студентов в профессиональную деятельность и оказывают существенное влияние не только на формирование их компетенций, но и на готовность в дальнейшем осуществлять практическую деятельность психолога образования. Наряду с этим, производственная практика по адаптации субъектов образования более узко, но глубоко вводит студентов в мир профессии и осуществляется на более позднем этапе обучения, тем самым детерминируя становление профессиональных компетенций и психологической готовности к профессиональной деятельности. Однако, такое предположение требует дополнительной эмпирической проверки.
Библиографический список
Таким образом, полученные данные позволяют сформулировать вывод о том, что реализуемый нами компетентностный подход в практической подготовке студентов профиля «Психология образования» является оправданным и эффективным. Данная работа представляет собой начало комплексного изучения эффективности приложения компетентстного практикоориенти-рованного подхода в формировании психологической готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов в области психологии образования, и её результаты могут быть использованы на различных уровнях современного профессионального образования.
1. Щербаков Ю.И. Взаимодействие вуза и школы в современных условиях. Мир науки, культуры, образования. 2014; 1(44): 105 - 107.
2. Коняхина И.В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012; 11(126): 68 - 71.
3. Ермаков Д.С. Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся: Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2009.
4. Щербаков Ю.И., Могилевская В.Ю. Теоретический анализ феномена психологической готовности студентов к педагогической деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2016; 5; 299 - 301.
References
1. Scherbakov Yu.I. Vzaimodejstvie vuza i shkoly v sovremennyh usloviyah. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 1(44): 105 - 107.
2. Konyahina I.V. Kompetentnostnyj podhod v vysshem professionalem obrazovanii. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012; 11(126): 68 - 71.
3. Ermakov D.S. Pedagogicheskaya koncepciya formirovaniya 'ekologicheskojkompetentnosti uchaschihsya: Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.
4. Scherbakov Yu.I., Mogilevskaya V.Yu. Teoreticheskij analiz fenomena psihologicheskoj gotovnosti studentov k pedagogicheskoj deyatel'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 5; 299 - 301.
Статья поступила в редакцию 08.12.17
УДК 159.99
Moroz T.S., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Head of Department of Psychology and Pedagogy, Private Educational Organization of Higher Education (Association) "Tula University (TEI)" (Tula, Russia), E-mail: [email protected]
Fedorenko Yu.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology and Pedagogy, Private Educational Organization of Higher Education (Association) "Tula University (TEI)" (Tula, Russia), E-mail: [email protected] Dostoynova M. V., MA student, Department of Psychology and Pedagogy, Private Educational Organization of Higher Education (Association) "Tula University (TEI)" (Tula, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF WOMEN DURING MIDDLE ADULTHOOD. The authors discuss factors that influence psychological well-being of women during middle adulthood. The paper presents the main approaches of domestic and foreign researchers to study the phenomenon of psychological well-being and the phenomenon of socio-psychological adaptation. Successful adaptation in the society entails the psychological satisfaction of themselves, life, their achievements and endeavours. The work examines the psychological characteristics of women married and single, with no marriage records or divorced in the period of middle adulthood. These psychological characteristics vary. On the basis of the empirical analysis concludes that women who are married are more socially and psychologically adaptive and psychologically advantaged than single, not married or divorced women.
Key words: psychological well-being, adaptation, disadaptation, loneliness, satisfaction, dissatisfaction with marriage, dysfunctional family.
Т.С. Мороз, канд. психол. наук, доц., зав. каф. психологии и педагогики Частной образовательной организации высшего образования - ассоциация «Тульский университет (ТИЭИ)», г. Тула, E-mail: [email protected] Ю.В. Федоренко, канд. психол. наук, доц. каф. психологии и педагогики Частной образовательной организации высшего образования - ассоциация «Тульский университет (ТИЭИ)», г. Тула, E-mail: [email protected] М.В. Достойнова, магистрант кафедры психологии и педагогики Частной образовательной организации высшего образования - ассоциация «Тульский университет (ТИЭИ)», г. Тула, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
В статье рассматриваются факторы, влияющие на психологическое благополучие женщин в период средней взрослости. Представлены основные подходы отечественных и зарубежных исследователей к изучению феномена психологического благополучия и феномена социально-психологической адаптации. Успешная адаптация в обществе влечёт за собой психологическую удовлетворённость собой, жизнью, своими достижениями и начинаниями. Рассматриваются психологические особенности женщин, состоящих в браке и одиноких, не вступавших в брак либо разведённых в период средней взрослости. Эти психологические особенности различаются. На основе анализа фактического материала делается вывод, что женщины, находящиеся в браке более социально-психологически адаптивны и психологически благополучны, чем одинокие, не вступившие в брак, либо разведённые.
