Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ COVID-19-ОГРАНИЧЕНИЙ НА БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВУЮ ПОЛИТИКУ РФ'

ВЛИЯНИЕ COVID-19-ОГРАНИЧЕНИЙ НА БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВУЮ ПОЛИТИКУ РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
297
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / ОГРАНИЧЕНИЯ / ПОДДЕРЖКА / БЮДЖЕТ / НАЛОГИ / COVID-19 / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / ФИНАНСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Койнова Кристина Андреевна, Гордиенко Михаил Сергеевич

Глобальное распространение вирусной инфекции COVID-19 затронуло все сферы жизнедеятельности человека: экономическую, политическую, социальную, коммуникационную, культурную, в целом значительно изменило жизнь общества. Всё это отразилось на главном финансовом плане страны - её бюджете. В частности, из-за роста расходов на ликвидацию пандемии дефицит бюджета значительно увеличился. Общая структура бюджета по сравнению с предыдущим плановым бюджетом и плановым периодом три года существенно изменилась, возникла необходимость в коррекции намеченных планов относительно бюджетной политики с учетом сокращения бюджетных ресурсов. Исполнительные органы власти стараются в новых условиях сочетать урегулирование последствий кризиса, используя бюджетные механизмы, и финансирование структурных изменений в экономике. Актуальность данной темы обусловлена резким сокращением бюджетных доходов и увеличением расходов по сравнению с 2019 г. Такое увеличение продиктовано необходимостью повышения финансирования расходов на здравоохранение для борьбы с пандемией, поддержку регионов, на социальную политику и национальную экономику. Целью настоящего исследования является изучение теоретических и практических аспектов влияния COVID-19-ограничений на бюджетную политику РФ в период 2020-2021 гг. В рамках исследования были: представлена структура и динамика расходов государства; проведен обзор отзывов и мнений об эффективности мер вынужденной поддержки бизнеса; проведен анализ расходов государства, направленных на поддержку различных отраслей и населения; представлена оценка эффективности проведения бюджетной политики в условиях COVID-19-ограничений и их влияние на бюджетную систему РФ. Объектом исследования является влияние COVID-19-ограничений на бюджетно-налоговую политику РФ, предметом - особенности финансовых отношений, возникающие по причине введения COVID-19-ограничений, влияющие на бюджетную систему РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF COVID-19 RESTRICTIONS ON FISCAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The global spread of the COVID-19 virus infection has affected all spheres of human life: economic, political, social, communicational, cultural, and in general has significantly changed the life of society. All this affected the main financial plan of the country - its budget. In particular, due to the growth of pandemic spending, the budget deficit has increased significantly. The overall structure of the budget in comparison with the previous planning budget and the planning period of three years has changed significantly, there was a need to adjust the planned plans regarding the budgetary policy, taking into account the reduction of budgetary resources. In the new conditions the executive authorities are trying to combine the settlement of the consequences of the crisis, using budget mechanisms, and financing of structural changes in the economy. The relevance of this topic is due to a sharp reduction in budget revenues and an increase in expenditures compared to 2019. This increase is dictated by the need to increase funding for health care costs to combat the pandemic, regional support, social policy, and the national economy. The purpose of this study is to examine the theoretical and practical aspects of the impact of COVID-19-restrictions on the budgetary policy of the Russian Federation in the period 2020-2021. The research included: presenting the structure and dynamics of government spending; reviewing feedback and opinions on the effectiveness of forced business support measures; analyzing government spending aimed at supporting various industries and population; assessing the effectiveness of budget policy under COVID-19 constraints and their impact on the budgetary system of the Russian Federation. The object of the study is the influence of COVID-19-restrictions on the fiscal policy of the Russian Federation; the subject is the specific features of financial relations arising from the introduction of COVID-19-restrictions, affecting the budget system of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ COVID-19-ОГРАНИЧЕНИЙ НА БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВУЮ ПОЛИТИКУ РФ»

DOI: 10.6060/ivecofin.2022511.581

УДК: 336

ВЛИЯНИЕ COVID-19-ОГРАНИЧЕНИЙ НА БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВУЮ ПОЛИТИКУ РФ

К.А. Койнова, М.С. Гордиенко

Кристина Андреевна Койнова*, Михаил Сергеевич Гордиенко (ORCID 0000-0001-9980-9771) Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Стремянный пер., 36, Москва, 117997, Россия

E-mail: kristinak5671@mail.ru*, gordienkomikhail@yandex.ru

Глобальное распространение вирусной инфекции COVID-19 затронуло все сферы жизнедеятельности человека: экономическую, политическую, социальную, коммуникационную, культурную, в целом значительно изменило жизнь общества. Всё это отразилось на главном финансовом плане страны - её бюджете. В частности, из-за роста расходов на ликвидацию пандемии дефицит бюджета значительно увеличился. Общая структура бюджета по сравнению с предыдущим плановым бюджетом и плановым периодом три года существенно изменилась, возникла необходимость в коррекции намеченных планов относительно бюджетной политики с учетом сокращения бюджетных ресурсов. Исполнительные органы власти стараются в новых условиях сочетать урегулирование последствий кризиса, используя бюджетные механизмы, и финансирование структурных изменений в экономике.

