Н.В. Чих, О.К. Алёхина, К.А. Вискова
Правовое регулирование инвестиционной деятельности в сфере водного транспорта России
The article examines the legal framework, forms and types of investment activity in the field of water transport in Russia , shows the results of the invested large objects of the sea and inland waterway transport and construction vessels of various types , called the largest banks, transport complex of active loans in our country using public-private partnerships .
УДК 34
Н.В. Чих, к.ю.н, доцент, заведующий кафедрой ФБОУВПО «ВГАВТ» А.А. Хохлов, к.т.н., профессор ФБОУ ВПО «ВГАВТ» Н.С. Лобина, студентка ФБОУ ВПО «ВГАВТ» 603600, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОЛИМПИАДЫ В СОЧИ
Ключевые слова: Олимпиада Сочи - 2014, правовые основы, вложения и инвестиции, постолимпийское использование объектов.
В статье показана значимость проводимой Олимпиады для Российской Федерации и всего мира в целом, рассмотрены основные правовые акты, раскрыты источники финансирования строительства Олимпиады Сочи - 2014, поднята проблема постолимпийского использования объектов олимпиады.
Для России Олимпиада Сочи - 2014 стала не только знаковым событием в имиджевом плане, но и привлекла к сотрудничеству массу спонсоров, как отечественных, так и зарубежных. Это не только огромный потенциал для дальнейшего развития, но и невероятная ответственность перед инвесторами.
16 ноября 2007 года Государственной Думой был принят Федеральный закон № 310, регулирующий отношения, возникающие в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи (далее - Олимпийские игры и Паралимпийские игры) и развитием города Сочи как горноклиматического курорта [11].
В этом же законе нашли отражение налоговые льготы для организаций и частных лиц, участвующих в подготовке Олимпиады в Сочи. Документ нацелен на законодательное обеспечение обязательств РФ перед Международным олимпийским комитетом и оптимизацию процесса подготовки и проведения Олимпийских и Паралимпий-ских игр в Сочи [11]. Многочисленные корректировки были внесены в Налоговый кодекс[13]. Так, освобождались от налогообложения доходы в натуральной форме, полученные на территории РФ иностранными гражданами - волонтерами, которым не пришлось получать разрешения на работу, был обеспечен их легальный въезд и пребывание в России. Закреплялась возможность предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма взамен изымаемых в целях размещения олимпийских объектов помещений, предоставленных по такому договору или в общежитиях по аналогии с порядком предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома.
Относительно вложений в олимпиаду, известно, что доля инвестиций партнеров Сочи-2014 составила 75% от общего организационного бюджета. Оргкомитет «Сочи-2014» рассчитывал на поддержу 33 национальных компаний, проведя «самые инновационные» игры в истории. На сегодня список выглядит так. Генеральные партнеры в категории «Телекоммуникации» - компания «Ростелеком» и компания «МегаФон». Общая сумма сделки - $260 млн. плюс инвестиции на сумму более чем $200 млн. в
развитие инфраструктуры города и региона. Генеральный партнер в категории «Нефть» - компания «Роснефть»: общая сумма спонсорского взноса ОАО НК «Роснефть» составила $180 млн. Генеральный партнер в категории «Банки» - Сбербанк России. Ну и, наконец, всемирные партнеры МОК, подписавшие договоры на Олимпийские игры 2014 года в Сочи - компании Coca-Cola, Panasonic и Samsung.
Для организаторов спортивных мероприятий спонсорство - один из главных источников дохода, прямой шаг для спонсоров такое партнерство - мощное средство наращивания своих нематериальных активов
Компании, инвестирующие в игры, стремились окупить свои вложения.
Задача страны - хозяйки Игр - чтобы каждый воспринимал Игры в Сочи как праздник открытых возможностей, как повод для роста, трансформации, самореализации.
Президент Олимпийского комитета России Александр Жуков заявил, что оргкомитет «Сочи 2014» при подготовке к Олимпиаде использовал исключительно спонсорские средства.