Ключевые слова: психологическое благополучие, неблагополучие; адаптация, дезадаптация; одиночество; удовлетворенность, неудовлетворенность браком, благополучная, неблагополучная семья.
Самая известная теория психологического благополучия была создана американским психологом К. Рифф. В ней собраны теории, которые описывают различные аспекты пози-
тивного функционирования личности. В современной психологии отсутствует общепринятое научное определение категории психологическое благополучие личности. Это понятие часто
отделяется от целого ряда близких по своему значению терминов. К ним относят - психическое здоровье, психологическое здоровье, внутренняя картина здоровья, внутренняя картина болезни, субъективное благополучие, удовлетворённость жизнью, неудовлетворённость жизнью, качество жизни. Компонентами психологического благополучия П.П. Фесенко предлагает рассматривать степень удовлетворения основных потребностей, характер межличностных отношений и субъективное восприятие человеком социальной среды. Таким образом, психологическое благополучие - интегральный показатель степени направленности человека на реализацию основных компонентов позитивного функционирования [1]. Значимыми субъективными факторами, связанными с особенностями психологического благополучия является наличие семьи, внутри семейных отношений, а так же работы. В работе М.В. Бучацкой психологическое благополучие рассматривается у высоко и низко психологически благополучных работающих женщин разных возрастов [2]. Женщины, которые работают в современном обществе, попадают в ситуацию двойной нагрузки и на работе, и дома. Разработана обобщённая модель формирования психологического благополучия личности применительно к подростковому, юношескому и зрелому возрастам [3]. При анализе личностных проявлений - одиночество, одинокий человек, состояние одиночества - в отечественной психологии отсутствуют строго научные теоретико-эмпирические исследования. Психологическим показателем связи личности с социумом становится отчуждение, которое и является маркером проблемы переживания одиночества. В исследовании О.Б. Дол-гиновой представлена модель одиночества, состоящая из следующих компонентов: осознание одиночества, отрицательный эмоциональный фон, депривационный фактор [4]. Обобщены различные подходы по изучению проблемы одиночества в работе «Лабиринты одиночества» под редакцией Н.Е. Покровского [5]. Переживания одиночества в зрелом возрасте изучает Мухия-рова Е.Н. [6]. Проблема одиночества переживается в гендерном аспекте по-разному [7]. Основной ценностью у мужчин остаётся работа, у женщин приоритет отдан семье. Именно семья повышает удовлетворённость смыслом жизни женщин. Е.Е. Рогова рассматривает одиночество в условиях современного общества [8]. Человек может быть одинок не обязательно в физической изоляции, а в окружении своей семьи, друзей и коллег по работе. Он чувствует себя никчёмным, ненужным и нелюбимым, неудачником. Наиболее трагично ситуация складывается для разведённых и овдовевших женщин. Одиночество тесно связано с удовлетворённостью смыслом жизни мужчин и женщин. У мужчин главная ценность - работа. У женщин главная ценность -семья. Одиночество тесно связано с процессами социально-психологической адаптации. В адаптации личности существует два аспекта - психологический и биологический. Психологическая адаптация - приспособление индивида как личности к жизни в обществе в соответствии с его требованиями и с собственными интересами и мотивами. Социально-психологическая адаптация определяется как процесс активного приспособления индивида к изменившейся среде с помощью различных социальных средств [9]. Успешная социально-психологическая адаптация проявляется в высоком социальном статусе индивида, в его психологической удовлетворённости средой. Низкий уровень социально-психологической адаптации наблюдается в перемещении индивида в другую социальную среду, в отклоняющемся поведении. Адаптация человека тесно связана с эмоциональными состояниями. Эмоциональные состояния регулируют поведение в межличностных отношениях. Наиболее ярко это можно видеть в семейной жизни. В современной психологии нет единого мнения относительно понятия и критериев семейного благополучия/неблагополучия. По данным Т.С. Мороз, И.В. Сысоевой, Е.Е. Кравцовой благополучие/неблагополучие семьи реализуется через показатели сплочённости и адаптации, согласование семейных ценностей, разрешение конфликтных ситуаций [10; 11]. Особенности самосознания супругов непосредственно связаны с характеристиками их семейной жизни [12; 13]. Особая категория семьи - это имеющая детей с ограниченными возможностями здоровья [14]. Наконец, благополучие семьи определяется восприятием собственной семейной жизни самим человеком, т. е. насколько он удовлетворён или неудовлетворён своим браком [15].
