Научная статья на тему 'РАСХОДЫ БЮДЖЕТА'

РАСХОДЫ БЮДЖЕТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
978
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / ПАНДЕМИЯ / БЮДЖЕТНАЯ СТАТИСТИКА / СТАТЬИ РАСХОДОВ / КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зиновьева А.В.

Одной из главных составляющих федерального бюджета являются расходы. В статье рассмотрены различные подходы к определению расходов бюджета и их классификация. Проведено аналитическое сравнение расходов бюджета Российской Федерации по различным статьям за последние три года: (2018 - 2020 годы) и выявлены факторы, повлиявшие на увеличение или уменьшение различных статей расходов. Также представлена планируемая характеристика расходов на ближайшие 2022 - 2024 годы в Российском бюджете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDGET EXPENDITURE

One of the main components of the federal budget is expenditure. The article discusses different approaches to defining and classifying budget expenditures. An analytical comparison of the expenditures of the budget of the Russian Federation for the last three years has been carried out: (2018 - 2020) and the factors contributing to the increase or decrease of different types of expenditures have been identified. Also presented is a planned description of expenditures for the coming 2022-2024 years in the Russian budged.

Текст научной работы на тему «РАСХОДЫ БЮДЖЕТА»

3. Патров, В.В. Учет материально-производственных запасов / В.В. Патров // Бухгалтерский учет. - 2020. -№18. - С. 42-44.

4. Сметанко А. В. Учетно-аналитическое обеспечение процесса управления материально-производственными запасами / А. В. Сметанко, Е. В. Глушко, В. Н. Юферева// Молодой ученый. - 2019. -№ 9 (143). - С. 447-451.

5. Дариуш М.А. Особенности внутреннего контроля материально-производственных запасов [Электронный ресурс] / М.А. Дариуш, В.А. Грекова / Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/81859. (дата обращения: 15.01.2022г.).

© Жильцова К.Е., 2022

УДК 351.72

Зиновьева А.В.

магистрант,

кафедра финансов и финансовых институтов, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

РАСХОДЫ БЮДЖЕТА Аннотация

Одной из главных составляющих федерального бюджета являются расходы. В статье рассмотрены различные подходы к определению расходов бюджета и их классификация. Проведено аналитическое сравнение расходов бюджета Российской Федерации по различным статьям за последние три года: (2018 -2020 годы) и выявлены факторы, повлиявшие на увеличение или уменьшение различных статей расходов. Также представлена планируемая характеристика расходов на ближайшие 2022 - 2024 годы в Российском бюджете.

Ключевые слова

Бюджет, расходы бюджета, пандемия, бюджетная статистика, статьи расходов, классификация расходов.

Zinoveva A. V.

Master's Degree Student, Department of Finance and Financial Institutions,

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

BUDGET EXPENDITURE Annotation

One of the main components of the federal budget is expenditure. The article discusses different approaches to defining and classifying budget expenditures. An analytical comparison of the expenditures of the budget of the Russian Federation for the last three years has been carried out: (2018 - 2020) and the factors contributing to the increase or decrease of different types of expenditures have been identified. Also presented is a planned description of expenditures for the coming 2022-2024 years in the Russian budged.

Keywords

budget, budget expenditure, pandemic, budget statistics, expenditure items, cost classification.

В нашей стране, как и в любой другой, государственный бюджет является ведущей составляющей всей финансовой системы. Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления^ 1 ]

Он объединяет расходы и доходы государства. Именно распределение доходов по различным направлениям расходов определяет деятельность государства. В соответствии с Бюджетным кодексом России любой бюджет, входящий в бюджетную систему РФ, не может быть несбалансированным.^] Сбалансированность бюджета, как состояние равновесия или балансирования бюджетных расходов и источников их финансирования, представляется несущей конструкцией бюджета, обеспечивающей его устойчивость и финансовую независимость. Это достигается посредством согласованности двух противоположных сторон бюджета, выражающейся, как в количественном соответствии, так и в качественном обеспечении всех экономических пропорций и связей бюджета.[2] Рассмотрим бюджетную статистику России за последние три года в цифрах.