«На подготовку Олимпийских игр в Сочи не потрачено ни копейки бюджетных средств. Это произошло за счет привлечения рекордных спонсорских средств - более миллиарда 200 миллионов долларов. Что касается средств на строительство, сейчас были данные проверки Счетной палаты, и с ними могут все ознакомиться. Но в целом экономический эффект не ограничивается тем, что идет стройка, создаются рабочие места. Конечно, он имеет эффект достаточно долговременный, прежде всего, связанный с инфраструктурой Сочи как курорта. Речь идет и о дорогах, об энергетике, об очистных сооружениях, конечно же, о туристической составляющей» [4].
По федеральной целевой программе было выделено и инвестированно в подготовку к Олимпиаде в Сочи 327,2 млрд рублей. 192,4 млрд рублей поступило из федерального бюджета, 7,1 млрд рублей - из бюджетов Краснодарского края и Сочи.
Прогнозный объем финансирования строительства олимпийских объектов и создания в Сочи необходимой инфраструктуры составлял 1,526 триллиона рублей (примерно 51 миллиард долларов). В том числе на госкорпорацию «Олимпстрой» приходилось 174,9 миллиарда рублей, инвесторов - 1,005 триллиона рублей, администрацию Краснодарского края и Сочи - 109 миллиардов рублей, на федеральные органы власти - 237 миллиардов рублей [2].
Согласно Федеральной целевой программе по развитию г. Сочи как горноклиматического курорта, из федерального бюджета в течение 2006-2014 гг. были выделены существенные средства. Основными целями Программы явилось развитие инфраструктуры г. Сочи и создание условий для формирования первого в России горноклиматического курорта мирового уровня, а также обеспечение условия для проведения XXII Зимних Олимпийских игр [6, 7].
Согласно Федеральному закону о государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи целью деятельности ГК «Олимп-строй» является осуществление контрольных, управленческих и иных общественно полезных функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией и организацией эксплуатации объектов, необходимых для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также для развития города Сочи как горноклиматического курорта. Корпорация организует работы и осуществляет иные мероприятия, направленные на строительство олимпийских объектов за счет собственных средств и средств других инвесторов [5].
Отличительными особенностями ГК «Олимпстрой» являлось:
1. существование госкорпорации предусматривалось до момента проведения Зимней Олимпиады 2014,
2. корпорация вправе была осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению установленной законом цели,
3. доходы, полученные Корпорацией от эксплуатации и иного использования олимпийских объектов, размещения временно свободных денежных средств подлежали направлению исключительно на достижение цели,
4. корпорация не должна отвечать по обязательствам РФ, а РФ не отвечала по обязательствам Корпорации, если не примет на себя субсидиарную ответственность.
Корпорация осуществляла мониторинг строительства олимпийских объектов на основе сбора и анализа отчетности о ходе строительства. Сама же Корпорация контролировалась в рамках схемы, присущей для всех государственных корпораций (наблюдательный совет, ревизионная комиссия, отчетность) и которая обладает теми же недостатками недостаточной прозрачности и размытости ответственности [3].
Достоверность годовой бухгалтерской отчетности госкорпорации проверяла аудиторская организация ЗАО «Центр бизнес-консалтинга и аудита».
По состоянию на 1 января 2013 года всего было освоено 1,136 триллиона рублей (74,5% от плана): «Олимпстрой» - 111,7 миллиарда рублей (63,95%), инвесторы - 737 миллиардов рублей (73,4%), администрация Краснодарского края и Сочи - 77,7 миллиарда рублей (71,2%), федеральные органы власти - 209,7 миллиарда рублей (88,5%).
Большая часть расходов пришлась на создание инфраструктуры города: около 6,7 миллиарда долларов пошло на строительство самих олимпийских объектов, все остальное составили расходы на подготовку региона к приему гостей. По словам вице-премьера Дмитрия Козака, на первом месте по расходам стоит транспортная инфраструктура, на которую пришлось две трети затрат.
