13. Atkinson, J.W. A theory of achievement motivation / J. W. Atkinson, N. T. Feather, Huntington, NY: John Wiley and Sons. 1966. 392 с.
14. Baumeister R.F. The strength model of self-control / R.F. Baumeister., K.D. Vohs, D.M. Tice // Current Directions In Psychological Science, 2007. - V. 16(6). - P. 351-355.
15. Duckworth A.L. Grit: Perseverance and passion for long-term goals / A.L. Duckworth., C. Peterson, M.D. Matthews, D.R. Kelly // Personality Processes and Individual Differences, 2007. V. 92, 6. P. 1087-1101.
16. Deci E.L. Changes in intrinsic motivation as a function of negative feedback and threats / E.L. Deci, W.F. Cascio // Presented at the meeting of the Eastern Psychological Association, Boston, 1972.
17. Deci E.L. Facilitating optimal motivation and psychological well-being across life's domains / E.L. Deci, R.M. Ryan // Canadian Psychology, 2008а. - V. 49. - P.14-23.
18. Meyer, W.U. Validierungskorrelate der inhaltsanalitisch erfasten Leistungmotivation guter und schwacher Schuler des dritten Schuljahres / W.U. Meyer, H. Heckhausen, L. Kemmler // Psychol. - Forschung, 1965. - 28 с.
19. Murray H.A. Explorations in personality New York. / H.A. Murray, Oxford Press, 1938. 790 с.
20. Robbins S.B. Do psychosocial and study skill factors predict college outcomes? / S.B. Robbins, K. Lauver, H. Le, D. Davis, R. Langley // Psychological Bulletin. 2004. - V. 130. - P. 261-288.
21. Sternberg, R.J. Successful Intelligence: How Practical and Creative Intelligence Determine Success in Life / R.J. Sternberg., Simon & Schuster, 1996. 304 с.
22. Tangney J.P. High self-control predicts good adjustment, less pathology, better grades, and interpersonal success / J.P. Tangney, R.F. Baumeister, A.L. Boone // Journal of Personality. 2004. - V. 72(2). pp. 271-322.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ И БРАКЕ У ЖЕНЩИН В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
Зимовина Ольга Алексеевна
Доктор педагогических наук, Международный инновационный университет (г. Сочи), e-mail: [email protected]
Батыршина Альфия Робертовна
Кандидат педагогических наук, Международный инновационный университет (г. Сочи), e-mail: [email protected]
DOI: 10.24412/1029-3388-2023-2-61-73
Аннотация:
В статье авторы на основе анализа психологических концепций исследуют и определяют особенности формирования представлений о семье и браке у женщин в период ранней взрослости. Авторы на эмпирическом материале делают вывод, что, несмотря на количество разводов, большинство женщин в России, находящиеся в периоде ранней взрослости, стремятся к заключению официального брака и созданию семьи.
Ключевые слова: семья, брак, возрастная периодизация, ранняя взрослость, представления о семье и браке.
FEATURES OF THE FORMATION OF IDEAS ABOUT FAMILY AND MARRIAGE IN WOMEN DURING EARLY ADULTHOOD
Zimovina Olga Alekseevna
Doctor of Pedagogics, International Innovative University (Sochi), e-mail: zimovina@ mail.ru
Batyrshina Alfiya Robertovna
Candidate of Pedagogical Sciences, International Innovative University (Sochi), e-mail: [email protected]
DOI: 10.24412/1029-3388-2023-2-61-73 Abstract:
In the article, the authors, based on the analysis of psychological concepts, investigate and determine the features of the formation of ideas about family and marriage in women during early adulthood. Based on empirical material, the authors conclude that, despite the number of divorces, the majority of women in Russia who are in the period of early adulthood strive to conclude an official marriage and create a family.
Key words: family, marriage, age periodization, early adulthood, ideas about family and marriage.
