Научная статья на тему 'РАСЧЕТ ТАРИФОВ ПО СТРАХОВАНИЮ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ ОТ РИСКА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ'

РАСЧЕТ ТАРИФОВ ПО СТРАХОВАНИЮ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ ОТ РИСКА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАРИФ / СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВЩИК / СТРАХОВАТЕЛЬ / РИСК / ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартыненко Степан Викторович

Предложенная в статье методика расчетов тарифов по страхованию хозяйствующих субъектов от рисков чрезвычайных ситуаций носит прикладной характер. Разработан совершенно новый подход к решению данной проблемы, что приведет к учету интересов страховщика и страхователя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CALCULATION OF TARIFFS FOR INSURANCE OF BUSINESS ENTITIES AGAINST THE RISK OF EMERGENCIES

The method proposed in the article for calculating tariffs for insurance of business entities against the risks of emergencies is of an applied nature. A completely new approach to solving this problem has been developed, which will take into account the interests of the insurer and the insured.

Текст научной работы на тему «РАСЧЕТ ТАРИФОВ ПО СТРАХОВАНИЮ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ ОТ РИСКА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»

УДК 368

Прикладные экономические исследования, ООО «Научный консультант», 2021

РАСЧЕТ ТАРИФОВ ПО СТРАХОВАНИЮ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ ОТ РИСКА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Мартыненко Степан Викторович

Томский государственный университет, Томск, Россия

Аннотация. Предложенная в статье методика расчетов тарифов по страхованию хозяйствующих субъектов от рисков чрезвычайных ситуаций носит прикладной характер. Разработан совершенно новый подход к решению данной проблемы, что приведет к учету интересов страховщика и страхователя.

Ключевые слова: тариф; страхование; страховщик; страхователь; риск; предприятие.

UDC 368

Applied Economic Researches, SA LLC, 2021

CALCULATION OF TARIFFS FOR INSURANCE OF BUSINESS ENTITIES AGAINST THE RISK OF EMERGENCIES

Martynenko Stepan Viktorovich

Tomsk State University, Tomsk, Russia

Abstract. The method proposed in the article for calculating tariffs for insurance of business entities against the risks of emergencies is of an applied nature. A completely new approach to solving this problem has been developed, which will take into account the interests of the insurer and the insured. Keywords: tariff; insurance; insurer; policyholder; risk; company.

Целью настоящей статьи является анализ методики оценки экономического ущерба, предложенной ВНИИ ГОЧС, определение слабых сторон оценки некоторых видов ущерба. В частности необходимо принять во внимание, что ущерб социуму и экономический ущерб от чрезвычайной ситуации - это частный случай последствий ЧС. Выражающийся в денежном размере интегральный показатель отрицательных для субъекта социальных и экономических последствий является социальный и экономический ущерб рассматриваемого субъекта права [1].

В рассмотренной методике принимаем, что оценка социальных и экономических последствий чрезвычайных ситуаций проводится по субъектам РФ в рамках территории, которая

подверглась влиянию поражающих факторов ЧС.

Рассчитываемый объем ущерба в основных ситуациях определяется следующими факторами [2]:

Интенсивностью чрезвычайных ситуаций (модель воздействия).

Сопротивлением этому влиянию (законами разрушения - для зданий, сооружений и законами поражения - для людей).

Методика оценки социального и экономического ущерба от ЧС, которая применяется в настоящее время, предлагает типовую форму проведения оценки ущерба, которая является удобным средством оценки последствий ЧС, но не учитывает социальные, экологические и прочие составляющие в требуемой для

адекватной оценки мере. Это приводит к снижению размера выплаты по ущербу, а также уменьшает экологическую сущность ущерба от ЧС. Также существующая система оценки рассчитана только на годовую оценку последствий после чрезвычайных ситуаций, что часто не является актуальным, так как среднее время восстановления после нанесения ущерба составляет 3 года [3].

Разработанная и апробированная система при расчете экономического ущерба проводит оценку по следующим потерям: 1) население; 2) трудовые ресурсы; 3) социальная инфраструктура [4].

Также учитываются размеры и объемы выплат и затрат для ликвидации последствий:

Социальные льготы и гарантии, которые обеспечат сохранение жизненного уровня пострадавшего населения.

Эвакуация пострадавшего населения и организация временного поселения.

Удовлетворение потребности в питании пострадавшего населения.

Оказание полной и необходимой медицинской помощи населению.

Коммунальные услуги для пострадавшего населения.

Единовременная материальная помощь для пострадавшего населения.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) на пострадавшем участке.

Потери в промышленности.

Потери в транспортной системе.

Потери в ТЭК.