Основным и специфичным аспектом развития олимпийской инфраструктуры, отражающий инвестиционные вложения и аспект дальнейшей рентабельности, выделяется развития транспортной отрасли. Основными инвесторами сочинской стройки стали государственные ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Газпром», ОАО «Федеральная сетевая компания ЕЭС» и ОАО «Сбербанк России», а также получившие кредиты Внешэкономбанка частные холдинги «Базовый элемент» и «Интеррос» [6].
В соответствии с правительственной программой РЖД являлись ответственным исполнителем по шести объектам: усиление инфраструктуры железнодорожной линии Туапсе - Адлер; строительство грузовых дворов для приема грузов, поступающих для олимпийских объектов; организация железнодорожного сообщения Сочи - Адлер - аэропорт Сочи со строительством новой железнодорожной линии Адлер - аэропорт; реконструкция железнодорожных терминалов Сочи и адаптация их к использованию лицами с ограниченными физическими возможностями; строительство автомобильной и железной дорог Адлер - горно-климатический курорт «Альпика-Сервис»; строительство спального корпуса на 49 номеров негосударственного учреждения здравоохранения «Санаторий «Мыс Видный» в Хостинском районе Сочи [9].
Ориентировочная стоимость объектов, над которыми РЖД работали в рамках подготовки к Олимпиаде-2014 в Сочи, составила 260 миллиардов рублей.
Общая протяженность дорог, созданных РЖД в районе проведения зимних Игр 2014 года, составляет 157 километров.
Наиболее масштабный из проектов - совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» со строительством второго сплошного железнодорожного пути Сочи - Адлер - Веселое. Общая стоимость строительства составила около 240,1 миллиарда рублей [8].
Общая сметная стоимость строительства железнодорожной линии от Адлера до аэропорта города Сочи составляет 9,8 миллиарда рублей.
В рамках проекта создания грузовых дворов в Сочи были открыты два грузовых двора «Россельхозакадемия» и «Сочинский». Стоимость строительства составила 3,7 миллиарда рублей.
К 0лимпиаде-2014 компания РЖД реконструировала пассажирские терминалы железнодорожных станций Дагомыс, Сочи, Мацеста, Хоста. Совокупная стоимость проекта составляла 5,4 миллиарда рублей.
На строительство спального корпуса на 49 VIP номеров «Санаторий «Мыс Видный» в Хостинском районе Сочи было направлено 0,6 миллиарда рублей.
Кроме того, было построено по заказу государственной корпорации «Олимп-строй» жилье на сумму до 18,27 миллиарда рублей.
ОАО «Газпром» реализовал программу «Газпром 2014», которая предусматривала строительство и эксплуатацию спортивных, инфраструктурных и энергетических объектов в Сочи, в частности для проведения соревнований по лыжным гонкам и биатлону, горной олимпийской деревни и горно-туристического центра.
Другим проектом являлась Адлерская ТЭС. Функцию инвестора выполняло 100-процентное дочернее общество ОАО «Газпром» - ООО «Газпром инвестпроект». Для реализации проекта был привлечен кредит Внешэкономбанка. ТЭС общей мощностью 360 МВт позволила покрыть более трети прогнозируемой пиковой нагрузки Сочинского энергорайона во время зимних Игр 2014 года. Стоимость электростанции -23 миллиарда рублей.
Третий проект - газопровод Джубга-Лазаревское-Сочи, повышал надежность энергоснабжения региона, обеспечить газом Адлерскую ТЭС и спортивные объекты. Затраты составили 31,5 миллиарда рублей.
Суммарные инвестиции газового холдинга по этому направлению оцениваются в 180 миллиардов рублей.
Ответственность за обеспечение передачи электроэнергии на сочинские олимпийские объекты возложена на ОАО «Кубаньэнерго», 63% которого принадлежали ОАО «Холдинг МРСК», а также на филиал ФСК ЕЭС - Магистральные электрические сети Юга.
Всего на строительство, реконструкцию и модернизацию электросетей Краснодарского края до 2014 года из разных источников было направлено 52,6 миллиарда рублей.
