УДК 72.034.8
АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ РОКОКО: ЗАРОЖДЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ СТИЛЕВЫХ ПРИЗНАКОВ
Куликов А.С., профессор Макеева Д.Д., магистрант
Тамбовский государственный технический университет
Аннотация. Дано описание архитектурного стиля рококо. Проанализированы этапы развития и становления, выявлены характерные признаки, присущие данному стилю. Рассмотрены выдающиеся архитекторы, работавшие в стиле рококо, их произведения. На основании исследований разработана новая система стилистических особенностей и характерных признаков рококо, дающая более полное представление о самостоятельности стиля.
Ключевые слова: архитектурный стиль, рококо, рокайль, интерьер, отель, характерные признаки стиля, стилистические особенности, архитектурный замысел, эстетическая выразительность.
Архитектурный стиль базируется на системе характерных признаков и особенностей экстерьера и интерьера и представляет собой очень сложное явление, так как в нем с той или иной степенью полноты выражается творческое мировоззрение эпохи, отражается свойственная данному отрезку времени картина мира. Для того чтобы понять суть, выявить в полной мере характерные признаки рококо, стоит обратиться к истокам его возникновения, а также проанализировать развитие стиля.
Монументальный архитектурный стиль второй половины XVII в. (барокко) сменился новым художественным направлением - рококо.
Название стиля (рококо) означает дробленый камень, декоративная раковина, рокайль. Для него характерны красота и сложность архитектурного замысла.
Исследуя философско-эстетический аспект стиля и его многогранное проявление, французский философ Ф. Мэнге в 60-х гг. ХХ в. утверждал, что рококо стилистически значительнее отличается от предшествующего ему барокко, нежели чем от следующего за ним неоклассицизма [1].
Это суждение подтвердил в начале 70-х гг. ХХ в. английский ученый Энтони Блант в докладе «О неправильных употреблениях терминов барокко и рококо», настаивая, что рококо имеет совершенно иные признаки по сравнению с барокко [2].
Стиль рококо возник во Франции в период кризиса абсолютизма. В ранний период он существовал как «стиль регентства» и получил свое название благодаря правлению регента Филиппа Орлеанского в 1715-1723 гг. Период расцвета рококо обозначен в истории как «стиль Людовика XV» [3].
Исторически стиль рококо прошел три этапа:
1) зарождение стиля (1680-1715 гг.);
2) регентство (1715-1730 гг.);
3) зрелое рококо (1730-1760 гг.) или стиль Людовика XV.
Этот архитектурный стиль - порождение исключительно светской культуры двора, французской аристократии, навеянный гедонистическими настроениями, сменой вкуса. Рококо - легкий, грациозный стиль, для которого характерны сложные лепные и резные узоры в виде рокайлей, вычурных завитков картушей и рельефов [4]. Рокайль (рис. 1) - типичный для рококо орнамент в виде завитка морской раковины, который практически заменяет картуш.
Рис, 1, Рокайль
Большинство искусствоведов относят рококо к декоративно-прикладному стилю, связанному с убранством интерьеров, забывая о том, что интерьер не может существовать без экстерьера. Несмотря на то что в данном стилистическом направлении архитектура утрачивает стремление этих двух составляющих к единству, именно архитектурные особенности стиля диктуют композицию и пропорционирование. В архитектуру стиль рококо внес немалый вклад. В период его господства возрос интерес к проектированию частного малоэтажного жилья, получившего широкое распространение под названием hotel - отель. В архитектуре Франции отель - это городской особняк дворцового типа. Небольшие особняки французской аристократии имели тесную связь с природой, в буквальном смысле утопая в зелени садов.
Известна целая плеяда выдающихся французских мастеров архитектуры рококо.
Робер де Котт (1656-1735) - королевский архитектор, который впервые применил стиль рококо в отеле д'Эстре (1711-1713 гг.) (рис. 2) и в галерее отеля де Тулуз (Врильер) в Париже (1713 г.) (рис. 3,4).
Рис. 2. Общий вид А^кгснол) зала отели д/Эстре
Рис. Отель де Гуяуч. Рис. 4. Отель ()е ТунуI. Общий ш)
Эект Золотой галерея Злю тай ?апер*я
Жиль-Мари Оппенор (1672-1742) - зодчий законченного стиля регентства, руководил масштабными работами по созданию новых интерьеров отелей Мазарини и Рокелора. Его называли французским Борромини, который являлся ярчайшим представителем римского барокко.
Жан-Луи-Эрнест Мейссонье (1693-1750) - архитектор рококо - стиля Людовика XV.
Пьер Алексис Деламер (1675-1745) - архитектор, спроектировавший отели де Субиз и де Роган.