На современном этапе развития российского общества происходит активная трансформация женской гендерной роли. Этот процесс сопровождается изменениями в личностном функционировании женщин, жизненный путь которых связан с выбором между семейными и карьерными ценностями, что значительно усложняет реализацию женщин в партнерских отношениях. В связи с чем, трансформируются психологические представления о браке у замужних и незамужних женщин в периоде ранней взрослости. В то же время успешность в партнерских отношениях является одним из важнейших факторов их психологического благополучия. Напряжение и конфликт женской гендерной роли может приводить к девиации партнерских отношений и искажению образа брачного партнера. Проблеме различным аспектам существования современной семьи, в
частности, психологическому статусу женщины посвящены исследования различных авторов в следующих работах (см. работы [1], [3], [4], [8] и др.).
Ранняя взрослость (от 20 до 40 лет) в жизни как замужней, так и незамужней женщины, характеризуется достижением личностной идентичности и началом продуктивной деятельности, дающей толчок к построению системы новых межличностных отношений в семейной сфере. На одном полюсе этого измерения находится интимность (близость), которая не сводится лишь к сексуальной интимности, а обнаруживает себя в дружбе, эротических связях и общих стремлениях, на другом - изоляция, которая может сопровождать человека на протяжении всей жизни, хотя внешне человек может многого достичь, создавая впечатление вполне успешного человека.
Интимность - сокровенное чувство, выражающееся в способности к близким отношениям, а также в способности, как утверждает Э. Эриксон, слить воедино личностную идентичность с идентичностью другого человека без опасения потерять что-то в себе. Изоляция (одиночество) - наступает в результате невозможности или неспособности достичь взаимности, иногда вследствие того, что идентичность индивидуума настолько слаба, что возникает риск потерять себя при единении с другим человеком. «Неотъемлемой частью интимности является дистанцирование: готовность человека отвергать, изолировать и, если необходимо, разрушать те силы и тех людей, сущность которых ей представляется опасной» (по Э. Эриксону) [13, с. 93].
Закономерность: чувство интимности невозможно испытать, пока не достигнута стабильная идентичность. Для того чтобы иметь интимные (близкие) отношения с другим человеком, индивид должен осознать себя (кто он), обрести способности быть самим собой. Поэтому речь идет о становлении целостности личности, её общей согласованности с окружающим миром. Негативные последствия: возможно излишнее увлечение собой или избегание межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные межличностные отношения порождает чувство одиночества, социальной изоляции.
Нормальным выходом из кризиса «интимность-изоляция» является культивирование любви во взаимодействии с людьми.
Следовательно, центральным новообразованием периода ранней взрослости являются семейные отношения. В конце периода ранней взрослости, на грани периода зрелости (средняя взрослость), человек «развязывает» экзистенциальные проблемы, подводит первые итоги, пытаясь понять смысл своей жизни. Ранний взрослый возраст (в некоторых периодизациях его называют «возраст молодости») охватывает период от 20 до 40 лет и состоит из двух фаз:
- первая фаза ранней взрослости (примерно от 20 до 30 лет) совпадает с молодостью женщины и характеризуется общим фронтальным прогрессом психофизиологических функций. Как отмечает Б. Г. Ананьев, психические функции в период ранней взрослости специализируются в определенной деятельности и достигают своего максимума в период средней и поздней взрослости [2, с. 211]. Особенности:
1) физическое и половое созревание достигают оптимума (женщина является здоровой, сильной, выносливой, энергичной, способной к рождению детей). Подтверждением того, что ранняя взрослость является оптимальным периодом для сенсомоторного развития, стали возрастные характеристики спортивных рекордов и победителей Олимпийских игр. Средний возраст победителей Олимпийских игр среди женщин - 23,6;
2) большинство психофизиологических функций взрослой женщины достигают своего максимального развития до 23-25 лет и сохраняются на достигнутом уровне до 40 лет. Так, исследования П.П. Лазарева и его сотрудников, посвященные изучению чувствительности различных модальностей (периферического зрения, слуха, кинестезии) у людей разного возраста, позволили сделать вывод о том, что чувствительность периферического зрения, слуха, центров движения и, вероятно, других центров зависит от возраста. В то же время пороговые значения, полученные для 20-летнего возраста, как считал П. П. Лазарев (1945), могут быть использованы в качестве эталона сенсорного оптимума, со сличений с которым можно определить возраст любого человека.
