УДК 330 (332.02)
Коммуникативно- когнитивная концепция управления геоэтноэкономическими ресурсами региона
МАРКАРЯН ВАРВАРА РАФАЕЛОВНА,
канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономика и финансы» Краснодарского филиала Финуниверситета при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]
Аннотация. Изменения внешних макроэкономических условий, в которых находятся регионы России, требуют разработки новых подходов к управлению их развитием, поэтому при разработке Программ развития регионов основная задача руководителей отечественной экономики должна заключаться в том, чтобы в погоне за высокими экономическими показателями не забывать о других, не менее важных целях, особенно в приграничных регионах, приоритетах государства, таких как социальная стабильность и межнациональное согласие.
В статье автор доказывает, что при разработке региональных стратегий в постоянно меняющейся среде необходимо учитывать основные принципы перспективного коммуникативного планирования, к которым относятся прежде всего учет демографической и этнической структуры населения, его этические и исторические ценности, т. е. геоэтноэкономический потенциал региона.
В статье показаны методы и инструменты вовлечения в воспроизводственный процесс геоэтноэкономиче-ских ресурсов региона, а именно этноэкономических факторов в развитие региональных социально-экономических систем.
Ключевые слова: интеграция и глобализация, традиционные факторы производства, геостратегия, геоэтноэ-кономика, приоритеты развития, геоэтноэкономический потенциал.
Communicative and cognitive control concept geoenvironmental resources of the region
MARKARIAN BARBARA RAFAELOVNA,
Ph.D. in Economics, associate Professor of the Department of «Economics and Finance», the Krasnodar branch of Financial University under the Government of the Russian Federation E-mail: [email protected]
Abstract. Changes in the external macroeconomic conditions in which the regions of Russia are at the moment require the development of new approaches to their development management. Therefore for developing Programs for regional development the main task of the leaders of the domestic economy should be in chasing the high economic indicators not to forget about the other no less important, especially in the border regions, priorities of the state, such as social stability and ethnic harmony.
In article the author proves that when developing regional strategy in constantly changing environment, it is necessary to consider the basic principles of advance communicative planning which treat, first of all, the accounting of demographic and ethnic structure of the population, its ethical and historical values, i.e. geoethnoeconomic capacity of the region.
The article shows the methods and tools of involving geo- ethno- economic resources of the region, namely ethno economic factors in the regional socio-economic systems development.
Keywords: integration and globalization, traditional factors of production, geostrategy, geo- ethno- economy, development priorities geo- ethnnic- economic potential.
В развитии теории региональной экономики сформировалась новая коммуникативно-когнитивная концепция совершенствования управления воспроизводственными системами регионов. Она заключается в вовлечении в воспроизводственный процесс не только демографических ресурсов, но и территориально-пространственного положения региона. Введение в научный оборот таких понятий, как «геоэтноэкономические ресурсы» и «гео-этноэкономический потенциал», позволило бы выявить существенные резервы использования этих факторов для решения проблем социально-экономического развития периферийных регионов.
Дело в том, что до недавних пор в научной литературе применялся термин «этноэкономика» [1]. Существуют различные определения этого понятия. В узком смысле под этноэкономикой понимается сегмент национальной экономики, представленный традиционными архаическими хозяйственными укладами, в широком смысле — это специфическая форма национальной экономики [2].
В научной литературе сформировалось два подхода к определению категории «этноэкономи-ка». Наиболее распространенным является трактовка этноэкономики как традиционного вида трудовой деятельности, развитого в соответствующих этнических сообществах и тесно связанного с традиционным образом жизни, хозяйственной ориентацией, семейно-бытовым укладом населения на данной территории [3].
В соответствии с другим подходом выделяются две относительно самостоятельные и в то же время взаимообусловленные, взаимосвязанные в единой экономической системе составляющие этноэкономики: традиционная, связанная с наследованием этносом типов, форм и способов хозяйствования, и новационная, обусловленная адаптационными способностями этноэкономики в условиях ее включения в глобальные воспроизводственные процессы [4]. Данный подход позволяет определить этноэкономику как совокупность отношений, складывающихся в процессе регионального воспроизводства на основе трудовых традиций этноса, его производственного опыта, культуры, менталитета.
