Научная статья на тему 'Ранний этап деятельности вокоу в Китае и Корее'

Ранний этап деятельности вокоу в Китае и Корее Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
432
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОКОУ / КАЙДЗОКУ / ПИРАТСТВО / ПОЛИТИКА / РЕЙДЫ / САМУРАИ / ЯПОНИЯ / КИТАЙ / КОРЕЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Михалевич София Сергеевна

В статье рассматривается феномен пиратства Восточно-азиатских морей, связанный с политическими и экономическими процессами региона на начальном этапе его активности, а также актуальность проблемы пиратства сегодня. Также затрагивается вопрос терминологии, так называемых “японских пиратов” и периодизации их активности. Исследуются корни вокоу, их деятельность в регионе, политика властей Японии, Китая, и Кореи в отношении морских разбойников и контрабандистов, а также взаимосвязи между происходящими в странах политическими процессами и пиратством, прослеживаются причинно-следственные связи между деятельностью вокоу рассматриваемого периода и дальнейшими направлениями их развития. Делаются выводы о том, что японские и другие пираты, были важным фактором политической и экономической жизни региона в исследуемом периоде, а также стали хорошей базой для продолжения пиратской деятельности в дальнейшем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ранний этап деятельности вокоу в Китае и Корее»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

РАННИЙ ЭТАП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОКОУ В КИТАЕ И КОРЕЕ

Михалевич С.С.

Михалевич София Сергеевна - магистрант, направление: история, кафедра зарубежного регионоведения и дипломатии, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация: в статье рассматривается феномен пиратства Восточно-азиатских морей, связанный с политическими и экономическими процессами региона на начальном этапе его активности, а также актуальность проблемы пиратства сегодня. Также затрагивается вопрос терминологии, так называемых "японских пиратов" и периодизации их активности. Исследуются корни вокоу, их деятельность в регионе, политика властей Японии, Китая, и Кореи в отношении морских разбойников и контрабандистов, а также взаимосвязи между происходящими в странах политическими процессами и пиратством, прослеживаются причинно-следственные связи между деятельностью вокоу рассматриваемого периода и дальнейшими направлениями их развития. Делаются выводы о том, что японские и другие пираты, были важным фактором политической и экономической жизни региона в исследуемом периоде, а также стали хорошей базой для продолжения пиратской деятельности в дальнейшем. Ключевые слова: Вокоу, кайдзоку, пиратство, политика, рейды, самураи, Япония, Китай, Корея.

Актуальность проблемы пиратства в Азиатско-тихоокеанском регионе в последние годы особенно возросла. Согласно докладам Центра информации по пиратству (Piracy Reporting Centre (PRC)) Восточная Азия прочно занимает второе место после Африки по числу нападений на торговые судна [1]. Пиратство в данном регионе имеет очень большую историю и пережило огромное количество всплесков и откатов в своем развитии, апогей которого приходится на вторую половину XVI столетия. В статье будет рассмотрен первый этап деятельности пиратов в восточно-азиатских морях.

Вокоу (японский: Wako; корейский: Waegu), который буквально переводится как «японские пираты» или «карликовые пираты», фактически являлись пиратами разного происхождения, которые совершали набеги на береговые линии Китая, Японии и Кореи. Вокоу происходил из смеси этнических групп. Термин "Вокоу" - это комбинация "Wo", относящейся то ли к карликам, то ли к японцам, и "kou" - к бандиту [2]. Существует две определенные эпохи пиратства вокоу: первая из которых - главным образом касается XIV века и вторая - XVI тысячелетия. Ранние вокоу по большей части базировались на японских отдаленных островах, в отличие от вокоу XVI столетия, которые были обычно не-японцами.

Принято относить начало первой полномосташтобной деятельности вокоу к XIII в., которая продолжалась вплоть до второй половины XIV в. Пираты из Японии сосредоточили свои налеты на Корейском полуострове и распространились по Желтому морю в Китай. Согласно корейским источникам, вокоу были особенно неистовы примерно с 1350 г. После почти ежегодных вторжений в южные провинции Чолла и Кёнсан они мигрировали на север в районы Чхунчхон и Кёнгидо. Некоторые из прибрежных фортов, построенных для защиты от вокоу, все еще можно найти в провинции Чжэцзян и Фуцзянь в Китае.[3]

Первый крупный рейд Вокоу произошел летом 1223 г. на южном побережье Корё. Еще два небольших нападения упоминаются в 1226 г. и продолжаются с перерывами следующие четыре десятилетия. Вокоу активизируют свою деятельность в 1350 г., что

было спровоцировано хаосом и отсутствием сильной власти в Японии. В течение следующей половины века, плавая главным образом из Ики и Цусимы, они поглатили южную половину Корё. Хуже всего было десятилетие между 1376 и 1385 гг., когда в Корее было зарегистрировано более 174 случаев пиратских набегов. Некоторые группы нападавших проникали глубоко в корейские внутренние районы страны. Налетчики неоднократно грабили корейскую столицу Кэсон, а иногда доходили на север до устья реки Тэдон и Пхеньяна. Они разграбляли зерновые запасы и увозили людей в рабство и на выкуп. [4]

Во время правления первого Императора Мин огромные усилия были направлены на создание береговых укреплений для защиты от так называемых «японских пиратов». Однако набеги и нападения на китайское побережье в это время были в основном не японцами, а китайскими политическими соперниками Императора.

