идеям исчезновения национального хозяйства как единицы экономической жизни в глобальном мире, стремлению к унификации, универсализации. Для многих территорий «понятие «этноэкономика» - не научная абстракция, а повседневная реальность» 1.
Под этноэкономикой понимается «территориально-локализованный исторически сложившийся на базе хозяйственного уклада этноса сегмент экономики, характеризуемый господством традиционных, преимущественно аграрных форм хозяйственной деятельности, натуральных и мелкотоварных форм производства, с доминированием ручного труда, неразвитостью обмена, замкнутостью домохозяйств, использованием кустарных ремесел, надомного труда, «отходничества» и т.п.»2.
Этноэкономическая система предстает как некая воспроизводственая целостность, объективно сложившаяся в процессе производственнохозяйственного бытия этноса, его включения в экономику, то есть в сферу производства, обмена и распределения определенных материальных благ. Данные отношения могут носить как эндогенный (внутрисистемные условия реализации производственного потенциала этноса), так и экзогенный (взаимодействие с другими этническими системами) характер и охватывать такие характеристики, как объективное «месторазвитие» того или иного этнического сообщества, близость (удаленность) от основных финансово-экономических центров, доминантных производственных циклов, воспроизводст-
1 Лебедева Н.Н., Ломовцева О.А. Социальный капитал и модернизация этноэкономики Юга России // Общественные науки и современность. № 2. 2006. С. 109.
2 Колесников Ю.С. Этноэкономика в судьбах модернизации
Юга России // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003. Том 1. № 2. С. 19.
Бизнес в законе
3,2009
во традиционных для этноса технологий и способов хозяйственной деятельности и др.
Отметим, что роль «этнических» регионов в экономическом пространстве России весьма значительна: на долю национальных республик и автономий приходится более 52 % территориальных ресурсов страны, 18 % ее населения, 21,7 % основных фондов отраслей экономики.
В данном контексте обратимся к анализу этноэко-номики региона Юга России. Юг России в силу своего геополитического и геокультурного положения выделялся высокой интенсивностью этнокультурных контактов на протяжении всей своей истории. Здесь «встречались», контактировали, взаимодействовали, вступали в диалог различные этносы и культуры, сохраняя при этом собственную уникальность. История региона, его идентичность формировались в условиях взаимообогащения культур разных народов, различных конфессий (здесь представлены все мировые религии — христианство, ислам, буддизм). Во многом это связано как с уникальным комплексом природно-географических условий, так и сложившейся хозяйственноэкономической и коммуникационной ролью региона. Поликультурное пространство региона Юга России способствует формированию этнических общностей в качестве социальных и экономических субъектов исторического процесса. Этносы обладают собственной идентичностью, уникальной совокупностью культурных характеристик, в основе которых лежит локализация этносов в определенном экономикогеографическом пространстве.
Ключевым фактором, выделяющим Юг России среди других российских регионов и определяющим вектор его социально-экономического развития, является традиционная сельско-хозяйственная специализация региональной экономики. Так, например, доля сельского хозяйства в ВРП регионов Южного федерального округа (ЮФО) составляет 15,6%, в три с лишним раза превышая средний российский показатель (5,1%). Сельское хозяйство остается основным источником формальной занятости. В аграрном секторе работает 19,0% всего занятого населения, что почти в 2 раза превышает средний по стране показатель (10,4%).
Статусно-экономические позиции автохтонных этносов Юга России в силу сохранения ими в значительной мере агропромышленного характера функционирования хозяйства характеризуются размером и качеством занимаемой ими территории, доступностью к ресурсам, совокупностью демографических характеристик. 40-45 % населения региона, отнесенные статистикой к «экономически неактивному населению», как раз составляют трудовые ресурсы этноэкономики. В секторе этноэкономики производится значительная часть потребляемых товаров массового спроса, 20 % продуктов растениеводства, до 75 % продукции животноводства3.
Автохтонные этносы Юга России характеризуются сохранением в значительной степени аграрнотрадиционной культуры. Собственно говоря, это можно отнести к общемировым тенденциям. По данным, опубликованным в докладе Института глобальных наблюдений «Состояние планеты - 2006» (State of the World 2006: A Worldwatch Institute Report on Progress Toward a Sustainable Society / Nierenberg
3 См.: Игнатов В.Г., Бутов В.И. Юг России. Ростов, 2002.
D., Project Director. London: Earthscan, 2006.) почти 2 млрд. человек во всем мире ежедневно употребляют мясо в пищу. В животноводстве заняты около 600 млн. работников. Примерно для 200 млн. человек пастбищное скотоводство является единственным источником средств существования. В настоящее время 30 % потребностей населения Земли в пище удовлетворяется за счет продукции животно-водства4. Сельское хозяйство в глобальной экономической политике рассматривается как один из важнейших инструментов развития, необходимых для достижения провозглашенной в Декларации тысячелетия Цели в области развития, предусматривающей сокращение наполовину к 2015 году доли населения, страдающего от нищеты и голода. Три четверти бедного населения развивающихся стран проживает в сельской местности, и для большинства этих людей основным источником доходов прямо или косвенно является сельское хозяйство5.