3) наблюдается активное обогащение психосоциального опыта (включение во все виды социальной активности, овладение различными социальными ролями). Период ранней взрослости характеризуется обретением автономности (переходом к независимости): взрослая женщина отходит от родительской семьи, выбирает спутника жизни, принимает решение о браке и создании семьи, рождении детей, занимается их воспитанием. Одновременно с созданием семьи женщина направляет свои усилия на профессиональное обучение, поиск постоянного места занятости, профессиональную адаптацию, достижение профессионального успеха, карьеру;
- вторая фаза ранней взрослости (от 30 до 40 лет) характеризуется приобретением нового социального статуса, становление которого обеспечивается разнообразием прав и обязанностей взрослой женщины в различных сферах её жизнедеятельности (общество, профессия, семья), консолидацией социальных и профессиональных ролей.
Особенности:
1) зависимость развития взрослого человека от особенностей производительности его социальной активности, достигнутого статуса, течения предыдущих стабильных и кризисных периодов.
Личность всегда конкретно-историческая, то есть является продуктом своей исторической эпохи. Поэтому исходным положением в понимании становления социальной активности взрослой женщины является система социальных отношений и связей, в которые она вовлекается. Кроме того, психосоциальное развитие личности зависит от её статуса в том понимании, что именно статус личности определяет возможности её деятельности. «Деятельная субъективная сторона статуса выступает в виде позиции личности, которую она занимает в условиях определенного статуса» [6, с. 136].
Статус - определенная социальная позиция, обусловленная определенны-
ми правами и обязанностями (например, Анна - руководитель, мать, жена, бабушка). Человек может иметь определенный перечень статусов, но что-то становится приоритетным для него в конкретный возрастной период.
Описывая генезис статуса личности, Б.Г. Ананьев отмечал, что с момента рождения человек формируется в определенной социальной среде, и, соответственно, в зависимости от статуса родителей в этой среде, их экономических, политических и правовых позиций, образования, рода занятий и т. С началом самостоятельной общественно-профессиональной деятельности выстраивается собственный статус человека, который впоследствии может меняться, приобретать собственные очертания, сохраняя основные ценностные традиции предыдущего статуса [2, с. 198].
Итак, в период ранней взрослости выстраивается собственный образ жизни, собственный статус женщины, происходит усвоение ею новых социальных и профессиональных ролей.
Роль - ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека. Каждый статус всегда включает несколько ролей (например, статус преподавателя предопределяет различные поведенческие реакции со студентами, коллегами, руководителем). Совокупность ролей, соответствующих конкретному статусу - это ролевой набор.
2) консолидация профессиональных и социальных ролей. Основной формой социальной активности женщины на этом этапе её жизни является профессиональная деятельность, накопление профессионального опыта. Профессиональная деятельность позволяет личности наиболее полно раскрыть свой потенциал. Ценность деятельности для личности связана, прежде всего, с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с возможностью творчества.
Фундаментальные основы психофизиологического развития в период ранней взрослости целесообразно анализировать соответственно представлениям о возрастном системогенезе.
Возрастной системогенез - это процесс последовательного становления, перестройки и распада функциональных систем организма на протяжении всего жизненного цикла человека, от момента зачатия до смерти.
Выделяют три основных периода возрастного системогенеза:
1) становление функциональных систем в раннем онтогенезе взрослости;
2) зрелое состояние организма;
3) угасание и деструкции при старении организма.
Период ранней взрослости характеризуется четкой упорядоченностью созревания отдельных функциональных систем в результате их последовательного включения в обеспечение механизмов адаптации и поведения организма. При этом морфологическое созревание и осложнение, как отдельных элементов, так и самих систем продолжается до наступления зрелости.
