Научная статья на тему 'Компоненты готовности юношества к семейным отношениям'

Компоненты готовности юношества к семейным отношениям Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1213
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ОТНОШЕНИЯ" / "УСТАНОВКА" / "ГОТОВНОСТЬ" / "СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ" / "КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чимбеева С. Д.

В работе рассматривается психологическая готовность к семейным отношениям, дается характеристика понятиям «отношения», «готовность», «установка», «семейные отношения»; на основе анализа имеющегося в литературе материала предпринята попытка выделения компонентов готовности к браку. Приведены результаты эмпирического исследования содержания готовности к браку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чимбеева С. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компоненты готовности юношества к семейным отношениям»

Развернутую оценку успешности учения в вузе мы проводили по окончании студентами первой зимней сессии, психологическое тестирование - в начале первого семестра.

Выявленная достоверная связь (на уровне р<0,05) показателей успешности учения первокурсников с уровнем их мотивационной и интеллектуальной готовности к учению в вузе позволила сформулировать следующие выводы об информативности использованных в мониторинговом исследовании средств диагностики:

1. В качестве информативных средств прогнозирования

внутренней успешности учения первокурсников целесообразно использовать методики, диагностирующие мотивационную готовность: «Неоконченные предложения» (модификация

методики Ж. Нюттена), «Мотивы учения в вузе» (модификация методики А.Е. Богоявленской), «Шкала субъективной локализации контроля» (Дж. Роттера). Результаты исследования показали, что методика «Мотивы учения в вузе» (модификация методики А.Е. Богоявленской) является информативным средством относительно субъективной оценки удовлетворенности учением в вузе (г=0,7) у студентов, обучающихся по специальности «Математика»; методика «Шкала субъективной локализации контроля» (Дж. Роттера) является информативным средством относительно субъективной оценки успешности учения в вузе (г=0,68) у студентов, обучающихся по специальности «Математика».

2. В качестве информативных средств прогнозирования внешней успешности учения в вузе (академической успеваемости) целесообразно использовать: результаты ЕГЭ по математике (г=0,48), результаты ЕГЭ по физике (г=0,69) у студентов, обучающихся по специальности «Математика», и резуль-

таты ЕГЭ по русскому языку (г=0,61), результаты ЕГЭ по биологии (г=0,62) у студентов, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология».

3. В качестве информативных средств прогнозирования внешней успешности учения в вузе, оцениваемой одногруппниками, целесообразно использовать: результаты ЕГЭ по русскому языку (г=0,64) и результаты ЕГЭ по биологии (г=0,81) у студентов, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология».

Дополнительно была изучена связь между показателями успешности учения в вузе. Выявленная достоверная связь (на уровне р<0,05) позволила сформулировать следующие выводы: у студентов, обучающихся по специальности «Математика», в достоверной связи находятся результаты внешней оценки успешности учения в вузе с позиции академической успеваемости и внешней оценки успешности учения в вузе с позиции склонности студентов к научно-исследовательской деятельности (г=0,60), результаты внешней оценки успешности учения в вузе с позиции склонности студентов к научноисследовательской деятельности и внешней оценки успешности учения в вузе одногруппниками (г=0,56).

В заключение отметим, что комплексное исследование готовности выпускников общеобразовательных школ к учению в вузе с помощью информативных средств прогнозирования успешности учения в вузе будет способствовать повышению качества высшего образования и как следствие более рациональному использованию средств федерального бюджета, которые выделяются государством на обучение студентов.

Библиографический список

1. Текст Послания Президента Российской Федерации. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/5979.

2. Суховиенко, Е.А. Педагогическая диагностика успешности учения учащихся в контексте информатизации образования [Э/р]: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2006.

3. Колмогорова, Л.А. Содержание и динамика мотивационной зрелости студентов-первокурсников в адаптационный период: дис. ... канд. пси-хол. наук. - Барнаул, 2008.

4. Колмогорова, Л. А. Саморазвитие личности: учебно-методическое пособие. - Барнаул: БГПУ, 2008.

