ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
_2015 г. Выпуск 4 (39). С. 7-11_
УДК 657.471.1.; 336.221
РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ОТДЫХ СВОИХ СОТРУДНИКОВ: БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ АСПЕКТЫ
О. В. Костина
Законом от 16.07.2011 г. № 165-ФЗ «Об основах социального страхования» оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также пособие на санаторно-курортное лечение не предусмотрена перечнем видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Поэтому проблема оплаты отпусков для работодателей весьма актуальна и состоит в том, чтобы оптимизировать затраты по оплате отпусков с учетом налоговых последствий принимаемых ими решений.
Для решения этой задачи можно предложить несколько вариантов.
1. Ст. 40 Трудового кодекса регулирует уже не только трудовые, но и социально-трудовые отношения. Поэтому на основании ст. 41 Трудового кодекса имеется возможность для организаций включать в коллективные договоры положения по оздоровительному отдыху работников и членов их семей [1].
В данном случае путевки предоставляются работодателем на основании письменных заявлений и медицинских справок сотрудников согласно положениям коллективного договора и принятого в соответствии с ним положения, в котором определены условия, порядок выдачи и оплаты путевок.
Согласно п. 29 ст. 270 Налогового кодекса Российской федерации такие расходы не учитываются при формировании расходов по налогу на прибыль организаций [2].
В соответствии с п. 9 ст. 217 Налогового кодекса РФ указано, что не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц суммы полной или частичной оплаты работодателями работникам, а также членам их семей стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских [2].
В соответствии со ст. 7 Закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а список сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, приведенный в ст. 9 федерального закона № 212-ФЗ, является закрытым [3].
Таким образом, при оплате работодателем оздоровительного отдыха своим работникам работодателем уплачиваются только взносы во внебюджетные фонды.
В регистрах бухгалтерского учета данные хозяйственные операции отразятся следующим образом (таблица 1).
Таблица 1
Схема записей по счетам при приобретении (компенсации стоимости) путевки для
сотрудника
Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов
Д К
1. Если путевка покупается работодателем
Произведена оплата путевки 76 51
Отражена стоимость приобретенной путевки в составе денежных документов 50-3 76
Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов
Д К
Путевка выдана сотруднику 73 50-3
Признаны расходы на приобретение путевки 91-2 73
Начислены страховые взносы на стоимость путевки в пользу сотрудника 91-2 69
2. Если работнику компенсируется стоимость путевки
Признаны расходы по компенсации стоимости путевки, оплаченной сотрудником 91-2 73
Начислены страховые взносы на стоимость компенсации путевки 91-2 69
Произведена компенсация стоимости путевки 73 50
2. Работодатель может заключить договор добровольного личного страхования в пользу работника на оплату санаторно-курортного лечения. При этом обязанности по исчислению страховых взносов во внебюджетные фонды с сумм платежей по таким договорам у него не возникает, если договор заключен на срок не менее одного года в силу пп. 5 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ [3].
Согласно п. 16 ст. 255 Налогового кодекса взносы по договорам добровольного личного страхования не должны превышать 6 % от общего фонда заработной платы [2].
В силу п. 3 ст. 213 НК РФ страховые взносы по договорам медицинского страхования не облагаются НДФЛ (как за самого работника, так и за членов его семьи, не состоящих в трудовых отношениях с предприятием), страховые взносы по договорам дополнительного медицинского страхования не облагаются НДФЛ (как за самого работника, так и за членов его семьи, не состоящих в трудовых отношениях с предприятием). Указанные страховые взносы не подлежат налогообложению НДФЛ даже в том случае, если выплачиваются в пользу членов семей работников (письма Минфина РФ от 03.07.2008 № 03-04-06-01/185, от 26.12.2008 № 03-04-06-01/388, УФНС России по г. Москве от 01.07.2010 № 20-14/3/068886) [2].
3. В соответствии со ст. 325 Трудового кодекса Российской Федерации, лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно [1].
