Научная статья на тему 'Установки юношества относительно семейной жизни в содержании когнитивного компонента готовности к браку'

Установки юношества относительно семейной жизни в содержании когнитивного компонента готовности к браку Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1098
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К СЕМЕЙНЫМ ОТНОШЕНИЯМ / КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ / УСТАНОВКИ ОТНОСИТЕЛЬНО СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ / READINESS FOR FAMILY LIFE / COMPONENTS OF READINESS / ATTITUDES TO DOMESTICITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чимбеева Саяна Дашинимаевна

В работе рассматривается психологическая готовность к семейным отношениям, раскрывается содержание когнитивного компонента готовности к браку. Приведены результаты эмпирического исследования установок юношества, выступающих в качестве содержания когнитивного компонента готовности к семейным отношениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDES OF YOUTH TO DOMESTICITY IN THE CONTENT OF KNOWLEDGE COMPONENT OF READINESS FOR MARRIAGE

In the article the psychological readiness for family life is considered, the content of cognitive component of readiness for marriage is revealed. The results of empirical research of youth attitudes to domesticity, acted as the content of knowledge component of readiness for marriage are resulted.

Текст научной работы на тему «Установки юношества относительно семейной жизни в содержании когнитивного компонента готовности к браку»

УДК 37.015.4 С.Д. Чимбеева

УСТАНОВКИ ЮНОШЕСТВА ОТНОСИТЕЛЬНО СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ В СОДЕРЖАНИИ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ГОТОВНОСТИ К БРАКУ

В работе рассматривается психологическая готовность к семейным отношениям, раскрывается содержание когнитивного компонента готовности к браку. Приведены результаты эмпирического исследования установок юношества, выступающих в качестве содержания когнитивного компонента готовности к семейным отношениям.

Ключевые слова: готовность к семейным отношениям, компоненты готовности, установки относительно семейной жизни.

S.D. Chimbeeva

ATTITUDES OF YOUTH TO DOMESTICITY IN THE CONTENT OF KNOWLEDGE COMPONENT

OF READINESS FOR MARRIAGE

In the article the psychological readiness for family life is considered, the content of cognitive component of readiness for marriage is revealed. The results of empirical research of youth attitudes to domesticity, acted as the content of knowledge component of readiness for marriage are resulted.

Keywords: readiness for family life, components of readiness, attitudes to domesticity.

Сущность психологической готовности юношества к брачно-семейным отношениям составляет зрелое интеллектуальное, деятельно-продуктивное, социально активное отношение к себе как участнику брачно-семейного взаимодействия, своему микро- и макросоциальному окружению, понимание значимости семьи в современном мире.

Проблемой исследования психологической готовности юношества к семейным отношениям занимались такие ученые, как М.В. Гребенников, Е.С. Калмыкова, Н.В. Малярова, B.C. Торохтий, Л.Б. Шнейдер и др.

Как отмечает Л.Б. Шнейдер [8], нравственно-психологическая готовность личности к браку означает восприятие целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. B.C. Торохтий [7] вводит понятие «способность к браку», предполагающее несколько составляющих, таких как способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, способность сочувствовать, сопереживать, высокая этическая и психологическая культура. Среди факторов, определяющих стабильность молодой семьи, Н.В. Малярова [1] выделяет готовность юношества к браку, под которой понимается система социальнопсихологических установок личности, определяющих эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества. Е.С. Калмыкова [3] считает, что основными составляющими готовности являются способность любить, ответственность друг за друга и за будущую семью, высокая коммуникативная культура, знание специфики семейной жизни и готовность к осознанному самоограничению. И.В. Гребенников [1] также отмечает, что ключевой предпосылкой гармонии супружества и прочности семьи является этико-психологическая готовность вступающих в брак. Супружество требует сочетания самоуважения с уважением к другому супругу, к родителям и др. Таким образом, готовность к семейным отношениям - явление сложное, многомерное, имеющее важное значение для успешности брачного союза. Но, несмотря на всю глубину и значимость готовности к семейной жизни, мы можем констатировать тот факт, что данное психологическое явление в литературе изучено недостаточно. При тщательном изучении, на наш взгляд, появляется возможность более глубокого, с одной стороны, и более многостороннего, с другой - взгляда на работу по формированию готовности юношества к семейной жизни.

