Научная статья на тему 'Реклама путем дегустаций и раздачи сувениров'

Реклама путем дегустаций и раздачи сувениров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
541
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенихин В. В.

Традиционным способом распространения рекламы является дегустация выпускаемой продукции и раздача сувениров. При этом главным критерием отнесения таких затрат к рекламным расходам является предназначенность рекламы для неопределенного круга лиц. Федеральная антимонопольная служба РФ в своем письме от 05.04.2007 № АЦ/4624 разъяснила, что предназначенность ее для неопределенного круга лиц означает лишь отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых направлена. Соответственно, распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, в том числе в случаях распространения сувенирной продукции и дегустации выпускаемой продукции, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена. Одним словом, если дегустация выпускаемой продукции или распространение сувенирной продукции проводятся в магазинах, на ярмарках, на улице и в других аналогичных местах, т.е. в целях ознакомления с этой продукцией неопределенного круга потребителей, то имеют место рекламные расходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реклама путем дегустаций и раздачи сувениров»

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

РЕКЛАМА ПУТЕМ ДЕГУСТАЦИИ И РАЗДАЧИ СУВЕНИРОВ

В.В. СЕМЕНИХИН, руководитель Экспертбюро Семенихина

Согласно ст. 3 Федерального закона от

13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Традиционным способом распространения рекламы является дегустация выпускаемой продукции и раздача сувениров. При этом главным критерием отнесения таких затрат к рекламным расходам является предназначенность рекламы для неопределенного круга лиц.

Федеральная антимонопольная служба РФ в своем письме от 05.04.2007 № АЦ/4624 разъяснила, что предназначенность ее для неопределенного круга лиц означает лишь отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых направлена.

Соответственно, распространение такой не-персонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, в том числе в случаях распространения сувенирной продукции и дегустации выпускаемой продукции, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена.

Одним словом, если дегустация выпускаемой продукции или распространение сувенирной продукции проводятся в магазинах, на ярмарках, на улице и в других аналогичных местах, т. е. в целях ознакомления с этой продукцией неопределенного круга потребителей, то имеют место рекламные расходы.

Если же такой круг лиц ограничен, например, при распространении сувенирной продукции

(проведении дегустации) среди потенциальных покупателей организации, то речь идет не о расходах на рекламу, а о безвозмездной передаче имущества, стоимость которого в целях налогообложения не учитывается согласно подп. 16 ст. 270 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ).

Например, в письме МНС России от 16.08.2004 № 02-5-10/51 сказано, что сувенирная продукция, содержащая символику налогоплательщика, передаваемая конкретным лицам во время проведения деловых встреч в целях поддержания интереса к деятельности передающей стороны, в силу определенности круга получающих ее лиц не может быть квалифицирована в качестве рекламных расходов.

Кроме того, по этому поводу существует и арбитражная практика. Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 25.02.2004 по делу № А21-3239/03-С1 суд сделал вывод о том, что ручки и зажигалки, розданные работникам общества, не являются рекламой, поскольку их распространение было предназначено для ограниченного круга лиц и не способствовало реализации товаров, идей и начинаний, не формировало и не поддерживало интерес к юридическому лицу.

Аналогичного мнения контролирующие органы придерживаются и в отношении расходов на дегустацию продукции. Так, в письме Минфина России от 01.08.2005 № 03-03-04/1/113 сказано, что деятельность налогоплательщика по проведению дегустации продукции в целях ознакомления неопределенного круга потребителей с этой продукцией, распространение рекламных образцов и рекламной продукции должны соответствовать требованиям, предъявляемым к рекламе, в частности, ориентации на неопределенный круг лиц.

Такие же выводы содержатся в письмах УФНС России по г. Москве от 19.11.2004 № 26-12/74944,

от 29.09.2004 № 26-12/62976, УМНС России по Московской области от 20.10.2004 № 06-21/18767, постановлениях ФАС Северо-Западного округа от

27.02.2006 по делу№А56-29688/2005,от03.05.2007 по делу № А13-16685/2005-21.

