Деревопереработка. Химические технологии
DOI: 10.12737/4519 УДК 674.402
ИСТОРИЯ МЕБЕЛИ В СТИЛЕ БАРОККО доцент В. А. Г арин
кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры механической технологии древесины
А. Н. Чернышев
заведующий кафедрой механической технологии древесины, доктор технических наук,
профессор Е. М. Разиньков
ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия» alnik19@yandex.ru, aam mtd vglta@mail.ru
Стиль барокко возник в результате дальнейшей эволюции стиля эпохи Возрождения. Свои формы он стал обретать с конца XVI столетия. Барокко развивалось в европейских странах на протяжении XVII и первой половины XVIII века. Особое место занимает Германия, Австрия и Англия, которые имели только некоторые признаки этого стиля в середине XVII века. В архитектуре Италии барокко начало складываться еще во второй половине XVI века, причем формирование его признаков было в значительной мере связано с творчеством Микеланджело. Стиль барокко наложил свой отпечаток не только на архитектуру зданий, сооружений, но и на интерьер помещений, конструкции мебели.
Стиль барокко возник в сложную историческую эпоху. В Италии экономический упадок. Материальная база строительства была ограничена. Ведущая роль в развитии архитектуры принадлежала католической церкви - Ватикану, который стремился поддержать свой престиж путем возведения многочисленных храмов, не столь крупных по размеру, но всегда оформленных необычайно эффектно и эмоционально впечатляюще. Стремясь создать впечатление монументальности, динамики форм,
вызвать ощущение необычности и неожиданности в восприятии архитектуры, зодчие исходили из внешнего пластического облика сооружений (и в экстерьере, и в интерьере). В барокко преобладали сложные криволинейные формы, активно применялась скульптура. На смену рациональности ренессанса пришла иррациональность. Зодчие барокко предпочитали декоративное начало, зачастую пренебрегая логикой построений планов, допускали несоответствия между внешними объемами и внутренней структурой сооружений. Конструкция была отодвинута на второй план. Фасады имеют целью как бы "заслонить" основную часть здания. Одним из самых крупных архитектурных ансамблей Италии XVII века является собор Св. Петра в Риме. В его создании участвовал Карло Мадерна; центральное сооружение проектировал Микеланджело, а оканчивал его крупнейший мастер зрелого барокко, одновременно и архитектор, и скульптор Лоренцо Бернини (рис. 1).
Для более ясного понимания архитектуры барокко - пример из русской архитектуры - это, прежде всего, Зимний дворец (архитектор Бартоломео Растрелли), или французский Лувр (Жак Лемер-сье; Франсуа Мансар; Клод Перро и др.).
Лесотехнический журнал 2/2014
145
Деревопереработка. Химические технологии
Рис. 1. Собор Св. Петра в Риме и площадь перед ним
Основные элементы барокко - это повышенная динамичность форм, беспокойный ритм кривых линий. Пышность и помпезность форм особенно пришлись по вкусу иезуитам, поэтому барокко иногда так и называют: "стиль иезуитов". Если ренессанс был стилем раннекапиталистическим, городов-республик, то барокко было призвано служить целям абсолютной монархии, что со временем привело к определенной уни-формизации многих сторон жизни, вплоть до одежды. Пышные одежды аристократии, парики, букли, кринолины и т. д. порождали неестественность поз и движений, вычурность манер. Было что-то театральное в манерах и жизни в целом [1]. Однако отношение к интерьеру в целом в эпоху барокко решительно изменилось. Если в период итальянского Возрождения архитекторы стали более внимательны к отбору предметов и их украшению для частных покоев, и обстановка комнат более соответствовала архитектурному стилю, а не потребности человеческого тела в отдыхе (стулья и кресла с высокими прямыми спинками, стоящие в домах эпохи ренессанса, с трудом позво-
ляют вообразить, что в них можно было подолгу сидеть с удобством и расслабившись), то в эпоху барокко интерьер, прежде всего, стал играть чрезвычайно важную роль, указывая одновременно на социальный статус и прочность общественного положения владельца. Изделия становятся более функциональными [2]. Границы между архитектурой, живописью и скульптурой стерлись, разнообразными средствами создавалось декоративное пространство. Все эти черты архитектуры стали признаком стиля и в мебельном искусстве.