Актуальность данной темы обусловлена резким сокращением бюджетных доходов и увеличением расходов по сравнению с 2019 г. Такое увеличение продиктовано необходимостью повышения финансирования расходов на здравоохранение для борьбы с пандемией, поддержку регионов, на социальную политику и национальную экономику. Целью настоящего исследования является изучение теоретических и практических аспектов влияния COVID-19-ограничений на бюджетную политику РФ в период 2020-2021 гг.

В рамках исследования были: представлена структура и динамика расходов государства; проведен обзор отзывов и мнений об эффективности мер вынужденной поддержки бизнеса; проведен анализ расходов государства, направленных на поддержку различных отраслей и населения; представлена оценка эффективности проведения бюджетной политики в условиях COVID-19-ограничений и их влияние на бюджетную систему РФ.

Объектом исследования является влияние COVID-19-ограничений на бюджетно-налоговую политику РФ, предметом - особенности финансовых отношений, возникающие по причине введения COVID-19-ограничений, влияющие на бюджетную систему РФ.

Ключевые слова: бюджетная система, налоговая система, ограничения, поддержка, бюджет, налоги, COVID-19, доходы, расходы, финансы.

IMPACT OF COVID-19 RESTRICTIONS ON FISCAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION

K.A. Koinova, M.S. Gordienko

Kristina A. Koinova*, Mikhail S. Gordienko (ORCID 0000-0001-9980-9771)

Russian Economic University named after G.V. Plekhanov, Stremyanny lane, 36, Moscow, 117997, Russia E-mail: kristinak5671@mail.ru*, gordienkomikhail@yandex.ru

The global spread of the COVID-19 virus infection has affected all spheres of human life: economic, political, social, communicational, cultural, and in general has significantly changed the life of society. All this affected the main financial plan of the country - its budget. In particular, due to the growth ofpandemic spending, the budget deficit has increased significantly. The overall structure of the budget in comparison with the previous planning budget and the planning period of three years has changed significantly, there was a need to adjust the planned plans regarding the budgetary policy, taking into account the reduction of budgetary resources. In the new conditions the executive authorities are trying to combine the settlement of the consequences of the crisis, using budget mechanisms, andfinancing of structural changes in the economy.

The relevance of this topic is due to a sharp reduction in budget revenues and an increase in expenditures compared to 2019. This increase is dictated by the need to increase funding for health care costs to combat the pandemic, regional support, social policy, and the national economy. The purpose of this study is to examine the theoretical and practical aspects of the impact of COVID-19-restrictions on the budgetary policy of the Russian Federation in the period 2020-2021.

The research included: presenting the structure and dynamics of government spending; reviewing feedback and opinions on the effectiveness of forced business support measures; analyzing government spending aimed at supporting various industries and population; assessing the effectiveness of budget policy under COVID-19 constraints and their impact on the budgetary system of the Russian Federation.

The object of the study is the influence of COVID-19-restrictions on the fiscal policy of the Russian Federation; the subject is the specific features of financial relations arising from the introduction of COVID-19-restrictions, affecting the budget system of the Russian Federation.

Keywords: budget system, tax system, restrictions, support, budget, taxes, COVID-19, income, expenses, finance.

Для цитирования:

Койнова К.А., Гордиенко М.С. Влияние COVID-19-ограничений на бюджетно-налоговую политику РФ. Известия высших учебных заведений. Серия «Экономика, финансы и управление производством» [Ивэкофин]. 2022. № 01(51). С.17-25. DOI: 10.6060/ivecofin.2022511.581 For citation:

Koinova K.A., Gordienko M.S. Impact of Covid-19 restrictions on fiscal policy of the Russian Federation. Ivecofm. 2022. № 01(51). С.17-25. DOI: 10.6060/ivecofin.2022511.581 (in Russian)

ВВЕДЕНИЕ

Ситуация с распространением коронави-русной инфекции СОУГО-19 сохраняет свою актуальность второй год подряд. Число заболевших людей в разных странах то уменьшается, то стремительно растет. Такие принимаемые меры, как закрытие границ государств и объявление lockdown привели к приостановке экономической жизни, а также к экстренной необходимости выделения средств на медицинское обеспечение, бизнесу и гражданам. В таких условиях бюджетное планирование испытывает колоссальное давление и подвержено серьезным корректировкам, направленным на изыскание финансовых резервов.

АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

При сравнении мер социальной поддержки, осуществляемых путем выплат согласно принятым антикризисным мерам в России, с мерами в зарубежных странах, можно сделать вывод, что они аналогичны. К ним относятся:

- ежемесячные и единовременные новые социальные выплаты;

- увеличение размеров существующих социальных выплат;

- изменение условий или порядка назначения мер, чтобы упростить доступ к получению помощи или расширить круг лиц, её получающих [9, с. 32].