Рисунок 1 - Актуальная бюджетная статистика за 2018-2020 годы. млрд. руб.*

*Источник: [3]

Управлять расходами всегда было важной задачей, так как финансирование различных отраслей экономики часто является недостаточным. Состав расходов федерального бюджета запланирован, а значит на основе этого можно понять, каким более важным направлениям государство отдает предпочтение в ближайшие несколько лет. Множество внешних и внутренних факторов влияет и на структуру и на величину расходов.

Рассмотрим несколько определений понятия «Расходы бюджета».

Итак, согласно бюджетному кодексу РФ, расходами бюджета признаются выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета.[1]

Узаконенного определения придерживаются Н. В. Миляков: Расходы бюджета - это затраты, формирующиеся в связи с выполнением государством и органами местного самоуправления своих

конституционных и уставных функций.[4]

А также авторы финансового словаря «Финам»: Расходы - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение государственного управления, на международную деятельность, на национальную оборону, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, промышленность энергетику и строительство, сельское хозяйство и рыболовство, социальные и культурные мероприятия.

И схожее определение в большом юридическом словаре: Расходы - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Отличием в этих определениях является только то, что перечисленные авторы выделяют также назначение расходов бюджета, а именно обеспечение финансирования задач и функция органов публичной власти.

В финансово-кредитном энциклопедическом словаре расходы бюджета определили, как денежные отношения, возникающие у субъектов публичной власти с юридическими и физическими лицами, между субъектами власти в связи с распределением и использованием бюджетных фондов федерального, регионального и муниципального уровней по функциональному, отраслевому и целевому назначению.

Авторы большого бухгалтерского словаря называют расходы статьями расходной части бюджета, состав и структура которых определяются исходя из конкретных социально-экономических условий и задач экономической политики.

Расходы бюджета в зависимости от экономического содержания делятся на:

Текущие расходы - расходы на содержание государственного аппарата, правоохранительных органов, на поддержание обороноспособности страны, образования и медицины, дотации, субсидии и субвенции другим бюджетам или отдельным отраслям экономики, выплаты по государственным долгам;

Капитальные расходы - это вклад в будущее: строительство новых предприятий, увеличение собственности государства, мероприятия по охране окружающей среды, инвестиции в проекты, связанные с инновациями в самых разных сферах экономики.

Рассмотрим классификацию расходов бюджета[1]:

1. Код классификации расходов бюджетов состоит из:

1) кода главного распорядителя бюджетных средств;

2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;

2. Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

3. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:

1) общегосударственные вопросы;

2) национальная оборона;

3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

4) национальная экономика;

5) жилищно-коммунальное хозяйство;

6) охрана окружающей среды;

7) образование;

8) культура, кинематография;

9) здравоохранение;

10) социальная политика;

11) физическая культура и спорт;

12) средства массовой информации;

13) обслуживание государственного (муниципального) долга;

14) межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

Проанализируем расходы федерального бюджета за последние три года:

8000

Расходы бюджета, млрд.руб.

7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

II ,1 . ■_

1 ■■I I__1

II III Iii Iii Iii Hl......

/ <Ь<?

.А*

У

1-л •

Jf>

* ч/ / rii8

„ / ✓

>- . о ^

JT л«

/ ж

¿г

ж

° у

А

/

У

/

12018 год ■ 2019 год ■ 2020 год

Рисунок 2 - Расходы федерального бюджета за 2018-2020 годы. млрд. руб.* *Источник [3]

Как видно из рисунка 2, расходы в сфере социальной политики выросли больше всего. И, если в 2019 году они увеличились всего на 6,57% по сравнению с прошлым 2018 годом, то в 2020 году увеличение составило 43,16% по сравнению с 2019 годом. Раздел "социальная политика" включает расходы на пенсии, соцобеспечение, а также охрану семьи и детства. Перед государством стояла задача поддержания населения в условиях пандемии. Коронакризис и связанная с ним глобальная инфляция серьезно ударили по россиянам. Особенно пострадали самые незащищенные слои населения, которые вынуждены тратить на еду значительную часть дохода. Для поддержки граждан в сложной экономической ситуации российское правительство осуществило ряд единовременных выплат. В 2020 году социальная политика была ориентирована на смягчение потерь населения от пандемии.