Также распространенным является толкование этноэкономики как традиционного (доин-дустриального) типа хозяйствования. Подобное понимание характерно, в частности, для работ А. Х. Тамбиева, определяющего данную сферу как «традиционные виды трудовой деятельности, развитые в соответствующих этнических сообществах. Они, как правило, тесно связаны с традиционным образом жизни, хозяйственной ориентацией, семейно-бытовым укладом населения на данной территории» [5].
Этноэкономику также определяют как науку о взаимовлиянии традиций, обычаев, культуры, психологии, идеологии, религиозных воззрений различных этносов, а также уровня развития производительных сил и производственных отношений. Этноэкономика представляет собой сложную, многоступенчатую систему, в которой можно выделить три уровня: макро- (экономика этнически однородных стран), мезо- (хозяйство регионов, краев, областей) и микро- (хозяйство отдельных производственных единиц) [6].
Однако в современных условиях глобализации в развитии ряда периферийных регионов Юга России все большее значение приобретают геоэкономические и этноэкономические факторы, которые формируют их геоэтноэкономический потенциал. Т.е. с точки зрения национальной и экономической безопасности, а также элементарной конкурентоспособности регионов становится важным не столько само наличие либо отсутствие основных факторов производства (труд, земля, капитал, предпринимательство), поскольку на любой территории (в регионе, стране) обязательно они будут присутствовать в том или ином виде, сколько то, как они используются, т.е. их качественные характеристики и даже возможности их изменять и улучшать. В этом контексте территории и соответствующие им территориальные социально-экономические системы становятся своеобразными «товарами» [7].
Данный потенциал является одним из компонентов общего экономического потенциала региона, и в настоящее время его резерв практически не используется. В то же время для периферийных
регионов, в частности для Краснодарского края, одним из основных приоритетов развития является туристско-рекреационный комплекс, который в настоящее время довольно сложно конкурирует с зарубежными и внутринациональными рекреаци-онно-ориентированными территориями [8].
В условиях, когда для современных туристов все большее значение приобретают культурные этнонациональные особенности, это означает, что развитие геоэтноэкономического потенциала региона целесообразно осуществлять на основе коммуникативно-когнитивного подхода. Он предполагает целенаправленное воздействие на коллективное мышление этнических групп территории с целью активизации их экономической деятельности в сферах, обеспечивающих формирование культурно-полиэтнического имиджа региона на международных и внутринациональных туристских рынках.
Практическая реализация мер, направленных на развитие геоэтноэкономического потенциала региона на основе предложенного подхода, предполагает дополнение существующей концепции и стратегии развития Краснодарского края за счет функционального (горизонтального) приоритета «Развитие геоэтноэкономического потенциала на основе его социально-культурной инфраструктуры», а также разработку системы мер и инструментов вовлечения частного сектора в реализацию геоэтноэкономических приоритетов развития региона.
Современные тенденции усиления процессов интеграции и глобализации приводят к развитию следующих параллельных процессов:
• усилению геополитических факторов при формировании единого экономического пространства стран и регионов;
• повышению значимости расширения внешнего взаимодействия региональных социально-экономических систем с аналогичными им территориальными образованиями;
• росту значимости внутренней экономической обстановки регионов в реализации их стратегий развития [9].
В контексте проблематики развития ряда периферийных регионов Юга России это означает повышение значимости этноэкономических факторов и их качественных характеристик в развитии данных регионов. Особенности геоэкономического положения и этноэкономических институциональных условий развития предпринимательской
среды региона могут быть рассмотрены как новые ресурсы (источники) повышения конкурентоспособности региональных социально-экономических систем, образующие в совокупности некий геоэтноэкономический потенциал региона, который в настоящее время используется недостаточно эффективно. Исследование проблематики повышения эффективности использования гео-этноэкономических ресурсов (потенциала) региона с целью выработки конкретных практических предложений по вовлечению их в региональный воспроизводственный процесс требует формирования соответствующей теоретической, методологической и инструментарной основы.