Анализ литературы позволил определить содержание когнитивного компонента готовности к семейным отношениям, под которым мы понимаем усвоение и принятие личностью системы знаний, представлений о предстоящей семейной жизни, функциях семьи, содержательной стороне супружеских ролей.

Цель эмпирического исследования состоит в изучении когнитивного компонента психологической готовности к семейной жизни юношей и девушек бурятского и русского этносов.

В качестве параметров исследования выступили следующие характеристики: представления о предстоящей семейной жизни, функциях семьи, содержательной стороне супружеских ролей; представления студентов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности

мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого, хозяйственнобытовой сферы, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности (эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей).

Задачи эмпирического исследования:

1) исследовать представления юношей и девушек о предстоящей семейной жизни, функциях семьи, содержательной стороне супружеских ролей;

2) изучить представления студентов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого, хозяйственно-бытовой сферы, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности;

3) проанализировать с точки зрения выявления этнических и половых различий в представлениях юношества о разных сферах семейной жизни.

Опытную базу исследования составили 408 испытуемых в возрасте 18-20 лет - студенты факультета начального образования, национального гуманитарного института, социально-психологического, физико-технического, медицинского факультетов Бурятского государственного университета, а также студенты электротехнического колледжа. Из них 104 респондента - девушки бурятской национальности, 98 человек - юноши бурятской национальности, 102 - девушки русской национальности, 104 - юноши русской национальности. 271 человек - городские жители, 137 испытуемых - сельские жители, 383 студента не состоят в браке, 15 человек - семейные.

В статье нами рассматриваются результаты, полученные при проведении методики «Измерение установок в семейной паре» (Алешина Ю.Е., 1987) [4] . Данная методика применялась в рамках изучения содержания когнитивного компонента готовности юношества к семейным отношениям.

Опросник состоит из десяти шкал: 1) отношение к людям; 2) альтернатива между чувством долга и удовольствием; 3) отношение к детям; 4) отношение к автономности или зависимости супругов; 5) отношение к разводу; 6) отношение к любви романтического типа; 7) оценка значения сексуальной сферы в семейной жизни; 8) отношение к «запретности секса»; 9) отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи; 10) отношение к деньгам.

На рисунке 1 представлен полигон распределения данных по шкале 1 «Отношение к людям». Чем выше полученное в результате значение, тем оптимистичнее представление испытуемых о людях.

Шкала 1

Л

/ \

уп - ЮБ

то

У / / / \ ч/ -* У ✓ / \ /ч \ ДР

о

то

-1 -0.75-0.5-0.25 О 0.25 0.5 0.75 1 1.25 1.5 Знамения

Рис.1. Показатели шкалы «Отношение к жизни»

Примечание: ЮБ - юноши-буряты; ЮР - юноши-русские; ДБ - девушки-бурятки; ДР - девушки-русские.

Анализ данных рисунка свидетельствует о том, что у юношей и девушек бурятской национальности более оптимистичное представление о людях вообще, чем у испытуемых русской этнической группы. Данное обстоятельство, на наш взгляд, обусловлено традициями воспитания детей у русских и бурят: основы отношения к людям формируются в семье, и ребенок, становясь взрослым, переносит их с некоторой коррекцией в собственную жизнь. При этом видим, что у девушек-буряток менее оптимистичное представление о людях, чем у юношей-бурят. Такое различие связано с тем, что у девушек взросление происходит быстрее, поэтому их отличает более реалистичный взгляд на жизнь и окружающих людей.

На рисунке 2 представлены результаты по 2-й шкале «Альтернатива между чувством долга и удовольствием». Чем выше значение, тем ярче выражена ориентация на долг по сравнению с удовольствием.

Рис. 2. Показатели шкалы «Альтернатива между чувством долга и удовольствием»

Примечание: ЮБ - юноши-буряты; ЮР - юноши-русские; ДБ - девушки-бурятки; ДР - девушки-русские.