При отдыхе на территории Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 г. № 455 «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно» оплата стоимости проезда производится в размере фактических расходов, подтверждённых проездными документами:
- воздушным транспортом - в салоне экономического класса;
- водным транспортом - в каюте второй категории речного судна, в каюте пятой группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров;
- железнодорожным транспортом - в вагоне купе фирменного поезда;
- автомобильным транспортом общественного пользования (кроме такси);
- личным транспортом - компенсация производится при подтверждении пребывания работника и членов его семьи в месте использования отпуска соответствующими документами в размере расходов на топливо при наличии чеков автозаправочных станций, причем оплата осуществляется по нормам расхода топлива с учетом наикратчайшего расстояния от места жительства до места отдыха [4].
Вместе с тем работники, имеющие право на получение компенсации стоимости расходов к месту проведения отпуска, в ряде случаев отдыхают за пределами России. Тогда по возвращении из отпуска работники по месту работы предоставляют авансовые отчеты с приложениями, а именно:
- билеты с прописанной стоимостью;
- копию загранпаспорта, при предъявлении оригинала, с отметкой соответствующего органа пограничного контроля о месте пересечения государственной границы;
- справку транспортного агентства по маршруту (например, Ханты-Мансийск - точка пересечения границы России по направлению поездки - Ханты-Мансийск) по тарифу экономического класса в период отпуска.
Если поездка за границу осуществляется только воздушным транспортом без посадки в ближайшем месте пересечения границы, то необходимо представить справку о стоимости перевозки на территории Российской Федерации [5].
При потере проездных документов компенсация расходов работника и членов его семьи производится при предоставлении документов о пребывании в месте использования отпуска и справки с транспортной организации, осуществлявшей перевозку, о стоимости проезда:
- железнодорожным транспортом - в вагонах класса «плацкарт»;
- воздушным транспортом - в салоне экономического класса (в случае, если имеется только воздушное сообщение);
- при наличии только автомобильного сообщения - тарифы автобусов общего типа;
- при наличии только морского или речного транспорта - тариф каюты третьей группы речного судна, десятой группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров [2].
Вместе с тем, возмещение затрат на проезд к месту отдыха работника организации, финансируемой за счет средств округа, производится в соответствии с постановлением Думы ХМАО-Югры от 01.03.2010 г. № 4676 «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» [5].
Работники данных организаций также имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска и обратно в пределах территории Российской Федерации. В случае использования работником отпуска за пределами Российской Федерации, в том числе по туристической путевке, производится компенсация расходов на оплату стоимости проезда железнодорожным, воздушным, морским, речным, автомобильным транспортом до ближайших к месту пересечения государственной границы Российской Федерации железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автостанции [5].
Согласно постановлению Думы ХМАО-Югры от 27.09. 2013 № 1105 «О внесении изменений в официальное толкование норм Закона от 01.03.2010 г. № 4676 «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» компенсация расходов на оплату отпуска за пределы Российской Федерации воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения границы аэропорту, осуществляется путём возмещения части стоимости воздушной перевозки, указанной в проездном документе, пропорционально ортодромии по Российской Федерации к общей ортодромии. То есть производится оплата перелета только над территорией Российской Федерации.
Если проездной документ отсутствует, а оплата проезда входит в стоимость туристической путёвки, необходимо представить справку из туристической организации о стоимости проезда, а также копию туристической путёвки или копию договора об оказании услуг.
Значения ортодромических расстояний от международных аэропортов Российской Федерации до международных аэропортов, а также процентное соотношение ортодромии по Российской Федерации к общей ортодромии устанавливается Главным центром Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.
В соответствии со ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 9 Закона № 212-ФЗ компенсация оплаты проезда работника к месту отдыха не облагается налогом на прибыль и не включается в облагаемую базу при исчислении взносов во внебюджетные фонды [2, 3].
На основании ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации указанные суммы не облагаются налогом на доходы физических лиц [2].
4. Не так давно Думой Российской Федерации был рассмотрен законопроект, согласно которому затраты работодателей на отпуск своих сотрудников и членов их семей не будут
облагаться налогом на прибыль. Речь идет о поездках по территории России, которые будут стоить не дороже 50 тыс. руб. на человека. Целью законопроекта авторы называют господдержку внутреннего туризма и дополнительную возможность работающим гражданам и членам их семей на оплачиваемый отпуск.