Орнамент барокко отличается разнообразием и выразительностью. Он сохраняет мотивы греческого и главным образом, римского искусства, охотно использует фигуры полулюдей-полуживотных, «тяжелые» гирлянды цветов и плодов, мотивы раковин и лилий в сочетании с символичным солнцем; широко применяется античный мотив акантового листа. В соединении с самыми прихотливыми и неожиданными завитками орнамент из аканта используется почти всеми видами прикладного искусства.
Декор позднего барокко (2-я половина XVII века) богат, величествен, но несколько грузен. Орнамент изобилует волютами, картушами, раковинами, жертвенниками, торшерами, драконами, кариатидами и вазами с цветами [9].
В наборе мебели происходили некоторые изменения. Прежде всего, вышли из употребления сундуки и лари. Вместо них для хранения одежды стали делать шкафы, а для документов, драгоценностей - кабинеты, иногда кабинеты-бюро (рис. 2).
Примерами мебели в стиле барокко могут служить также кабинет-бюро из
146
Лесотехнический журнал 2/2014
Деревопереработка. Химические технологии
Рис. 2. Мебель стиля барокко: 1 - кабинет-бюро, Дрезден, 1726.. .1730 гг.; 2 - стол парадный, Ганновер, 1710 г.; 3 - кровать для дневного отдыха, Париж, 1700 г.
Дрездена (1726.1730 г.г.) (рис. 2, 1), стол из Ганновера (1710 г.) (рис. 2, 2), кровать для дневного отдыха из Парижа (1700 г.) (рис. 2, 3). Орнамент барокко отличается чрезвычайной пышностью (рис. 3, 4).
Характерное отличие итальянских шкафов - криволинейность их общей конфигурации, в отличие от северофранцуз-
Рис. 3. Шкаф, Берлин 1700 г.
Рис. 4. Орнамент барокко (XVII в.)
ских и немецких, сохранявших при своем пластическом богатстве общие прямоугольные очертания. Причудливо изогнутый, включающий нередко сложную скульптурную композицию, карниз сообщал шкафу необычно сложный силуэт. Сама поверхность шкафа, особенно филенок, в верхней части повторяющих линий карниза, обильно орнаментировалась. Шкафам, предназначавшимся для расположения в углу помещения, придавали все же граненую форму.
Увлечение кабинетами выразилось в большом разнообразии их форм и размеров. Кабинеты делали и настольными, и напольными, снабжая их ножками, и ми-
Лесотехнический журнал 2/2014
147
Деревопереработка. Химические технологии
ниатюрами, вроде шкатулок. Появились кабинеты-секретеры с откидывающейся доской для письма. Пример такого рода -кабинет венецианской работы, или, вернее, секретер. Характерным барочным признаком можно считать трактовку всей верхней его части в форме сандрика, завершенного изящной вазой.
Знаменитые кабинеты изготавливались в столице герцогства Тосканского, во Флоренции. Их корпус, хотя и построенный из прямолинейных форм, очень сложен. Несмотря на обилие чисто барочных деталей, которые трудно охватить одним взглядом, здесь явно прослеживаются некоторые черты классицизма, прежде всего, ясно выраженная тектоника.
Флорентийским кабинетам свойственны ювелирная тонкость, богатство и разнообразие элементов в украшении плоскостей. Изображения птиц и букетов цветов выкладывались из тонких срезов камней. Эта техника до сих пор сохраняет название "флорентийской мозаики".
Кроме того, для отделки поверхностей применяли черное дерево, слоновую кость, перламутр, фаянс; получило распространение золочение бронзовых деталей (рис. 5).
Развитие форм мебели для сидения шло в этот период одновременно в двух направлениях: приумножение пластиче-
ского богатства и вместе с тем создание удобств для человека. У кресла были обязательны мягкое сиденье, спинка с отвалом, удобные подлокотники. Примечательны не только сложность форм (они еще подчинялись ритму вертикалей и горизонталей), но и их многообразие. В лю-
Рис. 5. Кабинет-секретер, Нюрнберг, (1725 г.)
бом направлении формы как бы перетекают одна в другую.
Характерны для барокко были и венецианские кресла, наиболее сложные, никак не члененные. Трудно определить, из скольких элементов, по-разному направленных и по-разному сочлененных друг с другом, состояли передние ножки или подлокотники. Не было ни одного симметричного элемента, с артистизмом скомпонована, обитая гобеленом, мягкая спинка в богатом обрамлении резьбы (рис. 6).