5. Саморазвитие личности: рабочая тетрадь студента 1 курса / О. А. Брылева, Л. А. Колмогорова. - Барнаул: БГПУ, 2008.

6. Калачев, Г.А. Модель развития мотивационной сферы студентов / Г.А. Калачев, Л.С. Колмогорова, Л.А. Колмогорова // Психологическое здоровье и психологическая культура в образовании: материалы всероссийской научно-практической конференции. - Барнаул, 2008.

7. Печатнова, Н.Б. Прогнозирование успешности обучения в вузе выпускников общеобразовательной школы в условиях перехода к ЕГЭ // Вестник Поморского университета. - 2008. - Вып. 11.

8. Ясюкова, Л.А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (КТ). Методическое руководство. - СПб.: ИМАТОН, 2007.

9. Каракозов, С.Д. Психологические тесты как информативные средства прогнозирования успешности учения в вузе / С.Д. Каракозов, Л.С. Колмогорова, Н.Б. Печатнова [и др.] // Информатизация образования - 2010: Материалы международной научно-методической конференции. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010.

Статья поступила в редакцию 08.10.10

УДК 316.356.2 Ч 62

С. Д. Чимбеева, соискатель БГУ, г. Улан-Удэ, Е-mail: stellad@mail.ru

КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ ЮНОШЕСТВА К СЕМЕЙНЫМ ОТНОШЕНИЯМ

В работе рассматривается психологическая готовность к семейным отношениям, дается характеристика понятиям «отношения», «готовность», «установка», «семейные отношения»; на основе анализа имеющегося в литературе материала предпринята попытка выделения компонентов готовности к браку. Приведены результаты эмпирического исследования содержания готовности к браку.

Ключевые слова: «отношения», «установка», «готовность», «семейные отношения», «компоненты готовности».

Современный брачно-семейный институт испытывает серьезные затруднения. Перемены в семейной жизни людей, их отражение в научном сознании и идеологии, демографическая политика государства образуют разные, достаточно самостоятельные пласты реальности. Одни и те же процессы нередко получают различные толкования специалистов, характеризуясь либо как признаки необратимого кризиса, рас-

пада тысячелетнего института семьи, либо как трансформационные процессы брачно-семейного института, являющиеся результатом адаптации семьи к изменившимся условиям. В настоящее время концепция семьи основана на современных взглядах на личную свободу, как

+свободу, ограничиваемую только свободой других, на стремлении к наиболее полному удовлетворению личных потребностей и равенстве партнеров.

Важнейшей мерой профилактики семейного неблагополучия является развитие психологической готовности юношества к брачно-семейным отношениям, сущность которой составляет зрелое интеллектуальное, деятельно - продуктивное, социально - активное отношение к себе как участнику брачно-семейного взаимодействия, своему микро- и макросоци-альному окружению, понимание значимости семьи в современном мире. В связи с этим, особого внимания требует, на наш взгляд, психологическая готовность юношества к семейным отношениям. Подготовка юношества к вступлению в брак, к будущей семейной жизни - неотъемлемая составная часть общей системы воспитания подрастающего поколения. Готовность юношества к браку - это один из факторов, определяющих стабильность молодой семьи. Это система социально-психологических установок личности, определяющих эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества [1]. Еще совсем недавно считалось, что молодой человек по достижении определенного возраста уже полностью готов к созданию семьи. Однако существующие психологические, социологические, педагогические исследования говорят о том, что это не так, и, поэтому, готовность юношей и девушек к вступлению в брак и созданию семьи должна стать целью психологической работы. В целом, исследований по проблемам семьи и брака, взаимодействию партнеров в супружеской паре и т. п. в литературе имеется немало, однако вопросы психологической готовности личности к семейным отношениям являются актуальной, но малоизученной областью знаний.