Потери в инфраструктуре жизнеобеспечения.

Потери среди объектов сельского хозяйства.

Потери в животноводстве.

Потери в растениеводстве.

Экологические потери.

Недополученные налоговые отчисления в различные бюджеты.

Ущерб субъекту от землетрясения.

Для того, чтобы улучшить существующую методику представляется необходимым включить в указанный список объем по страховым выплатам, как населению, так и объектам промышленности для восстановления

ресурсов, и объем затрат на полное восстановление природоресурсов и экологического климата на территории, пострадавшей вследствие чрезвычайных ситуаций [5].

При проведении оценки используется нижеследующие нормативные данные:

Средняя в расчете экономических затрат на расселение жителей одного муниципального образования , пострадавшего в результате катастрофы.

Средняя в расчете на одного пострадавшего субъекта норма выплаты в результате произошедших чрезвычайных ситуаций в анализируемом субъекте РФ.

Средняя полученная оценка затрат на формирование льгот для пострадавших в результате промышленной аварии [6].

4. Средняя стоимость оказания коммунальных услуг на одного субъекта в рассматриваемом регионе РФ в течение года.

5. Затраты на питание одного субъекта в регионе в течение года.

6. Затраты на оказание медицинской помощи одному субъекту в регионе.

7. Стоимость восстановления или строительства 1 кв.м. различных типов зданий не учитывая их конструктивные решения.

8. Размер жилого сектора в общем размере площадей в субъекте РФ.

9. Размер отношения цены общего промышленного оборудования к стоимости всех производственных зданий.

Ю.Относительный коэффициент суммарной стоимости имеющейся готовой продукции в складских помещениях предприятий к общей стоимости производственных зданий.

11. Относительный коэффициент цены сырья к суммарной стоимости производственных зданий [7].

12. Средние информационные данные по затратам на ремонт дорожного покрытия в рассматриваемом субъекте (за единицу принимается 1 км).

13. Средние информационные данные о размере ущерба от одной произошедшей аварии в системе теплоснабжения.

14. Средние данные о размере ущерба от одной произошедшей аварии в системе электроснабжения.

15. Средние данные о размере ущерба от одной произошедшей аварии в системе газоснабжения.

16. Средние данные о размере ущерба от одной произошедшей аварии в системе водоснабжения.

17. Средние данные о размере ущерба от одной произошедшей аварии в системе канализации.

18. Средняя в расчете при строительстве одного сельскохозяйственного объекта, разрушенного поражающими факторами техногенной катастрофы.

19. Средняя финансовая стоимость одного гектара сельскохозяйственных угодий в субъекте РФ по данным земельного кадастра [8].

20. Прогнозируемое количество урожая с площадей посевов за определенный период на основе данных прошлого года (в тысячах тонн).

21. Прогнозируемая стоимость реализации одной тонны полученного урожая в субъекте РФ за определенный период на основе данных прошлого года.

22. Средний размер расходов по формированию необходимого количестварабочих мест для населения в субъекте РФ.

23. Размер налоговых отчислений с каждой единицы стоимости продукции во всех отраслях, которые функционируют в субъекте РФ.

В таком случае оценке не поддаются средние затраты на восстановление водных, лесных и животных ресурсов, пострадавших вследствие чрезвычайных ситуаций. Поэтому для более точной оценки экономического ущерба необходимо ввести еще несколько показателей [9]:

1. Расчет затрат на восстановление кубометра водоема (тыс. рублей).

2. Расчет затрат на восстановление кв. метра лесного массива (тыс. рублей).

3. Расчет затрат на восстановление одной особи в популяции животного (тыс. рублей).

Расходы в данном случае несут как федеральный бюджет, так и бюджет регионов и муниципальных образований. Значительная часть расходов связана с эвакуацией пострадавшего населения. Оценка затрат по эвакуации пострадавшего населения включает следующие параметры [10]:

Z1 - количество расселяемых и эвакуируемых человек, чел.

Z2 - выплаты арендодателю денежных средств за размещение пострадавшего населения, тыс. руб.

Z3 - стоимость приобретенных материалов для возведения пунктов временного проживания (палаточных городков), тыс. руб.

Z4 - стоимость коммунально-технических услуг в пунктах временного проживания, тыс. руб.

Z5 - выплаты строительным организациям по восстановлению пострадавшего жилого фонда субъекта РФ, тыс. руб.

Z6 - затраты на топливо и ГСМ при проведении эвакуационных мероприятий, тыс. руб.

