Научная статья на тему 'Психологические условия готовности молодежи к браку и семейным отношениям'

Психологические условия готовности молодежи к браку и семейным отношениям Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3818
621
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / БРАК / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ / FAMILY / YOUTH / MARRIAGE / PSYCHOLOGICAL READINESS FOR FAMILY LIFE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ерина Инобат Аъзамкуловна

В статье раскрыта проблема психологической готовности к семейной жизни юношей и девушек студенческого возраста. Определены понятия «брак», «семейная жизнь». Изучены взгляды ученых к определению понятия «психологическая готовность». Проанализированы российские и зарубежные исследования по изучаемой проблеме. Рассмотрены психологические условия, три ступени готовности молодежи к браку. Выделена суть физической и социальной зрелости, понятие этико-психологической готовности к браку. Представлены результаты проведенного исследования с использованием анкеты «Готовность к браку и семейной жизни» и методики «Ролевые ожидания и притязания в партнеров».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Conditions of Young People’s readiness for Marriage and Family Relations

The article reveals the problem of psycho-logical readiness for family life of boys and girls of student age. Definitions of “marriage”, “family life” identified. The points of view of scientists on the concept of “psychological readiness” been studied. Russian and foreign studies of the problem analyzed. Psychological conditions, three stages of youth's readiness for marriage considered. The essences of physical and social maturity, the concept of ethical and psychological readiness for marriage singled out. The results of the conducted research using the questionnaire “Willingness for marriage and family life” and the methodology “Role expectations and claims to partners” presented.

Текст научной работы на тему «Психологические условия готовности молодежи к браку и семейным отношениям»

И. А. Ерина

УДК: 159.9:316.356.2; 159.9:64

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ГОТОВНОСТИ МОЛОДЕЖИ К БРАКУ И СЕМЕЙНЫМ ОТНОШЕНИЯМ

Актуальность данной статьи обусловлена фактором повышения численности непродолжительных браков, сопровождающихся рядом трудностей. Задача укрепления брачного союза и усовершенствования супружеского взаимоотношения обретает важную роль на государственном уровне.

Брак - это официально оформленные супружеские отношения, однако «семейная жизнь» - более широкое понятие, нежели брак, и является сложной, комплексной, многофункциональной, социальной системой, формой жизнедеятельности людей, определяющейся существующими общественно-экономическими и юридически-правовыми нормами.

Семья считается одним из важных социальных институтов. Традиционно семья определяется как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.

Базой семейных взаимоотношений является брак как исторически меняющаяся общественная модель взаимоотношений между девушкой и мужчиной, с помощью которой общественность упорядочивает и санкционирует их сексуальную жизнедеятельность и определяет их брачные и родственные полномочия, а также прямые обязанности.

Обычно семья представляет значительно усложненную систему взаимоотношений, так как имеет возможность включать не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Исходя из этого, семью нужно изучать не только в рамках супружеской пары, но и с учетом комплекса взаимосвязей,

взаимодействий и отношений личностей, исполняющих функции воспроизводства человеческого рода [3; 7].

Универсальность семейных отношений выражается в большом количестве выполняемых функций, а именно: репродуктивной, воспитательной, хозяйственно-бытовой, эмоциональной, духовного общения, первичной социализации, сексуально-эротической [3, с. 130].

Цель статьи - рассмотреть и изучить психологические условия готовности юношей и девушек студенческого возраста к браку в российских и зарубежных исследованиях. Задачи: уточнить понятия «брак», «семейная жизнь», «психологическая готовность»; представить результаты проведенного исследования.

Семье и браку посвящается значительное количество российских и зарубежных исследований. Особое внимание уделялось ее структуре, в которой были рассмотрены мотивы вступления в брак, причины семейных конфликтов и разводов, функции семьи, методы семейной терапии, супружеские и детско-ро-дительские отношения (А. Г. Харчев, В. Н. Дружинин, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис, В. Сатир, Г. Навайтис и др.) [2, с. 4].

В психологии готовность к заключению брака определяется основной предпосылкой гармонии в отношениях супругов и жизни семьи в общем. Рассматривая публикации современных авторов по данной проблеме, можно говорить о том, что ее разработкой занимались психологи разных сфер деятельности: спортивной (П. А. Рудик, А. Ц. Пуни, В. А. Пла-хтиенко), космической и инженерной (Е. С. Ве-ресоцкий, М. И. Дьяченко), возрастной психологии и педагогики (Е. А. Савченко, С. В. Ковалев, В. П. Кравец и др.), социальной (Л. Я. Гоз-ман, О. О. Кроник, А. Фернхем, П. Хейвен) и остальных отраслей психологии. О формировании готовности молодых людей к браку и семье говорили Е. Б. Бреева, С. Н. Бурова, Т. А. Гурко, И. В. Игнатова, К. С. Дзагкоева, Е. М. Черняк, Н. Л. Юркевич и другие ученые. И. В. Гребенников отмечает, что готовность молодежи к браку и семейным отношениям - это комплексное образование, состоя-

щее из таких компонентов, как физическая, социальная зрелость, этико-психологическая готовность [1, с. 103].

