Научная статья на тему 'РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / ДОШКОЛЬНИК / РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИУМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нуриева Алеся Радиевна, Миннуллина Розалия Фаизовна, Черняховская Альмира Ильшатовна

Статья посвящена вопросам ранней профориентации детей дошкольных образовательных организаций, принципам, технологиям построения данной работы, условиям организации развивающей предметно - пространственной среды для успешной ранней профориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EARLY PROFORIENTATION WORK WITH CHILDREN IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article is devoted to the issues of early career guidance for children of preschool educational organizations, the principles and technologies of building this work, the conditions of the organization that develops the subject-spatial environment for successful early career guidance.

Текст научной работы на тему «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

рассматривается как перспективная и актуальная. Между тем, понятие «творчество» также вызывает различные споры и разногласия среди исследователей.

Проблема развития творческих способностей человека является достаточно перспективной с научной точки зрения и требует решения многих аспектов, например, исследования соотношения уровня проявления творческих способностей (общей способности творить) с уровень развития особых литературных способностей личности.

Таким образом, развитие творческих способностей личности сегодня является актуальной проблемой в методике преподавания литературы и открывает новые исследовательские возможности.

Выводы. Между языком, культурой и мышлением существует прямая связь, причем культура понимается как содержание, а язык как способ существования определенного содержания. Язык получает приоритетную роль в процессе познания и осмысления окружающего мира. Считается одной из важнейших категорий культуры, передача культурной информации зависит от языка. В то же время язык можно считать важнейшим средством общения, его базой, без которой любая форма общения будет затруднена.

Язык также служит важнейшим средством формирования и существования человеческих знаний о мире. Отражая в процессе деятельности предметный мир, человек фиксирует результаты познания в языке. Кроме того, у языка много других функций, но главное, что он формирует личность человека - носителя языка, делая это через мировоззрение, менталитет, отношение к людям и т. д. через культуру людей, используя язык как средство общения.

Проведённый опрос показал, что среди экспертной аудитории на сегодняшний день стоит острая потребность в разработке новых форм работы с детьми, позволяющих сохранить национальную идентичность при развитии языковой личности ребёнка.

Литература:

1. Алферова Г.А. Проблемы билингвизма в современном обществе / Г.А. Алферова, С.В. Луцкая // Молодой ученый. - 2015. - №7. - С. 3.

2. Богданович Г.Ю. Языковая компетенция личности в поликультурной ситуации // Гуманитарные исследования. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет». - №3. - 2004. - С. 5-11.

3. Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника / Л.А. Большакова // Завуч начальной школы. - 2002. - №2. - С. 12-16.

4. Башмакова Е.А. Формирование языковой личности как фактор развития языковой способности у детей дошкольного возраста / Е.А. Башмакова, Л.Н. Фадеева, И.Н. Соколова. - Текст: непосредственный, электронный // Вопросы дошкольной педагогики. - 2020. - № 6 (33). - С. 22-24. URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5219/ (дата обращения: 26.04.2021).

5. Беспаленко Е.М. Прагмалингвистика как средство диагностирования личностных качеств человека / Е.М. Беспаленко.Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. - 2017. - № 46 (180). -С. 178-181. URL: https://moluch.ru/archive/180/46493/ (дата обращения: 02.05.2021).

6. Забелина Н.А. О билингвизме. Теория языка и межкультурная коммуникация. / Н.А. Забелина. -

2007. - № 2. - С. 14-19.

7. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. / Ю.Н. Караулов. - М.: Наука, 2010. - 264 с.

8. Коренблит С.С. Развитие языковой личности дошкольника: теория, опыт. Программа и технология «Весёлый день дошкольника» («ВеДеДо»): практико-ориентированная монография / С.С. Коренблит, А.Г. Арушанова, Е.С. Рычагова; науч. ред. Е.А. Ямбург. - Краснодар: Издательский дом «ХОРС», 2015. - 274 с.

9. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: учебное пособие. / В.А. Маслова. - Минск: Тетросистемс,

2008. - 272 с.

10. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. / С.Г. Тер-Минасова. - М.: Слово, 2000. - С. 8.

11. Ушакова О.С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве. / О.С. Ушакова. - М., «Сфера», 2014. - С. 78.

12. Шадриков В.Д. Способности человека / В.Д. Шадриков. - Воронеж: НП «МО-ДЭК», 2001. - 288 с.

Педагогика

УДК 371.01

старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Миннуллина Розалия Фаизовна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); студент магистратуры Черняховская Альмира Ильшатовна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация. Статья посвящена вопросам ранней профориентации детей дошкольных образовательных организаций, принципам, технологиям построения данной работы, условиям организации развивающей предметно - пространственной среды для успешной ранней профориентации.

