Психология
УДК 159.922.7
кандидат психологических наук, доцент Ерина Инобат Аъзамкуловна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
МОЛОДОСТЬ - СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД СОЗДАНИЯ СЕМЬИ
Аннотация. В статье проанализированы исследования периоды полного полового и физического созревания, ранней зрелости, молодости как сензитивного периода ведущими учеными в контексте создания семьи. Рассмотрены возрастные новообразования как качественные изменения в структуре личности молодых людей.
Ключевые слова: молодая семья, период молодости, сензитивный период, возрастные новообразования, студенческая молодежь, брачно - семейные отношения.
An^taUm. The article analyzes the study periods of full sexual and physical maturation, early maturity, youth as a sensitive period by leading scientists in the context of family creation. Age-related neoplasms as qualitative changes in the structure of personality of young people are considered.
Keywords: a young family, the period of youth, a sensitive period, age neoplasm, students, marriage and family relations.
Введение. В период молодости наиболее выраженными являются социальные потребности. В подростковом и юношеском возрасте имеется высокая потребность объединять различные проявления жизненного я - собственное «Я» на данных этапах переживает возможность ориентации, где для реализации интеграции требуется сила, подростки и юноши нуждаются в энергии, которая дает возможность преодолеть несостоятельность различных проявлений жизни. Период молодости выступает как возраст роста силы «Я», его способности проявлять и сохранять свою индивидуальность. В этот период уже имеется основа для преодоления страха потерять собственное «Я» в условиях групповой деятельности, дружбы, любви или интимной близости. При этих условиях молодые люди стремятся испробовать свои силы через конфронтацию с другими людьми.
Формулировка цели статьи исследование структуры развития личности в период ранней зрелости в разрезе периода интенсивного интеллектуального развития, формирования учебно - профессиональной деятельности, изучение роли молодых людей, вступающих во взрослую жизнь.
Изложение основного материала статьи. Период ранней зрелости расценивается как время перехода к взрослой жизни, однако, в разные исторические эпохи этому возрастному периоду приписывали разный социальный статус. Это период полного полового и физического созревания, где достижение социальной зрелости связывают с взрослением, несмотря на то, что изучение этого этапа развивалось на протяжении длительного времени, и в разных исторических общества, было зафиксировано различными возрастными ограничениями. На данный период молодости, с одной стороны сказывается воздействие социальной системы, а с другой стороны, как индивид сам молодой человек, в течение социализации осваивает и овладевает новые роли, оставляя старые социальные роли.
Л.С. Выготский впервые называет период молодости «началом зрелой жизни».
В дальнейшем эта концепция была развита и другими исследователями. Период молодости в качестве отдельной социальной, психологической и возрастной категории было введено в науку в 1960-х годах в исследовании психофизиологических функций взрослых.
Рамки периода молодости размыты, в него входит возрастная категория людей от 18 до 26 лет, эта стадия развития взрослого человека являет собой «переходную фазу от созревания к зрелости и определяется как ранняя зрелость.
Согласно исследованиям Ю.Е. Алешиной период молодости является сензитивным периодом для формирования основных социогенных потенций личности.
Исследования Ю.Е. Алешиной, М.Д. Дворяшиной, Л.С. Грановской, В.Т. Лисовского, И.А. Зимней, И.С. Кон, позволяют сделать вывод, что в период ранней зрелости осуществляется последующее психическое развитие личности, комплексная реструктуризация психических функций внутри интеллекта, изменяется вся структура личности в связи с вступлением в новое, наиболее разнообразные и крупные социальные сообщества.
Согласно возрастной периодизации Д.Б. Бромлей, ранняя взрослость (21- 25 лет) - в это период, когда молодые люди уже овладели ролью взрослого, наступает полная экономическая, правовая ответственность и включение человека во все виды социальной деятельности в обществе. На этом цикле жизни у молодых людей складываются свои семьи, собственный образ жизни, рождение первого ребенка, освоение профессиональных ролей, реализация навыков в профессиональной деятельности. С позиции общепсихического развития, период молодости является временем усиленной социализации человека, формирования высших психических функций, развития интеллектуальных систем и личности в целом.
