Научная статья на тему 'Ранняя взрослость в свете православной педагогики и психологии'

Ранняя взрослость в свете православной педагогики и психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
39
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ранняя взрослость / педагогика / психология / брак / профессия / кризис / христианство. / early adulthood / pedagogy / psychology / marriage / profession / crisis / Christianity.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кириллов Андрей Алексеевич

статья анализирует психолого-педагогические принципы воспитания и становления личности в период ранней взрослости. Рассматриваются ключевые для этого периода возрастные особенности — профессиональное становление, брак, семья, образование, духовная жизнь с точки зрения светского и христианского подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Early adulthood in the light of Orthodox pedagogy and psychology

the article analyzes the psychological and pedagogical principles of education and personality development during early adulthood. The key age features for this period are considered — professional development, marriage, family, education, spiritual life from the point of view of secular and Christian approaches.

Текст научной работы на тему «Ранняя взрослость в свете православной педагогики и психологии»

Православная педагогика и психология УДК: 37.013.77

Протоиерей Андрей Алексеевич Кириллов, кандидат богословия, преподаватель Нижегородской духовной семинарии

Ранняя взрослость в свете православной педагогики и психологии

Аннотация: статья анализирует психолого-педагогические принципы воспитания и становления личности в период ранней взрослости. Рассматриваются ключевые для этого периода возрастные особенности — профессиональное становление, брак, семья, образование, духовная жизнь с точки зрения светского и христианского подходов. Ключевые слова: ранняя взрослость, педагогика, психология, брак, профессия, кризис, христианство.

Archprieft Andrey Alekseevich Kirillov, Candidate of Theology, Lecturer at the Nizhny Novgorod Theological Seminary

Early adulthood in the light of Orthodox pedagogy and psychology

Annotation: the article analyzes the psychological and pedagogical principles of education and personality development during early adulthood. The key age features for this period are considered — professional development, marriage, family, education, spiritual life from the point of view of secular and Chriftian approaches. Key words: early adulthood, pedagogy, psychology, marriage, profession, crisis, Chriftianity.

Для православного педагога представляет существенное значение понимание определенных возрастных особенностей, уникальные характеристики и особенности развития человека. Психология развития предоставляет педагогам глубокое осмысление того, как человек физически, когнитивно, эмоционально и социально развивается на разных этапах жизни. Это позволяет адаптировать методики обучения и воспитания в соответствии с возрастными потребностями и способностями. Педагоги могут использовать знания о развитии человека, чтобы выработать корректный подход к обучению и взаимодействию с учеником или студентом. В свою очередь, это помогает определить какие задачи и преподавательские методы будут наиболее полезными и эффективными для учеников определенного возраста. В частности, это помогает педагогам понять причины ненадлежащего поведения учащихся и использовать соответствующие стратегии управления поведением на занятиях. Таким образом, понимание возрастной психологии является важным компонентом успешной педагогической работы.

В связи с тем, что студентами духовной школы (семинария, академия) являются юноши в период перехода к взрослости (или же молодые

люди в ранней взрослости), представляется целесообразным рассмотреть существенные особенности этого возраста.

Взрослость — время активного изменения и роста. Развитие человека в период взрослости зависит от разрешения проблем предшествующих периодов — обретения доверия и автономии, инициативы и трудолюбия. Вопрос о границе между подростковым периодом и юностью, юностью и зрелостью окончательно не решен. Условно, период взрослости — наиболее длительный период жизни человека, в котором, как правило, выделяют три стадии. Это период ранней взрослости (от 20 до 40 лет), средней взрослости (от 40 до 60 лет) и поздней взрослости (от 60 лет и старше). «На каждой фазе жизненного пути, как подчеркивал Л. С. Выготский, складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное отношение личности к окружающей её социальной действительности, определяющие пути развития, по которым социальное становится индивидуальным»1.

