Научная статья на тему 'РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА НА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ'

РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА НА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
342
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
государственный бюджет / спортивные мероприятия / расходы / Олимпиада Сочи-2014 / Чемпионат мира по футболу FIFA 2018

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чепрасов Михаил Геннадьевич, Насекина Анастасия Германовна, Родякина Юлия Александровна

Данная статья посвящена вопросу по расходу государственного бюджета на социально-культурные мероприятия. Рассмотрены расходы государственного бюджета на примере Олимпиады «Сочи 2014» и Чемпионата мира по футболу FIFA 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чепрасов Михаил Геннадьевич, Насекина Анастасия Германовна, Родякина Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА НА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ»

Щ SCIENCE TIME Щ

(jj ll< »Li ' tL® Jfl "тН -1 щг 1 - ■Fl ~ JP |Г1 1 r^g) РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА НА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ Чепрасое Михаил Геннадьевич, Насекина Анастасия Германовна, Родякина Юлия Александровна, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург E-mail: www.nikolaevayolia.ru@yandex.ru

Аннотация. Данная статья посвящена вопросу по расходу государственного бюджета на социально-культурные мероприятия. Рассмотрены расходы государственного бюджета на примере Олимпиады «Сочи 2014» и Чемпионата мира по футболу FIFA 2018.

Ключевые слова: государственный бюджет, спортивные мероприятия, расходы, Олимпиада Сочи-2014, Чемпионат мира по футболу FIFA 2018.

Формирование и утверждение сбалансированного бюджета является первоочередной функцией Министерства финансов РФ и Правительства Российской Федерации. В государственном бюджете очень важна сбалансированность доходов и расходов страны. Именно от этого фактора зависит экономическая стабильность государства, поэтому вопрос соотношения доходов и расходов бюджета страны остается актуальным всегда.

Одной из основных функций государства является правильное распределение расходов бюджета.

В научной литературе под расходами понимаются денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная их величину.

Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-

I SCIENCE TIME I

экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п.

На наш взгляд, наиболее интересным направлением в области расходов бюджета являются социально-культурные мероприятия, одним из которых является Олимпиада «Сочи 2014» и Чемпионат мира по футболу FIFA 2018. Общие затраты на Олимпиаду превысили расходы на все прежние Олимпиады и поставили абсолютный олимпийский "рекорд".

В рамках реализации программы проведения Зимней Олимпиады в Сочи, а также развития Сочи как горноклиматического курорта были проведены весьма масштабные затраты и работы: строительство и реконструкция 15 олимпийских объектов общей вместимостью 191 тыс.чел., строительство более 367 км автомобильных мостов и дорог, более 480 км газопроводов, более 201 км железнодорожного полотна, более 550 км высоковольтных ЛЭП, 690 км инженерных сетей, электростанций общей мощностью в 1,2 ГВт [2]. Так как на момент начала олимпийской стройки практически вся инфраструктура Сочи, созданная еще при СССР, уже была существенной изношенной, 60 % всех вкладываемых в олимпийское строительство денег направлено на сооружение новой инфраструктуры.

Согласно Федеральному закону «О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» цель деятельности ГК «Олимпстрой» сводилась к осуществлению контрольных, управленческих и иных общественно полезных функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией и организацией эксплуатации объектов, необходимых для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также для развития города Сочи как горноклиматического курорта [1].

Общий объем финансирования Программы поначалу составлял 313,9 млрд. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 185,8 млрд. рублей, за счет средств бюджета Краснодарского края и бюджета г. Сочи - 9,2 млрд. рублей, за счет средств внебюджетных источников - 118,8 млрд. рублей. Крупнейшим кредитором подготовки к Олимпийским играм в Сочи являлась государственная корпорация «Внешэкономбанк».

ВЭБом были одобрены кредиты на олимпийские объекты на общую сумму более 132 миллиарда рублей, хотя изначально госбанк планировал выдать кредитов на 50 млрд. руб. Больше всего денег получил проект «Роза Хутор» Владимира Потанина - 21 млрд. рублей кредита в ВЭБе при общем объёме инвестиций в 69 млрд. рублей.