Э. Эриксон рассматривал психологическую готовность к супружеским отношениям как сложнейший социально-психологический процесс, смысл которого заключается в моральной и духовной зрелости личности, в выборе партнера не только для интимной, но и душевной, психологической близости.

И. В. Дубровина говорила о психологической готовности к супружеству как о понимании и осознании своих ролей, обязательств в браке, принятии ответственности как родителей.

По определению Л. Б. Шнейдера, готовность к браку является комплексной категорией, в которую входит ряд аспектов, в частности, подготовленность коммуникативных навыков; сохранение супружеской верности в браке, физиологического и морального единства женщины и мужчины; умение находить выход из конфликтов, разрешать проблемы [4, с. 37].

Исследования В. П. Кравец и других ученых свидетельствуют об отсутствии специальной психологической подготовки молодежи к созданию семьи, что приводит к негативным последствиям, таким как трудности семьи с воспитательной функцией и увеличению количества неполных семей [3, с. 112].

Условия готовности к брачно-семейным отношениям определяют по компонентам готовности к браку и создания семьи; к ним относят:

- социальные условия (наличие у молодых людей образования, ведение трудовой деятельности);

- экономически-бытовые условия (финансовая независимость, наличие жилья, способность обеспечить всех членов семьи материальными благами);

- физиологические условия (связаны с физическим здоровьем, репродуктивной функцией молодых людей);

- психологические условия (личностные особенности молодых людей), этические условия (моральные нормы; культура поведения, сексуальных отношений);

- правовые условия (знание гражданских и семейных прав, юридических аспектов).

Период ранней взрослости является наиболее благоприятным с точки зрения физиологической и психологической готовности для создания семьи и рождения детей. Одним из основных условий этого возрастного периода также является возникновение нового роста жизненных позиций и установок, и это находит свое выражение в сознательном строительстве личной жизни как проявлении начала поиска ее смысла.

Браки в большинстве случаев проявляют высокую степень сплоченности на основе общих интересов, групповой идентичности, определенной субкультуры и образа жизни. Но в то же время слабая социальная готовность молодых людей к браку и семейной жизни, психологические перегрузки, завышенные требования к брачному партнеру часто приводят к конфликтам, которые разрушают семью [1, с. 31].

Изучением психологической готовности к вступлению в брак занимались такие ученые, как Т. В. Андреева, И. В. Гребенников и В. А. Сысенко; они выделяют три главные ступени готовности молодежи к браку [3,4]:

1. Физическая зрелость. Ученые полагают, что приход допустимого для супружеской жизни периода свидетельствует о завершении физиологического формирования человека. Подросток становится взрослым человеком, и у него наступает брачный возраст, согласно которому вступление в брак является законным и не противоречит обычаям и традициям той или иной страны.

На данный момент не существует принятого определенного возраста вступления в брак. Каждая пара вне зависимости от возраста сама для себя определяет, когда заключать брак.

Нормы взаимодействия призывают каждого человека к способности осознания состояния окружающих людей. Данный факт имеет существенное значение в формировании семейных отношений. Нежное, осторожное обращение к личности важного человека, свободное выражение своего мнения и спо-

20/<?Л/

собность демонстрировать и разъяснять собственные эмоции могут стать причиной становления доверительных отношений с возможным супругом. Не менее значимы толерантность и честность для оценки друг друга.

Начинающиеся супружеские взаимоотношения зачастую усложняет, в том числе приводит к разрыву, психическая противоречивость - расхождение мнений о совместной жизни, характер и пр. Согласно чему, в какой мере будет присутствовать «психологическая готовность» к семейной жизни.

