Научная статья на тему 'Расходы на рекламу - составная часть коммерческих расходов организации'

Расходы на рекламу - составная часть коммерческих расходов организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
718
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расходы на рекламу - составная часть коммерческих расходов организации»

ассортимента с учетом пожеланий потребителей, организовать фирменную торговую сеть.

Косинова В.Н.

РАСХОДЫ НА РЕКЛАМУ - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ

РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье приводится перечень расходов, включаемых в состав расходов на рекламу, а также особенности принятия к учету данного вида коммерческих расходов. Рассмотрен порядок отражения в учете расходов на рекламу.

Ключевые слова: реклама, расходы организации, коммерческие расходы, учет расходов, расходы по обычным видам деятельности, договор на оказание рекламных услуг, рекламодатель.

Kosinova V.N.

ADVERTISING COSTS - PART OF THE EXPENSES OF THE

COMMERCIAL

In article, and also feature of acceptance the list of the expenses included in structure of expenses on advertizing is resulted in the account of the given kind of commercial expenses. The reflection order in the account of expenses on advertizing is considered.

Keywords: advertizing, Expenses of the organization, Commercial expenses, The account of expenses, Expenses by usual kinds of activity, The contract on rendering of advertizing services, the advertiser.

Неотъемлемым элементом коммерческой деятельности многих организаций является реклама. Реклама необходима для распространения среди неограниченного круга лиц информации о себе, своих товарах, идеях, начинаниях с целью формирования покупательского спроса и обеспечения продаж.

Роль рекламы в становлении и развитии бизнеса общеизвестна - она является связующим звеном между продавцом и покупателем. Реклама служит эффективным средством привлечения потенциальных покупателей, заказчиков, клиентов, а следовательно, и увеличения доходов организации. Она формирует покупательский спрос и тем самым активно воздействует на производство. К рекламированию своей продукции, товаров, работ и услуг прибегают практически все компании, рассчитывающие на ускорение процесса купли-продажи, оборачиваемости капитала и продвижение на рынке торговой марки. Для того чтобы продукция предприятия хорошо продавалась, необходимо регулярно распространять о ней информацию, т.е. необходима реклама. Поэтому можно отметить, что рекламные расходы есть практически у каждой организации и компании.

В соответствии с Федеральным законом «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ (в ред. от 07.05.2009 N 89-ФЗ) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке [1, ст.3].

Из данного определения следует, что для признания расходов рекламными информация должна распространяться среди неопределенного круга лиц.

Понятие «неопределенный круг лиц» применяется в законодательстве РФ о рекламе. Это те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования (письмо ФНС РФ от 25.04.2007 № ШТ-6-03/348@).

Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Возникает множество вопросов, связанных с учетом расходов на тот или иной вид рекламы. Объясняется это тем, что в большинстве случаев понятие рекламы, установленное действующими нормативными актами, по-разному трактуется налогоплательщиками, налоговыми органами и арбитражными судами. Кроме того, одни виды рекламных расходов полностью уменьшают налогооблагаемую прибыль, другие (нормируемые) уменьшают ее частично, третьи - вообще нельзя относить к рекламе. Именно поэтому трудно переоценить актуальность проблем учета и налогообложения рекламных расходов [4].

Для целей бухгалтерского учета к расходам на рекламу относятся расходы на:

- разработку, издание и распространение иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, рекламных открыток и т.д.;

- разработку, изготовление и распространение образцов оригинальных и фирменных пакетов, упаковки, рекламных сувениров, образцов выпускаемой продукции;

- объявления в печати, по радио и телевидению, то есть через средства массовой информации;

- световую и наружную рекламу;

- изготовление рекламных щитов, указателей;

- участие в выставках, экспозициях, ярмарках;

- оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;

- уценку товаров, которые полностью или частично потеряли свои первоначальные качества при экспонировании в витринах;

- приобретение (изготовление) и распространение призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний;

- проведение рекламных мероприятий, связанных с деятельностью организации;

- прочие расходы на рекламу.