Ключевые слова: профессия, дошкольник, ранняя профориентация, воспитание, образование, социум, профессия.

Annotation. The article is devoted to the issues of early career guidance for children of preschool educational organizations, the principles and technologies of building this work, the conditions of the organization that develops the subject-spatial environment for successful early career guidance.

Keywords: profession, preschool child, early career guidance, upbringing, education.

Введение. Общество, требования социума к человеку в наше время инноваций и новых открытий, новых профессий меняется стремительно. И будущее поколение должно соответствовать требованиям построения экономики инноваций. Профессионалы для будущего должны совмещать в себе новое мышление, высокое развитие мотивации для эффективной работы. Это прозвучало в послании Федеральному собранию Президента страны В.В. Путина. Он говорил, что должна быть современная профориентация. Университеты, научные коллективы, успешные компании могут стать партнерами школ.

Естественно, для этого потребуются высококвалифицированные специалисты, которые ориентированы на интеллектуальный труд, способны осваивать высокие наукоёмкие технологии, внедрять их в производство, самостоятельно их разрабатывать. Таких специалистов надо подготовить. Это реально, но надо начать эту работу на первой ступени образовании с детьми дошкольного возраста.

Профессиональное самоопределение - процесс сознательного и самостоятельного выбора профессии играет важную роль в процессе успешного становления личности ребенка. Актуализируется организация работы по раннему профессиональному воспитанию в соответствии с принципами профессиональной ориентации среди педагогов дошкольных образовательных организаций.

Изложение основного материала статьи. Актуальность данной проблемы обусловлена и такими причинами, как, во-первых, большое количество молодых специалистов, не работающих по специальности после окончания ВУЗов, во-вторых, дошедшая до нас система профориентации очень скудна в разнообразии форм и методов предоставления информации воспитанникам, в-третьих, не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий. Также, отпечаток на данную проблему накладывают и низкая компетентность педагогов в области ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста и недостаточная заинтересованность родителей в вопросах ранней профессиональной ориентации своих детей.

О ранней профориентации воспитанников дошкольных организаций говориться в целом ряде нормативных документов. Постановление Минтруда РФ №1 от 27.09.1996 г. «Об Утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в российской Федерации» определяет, что профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольного уровня образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования важным направлением является «Социально - коммуникативное развитие», целью которого является формирование у ребенка положительного отношения к труду, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества путем трудовой деятельности, воспитания положительного отношения к собственному труду и труду других людей, представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. В соответствии с целевыми ориентирами ранняя профориентация дошкольников - важная задача профессионального воспитания на этапе завершения дошкольного детства [6].

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования поставлены задачи - сформировать мотивацию и осознанное стремление дошкольника к творческой познавательной деятельности в допрофессиональном самоопределении [6]. Для решения этих задач структура дошкольного образования предполагает раннюю профориентацию детей в различных видах деятельности, с помощью игры. Игровая форма работы пробуждает интерес к разным видам профессий. А.Г. Асмолов отмечал: «Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра - это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть, ... быть капитаном, врачом и т.д.» [1].

Многие педагоги прошлого занимались вопросами приобщения детей к труду. Это педагоги разных времен. Такие как К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Т.И. Бабаева, Т.С. Комарова, Н.Е. Веракса, А.Г. Гигоберидзе, С.А. Козлова и др. А.С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание - это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. Педагоги Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Т.И. Бабаева и А.Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.

На сегодняшний день не только педагоги, но и исследователи в области педагогики, психологии говорят о необходимости целенаправленной работы по ранней профориентации. Например, Климова Е.А. отметила два больших этапа в развитии человека: допрофессиональное и собственно профессиональное развитие. Интересующий нас первый этап делится на следующие стадии: стадия предыгры (от 0 до 3 лет), стадия игры (от 3 до 7-8 лет) и стадия овладения учебной деятельностью (от 7-8 лет до 11-12). Именно на стадии игры происходит знакомство с конкретными профессиями. Дети играют в шофера, врача, учителя. Также она заострила внимание на том, что профессиональное самоопределение - не может пойти в социально ценном направлении без грамотного руководства педагога [3].

H.Н. Захаров, в свою очередь, отметил, что при ознакомлении дошкольников с профессиями необходимо учитывать возрастные особенности, формировать интерес к труду и элементарным трудовым умениям [2].

Работа по ранней профориентации в дошкольных образовательных организациях должна строиться с учётом следующих принципов:

I. Принцип личностно ориентированного взаимодействия.

2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.

3. Принцип открытости. Дошкольник сам принимает решение участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, решать -продолжить или завершить работу.