Несравненно проще, сдержанней -нидерландские кресла. Они почти целиком повторяли форму, знакомую по периоду ренессанса. Вообще, в стиле барокко создано множество вариантов кресел.
На рис. 7 - фламандское кресло. Высокая спинка, изогнутые локотники, точеные ножки и проножки типичны для британских и европейских континентальных кресел этого времени. Мягкое сиденье
148
Лесотехнический журнал 2/2014
Деревопереработка. Химические технологии
Рис. 6. Кресла, 1700 г.
Рис. 7. Фламандское кресло
обито тканью, опоры в виде сплющенного шара - позднего происхождения (реставрация). Кресла с такими опорами были довольно редки.
На рис. 8 стул 1660 г. с высокой плетеной спинкой, которая обеспечивала дополнительный комфорт сидящему. Плетения из тростника появились в Европе в середине XVII века. Задние ножки цельные, массивные. Изогнутые локотники - один из наиболее популярных типов локотников XVII века. В данном случае они декорированы в японском стиле - европейской имитации восточного лакового покрытия. Царги имеют фигурный абрис. Передние ножки - ранний тип ножек - кабриоль, развитие которых началось с конца XVII века. Этот тип был впоследствии очень популярен.
Рис. 8. Кресло, Англия (1600_1700 гг.)
Форма столов раннего барокко копировала приемы ренессанса, усиливая декоративную функцию, однако появлялись и новые формы столов, прямоугольные или многоугольные, которые уходили от конструктивной целесообразности в сторону гипертрофированной скульптурности. Например, стол из музея в Г анновере (Г ерма-ния) на двух вертикальных, причудливо изогнутых опорах, соединенных Х-
Лесотехнический журнал 2/2014
149
Деревопереработка. Химические технологии
образной проножкой, на которой установлена ваза, и богатой, декоративной царгой, спускающейся к вазе гирляндой (рис. 9).
Рис. 9. Стол - бюро, стиль Людовика XIV
(1710 г.)
Если схемы столов принципиально не новы, то большие изменения претерпевали кровати. В раннем барокко еще оставались балдахины на четырех опорах, выполненных как перевитые колонны, кариатиды и т.п. (рис. 10). Позже исчезают опоры. Поддерживающие его колонки и балдахин крепились консольно к головной спинке кровати, тем самым спальное место уже не отделялось от пространства комнаты. А в позднем барокко начали встречаться кровати без балдахинов (рис. 11).
Искусство мебели в Италии XVII века двойственно: безудержная пышность барокко, его иррационалистичность переплетались с элементами логики ренессанса.
В ряде случаев (особенно на севере страны) создавались предметы, пышное и богатое убранство которых оказывалось зачастую маскарадным нарядом на тектонической конструкции. Особо следует отметить, что мастера XVII века сделали шаги к совершенствованию функциональных
Рис. 10. Раннее барокко, кровать с балдахином (1640.. .1650 гг.), Национальный музей, г. Копенгаген
Рис. 11. Позднее барокко, кровать (XVII в.), Национальный музей, г. Мюнхен
качеств мебели, развили новые полезные ее виды и типы, например, кабинеты-секретеры и зеркала.
Французское Барокко. Во Франции эпоху барокко принято подразделять на стилевые периоды, сменявшиеся вместе с королями: раннее барокко (переходный стиль) приходится на правление Людовика XIII
150
Лесотехнический журнал 2/2014
Деревопереработка. Химические технологии
(1610__1643 г.). Этот период стилистически
неоднороден. Основными зодчими были Жак Лемерсье и Франсуа Мансар. В экстерьерах зданий звучали и стиль барокко, и классические мотивы. В продолженном строительстве Версаля (архитектор Луи Лево в содружестве с Лебреном и Лепотроном) барочная тема проступала лишь в скульптуре, которая своей формой контрастировала с прямыми геометрическими абрисами здания (рис. 12).