Так же пандемия повлияла и на увеличение расходов в сфере здравоохранения. В 2019 году расходы увеличились на 32,7%, а в 2020 году уже на 87,2%.

Остальные статьи расходов бюджета увеличивались незначительно. Расходы на национальную оборону увеличились в 2019 на 6%, а в 2020 на 6,2 %. Расходы на национальную экономику в 2019 году увеличились на 17,7 %, в 2020 году 12,1%. Расходы на общегосударственные вопросы увеличились на 8,4% в 2019 году и на 10,6% в 2020 году. Расходы на образование на 14,4% в 2019 году и на 15,7% в 2020 году.

Таким образом, социальные процессы отражаются на состоянии бюджета, его доходах и расходах. Из

бюджетных средств государство финансирует национальные проекты, народное хозяйство, производственную и непроизводственную сферу и в целом развитие экономики. Иными словами, возвращает полученные средства обратно в социальную сферу, но уже структурированно и сбалансированно через бюджетную политику, проводимую государством, которая является составляющей финансовой политики.

Бюджет России по итогам 2021 года исполнен с профицитом 0,4% ВВП. Об этом 14 января 2022 года журналистам рассказал министр финансов Антон Силуанов.[5] При доходах в 25,3 трлн руб. расходы 2021 года составили 24,8 трлн руб., сообщили в Минфине. Федеральный бюджет 2021 года закрыт с профицитом в 515 млрд руб. Такой результат на фоне продолжающейся пандемии COVID-19 выглядит заметно лучше прошлогоднего дефицита в 3,8% ВВП или 4,1 трлн руб. Сбалансировать бюджет помог рост нефтяных цен и восстановление деловой активности. Годовой план по доходам был выполнен уже за десять месяцев 2021 года.

Правительство на заседании 21 сентября утвердило проект федерального бюджета на 2022 г. и на плановый период 2023-2024 гг.[5] Характеристики законопроекта сформированы на основе базового варианта прогноза, представленного Минэкономразвития. Согласно прогнозу министерства, ВВП России в 2022-2024 гг. будет расти на 3% в год, инфляция составит 4%. Основными предпосылками прогноза являются следующие внешнеэкономические условия: снижение влияния на экономическую активность распространения СОУГО-19 в результате массовой вакцинации, активный восстановительный рост мирового ВВП (6% в 2021 г. и 4,6% в 2022 г.), сохранение на протяжении всего прогнозного периода ограничительных мер, принятых иностранными государствами в отношении России, следует из пояснительной записки. По мере восстановления экономики предусмотрена постепенная нормализация бюджетной политики за счет постепенного прекращения мер поддержки, принятых на период пандемии. Начиная с 2022 г. планируется выйти на обычные параметры бюджетного правила[5]. В связи с этим расходы федерального бюджета составят 17,7% ВВП по сравнению с 19,3% ВВП в 2021 г.

Наибольший объем расходов в федеральном бюджете на 2022 г. запланирован в разделе «социальная политика» - 5,8 трлн руб., «национальная оборона» - 3,5 трлн руб. и «национальная экономика» - 3,4 трлн. На национальную безопасность и правоохранительную деятельность будет выделено 2,8 трлн руб., на общегосударственные вопросы - 1,9 трлн руб., на обслуживание государственного долга - 1,4 трлн руб., на здравоохранение и образование - по 1,2 трлн руб. Расходы на реализацию национальных проектов, согласно пояснительной записке, вырастут с 2,7 трлн руб. в 2022 г. до 3 трлн руб. в 2024 г. По объемам запланированных средств на 2022 г. лидируют следующие национальные проекты: «Демография» - 751,5 млрд руб., «Безопасные качественные дороги» - 331,7 млрд руб., «Здравоохранение» - 254,4 млрд руб., «Цифровая экономика» - 210,7 млрд руб., «Жилье и городская среда» - 183,8 млрд руб.