В соответствии с Планом преодоления экономических последствий новой коронавирус-ной инфекции в России были приняты следующие меры поддержки:

1. Для малого и среднего бизнеса:

- увеличилась доступность кредитования. Например, была расширена программа льготного кредитования под 8,5%. Для пострадавших отраслей (МСП, ИП) и социально ориентированных НКО происходило списание налогов и страховых взносов за II квартал 2020 г. Также были упрощены требования к заёмщику-микропредприятию, работающему в сфере торговли, - не учитывались задолженности по налогам, сборам, заработной плате. Была предоставлена возможность рефинансирования кредитов на оборотные и инвестиционные идеи по сниженной предельной ставке в 7,75%;

- запущен новый инвестиционный цикл и несколько улучшен деловой климат путем предоставления ипотеки под 6,5 %, восстановления и развития отдельных отраслей (отсрочка оплаты налоговых платежей и страховых взносов (по заявительному принципу), а также была предоставлена пролонгация и отсрочка выплат по кредитам аграриев) [2].

2. Для физических лиц (поддержка доходов населения):

- ежемесячные выплаты нуждающимся семьям на детей от 3 до 7 лет в размере половины прожиточного минимума, установленного в регионе;

- выплаты медикам, заболевшим СОУГО-19;

- страховые выплаты сотрудникам социальных учреждений в связи с выявлением СОУГО-19;

- федеральная доплата для медицинских и социальных работников;

- федеральная доплата для медицинского персонала - специальная социальная выплата;

- распоряжение материнским капиталом онлайн.

3. Создание гарантийного фонда для реструктуризации кредитных компаний. Предоставление торговым центрам отсрочки по уплате налогов кроме НДС и страховых взносов на 6 месяцев для поддержки арендаторов-субъектов МСП.

4. Повышение устойчивости экономики к внешним шокам:

- обеспечение бесплатными лекарствами;

- поддержка медицинских лабораторий;

- обеспечение работы мобильных медицинских бригад [1], [15].

Реструктуризация сроков уплаты обязательных платежей и расширение доступа к программам льготного финансирования, позволила избежать массовых проблем с платежной дисциплиной и занятостью.

Данные меры стали существенной поддержкой в трудные времена, особенно когда была объявлена нерабочая неделя с 28 марта 2020 г., когда закрывались торговые центры, рестораны и прочие места скопления людей. С точки зрения эффективности мер, касающихся физических лиц, для экономики страны, только продление действия программы по материнскому капиталу за первого ребенка до 31.12.2026 г. и его увеличение со 150 000 руб. до 616 617 руб. оживил рынок недвижимости в регионах. Для юридических лиц

■ Обязательное пенсионное страхование Поддержка семей с детьми

■ Дотации

■ Выплаты медицинским работникам Пособия по безработице

■ Поддержка МСП

■ Поддержка промышленности

■ Субсидии авиакомпаниям и аэропортам

Рисунок 1. Расходы на борьбу с экономическим кризисом и COVID-19, млрд руб. Figure 1. Expenditures on the economic crisis and COVID-19, bln rub.

Источник: составлено автором Source: compiled by the author

поддержка была оказана существенная, но наряду с этим по данным ФНС закрылось 795240 ИП и юридических лиц за период с март по октябрь. Наиболее пострадавшими отраслями признаны: транспортная деятельность, культура, организация досуга и развлечений, физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт, туристический и гостиничный бизнес, общественное питание и др. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» субъекты малого и среднего предпринимательства указанных отраслей получили право на отсрочку по кредитным обязательствам.

Согласно оперативному докладу Счетной палаты «Об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов» от 2021 г. в 2020 г. расходы бюджета возросли на 4,6 трлн руб. по сравнению с предыдущим годом.

Из Резервного фонда было потрачено 2 855,6 млрд руб. на финансирование мероприятий, направленных на предотвращение экономического спада, на развитие отраслей экономики и на профилактику и устранение последствий от СОУГО-19 (рис. 1).

Таким образом, на меры поддержки и борьбу с кризисом была потрачена значительная часть средств из Резервного фонда. При этом перераспределение бюджетных ассигнований в связи с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции составило 12 173,0 млн. руб. В основном перераспределение бюджетных ассигнований внутри главных распорядителей осуществлено за счет экономии по результатам конкурсных процедур, внесения изменений в план-график закупок, уточнения потребности в средствах субсидий, уточнения численности получателей компенсации расходов, отмены командировок, отмены и переноса сроков мероприятий.

Наибольшие объемы перераспределения бюджетных ассигнований внутри главных распорядителей на мероприятия по профилактике и устранению последствий распространения коро-навирусной инфекции осуществлены по Мин-промторгу России, ФНС России и ФСИН России.

Так, по Минпромторгу России перераспределение бюджетных ассигнований составило 8 825,4 млн рублей. Из них, за счет экономии, обусловленной уточнением прогнозной потребности в средствах субсидии на основании данных, представленных организациями-производителями, перераспределение на мероприятия по профилактике и устранению последствий распространения коронавирусной инфекции составило 4 728,3 млн рублей, экономии в связи с возросшими сроками подготовки проектно-сметной документации по объекту капитального строительства ФГУП «Московский эндокринный завод» (начать строительно-монтажные работы в 2020 г. не представилось возможным) - 2 696,0 млн рублей.

