УДК 159.9.07
ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К БРАКУ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Н.Г. Мяснянкина, Е.П. Ширяева
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования, целью которого стало изучение особенностей готовности к браку юношей и девушек. В качестве показателей готовности к браку рассматриваются следующие характеристики: конфликтоустойчивость, социальный самоконтроль, ролевые ожидания и притязания в браке. Авторы приходят к выводу, что готовность к семейной жизни определяется полом и возрастом молодых людей. В частности, готовность к браку, в зависимости от возраста, определяется такими характеристиками, как идентификация с супругом, родительско - воспитательная и социальная активность. Половые различия обнаружены по характеристикам: хозяйсвенно-бытовая, родительско-воспитательная, социальная активность, эмоциональная устойчивость и конфликтоустойчивость. Выявленные особенности способствуют созданию эффективной системы подготовки современной молодежи к семейной жизни.
Ключевые слова: готовность к браку, ролевые ожидания и притязания, конфликтоустойчивость, социальный самоконтроль.
RESEARCH ON READINESS FOR MARRIAGE OF MODERN YOUTH
N. Myasnyankina, E. Shiryaeva
Abstract. The article deals with the issues of readiness for marriage of young people: both male and female. The following characteristics are considered as indicators of readiness for marriage: conflict resistance, social self-control, role expectations and claims in marriage. The authors conclude that the features of readiness for family life are determined by the sex and age of the young people. In particular, the readiness for marriage, depending on age, is determined with such family values as identification with the spouse, parental and educational, social activity, depending on gender: economic and everyday, parental and educational, social activity, emotional and psychotherapeutic, conflict resistance. The revealed features contribute to the creation of an effective system of preparation of modern youth for family life.
Keywords: readiness for marriage, indicators of readiness role expectations and claims, conflict resistance, social self-control.
Создание семьи является важным этапом жизнеустройства любого человека. В семье молодые люди не только приобретают новый общественный статус, связанный с ответственностью за рождение детей и их последующее воспитание, но и приобретают возможность личностного роста, реализации себя и своего предназначения [1;2]. Однако, как показывают исследования последних лет [5;7], молодые супруги часто оказываются психологически неготовыми к вступлению в брак и к самостоятельной семейной жизни. Готовность молодежи к браку определяется как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества [3].
По мнению Л.Д. Шнейдер [8], готовность к браку включает в себя целый комплекс аспектов, таких как:
- формирование определенного
нравственного комплекса - готовность личности
принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру;
- подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству;
- способность к самоотверженности по отношению к партнеру;
- наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека, -эмпатийный комплекс;
- высокая эстетическая культура чувств и поведения личности;
- умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения.
Кроме того, как показывают результаты исследования Л.Л. Москаевой [4], молодые пары, недавно заключившие брак, оказываются несовместимы по своим ролевым ожиданиям в нравственных вопросах и хозяйственных делах.
Исследование Е.С. Романовой установило, что ролевые конфликты на первичных этапах
адаптации встречаются уже у двух из десяти молодых семей [7].
Из сказанного следует, что готовность к семейной жизни и браку определяется согласованностью установок будущих мужа и жены на активное выполнение партнерами семейных обязанностей и личной готовностью каждого партнера выполнять семейные роли, а также чувствительностью к экспрессивному поведению партнера, способностью управлять своим поведением в зависимости от ситуаций, в том числе и конфликтных. Адекватный уровень готовности к браку является важным фактором будущего благополучия молодой семьи, что и определило актуальность выбранной темы.
Наше исследование было направлено на проверку предположения о том, что готовность к браку определяется полом и возрастом молодых людей. В качестве показателей готовности к браку выступили следующие характеристики: конфликтоустойчивость, социальный контроль, представления молодых людей о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности супругов, хозяйственно-бытовой сферы, родительских обязанностей,
Установлено, что по оценке общей готовности к семейной жизни, по шкалам «родительско-воспитательная сфера»
(притязания), «родительско-воспитательная
сфера» (ожидания), «конфликтоустойчивость» существуют высокозначимые различия в группах юношей и девушек (уровень значимости р<0,01). Кроме того, достоверные различия установлены
социальной активности, эмоциональной поддержки и внешней привлекательности. Данные семейные роли и обязанности рассматривались с точки зрения личной готовности их выполнять (ролевые притязания) и установки на активное их выполнение партнером (ролевые ожидания). В исследовании приняли участие 30 юношей и 30 девушек в возрасте от 18 до 23 лет.
Для оценки показателей готовности к браку использовались следующие методики: «Тест-карта оценки готовности к семейной жизни» (И.Ф. Юнда), «Шкала социального самоконтроля» и Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н. Волковой и Т.М. Трапезниковой).