В итоге, получим показатель F13 - это суммарная экономическая оценка затраченных материальных средств на эвакуацию и временное расселение пострадавшего населения [11]. Данный расчет базируется на фактических данных от пострадавшего субъекта и соответственно равняется вышеописанным сочетанным затратам на показатель F13=Z2+Z3+Z4+Z5+Z6. Показатель Z1 напрямую воздействует на показатель F13.

Данная методика дает приблизительные данные по числу пострадавшего населения. В случае с крупными природными бедствиями и техногенными катастрофами (пример -г. Крымск): в течение недели после аварии оценить реальное количество пострадавших было затруднительно, а производимый расчет по усреднению (который не учитывает количество мигрантов, а также людей, которые перемещаются без отметки о присутствии в регионе) оказывается неточным на 20 и более % [12].

При наличии фактических данных этот показатель просто приравнивается к значению показателя расходов по выплате единовременного пособия пострадавшим. В ситуации отсутствия точных фактических данных о произошедшей ЧС от субъекта РФ по методике оценки последствий мы получаем оценку показателя П, как суммарной численности пострадавшего населения, чел [13]. Объем единовременных выплат может быть получен из обработки данных по выплатам в муници-

пальных образованиях, или при использовании методических рекомендаций по расчету, на основании которых риск-менеджеры подготовят специальный документ по определению размера единовременных выплат в случае чрезвычайных ситуаций в субъекте РФ.

Ошибочность данного расчета основывается на том, что размер выплаты рассчитывается без учета потери населением имущества и предметов первой необходимости, притом, что время поступления помощи составляет от 1 до 7 дней [14]. При этом средняя сумма составляется по общему минимуму по всем регионам, не учитывая местные «накрутки», а также факторы требуемых медикаментов для хронических больных. Для формирования реальной суммы материальной помощи необходимо ввести единую базу учета населения с отметкой в месте прибытия, а также базу, в которой будут учитываться не только необходимые предметы для жизни, но и необходимая медицинская помощь для хронических больных, а также инвалидов [15].

В работе уделено внимание оценке ущерба в экологии. В указанных совокупностях методов, нанесенный экологический ущерб будет тождественен сумммарному показателю значений, приведенных к затратам годичного промежутка. Для расчета данных значений необходимы специализированные методики, которые должны быть разработаны специалистами по охране природы, лесного хозяйства, водных ресурсов и т.п. Также целесообразно введение в документ четких нормативов по расчету экологического ущерба, который был нанесен при ЧС. Причем данный расчет делается не на один год, а на период полного восстановления лесного хозяйства, водных и природных ресурсов. Данные представляются в виде сводной таблицы показателей экологическими службами субъекта РФ, а также другими федеральными ведомствами. Если данные по экологическому ущербу для определенного региона отсутствуют, то оценить экологическую обстановку будет возможно с помощью космических спутников и летательных аппаратов.

Для формирования данного отчета необходимо привлечение служб надзора за при-

родным хозяйством для оценки потерь природных ресурсов вследствие чрезвычайных ситуаций. И сумма экономического ущерба состоит в расчете не стоимости ресурсов, а в стоимости восстановления ресурсов до прежнего уровня.

При анализе методики оценки рисков техногенных ЧС также рассматривается риск с точки зрения «прошлой» стоимости экологического объекта, без учета затрат на его восстановление в полной мере. Для окружающей среды S ущербы от потери объектов животного, растительного мира и неживой природы (почвы, воды, воздуха) при одном неблагоприятном событии определяются:

и8 = и81 N я + и8 2 N 8 2

Величины и зависят от исходной стоимости CS объекта окружающей среды, категории К и вида неблагоприятного события, группы потенциально опасных объектов, сценариев С возникновения события АС и стадии жизненного цикла объекта окружающей среды Ц 51 = К® ^ (1 ^ ^

Величины ^2 устанавливаются с учетом повреждения D (уязвимости V) объектов

о. Ц^ е 2 — Ку 51

окружающей среды 5 2 у ,и .

К5

Коэффициент повреждения (уязви-

мости) изменяется в рамках от 0 до 1 и в расчетах можно использовать три группы его значений - 0.75; 0.5 и 0.25.

Поэтому оценка ущерба производится не точно и суммы по ущербу изначально являются преуменьшенными.