Социально-экономический эффект от реализации Программы оценивается в 341 млрд. рублей. Согласно Программе, в 2006 году из Федерального бюджета

| SCIENCE TIME |

выделилось 4,9 млрд. рублей, в 2007 — 15,9 млрд. рублей, в 2008 году — 31,6 млрд. рублей, в 2009 году — 27,3 млрд. рублей, в 2010 году — 22,2 млрд. рублей, в 2011 году — 27,1 млрд. рублей, в 2012 году — 26,3 млрд. рублей, в 2013 году — 22,1 млрд. рублей, в 2014 году — 8,4 млрд. рублей.

Подробное описание плановых расходов на объекты и мероприятия олимпийской стройки приведено в табл.1.

Таблица 1

Плановые расходы на объекты и мероприятия олимпийской стройки [5]

Объект млрд.руб. %

Общие расходы 313,888 100,0%

1. Спортивные объекты 78,043 24,9%

Биатлон, лыжные гонки, лыжное двоеборье 5,994 1,9%

Горнолыжный центр "Роза Хутор" 16,469 5,2%

Санно-бобслейный комплекс 8,452 2,7%

Большая ледовая арена для хоккея с шайбой 6,756 2,2%

Малая ледовая арена для хоккея 1,033 0,3%

Ледовый дворец спорта 2,376 0,8%

Крытый конькобежный центр 1,100 0,4%

Центральный стадион 8,922 2,8%

Керлинг 1,487 0,5%

Основная Олимпийская деревня 26,099 8,3%

Горная Олимпийская деревня 3,190 1,0%

Трамплины 1,258 0,4%

Сноуборд 1,233 0,4%

Фристайл 0,429 0,1%

2. Реализация Программы, расходы на подготовку и проведение ХХП зимних Олимпийских игр и Х! Паралимпийских игр 2014 года 38,260 12,2%

| SCIENCE TIME |

продолжение таблицы 1

3. Трасса "Адлер-Красная Поляна" 91,232 29,1%

4. Аэропорт 5,669 1,8%

5. Туристический 58,102 18,5%

6. Энергетика общего назначения 26,266 8,4%

7. Территориальное планирование, проектирование, оценка воздействия на окружающую среду 3,331 1,1%

8. Региональная связь 3,686 1,2%

9. Утилизация отходов 2,183 0,7%

10. Водоснабжение общего назначения 0,326 0,1%

В итоге по подсчетам экспертов Счетной палаты, прямые расходы на подготовку и проведение Олимпийских игр составили почти 325 млрд. руб., в том числе 104 млрд. руб. бюджетных средств. Из этого можно сделать вывод, что доходы организаторов вдвое превысили плановые.

Для сравнения бюджеты всех субъектов России в совокупности составляют 6 триллионов, а тут такая сумма только на Олимпиаду. Причем, учитывая, что львиная доля средств будет выплачена из бюджета (699,3 млрд. или 66%), на каждого россиянина приходится 153$ затрат. Противоположностью по более низким расходам бюджета является Олимпиада в Ванкувере 2010, на которую было потрачено 543 млн. долларов. Эта сумма включает все расходы Ванкувера: от автомобилей до ремонта зданий. При этом, Игры, проходящие в Ванкувере, принесли экономике 600 млн. долларов. Благодаря этому городская экономика выросла на 4 % - это самый лучший показатель по Канаде.

Таким образом, можно отразить средние превышения реальной стоимости рассмотренных нами олимпийских объектов по сравнению с плановой, а также средние масштабы перерасхода (табл.2).

Олимпиада «Сочи 2014» имеет ряд как положительных, так и отрицательных факторов.

Среди плюсов проведения Зимней Олимпиады в Сочи можно выделить следующие:

а) повышение престижа России;

б) повышение спортивного интереса у населения, обеспечение региона спортивными мощностями;

в) развитие инфраструктуры города Сочи, его курортного и туристического потенциала;

| SCIENCE TIME |

г) создание рабочих мест.