Соотношение значений у юношей и девушек разных этнических групп таково, что мы можем констатировать, что этнических различий по данной шкале не выявляется. Соотношение значений у выборок ЮБ - ДБ, ЮР - ДР одинаково: у ЮБ = 0, ДБ = - 0,25; у ЮР = 0, ДР = - 0,25. Отмечаем наличие половых различий, то есть у представителей мужского пола более выражена ориентация на долг по сравнению с удовольствием, чем у девушек. Возможно, это связано с тем, что мужчин с детства ставят в рамки долженствования: «мальчик не должен плакать, он должен защищать слабых, он должен отвечать за свои слова и поступки» и пр., поэтому у юношей чувство долга развито сильнее, чем у девушек.

На рисунке 3 показаны данные, полученные по 3-й шкале «Отношение к детям». Чем выше значение, тем более значимой представляется роль детей в жизни человека.

Рис. 3. Показатели шкалы «Отношение к детям»

Примечание: ЮБ - юноши-буряты; ЮР - юноши-русские; ДБ - девушки-бурятки; ДР - девушки-русские.

Анализ данных рисунка говорит о том, что юношам-бурятам и русским девушкам роль детей в жизни человека представляется более значимой, чем юношам-русским и девушкам-буряткам соответственно (рис. 3). Как видим, имеют место различия по фактору этноса. У каждого этноса имеются выработанные веками взгляды на роль детей в жизни человека. Передача практических знаний, семейно-общественных, этнокультурных норм осуществляется от поколения к поколению, главным образом в семье. Поэтому данное обстоятельство будет оказывать влияние и на формирование отношения к детям. Соотношение значений по половому фактору таково, что юноши-буряты имеют большее значение по шкале, чем девушки-бурятки (2,25 и 1,75 соответственно), а у представителей русской национальности, напротив, у девушек значение по шкале выше, чем у юношей (2,25 и 1,75 соответственно). Кажется вполне закономерным, что юноши и девушки относятся к роли детей в жизни человека по-разному. Несколько удивляет тот факт, что для юношей-бурят значимость детей оказалась выше, чем для девушек-буряток. Возможно, это объясняется этнически обусловленной высокой потребностью мужчин-бурят в продолжении рода ради сохранения и приумножения численности своего народа. Таким образом, можем сделать вывод о том, что по данной шкале имеются различия и по этносу, и по полу.

На рисунке 4 представлены результаты по 4-й шкале «Отношение к автономности или зависимости супругов». Чем выше значение, тем выраженнее ориентация на совместную деятельность супругов во всех сферах семейной жизни.

Рис. 4. Показатели шкалы «Отношение к автономности или зависимости супругов»

Примечание: ЮБ - юноши-буряты; ЮР - юноши-русские; ДБ - девушки-бурятки; ДР - девушки-русские.

На полигоне распределений мы видим, что у юношей-бурят ориентация на совместную деятельность супругов во всех сферах семейной жизни более выражена, чем у русских юношей, и у девушек-буряток более выражена, чем у девушек-русских. Поэтому мы можем говорить о наличии этнических различий в отношении респондентов к автономности или зависимости супругов.

Рассмотрим пару выборок ЮБ - ДБ и ЮР - ДР. И у девушек-буряток, и у девушек-русских более выражена ориентация на совместное равноправное семейное взаимодействие, чем у парней. И, действительно, в современном обществе роль женщины изменилась. Женщина теперь стремится к самореализации не только в семейной жизни, но и профессиональной. А уверенная в себе, социально активная представительница слабого пола более расположена к эгалитарному типу семейного взаимодействия. Поэтому в представлениях большинства девушек супружеские отношения строятся на принципах автономности и равноправия. Таким образом, по данной шкале наблюдаются различия и по фактору этноса, и по фактору пола.

На рисунке 5 мы видим полигон распределения ответов студентов по 5-й шкале. Пятая шкала имеет название «Отношение к разводу». Чем выше значение, тем менее лояльно отношение к разводу.

Шкала 5

35

30

1.5-1.25 -1 -0.75-0.5-0.25 О 0,25 0,5 0.75 1 1.25

Значения

Рис. 5. Показатели шкалы «Отношение к разводу».

Примечание: ЮБ - юноши-буряты; ЮР - юноши-русские; ДБ - девушки-бурятки; ДР - девушки-русские.