Период ранней взрослости отличается от предыдущих и следующих периодов онтогенеза тем, что именно в этот период отдельные структуры и функции мозга достигают полной зрелости, наблюдается оптимум физического и полово-
го созревания организма. В то же время, психофизиологическая эволюция этого периода имеет сложный, противоречивый характер и определяется действием закона гетерохронности. Это обусловлено тем, что нервно-психическое развитие в этот период связано не только с прогрессом второй сигнальной системы, но и с общим развитием аналитико-синтетической деятельности мозга. Как отмечает Б.Г. Ананьев, «... в процессе индивидуального развития аналитическая деятельность больших полушарий головного мозга прогрессирует.. .по мере формирования сложных систем его синтетической деятельности. Более того, именно синтетическая деятельность обеспечивает как бы расширенное воспроизведение потоков информации, её упорядочение, отбор и организацию постоянного взаимодействия всех каналов связи с окружающей средой. Можно предположить, что такая взаимосвязь сама является фактором, который противостоит тотальной инволюции элементарных психофизиологических функций в процессе старения» [2, с. 64].
Согласно экспериментальным данным, представленных в работах Б.Г. Ананьева (1964), Е.И. Бойко (1964), П.П. Лазарева (1945), Л.А. Шварца (1948), С. В. Кракова (1950), большинство психофизиологических функций достигают своего максимального развития до 25-30 лет и сохраняются на достигнутом уровне у большинства людей до 40 лет.
Период ранней взрослости характеризуется стабилизацией эмоциональной сферы взрослой женщины. Современная психологическая наука определяет следующие характеристики эмоциональной сферы женщины в раннем взрослом возрасте:
- стабильность;
- сформированность таких эмоциональных свойств, как эмпатия, саморегуляция эмоциональных переживаний;
- богатство (бедность) эмоциональной жизни;
- устойчивость общей эмоциональной направленности.
Для периода ранней взрослости характерным является переживание женщиной нового комплекса эмоций. Среди них доминируют эмоции материнства, которые сочетают в себе радость от общения с ребенком, чувство привязанности и взаимного доверия, чувствительность к его потребностям, восхищения им. Между людьми противоположного пола устанавливаются тесные отношения, которые сопровождаются возникновением чувства любви - сильного, относительно стойкого чувства человека, физиологически обусловленного сексуальными нуждами. Выражается оно совокупностью таких положительных эмоций, как интерес, возбуждение, удовольствие, радость. Нередко любовь сопровождается чувством ревности, которое может выражаться эмоциями гнева, печали, злости и т. д.
Ревность появляется в отношениях между мужем и женой, как, в общем, и в отношениях между людьми. Основой для возникновения ревности становятся:
1) ситуация, когда отношения между людьми нельзя назвать вполне взаимными, то есть между людьми не возникает чувства единения;
2) ситуация взаимной влюбленности, если отношения основаны лишь на страстной потребности любить;
3) ситуация, когда эротические отношения вовсе не имеют ничего общего с любовью [5, с. 21].
Иногда ревность вызывает превращение любви в ненависть, которая может дойти до оскорбления и унижения другого человека. Возрастная динамика характеристик эмоциональной сферы в период ранней взрослости представлена в исследованиях российских ученых Е.П. Ильина и А.М. Липиной [9]. По мнению исследователей от юношеского до преклонного возраста мужчины проявляют меньшую эмоциональность, чем женщины. Относительно возрастных изменений различных выявлений эмоциональности наблюдается разная динамика. Отдельно интересными являются показатели выражения сентиментальности и эмпатийности представителями обоих полов.
Под сентиментальностью понимают чрезмерную эмоциональную чувственность, которая имеет оттенок слащавости, вменяемой нежности и слезливой растроганности.
Сентиментального человека очень легко растрогать, взволновать, он легко погружается в состояние умиления, то есть проявляет «нежные» чувства к объекту, который ей кажется трогательным.
Другая характеристика - эмпатийность. Эмпатия - способность эмоционально откликаться на переживания другого человека, проявляющегося в сочувствии, сопереживании, сострадании. Для периода ранней взрослости характерными являются рост уровня эмпатии, которая достигает своего максимального значения у женщин в возрасте 40-50 лет. В этом возрасте уровень эмпатии превышает вдвое уровень эмпатии 15-20-летних [10, с. 19].