По ФСИН России перераспределение бюджетных ассигнований составило 554,8 млн рублей. Из них, в связи с уменьшением численности сотрудников ФСИН России, направленных на лечение в санаторно-курортные учреждения и отказом от проведения мероприятий по повышению квалификации сотрудников, перераспределение составило в общей сумме 291,0 млн рублей, уменьшением численности получателей - 261,6 млн рублей.

По ФНС России перераспределение бюджетных ассигнований составило 371,7 млн рублей. Из них, вследствие сокращения количества выездных налоговых проверок в 2020 г., перераспределение составило 354,1 млн рублей.

Уменьшение бюджетных ассигнований по шести главным распорядителям (Минпромторг России, Министерство цифрового развития России, Казначейство России, Федеральная служба по аккредитации, Росстандарт, Ростуризм) в об-

щей сумме 14,4 млн рублей и их перераспределение Министерству экономического развития России связано с финансовым обеспечением мероприятий, связанных с профилактической и очаговой дезинфекцией помещений и вентиляционных систем зданий правительственного комплекса, а также поставкой средств дезинфекции, предназначенных для работников федеральных органов исполнительной власти и организаций, размещаемых в зданиях правительственного комплекса.

Безусловно, СОУГО-19-ограничения негативно отразились на бюджетной политике, а именно, возросли государственные расходы на поддержку населения, субъектов МСП, а также крупного бизнеса. В 2020 г. на российскую экономику одновременно оказали воздействие два мощнейших фактора - вынужденное сокращение деловой активности вследствие ограничительных мер, принятых для предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции и резкое снижение цены на нефть, вызванное коллапсом мировой экономики.

Реализация бюджетной политики в 2020 г. осуществлялась в чрезвычайных, принципиально новых условиях, вызванных глобальной пандемией, она потребовала последовательного решения двух задач:

- концентрация финансовых ресурсов для борьбы с пандемией и ее последствиями, создание условий для стимулирования и восстановления экономики, доходов населения;

- сохранение заданной национальными целями траектории развития, реализации ранее запущенных проектов, направленных на устойчивое развитие финансово-бюджетной сферы, основанных на принципах результативности, прозрачности, эффективности.

Проанализируем исполнение расходной части федерального бюджета в 2020 г., сравнив показатели плановых, уточненных (сводная бюджетная роспись федерального бюджета с учетом внесенных в нее изменений) и фактических расходов (табл. 1).

Наибольшую долю в совокупности по разделам классификации бюджетных расходов занимают: национальная экономика, здравоохранение, социальная политика и межбюджетные трансферты. Это объясняется направленностью антикризисных программ - обеспечение поддержки наиболее уязвимых категорий граждан, пострадавших отраслей малого и среднего предпринимательства и укрепление системы здравоохранения. Данные меры позволили не допустить неконтролируемого роста заболеваемости и смертности, избежать стрессового развития ситуации на рынке труда, обеспечить восстановление деловой активности. Социальные выплаты оказали поддержку доходам населения.

Таблица 1. Анализ плановых и фактических расходов федерального бюджета

за 2020 г., млрд руб.

Table 1. Analysis of planned and actual expenditures of the federal budget for 2020, bln rubles

Плановые расходы, млрд руб. Уточнен- Фактиче- Абсолютные изменения, % испол- % исполнения,

Разделы классификации бюджетных расходов ные расходы, млрд руб. ские расходы, млрд руб. фактиче-ские-плано- вые млрд ру& нения, уточненные/ плановые, % фактические/ уточненные, %

Общегосударственные вопросы 1508,2 1 951,1 1 507,7 -0,5 129,3 77,2

Национальная оборона 3087,0 3 308,1 3 168,8 81,8 107,1 95,7

Национальная безопасность

и правоохранительная 2430,4 2 343,7 2 226,6 -203,8 96,4 95,0

деятельность

Национальная экономика 2661,9 3 598,4 3 483,9 822,0 135,1 96,8

Жилищно-коммунальное хозяйство 260,8 440,2 371,5 110,7 168,7 84,3

Охрана окружающей среды 340,3 262,9 260,6 -79,7 77,2 99,1

Образование 982,4 999,6 956,9 -25,5 101,7 95,7

Культура, кинематография 144,4 153,0 144,5 0,1 105,9 94,4

Здравоохранение 1077,9 1 382,9 1 334,4 256,5 128,3 96,4

Социальная политика 5096,1 7 013,0 6 990,3 1 894,2 137,6 99,6

Физическая культура и спорт 74,7 81,7 75,3 0,6 109,3 92,1

Средства массовой информации 94,8 121,9 121,1 26,3 128,5 99,3

Обслуживание государственного (муниципального) долга 897,0 784,5 784,2 -112,8 87,4 99,9

Межбюджетные трансферты

общего характера бюджетам 1010,2 1 401,6 1 395,9 385,7 138,7 99,5

бюджетной системы РФ

Итого 19666,0 23 842,6 22 821,7 3 155,6 121,2 95,7

Источник: составлено авторами на основе [7] Source: compiled by the authors based on [7]