В паре ЮБ - ЮР наивысшие значения одинаковы и равны 0,25. У ДБ = 0, ДР = - 0,5. В данном случае наблюдается некоторые различия между ответами ДБ и ДР. Соотнося значения выборок ЮБ -ДБ, ЮР - ДР, наблюдаем, что девушки-бурятки менее лояльно относятся к разводу, чем юноши-буряты , но данные различия невелики (ЮБ = 0,25, ДБ = 0). В свою очередь, русские юноши менее лояльны по отношению к разводу, чем русские девушки (ЮР = 0,25, ДР = - 0,5). И, действительно, по сведениям, имеющимся в литературе, у мужчин и женщин выявляются определенные различия в отношении развода. Женщины часто раньше и сильнее начинают испытывать неудовлетворенность

браком, более эмоционально воспринимают трудности развода. Однако, несмотря на это, женщины скорее приходят к психологическому равновесию. Мужчины на некоторое время «забываются», «бегут от себя», погружаясь в свое хобби, но затем испытывают длительную неудовлетворенность. У разведенных мужчин чаще обнаруживается социальная тревожность, а у разведенных женщин - высокая доминантность. Кроме того, и у тех и у других имеется высокий нейротизм или низкая самооценка. Таким образом, и в нашем исследовании по шкале «Отношение к разводу» выявляются различия по этносу и полу.

На рисунке 6 представлены результаты по шкале «Отношение к любви романтического типа». Чем выше значение, тем ярче выражена ориентация на романтическую любовь.

Шкала 6

1,25 1,5 1,75 2 2,25 2,5 2,75 3 3,25 3,5 3,75 4

Значении

Рис. 6. Показатели шкалы «Отношение к любви романтического типа»

Примечание: ЮБ - юноши-буряты; ЮР - юноши-русские; ДБ - девушки-бурятки; ДР - девушки-русские.

В паре ЮБ - ЮР наибольшее значение у обоих выборок равно 2,75. В паре девушек - буряток и девушек-русских наблюдаются незначительные различия. Рассмотрим пару выборок ЮБ - ДБ и ЮР - ДР. Здесь мы тоже наблюдаем лишь незначительные различия у ЮР и ДР. На основании этого можем сделать вывод о том, что значимых различий по полу и этносу по шкале ««Отношение к любви романтического типа» не выявляется.

Рисунок 7 иллюстрирует полигон распределения значений по шкале «Оценка значения сексуальной сферы в семейной жизни». Чем выше значение, тем менее значимой представляется сексуальная сфера в семейной жизни.

Рис. 7. Показатели шкалы «Оценка значения сексуальной сферы в семейной жизни»

Примечание: ЮБ - юноши-буряты; ЮР - юноши-русские; ДБ - девушки-бурятки; ДР - девушки-русские.

У парней-бурят наивысшее значение равно 0, у русских юношей - 0,25. У девушек-русских более высокое значение по данной шкале, чем у девушек-буряток (0,5 и 0 соответственно). Это означает, вероятно, что девушки русской национальности придают несколько меньшее значение сексуальным отношениям в семейной жизни. Таким образом, по данной шкале существуют этнические различия. По фактору пола значимых различий не наблюдается.

На рисунке 8 представлены результаты, полученные по шкале 8 «Отношение к «запретности секса». Чем выше значение, тем более запретной представляется сексуальная тема.

Рис. 8. Показатели шкалы «Отношение к «запретности секса»

Примечание: ЮБ - юноши-буряты; ЮР - юноши-русские; ДБ - девушки-бурятки; ДР - девушки-русские.

Рассмотрим данные выборок у парней русской и бурятской национальности. Самое большее по частоте значение у юношей-бурят равно 2, а у юношей-русских —1,5. Следовательно, для юношей-бурят сексуальная тема представляется более запретной, чем для юношей-русских. В паре ДБ - ДР значение по шкале больше у девушек-русских, чем у девушек-буряток (ДБ = 1,25; ДР = 1,75). Соответственно, для девушек-русских сексуальная тема является более запретной. Таким образом, по данной шкале этнические различия выявляются. По половому фактору видим, что для девушек-буряток сексуальная тема является менее запретной, чем для юношей-бурят. Возможно, такое различие связано с тем, что парни-буряты более склонны придерживаться традиционных взглядов, более сдержанны и не считают приемлемым рассуждать на тему секса. А современные девушки-бурятки в связи с феминистическими настроениями в обществе становятся все более раскованными, снимают для себя многие запреты. Однако, что касается сравнения данных у русских парней и русских девушек, тут картина совершенно противоположная. Большее значение у русских девушек, то есть для них сексуальная тема более запретная, чем для русских юношей. Тем не менее мы можем констатировать имеющиеся различия по полу.

