Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты подготовки молодежи к семейной жизни'

Психолого-педагогические аспекты подготовки молодежи к семейной жизни Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3134
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА МОЛОДЁЖИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ / ВСТУПЛЕНИЕ В БРАК / ГОТОВНОСТЬ К БРАКУ / PREPARATION OF YOUTH FOR FAMILY LIFE / MARRIAGE / COMMITMENT TO MARRIAGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тугуз Фатима Анзауровна

Сегодня перед всеми социальными институтами и, в первую очередь перед образованием поставлен социальный заказ преодоления негативных тенденций в молодёжной среде по отношению к вопросам вступления в брак и созданию семьи. Подготовка молодых людей к вступлению в брак выступает неотъемлемой составной частью общей системы воспитания подрастающих поколений. Многочисленные социологические, педагогические, медико-психологические исследования убеждают нас в том, что готовность юношей и девушек к вступлению в брак и созданию семьи должна стать целью социально-педагогической, психологической работы, для формирования у молодёжи ответственного отношения к институту семьи и брака.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Today, all social institutions and educational system face a social order to overcome negative trends among young people in relation to matters of marriage and family formation. Preparing young people for marriage is an integral part of the general education of the younger generations. Numerous sociological, educational, medical and psychological studies have convinced us that the readiness of young people for marriage and family formation must be the goal of socio-pedagogical, psychological work, for the formation of responsible attitude to the institution of family and marriage.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты подготовки молодежи к семейной жизни»

УДК 37.015.3 ББК 88.8 Т-81

Тугуз Фатима Анзауровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, социологии и педагогики Майкопского государственного технологического университета, e-mail:fatima-tuguz@mail. ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ (рецензирована)

Сегодня перед всеми социальными институтами и, в первую очередь перед образованием поставлен социальный заказ преодоления негативных тенденций в молодёжной среде по отношению к вопросам вступления в брак и созданию семьи. Подготовка молодых людей к вступлению в брак выступает неотъемлемой составной частью общей системы воспитания подрастающих поколений. Многочисленные социологические, педагогические, медико-психологические исследования убеждают нас в том, что готовность юношей и девушек к вступлению в брак и созданию семьи должна стать целью социально-педагогической, психологической работы, для формирования у молодёжи ответственного отношения к институту семьи и брака.

Ключевые слова: подготовка молодёжи к семейной жизни, вступление в брак, готовность к браку.

Tuguz Fatima Anzaurovna, Candidate of Pedagogy, associate professor of the Department of Philosophy, Sociology and Pedagogy of Maikop State Technological University, e-mail: [email protected]

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF PREPARATION OF YOUTH FOR FAMILY

(Reviewed)

Today, all social institutions and educational system face a social order to overcome negative trends among young people in relation to matters of marriage and family formation. Preparing young people for marriage is an integral part of the general education of the younger generations. Numerous sociological, educational, medical and psychological studies have convinced us that the readiness of young people for marriage and family formation must be the goal of socio-pedagogical, psychological work, for the formation of responsible attitude to the institution of family and marriage.

Keywords: preparation of youth for family life, marriage, commitment to marriage.

Подготовка молодежи к будущей семейной жизни выступает неотъемлемой составной частью общей системы воспитания подрастающих поколений. Еще в недавнем времени в обществе подготовленным к созданию семьи считали молодого человека, достигшего определенного возраста. Вместе с тем, обусловленность изменений семей культурно-исторической динамикой общественных отношений не только исключает, но и предполагает необходимость специальной подготовки подрастающего поколения к семейной жизни.

В многочисленных социологических, педагогических, медико-психологических исследованиях, в качестве основной цели социально-педагогических и психологических работ рассматривается подготовка молодых людей к вступлению в брак для создания семьи. Различным аспектам проблемы подготовки молодежи к семейной жизни посвящены труды

современных ученых педагогов и психологов (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Л.А. Коростылева, Г. Навайтис, И. Панков, Л. Панкова, В.Я. Слепов, В.А. Сысенко, Т.А. Гурко, В.И. Зацепин, В.А. Ильин, Е.П. Ильина, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, В.С. Торохтий, Л.Б. Шнейдер).

По мнению некоторых психологов (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовича), широкие возможности для встречи будущего избранника и изучения его с различных сторон предоставляет многоплановая студенческая жизнь, связанная с учебой, трудовыми семестрами, спортом, проведением досуга. При этом молодые люди имеют свободу выбора брачного партнера благодаря модифицированности принятия решений о бракосочетании [2].

По мнению литовского психолога Г. Навайтиса, желательным является достижение молодыми людьми до момента создания ими семьи физической зрелости, приобретение коммуникативного опыта во взаимоотношениях с женским полом и материальной независимости от семьи родителей. Не менее значимым, как отмечает психолог, является приобретение опыта эмоционального и делового взаимодействия с подходящим брачным партнером [3].