Прежде чем говорить о сущности семейных отношений, о развитии готовности к ним, остановимся на некоторых значимых аспектах психологии отношений в целом. В.Н. Мясищев сформулировал одно из важнейших в отечественной психологии принципиальных положений теории личности [2]. Он подчеркивал, что система общественных отношений, в которые оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности. И эта система отношений человека к окружающему миру и к самому себе является наиболее специфической характеристикой, более специфической, чем, к примеру, ряд других ее компонентов, таких, как характер, темперамент, способности.

В. А Мясищев [2, с. 69] указывает на то, что психологический смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. Формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социальных, объективно существующих отношений общества в условиях его макро- и микробытия, в котором он живет. Это микро- и макробытие, по-разному способствуя формированию и проявлению потребностей, интересов и склонностей человека, действуя в нерасторжимой связи с особенностями его организма и прежде всего нервной системы, создает в каждом случае ту субъективную «призму», через которую неповторимо своеобразно в каждом случае преломляются все воздействия, которым подвергается живой, действующий человек. Восприятие им действительности, его память, его мышление, его воображение, его внимание хотя и фиксируют всегда особенности объективного мира, но на этих его психических процессах постоянно лежит печать отношения его к разным сторонам мира, частицей которого он является.

Рубинштейн С. Л. говорит, что сущность человека - совокупность общественных отношений [3, с. 56]. Отношения между людьми - не только экономические, хозяйственные отношения, хотя они и реализуются каждый раз в условиях того или иного экономического уклада, той или иной общест-

венно-исторической формации. Внутреннее содержание человека включает все его богатство отношений к миру в его бесконечности - познавательное эстетическое отношение к жизни и смерти, к страданиям, к опасности, радости. Он также пишет, что межлюдские отношения являются необходимым условием познания человеком бытия, сущего и его состава. Обусловленность не только сознания любого человека, но и бытия действиями других людей - это эмпирический факт. Отношения - взаимные - разных «я» друг к другу выступают как условие их существования как конкретных эмпирических существ, реализующих в себе всеобщность «я» (как субъекта). Как уже говорилось, «я» как сознательное существо - это субъект не только познания, но и действия, жизни. В познании другого человека должны быть расчленены два вопроса: как познается существование другого «я» и объективное доказательство его существования. Познание других «я» начинается с общей проблемы познания реальности бытия, сущего. Другие люди в их деятельности выступают как фокусы или центры, вокруг которых организуется «мир» человека. Вещи, окружающие людей, каждого человека, меня, выступают, прежде всего, в их «сигнальных» свойствах как продукты и орудия человеческой деятельности, как предметы, ведущие свойства которых определяются осуществляемыми посредством их отношениями между людьми, специально трудовыми, производственными, общественными отношениями. Человек как субъект действия и познания - это сознательное существо, сущее, обладающее сознанием. Сознание - это предпосылка и результат процесса осознания мира человеком. Человек выступает как существо, осознающее мир; «я» - как субъект процесса (деятельности) осознания мира. Понятие «установка» имеет в жизни помимо психологического и технический, и административный смысл, а понятие «отношение» также широко применяется не только в жизни, но и в различных науках

- математике, физике, биологии, психологии, социологии.

Таким образом, отношения - это одна из форм отражения человеком окружающей его действительности. Межлюдские отношения являются необходимым условием познания человеком бытия, сущего и его состава.

Основу семейных отношений составляет брак - легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи [4]. Важными условиями существования семьи является совместная деятельность и определенная пространственная локализация -жилище, дом, собственность как экономическая основа ее жизни, а также общекультурная среда в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. Семья -это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства -родства (кровного и духовного), осуществляет воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи.

Э.Д. Эйдемиллер [4] выделяет следующие фазы супружеских отношений:

1. Выбор партнера.

2. Романтизация отношений. В этой фазе влюбленные находятся в стадии симбиоза, воспринимают в фигуре партнера только достоинства, смотрят друг на друга «сквозь розовые очки». Отсутствует реальное восприятие себя и другого в супружестве. В случае, если мотивация вступления в брак была противоречивой, то многие свойства партнера - психологические, физические и другие, которые в начале как бы не замечались, в дальнейшем могут восприниматься гипертрофированно.