В психологических и педагогических исследованиях существует разнообразие взглядов к определению понятия «психологическая готовность». Сюда можно отнести [2, с. 103]:

- особенное состояние психики, предшествующее любой деятельности, определяющееся наличием у субъекта образа структуры определенного действия и целенаправленности сознания на его реализацию;

- значимый признак установки, целостное психическое явление, в которое включены знания и умения личности относительно исполнения конкретного вида деятельности;

- качество, формируемое на основе внешних и внутренних условий. Под внешними условиями предполагается та конкретная обстановка, где осуществляется деятельность, а под внутренними - устойчивые психические особенности, относящиеся к определенной личности;

- устойчивая характеристика особенностей человека (точнее стойкой подготовки личности, которая существует долгое время и которую не нужно формировать каждый раз с целью выполнения поставленной задачи), качество, объединяющее знания, умения, навыки, настрой на конкретные действия.

Брачные отношения являются основой семьи, именно в этих отношениях отображают проявление как естественная, так и социальная природа человека; как материальная, так и духовная сферы его жизни. Центром современных брачно-семейных отношений являются супружеские. Они обычно создают ритм последующих внутрисемейных отноше-

ний. Супружеская пара - это основной элемент, составляющий основу развития и функционирования всей системы семьи, реализации семьей ее основных функций. В современном брачном союзе возрастает значение личного, интимного общения, основанного на любви, уважении, внимании, заботе, ощущении ценности своей личности. Брак в современном виде выступает как психологическое отношение между супругами.

Таким образом, в 16-20 лет юноши и девушки, не задумываясь о возможных последствиях, склонны принимать важные решения, принимая влюбленность за настоящее чувство любви. В 20-30 лет человек начинает адекватно воспринимать себя и окружающую его ситуацию. Обычно этот возрастной период связан с построением своей карьеры и личной жизни. Это время больших возможностей и чаще всего нет желания сковывать себя узами брака, а также обязанностью заботиться о супруге и детях.

После 30 лет уже присутствует значительный уровень знаний и опыта, человек хорошо понимает, чего ожидает от жизни. На первый взгляд может показаться, что это тот самый отличный возраст для заключения брака. Но возникает другая сложность - слишком много прожито самостоятельно и теперь не просто пустить в свою зону комфорта другого человека, практически невозможным является соответствие желаниям другого.

Заключать брак желательно для девушки в возрасте от 18 до 23 лет. К этому времени завершается ее половое созревание, она уже не только физически, но и нравственно подготовлена к материнству. Наилучший брачный возраст мужчин признан от 22 до 25 лет.

2. Социальная зрелость. Принято считать, что для вступления в брак человек должен уже получить или быть в процессе получения высшего образования, приобрести профессию, и найти работу - стать экономически независимым. Это важно в связи с тем, что с момента вступления в брак пара делит между собой ответственность за материальное обеспечение своей семьи. Благодаря успешному становлению социальной зрелости человек

становится самостоятельным и самодостаточным.

3. Этико-психологическая готовность к браку. Молодые люди не являются подготовленными к заключению брака, если в их сознании нет понимания идеала современной семьи, цели вступления в брак, семейных ценностей, ответственности, которую требуют от них супружество и родительство. Супруги должны быть уверены друг в друге. Только совместными усилиями можно создать поистине счастливую семью [4, с. 87].

Семью нужно изучать не только в рамках супружеской пары, но и с учетом комплекса взаимосвязей, взаимодействий и отношений между супругами, исполняющими функции воспроизводства человеческого рода [3, с. 166].

С целью диагностики сформированности психологической готовности молодых людей к вступлению в брак, а именно компонентов: когнитивного, мотивационного, эмоционального, операционального, И. В. Дубровиной было проведено анкетирование «Готовность к браку и семейной жизни» по методике «Ролевые ожидания и притязания в партнеров» [2, с. 149].

Проведенное исследование среди студентов Гуманитарно-педагогической академии показало, что основным мотивом для вступления в брак современных молодых людей является любовь и желание создать семью.

Для половины респондентов семейная жизнь родителей - это образец для подражания, что свидетельствует о том, что основное формирование готовности к браку происходит в семье и закладывается на протяжении всего взросления.

Ролевые ожидания и притязания в браке показали, что внешняя привлекательность в большей степени для парней, чем для девушек, играет важную роль при выборе партнера, а хозяйственно-бытовая и родительско-воспитательная сферы отошли на второй план.

Девушки и парни стремятся в своей будущей семье предоставить второй половине эмоциональную и моральную поддержку.

Молодые люди ориентируются на брак как на психологически благоприятную среду,

но не уделяют должного внимания роли отца (матери), не считают родительство значимой ценностью.

Большинство молодых людей - 38 человек (76 %) - имеют достаточно сформированную психологическую готовность для вступления в брак и создания семьи, в частности, для этих молодых людей образцом для подражания семейной жизни является родительская семья.