Закономерностью психосоциального развития для любого взрослого человека становится семья. Образование семьи является предсказуемым событием периода ранней взрослости. По среднестатистическим данным наибольшее количество браков приходится именно на период от 22 до 25 лет. Современные эмпирические исследования показывают: не менее 90 % опрошенных мужчин и женщин указывают на то, что их семейные роли и обязанности являются важными компонентами, необходимыми им для социального самоопределения [11, с. 54].
Л. Хоффман выделяет четыре существенных аспекта процесса создания молодой женщиной собственной семьи:
1) эмоциональная независимость, с обретением которой женщины становятся менее социально и психологически зависимыми от своих родителей в том, что касается поддержки и любви;
2) социальная независимость - формирует установки, ценности и системы убеждений, которые могут существенно отличаться от тех, которые были свойственны родителям женщины;
3) функциональная независимость - относится к способности молодой-женщины содержать себя материально и самой решать свои повседневные про-
блемы;
4) конфликтная независимость - имеет место в любой составляющей этого процесса, предполагает отделение от родителей, когда молодые женщины не испытывают чувства вины и не считают, что они стали предателями [15, с. 96]. Как замечает Э. Фромм, для взрослой женщины собственная семья становится особой потребностью - потребностью в установлении различных социальных связей. Создав семью, женщина получает возможность о ком-то беспокоиться, за кого-то отвечать, одновременно формирует условия для собственной безопасности и защищенности.
Мотивы замужества у молодых женщин бывают разные:
- любовь;
- духовная близость;
- материальный расчет;
- психологическая совместимость;
- родство нравственных представлений;
- схожие жизненные судьбы и другое.
Интерес в данном контексте представляют также исследования мотивов создания семьи в дисфункциональных семьях, которые проведены Э. Г. Эйде-миллером и В. Юстицкисом [11, с. 87]. Ученые определяют следующие мотивы брака у молодых женщин:
- побег от родителей - как пассивный протест против власти родителей, неспособность воспринимать жизнь такой, как она есть;
- брак из чувства долга;
- одиночество - в одних случаях встречается у женщин, изменивших место жительства (например, брак с человеком, которого знали раньше или которого порекомендовали коллеги и т.д.). В других случаях - одиночество было следствием экзистенциальной пустоты; следование традициям (инициатива родителей); любовь; престиж; поиск материальных благ; месть - означает, что женщина вышла замуж из мести тому, кто её предал.
Однако лишь любовь и духовная близость являются залогом удовольствия своей семьей в будущем. Особенно важным при этом является сочетание обоих мотивов. Основополагающим фактором создания гармоничных семейных отношений является равнозначная значимость любви в жизни супругов, созвучность их отношения этому чувству, сущностное единство мужа и жены. Если же семейные отношения не основываются на сущностном единстве мужа и жены, то в таких отношениях возникают трудности, становятся очень значимыми все негативные черты характера партнера, появляется отчужденность, проблемы быта, негативная окраска и осложнение семейных отношений.
Кроме того, современное развитие общества не всегда дает возможность женщине в полной мере развить собственную индивидуальность, раскрыть свою сущность, реализовать потребность стать самой собой. Отсюда неразвитость отношений между мужчиной и женщиной, случайность выбора, которая становится причиной угасания влюбленности, феномена «несостоявшейся любви».
Разочарование замужеством в основном переживают те молодые женщины, которые ориентировались на свои чувства, нередко эгоистичные, без необходимой для их сохранения духовной близости. Бывают случаи, когда женщина вообще не способна к полноценным, духовно близким эротическим отношениям. Причиной этого является неразвитость духовной сферы. Достаточно много женщин так и не реализуют благоприятные возможности этого периода и остаются без спутника жизни. Современные психолого-социологические исследования показывают, что женщины, которые не создали семьи до 28-30 лет, для некоторых 35 лет, в дальнейшем, как правило, не способны начать общую жизнь с другим человеком. Такие женщины привыкают жить одиноко, становятся слишком требовательными к другому человеку, у них появляется ригидность привычек, которые делают тяжелыми и негармоничными семейные отношения. Мотивы выбора одинокого образа жизни у женщин довольно разнообразны:
- желание избежать проблем в связи с замужеством;
- стремление не ограничивать собственную свободу;
- боязнь пережить разочарование, неудовольствие от общения с человеком, который наскучил и т.д. [16, с. 84].
