Научная статья на тему 'Психологическая зрелость как компонент готовности молодежи к семейной жизни'

Психологическая зрелость как компонент готовности молодежи к семейной жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1891
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ / FAMILY / PSYCHOLOGICAL READINESS FOR FAMILY LIFE / PSYCHOLOGICAL MATURITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Граненкова Евгения Сергеевна

В данной статье рассматриваются основные теоретико-методологические подходы к изучению психологической готовности к браку; дается определение таких понятий, как «зрелость, психологическая зрелость; выявляется взаимосвязь психологической зрелости и готовности к семейной жизни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Граненкова Евгения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Maturity as a Component of the Youth’s Readiness for Family Life

In this article the main theoretic-methodological approaches to study psychological readiness for marriage are considered; a definition of such concepts, as “maturity, psychological maturity” is given; interrelation of psychological maturity and readiness for family life is revealed.

Текст научной работы на тему «Психологическая зрелость как компонент готовности молодежи к семейной жизни»

УДК 159.9

Е. С. Граненкова

Психологическая зрелость как компонент готовности молодежи к семейной жизни

В данной статье рассматриваются основные теоретико-методологические подходы к изучению психологической готовности к браку; дается определение таких понятий, как «зрелость, психологическая зрелость; выявляется взаимосвязь психологической зрелости и готовности к семейной жизни

Ключевые слова: семья, психологическая готовность к семейной жизни, психологическая зрелость.

Е. S. Granenkova

Psychological Maturity as a Component of the Youth's Readiness for Family Life

In this article the main theoretic-methodological approaches to study psychological readiness for marriage are considered; a definition of such concepts, as "maturity, psychological maturity" is given; interrelation of psychological maturity and readiness for family life is revealed.

Key words: family, psychological readiness for family life, psychological maturity.

Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук: психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики. Изучается динамика эмоциональных отношений в браке, причины одиночества в семье и ее распада, особенности семейного воспитания.

В психологии семьи накоплен богатый опыт изучения семьи и семейной жизни как многоуровневой организации, обеспечивающей выполнение семьей ее функций, процессов совместной деятельности членов семьи (В. А. Сысен-ко, Э. Г. Эйдемиллер, Н. Л. Москвичева, С. В. Ковалев и др.) [2].

Изучаются проблемы подготовки молодежи к семейной жизни (И. В. Дубровина, И. В. Гребенников, С. В. Ковалев, Т. М. Разумихина, Л. Б. Шнейдер и др.) [4], семейных ролей как условий развития личности в ракурсе возрастных изменений (Г. С. Абрамова, Г. Крайг, А. А. Реан, Э. Эриксон), переодизации семейной жизни, условий «правильного» выбора партнера, адаптации супругов к семейной жизни, супружеской совместимости, а также причин и особенностей супружеских конфликтов (И. В. Гребенников, Н. И. Козлов, С. В. Ковалев, АН. Обозова, В. А. Сысенко, Б. Ю. Шапиро и др.) [1] и т. д.

Данные исследователи сходятся в том, что устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, то есть от целой системы социально-

психологических установок личности, определяющей положительное отношение к семейному образу жизни. А «отношения сожительства» свидетельствуют о психологической незрелости, и, как следствие, психологической неготовности к браку.

Обобщив материал, мы выделяем базовые характеристики готовности к браку: физическая зрелость - это означает способность молодых людей к зачатию ребенка без ущерба для своего здоровья, а для девушки - так же способность выносить и родить здорового ребенка; социальная готовность: завершение образования, получение профессии, начало самостоятельной трудовой деятельности. Принятие на себя ответственности на себя за семью в целом; психологическая готовность к браку: сформированный идеал семьи; осознание мотивов вступления в брак, желания вступить в брак, супружеских обязанностей. Также важными показателями готовности являются: наличие образования, профессии, экономической независимости, ответственность, основным мотивом вступления в брак является любовь.

Психологическая готовность выражается в развитых навыках общения, в единстве или схожести взглядов на мир, на семейную жизнь; устойчивость характера и чувств.

Педагогическая готовность включает в себя педагогическую грамотность, хозяйственно-

© Граненкова Е. С., 2012

экономические умения и навыки, сексуальную воспитанность.

Психологическая готовность к семейной жизни - целостное интегративное психологическое образование, обеспечивающее личности успешность семейной жизни, имеющая собственную структуру с функциональными связями между компонентами.

Обратимся к определению понятия «зрелость».

Психологический словарь трактует зрелость как « достижение высокого уровня развития биологических, физиологических, интеллектуальных, волевых, эмоциональных и нравственных параметров человека»[3].

В генезисе сначала наступает биологическое и физиологическое созревание организма (для мальчиков - 14-16 лет; для девочек - 12-15 лет), затем психологическая зрелость как показатель развития сенсорных, мнемических, интеллектуальных функций человека и наконец - нравственная, мировоззренческая и профессиональная зрелость как свидетельство возможностей человека эффективно осуществлять практическую и теоретическую деятельность.