Оценивая плановые, уточненные и фактические расходы, можно сделать вывод о том, что при принятии решения об изменении сводной бюджетной росписи федерального бюджета придерживались негативного сценария развития, поэтому заложили большие расходы, чем планировалось. Снижение произошло только по трем разделам: национальная безопасность и правоохранительная деятельность (на 3,57%), охрана окружающей среды (на 22,74%) и обслуживание государственного долга (на 12,54%). Необходимо отметить, что внесенные изменения с завышенными значениями расходов не были исполнены в полной мере. Наименьший процент исполнения при сравнении уточненных и фактических расходов наблюдается по разделам: общегосударственные расходы (на 22,73%), при этом в сравнении с плановыми - меньше на 500 млн руб., жилищно-коммунальное хозяйство (на 15,61%), а в отношении фактические/плановые расходы исполнение по данному разделу превышает 100%. На наш взгляд, финансовому регулятору и профильным органам системы государственного финансового контроля стоит интенсифицировать текущий мо-

ниторинг исполнения бюджета, поскольку значительные остатки как по отдельным направлениям бюджетного плата, так и в разрезе национальных проектов не позволяют достичь обозначенных стратегических целей развития.

Таким образом, можно сделать вывод, что статьи бюджета, неразрывно связанные с экономикой и социальной сферой, имели наибольшую долю расходов в федеральном бюджете на 2020 г. При этом изменения, связанные с уточнением сводной бюджетной росписи, были завышенными, о чем свидетельствует процент исполнения расходов по разделам - ни один раздел не был исполнен в полной мере. Тогда как в разрезе плановых и фактических расходов по девяти из четырнадцати разделов процент исполнения выше 100%. Наиболее приближенными к уточненным расходам оказались: национальная оборона (95,79%), национальная экономика (96,82%), охрана окружающей среды (99,13%), образование (95,73%), здравоохранение (96,49%), социальная политика (99,68%), СМИ (99,34%), обслуживание государственного долга (99,96%) и межбюджетные трансферты (99,59%).

Одним из инструментов обеспечения стабильности бюджетной политики в кризисных условиях является управление средствами Фонда национального благосостояния - оперативного изменения механизмов его пополнения и расходования. Такая необходимость возникла в период пандемии, например, было принято решение о введении временного моратория на выплаты нефтяным компаниям компенсационных средств, в обычное время предназначенных для целей обеспечения стабильных цен на бензин на внутреннем рынке. Подобные мероприятия характерны для краткосрочной перспективы, цель которой - минимизация влияния последствий ограничительных мер, связанных с пандемией СОУГО-19 [12, с. 133]. На наш взгляд, средства фонда могли бы быть использованы не только в качестве антикризисного стабилизатора ситуации, но и в качестве инструмента стимулирования долгосрочного развития. Это возможно в том случае, если увеличить объем расходования средств исключительно на реальные инвестиции, создание производственных мощностей и инновационное обновление существующих. При корректной реализации задачи это не вызовет роста инфляции, но позволит увеличить объем товарной массы в экономике, реализуя тем самым программу импортозамещения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исполнение федерального бюджета в 2020 г. осуществлялось с учетом законодательно

Источник: составлено авторами на основе [6, 7, 19] Source: compiled by the authors based on [6, 7, 19]

Анализ данных табл. 2 показывает, как сказались на доходах и расходах федерального бюджета COVID-ограничения и меры, направленные на локализацию последствий. Доходы в 2020 г. снизились на 7,26 %, расходы увеличились на 25,29 %, как следствие - дефицит бюджета в размере 4 099,3

установленных особенностей, предусматривающих право Правительства Российской Федерации, без внесения изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2020 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг.»:

- осуществлять заимствования и предоставлять гарантии с превышением верхних пределов долга;

- использовать средства ФНБ на покрытие дефицита в случае превышения базовой цены на нефть марки Urals над среднефактической;

- увеличивать расходы из резервного фонда Правительства Российской Федерации с превышением общего объема расходов [20];

- перераспределять расходы и (или) направлять их в резервный фонд Правительства Российской Федерации по решению Комиссии Федерального Собрания по перераспределению бюджетных ассигнований в текущем финансовом году и плановом периоде;

- реструктурировать бюджетные кредиты регионам, увеличивать срок возврата бюджетных кредитов регионам на пополнение остатков, а также предоставлять бюджетные кредиты регионам.

Увеличение расходов на финансирование антикризисных программ, связанных с поддержкой населения и отраслей экономики, потребовало существенного расширения дефицита федерального бюджета.

млрд руб. По нефтегазовым доходам наблюдается тенденция к снижению в 2019 г. на 12,13 % и 2020 г. на 33,93 %. В первом случае причиной послужили: негативные тенденции на мировом рынке, изменения налогового законодательства РФ (отказ от вывозных пошлин, переход от применения НДПИ к

Таблица 2. Основные параметры федерального бюджета за период с 2018 по 2023 гг., млрд руб. Table 2. Key parameters of the federal budget for the period from 2018 to 2023, bln rubles

Показатель 2018 2019 2020 2021 2022 2023

Доходы 19 454,40 20 188,80 18 722,20 18 765,10 20 637,50 22 262,70

Темпы роста, % 103,77 92,74 100,23 109,98 107,87

Нефтегазовые доходы 9 017,80 7 924,30 5 235,20 5 987,20 6 884,30 7 489,80

Темпы роста, % 87,87 66,07 114,36 114,98 108,80

Ненефтегазовые доходы 10 436,60 12 264,50 13 486,90 12 777,90 13 753,20 14 772,90