Нападения Вокоу были серьезной проблемой для Кореи в эпоху династии Чосон в то время, так и остаются важным вопросом в антияпонских настроениях в Корее сегодня. Невозможно было обеспечить соглашения от сёгуната Асикаги по принятию усилий, касательно пресечения пиратства. В конце концов пираты не были субъектами сёгуната, и на самом деле большинство из них не являлись даже японцами - императорский двор Чосон взял дело в свои руки. В 1419 г. был спущен на воду Чосонский флот из более чем 200 кораблей в попытке уничтожить пиратские базы на острове Цусима. Рейды оказались успешными - уничтожили многие пиратские корабли и деревни, но в течение нескольких лет активность пиратов снова вернулась.[5]

Ранние вокоу совершали набеги на самих же японцев, а также на Китай и Корею. Основными же стоянками ранних вокоу были остров Цусима, остров Ики и группа островов Гото. Чжон Мон-чжу (Jeong Mong-ju) был отправлен в Японию для решения этой проблемы, и во время своего визита губернатор Кюсю Имагава Садаё подавил ранних вокоу, позже вернув в Корею свое захваченное имущество и людей. В 1405 году Асикага Ёсимицу отправил в Китай двадцать захваченных пиратов, где их кипятили в котле в Нинбо.

Затем императорский двор обратился к другому набору методов, предоставив титулы и печати членам определенных самурайских кланов. Эти титулы и печати предоставляли официальное разрешение на участие в санкционированной торговле в обмен на заверения самураев о том, что они предпримут реальные шаги для борьбы с пиратством. В 1443 г. Чосон вошел в соглашение с кланом Со на Цусиме, предоставив ему ежегодное жалование в 200 коку1 риса, официальное разрешение на отправку пятидесяти торговых судов в Корею каждый год и разрешение на взыскание морских сборов и налогов с грузовых перевозок, отправляющиеся в Корею. В обмен клан Со гарантировал, что все торговые суда, направляющиеся в Корею из Японии, были действительно уполномочены это делать и также был ответственен за принятие мер против тех, кто не был уполномочен (т.е. пиратов).[6]

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что уже в данный период пиратство играет немалую роль для безопасности и политики всего региона. Этот начальные этап деятельности вокоу дает ему значительный толчок на последующие развитие, несмотря на дальнейшее изменение структуры пиратства в регионе.

Список литературы

1. Куманев Д.С. Проблема пиратства как разновидности терроризма и ее влияние на региональную безопасность в АТР // Ойкумена. регионоведческие исследования. Владивосток, 2010. №2. С. 17.

1 (яп. 5) — традиционная японская мера объёма, примерно равен 180.39 литра.

30

2. Shosuke MExtranational Pirate-Traders of East Asia // URL:www.nippon.com/en/features/c00101/. (дата обращения: 11.12.2017).

3. Prange S. Piracy in Asian Waters // [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.researchgate.net/publication/273921722_Piracy_in_Asian_Waters/ (дата обращения: 26.01.2015).

4. Kung J.K. Chicheng M.A. Autarky and the Rise and Fall of Piracy in Ming China // [Электронный ресурс]. Режим доступа: chichengma.weebly.com/uploads/9/4/2/0/9420741/kung_and_ma_pirates_jeh.pdf/ (дата обращения: 27.12.2017).

5. Bateman S. The true story of piracy in Asia [Электронный ресурс]. Режим доступа:www.policyforum.net/the-true-story-of-piracy-in-asia/. (дата обращения: 02.02.2018).

6. Османов Е.М. Особенности внешней политики Японии в XII - середине XVI В. // Вестник науки и образования. Иваново, 2015. №8 С. 47.

ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ АЗИАТСКИХ ПИРАТОВ «ВОКОУ» В XIV-XVI ВВ.: ПРОБЛЕМА ТЕРМИНОЛОГИИ Михалевич С.С.

Михалевич София Сергеевна - магистрант, направление: история, кафедра зарубежного регионоведения и дипломатии, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация: в статье рассматривается вопрос этнического состава пиратства в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Также затрагивается вопрос терминологии так называемых японских пиратов (вокоу). Отражены позиции исследователей Японии, Китая и Кореи в отношении происхождения, этнического состава морских разбойников и контрабандистов, а также взаимосвязи между происходящими в странах политическими процессами и пиратством. Делаются выводы о том, что вокоу далеко не были исключительно японцами, и сформировавшийся образ пиратства в Азии поэтому не верный и требует пересмотра сложившегося годами ошибочного восприятия данного явления. Предлагается новый подход рассмотрения пиратства как единой маргинальной мультинациональной группы. Ключевые слова: Вокоу, кайдзоку, пиратство, политика, ваджин, Япония, Китай, Корея, Восточно-китайское море.

Проблема пиратства в Азии до сих пор не привлекла должного внимания историков. По сравнению с огромным количеством литературы, содержащей информацию относительно европейских мародеров, корсаров, каперов, фрибустьеров и буканьеров, морское насилие, совершавшееся азиатами, редко попадает в поле зрения исследователей. Это невнимание находится в курьезном контрасте с фактической распространенностью пиратства в регионе. Некоторые региона были настолько печально известны своими пиратами, что были отмечены предостережениями не только в местных источниках, но и на европейских картах: "Остерегайтесь пиратов" [1]. Например, Япония так тесно связана с пиратством в умах китайцев, что мандаринский термин для «японского бандита» (вокоу) стал применяться ко всем пиратам, как иностранным, так и местным. Португальцы обозначали японские острова пкак «Ilhas dos Ladrones», что в переводе значит «Острова воров». Не будет преувеличением сказать, что пиратство в позднем Средневековье было преимущественно азиатским явлением. В то время как в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.