Таблица 2

Анализ завышения капитальных затрат на строительство олимпийских объектов для игр Сочи-2014 [5]

Олимпийский объект для игр Сочи-2014 Ответственный за строительство Стоимость объекта

План млн.$ Факт млн.$ Рост

1 Главный стадион Олимпстрой 261,2 778,7 I4 в 2,98

2 Арена для хоккея Олимпстрой 200,2 302,9 ^ в 1,51

3 Фигурное катание и шорт-трек Олимпстрой 99,2 277,7 Is в 2,80

4 Конькобежный спорт ОАО «Центр передачи технологий «Омега» 45,9 197,3 Is в 4,30

5 Прыжки с трамплина ОАО «Красная поляна» 52,5 145,1 Is в 2,76

6 Бобслей, санный спорт, скелетон Олимпстрой 147,1 280,8 * в 1,91

7 Главная Олимпийская деревня ООО «РогСибАл» 1089,4 н/д н/д

8 Трасса «Адлер-Красная Поляна» ОАО «РЖД» 3808,3 9404,4 * в 2,47

Среднее Is в 2,68

Среди недостатков и основных проблем отмечаются:

1. Самой серьезной проблемой является востребованность олимпийских объектов после Олимпиады. Учитывая полумиллионную численность населения Сочи и сезонно-курортное значение региона, высоки риски неокупаемости объектов.

2. Существенная проблема качества строительства, принципиальный риск заключается в том, что основные спортивные сооружения строятся в Имеретинской низменности, т.е. по сути, на болоте, в илистой пойме.

3. Сами Сочи мало что приобретают от ажиотажного олимпийского

| SCIENCE TIME |

строительства, которое идет в основном в треугольнике Адлер - Красная Поляна - Имеретинская низменность.

4. Высокие затраты бюджета, которые сильно отразились на экономике страны.

5. Загрязнение окружающей среды. Так, в конце лета 2010 года Счетная палата представила неутешительный доклад, придя к выводу, что Сочи превращается в гигантскую свалку.

Результаты некоторых социологических исследований показывают, что далеко не все россияне воспринимают Зимнюю Олимпиаду в Сочи, на которые выделялись баснословные средства, как главный проект, соответствующий долгосрочным интересам России. По данным опроса 52% из 1800 опрошенных выбрали из предложенных вариантов долгосрочных проектов строительство миллиона детских садов, 16% - создание "российского Гарварда", 12% -продление аренды базы Черноморского флота в Севастополе. Только 7% выбрали Олимпиаду в Сочи.

Чемпионат мира пройдет на территории России с 14 июня по 15 июля 2018 года в 11 городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Казани, Волгограде, Нижнем Новгороде, Самаре, Саранске, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и Сочи. По словам вице-премьера Правительства РФ Виталия Мутко, ЧМ-2018 — «это серьезный важный проект», который должен быть организован на самом высоком уровне.

Подготовка к ЧМ-2018 сопровождается серией скандалов и рядом уголовных дел. По материалам, которые просачиваются в прессу, можно сделать вывод о том, что коррумпированные чиновники нагло и почти открыто «зарабатывают» на российских стадионах. Так, весной 2015 года СМИ сообщили о «первом экономическом преступлении в России в сфере подготовки к ЧМ-2018». В апреле 2016 года Следственный комитет Российской Федерации возбудил уголовное дело по факту получения взяток высокопоставленными сотрудниками Министерства по управлению госимуществом Свердловской области. По версии следствия, они брали деньги за покровительство при выкупе по завышенной цене частных зданий вокруг Центрального стадиона в Екатеринбурге, который реконструируется под проведение матчей ЧМ-2018. По делу о коррупции был задержан глава Минимущества Свердловской области Алексей Пьянков. В мае стало известно, что на строительстве стадиона к чемпионату на Крестовском острове в Санкт-Петербурге украли бюджетные деньги. Стадион «Зенит-Арена» на Крестовском острове в Петербурге называют уголовным долгостроем, учитывая размер хищений и количество уголовных дел. Его строительство длится уже много лет, в течение которых сроки сдачи переносились, денег не хватало, случилось почти шестикратное увеличение средств, а сам стадион становился героем криминальных новостей,

| SCIENCE TIME |

красноречиво фигурируя в уголовных делах.

Расходы на проведение российского чемпионата мира по футболу окажутся беспрецедентными и почти в полном объеме их финансирование придется взять на себя федеральному бюджету. Попытки Минфина финансировать лишь строительство спортивных объектов грозит России репутационными рисками, так как состояние коммунальной инфраструктуры в большинстве городов, где будут проходить игры, плачевно. А попытка хотя бы часть этих расходов переложить на региональные и городские бюджеты, в свою очередь, окончательно подорвет их платежеспособность, которая и так будет резко ухудшаться в ближайшие годы.