Несмотря на вызовы, обусловленные последствиями глобальной пандемии, достижение национальных целей развития страны остается ключевой задачей бюджетной политики, на решение которой, в том числе, направлено изменение структуры и повышение результативности расходов.

Правительством сформирован проект Единого плана по достижению национальных целей развития (на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года), определяющий перечень мероприятий (как входящих в национальные проекты, так и вне национальных проектов), реализация которых способствует достижению национальных целей. При этом одними из ключевых инструментов достижения национальных целей являются национальные проекты, меры по реализации Послания Президента и новые инициативы социально-экономического развития Правительства.[6]

Список использованной литературы:

1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // СПС «Консультант Плюс».

2. Камашева Т. Ю. Управление ликвидностью единого счета бюджета субъекта Российской Федерации, как

метод обеспечения его сбалансированности / Т. Ю. Камашева, Т. В. Файберг // Baikal Research Journal. -2016. - Т. 7, № 6.

3. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации. - Электронный бюджет. - URL: http ://budget.gov.ru/epbs/face s/p/Бюджет

4. Миляков Н.В. Финансы / Учебник. - 2е изд. - М.: ИНФРАМ, 2020. - 543 с.

5. Новости экономики РФ. - URL: https://ria.ru

6. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (утв. Минфином России) // СПС «Консультант Плюс».

© Зиновьева А.В., 2022

УДК: 334.024

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кшичковская Д.И.

Студентка ДВФУ Г. Владивосток, РФ

СВЯЗЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ И ЭКОНОМИКИ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Аннотация

В статье содержится информация о развитии международной торговле и проблемах, которые сопутствовали этому процессу. Представлены трудности, с которыми сталкивались развивающиеся страны, когда на рынок выходили развитые индустриальные страны.

Ключевые слова

Торговля, автоматизация, договор, сотрудничество, развивающиеся страны.

На протяжении истории развития человечества так или иначе развивалась торговля. Это явление на сегодняшний день считается составным компонентом экономики большинства стран, однако так было не всегда. До XIX в. международная торговля не была распространена, но после - стремительно развивалась и в ней стали участвовать все больше и больше стран. Значительную роль в этом процессе сыграли правительства стран, которые создавали правила и формировали институты, регулирующие торговлю. В современных экономических моделях, описывающих механизм работы международной торговли, полагается, что она приносит выгоду всем странам-участницам. Но удалось ли в XIX властям создать такую систему международной торговли, при которой все страны-участницы получали от нее выгоду? Мы полагаем, что нет, так как правительства более развитых стран в угоду себе формировали такие правила, при которых обмен становился выгодным только им, а другая сторона терпела убытки и разорения.

Например, в XIX в. существовала значительная разница в научно-техническом прогрессе стран Европы и США по сравнению с Индией, Китаем и африканскими странами. В наиболее развитых экономиках уже внедрялась механизация некоторых этапов производства, было общественное разделение труда, что делало готовый продукт дешевле и качественнее, чем у конкурентов из более отсталых стран. При существовании международной торговли происходит активный обмен продукцией и для потребителей, чья отечественная промышленность отстает от передовых держав, выгоднее приобретать товары из-за рубежа. Так, Ха-Джун Чанг в тексте «Как мы здесь оказались. Краткая история капитализма» описывает, какие колоссальные убытки понесли производители текстиля в Индии, когда правительство Великобритании создало такие условия, при которых Индия не могла экспортировать в Великобританию ситец, а защитить своих производителей, когда в Великобритании автоматизировали производство и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.