Научная статья на тему 'РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
398
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / ДОШКОЛЬНИК / РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИУМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миннуллина Розалия Фаизовна, Нуриева Алеся Радиевна, Черняховская Альмира Ильшатовна

Статья посвящена вопросам ранней профориентации детей дошкольных образовательных организаций, принципам, технологиям построения данной работы, условиям организации развивающей предметно - пространственной среды для успешной ранней профориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миннуллина Розалия Фаизовна, Нуриева Алеся Радиевна, Черняховская Альмира Ильшатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EARLY CAREER GUIDANCE WORK WITH CHILDREN IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article is devoted to the issues of early career guidance for children of preschool educational organizations, the principles and technologies of building this work, the conditions of the organization that develops the subject-spatial environment for successful early career guidance.

Текст научной работы на тему «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

Ко второй группе мы отнесли испытуемых со средним уровнем развития осязания и мелкой моторики. По данным анализа результатов констатирующего эксперимента данную группу составили 54,2% (13 человек) испытуемых. При выполнении предложенных проб у испытуемых было отмечено незначительное нарушение согласованности движений, скованность движений, недостаточная сформированность формообразующих движений рук. При выполнении проб на изучение уровня осязательных возможностей дети иногда выбирали зрительный способ, игнорируя тактильный. Испытуемые исправляли совершенные ими ошибки. Мелкая моторика и осязательные возможности развиты близко к возрастной норме.

К третьей группе мы отнесли испытуемых с низким уровнем развития осязания и мелкой моторики. Данную группу составили 25% (6 человек) испытуемых. У испытуемых констатировалось наличие синкинезий, невозможность удержания пальцевой позы, Характер действий детей данной группы был хаотичным, испытуемые пропускали совершенные ошибки, выбирали зрительный способ изучения предмета. Мелкая моторика и осязательные возможности ограничены.

Выводы. На основании выявленных уровней развития осязания и мелкой моторики у испытуемых, можно сделать выводы о том, что большая часть дошкольников с общим недоразвитием речи имеет средний (54,2%) и низкий (25%) уровень развития мелкой моторики и осязательных возможностей. Высокий уровень развития мелкой моторики выявлен лишь у 20,8 % испытуемых. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости специально организованной коррекционно-педагогической работы, направленной на развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Литература:

1. Васильцова, А.Н. Исследование моторных функций у дошкольников с общим недоразвитием речи / А.Н. Васильцова. - Текст: непосредственный // Молодежь, наука, творчество - 2016: материалы XIV межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. - Омск, 2016. - С. 666-668.

2. Леонтьев, А.Н. Восприятие и деятельность / А.Н. Леонтьева. - Москва: Московский университет, 1976. - 320 с. - Текст: непосредственный.

3. Моурлот, Л.И. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Л.И. Моурлот, Л.А. Ремезова. - Самара: СГПУ, 2007 - 122 с. - Текст: непосредственный.

Педагогика

УДК 371.01

кандидат педагогических наук, доцент Миннуллина Розалия Фаизовна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); студент магистратуры Черняховская Альмира Ильшатовна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация. Статья посвящена вопросам ранней профориентации детей дошкольных образовательных организаций, принципам, технологиям построения данной работы, условиям организации развивающей предметно - пространственной среды для успешной ранней профориентации.

Ключевые слова: профессия, дошкольник, ранняя профориентация, воспитание, образование, социум, профессия.

Annotation. The article is devoted to the issues of early career guidance for children of preschool educational organizations, the principles and technologies of building this work, the conditions of the organization that develops the subject-spatial environment for successful early career guidance.

Keywords: profession, preschool child, early career guidance, upbringing, education.

Введение. Общество, требования социума к человеку в наше время инноваций и новых открытий, новых профессий меняется стремительно. И будущее поколение должно соответствовать требованиям построения экономики инноваций. Профессионалы для будущего должны совмещать в себе новое мышление, высокое развитие мотивации для эффективной работы. Это прозвучало в послании Федеральному собранию Президента страны В.В. Путина. Он говорил, что должна быть современная профориентация. Университеты, научные коллективы, успешные компании могут стать партнерами школ.

Естественно, для этого потребуются высококвалифицированные специалисты, которые ориентированы на интеллектуальный труд, способны осваивать высокие наукоёмкие технологии, внедрять их в производство, самостоятельно их разрабатывать. Таких специалистов надо подготовить. Это реально, но надо начать эту работу на первой ступени образовании с детьми дошкольного возраста.