3. Индивидуализация стиля супружеских отношений. Формирование правил. В результате переговоров (полных и неполных, явных и скрытых) вырабатываются правила, определяющие - кто, каким образом и в какой последовательности совершает в семье определенные поступки. Многократно по-

вторяемые правила становятся автоматическими. В результате этого некоторые взаимодействия упрощаются, а некоторые становятся недостаточно эффективными.

4. Стабильность / изменяемость. Супруги ежедневно проходят через различные испытания, каждый день, отвечая на вопросы: чему отдать предпочтение? повторить то, что уже стало правилом? или попробовать создать новое? необходимый опыт по автоматизации взаимодействий уже накоплен, наверное, можно успокоиться и отдохнуть? В нормально функционирующих семьях тенденция к стабильности уравновешивается тенденцией к изменяемости. В случае ригидной фиксации правил в семье брак приобретает признаки дисфункционального, отношения становятся стереотипными и монотонными.

5. Фаза экзистенциальной оценки. Супруги подводят итоги совместной жизни, выясняют степень удовлетворенности или неудовлетворенности прожитыми годами, готовятся вместе или порознь к последнему переходу. Основной итог этой фазы - решение вопроса о том, был ли брак подлинным (и желанным, и гармоничным) или случайным.

В рамках вопроса семейных отношений изучается также и психологический климат в семье. Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак. Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплочённость, возможность всестороннего развития личности каждого её члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям -ещё и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Семейные отношения - явление сложное, многогранное, требующее большой каждодневной работы супругов. В рамках этого возникает необходимость говорить о некой профилактической работе, подготовке к браку юношества и поэтому, на наш взгляд, очень важно рассматривать вопрос формирования готовности к семейным отношениям. Вообще, понятие готовности к деятельности в определенной области труда, общественной жизни Б.Г. Ананьев определяет как «проявление способностей» [3]. Платонов, в соответствии с выдвинутой им концепцией о подструктурах личности, в структуре готовности выделяет три взаимосвязанных стороны: моральную готовность, психологическую и профессиональную. Качества, определяющие моральную готовность, относятся автором к социально обусловленной стороне личности, психологическую - к стороне, объединяющей индивидуальные особенности психических процессов, профессиональную - к опыту личности. Конкретные формы готовности рассматривают

Узнадзе Д.Н. (установка), Н.Д. Левитов, К.К. Платонов, А.Г. Ковалев, А.В. Веденов, Л.А. Кандыбович и др. Несмотря на различия в конкретном толковании понятия готовности большинство отечественных психологов готовность понимают как особое, длительное или кратковременное психическое состояние. Помимо готовности как психического состояния, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович рассматривают готовность как устойчивую характеристику личности. Ее называют длительной готовностью [5].

Санжаева Р.Д. рассматривает готовность не только как активно-действенное состояние личности, но, прежде всего как глубоко интериоризированный процесс, отражающий содержание стоящей задачи и условия предстоящего ее выполнения [6]. Готовность непосредственно связана с установкой. В современной науке установка изучается в связи с общей активацией организма как состояние, предшествующее поведению. Наиболее разработанной в психологии является теория установки Д.Н. Узнадзе и его учеников (А.С. Пранги-швили, И. Т. Бжалава и др.). Узнадзе утверждал, что установку как готовность к деятельности следует понимать не как частный психологический феномен в ряде других таких же частных феноменов, а как состояние самого целостного субъекта [7]. Установка, по Узнадзе, это неосознаваемое состояние, которое предшествует той или иной деятельности и определяет ее осуществление. В зарубежной психологии исследованием данной проблемы занимались Г. Олпорт (1935), К.Левин (1939), Дж. Фримен, Ф. Олпорт, Дж. Брунер. Г. Олпорт выделяет 2 типа установок: одни побуждают поведение, другие направляют его. Первые называются мотивационными, вторые - инструментальными. «Установка есть состояние психологической готовности, складывающейся на основе опыта и оказывающей направляющее и динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которыми он связан» [Г. Олпорт, 1935]. К. Левин (1939) вводит понятие «квазипотребности» (мнимой потребности), т.е. определенного динамического состояния, напряжения, возникающего после принятия задачи и стремящегося к реализации. По мнению К. Левина, окружающие нас и данные нам в представлении объекты обладают «побуждающим характером», который проявляется сразу после возникновения у субъекта потребности. Тем самым К.Левин ставит вопрос о возникновении и выражении готовности к действию в прямую зависимость от предметного содержательного фактора.