Экономические ресурсы имеют большое значение в национальной и региональной экономике, определяют характер ее функционирования, темпы, структуру и масштабы развития. Они представляют собой базу для экономического роста. По сути экономические ресурсы — это такой вид ресурсов, который может быть использован для производства материальных и духовных благ [10].
В этом смысле геоэтноэкономические ресурсы представляют собой тот резерв развития периферийных регионов, который в настоящее время не используется эффективно и требует выработки новых подходов к их оценке и вовлечению в региональный воспроизводственный процесс. Однако в современной теории региональной экономики отсутствует четкое выделение данного типа ресурсов — в большинстве исследований они не рассматриваются как один из возможных элементов экономического потенциала региона. В то же время для периферийных регионов Юга России свойственно специфическое сочетание особого геополитического положения, дополняющегося многонациональным составом коренного населения, формирующее уникальную внутреннюю экономическую обстановку в регионе, что требует выделения геоэтноэкономических ресурсов и потенциала периферийных регионов в отдельную категорию.
Сформированные на территории периферийных регионов геоэтноэкономические ресурсы требуют формирования системы целенаправленного управления ими с целью вовлечения их в региональный воспроизводственный процесс. Отсутствие четко определенной системы управления их развитием приводит, как видно на практике, к целому ряду негативных последствий для экономики регионов Юга России:
• деградации трудовых ресурсов и человеческого капитала в целом;
• низкому уровню социально-экономического развития большинства субъектов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, в том числе:
• деградации их экономического потенциала;
• ограничениям внутренних источников социально-экономического развития;
• формированию очагов социально-политической напряженности.
Управление геоэтноэкономическими ресурсами (потенциалом) периферийных регионов должно быть построено на основе системного подхода, что применительно к проблематике исследования означает рассмотрение в качестве объекта управления не только самих ресурсов, но и социально-экономических процессов и отношений, возникающих в регионе по поводу их использования. Это предполагает формирование системы методов и инструментов, обеспечивающих повышение упорядоченности (снижения энтропии) данных процессов и отношений, что требует выработки соответствующих методологических подходов к использованию геоэтноэкономических ресурсов (потенциала), их оценке, инструментов и методов воздействия на объекты управления.
Управление развитием геоэтноэкономических ресурсов периферийных регионов не может быть построено на обычных подходах, используемых для оценки эффективности использования других типов ресурсов региона (природных, человеческих, капитала), т.к. требует учета слабо формализуемых факторов, среди которых:
• этнические особенности менталитета и их влияние на предпринимательскую активность населения;
• этническая специфика неформальных институтов, сформировавшихся в этнических группах;
• этнический колорит и богатство историко-этнического культурного наследия. Подробное изучение данных аспектов по конкретным этническим группам в каждом из регионов может ни к чему не привести с точки зрения выявления экономических резервов их использования в воспроизводственном процессе. В связи с этим требуется новый подход, обеспечивающий «взгляд сверху» на вышеназванные аспекты и позволяющий найти общие для всех этнических групп специфические свойства, обеспечивающие реализацию
их геоэтноэкономического потенциала. К таким свойствам следует отнести:
• востребованность историко-культурных аспектов жизни и хозяйственной деятельности малых этнических групп на мировых туристских рынках;
• наличие предпринимательской активности априори в каждой из этнических групп;
• распространение образа мышления и неформальных институтов внутри каждой из этнических групп по сетевому принципу;
• существенное влияние этнической идентификации на принципы и сферы хозяйственной деятельности экономических субъектов.