На рисунке 9 представлены результаты по шкале «Отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи». Здесь, чем выше значение, тем менее традиционно представление о роли женщины в семье.

Рис. 9. Показатели шкалы «Отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи»

Примечание: ЮБ - юноши-буряты; ЮР - юноши-русские; ДБ - девушки-бурятки; ДР - девушки-русские.

Рассмотрим пару ЮБ и ЮР. Наибольшее по частоте значение у ЮБ = -1, а у ЮР = -1,5. В паре ДР и ДБ, у ДБ = -1 ,25, а у ДР самое большое значение равно - 1,5. Таким образом, выявляются некоторые этнические различия по данной шкале. Соотношение значений у выборок ЮБ - ДБ, ЮР - ДР таково, что у ЮБ = -1, у ДБ = -1,25; у ЮР = -1, ДР = -1,5. Таким образом, констатируем наличие и половых, и этнических различий по данной шкале. Нужно отметить, что у всех выборок по данной шкале отрицательные значения. Это может говорить о том, что юношество в силу возрастных особенно-

стей не придает пока большого значения вопросу патриархального или эгалитарного устройства семьи.

На рисунке 10 мы видим полигон распределения ответов студентов по шкале «Отношение к деньгам». Чем выше значение, тем бережливее отношение к деньгам, чем ниже значение, тем легче отношение к тратам.

Шкала 10

45 ----------------------------------

1,5-1.25 -1 -0.75-0.5-0.25 О 0.25 0.5 0.75 1

Значения

Рис. 10. Показатели шкалы «Отношение к деньгам»

Примечание: ЮБ - юноши-буряты; ЮР - юноши-русские; ДБ - девушки-бурятки; ДР - девушки-русские.

В паре ЮБ - ЮР наивысшее значение у ЮБ и у ЮР одинаково и равно 0. У ДБ и ДР также равно 0. В данном случае мы наблюдаем отсутствие как этнических, так и половых различий, так как наибольшие значения у всех выборок тождественны. В изученной нами литературе также имеются сведения об отношении к деньгам мужчин и женщин. Эти данные отличаются от полученных нами результатов. Женщины больше, чем мужчины подвержены фантазиям и навязчивым идеям о деньгах, они больше верят, что заработок должен зависеть от усилий и способностей работника, женщины думают о деньгах как о способе приобретения вещей, а мужчины - власти [2] . Однако по данным других ученых, именно женщины чаще используют деньги как орудие в борьбе за власть. Мужчины реже, чем женщины, испытывают по поводу денег чувство беспомощности, депрессии, гнева, зависти, стыда и паники и чаще - восхищения, счастья.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в когнитивном компоненте готовности, а в частности в установках юношей и девушек русской и бурятской национальности относительно семейного взаимодействия в разных сферах жизни, выявляются различия по факторам этноса и пола.

Литература

1. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 1991.

2. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2001.

3. Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни // Вопросы психологии. - 1983. - № 3. -С. 61-70.

4. Малкина - Пых И.Г. Семейная терапия. - М.: Эксмо, 2005.

5. Сатир В. Как строить себя и свою семью: пер. с англ. - М.: Педагогика-пресс, 1992. - 190 с.

6. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. - М.: Academia, 2004.

7. Торохтий B.C. Психология социальной работы с семьей / Рос. акад. образования. Центр социальной педагогики. Ин-т социальной работы, - М., 1996.

8. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. - М.: Апрель-Пресс: Эксмо-Пресс, 2000.

9. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - Л., 1990.

Чимбеева Саяна Дашинимаевна - соискатель кафедры возрастной и педагогической психологии БГУ (г. Улан-Удэ). E - mail: stellad@mail.ru

Chimbeeva Sayana Dashinimaevna - competitor of department of age and pedagogical psychology of Buryat State University (Ulan-Ude). E- mail: stellad@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.