При оценке достоверности различий показателей готовности к браку юношей и девушек для переменных
«конфликтоустойчивость», «оценка готовности к семейной жизни» использовался
параметрический критерий Стьюдента для независимых выборок (1), в остальных случаях -непараметрический критерий Манна-Уитни (Ц). Полученные результаты представлены таблице 1.
по шкале «социальная активность» (ожидания), а различия на уровне статистической тенденции -по шкалам «социальная активность» (притязания), «эмоционально-
психотерапевтическая сфера» (ожидания и притязания), «хозяйственно-бытовая сфера» (ожидания).
Таблица 1. - Оценка достоверности различий показателей готовности к браку в зависимости от пола респондентов
Среднее значение Значение критерия Уровень значимости
Переменные Женский пол Мужской пол
Интимно сексуальная сфера 4,27 4,57 Ц = 448 0,976
Личностная идентификация с супругом 6,97 6,07 Ц = 348 0,124
Хозяйственно - бытовая сфера (О) 5,93 5,1 и = 323 0,055
Хозяйственно - бытовая сфера (П) 5,47 5,5 Ц = 447,5 0,970
Родительско - воспитательная сфера (О) 6,8 5,2 и = 247 0,002
Родительско - воспитательная сфера (П) 4,17 6,6 и = 178,5 0,000
Социальная активность (О) 6,57 5,5 и = 301 0,025
Социальная активность (П) 7,47 6,77 и = 336 0,085
Эмоционально - психотерапевтическая сфера (О) 7,9 6,8 и = 325 0,056
Эмоционально - психотерапевтическая сфера (П) 6,6 5,57 и = 340,5 0,100
Внешняя привлекательность (О) 7,17 6,67 Ц = 407,5 0,523
Внешняя привлекательность (П) 6,2 5,53 Ц = 377 0,273
Шкала социального самоконтроля 5,73 6,03 Ц = 393,5 0,388
Конфликтоустойчивость 33,7 29,77 / = 2,794 0,007
Оценки готовности к семейной жизни 84,27 66,03 / = 3,209 0,002
Примечание: П - ролевые притязания; О - ролевые ожидания
Следовательно, можно предположить, что готовность к вступлению в брак у девушек определяется более высокой, по сравнению с юношами, конфликтоустойчивостью,
свидетельствующей об ориентации на поиск компромисса, стремлении избегать конфликтов. Большое значение девушки придают как социальной роли и профессиональным интересам партнера, так и его активности в реализации хозяйственно-бытовых функций, а также оказания моральной и эмоциональной поддержки как со стороны супруга. У девушек в большей мере выражена установка на активную
Полученные данные показали наличие статистически достоверных различий по шкале «родительско - воспитательная сфера» (притязания) (р<0,05), где ее значимость повышается с взрослением молодых людей (в частности, от 19 до 20 лет к 21 года и более). Однако по шкале «социальная активность» наблюдается снижение значимости показателя с увеличением возраста респондентов (в частности, от 21 года) (р<0,10). Отмечена важность личностной идентификации с супругом, характеризующаяся общностью интересов, потребностей, ценностных ориентаций будущих мужа и жены, которая характерна для молодых людей в возрастной группе от 21 года и более (на уровне тенденций к различиям). Сексуальная гармония выступает как важное условие супружеского счастья, в большей мере в возрастной группе от 19 до 20 лет.
родительскую позицию брачного партнёра, в отличие от юношей, у которых высокой является ориентация на собственные обязанности в воспитании детей [6].
При оценке достоверности различий в показателях между возрастными группами для переменных конфликтоустойчивость, оценке готовности к семейной жизни проведен однофакторный дисперсионный анализ для независимых выборок (Б), в остальных случаях использован непараметрический критерий Краскела-Уоллеса (Ц). Результаты представлены в таблице 2.