Это позволяет говорить о возможности применения коммуникативно-когнитивного подхода в управлении геоэтноэкономическими ресурсами, позволяющего использовать целенаправленное воздействие на коллективное мышление этнических групп с целью активизации их экономической деятельности в сферах, обеспечивающих формирование культурно-полиэтнического имиджа региона у потенциальных потребителей ту-ристско-рекреационных услуг (зарубежных и российских) [11].
Управление геоэтноэкономическими ресурсами (потенциалом) региона предполагает периодическую оценку результатов осуществляемых мер по его развитию. Поскольку понятие геоэтно-экономического потенциала является многокомпонентным, для его оценки не существует однозначно принятых показателей. Одним из основных подходов к оценке геоэтноэкономического потенциала региона как подсистемы общего экономического потенциала является формирование системы показателей, отражающих различные его стороны (элементы). С одной стороны, таких показателей должно быть достаточно для того, чтобы получить полную картину анализируемого объекта. С другой стороны, чрезмерная детализация может привести к переизбытку информации, сложности ее восприятия и ограничению возможностей для поиска ошибок в принятии решений и реализованных на их основе мер. Наиболее объективным подходом при формировании системы показателей оценки геоэтноэкономиче-ского потенциала региона целесообразно считать использование трех основных групп показателей, отражающих его основные составляющие: социально-экономические, геоэкономические, этноэкономические, содержание которых может
детализироваться в зависимости от конкретных целей исследования.
Для эффективного управления геоэтноэко-номическими ресурсами (потенциалом) региона не всегда достаточно иметь систему соответствующих показателей, т.к. она не позволяет сравнивать между собой различные территории (регионы) по уровню развития их геоэтноэконо-мического потенциала, а также проводить сопоставление относительно одного и того же региона за разные временные периоды. Для решения этой задачи можно использовать интегральный подход, означающий построение одного интегрального (составного) показателя, обобщающего наиболее значимые характеристики исследуемой категории и позволяющего на основе такого обобщения получить числовую оценку уровня ее развития. Применительно к проблематике исследования целесообразно использовать интегральный подход к построению индекса развития ге-оэтноэкономического потенциала, отражающего три его основные составляющие: уровень жизни, наличие внешнерегиональных экономических связей, уровень развития экономических видов деятельности на основе этнокультурного наследия.
Краснодарский край является многонациональным регионом с выгодным геополитическим положением и высокой значимостью этих факторов в социально-экономическом развитии. В Стратегии Краснодарского края рекреационно-туристский комплекс является одним из главных приоритетов его развития. В настоящее время Краснодарский край является достаточно высокоразвитым регионом с высокими возможностями дальнейшего экономического роста.
Однако значимость геоэтноэкономических ресурсов в реализации Стратегии развития региона недостаточно высока. Регион обладает большим рекреационно-туристским потенциалом, однако (как и для большинства периферийных регионов) для него свойственны недостаточно хорошее качество рекреационных услуг при относительно высоких ценах. Это приводит к тому, что значительная часть потенциальных потребителей услуг рекреационного комплекса Краснодарского края предпочитает другие места отдыха (в частности зарубежные), с более высоким уровнем обслуживания и разнообразным спектром услуг.
В целом в настоящее время окончательно не сформирован имидж региона на мировом и
национальном рынках рекреационно-туристских услуг. Его формирование требует выработки новых подходов с учетом возможности вовлечения в этот процесс неиспользуемых сегодня геоэтноэкономических ресурсов [12].
Развитие геоэтноэкономического потенциала является многоаспектной задачей, имеющей стратегическое значение для развития Краснодарского края. Это предполагает использование программно-целевого подхода для ее реализации, который может быть осуществлен как в рамках отдельной областной целевой программы, так и в рамках комплексной программы развития социально-экономического региона в виде ее отдельной подпрограммы (приоритета). Отраслевой подход для определения приоритетов развития региона, используемый в настоящее время на практике разработки программно-целевых документов, не предполагает выделение проблематики развития геоэтноэкономического потенциала в отдельный приоритет.
