УДК 338.2
Ларин Александр Сергеевич
Кубанский государственный аграрный университет Россия. Краснодар
Олимпиада Сочи-2014 как национальный спортивный проект России
В современной России такое значительное мероприятие, как Олимпиада, проводится впервые. Это нужное и значимое событие для всей страны может дать толчок к улучшению экономических показателей и развитию массового спорта в регионе.
Ключевые слова и словосочетания: Олимпиада, спорт, спортивные объекты, регион, строительство.
Столицей XXII зимних Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. выбран город Сочи. Теперь этот город стал новой зимней столицей России, знаменитой своими достижениями в зимних видах спорта. У Сочи есть все необходимое, чтобы предложить миру неповторимые и незабываемые зимние Олимпийские игры - ресурсы, знания и желание. К 2014 г. в Сочи построено 15 универсальных спортивных комплексов. Они располагаются в двух олимпийских деревнях - в горной и прибрежной зонах курорта [8]. На все это потрачено уже около 314 млрд руб. [6] Ни одна страна в мире не выступала с таким масштабным предложением.
Олимпийские объекты (санно-бобслейные, горнолыжные трассы и т.д.) независимо от проведения олимпиады и впоследствии на протяжении десятков лет станут основной базой подготовки российских профессиональных спортсменов, послужат развитию массового спорта среди молодежи всей России. Специалисты в области физической культуры и спорта считают, что ку-рортно-рекреационный комплекс - это один из существенных факторов развития экономики Краснодарского края. Они считают, что олимпиада в Сочи скажется на развитии курорта практически во всех отношениях. Первое и самое главное - приток больших денег, что, скорее всего, означает повышение уровня жизни населения. Инвестиции в размере 8 млрд долл. по первоначальной оценке и прибыль от Игр не должны обойти стороной жителей Краснодарского края [6]. Второе - реклама курорта на всю планету от Австралии до Гваделупы. Сочи сможет претендовать на звание «Мекки мирового туризма», о чем так давно мечтают власти Краснодарского края. Социальный аспект тоже не на последнем месте. Глобальная стройка, а позже поддержание всей созданной инфраструктуры олимпийских объектов потребуют новых рабочих рук - безработица значительно снизится.
153
Положительным можно назвать и тот факт, что подготовка к Играм способствовала развитию малого бизнеса, поскольку значительная часть включенных в олимпийский проект компаний относится к группе индивидуальных предпринимателей. Более того, в этом вопросе Сочи является одним из лидеров страны. Для сравнения: в этом городе доля ИП составляет 36%, в Краснодарском крае - 21,3%, а в целом по России - 18,1% от общего числа компаний-контрагентов. Высокая деловая активность в Сочи подтверждается тем, что здесь сконцентрировано до 30-40% общего числа компаний в Южном федеральном округе. Часть из них непосредственно была подключена к подготовке Олимпийских игр, однако основное число (более 60%) работает в сфере операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставления различных услуг [2]. Впрочем, Игры 2014 года в Сочи привели не только к резкому развитию отельного бизнеса, росту числа рабочих мест и улучшению делового климата. Олимпиада перевела транспортную инфраструктуру региона на качественно другой уровень. И это не просто слова. В декабре 2009 г. был введен в эксплуатацию обход центральной части Сочи, в результате чего была решена давняя проблема города - безальтернативность автомобильных дорог, связанных с магистралью М-27. На новой трассе располагается 15 мостов и 5 тоннелей, общая протяженность которых составляет более 10 км [6].
