Научная статья на тему 'Ранняя профориентация воспитанников дошкольных образовательных организаций'

Ранняя профориентация воспитанников дошкольных образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1854
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ДОШКОЛЬНИК / ПЕДАГОГ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSION / VOCATIONAL GUIDANCE WORK / PRESCHOOLER / TEACHER / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кот Тамара Алексеевна

В статье раскрывается содержание работы по ранней профориентации с воспитанниками дошкольных образовательных организаций. Базируясь на основных нормативных документах, предпринимается попытка структурировать профориентационную работу с дошкольниками, пробудить в них интерес к миру профессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Early Career Guidance of Pupils of Preschool Educational Organizations

The article reveals the content of work on early vocational guidance with pupils of preschool educational organizations. Based on the main regulatory documents, an attempt is made to structure career guidance work with preschoolers, to arouse their interest in the world of professions.

Текст научной работы на тему «Ранняя профориентация воспитанников дошкольных образовательных организаций»

11. Романенко Т. Н. Настольная книга вожатого детского оздоровительного лагеря. -Воронеж: Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области, 2013. - 268 с.

12. Слизкова Е. В., Дереча И. И. Летняя академия вожатого. - М.: Университетская книга, 2017. - 190 с.

13. Царёв Н. П. Организация жизнедеятельности временного детского коллектива в летнем оздоровительном лагере. - СПб.: ЛОИРО, 2013. - 91 с.

Т. А. Кот

УДК 37.048.4:373.2

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

ВОСПИТАННИКОВ

ДОШКОЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ

современное образовательное пространство актуализирует одну из основных задач профессиональной подготовки, состоящую в том, чтобы помочь обучающемуся определиться в широком выборе своей будущей профессии. Трудность заключается в том, что большинство абитуриентов отдает предпочтение профессиям, которые считаются престижными в обществе, однако не всегда соответствуют потребностям социума в высококвалифицированных кадрах. Индивиду сложно определиться с профессией в постоянно меняющемся мире. Поскольку гармонично развитой в профессиональном смысле

может считаться только личность, определившаяся в трудовом выборе, приносящая пользу обществу и получающая от него удовольствие, очевидна необходимость модернизации и совершенствования практики раннего воспитания, начинаемого с дошкольного возраста, ориентируемого на профессиональное становление. В связи с этим актуализируется организация работы по раннему профессиональному воспитанию в соответствии с принципами профессиональной ориентации среди педагогов дошкольных образовательных организаций.

О ранней профориентации воспитанников дошкольных организаций говорится в целом ряде нормативных документов. Одним из значимых векторов работы, указанных во ФГОС ДО, является «социально-коммуникативное развитие», нацеленное на то, чтобы сформировать у ребенка положительное отношение к труду. В соответствии с целевыми ориентирами ранняя профориентация дошкольников - важная задача профессионального воспитания на этапе завершения дошкольного детства [1].

Постановление Минтруда РФ №1 от 27.09.1996 г. «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» определяет, что профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольного уровня образования.

Под профессиональной ориентацией принято понимать систему мероприятий, которые направлены на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям [2].

Безусловно, наиболее эффективные результаты профориентационная деятельность имеет в работе с обучающимися старшей школы. Однако даже в этом возрасте не каждый ребенок в состоянии принять самостоятельное решение в выборе профессии. Трудности выбора, как правило, обусловлены тем, что перечень предлагаемых профессий невелик,

20/у/.3 -

(Ш\

родители часто предлагают свои варианты профессии, и, как свидетельствует практика, навязывают ребенку выбор престижной, на их взгляд, будущей профессии. В конечном счете, часто оказывается, что выбор будущей профессии ребенка представляет собой результат нереализованной надежды самого родителя.

Так, учитывая возможный вариант развития событий при выборе профессии ребенком, отметим значимость ранней профориен-тационной работы, которая может быть организована с обучающимися уже в период их дошкольного детства.