Возрастные новообразования следует рассматривать как качественные изменения в развитии личности для этого возрастного периода. Они выражаются в свойствах психических процессов, состояний личностных характеристик, определяющие переход на наиболее высокий уровень организации и функционирования. Новообразования юношеского возраста наблюдаются также в структуре личности, а именно в потребностях, интересах, наклонностях, характере. Смысл жизни выступает одним из главных новообразований. По мнению С.В Ковалева, в период юношества проблема смысла в жизни приобретает границы глобальности, всесторонности с учетом ближайшего и дальнейшего будущего. Одним из основных условий этого возраста также является возникновение нового роста жизненных позиций и установок, и это находит свое выражение в сознательном строительстве личной жизни как проявления начала поиска ее смысла.
Е.Г. Силяева, указывает на социальную предопределенность зрелых периодов, подчеркивает, что периодизация образа жизни личности, начиная с юношества, больше не соизмеряется с возрастной периодизацией и становится личной. Психологическое содержание периода молодости связанно с развитием
у молодых людей самосознания, разрешения проблем профессионального самоопределения и вступления во взрослую жизнь. В этот период развиваются, профессиональные и познавательные интересы, необходимость в трудовой деятельности, способность планировать жизненные цели, социальную активность, устанавливается независимость и выбор жизненного пути. На этом этапе молодой человек утверждается в выбранной деятельности, приобретает профессиональное мастерство и окончательно оформляется профессиональная подготовка.
Согласно трудам Б.Г. Ананьева, А.В. Дмитриева, С.В. Ковалева, В.Т. Лисовского, период обучения в высшем учебном учреждении соответствует второму периоду молодости или первому периоду зрелости, предусматривающему комплексное формирование черт личности. Характерной чертой морального развития личности в период молодости является укрепление сознательных мотивов. В научных работах ученых рассматриваемой темы, отмечены наиболее высокие характеристики, которые требуются молодым людям, как решительность, целеустремленность, настойчивость, инициатива, самостоятельность, умение владеть собой. В современных условиях особую актуальность приобретает интерес молодых людей к проблемам морали - образа жизни, цели, долга, преданности, любви и т.п.
Подростковый возраст создает психологическую, физиологическую базу для молодых людей в обучении, в овладении других ролей и функций, в частности роли супругов. Утверждено учеными, что с позиции психологии развития, в период молодости происходят возрастные изменения и изменения функций внутреннего мира, самосознания, перестраиваются психические процессы и черты личности, происходят изменения в эмоционально - волевой сфере.
В период молодости проявляется стремление к противоположному полу. Это стремление может преобладать над пониманием, убеждением, значениями и уже сформированными ценностными ориентациями молодого человека. Молодые люди находятся на том этапе жизни, когда над другими чувствами может превалировать абсолютная страсть к другому человеку.
Личность принимает решение о том, в каком порядке он будет использовать свои способности для реализации себя в трудовой деятельности и непосредственно в самой жизни. Одним из характерных признаков ранней зрелости и своеобразной чертой можно считать тенденцию роста браков.
Предпосылками этого могут выступать экономические реформы, возрастающие темпы эмоциональной, социальной и моральной эмансипации молодежи, становление половой зрелости.
Данное обстоятельство провоцирует ряд проблем, связанных с морально - психологическим и медико -биологическим аспектами. Это обуславливает то, что современная семья являет собой уникальную микросреду для молодых людей в том аспекте, что предоставляет им возможность постоянно удовлетворять ряд жизненных потребностей в досуге, психологическом комфорте, любви, интеллектуальном общении с партнером, и т.п. Сочетание брачно - семейных отношений и обучения зависит в большей степени от типа организации жизни в семье, что, в свою очередь, связанно с уровнем готовности к браку и созданию семьи.
Студенческая молодежь создает семью в силу нахождения молодыми людьми близкого и любимого человека, который требуется для полноценной и счастливой жизни. Стабильность таких брачно - семейных отношений в большинстве своем обуславливается причинами, приведшими к регистрации брака. Отечественными исследователями С.И. Голод, З.И. Файнбург, Н.Ю. Синягина доказывает своими исследованиями, что преобладающим мотивом для заключения брачных отношений у молодых выступает любовь и подобные ей этические, духовные, эстетические ценности и ожидания [2].