В многочисленных психолого-педагогических исследованиях различных ученых (Е.П. Ильин, Г. Навайтис, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис) представлен подробный анализ мотивов вступления в брак. Обобщение работ исследователей позволяет определить ведущие мотивы поиска брачного партнера у мужчин и женщин. У мужчин эти мотивы связаны со стремлением к половой близости, желанием проявить заботу к другому полу. У женщин мотивы связаны с желанием испытать заботу со стороны мужчин, проявить чувства любви и испытать его по отношению к себе. В целом, у обоих полов мотивы определяются стремлением нахождения себе подобного партнера и быть им понятым [2; 3; 5].

Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис как ведущие специалисты по семейной психотерапии выявили зависимость между стабильностью брака молодых людей и совпадением их интересов, духовных ценностей. Немаловажным для молодых является контрастность их личностных качеств и проявление умений проведения переговоров по многообразным аспектам жизни семьи [4].

Интересна позиция психолога и педагога Л.Б. Шнейдера, выделяющего в качестве важного составляющего процесса подготовки молодых людей к семейной жизни развитость культуры половых отношений. Это способствует, по мнению исследователя, формированию таких установок на сохранность в браке супружеской верности как целостность и мудрость физиологического, нравственно-душевного сплочения супружеской пары [5].

В исследованиях В.С. Торохтия выявлена высокая значимость подготовленности молодых людей к браку. По мнению психолога, прочность и долговременность существования брака зависит от различных факторов. При этом зрелость личностей в социально-психологическом отношении выступает значимой стороной семейной жизни молодых людей. Как отмечает исследователь, зрелость личности может проявиться как потребность, психологическая готовность и способность к ролевому выполнению мужских и женских, а впоследствии отцовских и материнских функций в семье [6].

В современном обществе, по позиции автора, наблюдается существенный разрыв в традиционных представлениях о функционально-ролевых взаимоотношениях мужчины и женщины, о распределении семейных обязанностей между ними.

В классической зарубежной психологии имеются фундаментальные исследования проблемы брака и семейных отношений. В своих работах по теории психоанализа З. Фрейд внимательно изучил проблему сексуальности. Он писал о последствиях сексуального

воздержания, оказывающих негативное влияние на подготовку к браку, изменяя ее коренным образом. Это не позволяет решить задачу культурной сексуальной морали как единственного законного наследника сексуального стремления [7].

В работах швейцарского психолога К. Юнга составляющими брака как сложного образования является целый ряд субъективных и объективных факторов, имеющих гетерогенную природу. По мнению автора, первой половине жизни молодых людей свойственна гармония брака, при ее наличии вообще, и основывается далее в критической фазе на проекции некоторого типичного образа. Для каждого мужчины свойственно представление не о конкретном нареченном женском образе, а об образе женщины вообще. Аналогично, каждой женщине свойственно врожденное представление мужского образа [8].

Представляет интерес позиция австрийского врача и психолога А. Адлера на психологическую подготовленность к любви и браку. С точки зрения автора, психологическая готовность молодых людей к созданию семьи проявляется в наличии чувства общности, позволяющего социально адаптироваться. Наряду с обычными качествами социального приспособленчества, брачные отношения любви предполагают наличие чувства симпатии партнеров друг к другу, основанной на их способности сопереживания и отождествления себя со своей половиной [1].

В семье, аналогично любой фабрике, по мнению В. Сатира, являющегося основоположником по семейному консультированию, формирование нового человека происходит при влиянии взрослых членов семьи. Откровенное и честное общение супругов с адекватной самооценкой способствует нормальному функционированию семьи, в которой складываются мягкие и человечные семейные правила [2; 5].

В психолого-педагогической литературе имеются различные взгляды ученых на проблему семьи. По мнению психолога Р. Фрэнкина, являющегося специалистом в области мотивации человеческого поведения, брачные стратегии мужчин и женщин обуславливаются выбором семейных партнеров. По утверждению психотерапевтов Дж. Брауна и Д. Кристенсена, при создании семьи возникает необходимость в установлении новых отношений с членами расширенной семьи, отведении приоритетности роли мужа и жены перед ролями детей, приводящего к установлению автономности от семьи родителей. При этом основными задачами первого цикла становления семьи молодых людей становятся сотрудничество, выработка правил совместного решения семейных проблем и разделения обязанностей.