4. Принцип диалогичности. Этот принцип дает возможность вести беседу при выполнении работы, обсудить ее итоги, перспективы продолжения, проговорить о социальных ситуациях, которые так или иначе повлияли на получение желаемого результата.

5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность. Это различные методы и формы образовательной деятельности, направленные на практические действия со стороны детей - трудовые поручения, коллективный труд, дежурство, развлечения, викторины, игры, экскурсии, квесты.

6. Принцип рефлексивности. Этот принцип помогает каждому ребенку осознать себя субъектом собственной деятельности, социальных отношений. И как результат - сформировано представление о себе,

своих успехах и возможностях, дошкольник способен осознавать свои действия, самостоятельно оценивать результат своей работы.

7. Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательная и воспитательная работа по ранней профориентации в дошкольной организации проводится в соответствии с социальным заказом и финансовыми возможностями региона. Тесная работа с предприятиями - партнерами, социальными партнерами позволяет детям дошкольного возраста получить более широкий спектр информации о профессиях муниципалитета и региона. Социальные партнеры - конкретные люди, профессионалы своего дела, при знакомстве с которыми дошкольники получат определенные знания о профессиях своего города.

Очень важное место в ранней профориентационной работе занимает формирование представлений дошкольников о труде и профессиях родителей. Изучение профессий своих родителей способствует развитию представлений о ценности и значимости каждого труда и его результатов. Это помогает лучше ориентироваться в мире профессий, дает предпосылки для определения будущего профессионального пути. Для осуществления планомерной работы по профориентации рекомендуется использовать такие технологии как технологию проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина), информационно-коммуникационные технологии, технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова), педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская), технология исследовательской деятельности (Н.А. Короткова, А.И. Савенков).

На сегодняшний день в дошкольных организациях педагоги широко используют технологию проектной деятельности. Практически было установлено, что именно она является эффективным методом формирования первых профессиональных представлений детей, так как в ее основе лежит личностно-ориентированный подходе к воспитанию и обучению. В ходе реализации проектов дошкольники довольно легко усваивают сложный материал через совместный поиск решения проблемы, при этом процесс получения знаний, умений и навыков мотивирован и интересен. В результате проектной деятельности развивается творческая личность.

Следующая технология - информационно-коммуникативная, на современном этапе образования выступает эффективным инструментом для улучшения качества обучения и адаптации к современным требованиям. Педагоги используют материалы Интернет-ресурсов, электронные конструкторы, робототехнику, создают различные презентации, виртуальные экскурсии и интерактивные игры по профориентации.

Педагогическая технология организации сюжетно - ролевых игр дает возможность отразить в игре деятельность разных профессий- строителя, учителя, продавца, модельера, парикмахера и др. Примеряя на себя ту или иную роль и начиная действовать в соответствии с этой ролью, ребенку впервые открываются отношения, которые складываются между людьми в процессе деятельности. С возрастом ребенка профориентационная сюжетно-ролевая игра постепенно усложняется по содержанию, меняется и роль педагога в их организации.

Технология исследовательской деятельности помогает педагогам вовлечь детей в исследование той или иной проблемы. Для того, чтобы заинтересовать ребенка, вызвать желание получить ответы на интересующие вопросы должны быть выбраны доступные и интересные детям типы исследования - опыты, эксперименты, коллекционирование.

Технология интегрированного обучения является интересной, своего рода инновационной для дошкольных учреждений. Интеграция - это состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. При сочетании модулей разных дисциплин, определив задачи выделить содержательные параметры, которые скоординируют во время образовательной деятельности действия и педагога и дошкольника. Интеграция в обучении эффективна, она позволяет поддерживать интерес и внимание детей с помощью разнообразия содержания и деятельности, не вызывает утомляемости.

Для организации работы по ранней профориентации педагоги используют различные формы работы:

- организованная образовательная деятельность;

- различные виды игр - сюжетно-ролевые, дидактические, словесные;

- трудовая деятельность детей, как совместная со взрослыми - педагогами, родителями, социальными партнерами, так и самостоятельная;

- информационные (чтение художественной литературы, презентации, беседы, экскурсии, встречи и общение с представителями разных профессий, ветеранами труда, студентами. Эти формы работы используются на начальном этапе профориентационной деятельности и формируют у дошкольников необходимые представления о разнообразии мира профессий.

- наглядные - педагог готовит фото людей разных профессий, рисунки и т.д.;

- развлечения, театрализация;

- самостоятельная продуктивная деятельность детей.

Для того, чтобы работа по ранней профориентации была эффективной необходимо создать определенную развивающую предметно-пространственную среду.