Таким образом, затраты на проведение мероприятий, связанных с дегустацией продукции либо распространением сувениров, отвечают понятию рекламных расходов только в том случае, если эти мероприятия ориентированы на неопределенный круг потребителей.

В налоговом учете расходы налогоплательщика по проведению дегустации своей продукции и раздачи сувениров во время массовых рекламных кампаний относятся к нормируемым расходам и принимаются к вычету при определении налогооблагаемой базы в размере, не превышающем

1 % выручки (смотри письма Минфина России от 01.08.2005 № 03-03-04/1/113, от 16.08.2005 № 0304-11/205, УМНС России по г. Москве от 19.11.2004 № 26-12/74944).

Пример 1. В январе 2008г. организация в рамках рекламной кампании провела дегустацию собственной продукции. Посетителям было роздано 1 ООО единиц готовой продукции, фактическая себестоимость которой за единицу составила 30руб.

Выручка от реализации продукции за первый квартал 2008г. составила 4 ООО ООО руб. без учета НДС.

Расходы на дегустацию составят: 30 ООО руб. (30руб. х 1 ОООединиц).

Предельный размер рекламных расходов за I квартал 2008г. составит 40000руб. (4000000руб. х 1%).

Поскольку полученный в результате расчета предельный размер рекламных расходов меньше фактической суммы нормируемых расходов (30 ООО руб. < 40 ООО руб.), то такие расходы принимаются в целях налогообложения прибыли в сумме фактически произведенных затрат.

В бухгалтерском учете организации будет сделана следующая проводка: Д-т сч. 44 «Готовая продукция», субсчет «Расходы на рекламу» К-т сч. 20 «Основное производство» — 30 ООО руб. — списана стоимость готовой продукции, переданной в ходе рекламной акции.

Налоговые органы считают, что при передаче в рекламных целях сувенирной продукции, продуктов питания для дегустации в рамках рекламной кампании происходит безвозмездная реализация товаров.

Следовательно, возникает объект обложения налогом на добавленную стоимость (далее — НДС) в силу п. 1 ст. 146 НК РФ, но только при условии,

что покупная стоимость или расходы на производство единицы сувениров превышают 100 руб. согласно подп. 25 п. Зет. 149 НК РФ. Налоговую базу надо также определять исходя из рыночных цен. Официальная позиция по этому поводу выражена в письме УФНС России по г. Москве от

26.10.2007 № 20-12/102577.1 «О порядке налогообложения НДС безвозмездной передачи продукции в рекламных целях».

Поэтому при передаче сувениров либо продуктов питания для дегустации стоимостью ниже 100 руб. НДС не начисляют, а сумму входного НДС по ним к вычету не принимают. Ее включают в расходы организации. В данном случае считается, что товары были использованы в операциях, не облагаемых НДС.

Пример2. Общество с ограниченной ответственностью «Мир» заключило договор с ООО «Заря» на поставку сувенирной продукции в количестве 1 ООО шт. на общую сумму 50 ООО руб., в том числе НДС — 7 627руб. Сувениры были куплены для бесплатного распространения на презентации новой продукции.

Расходы на покупку одного сувенира составят 42руб. [(50 000руб. — 7627руб.)/1 000 шт. ].

Так как себестоимость одного сувенира не превышает 100руб., то при их передаче в рекламных целях НДС начислять не нужно. При этом НДС, предъявленный поставщиком, следует отнести нарасходы, поскольку реализация этих сувениров освобождается от налогообложения.

В бухгалтерском учете ООО «Мир» необходимо сделать следующие проводки:

Д-т сч. 10 «Материалы» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» — 42 373руб. — приобретены сувениры для презентации;

Д-т сч. 19 «НДС по приобретенным ценностям» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» — 7 627 руб. — учтен НДС по приобретенным сувенирам;

Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и заказниками» К-т сч. 51 «Расчетные счета» — 50 000руб. — перечислены денежные средства поставщику сувениров;

Д-т сч. 44 «Готовая продукция», субсчет «Расходы на рекламу» К-т сч. 20 «Материалы» — 42373руб. — списана стоимость сувениров, розданных во время рекламной акции;

Д-т сч. 44 «Готовая продукция», субсчет «Расходы на рекламу» К-т сч. 19 «НДС по приобретенным ценностям» — 7627руб. — списан НДС по розданным сувенирам.