Для подведения общей оценки по ущербу вследствие ЧС в РФ проводится суммирование частных оценок ущерба, которые описаны выше. В зависимости от ЧС и места его происхождения набор коэффициентов будет различен. Для того, то, чтобы получить суммарную оценку необходимо для начала провести подсчет промежуточных итогов по группам оценки ущерба. Таким образом, общая оценка социального и экономического ущерба субъекта РФ от чрезвычайных ситуаций определится как сумма: F2+F3, где F2=Y4+Y5+Y6+Y7 - прямые потери бюдже-

тов органов управления различных уровней, которые связаны с необходимыми затратами на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и сокращением налоговых поступлений. F3=Y8+Y9+Y10+Y11+Y12 - Гипотетические потери бюджетов органов управления различных уровней, которые связаны с обя-

зательными расходами на восстановление работы основных хозяйственных систем РФ. Предложенный расчет с корректировками позволит наиболее точно учесть необходимые затраты и позволит избежать ситуации нехватки средств на материальные компенсации и восстановление ресурсов после ЧС.

Список литературы:

1. Цепелев Д., Соколов А.П. Классификация источников инвестирования в инновации АПК. В сб.: Проблемы развития современного общества. Сборник научных трудов 2-й Международной научно-практической конференции. 2015. С. 177-180.

2. Гарбар Т.В., Соколов А.П. Основные направления развития инновационно-инвестиционной деятельности на предприятии. В сб.: Новые технологии в учебном процессе и производстве. Материалы XIII межвузовской научно-технической конференции. Под редакцией Паршина А Н., 2015. С. 222-224.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Гарбар, Т. В. Основные направления развития инновационно-инвестиционной деятельности на предприятии / Т. В. Гарбар, А. П. Соколов // Новые технологии в учебном процессе и производстве : Материалы XIII межвузовской научно-технической конференции, Рязань, 27-30 апреля 2015 года / Под редакцией Паршина А.Н.. - Рязань: Общество с ограниченной ответственностью «Рязанский Издательско-Полиграфический Дом «ПервопечатникЪ», 2015. -С. 222-224.

4. Соколов А.П. Взаимосвязь инвестиций и инноваций в АПК. В сб.: Современная экономика: проблемы, пути решения, перспективы. сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. 2015. С. 35-36.

5. Стричевский, П. В. Обзор современных взглядов на понятие финансовой системы и ее состав / П. В. Стричевский, И. И. Савельев // Индустриальная экономика. - 2020. - № 1. - С. 22-31.

6. Исохужаева, М. Я. Цифровая грамотность - 2020 / М. Я. Исохужаева // Индустриальная экономика. - 2020. - № 1. - С. 32-36.

7. Махкамбаев, У С. Эффективность государственного управления в системе среднего образования / У С. Махкамбаев, М. М. Валиева // Индустриальная экономика. - 2020. - № 1. - С. 36-39.

8. Новиков, В. В. Развитие программно-целевого принципа ведомственного планирования расходов бюджета при реализации государственных программ / В. В. Новиков // Индустриальная экономика. - 2020. - № 1. - С. 40-43.

9. Теория управления : Учебник / Н. И. Астахова, Г. И. Москвитин, О. В. Барбашина [и др.]. - 1-е изд.. - Москва : Издательство Юрайт, 2015. - 375 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-4737-3.

10. Инновационная направленность и критерии развития современных экономических знаний / А. П. Бирюков, И. С. Брикошина, А. М. Лялин [и др.] // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 6(107). - С. 814-817.

11. Горелов, Д. В. Общая характеристика алгоритма и принципов оценки качества бизнес-планирования на промышленном предприятии / Д. В. Горелов, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 5(34). - С. 354-360.

12. Теория управления : Учебное пособие для бакалавров / Н. И. Астахова, Г. И. Москвитин, О. В. Барбашина [и др.]. - 1-е изд.. - Москва : Издательство Юрайт, 2013. - 375 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-2160-1.

13. Рыжов, И. В. Совершенствование информационного обеспечения формирования бизнес-планов на промышленном предприятии с учетом системного и интегрированного подходов / И. В. Рыжов, А. А. Хачатурян, Б. И. Черняховский // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. - 2018. - № 3(43). - С. 11.

14. Рыжов, И. В. Большие циклы в мировом и отечественном хозяйстве (Воздействие на формирование экономических моделей) : спе-

циальность 08.00.01 «Экономическая теория» : диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Рыжов Игорь Викторович. - Москва, 2002. - 387 с.

15. Рыжов, И. В. Организационно-управленческий инструментарий формирования системы качества бизнес-планирования на промышленном предприятии / И. В. Рыжов, Б. И. Черняховский // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 1(90). - С. 783-790.

References:

1. Cepelev D., Sokolov A.P. Klassifikaciya istochnikov investirovaniya v innovacii APK. V sb.: Problemy' razvitiya sovremennogo obshhestva. Sbornik nauchny'x trudov 2-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015. S. 177-180.