Ранняя взрослость является переходным периодом между юностью и зрелым возрастом. Это период от 20 до 40 лет (ориентировочно), когда молодые люди начинают процесс самоопределения и формирования личности, а также взаимодействия с социумом. Взрослость определяется и социально и юридически — как возможность соблюдать нормы и правила социальной жизни, занимать определенные статусные позиции, реализовывать свои социальные достижения (образование, профессия, укорененность в социальных сообществах и т. д.), нести ответственность за собственные решения и поступки. Важным новообразованием данного периода можно считать достижение социальной зрелости. В период молодости главной задачей становится решение социальных задач: приобретение профессии, социального статуса, создание семьи.

В этом возрасте люди становятся более уверенными в себе, чем в юношестве, однако могут испытывать затруднения в отношениях — среди сверстников, коллег, педагогов, а также в браке. Присутствуют определенные страхи: страх потерять себя, стать посредственностью, то есть не достичь полноценной взрослой идентичности. Часто в ощущение

кризиса вплетается неуверенность относительно выбора профессии. Поступая в ВУЗ, молодой человек зачастую имеет о будущей профессии смутные представления. Когда в процессе обучения появляется первое реальное знание, молодой человек начинает примерять его на себя, сопоставлять со своими желаниями и, возможностями, что может привести к осознанию неполного соответствия сделанного выбора и реального призвания.

Потеря детской веры, непосредственного отношения к миру, может породить сильные душевные процессы и вызвать депрессию. Опасность представляет то, что кризис ранней взрослости может протекать болезненно, в определенных ситуациях он может привести и к самоубийству. Молодой человек приходит к осознанию, что мир — не только счастье и удовольствие, но и значительные трудности, которые надо преодолевать. Известный суицидолог Э. Гроллман заключает, что «молодежь в настоящее время сводит счеты с жизнью почти в эпидемических масштабах, и... частота суицидов в молодости возросла в три раза»2. При этом, ведущим мотивом при суициде является не определенная явная причина, а возникающее чувство безнадежности и беспомощности, когда проблемы кажутся непреодолимыми. Усугубить ситуацию может сниженная самооценка, чувство ненужности, несоответствия требованиям и ожиданиям окружающих, недостаток доверительных отношений. Безусловно, педагогу следует быть внимательным к студентам и их внутреннему состоянию, оказать поддержку, при необходимости. В случае духовной школы, значение может иметь и совет священника — духовника и внимательное отношение педагогов.

Значимым итогом кризиса ранней взрослости является обретение взрослой идентичности и принятие готовности к изменениям в течение дальнейшей жизни. Важно понимать, что большие жизненные проблемы никогда не разрешаются навсегда. Смысл и цель существования таких проблем заключается не в их разрешении, а в том, чтобы человек беспрестанно над ними работал.

Ранняя взрослость (после прохождения кризиса) характеризуется достаточной эмоциональной стабильностью, улучшенными коммуникативными навыками; когнитивные способности могут достигать пика. Меняется позиция в общении со взрослыми. Если раньше общение осуществлялось из детской позиции, то теперь это общение на равных

Формируется личная картина мира, «Я-концепция» человека. Молодые люди начинают понимать, чего они хотят в жизни, что их увлекает и что дает им смысл. В процессе формирования личности они могут принимать сложные решения, связанные с карьерой, семьей и личными отношениями.

Говоря о физических характеристиках возраста, можно отметить, что к 23-25 годам психофизиологические функции достигают пика и сохраняются на достигнутом уровне приблизительно до сорока лет. Пороговые значения 20-летнего возраста могут быть использованы в качестве эталона сенсорного оптимума, по сличению с которым можно определить возраст любого человека.

Именно в этот период большинство вступают в брак. Создание семьи имеет особое значение для развития личности. Общее развитие человека, включая духовный рост, во многом зависит от развития семейной жизни. Рождение детей также имеет существенное значение для человека. Семья, в которой рождается ребенок, приобретает новое качество. Меняется структура семейной жизни, супруги разделяют новые обязанности, новую ответственность, проживают новые радости и скорби, приобретают новые смыслы жизни. Если брак не очень удачный, то это замедляет развитие личности в целом, его профессиональный рост, негативно влияет на отношение к противоположному полу, и, зачастую, на его отношение к миру в целом. Сегодня распространен динамический подход, основанный на изучении влияния прошлого, в частности детского опыта супругов на брак — на выбор партнера в браке оказывает влияние образ родителя противоположного пола. Если роль этого родителя была в семье позитивной, то это создает предпосылки супружеской гармонии, и наоборот.