Целью исследования стало выявить особенности психологического благополучия женщин в период средней взрослости. Объект исследования - психологические характеристики женщин, связанные с их психологическим благополучием. Гипотеза
исследования: Удовлетворённость браком обуславливает более высокий уровень социально-психологической адаптированности и психологического благополучия женщин. Женщины, находящиеся в браке, более социально-психологически адаптивны, чем одинокие, не вступившие в брак, либо разведённые. Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы определены следующие задачи: изучить и проанализировать основные подходы отечественных и зарубежных исследователей к изучению феномена психологического благополучия и феномена социально-психологической адаптации; изучить психологические особенности людей, состоящих в браке и одиноких, не вступавших в брак, и разведённых. В работе были использованы общепсихологические методы проведения исследования, к которым можно отнести теоретический анализ проблемы, тестирование, методы математической обработки данных. В качестве диагностических методик были использованы: Опросник «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф, в адаптации Н.Н. Ле-пешинского, Шкала субъективного счастья С. Любомирски и Х. Леппер, адаптация и перевод Д.А. Леонтьева, Тест-опросник удовлетворённости браком ОУБ, разработанный В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко, «Шкала реактивной, ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера» адаптация, модификация Ю.Л. Ханина, Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонда, СПА-адаптация А.К. Осницкого, Опросник субъективного отчуждения С. Мадди. Адаптация Е.Н. Осина, тест жизнестойкости, Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева. В эксперименте приняло участие 60 человек. На разных этапах исследования было задействовано 20 семейных пар, состоящих в браке от 1 до 5 лет, в возрасте от 35 до 40 лет; и 20 одиноких женщин в возрасте от 35 до 40 лет. Все испытуемые были клиентами женского фитнес клуба FitCurves г. Тулы в 2017 году. Для участия в эксперименте были диагностированы три группы испытуемых: в первую группу вошли женщины, состоявшие в браке - 33,3% выборки; во вторую - мужчины, состоявшие в браке - 33,3% выборки; в третью - женщины, не состоящие в браке - 33,3% выборки. В ходе исследования был выявлен ряд особенностей: для исследования психологических особенностей субъективного благополучия лиц одиноких и семейных мы использовали Опросник «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф. Опросник «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф, в адаптации Н.Н. Лепешинского, позволяет изучить степень выраженности основных показателей психологического благополучия личности в соответствии с эвдемонистическим подходом. Респонденты первой группы (женщины, состоящие в браке) стремятся к автономии, самостоятельно регулируют собственное поведение; оценивают себя в соответствии с личными критериями. Респонденты второй группы (мужчины, состоящие в браке) имеют лишь ограниченное количество доверительных отношений с окружающими: им сложно быть открытыми, проявлять теплоту и заботиться о других; в межличностных отношениях они изолированы, не желают идти на компромиссы для поддержания важных связей с окружающими. Респонденты третьей группы (женщины, не состоящие в браке) имеют сложности в организации повседневной деятельности. Чувствует себя неспособными изменить или улучшить складывающиеся обстоятельства, безрассудно относятся к предоставляющимся возможностям, лишены чувства контроля над происходящим вокруг; зависят от мнения и оценки окружающих; в принятии важных решений полагается на мнение других, имеют мало целей в жизни. Для изучения социально-психологической адапти-рованности мы применили шкалу К. Роджерсав адаптации Л.К. Осницкого. Респонденты первой группы адаптивны, принимают себя, других, интернальны. То есть, у женщин, состоящих в браке, выявлен высокий уровень приспособления к существованию в обществе, учитывая собственные потребности и мотивы, выявлена адекватная самооценка, высокая потребность в общении, взаимодействии, совместной деятельности, выявлена высокая степень определённости в своём эмоциональном отношении к происходящей действительности. Респонденты второй группы мужчин, состоящих в браке, адаптивны, принимают себя. Респонденты третьей группы женщин, не состоящих в браке, имеют самые низкие показатели по шкале адаптации, т. е. они менее адаптивны, не удовлетворены своими личностными характеристиками. Наблюдается высокое стремление к общению, к совместной деятельности, к лидерству, руководству, ответственность за события, происходящие в жизни, принимается в большей мере на себя, результаты деятельности объясняются своим поведением, характером, способностями. На следующем