В связи с тем, что рекламные расходы непосредственно связаны со сбытом продукции, товаров (работ, услуг), то они являются частью коммерческих расходов организации и соответственно, подлежат отражению в бухгалтерском учете [2, п.7].

В бухгалтерском учете расходы на рекламу признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени их фактической оплаты [2, п.18].

В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы на рекламу продукции (работ, услуг) учитываются в составе затрат по обычным видам деятельности организации [2, п.5].

Для признания расходов на рекламу в качестве расходов по обычным видам деятельности необходимо иметь соответствующим образом оформленные первичные документы, подтверждающие выполнение рекламных работ и услуг. Такими документами являются:

- договор на оказание рекламных услуг и протокол согласования цен на рекламные услуги; счета-фактуры от агентства рекламных услуг;

- свидетельство о праве размещения наружной рекламы, паспорт рекламного места;

- акт приемки-сдачи выполненных работ (оказанных услуг);

- документы, подтверждающие оплату рекламных услуг;

- материальными подтверждениями факта размещения рекламы (эфирной справкой, экземпляром печатного издания и т. д.) и др.

Размещая наружную рекламу и рекламу на почтовых отправлениях, необходимо также оформить разрешительную документацию. В первом случае - у органа местного самоуправления, во втором - у Министерства связи России.

К расходам на рекламу не относятся следующие затраты:

- по изготовлению визитных карточек для сотрудников организации;

- по размещению информационных вывесок о наименовании организации, режиме ее работы и правилах обслуживания потребителей торговых залах, включая витрины;

- по распространению объявлений об изменении места нахождения организации, номеров телефонов и т. п.;

- по размещению предупредительных табличек, содержащих сведения об ограничении передвижения, производстве работ и т. п.;

- по получению разрешения на размещение наружной рекламы и рекламы на почтовых отправлениях.

В бухгалтерском учете расходы на рекламу должны признаваться как расходы по обычным видам деятельности и отражаться в составе коммерческих расходов на счете 44 субсчет «Расходы на рекламу».

Затраты рекламодателя по приобретению работ (услуг) принимаются к учету в качестве расходов на рекламу после фактического размещения рекламы. Отражение совершенных затрат происходит при условии, что распространяемая организацией информация отвечает требованиям рекламы, т. е. предназначена для неограниченного круга лиц и содержит сведения об ее идеях и начинаниях, а также о предлагаемых товарах (работах, услугах). В противном случае возникающие расходы необходимо учитывать как информационные и другие затраты [5]..

Расходы на рекламу, относящиеся к текущему отчетному периоду, в бухгалтерском учете отражаются по дебету счета 44 субсчет «Расходы на рекламу», а в конце месяца признанные рекламные расходы полностью относятся на себестоимость проданной продукции, товаров (работ, услуг), которая формируется на счете 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость продаж».

Многие организации получают доходы, от проведения рекламных компаний в течение нескольких отчетных периодов. В этом случае расходы на рекламу должны признаваться расходами будущих периодов и отражаться в учете на счете 97 «Расходы будущих периодов».

Рекламные расходы будущих периодов списываются на текущие затраты при наступлении периода, к которому они относятся. Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, такое списание может производиться равномерно, пропорционально объему продукции (работ) или другим способом, предусмотренным в учетной политике организации, что отражается в учете записью:

Д-т 44 субсчет «Расходы на рекламу»

К-т 97 «Расходы будущих периодов» - включена в состав расходов на продажу часть рекламных расходов, относящихся к текущему периоду.

Налоговым Кодексом РФ регламентируется порядок ведение налогового учета расходов на рекламу. Так, в п. 4 ст. 264. гл. 25 НК РФ дается перечень расходов организации включаемых в состав расходов на рекламу.