Иногда рождение ребенка может привести к кризису взаимоотношений в семье. Некоторые авторы считают этот кризис личностным, поскольку он может затрагивать не только сферу взаимоотношений, но и различные аспекты личности мужа и жены. У мужа возникают специфические страхи, связанные с выполнением ролей, отводимых мужчинам — следить за здоровьем жены и детей, появляются экзистенциальные страхи. Почти во всех исследованиях, посвященных беременности и воспитанию детей, отмечается, что мужчины испытывают одиночество и отверженность, поскольку женщины погружены в свои собственные переживания. Личностные кризисы мужчин, связанные с переходом к родительству, могут разрешиться в результате правильной адаптации к роли отцовства, которая дает мощный стимул для развития во всех сферах жизни и укрепляет отношения в семье.

Кроме нормативных событий этого периода, мотивационная система человека может существенно корректироваться вследствие ненормативных событий. Это связано с еще не устоявшейся системой ценностей и эмоциональной чувствительностью молодой личности. Так, желание молодых людей заключить супружеский союз может быть обусловлено, по крайней мере, пятью значимыми мотивами. Это — любовь, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие и моральные соображения. Единство первых двух мотивов определяет тенденцию долгосрочного сохранения благополучных брачных отношений.

Изучение разводов по данным бракоразводных процессов привело к созданию различных классификаций мотивов разводов у разных авторов. В целом, в качестве основных причин, побуждающих людей к расторжению брака, могут быть названы следующие:

• несоответствие (несовместимость) характеров;

• плохие отношения с родителями (вмешательство родителей и других родственников);

• нарушение супружеской верности;

• пьянство (алкоголизм);

• вступление в брак без любви, или легкомысленное вступление в брак.

Однако, за указанными мотивами разводов могут быть скрыты более серьезные расхождения между супругами. Иногда реальный мотив подменяется другим. Например, муж, может быть, не доволен лидерством жены в семье, а на суде указывается обобщенный мотив — «не сошлись характерами». Конечно, для религиозного, верующего человека, важно учитывать, что «общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16. 5; Флм. 1. 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7. 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения»3.

Решением молодых людей в пользу выбора одинокого образа жизни часто оказывается желание избежать множества проблем, которые может нести неудачное супружество. Оставаясь одиноким, молодой человек не ограничивает собственной свободы, не испытывает ощущений скуки, досады, раздражения от общения с «надоевшим» человеком. Выбор между стремлением к свободе и стремлением к защищенности и безопасности, которые достигаются в здоровой семье, делается в пользу свободы.

Впрочем, для христианина тут, конечно может присутствовать и другой мотив — особая ревность о Господе и духовной жизни, которая может привести его к выбору монашеского пути. Но, в данном случае, речь именно о целостном и осознанном выборе своего пути, в противовес «убеганию» от проблемы.

Ведущая деятельность в период молодости — профессиональная. В этот период происходит овладение выбранной профессией. Уже в молодости человек может приобрести достаточно высокий уровень мастерства в своей профессии (или служении в качестве священника). Это

чрезвычайно важно для развития характера, особенно если выбранная профессия соответствует призванию. Молодые люди обнаруживают стремление к самовыражению, формируют свой личный стиль жизни, обнаруживают и реализуют свой личный смысл жизни, формируется система моральных, культурных и духовных ценностей.

Профессиональное самоопределение можно рассматривать в двух планах: как ориентацию на определенные виды и характер труда или же как стремление к определенному статусу и месту в системе социальных отношений. Важно отметить, что второе понимание включает в себя первое, и во многом смыкается с понятием социального самоопределения. Склонность многих молодых людей к самореализации и саморазвитию является важным стимулом для дальнейшего повышения квалификации, получения дополнительного образования. Наиболее значимыми мотивами выбора профессии являются призвание, практические соображения, родительские установки, желание реализовать свои способности, интерес к профессии, ее престижность и ориентация на сложившуюся систему ценностей.