Структуризация раннего профессионального образования подразумевает пробу ребенком своих сил в разных видах деятельности в игровой форме, что, как принято считать, располагает его к труду и пробуждает интерес к миру профессий. Формирование представлений дошкольников о труде и профессиях, о труде взрослых, профессиях родителей - необходимая и целенаправленная работа, эффективность которой определяется многими факторами. Дошкольникам необходимо показать ценность труда, его плодов; помочь ориентироваться в мире профессий; определиться с приоритетами в выборе будущего пути.

В ДОО процесс ознакомления с трудом взрослых и с окружающим миром должен осуществляться в младшем дошкольном возрасте на материале разных жанров устного народного творчества, а также в процессе общения со взрослыми. Дошкольники среднего и старшего возраста уже знают особенности профессий сотрудников ДОО, с удовольствием рассказывают о профессиях своих родителей, о том, кем они хотели бы стать в будущем. Но профессиональное самоопределение будет осознанным, на наш взгляд, только благодаря ярким эмоциональным впечатлениям в детстве через живое непосредственное общение ребенка с представителями разных профессий, трудовыми династиями родного города, ветеранами труда и студентами -представителями современного трудового сообщества.

Вопрос приобщения дошкольников к миру труда не нов. Достойное место обозначенная проблема нашла в работах выдающихся педагогов разных времен: Т. И. Бабаева, Н. Е. Веракса, А. Г. Гигоберидзе, С. А. Козлова, Т. С. Комарова, М. В. Крулехт, В. И. Логинова, А. С. Макаренко, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинского, А. Ш. Шахманова и др. Сегодня многие исследователи как в области дошкольного образования, так и психологии указывают на необходимость организации работы по профориентации дошкольников. Например, Е. А. Климов акцентирует внимание на том, что профессиональное самоопределение - не стихийный процесс и без грамотного руководства педагога может не пойти в социально ценном направлении [3]. Н. Н. Захаров, в свою очередь, выделяет задачи профориентации детей дошкольного возраста, среди которых - ознакомление детей с профессиями (в соответствии с возрастными особенностями), привитие любви к трудовым усилиям, формирование интереса дошкольников к труду и элементарных трудовых умений в некоторых областях трудовой деятельности [2].

По мнению В. И. Логиновой, «знания о труде, отношения к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми» [4]. Поэтому, по мнению исследовательницы, «знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада» [4].

Как уже отмечалось выше, первый этап профориентационной деятельности в дошкольном образовании является преимущественно информационным и предполагает формирование у воспитанников ДОО необходимых представлений о мире профессий. Однако важно не только рассказать ребенку о том, какие бывают профессии, но и привлечь его к обсуждению вопроса о выборе будущей профессии. Для этого целесообразно использовать традиционный вопрос о профессии

мечты, ориентирующий ребенка на ряд проектирующих действий относительно будущего выбора. Совместное обсуждение с ребенком его выбора должно основываться на уже имеющихся знаниях о профессиях, а также на опыте, приобретенном им в играх, имитирующих разные виды трудовой деятельности.

Важно, чтобы дошкольник знал, кем работают его родители и близкие родственники, - это основа его представлений о мире профессий. Педагоги ДОО могут расширить имеющиеся у дошкольника знания, рассказать о специфике различных профессий, о требованиях, которые предъявляются к людям разных профессий.

Для организации профориентационной деятельности возможно использовать следующие формы работы:

- информационная работа - рассказ и чтение художественной литературы на соответствующую тему; экскурсии, встречи и знакомства с представителями разных профессий, которые являются одним из наиболее эффективных способов помощи в профориентации, так как помогают наглядно, а не на словах, ознакомиться с трудовой деятельностью; виртуальные экскурсии и мультимедийные презентации на выбранную тему;

- подготовка наглядного материала: фото людей разных профессий, газет и рисунков;

- игровая форма - сюжетно-ролевые игры, имитирующие профессиональный мир.

Важно помнить, что в работе с дошкольниками наиболее эффективны те формы, которые сочетают в себе разные виды деятельности, а также соответствуют их возрастным особенностям.

В соответствии с ФГОС ДО ранняя про-фориентационная деятельность осуществляется с учетом принципа интеграции пяти образовательных областей [1].