Не меньшее значение, чем для «транспортного» будущего Сочи, проведение Олимпиады 2014 года имеет и для энергетической инфраструктуры региона. Долгое время в этом отношении Сочи похвастать было нечем, ведь за счет собственных энергомощностей покрывалось только 25% существующих нагрузок. Однако сегодня ситуация стремительно меняется к лучшему. В ходе подготовки к Играм Сочи и в целом юг России получили модернизированную инженерную инфраструктуру (более 690 км инженерных сетей), свыше 550 км высоковольтных линий электропередачи, 5 ТЭС и 18 подстанций общей мощностью более 1208 МВт. Общее увеличение энергетических мощностей составило два с половиной раза [8]. Однако одним только строительством мощных энергоподстанций энергетические бонусы, которые получил Краснодарский край от Олимпиады в Сочи, не ограничиваются. Достаточно упомянуть, что для обеспечения объектов энергетики региона газом проведено строительство морского газопровода Джубга-Лазаревское-Сочи [8].
Особое значение имеет тот факт, что все строительные работы в части энергетики велись с полным соблюдением зеленых стандартов, что предполагает использование экологически чистых строительных материалов, возобновляемых источников энергии, сокращение отходов и загрязнения окружающей среды, а также экологически безопасное использование земли и ландшафта. Что касается финансового обеспечения, то специалисты уверены: проведение Олимпийских игр оказало положительное воздействие на всю экономику региона в целом. В частности, начало подготовки к «снежным» Играм позволило Сочи и всему Краснодарскому краю более мягко пройти финансово-
154
экономический кризис 2008-2009 гг. Так, с 2007 г. в регионе резко возросли доходы от экономической деятельности бюджетов всех уровней.
При оценке совокупного экономического эффекта от Олимпиады существенную роль для понимания играет расчет эффекта катализатора, который теоретически тем значительнее, чем выше степень завершенности олимпийского проекта. Но и по итогам 2008-2012 гг. можно отметить, что отношение капитальных затрат на мероприятия, призванные обеспечить необходимое качество среды проведения Игр, к капитальным затратам на создание олимпийских объектов возросло [5, 6]. Правительство России считает, что такое значимое событие, как Олимпиада в Сочи, позволит увеличить объемы инвестиций в российскую экономику в несколько раз. Впрочем, совокупный экономический эффект от проведения Олимпиады в Сочи не ограничивается одними только инфраструктурными и макроэкономическими бонусами. Подготовка к «снежным» Играм отражается на имиджевых характеристиках Сочи, Краснодарского края и России в целом, что, в свою очередь, увеличивает привлекательность Сочи как для международных и внутренних туристов, так и для развития бизнеса.
По данным Фонда «Общественное мнение» (2010), с проведением Олимпийских игр общественное мнение города Сочи связывает и ряд позитивных ожиданий общего плана: усиление чувства национальной гордости (85% респондентов), развитие и распространение спорта, здорового образа жизни (82%), рост экономики страны и интеграция России в мировое сообщество (по 68%), рост авторитета России в мире (64%). Жители Сочи надеются, что Олимпийские игры будут способствовать ускоренному развитию их города, позитивно скажутся на его экономике (76%), а также позволят превратить Сочи в курорт международного масштаба (74%) [11]. В связи с Олимпиадой революционные изменения произошли и в отношении к инвалидам. Оценивая жизненные ситуации знакомых им инвалидов, абсолютное большинство (81%) участников опроса в Сочи пришли к выводу, что люди с инвалидностью, как правило, нуждаются в посторонней помощи, а каждому четвертому из них такая помощь нужна постоянно. Уже сейчас почти 80% опрошенных в Сочи в той или иной степени проявляют интерес к трансляции Паралимпийских игр, а две трети из них хотели бы посетить эти соревнования лично [11]. Отмечая важность строительства спортивных объектов для экономики края и страны, необходимо отметить значительное удорожание их стоимости. В своем интервью председатель Счетной палаты Сергей Степашин отметил: «Что касается спортивных объектов, были вопросы с трамплином и с центральным стадионом, мы выправили эту ситуацию. Олимпиада дороговата - это да. Но спортивные объекты стоят примерно столько, сколько в Европе. Подорожание же связано с инфраструктурой» [9]. Прежде всего, дополнительные средства потребовались из-за сложностей постройки объектов инфраструктуры -впервые за два с половиной года построено 27 тоннелей в горах. «Это не какие-то дырочки, а туннели высокого класса длиной более 60 км. Это огромные деньги. Столкнулись с оползнями», - цитирует Степашина «Р-Спорт» [9].