Темпы роста, % 117,51 109,97 94,74 107,63 107,41

Расходы 16 713,00 18 214,50 22 821,50 21 520,10 21 885,00 23 671,30

Темпы роста, % 108,98 125,29 94,30 101,70 108,16

Дефицит 2 741,40 1 974,30 -4 099,30 -2 755,00 -1 247,50 -1 408,60

Темпы роста, % 72,02 -207,63 67,21 45,28 112,91

НДД при добыче нефти), потеря дополнительных нефтегазовых доходов (превышение поступивших НДПИ в бюджет и таможенных пошлин свыше базовых значений), а во втором: кризис на мировом рынке нефти (снижение цены за баррель), падения средней цены за баррель марки Urals до 22,5 $ США, решение ОПЕК+ о сокращении добычи, ослабление курса рубля к доллару. Вместе с тем, данная динамика экспертами оценивается как положительная, поскольку она позволяет избавиться от сырьевой зависимости. Ненефтегазовые доходы, наоборот, увеличились за счет роста собираемости налогов, в частности НДС [17].

Бюджетная политика на 2021-2023 гг. направлена на устранение последствий экономического и социального кризиса, вызванного распространением коронавирусной инфекции, а также на реализацию национальных целей и ключевых приоритетов на период до 2030 г. Одной из причин увеличения доходов является рост нефтегазовых доходов [10, с. 4] за счет превышения прогнозируемой средней мировой цены нефти над базовым значением, определяемым бюджетным правилом (ежегодной индексацией на 2% от предыдущего значения). Это позволит сформировать дополнительный объем доходов, резервируемый в ФНБ. Снижение и

стабилизация расходов в 2021 и 2022 гг. по сравнению с 2020 г. объясняется экстренным увеличением в 2020 г. бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий коронавирусной инфекции.

Прогноз на 2021 г. построен с учётом реализации национальных целей, содержащихся в Указе Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474. В нём нашло отражение негативное влияние, вызванное распространением коронавирусной инфекции по территории РФ. Согласно Указа национальными целями развития РФ на период до 2030 г. являются:

- сохранение населения, здоровья и благополучия людей;

- возможности для самореализации и развития талантов;

- комфортная и безопасная среда для

жизни;

- достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;

- цифровая трансформация [3, 16].

Рассмотрим структуру расходов за период

с 2019 по 2021 г., представленную в табл. 3.

Таблица 3. Структура расходов по разделам функциональной классификации

в 2019-2021 г., млрд руб. Table 3. Structure of expenses by sections of the functional classification in 2019-2021, bln rubles

Разделы классификации бюджетных расходов 2019 2020 2021 Темпы роста 2020/2019, % Темпы роста 2021/2020, %

Общегосударственные вопросы 1 405,80 1 507,70 1 582,60 107,25 104,97

Национальная оборона 2 968,50 3 168,80 3 113,20 106,75 98,25

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2 180,60 2 226,60 2 456,70 102,11 110,33

Национальная экономика 2 878,60 3 483,90 3 328,30 121,03 95,53

Жилищно-коммунальное хозяйство 316,80 371,50 322,20 117,27 86,73

Охрана окружающей среды 343,80 260,60 335,70 75,80 128,82

Образование 851,20 956,90 1 082,70 112,42 113,15

Культура, кинематография 127,40 144,50 135,10 113,42 93,49

Здр авоохр анение 681,90 1 334,40 1 129,40 195,69 84,64

Социальная политика 4 899,10 6 990,30 5 692,90 142,69 81,44

Физическая культура и спорт 65,70 75,30 65,30 114,61 86,72

Средства массовой информации 92,70 121,10 102,80 130,64 84,89

Обслуживание государственного (муниципального) долга 777,70 784,20 1 230,90 100,84 156,96

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы РФ 1 024,10 1 395,90 969,20 136,31 69,43

Итого 18 613,90 22 821,70 21 547,00 122,61 94,41

Источник: составлено авторами на основе [5, 6, 15, 18] Source: compiled by the authors based on [5, 6, 15, 18]

Особенный акцент при формировании расходов федерального бюджета сделан на мерах по снижению бедности и оказанию помощи наиболее

уязвимым слоям населения, на реализации мер поддержки отраслей экономики, в наибольшей мере пострадавших в результате пандемии, а также модер-