Жермен Боффран (1667-1754) - мастер архитектуры развившегося рококо, построил отель Монморанси в Париже, автор интерьеров отеля де Субиз.
Жак Анж Габриэль (1698-1782) - выдающийся мэтр французской классической архитектуры и мастер интерьера, спроектировал знаменитый дворец Малый Трианон в Версале, который явился переходным этапом в устремлениях зодчего от рококо к неоклассицизму.
В России рококо появляется в середине XVIII в., особенно в архитектуре интерьера. На смену чистой поверхности стены приходит затейливая
декоративная отделка. Ярчайший пример - Китайский дворец в Ораниенбауме архитектора Антонио Ринальди (1709-1794 ).
Невозможно не упомянуть проект Большого театра Ринальди в Санкт-Петербурге - лаконичный по архитектуре, прекрасно организованный функционально и один из самых пожаробезопасных театров того времени. Современники сравнивали его с храмом Греции, а своей гуманистической архитектурой и размерами он превосходил многие европейские столичные театры [5]. Зная, что творчеству Ринальди не чуждо использование синтеза искусств, не стоит исключать возможность того, что интерьеры Большого театра могли содержать некоторые стилевые особенности рококо.
Таким образом, несмотря на недолгий период господства, стиль рококо внес немалый вклад в архитектуру эпохи. Стиль пользовался успехом среди известных мастеров архитектуры.
Эстетическая выразительность, своеобразие формообразования, декоративные особенности сформировали систему признаков стиля.
И.В. Капустина в своей диссертации «Рококо: этапы развития и проблемы стиля. Опыт Франции и Германии» установила восемь признаков стиля [6].
Стоит выделить пять основных:
1) компактность формы;
2) мозаичность структуры, каждый фрагмент которой обладает собственной красотой и является в то же время частью единого целого;
3) светлость, пастельность цветовой гаммы;
4) отказ от ордера;
5) характерный рисунок рокайля в основе плана, композиции.
Анализ показывает, что диапазон стилистических особенностей и характерных признаков рококо гораздо шире, чем в ранее проведенных научных изысканиях других авторов. Свое теоретическое обоснование получила следующая стройная система основных стилевых признаков рококо:
— отсутствие единства архитектуры экстерьера и интерьера;
— асимметрия в плане здания, его помещений и их декора;
— небольшие компактные габариты залов и комнат;
— овальная форма основных помещений;
— почти полный отказ от ордерной системы;
— большие окна (до пола) с эластично-профилированными рамами;
— самостоятельность элементов архитектурной композиции, которая обладает одновременно единством;
— дробность и вычурность форм;
— изысканная прорисовка декоративных деталей;
— рокайль как характерный мотив;
— полихромная декоративность интерьеров;
— согласование плафонной воздушной живописи с рисунком пола;
— тонкое кружево декора плафона.
Несмотря на недолгое господство стиля (всего 80 лет), рококо прошел немало этапов, в каждом из которых получил свое особое звучание и привнес много своеобразных черт и особенностей. Стилистическая систематизация отчетливо показывает, насколько рококо далек в своих проявлениях от барокко и классицизма. Правы были ученые Блант и Мэнге, которые в 60-70-х гг. ХХ в. доказали, что это вполне самостоятельный стиль.
Библиографический список
1. Minguet Philippe. Esthetique du Rococo. - Paris: Vrin, 1966. - 304 s.
2. Blunt A. Baroque and Rococo. Architecture and Decoration. - London, 1978. -364 с.
3. Промышленность и техника. Т. I. Исторiя и современная техника строительнаго искусства / П. Ровальдъ [и др.]. - СПб.: Просвещение, 1904. - 693 с.
4. Баторевич Н.И., Кожицева Т.Д. Малая архитектурная энциклопедия. -СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. - 704 с.
5. Тарановская М.З. Архитектура театров Ленинграда. - Л.: Стройиздат,1988. - 224 с.
6. Капустина И.В. Рококо: этапы развития и проблемы стиля. Опыт Франции и Германии: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.04. - М., 2004. - 241 с.
ARCHITECTURAL STYLE RO^TO: THE ORIGIN, DEVELOPMENT AND FORMATION OF BASIC STYLE CHARACTERISTICS
Kulikov A.S., Professor Makeeva D.D., MA Student Tambov State Technical University
Abstract. The description of the architectural style «Rococo» is given. The stages of development and formation are analyzed, the characteristic features inherent in this style are revealed. Considered outstanding architects who worked in the Rococo style, their works. Based on the research, a new system of stylistic features and characteristic signs of Rococo has been developed, giving a more complete picture of the independence of style.
Keywords: architectural style, rococo, rocaille, interior, hotel, characteristic signs of style, stylistic features, architectural thought, esthetic expressiveness.