ФСК ЕЭС для электроснабжения Олимпиады-2014 осуществляло строительство и реконструкцию 33 магистральных электросетевых объектов на территории Сочинского региона на общую сумму около 20,8 миллиарда рублей.
«Кубаньэнерго» являлась ответственным исполнителем строительства и реконструкции 16 объектов, включенных в программу олимпийского строительства. Среди них - пять подстанций 110 кВ, мощность которых составит 340 МВа. Общий объем инвестиций «Кубаньэнерго» составил более 30 миллиардов рублей.
При финансовой поддержке Сбербанка велось строительство комплекса трамплинов и медиадеревни, на базе которого начинал работу курорт «Горки Город». Он объединял в себе спортивные, торговые, культурные и развлекательные объекты, гостиницы, а также широкий спектр коммерческой и жилой недвижимости. Во время Олимпиады был эпицентром спортивной и культурной жизни горного кластера [7].
По информации Сбербанка, инвестиции банка составили 40 миллиардов рублей, в том числе 15 миллиардов рублей было вложено в спортивные объекты [7].
Нефтяная компания «Роснефть» в рамках реализации олимпийской программы ввела в строй свыше 150 автозаправочных комплексов, 63 из которых - в Краснодарском крае. Объем инвестиций - более 13 миллиардов рублей. Сумма платежей «Роснефти» в качестве генерального партнера Олимпиады составила 180 миллионов долларов (около 5 миллиардов рублей).
Холдингом «Интеррос» для строительства горнолыжного курорта в районе поселка «Красная Поляна» (Сочи) создана компания по девелопменту «Роза Хутор». Общий объем инвестиций, по данным компании, составляет 68,6 миллиарда рублей с учетом кредита ВЭБа [1].
Одним из важнейших проектов промышленной группы «Базовый элемент являлось создание на территории курортного комплекса «Сочное» Олимпийской деревни, которая также включала в себя Паралимпийскую. Общая сумма инвестиций в проект - около 23 миллиардов рублей.
Инвестиции компании в модернизацию международного аэропорта «Сочи» составили 9 миллиардов рублей, по завершении проекта они достигли 14,5 миллиарда рублей.
В 2012 году было завершено строительство нового грузового порта «Имеретинский». Инвестиции в строительство порта составили 6 миллиардов рублей. После олимпиады, порт был перепрофилирован в яхтенную марину на 600—700 стояночных мест [12].
Предприятия группы выступали также подрядчиками в проектах создания и реконструкции крупных объектов транспортной инфраструктуры Сочи, т.е. в настоящее время Сочи выступает в качестве обусловленного транспортного комплекса [14].
Колоссальные вложения в инфраструктуру Олимпиады в Сочи были призваны приносить доход, связанный с гостиничным бизнесом, транспортными, курортными услугами, обширной олимпийской символикой, жилищной инфраструктурой и финансовыми продуктами компаний партнеров Олимпиады.
Основной проблемой изучения тематики прошедшей Олимпиады в Сочи-2014 является продуктивное использование олимпийских объектов.
Например, на базе двух олимпийских объектов: тренировочной ледовой арены для хоккея и малой арены для хоккея с шайбой, создается Всероссийский детский спортивно-оздоровительный центр [5].
Международный олимпийский университет в Сочи должен стать ведущим научно-образовательным центром в сфере спорта [12]. В связи с этим подписано распоряжение об учреждении Всероссийского детского спортивно-оздоровительного центра, который будет создан на базе двух олимпийских объектов: тренировочной ледовой арены для хоккея и малой арены для хоккея с шайбой [4].
Средства на финансирование центра уже заложены в федеральном бюджете, в
2014 году - субсидии в размере 260 млн. рублей.
Утверждена программа постолимпийского использования олимпийских объектов. Была создана Межведомственная рабочая группа по вопросам реализации Программы наследия XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи [12].