Развитие геоэтноэкономического потенциала на первых этапах потребует существенного вложения средств в поддержку предпринимательской активности населения в этноориентированных видах экономической деятельности. К таким видам деятельности целесообразно отнести:
• производство сувенирной и другой продукции, отражающей специфику культурно-этнического наследия, для потенциальных туристов и местного населения (предметы быта, национальная одежда, посуда, ткани и т.п.);
• производство культурно-этнических услуг (театры, развитие и создание новых творческих коллективов — танцевальных, художественных и др.);
• производство товаров и услуг в сфере общественного питания и гостиничного бизнеса на основе национальных традиций и др.
Активизация населения в данных сферах деятельности потребует поддержки со стороны региональных и местных органов власти, а также привлечения существенных частных ресурсов в развитие соответствующей инфраструктуры и расширение рынков сбыта [13].
В этой связи наиболее подходящим инструментом развития геоэтноэкономического потенциала региона является государственно-частное партнерство, в рамках которого возможна реализация всего многообразия форм взаимовыгодного сотрудничества и определения сфер этого
сотрудничества между государственным и частным секторами региональной экономики.
Формирование теоретико-концептуальных основ вовлечения в региональный воспроизводственный процесс геоэтноэкономических ресурсов периферийных регионов должно включать:
• определение содержания и сущности гео-этноэкономических ресурсов, обоснование их повышающейся роли в современном развитии российских периферийных регионов, разработку новых методологических подходов, инструментов, методов и стратегии их развития в системе региональной экономики, что позволяет задействовать недоиспользованный резерв данного вида ресурсов для обеспечения перехода периферийных регионов к новому качественному уровню социально-экономического развития;
• уточнение и дополнение понятийно-категориального аппарата теории региональной экономики за счет введения в оборот понятий «геоэтноэкономические ресурсы» (одна из составляющих экономических ресурсов периферийных регионов, включающих в себя новое качество их трудовых, демографических, производственных ресурсов, обусловленное специфическим геоэкономическим положением и полиэтническим составом населения как носителя институциональных факторов регионального воспроизводственного процесса) и «геоэтноэкономический потенциал» региона (геоэтноэкономические ресурсы, имеющиеся в наличии, которые могут быть использованы для производства благ в целях интересов местного населения и повышения уровня жизни в регионе), что позволяет расширить общий экономический потенциал периферийных регионов;
• обоснование системы управления геоэт-ноэкономическими ресурсами (потенциалом) в системе региональной экономики, включающее определение объекта управления (сами ресурсы; социально-экономические процессы, в которых они задействованы; социально-экономические отношения, возникающие в ходе протекания данных процессов), его основных свойств, места и роли геоэтноэкономического потенциала в структуре экономического потенциала периферийных регионов (рассматриваемой не как дерево, а как сеть, которая включает геоэтноэкономический потенциал в качестве центрального компонента, оказывающего влияние на все другие составляющие экономического потенциала региона), а
также кибернетических принципов управления, направленных на снижение энтропии (меры упорядоченности, организации системы) в социально-экономических отношениях и процессах по поводу их использования;
• систему показателей для оценки геоэтноэко-номического потенциала региона, которая должна включать три группы показателей: социально-экономические (ВРП, ВРП на душу населения, индекс роста производства, общая численность населения, индекс физического объема основных фондов, степень износа основных фондов, уровень безработицы, индекс инвестиций в основной капитал, индекс развития человеческого капитала, индекс Джини); геоэкономические (обеспеченность объектами дорожно-транспортной инфраструктуры, доля морских границ в общей протяженности географических границ региона, ввоз и вывоз продукции за пределы региона, экспорт-импорт, количество межрегиональных и международных связей); этноэкономические (количество этносов, проживающих на территории региона; их средняя численность; наличие этнических общин, действующих на территории региона; развитие экономических видов деятельности на основе этнокультурного наследия), что позволяет дать оценку геоэтноэкономического потенциала в регионе и оценивать эффективность принимаемых по его развитию мер.
