Научная статья на тему 'Расчет норм предельного расхода на рекламу'

Расчет норм предельного расхода на рекламу Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенихин В. В.

Особенностью при налогообложении прибыли и отражении в учете расходов на рекламу является расчет норм предельного расхода на рекламу. В нормируемые расходы на рекламу включаются затраты на призы, вручаемые победителям розыгрышей во время рекламных кампаний, а также иные виды рекламы, не предусмотренные абз. 2 4 п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ. Нормируемые рекламные расходы признаются в отчетном (налоговом) периоде в размере, не превышающем 1% выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. Если фактические рекламные расходы организации превышают установленный законодательством предел, то для целей налогообложения прибыли сверхнормативные рекламные расходы относятся к расходам, которые не учитываются в целях налогообложения прибыли согласно п. 44 ст. 270 НК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расчет норм предельного расхода на рекламу»

РАСЧЕТ НОРМ ПРЕДЕЛЬНОГО РАСХОДА НА РЕКЛАМУ

В. В. СЕМЕНИХИН,

руководитель Экспертбюро Семенихина

Особенностью при налогообложении прибыли и отражении в учете расходов на рекламу является расчет норм предельного расхода на рекламу. В нормируемые расходы на рекламу включаются затраты на призы, вручаемые победителям розыгрышей во время рекламных кампаний, а также иные виды рекламы, не предусмотренные абз. 2 — 4 п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).

Нормируемые рекламные расходы признаются в отчетном (налоговом) периоде в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Если фактические рекламные расходы организации превышают установленный законодательством предел, то для целей налогообложения прибыли сверхнормативные рекламные расходы относятся к расходам, которые не учитываются в целях налогообложения прибыли согласно п. 44 ст. 270 НК РФ.

На основании п. 1 ст. 249 НК РФ выручка от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) признается доходом отреализации.

Доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) в целях налогообложения прибыли должны быть экономически обоснованными и подтверждены документально согласно ст. 252 НК РФ. При этом под обоснованными затратами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Документами, подтверждающими экономическую обоснованность раздачи товарных образцов, являются:

■ договор на проведение рекламной кампании;

■ приказ руководителя о необходимости проведения рекламной акции, в ходе которой будет осуществляться бесплатная раздача товаров, с указанием периода проведения акции;

■ акт о списании товарно-материальных ценностей, израсходованных во время рекламной

акции, утвержденный руководителем организации и заверенный подписями материально ответственных лиц.

Доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) определяются в порядке, установленном статьей 249 НК РФ. При этом при определении доходов согласно абз. 2 подп. 2 п. 1 ст. 248 НК РФ из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Таким образом, рассчитывать предельный размер нормируемых рекламных расходов следует исходя из выручки от реализации без учета НДС и акцизов.

Пример 1. Выручка организации от реализации товаров за отчетный период составила 1 ООО ООО руб., в том числе НДС. Необходимо рассчитать пре-делъныйразмер нормируемыхрекламныхрасходов.

Максимальная сумма нормируемых рекламных расходов, которую организация сможет учесть при формировании налоговой базы по налогу на прибыль за этот отчетный период, составит 8 474 руб. [(1 ООО 000руб. - 1 ООО 000руб. х 18/118) х 1 %].

Кроме того, показатель выручки будет зависеть от используемого организацией метода признания доходов и расходов: метода начисления либо кассового метода. При методе начисления в общем случае доходы и расходы признаются в том периоде, к которому они относятся, независимо от даты оплаты согласно ст. 271 — 272 НК РФ. При кассовом методе в соответствии со ст. 273 НК РФ доходы и расходы учитываются для целей налогообложения только по мере их оплаты.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) для целей исчисления нормируемых рекламных расходов в соответствии с п. 3 ст. 318 НК РФ определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. Следовательно, норматив рекламных расходов у налогоплательщика в течение года меняется.

Поэтому возможна ситуация, когда за отчетный период (I квартал, полугодие, 9 месяцев) расходы на рекламу превысят предельный размер (1 % от выручки), а по итогам налогового периода они не превысят норму. Сверхнормативные рекламные расходы, которые не были учтены налогоплательщиком при исчислении налога на прибыль в одном отчетном периоде, могут быть учтены им соответствующим образом в последующих отчетных периодах календарного года.

В такой ситуации в бухгалтерском учете организации возникают: вычитаемая временная разница, равная сумме сверхнормативных расходов на рекламу, и, соответственно, отложенный налог на прибыль. Понятия временной разницы и отложенного налога на прибыль приведены в Положении по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденном приказом МинфинаРосси от19.11. 2002№114н.

Согласноп. 8 ПБУ 18/02подвременными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль — в другом или в других отчетных периодах.