После Олимпиады Сочи станет крупнейшим тренировочным центром и Минспорт получит в собственность от «Олимпстроя», который планируется ликвидировать с
2015 г., почти все спортивные объекты. Арена для фигурного катания будет перепрофилирована в велотрек, тренировочную ледовую арену для хоккея перевезут в Ставропольский край и отдадут в собственность региону [12].
Расходы Минспорта на содержание объектов подсчитываются. Дороже всего обойдется большая ледовая арена — 300-400 млн руб. в год, а ежегодные затраты Минспорта могут составить 2,5-4 млрд руб. [5].
Центральный стадион на 40 000 мест, где прошли церемонии открытия и закрытия соревнований, «Олимпстрой» будут переданы Краснодарскому краю. На нем будут проводиться не только спортивные мероприятия, например чемпионат мира по футболу в 2018 г., но и «концертно-зрелищные». Диапазон расходов на содержание стадиона на 30000 мест - от 2 млн. до 5 млн. евро. Краснодарский край также останется собственником конькобежного центра, который планируется перепрофилировать в выставочный центр, медиацентра (торгово-развлекательный центр с гостиницей) и медиадеревни (отель на 324 номера и жилой фонд на 4200 квартир) [5].
«УГМК-холдинг» и «Юниверсити плаза» отдадут свои объекты государству бесплатно. В первом случае Минспорт станет собственником малой ледовой арены на
7000 мест, во втором - комплекс зданий Российского международного олимпийского университета отойдет Росимуществу [12].
Список литературы:
[1] Белых А. ВЭБ доплатит за Сочи // «Коммерсантъ». - №236 (4777). - 16.12.2011
[2] Бюджет Олимпиады в Сочи побил рекорд зимних Игр // BBC Russia. - 07.06.2010. Электронный ресурс URL: http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2010/06/100607_sochi_budget_inflates. shtml
[3] Генеральная прокуратура и Контрольное управление представили Президенту результаты проверки госкорпораций // Президент России. - 2009. - 10.11.
Электронный ресурс URL: http://news.kremlin.ru/news/5965, доступ осуществлен 23.09.12.
[4] Интернет-журнал «Р-Спорт» / 23.01.2013 г.
[5] Интернет-источник «Интерфакс».
[6] Интернет-источник «Ведомости».
[7] Сбербанк России - Генеральный партнер Олимпиады - 2014 // Деньги и кредит. - 2. 2013 г.
[8] Строительство совмещенной автомобильной и железной дороги Адлер - горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» // СК-Мост. - 2011. Электронный ресурс URL: http://www.skmost 2014.ru/files/brochure_skmost2014.pdf
[9] Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2008 №877-р (ред. от 27.07.2010) «О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года/ «Собрание законодательства РФ», 21.07.2008, № 29 (ч. II), ст. 3537.
[10] Федеральный закон от 30.10.2007 № 238-ФЗ (ред. от 7.05.2013) «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта»/ «Российская газета», № 4510, 03.11.2007.
[11] Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ (ред. от 02.07.13) «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»/ «Российская газета», №4535, 05.12.2007.
[12] Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 2апреля 2013 года № 124 «Об утверждении Регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет и об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» / «Российская газета», № 6115, 28.06.2013.
[13] Налоговый кодекс РФ часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред.от 02.04.2014) / «Российская газета» интернет-портал, 06.08.1998.
[14] Чернышевская Е.В. «Современное состояние исследований в области интеграционных процессов на транспорте»// Вестник ВГАВТ. Выпуск 32. - Н.Новгород: Изд-во ФБОУ ВПО «ВГАВТ», 2012. - с. 177.
LEGAL BASIS OF FINANCING THE OLYMPICS IN SOCHI
N.V. Chikh, A.A. Khokhlov, N.S. Lobina
Keywords: Sochi Olympics - 2014, the legal basis, expenditures and investments, post-Olympic use of objects.
The article shows the importance of ongoing Olympics for the Russian Federation and the whole world, the basic legal acts, disclosed sources of financing the construction of Sochi Olympics - 2014, raised the issue ofpost-Olympic use of Olympic facilities