Чтобы отнести затраты на проведение рекламных мероприятий к рекламным расходам в целях исчисления налога на прибыль, необходимо оценить, направлено ли рекламное мероприятие на привлечение внимания к деятельности организации со стороны неопределенного круга лиц. Если нельзя установить список лиц, участвующих в рекламном мероприятии, то такая информация может быть признана рекламой.

Таким образом, расходы на рекламу, составляющие весьма существенную часть коммерческих расходов многих организаций, имеют особенности отражения в бухгалтерском учете, сложность ведения которого обусловлена разным составом рекламных расходов (в зависимости от сферы деятельности организации-рекламодателя); приоритетами принятой маркетинговой политики и стадиями жизненного цикла объекта рекламирования.

Другая сложность в организации учета рекламных расходов вызвана:

- отсутствием определения рекламы как объекта бухгалтерского учета;

- несовершенством нормативно-правовых актов, регулирующих состав расходов на рекламу для целей бухгалтерского учета и их документальное подтверждение.

Учитывая, что в бухгалтерском учете методика отражения расходов на рекламу не урегулирована, организация-рекламодатель может самостоятельно определять состав и номенклатуру рекламных расходов, руководствуясь признаком экономической принадлежности расходов к рекламному мероприятию в соответствии с определением рекламы, данным в ст.. 3 Закона «О рекламе». При этом в бухгалтерском учете (в отличие от налогового учета) организация-

рекламодатель списывает расходы на рекламу, произведенные в соответствии с действующим законодательством, без каких-либо ограничений [5]..

Литература:

1.Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе» (в ред. от 07.05.2009 N 89-ФЗ).

2.Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99).

3.Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет.- М.: Проспект, 2008.

4.Вагапова А.Е. Учет расходов на рекламу//Справочник экономиста, 2004, № 5.

5.www.garant.ru

Кутаев Ш.К.

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЕ

В статье конкуренцию на рынке труда делят на: конкуренцию между работодателями, которые стремятся и борются за более квалифицированного работника, предлагая лучшие условия и оплату труда, по сравнению с установившейся на рынке; конкуренцию предложения рабочей силы между наемными работниками, предлагающими свои конкурентные преимущества (возраст, образование, мобильность, умение принимать решения и т.д.), чтобы заполучить более выгодные условия труда и оплаты.

Ключевые слова: трудоизбыточный регион, межрегиональная дифференциация в уровнях безработицы и обеспеченности рабочими местами, конкуренции в социально-трудовой сфере

Kutaev SH.K. FORMATION OF COMPETITIVE RELATIONS IN THE SOCIO-LABOR SPHERE

In the article competition on the labor market is divided into: competition between employers, striving and struggling for more than a skilled worker, offering the best conditions and salaries, compared with established on the market; competitive supply of labor between employees, offering its competitive advantages (age, education, mobility, ability to take decisions and etc.), to get more favorable conditions of work and payment.

Key words: labor excess region, inter-regional differentiation in the levels of unemployment and the availability of jobs, competition in the socio-labor sphere

Острота проблемы несбалансированности рынка труда приобретает принципиально важное значение особенно в трудоизбыточных регионах и в частности Республики Дагестан.

Преобладание в трудоизбыточных регионах контингента безработных, образовавшегося из-за недостатка совокупного спроса на рабочую силу, требует от государства и общества глубокого осмысления направлений (путей) решения сложившейся ситуации.

Вследствие сложившейся сильной межрегиональной дифференциацией в уровнях безработицы и обеспеченности рабочими местами, ограниченностью финансовых ресурсов, используемых на решение проблем трудоустройства, переобучения безработных и создание новых рабочих мест для незанятого населения, как нам представляется, на территориях с кризисной ситуацией на рынке труда целесообразно сформировать механизм и создать режим наибольшего благоприятствования в стимулировании занятости. Суть последних сводится к использованию административных мер и финансово-кредитных льгот, способ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.