I этап - создание семьи предполагает прохождение определенного семейного цикла, который характеризуется наличием важных событий или этапов. И этап этого цикла - отделение от родительской семьи. Это обособление может происходить либо непосредственно в момент вступления в брак, или раньше, если женщина принимает решение о независимости: решает жить сама, или с другим человеком.
II этап - создание собственной семьи предполагает вступление в брачные отношения, адаптацию и налаживание отношений с новым человеком или с его родственниками.
III этап - материнство. Этот этап связан с появлением в семье первенца.
Материнство требует становления новых социальных ролей у супругов,
возлагает на них ответственность и наделяет новым статусом. С рождением ребенка, особенно первенца, стремительно увеличиваются эмоциональные перегрузки родителей, связанные с нарушением сна и привычного устройства жизни, финансовые расходы, повышается напряженность и вероятность конфликтов по поводу распределения обязанностей. Появление нового члена семьи может стать причиной ослабления связи и общения между мужем и женой; новорожденный ребенок оказывается в кругу забот одного или обоих родителей. В процессе развития ребенка родителям не только приходится решать его проблемы, удовлетворять запросы, но и преодолевать трудности, которые могут возникать в супружеских взаимоотношениях. На каждой стадии родители должны научиться решать свои внутренние конфликты на более высоком уровне интеграции. Поэтому основной задачей женщины, находящейся в периоде ранней взрослости, является разрешение противоречий между собственной идентичностью и сочетанием социальных ролей, между близостью в отношениях с другими людьми и изоляцией от них.
В то же время ряд эмпирических исследований по данной проблематике показывает, что мужчины и женщины демонстрируют различные реакции на появление ребенка [17, р. 485]. Женщина, как правило, имеет амбивалентные чувства: с одной стороны она стремится стать матерью, с другой - испытывает «боязнь» еще неизвестного новорожденного ребенка.
Причины, по которым женщина стремится родить ребенка:
1) рождение ребенка как смысл жизни или как средство скрасить одиночество;
2) стремление скрепить супружеский союз: чаяния через рождение ребенка улучшить семейные отношения;
3) стремление общаться с семьями, в которых есть дети, принадлежать к их числу;
4) стремление быть матерью, чтобы обрести статус взрослой личности, настоящей женщины.
Причины, из-за которых женщина избегает рождения ребенка:
1) противоречие между материнством и работой. Современной женщине, которая имеет хорошее образование и интересную работу, трудно смириться с мыслью о том, что она до известной степени должна отказаться от личной свободы и независимости и всецело посвятить себя заботе о ребенке;
2) боязнь быть одновременно матерью и женой. После рождения ребенка у супругов остается немного времени, которое они могут посвятить друг другу. Иногда возникает ревность: родитель может ревновать мать к ребенку;
3) отношения со старшими родственниками. Например, если не сложились отношения с мужчиной, женщине может не хватать чувства безопасности; плохие отношения со своей матерью могут вызвать у нее чувства неуверенности в себе как у будущей матери.
По мнению Э. Эриксона, идентичность личности формируется не ранее 20-ти летнего возраста. Поэтому только после этого возраста женщина готова к браку и рождению ребенка. Если женщина слишком молода и у нее еще слабо развита самосознание, ей трудно принять роль матери.