Таким образом, готовность - это и активно-действенное состояние личности, и глубоко интериоризированный процесс, отражающий содержание стоящей задачи и условия предстоящего ее выполнения. Готовность тесно связана с установкой. Установка это неосознаваемое состояние, которое предшествует той или иной деятельности и определяет ее осуществление.

Говоря конкретно о готовности юношества к семейным отношениям, необходимо отметить, что подготовка юношества к вступлению в брак, к будущей семейной жизни - неотъемлемая составная часть общей системы воспитания подрастающего поколения. Проблемой психологической готовности к семейным отношениям занимались такие ученые, как Н.В. Малярова, Л.Б. Шнейдер, Силяева, Е.С. Калмыкова, М.В. Семина, Т.А. Флоренская, В.С. Торохтий, И.В. Гребенников и др.

Как отмечает Л. Б. Шнейдер, еще совсем недавно считалось, что молодой человек по достижении определенного возраста уже полностью готов к созданию семьи. Однако многочисленные психологические, социологические, педагогические исследования говорят о том, что это не так, и поэтому готовность юношей и девушек к вступлению в брак и созданию семьи должна стать целью психологической работы [1]. Говоря о браке, нельзя забывать о том, что желание вступить в супружеский союз и степень готовности к его заключению -это далеко не одинаковые понятия. По мнению психологов, нравственно-психологическая готовность личности к браку

означает восприятие целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь.

К ним относятся:

1. Готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственность за их поведение;

2. понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях;

3. стремление к повседневному общению и сотрудничеству, согласованию взаимодействий с представителем противоположного пола, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру;

4.умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний.

H. В. Малярова среди факторов, определяющих стабильность молодой семьи, также выделяет готовность юношества к браку. По ее мнению, данное понятие соответствует системе социально-психологических установок личности, определяющих эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества.

Г.Б. Шнейдер считает, что готовность к браку - это интегральная категория, включающая целый комплекс факторов:

I. Формирование определенного нравственного комплекса - готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям. Формирование этого аспекта может оказаться связанным с распределением ролей между супругами.

2. Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.

3. Способность к самоотверженности по отношению к партнеру. Способность к такому чувству включает способность к соответствующей деятельности, основанной, прежде всего на качествах и свойствах альтруизма любящего человека.

4. Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека (эмпатийный комплекс). Важность этого аспекта связана с тем, что брак по своему характеру становится более психологическим в силу утонченности человека как личности. В связи с этим возрастает роль психотерапевтической функции брака, успешной реализации которой способствует развитие способности к сопереживанию, вчувст-вованию в эмоциональный мир партнера.

5. Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.

6. Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения. Е.С.Калмыкова считает, что умение конструктивно решать межличностные конфликты, использование их для развития межличностных отношений супругов играет решающую роль в процессе взаимного приспособления молодоженов [8].

Психологическая готовность к браку - явление сложное, многомерное, имеющее важное значение для успешности семейных отношений. Основными ее компонентами являются:

- способность любить;

- ответственность друг за друга и за будущую семью;

- высокая коммуникативная культура;

- знание специфики семейной жизни и готовность к осознанному самоограничению.

Другие эмпирически выделенные предбрачные факторы успеха: наличие высшего образования у мужа; положительная оценка семейной жизни родителей; сходные черты характера (кроме доминантности); высокая значимость этических и эмоциональных ценностей; наличие друзей, особенно общих.