Если расходы на приобретение (изготовление) единицы рекламной продукции превысят 100 руб.,

тогда налог нужно начислить в бюджет в том же порядке, что и при безвозмездной передаче товаров. При этом входной НДС, относящийся к розданной продукции (товарам, работам, услугам), принимается к вычету в общем порядке согласно письму МНС России от 26.02.2004 № 03-1-08/528/18.

Пример 3. Общество с ограниченной ответственностью «Салют» заключило договор с ООО «Орион» на поставку сувенирной продукции в количестве 100 шт. на общую сумму 15 ООО руб., в том числе НДС — 2 288руб. Сувениры были куплены для бесплатного распространения на презентации новой продукции.

Расходы на покупку одного сувенира составят 127,12руб. [(15 000руб. — 2 288руб.)/ 100 шт.].

Так как себестоимость одного сувенира превышает 100руб., то их стоимость подлежит обложению НДС. При начислении налога должна учитываться не фактическая себестоимость сувенира, а его рыночная цена. Предположим, что она соответствует цене покупки сувениров. Следовательно, с одного сувенира

ООО «Салют» надо начислить налог в сумме 22,88руб. (127,12руб. х 18%).

Тогда общая сумма начисленного НДС составит 2288руб. (22,88руб. х 100 шт.).

В бухгалтерском учете ООО «Салют» необходимо сделать следующие проводки:

Д-т сч. 10 «Материалы» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» — 12 712руб. — приобретены сувениры для презентации;

Д-т сч. 19 «НДС по приобретенным ценностям» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» — 2 288 руб. — учтен НДС по приобретенным сувенирам;

Д-т сч. 60«Расчеты с поставщиками и заказчиками» К-т сч. 51 «Расчетные счета» — 15 000руб. — перечислены денежные средства поставщику сувениров;

Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» К-т сч. 19 «НДС по приобретенным ценностям» — 2 288руб. — списана сумма НДС;

Д-т сч. 44 «Готовая продукция», субсчет «Расходы на рекламу» К-т сч. 20 «Материалы» —12 712руб. — списана стоимость сувениров, розданных во время рекламной акции;

*

Д-т сч. 44 «Готовая продукция», субсчет «Расходы на рекламу» К-т сч. 19 «НДС по приобретенным ценностям» — 2 288руб. — списан НДС по розданным сувенирам;

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочиерасходы» К-т сч. 44 «Расходы на продажу» —

2 288руб. — начислен НДС по сувенирам.

Другую позицию заняли судьи. Они приводят множество аргументов в обоснование того, что расходы на дегустацию, бесплатную раздачу товаров и сувениров в рамках рекламной кампании не облагаются НДС.

Например, в постановлении ФАС СевероЗападного округа от 03.05.2007 по делу № А13-16685/2005-21 указано, что передача продукции в рамках рекламной кампании является расходами на рекламу и не может быть квалифицирована как безвозмездная передача товара согласно подп. 1 п.

1 ст. 146 НКРФ.

Аналогичное мнение выражено в постановлениях ФАС Московской области от 08.10.2007 по делу № А40-63038/06-139-289, ФАС Волго-Вятского округа от 31.08.2007 по делу № А11-306/2007-К2-23/55, ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.03.2007 по делу № АЗЗ-11414/06-Ф02-1651/07, ФАС Центрального округа от 05.03.2007 по делу № А14-15515/2005/631/34.

В постановлении ФАС Московской области от 09.11.2006 по делу № КА-А40/10964-06 также отмечено, что при распространении сувенирной продукции организация в качестве возмещения получает определенные экономические выгоды, связанные с привлечением внимания к его услугам, поддержанием интереса к нему, продвижением на рынке.

Литература

1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

2. О рекламе: Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-Ф3.

3. О порядке налогообложения НДС безвозмездной передачи продукции в рекламных целях: письмо УФНС России по г. Москве от

26.10.2007 № 20-12/102577.1.

* *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.