Переживание женщиной амбивалентных чувств имеет определенные особенности и преимущества для формирования у нее новой социальной роли и статуса, её отношения к браку, такие, как:
- динамичное отношение женщины к имеющимся амбивалентным чувствам: с одной стороны она может полностью игнорировать положительные чувства и подчеркивать лишь отрицательные или же - наоборот;
- одобрение женщиной собственных амбивалентных чувств, что позволяет ей изучать их, и, в случае необходимости, направлять;
- столкновение с переживанием амбивалентных чувств, их принятие способствует выработке у женщины способности принимать себя такой, какая она есть, глубже и разносторонне познать саму себя.
Следовательно, переход к материнству сопровождается изменениями различных сфер личностной и семейной жизни. Среди таких изменений наиболее
существенными являются:
- изменения в идентичности и внутренней жизни - изменения чувства «Я» родителей и их представлений о семейной жизни;
- перераспределение ролей и изменения в супружеских отношениях;
- перемены в ролях и отношениях со старшим поколением;
- изменения ролей и отношений вне семьи;
- новые родительские роли и отношения.
Супруги принимают на себя новые обязанности, связанные с воспитанием ребенка.
Кроме этого, особенности представлений о браке женщин в период ранней взрослости зависят от многих факторов, которые не ограничиваются исключительно психологическими. Оценка таких представлений, как и практически любая область научного исследования, обусловливается, в первую очередь, историческими условиями развития института брака, места и роли женщины в нём.
Это объясняется тем, что истоки современного брачно-семейного поведения каждого народа лежат в особенностях его исторического развития, эволюции его ментально-институциональной системы. Брак и семья, как многофункциональные институты общества, имеют значительную институциональную автономию, внутреннюю логику развития, одновременно вплетённую в ткань исторического развития всего социума.
Развитие общественных отношений и соответствующее изменение институциональной среды, экономические условия воспроизводства населения, социальная форма организации общества, постепенные изменения в ментальности народа под воздействием трансформации религиозных представлений, социальных и моральных норм и правил, взаимодействие с идейными и моральными стандартами других народов - все особенности исторического развития определенного общества влияют на систему брачно-семейных отношений, формы, принципы, условия заключения и существования брака, а так же представления о данном институте у женщин в период ранней взрослости.
В РФ разработана Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 г., направленная на утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни [14]. Обращаясь в данным официальной статистики, в России в 2020 г. - зарегистрировано браков 662 264 и разводов 457 409; в 2021 г. браков 799 676, а разводов - 537 880. Таким образом, в 2020 г. на 100 % браков приходится 69 % разводов; в 2021 г. - 67 % соответственно [12]. При этом по данным последней переписи населения, проводившейся в РФ в 2010 г., число замужних женщин в периоде ранней взрослости (20-39 лет), превышает количество женщин данной возрастной категории, которые ни разу не состояли в браке, за исключением женщин, в возрасте 20-24 года [7, с. 34].
Таким образом, исходя из приведенных выше данных, можно сделать вывод, что, несмотря на количество разводов, большинство женщин в России, находящиеся в периоде ранней взрослости, стремятся к заключению официального
брака и созданию семьи.
Литература
1. Актуальные тенденции развития психологии и педагогики: коллективная монография / Зимовина О.А., Суслова И.Б., Сагилян Э.М., Батыршина А.Р., Муравьева П.А. - Сочи, 2017.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ, 1968.- 339 с.
3. Батыршина А.Р., Кегеян А.М. Особенности привлекательности женщин в период молодости и зрелого возраста: теоретический анализ подходов // Гуманизация образования. 2020. № 5. С. 43-51.
4. Батыршина А.Р., Цатурян Н.А. Исследование представления о духовно-нравственных ценностях людей с разными типами субъектной регуляции // Гуманизация образования. 2021. № 1. С. 10-18.
5. Васильева Е. Ю. Основы психологии для медицинских вузов. Учебное пособие. - М.: КноРус. 2020. - 154 с.
6. Высоков И. Е. Математические методы в психологии. Учебник и практикум. - М.: Юрайт. 2019. - 432 с.
7. Женщины и мужчины России. 2020: Стат.сб./ Росстат. - М., 2020. - 239 с.
8. Зимовина О.А., Аветян Э.Ю. Исследование ценностных отношений девушек в семье // Гуманизация образования. 2020. № 2. С. 58-64.