155
Например, рекордная по стоимости совмещенная автомобильная и железная дорога, которая должна обеспечить нормальный доступ от Адлера к горнолыжному комплексу в Красной Поляне. Стоимость строительства дороги длиной 48 км составляет 260 млрд руб., она представляет собой уникальное по сложности инженерное сооружение, по сути полностью состоящее из горных тоннелей и мостов. Другая важная инфраструктурная составляющая - строительство автодорог в Сочи, общая смета которых оценивается в 120 млрд руб. [10]. Самым страшным упущением разработчиков стала некачественная проверка грунта в местах закладки объектов. Многим из них угрожают сели и другие движения грунта. В результате этого произошла задержка с открытием трамплина на два года (открытие первоначально планировалось в июле 2011 г.), и сегодняшнему акционеру приходилось переделывать объект и укреплять грунт [7].
Необходимо отметить, что некоторые специалисты считают, что после окончания Олимпийских игр Сочи рискует превратиться в Барселону, получившую в 1992 г. целый спортивный город, жизнь в котором в настоящее время еле теплится. Плюс ко всему вряд ли организаторам удастся выручить достаточно денег от реализации билетов, так как Россия - это не Германия, где даже на обычные этапы Кубка мира по прыжкам с трамплина или биатлону собираются по 40-60 тыс. чел. «Ни один олимпийский объект не стал окупаемым, - приводит ответ Степашина «Р-Спорт». - В Турине все снесено, в Пекине половина снесена. А вторая половина используется не по теме спорта. Мы посчитали, что в Сочи ежегодно на содержание олимпийских объектов будет уходить 60 млрд руб., это дорого. Надо считать и коммерческую составляющую, решать, будет ли это Краснодарский край или федеральный бюджет» [9].
Однако Правительство РФ и президент нашей страны Владимир Путин уже предпринимают шаги по планированию использования олимпийских объектов на долгосрочную перспективу. После Олимпиады Сочи станет крупнейшим тренировочным центром. Арена для фигурного катания будет перепрофилирована в велотрек. Тренировочную ледовую арену для хоккея перевезут в Ставропольский край и отдадут в собственность региону. А главный олимпийский стадион в Сочи перейдет в управление правительству Краснодарского края. На нем позже будут проводиться другие общероссийские и международные спортивные соревнования. Конькобежный центр также отдадут краевым властям, перепрофилировав его в выставочный центр. Вместе с ним краснодарскому правительству отойдет и медиацентр Олимпиады, который превратится с туристический комплекс с гостиницей.
Тестовые соревнования 2012-2013 гг. стали рекордными по числу участников: на них собрались более 3000 спортсменов, около 5000 волонтеров, более 1500 представителей СМИ и около 130 тысяч зрителей [4].
За время проведения мероприятий Оргкомитет «Сочи 2014» успешно протестировал все функции и сервисы на объектах. Прошла проверка билетной программы, благодаря которой общее количество зрителей почти 156
вдвое превысило прогнозы. Наравне с организаторами соревнований на всех тестовых мероприятиях работали волонтеры, собравшиеся из разных регионов страны. Волонтеры, прошедшие испытания на тестовых мероприятиях, теперь полностью готовы к Играм-2014 и смогут поделиться опытом со своими коллегами из 26 волонтерских центров «Сочи 2014» по всей России.
В зимнем сезоне 2012-2013 гг. оргкомитет «Сочи 2014» завершил тестовые мероприятия по всем 15 олимпийским дисциплинам [5]. Также состоялись тестовые мероприятия по четырем из пяти паралимпийских видов спорта: биатлону, лыжным гонкам, горнолыжному спорту и керлингу на колясках. Ближайшим тестовым соревнованием «Сочи 2014» стал Международный турнир «Четырех наций» по следж-хоккею, который прошел 25 августа - 2 сентября 2013 г. В предолимпийском спортивном сезоне город Сочи принял 21 международное соревнование - это рекорд за всю историю зимних Игр [5].