В своем исследовании мы делаем попытку выделения компонентов готовности, основываясь на материале, имеющемся в литературе. Нами рассматриваются три компонента в структуре готовности. Во-первых, это усвоение и принятие личностью системы знаний, представлений о предстоящей семейной жизни, о функциях семьи, о содержательной стороне супружеских ролей и т. д. Все это, по нашему мнению, входит в состав когнитивного компонента готовности личности к семейным отношениям. На основании анализа отечественной и зарубежной литературы помимо когнитивного мы выделяем еще два основных компонента готовности личности к семейным отношениям. Это мотивационно-рефлексивный и операциональный компоненты готовности. В мотивационнорефлексивный компонент входит выработка соответствующих мотивов и установок личности, осознание и принятие их в качестве жизненных ценностей и стимулов поведения и деятельности. Закрепление ориентаций на высокие духовные ценности гармоничной семьи: любви, преданности, готовности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям. Рефлексивная часть данного компонента готовности подразумевает под собой осознание человеком себя как уникальную, неповторимую и самоценную личность, включение соответствующих мотивационных установок и жизненных позиций в структуру Я-концепции, снятие страхов, симптомов тревожности. Операциональный компонент готовности предполагает овладение личностью системой практических действий и умений, связанных с супружеской ролью.

Выделив компоненты готовности к семейным отношениям, мы выявили ряд проблем, требующих, на наш взгляд, разрешения в эмпирическом исследовании:

1. имеются ли различия в содержании когнитивного компонента готовности по фактору этноса и пола;

2. имеются ли различия в содержании мотивационнорефлексивного компонента готовности юношей и девушек русской и бурятской национальности;

3. существуют ли этнические и половые особенности в содержании операционального компонента готовности.

В качестве параметров исследования мы рассматривали:

1) в когнитивном компоненте - представления о предстоящей семейной жизни, о функциях семьи, о содержательной стороне супружеских ролей и т. д.;

- представления студентов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого, хозяйственно-бытовой сферы, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности (эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей);

- представления студентов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций.

2) в мотивационно-рефлексивном компоненте - самооценку и степень неудовлетворенности собой;

- ожидания в отношении будущего супруга;

- уровень эмпатии;

3) в операциональном компоненте - установку на овладение системой практических действий и умений, связанных с супружеской ролью.

Для решения вышеназванных проблем были применены следующие методики: «Измерение установок в семейной паре» (Алешина и др., 1987) [9], методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (Волкова, Трапезникова, 1985) [9] - когнитивный компонент; методика Лири (модифицирована Ю. А. Решетняк и Г. С. Васильченко) [9], опросник А. Меграбяна и Н. Эпштейна (диагностика эмпатии) [9] - мотивационно -рефлексивный компонент; методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (Волкова, Трапезникова, 1985), шкала,

измеряющая установку на реализацию хозяйственно-бытовых функций семьи - операциональный компонент.

Опытную базу исследования составили 408 испытуемых в возрасте 18-20 лет - студенты факультета начального образования, национального гуманитарного института, социальнопсихологического, физико-технического, медицинского факультетов Бурятского Государственного Университета, а также студенты электротехнического колледжа. Из них 202 респондента бурятской национальности, 206 - русской национальности, 202 человека - девушки, 206 - представители мужского пола. 271 человек - городские жители, 137 испытуемых

- сельские жители, 383 студента не состоят в браке, 15 человек - семейные.

По итогам проведенного эмпирического исследования нами были сделаны следующие выводы. В когнитивном компоненте готовности выявляются различия по факторам этноса и пола. В мотивационно-рефлексивном компоненте психологической готовности к семейным отношениям также имеются различия по факторам этноса и пола. В операциональном

компоненте наблюдаются особенности по этническому фактору, но не фиксируются по половому. В дальнейшем, мы планируем продолжить работу по исследованию составляющих готовности к семейной жизни.