Технология проектной деятельности (Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода) направлена на ознакомление с новым материалом в процессе решения какого-то вопроса или проблемы. Знания формируются в процессе практической дея-

тельности благодаря тому, что обучающиеся самостоятельно находят нужные ответы. Данная технология задействует не только познавательную деятельность воспитанников ДОО, но и исследовательскую деятельность.

Технология исследовательской деятельности (Н. А. Короткова, А. И. Савенков) предусматривает вовлечение обучающихся в исследование проблемы. Данная технология может быть особенно эффективной при условии заинтересованности ребенка - именно его желание получить ответ на интересующий вопрос будет стимулировать его к выполнению необходимых действий.

Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Р. И. Жуковская, А. В. Запорожец, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михай-ленко, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин) способствует отражению в игре содержания деятельности самых разных профессий (продавца, водителя, строителя, воспитателя, повара, парикмахера и др.). Дошкольнику мало знать о профессии, в нее необходимо «поиграть», поскольку игра - фундамент дошкольного детства.

Технология интегрированного обучения (Л. А. Венгер, Е. Е. Кравцова, О. А. Скоролу-пова) представляет особый интерес для ДОО, поскольку позволяет организовать профориен-тационную работу с дошкольниками с учетом современных образовательных технологий. При сочетании блоков разных дисциплин важно выделить те содержательные параметры, которые будут определять цель и задачи занятия, координировать действия как педагога, так и обучающихся во время занятия. Интегрированный тип обучения эффективен, прежде всего, тем, что позволяет поддерживать внимание обучающихся за счет разных видов работ и разнообразия содержательных компонентов занятия и тем самым не вызывает высокой степени утомляемости обучающихся.

Обязательным условием для эффективной ранней профориентационной работы с детьми является создание развивающей предметно-пространственной среды. Обратимся к возможным примерам организации развивающей среды:

20/y/;J -

ш

- творческая мастерская представляет собой небольшую группу дошкольников, объединенных по возрастному критерию, уровню развития, интересам, для знакомства с разными профессиями, например: «Как построить дом?», «Будьте внимательны на дороге!» (преимущественно для группы мальчиков), «Медицинский центр», «Фермерское хозяйство», «Я учитель» и т. д. Работа дошкольников в творческих мастерских в игровой форме имитирует трудовую деятельность и позволяет ребятам попробовать свои силы в той или иной профессии.

- создание мини-библиотеки, включающей как художественную литературу о разных профессиях (например, К. Чуковский «Айболит», С. Михалков «Дядя Степа-милиционер», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» и др.), так и самодельные книжки с рисунками;

- конкурс чтецов, ориентированный не только на знакомство ребят с миром профессий, но и на формирование умения выразительного чтения.

Таким образом, организация ранней про-фориентационной работы с воспитанниками ДОО должна носить системный характер и представляет собой начальный этап в системе непрерывного обучения и воспитания. Построенная в соответствии с учетом возрастных особенностей обучающихся ранняя профориентация будет способствовать формированию базовых представлений о мире профессий, создаст предпосылки для правильного понимания взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности, послужит стимулом к развитию познавательных и творческих способностей детей.

АННОТАЦИЯ

В статье раскрывается содержание работы по ранней профориентации с воспитанниками дошкольных образовательных организаций. Базируясь на основных нормативных документах, предпринимается попытка структурировать профориентационную работу с дошкольниками, пробудить в них интерес к миру профессий.

Ключевые слова: профессия, профориен-тационная работа, дошкольник, педагог, воспитание, образование.

SUMMARY

The article reveals the content of work on early vocational guidance with pupils of preschool educational organizations. Based on the main regulatory documents, an attempt is made to structure career guidance work with preschoolers, to arouse their interest in the world of professions.

Key words: profession, vocational guidance work, preschooler, teacher, education, education.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155.

2. Захаров Н. Н., Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация школьников. -М.: Серия: Библиотека учителя труда, 1988. -192 с.

3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. -304 с.

4. Логинова В. И., Мишарина Л. А. Формирование представлений о труде взрослых // Дошкольное воспитание. - 1978. - № 10. -С. 93-99.

Ш)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.