2. Garbar T.V., Sokolov A.P. Osnovny'e napravleniya razvitiya innovacionno-investicionnoj deyatel'nosti na predpriyatii. V sb.: Novy'e texnologii v uchebnom processe i proizvodstve. Materialy' XIII mezhvuzovskoj nauchno-texnicheskoj konferencii. Pod redakciej Parshina A.N., 2015. S. 222224.

3. Garbar, T. V. Osnovnye napravleniya razvitiya innovacionno-investicionnoj deyatel'nosti na predpriyatii / T. V. Garbar, A. P. Sokolov // Novye texnologii v uchebnom processe i proizvodstve : Materialy' XIII mezhvuzovskoj nauchno-texnicheskoj konferencii, Ryazan', 27-30 aprelya 2015 goda / Pod redakciej Parshina A.N.. - Ryazan': Obshhestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu "Ryazanskij Izdatel'sko-Poligraficheskij Dom "Pervopechatnik''", 2015. - S. 222-224.

4. Sokolov A.P. Vzaimosvyaz' investicij i innovacij v APK. V sb.: Sovremennaya e'konomika: problemy', puti resheniya, perspektivy'. sbornik nauchny'x trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015. S. 35-36.

5. Strichevskij, P. V. Obzor sovremenny'x vzglyadov na ponyatie finansovoj sistemy' i ee sostav / P. V. Strichevskij, I. I. Savel'ev // Industrial'naya e'konomika. - 2020. - № 1. - S. 22-31.

6. Isoxuzhaeva, M. Ya. Cifrovaya gramotnost' - 2020 / M. Ya. Isoxuzhaeva // Industrial'naya e'konomika. - 2020. - № 1. - S. 32-36.

7. Maxkambaev, U. S. E'ffektivnost' gosudarstvennogo upravleniya v sisteme srednego obrazovaniya / U. S. Maxkambaev, M. M. Valieva // Industrial'naya e'konomika. - 2020. - № 1. - S. 36-39.

8. Novikov, V. V. Razvitie programmno-celevogo principa vedomstvennogo planirovaniya rasxodov byudzheta pri realizacii gosudarstvenny'x programm / V. V. Novikov // Industrial'naya e'konomika. - 2020. - № 1. - S. 40-43.

9. Teoriya upravleniya : Uchebnik / N. I. Astaxova, G. I. Moskvitin, O. V. Barbashina [i dr.]. -1-e izd.. - Moskva : Izdatel'stvo Yurajt, 2015. - 375 s. - (Bakalavr. Akademicheskij kurs). - ISBN 978-5-9916-4737-3.

10. Innovacionnaya napravlennost' i kriterii razvitiya sovremenny'x e'konomicheskix znanij / A. P. Biryukov, I. S. Brikoshina, A. M. Lyalin [i dr.] // E'konomika i predprinimatel'stvo. - 2019. - № 6(107). - S. 814-817.

11. Gorelov, D. V. Obshhaya xarakteristika algoritma i principov ocenki kachestva biznes-planirovaniya na promy'shlennom predpriyatii / D. V. Gorelov, I. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimatel'stvo. - 2013. - № 5(34). - S. 354-360.

12. Teoriya upravleniya : Uchebnoe posobie dlya bakalavrov / N. I. Astaxova, G. I. Moskvitin,

O. V. Barbashina [i dr.]. - 1-e izd.. - Moskva : Izdatel'stvo Yurajt, 2013. - 375 s. - (Bakalavr. Akademicheskij kurs). - ISBN 978-5-9916-2160-1.

13. Ry'zhov, I. V. Sovershenstvovanie informacionnogo obespecheniya formirovaniya biznes-planov na promyshlennom predpriyatii s uchetom sistemnogo i integrirovannogo podxodov / I. V. Ryzhov, A. A. Xachaturyan, B. I. Chernyaxovskij // Informacionno-e'konomicheskie aspekty' standartizacii i texnicheskogo regulirovaniya. - 2018. - № 3(43). - S. 11.

14. Ryzhov, I. V. Bol'shie cikly' v mirovom i otechestvennom xozyajstve (Vozdejstvie na formirovanie e'konomicheskix modelej) : special'nost' 08.00.01 "E'konomicheskaya teoriya" : dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni doktora e' konomicheskix nauk / Ryzhov Igor Viktorovich. -Moskva, 2002. - 387 s.

15. Ryzhov, I. V. Organizacionno-upravlencheskij instrumentarij formirovaniya sistemy' kachestva biznes-planirovaniya na promyshlennom predpriyatii / I. V. Ryzhov, B. I. Chernyaxovskij // E'konomika i predprinimatel'stvo. - 2018. - № 1(90). - S. 783-790.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.