Это могут быть различные творческие мастерские, например, «Фермеры». «Медицинский центр», «Кулинария» и т.д. Деятельность детей в таких мастерских позволяет им попробовать свои силы в той или иной профессии.

Создание различных мини-музеев, мини-библиотек помогают познакомиться с той или иной профессией. Инструменты плотника, деревянные изделия для обыгрывания в мини-музее «Мастерская плотника» познакомит детей с этой профессией, а мини-музей «Пекарня» даст детям представление о том, что хлеб - это результат труда людей многих профессий - от агронома до пекаря.

Группы обязательно должны быть оснащены дидактическими играми, демонстрационными материалами, аудио и видеоматериалами, художественной литературой, картотеками загадок, пословиц, стихов и песен о труде и профессиях.

Во всех группах должны быть созданы условия для сюжетно-ролевой игры: атрибутика для различных сюжетных игр сообразно с возрастом детей, рациональное размещение атрибутики и свободный доступ к ней детей, различные конструкторы, строительный материал для создания игровой среды.

Выводы. Таким образом, можно сделать выводы, что работа по ранней профориентации в дошкольных образовательных организациях является первоначальным этапом в формировании элементарных профессиональных действий в системе непрерывного обучения и воспитания.

Эта работа должна быть целенаправленной, планомерной с учетом принципов работы, возрастных и индивидуальных особенностей детей. И только в этом случае, у детей сформируются базовые представления о мире профессий, они научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.

Литература:

1. Алябьева Е.А. «Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет. - «ТЦ Сфера», 2014. - С. 38.

2. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 136 с.

3. Климова Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 304 с.

4. Комарова Т.С., Куцакова Л.С., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет. - Москва: Мозаика-Синтез, 2009. - 68 с.

5. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. Балашов - Изд-во «Николаев», 2014. - С. 36.

6. Потапова Т.В. «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет». - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64 с.

7. Приказ Министерства образования и Науки Российской Федерации об Утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155.

8. Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. - 2012. - № 2. - С. 28.

9. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях. // Дошкольное воспитание. - 2018. -№10. - С. 64-69.

10. Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? - Издательство ГНОМ и Д, 2011. - С. 45.

Педагогика

УДК 372. 874

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой искусств Овсянникова Оксана Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень); студентка 4 курса направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Изобразительное искусство» Шишкова Кристина Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

ДИАГНОСТИКА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ

КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА

Аннотация. Статья посвящена разработке диагностического инструментария по развитию эстетического восприятия обучающихся средствами кукольного театра. Проблема развития эстетического восприятия дошкольников средствами кукольного театра достаточно изучена, но, говоря о школьном возрасте, тема нуждается в дополнении как в теории, так и в практике образования художественных школ. Кукольный театр дает педагогу возможность воспитывать в ребенке эстетическое отношение к миру, развивать его фантазию, эмпатию, способность давать характеристику своим эмоциям и учиться управлять ими. На основе уточненного понятия «эстетическое восприятие мира средствами кукольного театра», формулируются показатели данного качества у обучающихся. Для каждого показателя разработаны методы и диагностические задания. Данная статья будет интересна преподавателям художественных школ.

Ключевые слова: развитие, кукольный театр, эстетическое восприятие, диагностические методы.

Annоtation. The article is devoted to the development of diagnostic tools for the development of aesthetic perception of students by means of puppet theater. The problem of developing the aesthetic perception of preschoolers by means of puppet theater has been sufficiently studied, but, speaking about school age, the topic needs to be supplemented both in theory and in the practice of art school education. Puppet theater gives the teacher the opportunity to bring up in the child an aesthetic attitude to the world, to develop his imagination, empathy, the ability to characterize his emotions and learn to manage them. On the basis of the refined concept of "aesthetic perception of the world by means of puppet theater", the indicators of this quality in students are formulated. Methods and diagnostic tasks have been developed for each indicator. This article will be of interest to teachers of art schools.

Keywords: development, puppet theater, aesthetic perception, diagnostic methods.

Введение. Эстетический взгляд на природу и мир в целом влияет на нравственную сторону развития человека, так как отражает умение определять и отличать прекрасное и безобразное, добро от зла. Человек, наделенный чувством прекрасного, стремится преобразовать мир в лучшую сторону, научить окружающих видеть и чувствовать прекрасное.

Многие педагоги писали о взаимосвязи нравственного и эстетического, этического и эстетического, эмоционального и рационального в воспитании подрастающего поколения. Выдающийся русский педагог, основоположник научной педагогики в России, К.Д. Ушинский, сформулировал роль этического, эстетического и эмоционального воспитания следующим образом: «...Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов» [8; 19].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.