Законопроектом предлагается при формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в состав расходов включать затраты на отпуск сотрудников и их родственников -супругов, родителей, детей до 18 лет (детей до 24 лет в случае, если они являются студентами-очниками) при условии, что сотрудники с семьями будут отдыхать на территории России и стоимость путевки на каждого не превысит 50 тыс. руб. [6].
Для реализации данного положения работодатель должен будет заключать договоры с туроператорами на поездки своих сотрудников и их семей в течение года по России. В тур-пакет будут входить транспортные услуги (авиа- и железнодорожные билеты, водный и автомобильный транспорт), проживание в гостинице и питание (в случае если предоставляется в комплексе с проживанием), а также экскурсии.
Следует отметить, что такая система позволит работодателям равномерно распределять отпуска сотрудников в течение календарного года.
Работник, получив возможность отдохнуть за счет средств работодателя, должен будет заплатить налог на доход физических лиц в размере 13 % со стоимости тура, но не более 6500 руб. с человека (50 тыс. руб. * 13 %).
Считается, что такие расходы являются для работодателей экономически обоснованными, направленными на получение дохода, поскольку повышают престиж работодателя, что позволяет как привлекать и удерживать высококвалифицированные кадры, так и оказывать помощь социально незащищенным работникам, например, многодетным работникам.
Закон, предполагающий компенсации на отпуск, потребует внесения изменений в ст. 255 и 270 части второй Налогового кодекса. Если изменения будут приняты, работодатели смогут учитывать в составе расходов на оплату труда затраты на компенсацию отдыха [6].
По предварительной оценке специалистов экономический эффект от этого только на начальном этапе оценивается более чем в 6 млрд. руб. налоговых поступлений в год [5].
Подготовлен еще один законопроект, направленный на развитие социального туризма. Предлагается дополнить систему действующих налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц. То есть взрослым россиянам, их детям и нетрудоспособным родителям, отдохнувшим в России также по линии организованного туризма, предполагается возможность получения компенсации через налоговые органы. В законопроекте прописано, что вычет можно будет получить в размере фактических расходов на отпуск, но не более 50 тыс. руб. на человека в налоговом периоде на календарный год [7].
Предупреждая возникновение спорных ситуаций, закон содержит условие о том, что налогоплательщик может получить вычет за тот период, в котором оканчивается действие договора о реализации туристического продукта.
В бухгалтерском учете хозяйственные операции будут отражаться следующим образом:
Таблица 2
Схема записей по счетам при приобретении туристической путевки для сотрудника
Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов
Д К
Произведена оплата путевки 76 51
Отражена стоимость приобретенной путевки в составе денежных документов 50-3 76
Путевка выдана сотруднику 73 50-3
Признаны расходы на приобретение путевки 20 73
Начислены страховые взносы на стоимость путевки в пользу сотрудника 20 69
Удержан НДФЛ с работника 70 68
Таким образом, в данной статье предложены пути рушения проблемы оплаты отпусков работодателями, а также проанализированы возможные налоговые последствия.
10
Литература
1. Трудовой кодекс Российской федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ [Текст] // Собр. законодательства РФ. - 2002. - № 1. - ст. 3.
2. Налоговый кодекс Российской федерации от 05.08.2000 № 118-ФЗ. [Текст] // Собр. законодательства РФ. - 2000. - № 32. - ст. 3340.
3. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования [Текст] / Федеральный Закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2009. - № 30. - ст. 3738.
4. О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей [Текст] / пост. Правительства РФ от 12.06.2008 № 455 // Собр. законодательства РФ. -2008. - № 25. - ст. 2986.
5. Об утверждении официального толкования отдельных норм закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, работающих в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа» [Текст] / пост. Думы ХМАО - Югры от 01.03.2010 № 4676 // Собр. законодательства Ханты-Мансийского автономного округа -Югры. - 2010. - № 3. - ст. 247.
6. Крым, Карелия, Камчатка: Отпускникам вернут деньги, потраченные на отдых в России [Текст] // Российская газета от 08.11.2015.
7. Правительство поддержало идею об отпуске в России за счет работодателя [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.dp.rU/a/2015/ 10/19/Pravitelstvo_podderzhalo/
8. Расходы компаний на отдых сотрудников в России не будут облагаться налогом на прибыль [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.votpusk.ru/news.asp?msg=535729