Профессиональное самоопределение - процесс сознательного и самостоятельного выбора профессии играет важную роль в процессе успешного становления личности ребенка. Актуализируется организация работы по раннему профессиональному воспитанию в соответствии с принципами профессиональной ориентации среди педагогов дошкольных образовательных организаций.

Изложение основного материала статьи. Актуальность данной проблемы обусловлена и такими причинами, как, во-первых, большое количество молодых специалистов, не работающих по специальности после окончания ВУЗов, во-вторых, дошедшая до нас система профориентации очень скудна в разнообразии форм и методов предоставления информации воспитанникам, в-третьих, не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий. Также, отпечаток на данную проблему накладывают и низкая компетентность педагогов в области ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста и

недостаточная заинтересованность родителей в вопросах ранней профессиональной ориентации своих детей.

О ранней профориентации воспитанников дошкольных организаций говориться в целом ряде нормативных документов. Постановление Минтруда «Об Утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в российской Федерации» определяет, что профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольного уровня образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования важным направлением является «Социально-коммуникативное развитие», целью которого является формирование у ребенка положительного отношения к труду, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества путем трудовой деятельности, воспитания положительного отношения к собственному труду и труду других людей, представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. В соответствии с целевыми ориентирами ранняя профориентация дошкольников - важная задача профессионального воспитания на этапе завершения дошкольного детства [6].

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования поставлены задачи - сформировать мотивацию и осознанное стремление дошкольника к творческой познавательной деятельности в допрофессиональном самоопределении [6].

Для решения этих задач структура дошкольного образования предполагает раннюю профориентацию детей в различных видах деятельности, с помощью игры. Игровая форма работы пробуждает интерес к разным видам профессий.

А.Г. Асмолов отмечал: «Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра - это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть, ... быть капитаном, врачом и т.д.» [1].

Многие педагоги прошлого занимались вопросами приобщения детей к труду. Это педагоги разных времен. Такие как К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Т.И. Бабаева, Т.С. Комарова, Н.Е. Веракса, А.Г. Гигоберидзе, С.А. Козлова и др. А.С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание - это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.

К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить.

Педагоги Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.

Т.И. Бабаева и А.Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.

На сегодняшний день не только педагоги, но и исследователи в области педагогики, психологии говорят о необходимости целенаправленной работы по ранней профориентации.

Например, Климова Е.А. отметила два больших этапа в развитии человека: допрофессиональное и собственно профессиональное развитие. Интересующий нас первый этап делится на следующие стадии: стадия предыгры (от 0 до 3 лет), стадия игры (от 3 до 7-8 лет) и стадия овладения учебной деятельностью (от 7-8 лет до 11-12). Именно на стадии игры происходит знакомство с конкретными профессиями. Дети играют в шофера, врача, учителя. Также, она заострила внимание на том, что профессиональное самоопределение -не может пойти в социально ценном направлении без грамотного руководства педагога [3].

H.Н. Захаров, в свою очередь, отметил, что при ознакомлении дошкольников с профессиями необходимо учитывать возрастные особенности, формировать интерес к труду и элементарным трудовым умениям [2].

Работа по ранней профориентации в дошкольных образовательных организациях должна строиться с учётом следующих принципов:

I. Принцип личностно ориентированного взаимодействия.

2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.

3. Принцип открытости. Дошкольник сам принимает решение участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, решать -продолжить или завершить работу.

4. Принцип диалогичности. Этот принцип дает возможность вести беседу при выполнении работы, обсудить ее итоги, перспективы продолжения, проговорить о социальных ситуациях, которые так или иначе повлияли на получение желаемого результата.

5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность. Это различные методы и формы образовательной деятельности, направленные на практические действия со стороны детей - трудовые поручения, коллективный труд, дежурство, развлечения, викторины, игры, экскурсии, квесты.

6. Принцип рефлексивности. Этот принцип помогает каждому ребенку осознать себя субъектом собственной деятельности, социальных отношений. И как результат - сформировано представление о себе, своих успехах и возможностях, дошкольник способен осознавать свои действия, самостоятельно оценивать результат своей работы.

7. Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательная и воспитательная работа по ранней профориентации в дошкольной организации проводится в соответствии с социальным заказом и финансовыми возможностями региона. Тесная работа с предприятиями - партнерами, социальными партнерами позволяет детям дошкольного возраста получить более широкий спектр информации о профессиях муниципалитета и региона. Социальные партнеры - конкретные люди, профессионалы своего дела, при знакомстве с которыми дошкольники получат определенные знания о профессиях своего города.