этапе исследования мы рассматривали психологические особенности удовлетворённости браком. Для этого мы применили тест-опросник удовлетворённости браком ОУБ, разработанный В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко. Респонденты первой группы (женщины, состоящие в браке) оценивают свой брак как благополучный. Респонденты второй группы (мужчины, состоящие в браке) оценивают свой брак как благополучный. Мужчины больше удовлетворены браком, чем женщины. Следующий этап - определение уровня тревожности и психологических особенностей уровня жизнестойкости у лиц одиноких и семейных. Для решения данного вопроса была использована «Шкала реактивной, ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилберге-ра», адаптация, модификация Ю.Л. Ханина. Испытуемые первой группы (женщины, состоящие в браке) имеют средний уровень тревожности ситуативной и личностной. Респонденты второй группы (мужчины, состоящие в браке) имеют средний уровень тревожности ситуативной и личностной. Испытуемые третьей группы (женщины, не состоящие в браке) имеют тенденцию к высокому уровню тревожности ситуативной и личностной. Т. е. состояние тревоги возникает как ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению. Личностная тревожность проявляется, как относительно устойчивая склонность человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением ситуативной тревожности. Высокий уровень личностной тревожности говорит о состоянии тревоги. Для анализа показателей жизнестойкости был использован Тест жизнестойкости. Тест жизнестойкости представляет собой адаптацию Д.А. Леонтьевым опросника, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. Испытуемые первой группы (женщины, состоящие в браке) имеют высокий уровень жизнестойкости. Наблюдается выраженность всех трёх компонентов жизнестойкости: вовлечённость, контроль, принятие риска. Женщины чувствуют себя вовлечёнными и получают удовольствие от собственной деятельности. У них сильно развит компонент контроля, они ощущают, что сами выбирают собственную деятельность, свой путь. Они рассматривают жизнь как способ приобретения опыта, готовы действовать без надежных гарантий успеха, на свой страх и риск. Выраженность всех трёх компонентов жизнестойкости позволяет сохранять здоровье и оптимальный уровень работоспособности и активности в стрессогенных условиях. Респонденты второй группы (мужчины, состоящие в браке) чувствуют себя не достаточно вовлечёнными и имеют средний уровень жизнестойкости. Испытуемые третьей группы (женщины, не состоящие в браке) имеют низкий уровень жизнестойкости. Они чувствуют отвергнутость, ощущают себя вне жизни, для них характерно ощущение собственной беспомощности. При помощи Опросника субъективного отчуждения ОСОТЧ С. Мадди в адаптации Е.Н. Осина измеряли выраженность четырёх форм субъективного переживания отчуждения. Рассмотрим общий уровень отчуждения в группах. У респондентов второй (мужчины, состоящие в браке) и третьей (женщины, не состоящие в браке) групп уровень отчуждения выше, чем в первой группе (женщины, состоящие в браке). Это значение показывает, насколько личность склонна к переживанию, утрате смысла. Существует четыре разные формы отчуждения: вегетативность, бессилие, нигилизм и авантюризм. У испытуемых первой группы (женщин, состоящих в браке) наиболее выражен авантюризм. Т.е. женщины стремятся уйти из скучной жизни в экстремальные виды деятельности, связанные с риском. У респондентов второй группы (мужчин, состоящих в браке) вы-
Библиографический список
ражен нигилизм, они стремятся доказать себе и другим, что в мире нет ничего ценного. У испытуемых третьей группы (женщин, не состоящих в браке) выражено бессилие. Они уверены в том, что не смогут достичь никаких целей, к которым могли бы стремиться, и поэтому отказываются от них. Общий уровень отчуждения определяется осмысленностью жизни, которая определяется пятью сферами жизни: работа, общественная жизнь, отношения с людьми, семейная жизнь, собственный внутренний мир. Испытуемые первой и второй групп склонны к удовлетворённости собственным внутренним миром, межличностными отношениями, семьёй. Именно эти сферы вносят наибольший вклад в переживание осмысленности жизни. Причём эти составляющие у мужчин несколько выше, чем у женщин, состоящих в браке. В первой и второй группах наблюдается низкий вклад удовлетворённости в сфере общественной жизни и работы. Испытуемые третьей группы (женщины, не состоящие в браке) более склонны к удовлетворённости в межличностных отношениях. Низкий вклад удовлетворённости наблюдается в сфере общественной жизни, работы и семьи, и именно в этих сферах содержится ресурс для роста.