Чемпионат мира по футболу, который состоится в России в 2018 году, ставит перед 11 принимающими его городами сложную финансовую задачу. Потребности регионов уже превышают оценки правительства России вдвое:

- федеральный центр рассчитывает обойтись $20-22 млрд;

- заявки регионов суммарно составляют - $40-43 млрд.

Даже исходя из этих первоначальных цифр, уже можно утверждать, что в абсолютном выражении бюджет проведения Чемпионата мира по футболу в России будет самым большим в истории. Расходы на проведение Чемпионата мира по футболу 2018 отражены в табл.3.

Таблица 3

Совокупные затраты на проведение Чемпионата мира по футболу 2018 года [4]

Город (регион) проведения матчей Чемпионата мира Совокупные расходные потребности, млрд. руб. Расходы на строительство стадионов, млрд. руб. Отношение расходных потребностей к объему расходов консолидированных региональных бюджетов в 2013 г.(%)

Самара (Самарская область) 340,0 11,0 179,6

Калининград (Калининградская область) 200,0 10,0 337,5

Екатеринбург (Свердловская область) 161,0 11,5 71,8

Москва 100,0 40,0 6,0

Нижний Новгород (Нижегородская область) 100,0 11,0 62,2

| SCIENCE TIME |

продолжение таблицы 3

Ростов-на-Дону (Ростовская область) 91,0 10,0 55,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Санкт-Петербург 86,2 30,0 17,8

Саранск(Республика Мордовия) 60,0 8,7 124,9

Казань (Республика Татарстан) 50,0 12,0 20,3

Волгоград (Волгоградская область) 40,0 12,0 38,5

Сочи (Краснодарский край) 30,0 3,0 11,3

Итого 1 258,2 159,2 34,1

Реальные потребности тех и других окажутся больше. Федеральный центр уже пересмотрел в течение года оценку своих расходов с 660 млрд. до 900 млрд. с лишним. Недавно было заявление нижегородский властей о том, что их заявка со 100 млрд. увеличивается до 280 млрд. руб. В нее включены инвестиции в транспортную инфраструктуру, в частности строительство метро и модернизацию железнодорожного вокзала.

Различия в оценках требуемых затрат на проведение чемпионата федеральным центром и регионами связаны с тем, что правительство закладывает в бюджет в основном расходы на строительство спортивных объектов, а регионы под этим предлогом хотели бы провести модернизацию коммунальной инфраструктуры городов, принимающих чемпионат [3]. Это расходы на строительство новых аэропортов, линий метрополитена, модернизацию железнодорожных вокзалов, ремонт дорог. Все эти расходы из бюджетов городов профинансировать невозможно. Справиться самостоятельно смогут только Москвы и Санкт-Петербург. По большому счету, они готовы к проведению чемпионата уже сейчас. У остальных регионов, хотя их оценки потребностей завышены, очень вероятен пересмотр сметы в сторону увеличения. Заявка Самарской области - 350 млрд. руб. - это очень большие деньги. Тот же Екатеринбург готов довольствоваться 100 млрд. руб. Можно отказаться от финансирования расходов, не связанных непосредственно с возведением спортивных объектов. Но тогда это грозит стране репутационными рисками в связи со снижением общего уровня проведения чемпионата из-за низкой готовности коммунальной инфраструктуры.

Очевидно, что потребуется помощь городам из региональных бюджетов.

| SCIENCE TIME |

Из регионов самостоятельно справиться с решением проблем способны только Москва, Санкт-Петербург, Татарстан и Краснодарский край. Исходя из существующих расходных заявок для Калининградской, Самарской областей и Мордовии даже при 70-процентном софинансировании из федерального бюджета финансирование оставшихся расходов может быть затруднительным.

В итоге федеральные затраты на проведение чемпионата могут оказаться близки к тем 80-90% финансирования, которые были напрямую или опосредованно (через госкомпании) выделены на проведение саммита АТЭС во Владивостоке, Универсиады в Казани и Олимпиады в Сочи.

Финансирование большей части затрат из региональных бюджетов способно негативно сказаться на кредитном качестве принимающих территорий. В слабых регионах бюджетные расходы очень неэластичны: до 50% и выше в них составляют расходы на зарплату. Финансирование за счет заимствований окажется затруднительным, так как во многих регионах объем долга превысит законодательно установленный предел в 100% от текущих расходов, особенно с учетом уже существующего долгового бремени.