Для зрелой личности характерно чувство ответственности, потребность в заботе о других людях, способность к психологической близости с другим человеком, способность к активному участию в жизни общества, система адекватных мотивов, устойчивость характера и чувств.

Л. В. Богданова говорит о том, что психологическая зрелость - противоположность инфантильности, высокоразвитая способность контролировать свои желания и чувства. Она предполагает способность от чего - то отказаться; спокойную мужественную реакцию на разочарования и поражения; отсутствие агрессии на замечания и требования; независимость от похвал; отсутствие капризов; самостоятельность и чувство реальности; отсутствие эгоцентризма. Психологическая зрелость может отставать от хронологического возраста [2].

Таким образом, понятие «зрелость» имеет как психологическое, так и не психологическое значение. В русском языке понятие «зрелость» по отношению к человеку используется для характеристики состояния возмужалости, степени рассудительности, а понятие «зрелый» - для характеристики человека, достигшего полного развития, вполне сложившегося. В психологии к этому понятию чаще всего обращаются для характеристики степени развития или уровня совершенст-

ва самого человека, его отдельных характеристик видов деятельности или этапов развития, при описании важных новообразований отдельных возрастов.

С учетом вышесказанного можно выделить три формы зрелости: биологическую, психическую и психологическую. Биологическая зрелость включает зрелость тела, мозга, половую зрелость. Психическая зрелость - зрелость психических процессов и механизмов, сенсорно -познавательной деятельности, памяти. Психологическая зрелость - зрелость личностная: ценность личности, устойчивость личности, способность к усилию и самообладанию, профессиональная зрелость и так далее.

На основании проведенного анализа можно выделить признаки зрелости: чувство ответственности, потребность в заботе о других, способность к психологической зрелости, способность к активному участию в жизни общества, контроль над желаниями и чувствами, способность отказаться от чего-либо, отсутствие агрессии на критику, отсутствие капризов, самостоятельность и чувство реальности, отсутствие эгоцентризма, чувство автономности.

Цель исследования: доказать наличие связи между психологической зрелостью и готовностью молодежи к семейной жизни.

В исследовании принимали участие 120 юношей и девушек двух возрастных групп:

1. юноши 16-18 лет и девушки 16-18 лет;

2. юноши 22-24 года и девушки 22-24 года.

Исследование включало в себя два этапа:

1. Во-первых, была разработана анкета, состоящая из 10 вопросов, предполагающих выбор предложенных вариантов ответов. Каждый ответ по своему содержанию являлся диагностичным; во-вторых, «Опросник личностной ориентации» Шостром; в-третьих, методика «Смысла жизненных ориентацию» Д. А. Леонтьева.

2. Изучение связи между психологической зрелостью и психологической готовностью к семейной жизни.

Обратимся к полученным результатам по данным анкеты. Первый вопрос был связан с определением «брака». Из полученных данных можно сделать вывод, что понимание брака варьируется в соответствии с изменением возраста.

Второй вопрос анкеты был направлен на выявление отношения к ранним бракам. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что девушки лояльнее относятся к ранним бракам.

Хотя в целом, и юноши и девушки, считают, что вступать в брак с 18 лет и моложе рано.

Но допустим, что семья уже создана. Тогда важным становится вопрос о материальном ее обеспечении. Если молодые готовы сами зарабатывать деньги, невзирая на все трудности, то они являются психологически зрелыми. Обратимся к нашим результатам. По полученным данным, можно сказать, что девушки 16-18 лет считают, что родители должны взять на себя большую часть материального обеспечения молодой семьи. К 22-24 годам они уже практически от этого отказываются.

В настоящее время большой популярностью среди молодежи пользуется гражданский брак, в котором не нужно брать на себя ответственность за партнера, каждый живет для себя. Многие заключают брачный контракт, не исключая скорое расставание, неуверенность в существующих отношениях. Рассмотрим результаты, которые получились у нас при исследовании этого вопроса. По полученным данным можно сделать вывод, что свободные отношения очень значимы в 16-18 лет. Это объясняется недостаточной психологической зрелостью подростков и недостаточной готовностью их для семейных отношений. Девушки же 16-18 лет больше понимают значимость зарегистрированного брака, нежели юноши их возрастной категории. Юноши и девушки 22-24 лет отдают явное превосходство зарегистрированному браку, нежели свободным отношениям. Они в этом плане оказываются более готовыми к семейной жизни и более психологически зрелыми.

В семье очень важен вопрос о решении проблем. Часто тот из супругов, кто либо стремиться решить все один, пренебрегая мнением другого, либо перекладывает ответственность за решение проблем на партнера, является менее психологически зрелым. Обратимся к нашим результатам.

Девушки и юноши 16-18 лет считают, что основное участие в решении семейных проблем должен принимать муж. Но уже в более старшем возрасте (22-24 года) приходит осознание того, что проблемы должны решаться только вместе. Так как к этому возрасту уже появляется опыт отношений, они становятся более зрелыми. Юноши же преувеличивают свою значимость, пренебрегают мнением партнера, считая, что только они могут найти правильное решение. С возрастом эта тенденция практически остается неизменной.