В исследовании проанализированы основные подходы отечественных и зарубежных исследователей к изучению феномена психологического благополучия и феномена социально-психологической адаптации, они позволили нам придти к ряду заключений. Во-первых, обнаружилось, что психологическое благополучие реализуется через социально-психологическую адаптацию; через позитивные аспекты человеческого функционирования, через субъективные факторы восприятия среды. К позитивным аспектам функционирования относят личностный рост, самопринятие, управление средой, автономию, цели в жизни, позитивные отношения с окружающими, высокую осмысленность жизни. К субъективным факторам восприятия среды относят наличие супруга, детей, работы. К компонентам адаптации относится коммуникативная компетентность, эмоциональная устойчивость, гибкость мышления. Во-вторых, обнаружилось, что психологическое благополучие определяется восприятием собственной жизни самим человеком через удовлетворённость или неудовлетворённость. Наконец, в-третьих, удовлетворённость браком обуславливает более высокий уровень социально-психологической адаптированности и психологического благополучия женщин периода средней взрослости. Женщины, находящиеся в браке, более социально-психологически адаптивны, чем одинокие, не вступившие в брак, либо разведённые. Можно выделить следующие характеристики содержания психологического благополучия женщин периода средней взрослости: высокая социально-психологическая адаптация (самопринятие, автономия, интернальность, эмоциональная устойчивость), а также осмысленность жизни, намерения и цели на всю жизнь; высокая жизнестойкость и её компоненты вовлеченность, контроль и принятие риска, удовлетворённость браком. Можно выделить следующие характеристики содержания психологического неблагополучия женщин периода средней взрослости: низкая социально-психологическая адаптация, (неудовлетворительные отношения с другими, эмоциональный дискомфорт, непринятие себя), отсутствие цели в жизни. Низкая общая удовлетворённость. Низкий уровень жизнестойкости. Чувство отвергнутости, ощущение себя вне жизни, ощущение собственной беспомощности. Одиночество женщин периода средней взрослости, не вступивших в брак, либо разведённых. Удовлетворённость браком способствует психологическому благополучию женщин периода средней взрослости.
1. Фесенко П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва,2005.
2. Бучацкая М.В. Психологическое благополучие работающих женщин. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва,2006.
3. Идобаева О.А. Психолого-педагогическая модель формирования психологического благополучия личности. Диссертация ... доктора психологических наук. Москва, 2013.
4. Долгинова О.Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте. Диссертация ... кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 1996.
5. Покровский Н.Е. Лабиринты одиночества. Москва, 1989.
6. Мухиярова Е.Н. Переживание одиночества в зрелом возрасте: гендерный аспект. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук: Санкт-Петербург, 2006.
7. Кучина Т.И. Взаимосвязь представлений о гендерной идентичности и самореализации женщин в период ранней взрослости. Актуальные вопросы современной науки. 2016; 49: 97 - 107.
8. Рогова Е.Е. Одиночество в условиях современного общества. Автореферат диссертации ... доктора философских наук. Краснодар, 2012.
9. Гвишиани Д.М., Лапина Н.И. Краткий словарь по социологии. Москва, 1988.
10. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. Изд. 3-е, испр. и доп. Москва: Независимая фирма "Класс", 2001.
11. Ощепкова А.П. Социально-психологические аспекты семейно-брачных отношений. Автореферат диссертации кандидата философских наук. Томск, 1974.
12. Мороз Т.С. Возрастные основы психологической готовности к супружеству. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва,2012.
13. Сысоева И.В. Психологические особенности формирования личности в юношеском возрасте. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва,2003.
14. Ярош О.Н., Слюсарская Т.В. Проблема психотравмирующих ситуаций в семьях, воспитывающих детей с нарушениями зрения. Сборник: Социализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI века: социальное развитее детей дошкольного возраста. 2015: 771 - 773.
15. Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 1985.
References
1. Fesenko P.P. Osmyslennost'zhizniipsihologicheskoeblagopoluchielichnosti. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva,2005.
2. Buchackaya M.V. Psihologicheskoe blagopoluchie rabotayuschih zhenschin. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva,2006.