Рис. 12. Версаль
В отличие от экстерьеров, интерьеры монументальных зданий Франции носили праздный, барочный характер. Стилистическое противопоставление почти классических экстерьеров и барочных интерьеров -специфическая черта французской архитектуры этого времени. По примеру Марии Медичи (осуществляла регентство до достижения Людовиком ХШ совершеннолетия), которая для своего двора заказала богатое убранство и устроила знаменитую галерею с рубеновскими полотнами, представители знатных фамилий Франции строили частные особняки вокруг ее Люксембургского дворца, на острове Сен-Луи и в квартале Марэ. Ярким показателем нового влечения к роскоши убранства парадных покоев служил декор, заказанный маркизой де Рамбуйе для парижского особняка в 1619 г.,
о комнатах которого говорили, что они спланированы с таким искусством, что поражают любого зрителя. Знаменитый голубой покой-спальня, в котором маркиза устроила свой салон, производил такое сильное впечатление своими синими стенами, занавесями и предметами обстановки, что королева распорядилась придворным архитекторам изучить его. Однако королевский двор покровительствовал более строгому и рассудочному архитектурному стилю, который было бы правильнее считать ранним классицизмом в общем интерьере барокко. Особенно это было заметно в изделиях мебели. Таким образом, классифицировать барокко достаточно сложно. В 1785 году теоретик архитектуры Франческо Милиция, излагая в духе Просвещения свои принципы, задним числом дал определение стилю барокко. Под барокко в той или иной степени понималось и позднее барокко, и рококо, как стиль архитектурно-декоративных комплексов, достигших наивысшего расцвета в странах Центральной Европы, а как стиль обстановки и мелкого декоративного убранства - во Франции, во время правления Людовика XV. Большие шкафы и кабинеты общеприняты в этот период во всех странах Европы. Кабинеты с двухчастным членением объема отличались от предыдущих своими крупными, немного тяжеловесными деталями.
Отчетливо ощущался контраст членений. Очень своеобразно решались панели, разбитые на так называемые русты - специфически североевропейский вид орнаментации XVII в. Пластическими элементами являлись спиралевидные колонки-опоры -очень характерные для данного стиля.
Парадная мебель для сидения време-
Лесотехнический журнал 2/2014
151
Деревопереработка. Химические технологии
ни Людовика XIII мало отличалась от позднеренессансной: точеные ножки, иногда сочетающиеся с прямоугольными, прямые высокие спинки. Для обивки сидения и спинки использовались шпалеры, плетение из шнуров или кожа (рис. 13, 1, 2).
1 2
Рис. 13. Мебель парадная для сидения.
Обивка: 1 - плетение из шнуров; 2 - кожа
Стул со строгой спинкой имел простой точеный декор передних ножек и проноги, кожаная обивка прикреплена латунными гвоздями (рис. 13, 2). Кожа сильно подвержена воздействию времени; обнаружить оригинальную кожаную обивку на стульях того периода удается крайне редко, характерны ряды шляпок гвоздей. Совершенно не применялись тесьма и бахрома. Вообще, здесь не было ни одного декоративного добавления к основной форме изделия.
Вариантов кресел встречается довольно много (рис. 14), но все они варьировались в пределах одной и той же схемы, знакомой по итальянским и французским образцам XVI века. Характерно, что и здесь все конструктивные элементы, ножки и горизонтальные связи выполнялись точением и "выровнялись" лишь в местах стыковки.
В этот начальный период столы были
Рис. 14. Кресла, (XVII в.)
просты и не изобиловали орнаментацией. Иногда они оборудовались выдвижным ящиком. Простая столешница рамной или дощатой конструкции связывала ножки стола и царгу. Ножки, как и проножки спиралевидной формы, имели наверху подобие капителей, а снизу - сплюснутую подушку. Крышка стола изготавливалась прямоугольной или круглой. Впервые появились раздвижные столы. По своему решению это была типичная для того периода вариация ренессансных образцов, очень сдержанная, рационалистичная. Встречается и тип стола с опорами по торцам.
В этих образцах (рис. 15, 16) легко прослеживается стилистическая эволюция раннего классицизма с декоративными чертами барокко. Поэтому такую мебель часто относят к произведениям раннего классицизма.
В оформлении кроватей в этот период большую роль начали играть ткани и меньшую - чисто архитектурные формы. Мебельное производство в период Людовика XIII было характерно своей двойственностью. Несомненна тенденция к пышности, выразившаяся в широком применении барочных мотивов. Но ведущими ста-
152
Лесотехнический журнал 2/2014
Деревопереработка. Химические технологии
Рис. 15. Стол раздвижной (XVII в.)
Рис. 16. Трапезный стол, ореховое дерево, Тоскана
ли пути раннего классицизма - идеи ясности, рациональности, утонченности композиционных решений.