9. Ильин И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний / И.А. Ильин // Собрание сочинений в десяти томах. - Т.З. -М., 1994. - 285-286 с.
10. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. В 2-х частях. Часть 2. - М.: Юрайт. 2019. - 174 с.
11. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: Брачно-се-мейные отношения. - СПб.: Речь, 2007. - 368 с.
12. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс] Режим досту-па:https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1646066874&tld=ru&lang=ru&name =t1_2-10
13. Психология человека от рождения до смерти: психологический атлас человека / под ред. А. А. Реана. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 651 с.
14. Роджерс К. Психология супружеских отношений. Возможные альтернативы. - М.: Эксмо, 2002. - 288 с.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Издательство: Питер, 2002. - 720 с.
16. Эльячефф К. Дочки-матери: третий лишний?: Современный психоанализ: теория и практика: пер. с франц. / под ред. Н. Поповой.- М.: Ин-т общегума-нит. исследований, 2011. - 456 с.
17. Liesen L. T. Feminists Need to Look Beyond Evolutionary Psychology for Insights into Human Reproductive Strategies: A Commentary / L. T. Liesen // Sex Roles. - 2013. - Vol. 69. - Is. 9-10. - p.484-490.
References
1. Current trends in the development of psychology and pedagogy: a collective monograph / Zimovina O.A., Suslova I.B., Sagilyan E.M., Batyrshina A.R., Muravyeva P. A. - Sochi, 2017.
2. Ananyev B.G. Man as a subject of knowledge. - L.: LSU, 1968.- 339 p.
3. Batyrshina A.R., Kegeyan A.M. Features of attractiveness of women in the period of youth and adulthood: theoretical analysis of approaches // Humanization of education. 2020. No. 5. pp. 43-51.
4. Batyrshina A.R., Tsaturyan N.A. The study of the idea of spiritual and moral values of people with different types of subjective regulation // Humanization of education. 2021. No. 1. pp. 10-18.
5. Vasilyeva E. Yu. Fundamentals of psychology for medical universities. Textbook. - M.: KnoRus. 2020. - 154 p.
6. Vysokov I. E. Mathematical methods in psychology. Textbook and workshop. - M.: Yurayt. 2019. - 432 p.
7. Women and men of Russia. 2020: Stat.sat./ Rosstat. - M., 2020. - 239 p.
8. Zimovina O.A., Avetyan E.Yu. Research of value relations of girls in the family // Humanization of education. 2020. No. 2. pp. 58-64.
9. Ilyin I.A. The Singing Heart. The Book of quiet contemplations / I.A. Ilyin // Collected works in ten volumes. - T.Z. -M., 1994. - 285-286 p.
10. Kornilova T. V. Experimental psychology. In 2 parts. Part 2. - Moscow: Yurayt. 2019. - 174 p.
11. Korostyleva L.A. Psychology of self-realization of personality: Marriage and family relations. - St. Petersburg: Speech, 2007. - 368 p.
12. Official website of Rosstat [Electronic resource] Access mode:https://docs. yandex.ru/docs/view?tm=1646066874&tld=ru&lang=ru&name=t1_2-10
13. Human psychology from birth to death: a psychological atlas of a person / ed. by A. A. Rean. - St. Petersburg: prime-EUROZNAK, 2007. - 651 p.
14. Rogers K. Psychology of marital relations. Possible alternatives. - Moscow: Eksmo, 2002. - 288 p.
15. Rubinstein S.L. Fundamentals of general psychology. - Publishing house: Peter, 2002. - 720 p.
16. Elyacheff K. Daughters-mothers: the third extra?: Modern psychoanalysis: Theory and Practice: translated from French. / edited by N. Popova.- M.: In-t obshchegumanit. research, 2011. - 456 p.
17. Lizen L. T. Feminists need to go beyond evolutionary psychology to understand human reproductive strategies: commentary / L. T. Lizen // Sexual roles. -2013. - Vol. 69. - Is. 9-10. - pp.484-490.