Важно отметить, что в исследовании перспектив развития хозяйственной культуры народов особое значение имеют социокультурные факторы сохранения жизнеспособности этноса. Традиционные виды хозяйствования и природопользования не могут быть сугубо рыночными и рассматриваться только с экономической точки зрения. Здесь важна занятость населения, смыслонаполненность их бытия, сохранность биоресурсов, экологического равновесия. Гуманитарное измерение выражается в экологической миссии народов как хранителей традиционной хозяйственной культуры. Целостность и устойчивость хозяйственной культуры народов должна обеспечиваться системой мер по сохранению традиционной хозяйственной культуры с учетом необходимой модернизации, которые необходимо сочетать с переходными формами сотрудничества с рыночной хозяйственной культурой.
Современная социально-экономическая ситуация в регионе характеризуется возвращением к традиционным ценностям жизнеустройства и хозяйствования, что влияет на процессы региональной идентификации и позиционирования этносов. Недостаточная эффективность экономической политики, проводимой в целях модернизации полиэтнических регионов, во многом обусловлена, на наш взгляд, недооценкой роли этноэкономики как субъекта национального хозяйства.
В данном контексте можно согласиться с мнением, что «сохранение этноэкономического многообразия отечественного экономического пространства на Юге России - условие его эффективного функционирования» 6 Особенно это касается тех видов хозяйственно-экономической деятельности, которые имеют традиционную этнокультурную «укорененность» - этнотуризм, производство продовольствия, сувениров, предметов быта с «этнобрендом» и т.д. Учитывая поликультурные и этноконфессиональные особенности региона Юга России, этноэкономика могла бы способствовать решению проблем низкой
4 См.: Суэтин А. 2006 год: мир сегодня и завтра (обзор основных положений доклада «Состояние планеты - 2006») // Вопросы экономики. № 4. 2006.
5 См.: Доклад о мировом развитии 2008. Сельское хозяйство на службе развития. М., 2008.
6 См.: Иншаков О.В. Этноэкономика Юга России: стратегические перспективы в координатах модернизации // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 4.
занятости населения, недостатка рабочих мест, социального обеспечения села, и стать важным стратегическим направлением развития всего макрорегиона.
Более того, в условиях открытости современной мировой экономики «этноэкономическая» продукция имеет перспективы достаточно конкурентоспособного выхода на глобальные рынки. Так, например, Япония в своей культурной политике, характеризующейся все возрастающей активностью, выступает в качестве креативной силы, способной формировать глобальные культурные феномены, отталкиваясь от своего национального восприятия мира. Фактически сегодня Япония и идеологически, и коммерчески, и технологически начинает формировать новую среду обитания, в которой национальность потребителя, в конечном счете, не важна. Создается такой продукт, который ассоциируется по базовым признакам с Японией, но, тем не менее, носит универсальный характер и обеспечивает глобальное проникновение национальной продукции на мировой рынок7.
Необходимо формирование более глубокого и адекватного понимания сути происходящих в российском обществе на уровне регионов изменений, связанных с переходом к рыночной экономике. Это понимание должно быть основано на знании социокультурной сущности рыночного хозяйства и предпринимательства, понимании его соотношения с другими традиционными типами хозяйственной деятельности, на адекватных представлениях о социокультурных особенностях различных аспектов современной хозяйственной жизни российских этносов.
Региональная экономическая политика, ориентированная на эффективное использование в системе действующих организационно-институциональных форм хозяйствования структур этноэкономики, включение ее потенциала в корпоративную экономику, на наш взгляд, будет способствовать как более эффективному продвижению экономических реформ, так и политике органичной модернизации традиционных этнических обществ.
Список литературы:
1. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Юг России. Ростов н/Д. Издательство СКАГС, 2002.
2. Иншаков О.В. Этноэкономика Юга России: стратегические перспективы в координатах модернизации // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 4.
3. Колесников Ю.С. Этноэкономика в судьбах модернизации Юга России // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003. Том 1. № 2.
4. Лебедева Н.Н., Ломовцева О.А. Социальный капитал и модернизация этноэкономики Юга России // Общественные науки и современность. № 2. 2006.
5. Суэтин А. 2006 год: мир сегодня и завтра (обзор основных положений доклада «Состояние планеты - 2006») // Вопросы экономики. № 4. 2006.
7 См.: Катасонова Е. Япония: поп-дипломатия и поп-культура // МЭиМО. 2009. № 2.