В психолого-педагогической литературе по проблеме подготовки молодых людей к семейной жизни, как было выявлено в результате проведенного анализа, имеются несколько подходов. Кратко их охарактеризуем:

а) социологизаторский подход базируется на положении о широких естественных возможностях для подготовки молодых людей к семейной жизни создаваемых многоплановостью жизни. При этом имеется возможность свободного выбора брачных партнеров, где взрослым отводится задача предостережения молодых от неверных выборов спутника жизни и формирования мотивированности принятия решения о браке;

б) культурологический подход основан на идее формирования у молодых культуры половых отношений и установки сохранения в браке супружеской верности. При негативном отношении супругов к разводу сохраняется целостность физиологического, нравственного и душевного их единства;

в) возрастной подход, при котором особенности возрастного взросления осложняют или способствуют готовности молодых людей к вступлению в брак;

г) социально-психологический подход основан на психологической зрелости личности молодых людей и проявляется в их потребности в создании полноценной семьи, вступив в брак на законных основаниях;

д) ролевой подход предусматривает специальную подготовку молодых людей к нормальному функционированию их семьи для исполнения ролей мужа и жены, матери и отца.

По мнению большинства исследователей семьи, в современном обществе имеется необходимость в комплексном подходе к процессу подготовки молодых людей к семейной жизни [2; 4; 6]. Отсюда, особое значение приобретает специальная подготовка подрастающих поколений еще на этапе школьного обучения и нахождения в родительской семье к будущему созданию собственной семьи и выполнению обязанностей супруга и родителя по воспитанию детей.

Можно согласиться с И.В. Гребенниковым, считающим необходимым включение следующих основных аспектов в подготовку подрастающих поколений к семейной жизни [2; 6]:

1. Социальный, раскрывающий политику государства в области брачно-семейных отношений и демографии, а также содержащий данные об общественной сущности брачно-семейных отношений, предназначении семьи, семейных ценностях, социальных ролях супругов и родителей.

2. Нравственно-этический, включающий воспитание следующих нравственных качеств: дружелюбного отношения к представителям другого пола; уважение к матери, отцу, старшим и младшим; потребности в воспитании детей; ответственности, верности, честности, сдержанности, доброты, уступчивости; чувства долга перед супругой (супругом), семьей, детьми; культуры интимных чувств.

3. Правовой, ориентированный на ознакомление с основами законодательства о браке и семье; с важнейшими положениями семейного права; с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу.

4. Психологический, формирующий понятия о личностном развитии; об особенностях психологии межличностных отношений юношества; о психологических основах браках и семейной жизни, умения понимать психологию других людей; развитие чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни; владение навыками общения.

5. Физиолого-гигиенический, включающий знания физиологических особенностей мужского и женского организмов; особенностей половой жизни, вопросов личной гигиены и др.

6. Педагогический, включающий формирование представлений о роли семьи в воспитании детей, ее педагогическом потенциале, специфике семейного воспитания, воспитательных функциях отца и матери, о путях повышения педагогической культуры родителей.

7. Хозяйственно-экономический: вооружение знаниями о бюджете семьи, культуре быта, умениями вести домашнее хозяйство и т.д. Подготовка молодежи к семейной жизни представляет собой комплекс всесторонних взаимодействий с родителями, учителями, сверстниками, с другими людьми, со средствами культуры и массовой информации, в результате которых происходит осознание особенностей брачно-семейных взаимоотношений, развитие соответствующих чувств, формирование представлений, взглядов, убеждений, качеств и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни.

Литература:

1. Адлер А. Наука жить. Киев: Port-Royal, 1997. 287 с.

2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: учебное пособие. Минск: Университетское, 1993. 368 с.

3. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М.: Моск. псих.-соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 1999. 224 с.

4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Семейный диагноз и семейная терапия. СПб.: Речь, 2005. 336 с.

5. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 512 с.

6. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьёй. М., 1996. 112 с.

7. Фрейд З. Культурная сексуальная мораль и современная нервозность // Психология и психоанализ сексуальности: хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Барах, 2002. 221 с.

8. Юнг К. Конфликты детской души. М.: Канон, 2004. 336 с.

References:

1. Adler A. The Science to live. Kiev: Port-Royal, 1997. 287p.

2. Dyachenko M.I., Kandybovich L.A. Psychology of a Higher School: a textbook. Minsk: University, 1993. 368p.

3. Navaitis G. Family in a psychological counseling. M.: Moscow psych. and social inst; Voronezh: MODEK, 1999. 224 p.

4. Eidemiller E.G., Yustitskis V. Family diagnosis and family therapy. SPb.: Rech, 2005.

336 p.

5. Schneider L.B. Psychology of family relations: lectures. M.: Exmo-Press, 2000. 512 p.

6. Torokhtii V.S. Psychology of social work with a family. M., 1996. 112 p.

7. Freud Z. Cultural sexual morality and modern nervousness // Psychology and sexuality psychoanalysis: a reader / ed. by D.Y. Raigorodskiy. Samara: Barach, 2002. 221 p.

8. Jung K. Conflicts of a child's soul. M.: Canon, 2004. 336p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.