Отмечается достаточно большой перечень мотивов, которые лежат в основании решения создать брачно - семейные отношения, такие как общие интересы, любовь, совпадение взглядов, образ жизни, финансовые потребности и др. При этом молодые люди руководствуются своими наиболее значимыми мотивами.
Любовь как эмоциональная основа брака преобладает над другими мотивами. Любовь в брачно -семейных отношениях остается для большинства молодых людей наивысшей ценностью. Сохранение взаимно любви в браке между супругами является одним из субъективных признаков успешного функционирования семьи. На основании положительно окрашенной прочной эмоциональной взаимосвязи супругов, реализуется преодоление сложностей адаптационного этапа. Характер и напряженность эмоций обуславливают степень «социального оптимизма» супругов, а именно устойчивость к неблагоприятным внешним условиям семейной жизни, в частности материально - бытовых.
В случае прочных брачно - семейных отношений, любовь является неподдельной и действенной, то есть предполагает получение не эгоистического удовлетворения, а ощущения счастья по средству радости другого человека, получение удовлетворения через отраженное наслаждение другого. Подлинность чувств предусматривает уважение прав и желаний одного из супругов, его интересов, духовную близость супругов.
Эмоциональная сторона брачно - семейных отношений имеет для молодежи первоочередное значение. Удовлетворение семейной жизнью каждого из супругов зависит от характера и силы чувств. Материальные условия и возможность продолжать обучение без определенных трудностей, одновременно появляющихся с образованием семьи, не оказывают настолько сильное воздействие на удовлетворенность брачно -семейными отношениями, как характер и сила чувств молодых людей.
А.И. Антонов установил связь между сохранением чувства любви в браке и характером проведения досуга: рациональное распределение обязанностей по дому между молодоженами дает возможность увеличить длительность свободного времени каждого из супругов, в частности женщины.
Значительную роль в сохранении и укреплении чувств молодых людей в брачно - семейных отношениях, оказывает положительно окрашенное общение, потому как оно выступает необходимым условием для полноценной, внутренне богатой и эмоционально насыщенной семейной жизни.
Исследования в социальной ориентации студенческой молодежи доказывают, что сравнительно недавно произошли кардинальные изменения в социально - экономических и социально - культурных ориентирах, которые внесли определенные изменения не только в структуру ценностных ориентаций молодежи, но и в содержание брачно - семейных установок. Следовательно, в структуре ценностных ориентаций молодых людей на протяжении длительного времени, остаются значимыми такие категории, как любовь, общение, семья [3].
Последние исследования свидетельствуют о том, что роль экономического компонента, сосредоточение внимания на материальных благах и высоком, социальном статусе и личном благополучии у молодых людей начинают занимать господствующее место в структуре ценностных ориентаций, постепенно оттесняя психологические категории, которые в настоящее время остаются предпочтительными для большинства
молодых людей в качестве основных ценностей. Лишь незначительный процент студенческой молодежи отдает предпочтение безбрачию.
Однако, создание брачно - семейных отношений часто молодые люди объединяет с приобретением финансовой независимости, которая, по их мнению, необходима для образования благополучной семьи, именно по этой причинена ранние браки ориентируется четверть студенческой молодежи в современных реалиях.
Сформированная готовность студенческой молодежи к семейной жизни обуславливает функционирование благополучной, устойчивой и стабильной семьи, потому как супружеские отношения на начальной стадии определяются рядом возникающих вопросов, а именно распределение семейных и бытовых обязанностей, решением жилищных и финансовых вопросов, а также начало семейной жизни связанно с процессом накопления жизненного опыта. Данный период семейных отношений является самым опасным и трудным с позиции устойчивости и стабильности семейной жизни.
Трудности устойчивости семейных отношений в настоящее время обуславливается сложными экономическими условиями.
Большинство молодых семей в начале супружеской жизни сталкиваются с проблемами, о которых они возможно слышали раньше, но не думали, как их решать. В частности, недостаточный бюджет, которым располагает молодая семья требует тщательности ведения хозяйства, для этого необходимы элементарные знания и умения.
Студенчество призвано приумножать моральный и духовный потенциал общества и для этого ему необходимо создавать условия.