Очень важное место в ранней профориентационной работе занимает формирование представлений дошкольников о труде и профессиях родителей. Изучение профессий своих родителей способствует развитию представлений о ценности и значимости каждого труда и его результатов. Это помогает лучше ориентироваться в мире профессий, дает предпосылки для определения будущего профессионального пути.

Для осуществления планомерной работы по профориентации рекомендуется использовать такие технологии как технологию проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина), информационно-коммуникационные технологии, технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова), педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В.

Запорожец, Р.И. Жуковская), технология исследовательской деятельности (Н.А. Короткова, А.И. Савенков).

На сегодняшний день в дошкольных организациях педагоги широко используют технологию проектной деятельности. Практически было установлено, что именно она является эффективным методом формирования первых профессиональных представлений детей, так как в ее основе лежит личностно-ориентированный подходе к воспитанию и обучению. В ходе реализации проектов дошкольники довольно легко усваивают сложный материал через совместный поиск решения проблемы, при этом процесс получения знаний, умений и навыков мотивирован и интересен. В результате проектной деятельности развивается творческая личность.

Следующая технология - информационно-коммуникативная, на современном этапе образования выступает эффективным инструментом для улучшения качества обучения и адаптации к современным требованиям. Педагоги используют материалы Интернет-ресурсов, электронные конструкторы, робототехнику, создают различные презентации, виртуальные экскурсии и интерактивные игры по профориентации.

Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр дает возможность отразить в игре деятельность разных профессий - строителя, учителя, продавца, модельера, парикмахера и др. Примеряя на себя ту или иную роль и начиная действовать в соответствии с этой ролью, ребенку впервые открываются отношения, которые складываются между людьми в процессе деятельности. С возрастом ребенка профориентационная сюжетно-ролевая игра постепенно усложняется по содержанию, меняется и роль педагога в их организации.

Технология исследовательской деятельности помогает педагогам вовлечь детей в исследование той или иной проблемы. Для того, чтобы заинтересовать ребенка, вызвать желание получить ответы на интересующие вопросы должны быть выбраны доступные и интересные детям типы исследования - опыты, эксперименты, коллекционирование.

Технология интегрированного обучения является интересной, своего рода инновационной для дошкольных учреждений. Интеграция - это состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. При сочетании модулей разных дисциплин, определив задачи выделить содержательные параметры, которые скоординируют во время образовательной деятельности действия и педагога и дошкольника. Интеграция в обучении эффективна, она позволяет поддерживать интерес и внимание детей с помощью разнообразия содержания и деятельности, не вызывает утомляемости.

Для организации работы по ранней профориентации педагоги используют различные формы работы:

- организованная образовательная деятельность;

- различные виды игр - сюжетно-ролевые, дидактические, словесные;

- трудовая деятельность детей, как совместная со взрослыми - педагогами, родителями, социальными партнерами, так и самостоятельная;

- информационные (чтение художественной литературы, презентации, беседы, экскурсии, встречи и общение с представителями разных профессий, ветеранами труда, студентами. Эти формы работы используются на начальном этапе профориентационной деятельности и формируют у дошкольников необходимые представления о разнообразии мира профессий;

- наглядные - педагог готовит фото людей разных профессий, рисунки и т.д.;

- развлечения, театрализация;

- самостоятельная продуктивная деятельность детей.

Для того, чтобы работа по ранней профориентации была эффективной необходимо создать определенную развивающую предметно-пространственную среду.

Это могут быть различные творческие мастерские, например, «Фермеры». «Медицинский центр», «Кулинария» и т.д. Деятельность детей в таких мастерских позволяет им попробовать свои силы в той или иной профессии.

Создание различных мини-музеев, мини-библиотек помогают познакомиться с той или иной профессией. Инструменты плотника, деревянные изделия для обыгрывания в мини-музее «Мастерская плотника» познакомит детей с этой профессией, а мини- музей «Пекарня» даст детям представление о том, что хлеб - это результат труда людей многих профессий - от агронома до пекаря.

Группы обязательно должны быть оснащены дидактическими играми, демонстрационными материалами, аудио и видеоматериалами, художественной литературой, картотеками загадок, пословиц, стихов и песен о труде и профессиях.

Во всех группах должны быть созданы условия для сюжетно-ролевой игры: атрибутика для различных сюжетных игр сообразно с возрастом детей, рациональное размещение атрибутики и свободный доступ к ней детей, различные конструкторы, строительный материал для создания игровой среды.

