Научная статья на тему 'Раннее рококо. Галантный век Франци'

Раннее рококо. Галантный век Франци Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
937
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Раннее рококо. Галантный век Франци»

КУЛЬТУРА АНТИЧНОЙ ЭПОХИ, СРЕДНИХ ВЕКОВ И НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ

РАННЕЕ РОКОКО. ГАЛАНТНЫЙ ВЕК ФРАНЦИИ* Early Rococo. Gallant age of France

Стиль рококо (от французского rococo - рокайль, ракушка в орнаментальном мотиве) возник во Франции в начале XVIII в. Основой для нового изысканного и вычурного стиля стала эпоха Людовика XIV с ее барочной роскошью, придворными праздниками и любовью к театру, изменениями в философии и правах общества. Трансформация монументального барокко в более утонченные, прихотливо изогнутые формы рококо в так называемую эпоху Регентства. В 1715 г. трон занимает Людовик XV, правнук «короля-солнца» Людовика XIV. При пятилетнем короле служит регент - герцог Филипп II Орлеанский, после смерти которого в 1723 г. Людовик XV наконец-то начинает править сам.

Несмотря на праздность правителя, неудачи в военных кампаниях, например потери французами заморских колоний в Семилетней войне, историки оценивают эпоху правления Людовика XV как счастливое для государства время. Войны шли за границами Франции и не опустошали страну, экономика развивалась вопреки транжирству короля, а интеллектуальная жизнь переживала расцвет.

* Раннее рококо. Галантный век Франции // История моды. - М., 2017. - № 33. -С. 1-47. 178

Термин «рококо», или «рокайль» для обозначения художественного стиля стали использовать только в середине XIX в., а во времена его становления «рокайль» означал совсем иное. В те годы существовали мастера-рокайльщики, украшавшие окаменелостями и ракушками фонтанные чаши и искусственные гроты. Это ремесло и назвали рокайлем. В первой половине XVIII в. стиль рококо распространился на все области художественной культуры: искусство оформления интерьера, живопись, скульптуру, графику, литературу, театр.

Наиболее ярко атмосфера рококо отражена в полотнах живописцев. «Поцелуй украдкой» и «Выигранный поцелуй» Жана Оноре Фрагонара, «Геркулес и Омфала», «Вакханка, играющая на свирели» Франсуа Буше, «Капризница» и «Затруднительное положение» Ан-туана Ватто - эротические сюжеты по мотивам античных мифов и современных сцен уже своими названиями повествуют о нравах эпохи. Картины Франогара современники называли «изяществом, граничащим с легкомыслием». В сущности эта фраза определяет тонкую черту, за которую не пристало выходить аристократу той эпохи.

Литературе рококо свойственны все характерные признаки стиля: изящество, элегантность, интимность и эротизм. Поэты воспевают радость жизни, писатели создают фривольные романы, а французские дамы пишут изысканные сказки. Писателей рококо больше всего волнует внутренний мир и переживания своих героев. Один из феноменов времени: сплав просветительской литературы с изящной «рокайль-ной». К этому направлению целиком принадлежит творчество Вольтера и Дидро.

В XVIII в. музыкальная жизнь Франции становится более общественной. В 1725 г. придворный композитор Ануре Филидор организовал в Париже публичные «Духовые концерты», начала ежегодно устраивать концерты и Королевская академия музыки. Музыка рококо отвечает требованиям стиля: мелкие звуковые украшения, мелизмы, создают игривые образы, будто сошедшие с полотен Буше.

К числу главных развлечений эпохи абсолютизма принадлежит театр. В начале XVIII в. репертуар почти не обновлялся, актеры разыгрывали пьесы предыдущей эпохи классицизма. После Мольера драматурги еще полвека перекраивали его произведения и долго оставались под влиянием его сюжетов. В эстетике классицизма поначалу были выдержаны пьесы Вольтера. Помимо собственных произведе-

ний, где он нередко выступал режиссером, Вольтер одним из первых познакомил Францию с Шекспиром. И хотя выражался о нем нелестно, называя «варваром», несомненно, вдохновлялся его талантом.

Слово, определяющее стиль и, соответственно, идеалы эпохи, -bagatelle. В переводе с французского оно означает «пустяк», «безделушка». Мужчину больше не украшает оружие. Он скорее готов пасть, пронзенный стрелой Амура, чем погибнуть на поле брани. Аристократ должен напоминать беззаботного пастушка с модной гравюры. Его позы тщательно отрепетированы перед зеркалом, его жизнь - спектакль, беззаботная игра. Серьезное выражение лица - дурной тон. Герой рококо - вечный мальчик, а потому он всегда беззаботно улыбается. С утра он уже побывал в модной кондитерской, попробовал последнюю новинку, пришедшую из Испании, - горячий шоколад. Теперь прогулка с дамами. А вечером его ждет карточная игра.

Вино - неотъемлемая часть Галантного века. С начала XVIII столетия французская знать стала потреблять такое количество вин, что страна оказалась на грани голода: земли, ранее занятые сельскохозяйственными культурами, стремительно покрывались виноградниками. Виноделие стало чуть ли не главной отраслью экономики. В 1740-х годах только регион Бордо производил почти 27 тыс. бочек одного лишь белого вина, не считая красного. А сколько делала и выпивала остальная Франция?!

Эпоху Людовика XV не просто так называют «веком женщин». Прекрасные дамы не только задают тон светской жизни, но и влияют на политические, экономические и социальные решения монарха. Когда брак с королевой Марией Лещинской становится формальным, сердцем и умом короля начинают править фаворитки - женщины, которых Людовик XV выбирает по своей воле и желанию. Наиболее известной и влиятельной из них была маркиза де Помпадур. Она не только давала советы королю, но и самостоятельно вела государственные дела, например, переписывалась с Фридрихом II в период Семилетней войны. Со временем маркиза де Помпадур даже стала подменять короля на заседаниях. Поэтому историки иронично называют Семилетнюю войну «войной разгневанных женщин». Фридрих II (Пруссия) противостоял Елизавете Петровне (Российская империя), Марии Терезии (Австрия) и мадам Помпадур (Франция).

В эпоху абсолютизма, когда власть монарха ничем не ограничивалась и не подвергалась сомнению, оставалось только преклоняться перед правителем. Частная жизнь Людовика XV ни для кого не была тайной - ведь в каждом деле, даже самом деликатном, требовался помощник, а то и несколько. Подданные, услышав очередной рассказ о похождениях короля, примеряли его образ жизни на себя. Целая эпоха лишается интимности: отныне ничто не стыдно выставлять напоказ. В библиотеках появляется все больше откровенных мемуаров, каждый стремится рассказать о собственных превратностях судьбы. В том веке блоги и соцсети наверняка бы пользовались популярностью.

Э. Ж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.