Таким образом, на основе выделения основных компонентов готовности личности к семейным отношениям появляется возможность для организации целенаправленной работы по дифференцированному формированию у юношества необходимых качеств для создания гармоничного брака. Помимо этого, знания о имеющихся половых и этнических различиях также позволяют индивидуализировать подход к данному вопросу. Это может быть организация системы тренингов для старшеклассников и студентов, внедрение спецкурса «Формирование психологической готовности юношества к семейным отношениям» в учебный процесс университета и другие формы работы. Важно осознавать, что формирование данных компонентов позволит будущим молодоженам более конструктивно подходить к организации своей семейной жизни, снизит вероятность дегармонизации отношений.

Библиографический список

1. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений. - М.: Апрель - Пресс: Эксмо-Пресс, 2000.

2. Мясищев, В.Н. Психология отношений. - М.: Прогресс, 1991.

3. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Класс, 2000.

4. Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкис, В.В. Психология семьи и семейная психотерапия. - СПб.: Питер, 1999.

5. Кандыбович, Л.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. - Минск: Изд-во Минск, 1990.

6. Санжаева, Р.Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Новосибирск, 1997.

7. Узнадзе, Д.Н. Установка. - М.: Советская Россия, 1984.

8. Калмыкова, Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни // Вопросы психологии. - 1983. - № 3.

9. Малкина-Пых, И. Г. Семейная терапия. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 08.10.10

УДК 378

Л.В. Завадская, ст. преп. ВГУЭС, г. Владивосток, Е-mail: uraz1974@mail.ru

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПОРТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ СЕРВИСУ - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ФИТНЕС-ПРОГРАММ

В статье изучается динамика изменения уровня коммуникативной компетентности специалиста по спортивно-оздоровительной работе и последующего влияния указанной компетентности на результаты самооценки, самоописания физического Я клиентов фитнес - программ.

Ключевые слова: компетентность, коммуникация, самоописание физического Я, результаты.

Благодаря средствам массовой информации и все большей доступности фитнес-услуг, надежды людей на то, чтобы стать более привлекательными постоянно возрастают.

Тем не менее, исследователи (Н. Рамси, Д. Харкорт, 2009) констатируют эпидемию неудовлетворенности телом и внешностью. Многие из людей, испытывающих такую неудовлетворенность, связывают со своей внешностью возникающие у них проблемы и начинают верить в то, что жизнь их станет гораздо лучше, если они будут выглядеть по-другому [1]. Изменение установок относительно внешности - это сложная коммуникативная задача, но ее необходимо решать. Действия по изменению социальных установок могут повысить качество жизни людей, для которых обеспокоенность внешностью может стать причиной серьезного дистресса. Для этого, в первую очередь, необходимо привлечение внимания к этой проблеме специалистов сферы здоровья и фитнеса, а также педагогов, которые занимаются их подготовкой.

Возникает проблема определения места такого рода коммуникативной подготовки в рамках профессионального образования специалистов для сферы фитнеса.

В настоящее время роль коммуникаций в жизни человека резко возросла. Исследователи считают, что сейчас происхо

дит «коммуникационный взрыв». Причинами этого являются рост частоты контактов, кооперативный характер деятельности, влияние средств научно - технического прогресса на практику межличностных контактов (сетевое общение), рост динамичности жизни и т.п. Поэтому современный человек ощущает рост потребности в отклике другого человека, стремлении быть понятым и принятым окружающими. Все это можно назвать потребностью в полноценном, глубинном, ценностном общении.

Коммуникативная компетентность обоснована Л.А. Петровской, коммуникативная культура и компетентность специалиста и условия ее формирования В.С. Чернявской, компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту изучена Хазовой С.А, коммуникативная компетентность учителя физической культуры в системе повышения квалификации рассмотрена Панкратович Т. М.

Стратегия подготовки педагогов физической культуры валеологической деятельности в образовательной среде вуза изучена Оглоблиным К.А. (2009), формирование специальных профессиональных компетенций по фитнесу рассмотрел К. Д. Волков (2009), закономерности занятий по фитнесу у детей изучала Сайкина Е.Г. (2009).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.