Коммуникативно-когнитивный подход к формированию организационно-экономического механизма управления геоэтноэкономически-ми ресурсами периферийного региона отличается от других подходов использованием методов организации коллективного мышления этносов, проживающих на территории регионов, для активизации их коллективной предпринимательской активности и развития национально-исторического наследия с целью развития их межрегиональных и международных экономических связей и формирования культурно-полиэтнического имиджа региона в системе международного и межрегионального разделения труда, что позволит привлечь в регион дополнительное количество туристов и сформировать его исключительный «бренд» на мировом туристско-рекре-ационном рынке.
Методика интегрального подхода к расчету индекса развития геоэтноэкономического потенциала региона предполагает учет трех основных составляющих — индекса развития человеческого
потенциала (как основного показателя уровня жизни в регионе), индекса внешнерегиональных экономических связей (рассчитываемого как отношение объема внешнерегионального оборота к ВРП региона), этноэкономического индекса (отражающего уровень развития экономических видов деятельности на основе этнокультурного наследия), что позволяет дать численную оценку уровня развития геоэтноэкономического потенциала.
Автором разработаны практические рекомендации по совершенствованию стратегии развития Краснодарского края в направлении повышения значимости его геоэтноэкономических ресурсов, включающие формирование привлекательного имиджа региона на основе его культурно-полиэтнической экономической компоненты, развитие инфраструктуры поддержки предпринимательской активности населения и подготовки персонала для работы в этнокультурной сфере обслуживания рекреационно-туристского комплекса (программы поддержки малого предпринимательства при создании частных театров, малых творческих коллективов, музеев народного творчества, развитии народных промыслов, изучении и социализации истории края), что позволит вовлечь часть недоиспользуемых сегодня геоэтноэкономических ресурсов в развитие социально-экономической системы региона.
Обоснованы главные направления совершенствования системы приоритетов региональных целевых программ социально-экономического развития в части перехода от отраслевого к функциональному (горизонтальному) подходу при их формировании и предложен (для периферийных регионов, в том числе Краснодарского края) приоритет «Развитие геоэтноэкономического потенциала», означающий приоритетную поддержку любых видов экономической деятельности, опирающихся на историко-культурные традиции региона, в любых отраслях и секторах региональной экономики.
Разработана система мер и инструментов вовлечения частного сектора в реализацию геоэт-ноэкономических приоритетов развития региона, включающая различные формы государственно-частного партнерства в различных отраслях и сферах социально-экономической системы (аренда, аутсорсинг, контракты на внешнее управление, менеджмент, лизинг, коммерческий найм, совместные предприятия, концессии и др.), что позволяет повысить эффективность бюджетных
расходов и привлечь дополнительные частные инвестиции в различные отрасли и секторы экономики региона за счет развития его геоэтноэкономического потенциала.
Разработки и предложения автора в части повышения эффективности использования геоэтноэкономических ресурсов региона за счет формирования его привлекательного имиджа на основе культурно-полиэтнического экономического компонента, развития инфраструктуры поддержки предпринимательской активности населения и подготовки персонала для работы в этнокультурной сфере обслуживания рекреа-ционно-туристского комплекса использованы в практике Министерства экономики Краснодарского края при подготовке и разработке предложений к Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года, а также в практике Министерства курортов и туризма Краснодарского края при подготовке и разработке мероприятий по использованию элементов совокупного потенциала региона и его национально-культурных особенностей с целью привлечения туристов и укрепления научно-методологической базы отрасли.
Литература
1. Овчинников В. Н. Этноэкономический уклад в теоретических координатах неформальной экономики // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2005. Т. 3. № 2.
2. Денисова Г. С., Радовель М. Р. Этноэкономика. Ростов-на-Дону, 2000.
3. Киселева Н.Н. Этноэкономическая составляющая системной организации юга России // Российская академия естествознания. 2007. № 11.