Таким образом, по результатам эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:
- уровень готовности к браку связан с полом респондентов, и значительно выше у девушек, по сравнению с юношами;
- для юношей значимой ценностью является реализация родительско -воспитательной функции в семье. В группе девушек данная ценность приобретает большую значимость с позиции ее реализации в больше мере со стороны партнера, также как в отношении выполнения хозяйственно-бытовой функции;
- у девушек более высокой по сравнению с юношами становиться конфликтоустойчивость, а также значимость ценности социальной активности и эмоциональной поддержки как в отношении к себе, так и своему партнеру;
Таблица 2. - Оценка достоверности различий показателей готовности к браку в зависимости от возраста молодых людей
Переменные Среднее значение Значение критерия Уровень значимости
возраст от 17 до 18 лет возраст от 19 до 20 лет возраст от 21 и более
Интимно сексуальная сфера 4,02 5,82 4,5 Н = 4,600 0,100
Личностная идентификация с супругом 6,8 5 7,13 Н = 9,246 0,010
Хозяйственно - бытовая сфера (О) 5,49 5,82 5,25 Ц = 0,559 0,756
Хозяйственно - бытовая сфера (П) 5,24 6 6 Ц = 1,183 0,554
Родительско - воспитательная сфера (О) 6,17 5,64 5,63 Ц = 0,390 0,823
Родительско-воспитательная сфера (П) 4,88 6,45 6,5 Н = 6,002 0,050
Социальная активность (О) 6,07 6,91 4,63 Н = 5,896 0,052
Социальная активность (П) 7,12 7,27 6,88 Ц = 0,119 0,942
Эмоционально -психотерапевтическая сфера(О) 7,59 7,27 6,25 Ц = 3,594 0,166
Эмоционально -психотерапевтическая сфера (П) 6,02 6,73 5,5 Ц = 1,185 0,553
Внешняя привлекательность (О) 7,12 7 5,75 Ц = 0,970 0,616
Внешняя привлекательность (П) 5,51 6,91 6,25 Ц = 3,429 0,180
Шкала социального самоконтроля 5,9 6,09 5,5 Ц = 0,444 0,801
Конфликтоустойчивость 32,37 29,27 31,88 Б = 1,266 0,290
Оценки готовности к семейной жизни 78,51 70,09 64,88 Б = 1,439 0,246
- возраст выступает фактором, определяющим ценность родительско-воспитательной ценности, важность которой возрастает с взрослением респондентов, а вот ценность социальной активности наоборот с увеличением возраста снижается. Отметим, что оценка важности общности ценностей и интересов супругов значительно снижается в возрастной группе от 19 к 20 годам.
Проведенное нами исследование
представляет определенный интерес, поскольку показывает важность и значимость целенаправленного формирования готовности принять на себя новую систему обязанностей хозяйственно-бытовой сферы и родительских обязанностей. Особую актуальность данный аспект приобретает в отношении молодых девушек, а развитие навыков и умений адекватного разрешения конфликтов в отношениях со своим партнером - у юношей.
Важным фактором готовность к браку молодых людей становится согласованность социальной активности брачных партнеров. Ведь степень удовлетворенности взаимоотношениями
определяет эмоциональное состояние брачных партнеров, их общее удовлетворение жизнью, а также благополучие их общих детей.
Полученные результаты могут быть использованы практическими психологами в консультативной работе в системе добрачного консультирования, при проведении тренингов и семинаров, направленных на оказание помощи в подготовке к браку, прогнозировании проблем и трудностей будущей семейной жизни, в своевременной их профилактике и коррекции. Материалы эмпирического исследования могут быть также полезны для проведения курсов подготовки современной молодежи к семейной жизни.
Литература:
1. Бершедова Л.И. Психологическая готовность современных старшеклассников к жизни / Л.И. Бершедова. - Петрозаводск, 1996. - 87 с.
2. Зайцев Г. Кризисы супружества / Г. Зайцев, А. Зайцев // Семья и школа. - 2001. - № 11-12. - С. 28.
3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Творческий центр «Сфера», 2001. - 463 с.
4. Москаева Л.Л. Согласованность семейных ценностей в молодых семьях как фактор психосоматического благополучия ребенка / Л.Л. Москаева // Сибирский Вестник Специального образования. - 2015. - № 2(15). - С. 76-79.
5. Овчаренко Л.Ю. Особенности оказания психологической помощи в России / Л.Ю. Овчаренко // Методист. - 2016. - № 8. - С. 42-45.
6. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2002. -624 с.
7. Романова Е.С. Супружеские ожидания и притязания в молодой семье [Электронный ресурс] / Е.С. Романова // Психология, социология и педагогика. -2014. - № 6. - Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2014/06/3297
8. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический проект, 2008. - 736 с.
Сведения об авторах:
Мяснянкина Наталья Геннадьевна (г. Астрахань, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и когнитивной психологии ФП, доцент, Астраханский государственный университет, e-mail: [email protected]
Ширяева Екатерина Павловна (г. Астрахань, Россия), магистрант ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», e-mail: [email protected]
Data about the authors:
N. Myasnyankina (Astrakhan, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the General and Cognitive Psychology Department of the Faculty of Psychology, Associate Professor, Astrakhan State University, e-mail: [email protected]
E. Shiryaeva (Astrakhan, Russia), Master student of FSBEI HE "Astrakhan State University", e-mail: [email protected]