По нашему мнению, о психологической зрелости и готовности к семейной жизни можно судить по тому, какое количество детей хочет иметь человек и хочет ли вообще. Девушки оказываются более зрелыми, и, следовательно, более готовыми к семейной жизни, нежели юноши по полученным результатам.

В исследовании было интересно посмотреть отношение молодежи к разводам. Таким образом, чем старше юноши и девушки, тем больше они психологически зрелые, и тем больше они подготовлены к браку. Также юноши гораздо дольше, чем девушки отрицают родительскую помощь, но уже к 24 годам считают ее незаменимой. Девушки же признают ее значимость гораздо раньше.

Второй была методика Леонтьева. По полученным данным, можно сделать вывод, что у девушек 22-24 лет уже присутствуют цели в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Это совпадает с результатами юношей 22-24 лет, и отличается от полученных данных у юношей и девушек 16-18 лет. Процесс своей жизни они воспринимают как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Это присутствует во всех возрастных группах. Прожитую жизнь они считают достаточно продуктивной и осмысленной. Они признают себя хозяйками своей жизни, как и юноши 22-24 лет, и в отличие от девушек и юношей 16-18 лет. Представляют себя как сильную личность, обладающую достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Считают, что они могут сами принимать решения и воплощать их в жизнь.

Третьей, используемой нами методикой, был «Опросник личностных ориентаций» Шостром.

Таким образом, по полученным результатам можно сделать следующие выводы. Мы выяснили, что результаты по данной методике у юношей и девушек одной возрастной группы различаются незначительно.

Мы получили, что юноши и девушки 16-18 лет не полностью принимают себя такими, какие они есть, обращая внимание на свои слабости и недостатки. А вот юноши и девушки 22-24 лет уже принимают себя такими, какие они есть, несмотря на свои слабости и недостатки. И в этом плане юноши и девушки 16-18 лет оказываются более психологически зрелыми и более подготовленными к семейной жизни. Отсюда вытекает

то, что юноши и девушки 22-24 лет более отзывчивы на чувства и нужды других людей, нежели юноши и девушки 16-18 лет. Изучив и попробовав себя во многом, они уже способны обратить внимание на другого человека как на самостоятельную личность, со своими потребностями и интересами, их внимание уже не является эгоцентричным. Это также служит основанием для определения их как более психологически зрелых и более готовых к семейной жизни.

Также по полученным данным, мы выяснили, что юноши и девушки 16-18 лет боятся как агрессии направленной на них, так и выражения собственной. А юноши и девушки 22-24 лет способны адекватно как воспринимать агрессию, так и выражать ее.

Юноши и девушки 16-18 лет менее готовы к интимным, близким отношениям, нежели юноши и девушки 22-24 лет. А юноши и девушки 22-24 лет более способны к интимным контактам с другими людьми, не обременяясь ожиданиями и обязательствами, так как они, в свою очередь, препятствуют установлению глубоких интимных отношений. Также юноши и девушки 22-24 лет являются людьми, стремящимися к самоактуализации. Они большей частью принимают решения, опираясь на собственное мнение, на собственные убеждения, на собственный опыт, то есть избегают конформизма, не стремятся к общему одобрению. А вот юноши и девушки 16-18 лет еще остаются зависимыми от мнения группы, стремятся к одобрению, поддержке. Эти данные подтверждают вышеизложенные результаты.

Таким образом, проанализировав полученные данные, можно сделать следующие выводы.

1. Юноши и девушки 16-18 лет являются практически не зрелыми в психологическом плане и не готовыми к семейной жизни:

А) У них отсутствует опыт отношений. Потребности партнера не учитываются.

Б) Для них большую роль играет мнение группы. Самостоятельно принимать решения они

еще не готовы, так как опасаются возможных последствий и ответственности.

В) Они живут сегодняшним днем, радуясь и наслаждаясь, ни о чем не задумываясь. О будущем они задумываются как о чем-то далеком.

Г) Не способны принимать себя как целостную личность со своими достоинствами и недостатками.

Д) Слабо верят в свои силы при решении спорных ситуаций, не исключают «волю случая».

Е) Боятся агрессии, как своей, так и со стороны окружающих.

2. Юноши и девушки 22-24 лет являются более зрелыми, чем юноши и девушки в 16-18 лет и практически в равной мере оказываются готовыми к семейной жизни:

A) Они понимают сущность брака, его предназначение, условия, при которых его можно создавать.

Б) Партнер рассматривается как реальный человек, со своими потребностями и возможностями.

B) Они имеют цели, направленные в будущее, которые придают их жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

Г) Считают себя сильными личностями, обладающими свободой выбора.

Д) Принимают себя такими, какие они есть, со всеми достоинствами и недостатками.

Е) Не боятся выражать агрессию, готовы взять на себя ответственность за последствия, то есть способны контролировать свои желания и чувства.

Таким образом, у юношей и девушек предложных возрастных групп присутствуют черты психологической зрелости, по которым мы можем сделать вывод об определенном уровне готовности к семейной жизни, то есть о наличии связи между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.