4. Колесников Ю. С. Многоукладность национального хозяйства этноэкономики и процессы ее модернизации // Этноэкономика Юга России: концепции, параметры, механизмы (материалы всероссийской научной конференции), п. Домбай, 2005.
5. Тамбиев А. X. Регион в системе национальной экономики: экономические модели и механизмы регулирования: дисс. ... д-ра экон. наук. Ростов-на-Дону, 2000.
6. URL: http://region.mcnip.ru.
7. Маркарян В.Р. Проблемы учета геоэтноэко-номического потенциала региона в услови-
ях глобализации // Вопросы регулирования экономики // Том 4, №1.2013. Ростов-на-Дону: Гуманитарные перспективы. С. 35-41.
8. Стратегия социальноэкономического развития Краснодарского края до 2020 года. URL: http://www.krasnodar.ru/content/592/.
9. Кострюкова О. Н. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов // Проблемы современной экономики. 2011. № 3 (39).
10. URL: http://www.iep.ru/files/text/cepra/ Rost_v_reg_rus.pdf.
11. URL: http://min.kurortkuban.ru/rus/vacancies.
12. Федеральное агентство по туризму. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года. URL: visitsiberia. info>indusrty/law.. .2013/strategy.pdf.
13. URL: http ://cyberleninka.ru/article/n/ strategicheskiy-potentsial-razvitiya-turistsko-rekreatsionnoy-sfery-regiona-problemy-i-napravleniya-izucheniya.
References
1. Ovchinnikov V. N. Ethnoeconomic way in the theoretical coordinates of the informal economy [Etnoekonomicheskiy uklad v teoretich-eskikh koordinatakh neformal'noy ekonomi-ki] // Ekonomicheskiy vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2005. T. 3. № 2.
2. Denisova G. S., Radovel M.R. Ethnoeconomics [Etnoekonomika]. Rostov-na-Donu, 2000.
3. Kiseleva N. N. Etnoekologicheskie component of the system organization of the South of Russia [Etnoekonomicheskaya sostavlyayushchaya sistemnoy organizatsii yuga Rossii] // Rossiys-kaya akademiya estestvoznaniya. 2007. № 11.
4. Kolesnikov Yu. S. Multiformity of national economy of ethnoeconomy and processes of its modernization [Mnogoukladnost' natsion-al'nogo khozyaystva etnoekonomiki i protsessy ee modernizatsii] // Etnoekonomika Yuga Rossii: kontseptsii, parametry, mekhanizmy (ma-terialy vserossiyskoy nauchnoy konferentsii), p. Dombay, 2005.
5. Tambiev A.X. The Region in the national economy: economic models and mechanisms of regulation [Region v sisteme natsional'noy ekonomiki: ekonomicheskie modeli i mekhanizmy regulirovaniya]: diss. d-ra ekon. nauk. Rostov-na-Donu, 2000.
6. URL: http://region.mcnip.ru.
7. Markaryan V. R. Accounting geoenvironmental potential of the region in the context of globalization [Problemy ucheta geoetnoekonomi-cheskogo potentsiala regiona v usloviyakh glo-balizatsii] // Voprosy regulirovaniya ekonomiki // Tom 4, №1-2013 Izdatel'stvo Gumanitarnye perspektivy, Rostov-na-Donu, str. 35-41.
8. URL: http://www.krasnodar.ru/content/592/.
9. Kostryukova O. N. Economic problems of regions and branch complexes [Ekonomicheskie problemy regionov i otraslevykh kom-pleksov] // Problemy sovremennoy ekonomiki. № 3 (39), 2011.
10. URL: http://www.iep.ru/files/text/cepra/ Rost_v_reg_rus.pdf.
11. URL: http://min.kurortkuban.ru/rus/vacancies.
12. URL: http://visitsiberia.info/indusrty/ law/10_2013/strategy.pdf.
13. URL: http ://cyberleninka.ru/article/n/ strategicheskiy-potentsial-razvitiya-turistsko-rekreatsionnoy-sfery-regiona-problemy-i-napravleniya-izucheniya.