Английское Барокко (стиль королевы Анны). Барочный стиль в Англии сложился примерно в 1660 г. Тяжеловесная и солидная дубовая мебель периода Якова I сменилась более легкой ореховой мебелью, поэтому эпоху барокко в английском мебельном искусстве именуют «ореховым периодом». Среди особенностей раннего периода можно отметить все еще прямые точеные ножки корпусных изделий и столов, соединенных внизу плавно изогнутыми про-ножками (рис. 17, 1). С появлением гнутой ножки, особенно в мебели для сидения, изделия приобрели барочно-динамичные формы и элементы декора (рис. 17, 2, 3). Мебельное искусство Англии в этот период обязано известному архитектору Кристоферу Рену и талантливому резчику Г ринлингу Г иббонсу. Расцвет
1
2
3
Рис. 17. Мебель эпохи королевы Анны:
1 - шкаф с точеными ножками; 2 - стул с высокой плетеной спинкой; 3 - резное кресло с круглым поворотным сиденьем и гнутыми ножками (около 1730 г.)
английского барокко пришелся на годы правления королевы Анны (1702.. .1714), поэтому и стиль обычно именуется ее именем.
Период, известный как «стиль королевы Анны», в США продолжался с 1725 по 1755 г. Стул, сделанный в Филадельфии около 1740 г., имеет изогнутое перекрестье над вазообразной сплатой и опоры ножек-кабриолей в виде лапы. Чаще всего стулья делали из орехового дерева, хотя применялись и кленовое, вишневое, кедровое. Красное дерево стало популярным лишь во второй половине столетия.
К наиболее своеобразным средствам оформления относятся орнаментальная инкрустация, черная и красная лаковая техника по китайскому образцу, а также появившаяся около 1700 г. тоже восходящая к китай-
Лесотехнический журнал 2/2014
153
Деревопереработка. Химические технологии
ским образцам, прямая или с плавным изгибом форма ножки. В оформлении спинок стульев и кресел применялся широко варьируемый мотив щита. Очень были распространены орнаменты в виде 3- и С-образных завитков и раковин. Происходящий из Франции комод в начале XVIII в. вытеснил из городских жилищ сундуки, которые еще долго оставались в крестьянских домах.
В более поздний период (правление короля Георга II) продолжили развиваться формы предыдущего периода. Появилась ножка-кабриоль - легкая и придающая стульям и креслам особенную изящность (рис. 18).
Рис. 18. Кресло времени короля Георга II
По целесообразности, практичности, удобству мебельные формы, выработанные английскими мастерами, превзошли голландские.
В конце 50-х гг. XVII в. барочные формы из Италии и Голландии проникли в мебельное искусство Г ермании. В ее формах не происходило принципиальных отклонений. Характерно использование древесины ореха,
как и в Англии, обилие резного орнамента, энергичное профилирование деталей, применение колонок и пилястров, которые вносили некоторую организованность в измельченные формы. Мебель северо-немецких городов, входивших в Г анзейский торговый союз, была тесно связана с голландской мебелью. В убранстве мебели важное место отводилось инкрустациям костью и металлами одновременно с резьбой по дереву.
В пределах этой статьи мы не смогли осветить стили стили Людовика IV и ре-генства (Франция).
Библиографический список
1. Бартенев, И. А. Очерки истории архитектуры стилей [Текст] / И. А. Бартенев, В. Н. Батажкова. - М. : Изобразительное искусство, 1983. - 263 с.
2. Антикварная мебель: Иллюстрированное руководство по определению стилей мебели [Текст] / пер. с англ. Т. Форрест. -М. : Эмонт Россия ЛДП, 2000. - 160 с.
3. Гарин, В. А. Архитектура и интерьер Древней Греции [Текст] / В. А. Гарин, Е. М. Разиньков, А. Н. Чернышев // Дизайн и производство мебели. - 2005. -№ 1. - С. 64-68.
4. Гарин, В. А. Архитектура и интерьер Древнеримской империи [Текст] /
В. А. Гарин, Е. М. Разиньков, А. Н. Чернышев // Дизайн и производство мебели. -2005. - № 3. - С. 47.
5. Гарин, В. А. Готический стиль [Текст] / В. А. Гарин, Е. М. Разиньков, А. Н. Чернышев // Дизайн и производство мебели. - 2005. - № 4. - С. 43-46.
154
Лесотехнический журнал 2/2014