Впрочем, «православная педагогическая мысль главным результатом обучения считает изменение, совершенствование духовного опыта человека»4. Поэтому, для молодости особое значение имеет выстраивание системы личных нравственных, культурных, духовных ценностей — оно позволяет острее и полнее чувствовать себя, свое «Я». Ранней взрослости свойственно интересоваться и решать для себя экзистенциальные проблемы — жизни и смерти, свободы, ответственности, общения, любви и одиночества, смысла существования в разных формах.

В этом возрасте могут возникнуть трудности в связи с недостатком жизненного опыта, трудным выбором верного пути. Для разрешения трудностей, естественно искать советы и наставления у более опытных людей (духовник, значимые взрослые), чтобы извлекать максимум пользы из их опыта.

Подводя итог, можно отметить, что важной чертой зрелой духовно и интеллектуально личности можно считать осознанное и верное

саморазвитие и самоактуализация. Данная идея видится чрезвычайно значимой для многих педагогических и психологических концепций о человеке (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, В. Франкл5). Проявляется самоактуализация различными способами — в служении Богу, своему делу, любви к другому человеку. Таким образом, в молодости человек начинает утверждать себя в жизни, осуществлять поставленные цели. Большинство людей встречают спутника жизни и создают семью, приобретается профессиональное мастерство.

Преподавателю духовной (да и светской) школы следует учитывать данные возрастные особенности. Педагоги должны быть готовы оказывать руководство, консультирование и поддержку студентам во время их обучения, помогая им преодолевать духовные и эмоциональные вызовы. Тем более, что «современный педагог действительно имеет широкий спектр возможностей для того, чтобы наполнить образовательный процесс духовным содержанием: пособия, методические рекомендации и материалы, курсы повышения квалификации, организованные совместно департаментами образования и отделами религиозного образования и катехизации в епархиях Русской Православной Церкви»6.

Молодость — это расцвет отношений любви и дружбы. Центральными возрастными новообразованиями этого периода можно считать семейные отношения и профессиональную компетентность, когда человек уясняет смысл своей жизни, подводит ее первые итоги.

Список литературы:

1. Гроллман Э. Суицид: превенция, интервенция, поственция // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. М.: Гардарики, 2001.

2. Дивногорцева С. Ю. Смысл, сущность и цель воспитания в контексте православной педагогической культуры. Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. В.3. 2006. С.68-87.

3. Иерей Артемий Ахметшин. «Православная педагогика как основание воспитания личности в системе школьного образования». Вестник Омской Православной Духовной Семинарии. Омск, 2017

4. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. URL:

http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html

5. Порхачева Л. В., ДжусК. Я. Особенности развития личности в период ранней

взрослости // Современные проблемы психологии личности: теория и практика.

URL: https://psyj0urnals.ru/n0nserialpublicati0ns/b0zh0vich/c0ntents/30161

6. Франкл, В. Человек в поисках смысла. — М. «Прогресс», 1990.

Примечания и библиографические ссылки

1. Порхачева Л. В., Джус К. Я. Особенности развития личности в период ранней взрослости // Современные проблемы психологии личности: теория и практика. URL: https://psyj0urnals.ru/n0nserialpublicati0ns/b0zh0vich/ c0ntents/30i6i

2. Гроллман Э. Суицид: превенция, интервенция, поственция // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. М.: Гардарики, 200i. С. 2i.

3. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. http:// www.patriarchia.ru/db/text/4i9i28.html

4. Дивногорцева С. Ю. Смысл, сущность и цель воспитания в контексте православной педагогической культуры. Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. В.3. 2006. С.68-87. С. 86.

5. Франкл, В. Человек в поисках смысла. -М. «Прогресс»,1990.

6. Иерей Артемий Ахметшин. «Православная педагогика как основание воспитания личности в системе школьного образования». Вестник Омской Православной Духовной Семинарии. Омск, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.