Выводы. Таким образом, можно сделать выводы, что работа по ранней профориентации в дошкольных образовательных организациях является первоначальным этапом в формировании элементарных профессиональных действий в системе непрерывного обучения и воспитания.

Эта работа должна быть целенаправленной, планомерной с учетом принципов работы, возрастных и индивидуальных особенностей детей. И только в этом случае, у детей сформируются базовые представления о мире профессий, они научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.

Литература:

1. Алябьева Е.А. «Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет. - «ТЦ Сфера», 2014. - С. 38.

2. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 136 с.

3. Климова Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 304 с.

4. Комарова Т.С., Куцакова Л.С., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет. - Москва: Мозаика-Синтез, 2009. - 68 с.

5. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. - Изд-во «Николаев», 2014. - С. 36.

6. Потапова Т.В. «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет». - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64 с.

7. Приказ Министерства образования и Науки Российской Федерации об Утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155.

8. Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. - 2012. - № 2. - С. 28.

9. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях. // Дошкольное воспитание. - 2018. -№10. - С. 64-69.

10. Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? - Издательство ГНОМ и Д, 2011. - С. 45.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Мишина Ольга Степановна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Завальцева Ольга Александровна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); магистрант 1 курса факультета биологии, химии и экологии Иванов Роман Геннадьевич Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ

ГРАМОТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В данной статье представлены задания, направленные на формирование компетенций естественно-научной грамотности: уметь объяснять с научной точки зрения явления окружающего мира, понимать естественно-научные исследования и знать методы научного познания мира, уметь интерпретировать данные и использовать научные доказательства для аргументации позиции при решении вопросов, связанных с естественными науками. Предложена методическая разработка урока-обобщения и систематизации знаний по теме: «Основные процессы жизнедеятельности растительного организма».

Ключевые слова: функциональная грамотность, естественно-научная грамотность, научное объяснение явлений, понимание естественно-научных исследований, научные методы познания, интерпретация данных, формулирование выводов, компетенции естественно-научной грамотности.

Annotation. This article presents tasks aimed at developing the competencies of natural science literacy: to be able to explain the phenomena of the surrounding world from a scientific point of view, to understand natural science research and know the methods of scientific knowledge of the world, to be able to interpret data and use scientific evidence to argue a position when solving issues related to the natural sciences. The methodological development of the lesson-generalization and systematization of knowledge on the topic: "The main processes of plant life" is proposed.

Keywords: functional literacy, natural science literacy, scientific explanation of phenomena, understanding of natural science research, scientific methods of cognition, interpretation of data, formulation of conclusions, competence of natural science literacy.

Введение. В настоящее время, инновация в образовательном процессе заключается не только в совершенствовании существующих методик, но, в первую очередь, во внедрении новых информационных и методических ресурсов и технологий, позволяющих подготовить молодое поколение к жизни в современном мире глобализации и международного научного сотрудничества. Каждая технология и каждый принцип, применяемый педагогом в процессе обучения на любом из его этапов, должен иметь не только актуальное научное обоснование, но и учитывать интересы молодого поколения, для повышения его мотивации к учебе [1, 3].

Изложение основного материала статьи. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования является приоритетной задачей образовательной политики государства. Качество общего образования в мире определяется рядом международных исследований, которые оценивают сформированность необходимых знаний, умений и навыков для дальнейшей жизни [3, 5, 6].

Международная программа по оценке образовательных достижений обучающихся PISA (Programme for International Student Assessment) - это международное исследование качества образования, в рамках которого оценивается способность 15-летних подростков применять полученные знания и навыки для решения практических задач, которые могут возникнуть в реальной жизни. Данное умение характеризует функциональную грамотность, которая легла в основу оценки международных исследований PISA [7, 8].

Важным этапом в повышении качества общего образования в России является обновление учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, связанные с формированием функциональной грамотности обучающихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях, готовности жить в эпоху перемен [2, 4].

В 2019 году Министерство просвещения Российской Федерации инициировало проект «Мониторинг функциональной грамотности». Цель данного проекта - анализ образовательных достижений учащихся и качества образования с использованием современных измерителей для оценки предметных, метапредметных и личностных результатов и способности обучающихся применять полученные знания на практике [7, 8].

В качестве одной из составляющих функциональной грамотности выступает естественно-научная грамотность, которая характеризуется как - стремление человека участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления; понимать основные особенности естественнонаучного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.