Вычитаемые временные разницы приводят к образованию отложенного налога на прибыль, который должен уменьшить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным периоде или в последующих отчетных периодах.

Отложенным налогом на прибыль признается сумма, которая оказывает влияние на величину налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным периоде или в последующих отчетных периодах.

В бухгалтерском учете отложенный налоговый актив отражается по дебету счета учета 09 «Отложенные налоговые активы» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».

При уменьшении или полном погашении отложенных налоговых активов в счет уменьшения условного расхода (дохода) отчетного периода делается следующая бухгалтерская запись:

Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

К-т сч. 09 «Отложенный налоговый актив».

Пример 2. В I квартале 2008г. ООО «Альпы», занимающееся реализацией шоколадной продукции, осуществило рекламные расходы, связанные с раздачей потенциальным покупателям шоколадной продукции. Расходы организации по закупке шоколадной продукции составили 25 ООО руб., включая НДС — 3 813руб. ООО «Алъпи» является плательщиком НДС наоснованиист. 145НКРФ.

Предположим, выручка организации от реализации товаров по итогам Iквартала 2008г. составит 2 ООО ООО руб., в том числе НДС, а по итогам полугодия 2008г. - 3 ООО 000руб., в том числе НДС.

Отчетными периодами по налогу на прибыль у 000«Альпи»согласноп. 2ст. 285НКРФявляются 1квартал, полугодие и 9мес. календарного года.

Необходимо выяснить, в каком порядке понесенные организацией рекламные расходы должны учитываться при формировании налоговой базы по налогу на прибыль с условием, что других расходов на рекламу в 2008г. у организации не было.

По правилам гл. 25НКРФ «Налог на прибыль организаций» затраты организации, связанные с раздачей потенциальным покупателям шоколадной продукции, относятся к нормируемымрекламнымрасходам.

Для того чтобы правильно учесть такие затраты при исчислении налога на прибыль, надо рассчитать предельныйразмер нормируемыхрекламныхрасходов.

Предельный размер рекламных расходов за I квартала 2008г. составит 16 949руб. [(2 ООО ООО руб. - 2 ООО 000руб. х 18/118) х1%].

Полученный в результате расчета предельный размер рекламных расходов меньше фактической суммы нормируемых расходов. Фактическая сумма нормируемых товаров, используемых в рекламных целях, без учета НДС составляет 21186руб. (25000 руб. - 25 000руб. х 18/118).

Поэтому в целях налогообложения прибыли по итогам I квартала 2008г. ООО «Алъпи» вправе принять товары, используемые в рекламных целях, только в сумме 16 949руб.

Таким образом, у организации в Iквартале 2008г. возникает вычитаемая временная разница, влекущая за собой возникновение отложенного налога на прибыль в размере 1017руб. (21186руб. - 16949руб.) х 24%.

В бухгалтерском учете ООО «Алъпи» по состоянию на 31.03.2008 делаются следующие записи:

Д-т сч. 41 «Товары», субсчет «Товары, используемые в рекламных целях» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» — 21186руб. — оприходована шоколадная продукция в качестве рекламных товаров;

Д-т сч. 19 «НДС по приобретенным ценностям» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» — 3 813 руб. — отражена сумма НДС, предъявленная к оплате поставщиком;

Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» К-т сч. 51 «Расчетные счета» — 25 ООО руб. — оплаченырекламные товары;

Д-т сч. 44«Расходы на продажу» К-т сч. 41 «Товары», субсчет «Товары, используемые в рекламных целях» — 21186руб. — списана стоимость рекламных материалов;

Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» К-т сч. 19 «НДС по приобретенным ценностям» — 3 813руб. — НДС принят к возмещению из бюджета;

Д-тсч. 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж» К-т сч. 44 «Расходы на продажу» — 21186 руб. — отражено списание нормируемых рекламных товаров;

Д-т сч. 09 «Отложенные налоговые активы» К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Налог на прибыль» — 1 017руб. — отражен отложенный налоговый актив.

Предельный размер рекламных расходов по итогам полугодия 2008г. составит 42373руб. [(5 ООО ООО руб. - 5000000руб. х 18/118) х 1%].

По итогам полугодия 2008г. фактическая сумма нормируемых товаров, используемых в рекламных це-

лях, без учета НДС не превысила предельный размер (21186руб. <42373руб.). Следовательно, стоимость товаров, используемых в рекламных целях, при исчислении налога на прибыль за полугодие 2008г. будет включаться в полномразмере.

В бухгалтерском учете по состоянию на 30.06.2008 необходимо сделать следующую запись: Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Налог на прибыль» К-т сч. 09 «Отложенные налоговые активы»— 10170руб. — погашен отложенный налоговый актив.

Литература

1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ18/02: приказ МинфинаРосси от 19.11.2002№ 114н.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.