3. Idobaeva O.A. Psihologo-pedagogicheskaya model' formirovaniya psihologicheskogo blagopoluchiya lichnosti. Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Moskva, 2013.
4. Dolginova O.B. Odinochestvo i otchuzhdennost' vpodrostkovom iyunosheskom vozraste. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 1996.
5. Pokrovskij N.E. Labirintyodinochestva. Moskva, 1989.
6. Muhiyarova E.N. Perezhivanie odinochestva vzrelom vozraste: gendernyjaspekt. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk: Sankt-Peterburg, 2006.
7. Kuchina T.I. Vzaimosvyaz' predstavlenij o gendernoj identichnosti i samorealizacii zhenschin v period rannej vzroslosti. Aktual'nye voprosy sovremennoj nauki. 2016; 49: 97 - 107.
8. Rogova E.E. Odinochestvo vusloviyah sovremennogo obschestva. Avtoreferat dissertacii ... doktora filosofskih nauk. Krasnodar, 2012.
9. Gvishiani D.M., Lapina N.I. Kratkijslovar'po sociologii. Moskva, 1988.
10. Chernikov A.V. Sistemnaya semejnaya terapiya: Integrativnaya model' diagnostiki. Izd. 3-e, ispr. i dop. Moskva: Nezavisimaya firma "Klass", 2001.
11. Oschepkova A.P. Social'no-psihologicheskie aspekty semejno-brachnyh otnoshenij. Avtoreferat dissertacii kandidata filosofskih nauk. Tomsk, 1974.
12. Moroz T.S. Vozrastnye osnovy psihologicheskojgotovnostiksupruzhestvu. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva,2012.
13. Sysoeva I.V. Psihologicheskie osobennosti formirovaniya lichnosti v yunosheskom vozraste. Dissertaciya . kandidata psihologicheskih nauk. Moskva,2003.
14. Yarosh O.N., Slyusarskaya T.V. Problema psihotravmiruyuschih situacij v sem'yah, vospityvayuschih detej s narusheniyami zreniya. Sbornik: Socializaciya rastuschego cheloveka v kontekste progressivnyh nauchnyh idej XXI veka: social'noe razvitee detej doshkol'nogo vozrasta. 2015: 771 - 773.
15. Aleshina Yu.E. Udovletvorennost' brakom i mezhlichnostnoe vospriyatie v supruzheskih parah s razlichnym stazhem sovmestnoj zhizni. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 1985.
Статья поступила в редакцию 24.11.17
УДК 159.9
Pogrebnaya O.S., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Korlyakova S.G., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Department of Psychology, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
PSYCHOPEDAGOGICAL TRAINING AS A METHOD TO SUPPORT STUDENTS WITH SOCIAL TALENT. The article analyzes the effectiveness of psycho-pedagogical training as a method to support students with social talent. At the present stage of the development of the society becomes necessary for younger generation of social gifts, which can be formed at different levels and vary according to their components and by criterion. The authors conclude that social development of gifted students is to be accompanied. Best psycho-pedagogical accompaniment of social gifts, the authors are convinced, will act as a meta-method of practical psychology-training. It is through training the work becomes possible not only awareness of the person's own capabilities, but also understanding the mechanisms and causes of the behavior of other people involved in joint activities, in training you have the opportunity to rehearse received social attitudes in specific communicative situations.
Key words: psychological-pedagogical training, psychological and pedagogical support, social talent, students.
О.С. Погребная, канд. психол. наук, доц. каф. психологии Ставропольского государственного педагогического института, E-mail: [email protected]
С.Г. Корлякова, д-р психол. наук, проф. каф. психологии Ставропольского государственного педагогического института, E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК МЕТОД СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С СОЦИАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТЬЮ
В статье проанализирована эффективность психолого-педагогического тренинга как метода сопровождения обучающихся с социальной одарённостью. Авторы делают вывод о том, что развитие социальной одарённости у студентов необходимо сопровождать. Оптимальным психолого-педагогическим сопровождением развития социальной одарённости, по нашему убеждению, будет выступать мета-метод практической психологии - тренинг. Именно благодаря тренинговой работе становится возможным не только осознание личностью собственных возможностей, но и понимание механизмов и причин поведения других людей, включённых в совместную деятельность; в тренингах появляется возможность отработки полученных социальных представлений в конкретных коммуникативных ситуациях.
Ключевые слова: психолого-педагогический тренинг, психолого-педагогическое сопровождение, социальная одаренность, студенты.