Остается самый главный вопрос: станет ли Сочи кузницей спортивных кадров? По данным переписи населения на 2010 г., в городе-курорте Сочи проживают 420 589 чел. Из них на тысячу жителей приходится 274 ребенка в возрасте от 0 до 15 лет, а именно 115 241 чел., причем, если вычесть детей в возрасте до 5 лет, то остается 91 562 чел., которых в идеале можно назвать потенциальными спортсменами [1]. Но если быть реалистами, то, по самым лучшим оценкам, в нашей стране спортом занимаются 5-10% детей от 5 до 15 лет, это примерно до 10 000 чел. для Сочи. Это несравненно мало для тех объектов, которые построены там. К тому же есть еще одна очень важная составляющая для массового занятия спортом в детском возрасте - это шаговая доступность, а ее в Сочи просто не будет. Площадь этого населенного пункта со всеми районами составляет 176,77 км2, отсюда следует, что до Имеретинской долины со всеми спортивными объектами доберутся гораздо меньше детей, чем в среднем по стране [5].
Сколько же будет у нас чемпионов из Сочи лет через десять?
По данным департамента по физической культуре и спорту Краснодарского края в 2011 г. спортсменами региона было завоёвано 620 медалей во всероссийских и международных соревнованиях, а также 356 человек были включены в основной и резервные составы сборных команд страны. При сохранении таких показателей через десять лет в Сочи из 10 тысяч занимающихся будет 30 спортсменов сборных команд страны и порядка 50 медалей со всех всероссийских и международных соревнований, в год из них в лучшем случае будет один чемпион мира, а олимпийских чемпионов не будет вовсе. Получается с точки зрения спорта все эти затраты ради воспитания одного чемпиона мира по зимним видам спорта, которые вряд ли будут основными в Сочи из-за климатических условий. Сочи не станет кузницей спортивных кадров в ближайшие 10 лет, особенно для зимних видов спорта. А вот сам город улучшится: появятся новые дороги, гостиницы, выставочные комплексы, новые коммерческие помещения, огромные спор-
157
тивные сооружения. Это все хорошо, но в большей степени для туристов, чем для массового зимнего спорта.
1. Всероссийская перепись населения 2010 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/-croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения 18.01.2013).
2. Пахомов А.Н. О достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2012 г. и их планируемых значениях на 3-летний период [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sochiadm.ru/economy_sochi (дата обращения 28.01.2013).
3. Министерство физической культуры и спорта Краснодарского края [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kubansport.ru/-department/statistics/130 (дата обращения 15.03.2013).
4. Министерство физической культуры и спорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru (дата обращения 11.04.2013).
5. Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sochi2014.com (дата обращения 19.01.2013).
6. Отчет Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта за 2010 г. / ГК «Олимпстрой». - 2011. -26 мая [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sc-os.ru/ru/about/financial/index.php? id_101=1860&from3_101=2 (дата обращения 22.02.2013).
7. Отчет Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта за 2011 г. / ГК «Олимпстрой». - 2012. - 10 сентября [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sc-os.ru/ru/about/financial-/index.php? id_101=24684 (дата обращения 05.03.2013).
8. Программа строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта: постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 991.
9. Спортивное агентство «Р-Спорт» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rsport.ru/ (дата обращения 28.01.2013).
10. Строительство совмещенной автомобильной и железной дороги Адлер - горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» / СК-Мост, 2011 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.skmost2014.ru-/й^/ brochure_skmost2014.pdf (дата обращения 22.01.2013).
11. Официальный сайт фонда «Общественное мнение» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fom.ru/ (дата обращения 18.02.2013).
158