Проведенное исследование показало, что у 12 студентов (24 %) готовность к вступлению в брак и семейным отношениям недостаточно сформирована, а именно - выявлена узость представления о функциях семьи, семейных ролях и их распределении между мужем и женой, качествах идеальных супругов; не хватает педагогических знаний по обучению и воспитанию будущих детей.

Такие результаты свидетельствуют о необходимости проведения профилактической работы среди молодежи с целью формирования у них понимания особенностей брачно-семейных отношений. Система мероприятий по формированию понимания психологических особенностей брачно-семейных отношений должна включать теоретический и практический блоки.

Использование эффективных методов активного обучения, а именно: дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, просмотр и обсуждение фильмов, индивидуальные и групповые упражнения и т. п. помогут решить ряд важных задач:

- способствовать формированию, осознанию молодыми людьми нравственно-духовных семейных ценностей;

- формирование кровных ценностей семьи: кровное родство, дети, материнство, отцовство, домашний очаг, здоровье, семейный уклад;

- формирование понимания функций семьи;

- формирование понимания семейных ролей и их распределения между супругами;

- формирование умения правильно строить внутрисемейные отношения;

- формирование навыков психологического анализа собственного поведения и пове-

дения других людей, управления поведением в различных жизненных ситуациях.

Наличие у молодых людей положительного отношения к браку, семейным отношениям, к противоположному полу, опыт гармоничных отношений в родительской семье, а также согласованность семейных ценностей и ролевых позиций внесут вклад в формирование их психологической готовности к семейной жизни.

В заключении подчеркнем, что психологическая готовность к браку среди молодежи приобретает в современном обществе особенную актуальность. Способствуют этому современные реалии общества, такие как снижение престижа семьи, изменение в ценностных ориентациях и в самой системе подготовки молодежи к брачным отношениям.

Вопрос готовности студенческой молодежи к браку и семейной жизни включает в себя самые разные особенности воспитания, в том числе нравственного, правового и физического, что имеет важный психологический смысл. Даже при условии, что каждый уровень зрелости будет качественно сформирован, нет гарантии удачных семейных отношений, так как число разводов постоянно увеличивается и наблюдается нестабильность системы поведенческих норм в сфере брачных отношений, представлений о них.

Наблюдается также неудовлетворенность эмоционально-психологическим климатом в семьях; растет число асоциальных семей.

Физическая и социальная зрелость играет важную роль в становлении полноценной счастливой семьи. Заключение брака должно быть осознанным решением каждого из супругов. Пара должна быть готова к встрече с возможными трудностями и стрессами.

Подготовка молодых людей к браку и семейной жизни является важнейшим направлением практического психолога. Наиболее эффективной его работа будет, если при формировании готовности молодых людей к браку и семейной жизни будут использоваться методы активного обучения в качестве психологических условий. Проведение различных тренинговых мероприятий, направленных на

повышение уровня готовности к созданию здоровых семейных отношений помогут молодым людям отработать свою психологическую готовность к семейной жизни.

АННОТАЦИЯ

В статье раскрыта проблема психологической готовности к семейной жизни юношей и девушек студенческого возраста. Определены понятия «брак», «семейная жизнь». Изучены взгляды ученых к определению понятия «психологическая готовность». Проанализированы российские и зарубежные исследования по изучаемой проблеме. Рассмотрены психологические условия, три ступени готовности молодежи к браку. Выделена суть физической и социальной зрелости, понятие этико-психологической готовности к браку. Представлены результаты проведенного исследования с использованием анкеты «Готовность к браку и семейной жизни» и методики «Ролевые ожидания и притязания в партнеров».

Ключевые слова: семья, студенческая молодежь, брак, психологическая готовность к семейной жизни.

SUMMARY

The article reveals the problem of psychological readiness for family life of boys and girls of student age. Definitions of "marriage", "family life" identified. The points of view of scientists on the concept of "psychological readiness" been studied. Russian and foreign studies of the problem analyzed. Psychological conditions, three stages of youth's readiness for marriage considered. The essences of physical and social maturity, the concept of ethical and psychological readiness for marriage singled out. The results of the conducted research using the questionnaire "Willingness for marriage and family life" and the methodology "Role expectations and claims to partners" presented.

Key words: family, youth, marriage, psychological readiness for family life.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гребенников И. В. Основы семейной жизни: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2009. - 158 с.

2. Дубровина И. В. Проблемы психологической подготовки студенческой молодежи

к семейной жизни // Вопросы психологии. -2015. - № 4. - С. 146-161.

3. Кравец В. П. Теория и практика подготовки ученической молодежи к семейной жизни. - М.: Класс, 2011. - 386 с.

4. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений: курс лекций. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512 с.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.