На сегодняшний день имеется предложение Министерства финансов об уменьшении финансирования Чемпиона мира по футболу 2018.

Отмечается, в частности, что на строительстве стадионов предлагается сэкономить почти 3 млрд. руб. К примеру, финансирование строительства стадиона в Калининграде может сократиться на 830,4 млн. руб. в следующем году.

Согласно федеральному бюджету, общая стоимость ЧМ-2018 составляет 166,8 млрд. руб. в 2013-2018 годах. При этом пик финансирования должен прийтись на 2017 год. Для сравнения необходимо упомянуть о расходах Бразилии на проведение Чемпионата мира 2014, где было израсходовано около десяти миллиардов евро. Это 0,6 процента бразильского ВВП.

Расходы на Чемпионат мира по футболу 2018 года сокращаются уже не первый раз. Ранее они были сокращены более чем на 6 млрд. рублей. Об этом указано в феврале 2016 года в постановлении правительства «О внесении изменений в Программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу». Расходы на реализацию программы сократились с 626 млрд. 925 млн. до 620 млрд. 865 млн. рублей. По сравнению с первоначальной сметой расходы на чемпионат снизились почти на 44 млрд. руб. (табл.4).

Главные статьи расходов - строительство и реконструкция транспортной инфраструктуры: аэропортов и автодорог (333,5 млрд. руб.), спортивных объектов (175,7 млрд.), гостиниц (39,5 млрд.).

До февральского постановления сообщалось, что на подготовку к ЧМ-2018 российским регионам будет выделено 664,7 млн. рублей. Эти деньги

| SCIENCE TIME |

должны были распределить между пятью регионами и потратить строительство объектов инфраструктуры: водоочистных сооружений, насосных станций, сетей дождевой канализации, водопроводов, коллекторов.

Таблица 4

Расходы на Чемпионат мира по футболу 2018 года [4]

20 июня 2013 20 февраля 2016

Федеральный бюджет 336,2 330,6

Региональные бюджеты 101,6 91,1

Компании 226,3 199,1

Всего 664,1 620,86

В июле президент России Владимир Путин поручил Правительству РФ и местным властям ежемесячно докладывать о мерах по устранению отставаний при строительстве объектов для проведения домашнего чемпионата мира по футболу 2018 года.

Проанализировав расходы бюджета страны на различные широкомасштабные социально-культурные мероприятия (на примере Олимпиады «Сочи 2014» и Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018), возникает вопрос «Целесообразно ли проводить данные мероприятия для экономики нашего государства?»

На наш взгляд, проблема эффективности государственного бюджета и бюджетных расходов на социально-культурные мероприятия весьма многогранна, она охватывает широкий круг вопросов научно-теоретического, социально-политического, правового, методического, практического характера.

Данная проблема должна решаться в первую очередь за счет использования новых форм и методов бюджетного планирования и финансирования, разработки методических указаний, правовых норм и механизмов по определению показателей результативности расходования бюджетных средств, а также усиления и ужесточения государственного финансового контроля.

Реализация метода оценки приоритетности проектов социально-культурного развития, позволит улучшить отбор и реализацию отраслевых программ, сконцентрировать выделяемые средства на решение актуальных проблем, приблизить потребности в финансировании программ к реальным возможностям государственного бюджета и реализовать принцип полного финансирования программ в установленные сроки.

Экономический эффект достигается за счет сокращения бюджетных расходов в размере финансовых средств, запрашиваемых на реализацию программы, не получившей статуса эффективной. Это является условием

| SCIENCE TIME |

повышения как результативности бюджетных расходов на данные мероприятия, так и эффективности мер государственной политики в данной сфере.

Вместе с тем хотелось бы особо подчеркнуть, что реальное решение обозначенной проблемы возможно только в условиях повышения роли государственного регулирования и изменения курса социально-экономической политики современного российского государства.

Литература:

1. Федеральный законот 30.10.2007 N 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта».

2. Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 г. N 991 «О Программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта».

3. Постановление Правительства РФ от 20.06.2013 N 518 «О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу».

4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.gks.ru

5. Официальный сайт XXII зимних Олимпийских игр [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://sochi2014.rsport.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.