низации системы здравоохранения и образования. В 2020 г. снижение расходов было только по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» на 24,2%, тогда как по остальным разделам расходы увеличились. Наибольший рост был по разделам: национальная экономика (на 21,03%), ЖКХ (на 17,27%), образование (на 12,42%), культура (на 13,42%), здравоохранение (на 95,69%), социальная политика (на 42,69%), физическая культура (на 14,61%), СМИ (на 30,64%), межбюджетные трансферты (на 36,31%). При этом в 2021 г. по разделам, расходы которых увеличились в 2020 г., имеется тенденция к снижению. Исключением является раздел «Образование» - рост составляет 13,15%. Данное увеличение связано с реализацией национальных целей до 2030 г. Наблюдается значительное увеличение расходов (на 56,96%) на обслуживание государственного долга. Это связано с ростом объема государственного долга в 2020 г., однако данный факт не является критичным, поскольку стоимость обслуживания допустимая, не снижает доступности кредита для частных инвестиций и не вытесняет другие расходы бюджета. Оказание дополнительной финансовой помощи путем межбюджетных трансфертов в 2020 г., позволили в целом стабилизировать бюджетно-финансовую ситуацию в большинстве субъектов РФ. Тем самым были обеспечены компенсирование выпадающих региональных доходов и финансирование основных первоочередных расходов субъектов РФ. Так, доходы консолидированных бюджетов регионов выросли за 2020 г. на 9,8%, налоговые и неналоговые доходы сократились на 1,8% [13, с. 98].

Таким образом, несмотря на вызовы, обусловленные глобальным распространением инфекционного заболевания СОУГО-19, достижение национальных целей развития страны остается ключевой задачей бюджетной политики, на решение которой направлены как изменение структуры и повышение результативности расходов, так и совершенствование налогового инструментария.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Первая волна пандемии достаточно сильно ударила по экономике страны и бюджетам

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон № 166-ФЗ от 08.06.2020 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции». Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

2. Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

3. Указ Президента Российской Федерации № 474 от 21.07.2020 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Справочно-правовая система Гарант.

регионов. Из-за COVID-19-ограничений самыми пострадавшими оказались следующие отрасли: транспортная деятельность, культура, организация досуга и развлечений, физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт, деятельность туристических агентств, гостиничный бизнес, общественное питание, деятельность организаций дополнительного образования, розничная торговля непродовольственными товарами [4]. При сохранении всех текущих обязательств в принятых объемах и финансировании в полном объеме национальных проектов ситуация в бюджетной сфере представлялась крайне тяжелой, поэтому были неизбежны дополнительные меры по поддержке населения и экономики [15].

Вторая волна распространения вирусного заболевания COVID-19 была прогнозируема и не потребовала экстренных мер. Вместе с тем влияние второй волны усилило стагнацию в сфере услуг. Очевидно, что снижение деловой активности вызвано, прежде всего, предпринимаемыми ограничительными мерами и снижением реальных доходов населения. На фоне прекращения социальной поддержки безработных, при низком спросе на рабочую силу, особенно на региональных рынках труда, увеличивается риск возникновения социальной напряженности.

В промышленности негативные изменения менее заметны, однако в сфере добывающих отраслей также продолжилась стагнация. [11, с. 57].

В результате анализа итоговых параметров федерального бюджета можно констатировать, несмотря на то что COVID-ограничения негативно сказались на бюджетной системе, федеральный бюджет был исполнен более позитивному сценарию, чем прогнозировалось (дефицит бюджета 3,8% от ВВП, это меньше, чем заложено в прогнозе - до 5% ВВП). Финансовому регулятору, на наш взгляд, стоит интенсифицировать поддержку реального сектора экономики для поддержания и стимулирования ВВП страны в условиях, когда и макроэкономические условия, и накопленные финансовые ресурсы государства позволяют проводить подобную финансовую политику с минимальными рисками.

REFERENCES

1. Federal Law N 166-FZ of 08.06.2020 "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in order to take urgent measures aimed at ensuring sustainable economic development and preventing the consequences of the spread of a new coronavirus infection." CALR ConsultantPlus. (in Russian).

2. Federal Law N 209-FZ of24.07.2007 "On the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation." CALR ConsultantPlus. (in Russian).

3. Decree of the President of the Russian Federation N 474 of 21.07.2020 "On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030". CALR Garant. (in Russian).

4. Постановление Правительства РФ № 434 от 03.04.2020 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (с изменениями и дополнениями). Справочно-правовая система Гарант.

5. Бюджет для граждан к Федеральному закону о федеральном бюджете на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годов. Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

6. Бюджет для граждан к Федеральному закону о федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

7. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2020 год (предварительные итоги). Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

8. Оперативный доклад об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов январь - декабрь 2020 года. https://ach.gov.ru/.

9. Андреева Е.И., Бычков Д.Г. Феоктистова О.А. СОУГО-19 и антикризисная социальная поддержка. Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 1. С. 28-38. DOI: 10.31107/20751990-2021-1-28-38.

10. Ведев А.Л., Дробышевский С.М., Кнобель А.Ю., Соколов И.А., Трунин П.В. Сценарии развития экономической ситуации в России в 2020-2021 гг. и вызовы экономической политик. Экономическое развитие России.

2020. Т. 27. № 5. С. 4-23.

11. Зубаревич Н.В. Влияние пандемии на социально-экономическое развитие и бюджеты регионов. Вопросы теоретической экономики. 2021. № 1 (10). С. 48-60. DOI: 10.24411/2587-7666-2021-10104.

12. Косов М.Е., Соловьева М.Г. Механизмы реализации и оценка эффективности бюджетной политики в условиях пандемии СОУГО-19. Вестник университета. 2020. № 9. С. 128-137. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-9-128-137.