Изучение молодых семей и наиболее благоприятного для их создания очень важно, потому что молодость с позиции физиологической и психологической готовности считается наиболее благоприятным для создания семьи и рождения детей. Браки в студенческие годы, в большинстве случаев проявляют высокий уровень сплоченности, на основе общих интересов, групповой идентичности, определенной субкультуры и образа жизни. Следовательно, слабая социальная готовность молодых людей к вступлению в брак, психологические перегрузки, и завышенные требования к партнеру, часто приводят к конфликтам, которые разрушают устои молодых семей. Для того что бы молодые люди могли гармонично строить свои взаимоотношения в будущем браке, ей необходимо знать особенности общения, межличностных отношений в современной семье. Открытость семьи, ее отношение к прошлому и будущему создадут реальную основу для перехода к новому обществу, которое нуждается в прочном семейном механизме [3].
Необходимо отметить, что особенности социально - психологического типа личности выступают одним из факторов психологической готовности к брачно - семейным отношениям. В любую историческую эпоху доминировали свои системы воспитания, направленные на формирование определенного типа личности. Исследование условий воспитания и социально - психологических типов личности, которые базируются на четко детерминированном процессе, позволяет выбрать конкретные стили семейного воспитания.
Под стилем семейного воспитания понимаются наиболее характерные способы, которые связанны с отношениями родителей и детей, применяющие определенные методы и инструменты воспитания, педагогического влияния, что проявляется в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
Аксиологический подход рассматривает человека в аспекте собственной значимости для общества, то есть, обуславливает его социальный ориентир и социальные ценности.
Эти промежуточные элементы А.В. Артамонова определила, как ведущие и составляющие компоненты характера личности [1].
Таким образом, целесообразно учитывать условия и обстоятельства создания семейной жизни супругов в зависимости от их типа личности. Т.В. Пушкарева, М.Н. Швецова, К.Б. Зуев считают, что, учитывая особенности типов, можно выделить основные формы взаимоотношений родителей с детьми и окружающим миром, которые в последующем могут быть положены в основу классификации стилей семейного воспитания. Основными формами отношений к детям и окружающим являются: отношение родителей к деятельности ребенка; отношение родителей к методам наказания и поощрения ребенка; отношение родителей к ребенку; отношение родителей к окружающим людям; отношение родителей к формированию моральных ценностей у ребенка; отношение родителей к развитию умственных способностей ребенка [3].
Следовательно, в результате применения различных воспитательных стилей можно, получить различные социально-психологические типы личностей, стили семейного воспитания, предположительно, находятся под влиянием различных факторов биологических и генетических особенностей ребенка.
Выбор супругами стиля семейного воспитания, связан с темпераментом, семейными традициями родительской семьи, изучением научной литературы по педагогике, в этом замечены как положительные, так и отрицательные моменты, так как родители обращают внимание, на те, моменты, которые оправдывают их взаимоотношения с ребенком.
Выводы. Таким образом, возрастной период молодости выступает как сензитивный период вступления в брак и создания семьи молодых людей, что обуславливается непосредственно особенностями возраста. Формулирование выводов позволяет утверждать, что возрастной период молодости, время для формирования основных социогенных потенций личности, следовательно, в этом возрасте осуществляется последующее психическое развитие личности, комплексная реструктуризация психических функций внутри интеллекта молодого человека, изменяется вся структура его личности в связи с вступлением в новые наиболее разнообразные и крупные социальные сообщества.
Литература:
1. Артамонова, А.В. Семья в фокусе социально-философского анализа: монография / А.В. Артамонова; Поволжский государственный технологический университет. - Йошкар-Ола: ПГТУ, 2016. - 228 с.
2. Синягина, Н.Ю. Современная молодая семья: взрослые и дети / Н.Ю. Синягина. - Санкт-Петербург: КАРО, 2007. - 208 с.
3. Семья, брак и родительство в современной России / Институт психологии Российской академии наук; отв. ред. Т.В. Пушкарева, М.Н. Швецова, К.Б. Зуев и др. - Москва: Когито-Центр, 2014. - 280 с.
Психология
УДК: 159.922
старший преподаватель Казакова Татьяна Викторовна
Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПЕДАГОГА
Аннотация. В статье рассматривается понятие «профессиональная компетентность педагога», выделены основные подходы к определению данного феномена. Показано, что профессиональную компетентность педагога можно рассматривать как интегральную характеристику личности, обуславливающую готовность и способность выполнять педагогические функции и предназначена для продуктивного решения учебно-воспитательных задач.
Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, психологическая компетентность, педагоги, педагогическая профессия.
Annotation. In the article the concept "professional competence of the teacher" is considered, the main approaches to the definition of this phenomenon are highlighted. It is shown that the professional competence of the teacher can be considered as an integral characteristic of the personality, which determines the readiness and ability to perform pedagogical functions and is intended for the productive solution of teaching and educational tasks.
Keywords: competence, professional competence, psychological competence, teachers, pedagogical profession.
Введение. Начало 21 века сопровождается не только политическими и социально-экономическими преобразованиями, но и активным реформированием всей отечественной образовательной системы: внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС начального общего образования (2009), ФГОС основного общего образования (2010)), утверждение нового Закона об образовании (2012), появление Профессионального стандарта педагога (создание и обсуждение - 2013, применение с 01.01.2017). Внедрение в образовательную практику ФГОСов и реализация Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 гг. привели к появлению новых и переосмыслению уже существующих понятий, одним из которых и стало понятие «компетентность».
Исследование профессиональной компетентности обусловлено требованиями к личности и деятельности педагогического работника, предъявляемыми современными ФГОС и Профессиональным стандартом, которые требуют от педагога высокого уровня квалификации и компетентности, а также личностных качеств, способствующих профессиональному и жизненному самоосуществлению.
Формулировка цели статьи - систематизация и теоретический анализ подходов к определению профессиональной компетентности педагогов.
Изложение основного материала статьи. В отечественной психолого-педагогической науке за последние десятилетия количество исследований по проблеме компетентности и компетенций значительно увеличилось, однако, сложность изучаемого явления, как отмечают В.И. Байденко, И.А. Зимняя, О.В. Евтихов, В.М. Ростовцева и др., в том, что в научном сообществе до сих пор не сформулировано единого, системообразующего определения понятия «компетентность». На сегодняшний день в научных исследованиях наблюдается смешение и взаимозамена терминов, относящихся к единому семантическому полю - профессиональные компетенции, профессиональная компетентность, профессиональные способности, профессионально значимые качества (ПЗК), профессионально значимые личностные качества (ПЗЛК), профессионально важные качества (ПВК).
В Профессиональном стандарте педагога, действующем с 01.01.2017, понятие «компетенция» трактуется как «способность применять знания, умения, опыт и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности», а «профессиональная компетенция» определяется как «способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач» [16].
В Законе об образовании в ряду основных понятий «компетенция» и «компетентность» не указаны, однако компетенция упоминается как результат обучения и образования, показатель квалификации работника [18].
В словаре А.И. Новикова «Педагогика: система основных понятий» приводится следующее определение компетентности - это «способность (готовность) человека к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретенном обучающимся жизненном опыте, его ценностях, склонностях и способностях» [14, с. 80]. В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой - профессиональная компетентность учителя трактуется как владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания [9].
Слово «компетентный» происходит от латинского competentis - знающий, сведущий в определенной области; имеющий по своим знаниям право делать или решать что-либо, судить о чем-либо. То есть компетентный человек - это человек, информированный в определенной области, что позволяет ему качественно делать что-либо.
Не акцентируя внимание на семантическом анализе понятий «компетенция» и «компетентность», отметим, что в данном исследовании эти понятия дифференцируются: компетенция - это конкретные знания, умения, личностные свойства, необходимые в какой-либо деятельности, а компетентность - это совокупность компетенций, качественно преобразованных и актуализированных в конкретном виде деятельности.
В ряде исследований (В.А. Адольф, А.К. Маркова, А.И. Субетто, В.Д. Шадриков и др.) профессиональная компетентность рассматривается в связи с понятием «профессионализм» и понимается как высший уровень профессионального развития педагога.
Одной из первых на феномен профессиональной компетентности обратила внимание А.К. Маркова. Отмечая сложность выделения показателей и критериев профессионализма учителя, А.К. Маркова указывает на необходимость создания единой модели профессиональной компетентности. Понимая под профессионально компетентным трудом учителя такой труд, в котором на высоком уровне реализуется