13. Мильчаков М.В. Реализация приоритетов регионального развития в условиях пандемии. Финансовый журнал.

2021. Т. 13. № 2. С. 93-113.

14. Сильное государство - выбор России. Угрозы, ценности, приоритеты: монография. Под ред. И.М. Братищева. М.: «Дашков и К°». 2021. 494 с.

15. Меры Правительства РФ по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики. http://government.ru/ support_measures/.

16. Грызунова Н.В., Пятанова В.И., Шувалова Е.Б. Финансовый механизм стимулирования развития субъектов южного региона на основе кредитной кооперации. Региональная экономика. Юг России. 2020. Т. 8. № 1. С. 168179. DOI: 10.15688/ге.тоЬи.2020.1.15.

17. Восканян Р.О. Решение проблемы нехватки квалифицированных кадров. Инновационное развитие экономики. 2021. № 4 (64). С. 63-68. DOI: 10.51832/2223-79842021463.

18. Жданова О.А. Принципы построения экосистемы пирингового кредитования. Инновации и инвестиции. 2021. №2. С. 122-125.

19. Ермилова М.И. Использование краудфандинга для повышения эффективности функционирования рынка жилья России. Страховое дело. 2020. № 11 (332). С. 19-28.

20. Наточеева Н.Н., Алтухова Е.В. Оценка финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. В сб. статей «Финансовые стратегии и модели экономического роста России: проблемы и решения». М.: "Аудитор". 2017. С. 151-163.

4. Decree of the Government of the Russian Federation N 434 of 03.04.2020 "On approval of the list of sectors of the Russian economy most affected by the worsening situation as a result of the spread of a new coronavirus infection" (with amendments and additions). CALR Garant. (in Russian).

5. The budget for citizens to the Federal Law on the Federal Budget for 2020 and the planning period of 2021 and 2022. CALR ConsultantPlus. (in Russian).

6. Budget for citizens to the Federal Law on the Federal Budget for 2021 and for the planning period of2022 and 2023. CALR ConsultantPlus. (in Russian).

7. Execution of the federal budget and the budgets of the budgetary system of the Russian Federation for 2020 (preliminary results). CALR ConsultantPlus. (in Russian).

8. Operational report on the execution of the federal budget and the budgets of state extra-budgetary funds January - December 2020. https://ach.gov.ru/. (in Russian).

9. Andreeva E.I., Bychkov D.G. Feoktistova O.A. COVID-19 and anti-crisis social support. Financial journal. 2021. T. 13. No. 1. P. 28-38. DOI: 10.31107 / 2075-1990-2021-1-28-38. (in Russian).

10. Vedev A.L., Drobyshevsky S.M., Knobel A.Yu., Sokolov

I.A., Trunin P.V. Scenarios for the development of the economic situation in Russia in 2020-2021 and the challenges of economic policies. Economic development of Russia. 2020.Vol. 27. N 5. P. 4-23. (in Russian).

11. Zubarevich N.V. The impact of the pandemic on socio-economic development and regional budgets. Questions of theoretical economics. 2021. N 1 (10). P. 48-60. DOI: 10.24411/ 2587-7666-2021-10104. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Kosov M.E., Solovyova M.G. Implementation mechanisms and assessment of the effectiveness of budgetary policy in the context of the COVID-19 pandemic. University Bulletin. 2020. N 9. P. 128-137. DOI: 10.26425 / 1816-4277-2020-9128-137. (in Russian).

13. Milchakov M.V. Implementation of regional development priorities in a pandemic. Financial journal. 2021. T. 13. N 2. P. 93-113. (in Russian).

14. A strong state is the choice of Russia. Threats, values, priorities: monograph. Ed. by I.M.Bratishchev. Moscow: "Dashkov and К°". 2021. 494 p. (in Russian).

15. Measures of the Government of the Russian Federation to combat coronavirus infection and support the economy. http://government.ru/support_measures/. (in Russian).

16. Gryzunova N.V., Pyatanova V.I., Shuvalova E.B. Financial mechanism for stimulating the development of the subjects of the southern region on the basis of credit cooperation. Regional economy. South of Russia. 2020. Vol. 8. N 1. P. 168179. DOI: 10.15688/re.volsu.2020.1.15. (in Russian).

17. Voskanyan R.O. Solving the problem of a shortage of qualified personnel. Innovative development of the economy. 2021. N 4 (64). P. 63-68. DOI: 10.51832/2223-79842021463. (in Russian).

18. Zhdanova O.A. Principles of building a peer-to-peer lending ecosystem. Innovation and investment. 2021. N 2. P. 122-125. (in Russian).

19. Ermilova M.I. Using crowdfunding to improve the efficiency of the Russian housing market. Insurance business. 2020. N11 (332). P. 19-28. (in Russian).

20. Natocheeva N.N., Altukhova E.V. Assessment of the financial stability of business entities. In a collection of articles «Financial strategies and models of economic growth in Russia: problems and solutions». Moscow: "Auditor". 2017. P. 151-163. (in Russian).

Поступила в редакцию 10.11.2021 Принята к опубликованию 23.11.2021

Received 10.11.2021 Accepted 23.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.