Научная статья на тему 'История мебели в стиле классицизма'

История мебели в стиле классицизма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1705
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Лесотехнический журнал
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
СТИЛЬ / КЛАССИЦИЗМ / МЕБЕЛЬ / ИНТЕРЬЕР / ИСКУССТВО / STYLE / CLASSICISM / FURNITURE / INTERIOR / ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гарин Вадим Анатольевич, Разиньков Егор Михайлович, Чернышев Александр Николаевич

Классицизм (неоклассицизм) конца XVIII века это дань великого столетия мебельного искусства античным художественным формам. Во Франции, где новый стиль именуется стилем Людовика XVI, классицизм был последним в ряду "королевских стилей". Принцип периодизации "по королям" носит весьма условный характер. Нельзя определять хронологические рамки классицизма началом правления и годом смерти короля Людовика XVI (1774-1789 годы). Подобная периодизация еще менее оправдана для других стран. Она родилась в связи с тем, что основными заказчиками архитектуры, интерьера и мебели были королевская семья и придворная аристократия, а уже дальше влияние двора распространялось и на всю страну в целом. Несмотря на всю талантливость мастеров рококо, этот вычурный и манерный стиль не мог долго продолжаться, поэтому с середины века он обнаруживает признаки «усталости», ряды его приверженцев быстро редеют. В печати, в разговорах идут призывы к искусству более рациональному, трезвому. Понятие "неоклассицизм" охватывает целый исторический ряд по существу разных явлений; под это определение попадают и самые элегантные интерьеры Европы французские интерьеры стиля ампир (предмет нашего дальнейшего изучения), который больше других стилей может претендовать на то, чтобы быть признанным выражением "высшего шика" в домашнем убранстве. Единым для всех стадий неоклассицизма было стремление подражать искусству древнего мира или напоминать о нем. Результатом этого стал лишенный явных национальных признаков общеевропейский стиль, прижившийся во Франции, Англии, Италии, Испании, Германии, России, Дании, а также в Америке. Переход к новому стилю имел еще и свою предысторию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FURNITURE HISTORY IN STYLE OF CLASSICISM

Classicism (neoclassicism) of the end of the 18 century is a tribute of great century of furniture art to antique art forms. In France where new style is called as Louis 16's style, classicism was the last among "royal styles". The principle of a periodization "on kings" carries very conditional character. It is impossible to determine a chronological framework of classicism by the beginning of board and year of death of the king Louis 16 (1774-1789). The similar periodization is even less justified for other countries. She was born because main customers of architecture, an interior and furniture there was a royal family and the court aristocracy, and already further influence of the yard extended and all over the country in general. Despite all talent of masters of rococo, this elaborate and pretentious style I couldn't proceed long therefore from the middle of the century it finds signs of "fatigue", ranks of his adherents quickly thin. In the press, in talk there are appeals to art more rational, sober. The concept "neoclassicism" covers the historical number on the substance of the different phenomena; under this definition get and the most elegant interiors of Europe the French interiors of style an empire style (a subject of our further studying) which more than other styles can apply for being recognized expression of "the highest chic" in house furniture. For all stages of neoclassicism the aspiration to imitate art of the ancient world or to remind of it was uniform. The all-European style deprived of strong national indications which got accustomed in France, England, Italy, Spain, Germany, Russia, Denmark, and also in America became result of it. Transition to new style had also the background.

Текст научной работы на тему «История мебели в стиле классицизма»

Деревопереработка. Химические технологии

9. European Commission (2004a). Guidelines for the management of the community rapid information system (rapex) and for notifications presented in accordance with article II of Directive 2001/95/EC Retrieved November 12,2008 from Available at: http://ec.europa.eu/consumers/conssafe/prod _safe/gpsd/rapex guid_en.pdf.

10. Christine Ogilvie Hendren, Michael Lowry, Khara D. Grieger, Eric S. Money, John M. Johnston, Mark R. Wiesner, Stephen M. Beaulieu Modeling Approaches for Characterizing and Evaluating Environmental Exposure to Engineered Nanomaterials in Support of Risk-Based Decision Making. Environ. Sci. Technol, 2013, no. 47, pp. 1190-1205.

11. Ann M. Pooler, Center for Excellence in Long-Term Care, 2003.

Сведения об авторе

Анисимов Максим Вячеславович - младший научный сотрудник кафедры химии ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова», кандидат технических наук, г. Воронеж, Российская Федерация; e- mail: maxmail-work@gmail.com.

Information about author

Anisimov Maxim Viacheslavovich - Junior Researcher of chemistry department Federal State Budget Education Institution of Higher Education «Voronezh State University of Forestry and Technologies named after G.F. Morozov», PhD in Engineering, Voronezh, Russian Federation, email: maxmailwork@gmail.com.

DOI: 10.12737/17411 УДК 674.402

ИСТОРИЯ МЕБЕЛИ В СТИЛЕ КЛАССИЦИЗМА В. А. Гарин1

доктор технических наук, профессор Е. М. Разиньков1 кандидат технических наук, доцент А. Н. Чернышев1 1 - ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова», г. Воронеж, Российская Федерация

Классицизм (неоклассицизм) конца XVIII века - это дань великого столетия мебельного искусства античным художественным формам. Во Франции, где новый стиль именуется стилем Людовика XVI, классицизм был последним в ряду "королевских стилей". Принцип периодизации "по королям" носит весьма условный характер. Нельзя определять хронологические рамки классицизма началом правления и годом смерти короля Людовика XVI (1774-1789 годы). Подобная периодизация еще менее оправдана для других стран. Она родилась в связи с тем, что основными заказчиками архитектуры, интерьера и мебели были королевская семья и придворная аристократия, а уже дальше влияние двора распространялось и на всю страну в целом. Несмотря на всю талантли-

Лесотехнический журнал 4/2015

129

Деревопереработка. Химические технологии

вость мастеров рококо, этот вычурный и манерный стиль не мог долго продолжаться, поэтому с середины века он обнаруживает признаки «усталости», ряды его приверженцев быстро редеют. В печати, в разговорах идут призывы к искусству более рациональному, трезвому. Понятие "неоклассицизм" охватывает целый исторический ряд по существу разных явлений; под это определение попадают и самые элегантные интерьеры Европы - французские интерьеры стиля ампир (предмет нашего дальнейшего изучения), который больше других стилей может претендовать на то, чтобы быть признанным выражением "высшего шика" в домашнем убранстве. Единым для всех стадий неоклассицизма было стремление подражать искусству древнего мира или напоминать о нем. Результатом этого стал лишенный явных национальных признаков общеевропейский стиль, прижившийся во Франции, Англии, Италии, Испании, Г ермании, России, Дании, а также в Америке. Переход к новому стилю имел еще и свою предысторию.

Ключевые слова: стиль, классицизм, мебель, интерьер, искусство.

FURNITURE HISTORY IN STYLE OF CLASSICISM

V. A. Garin1

DSc in Engineering, Professor Е. M. Razinkov1 PhD in Engineering, Associate Professor A. N. Chernyshev1 1 - Federal State Budget Education Institution of Higher Education «Voronezh State University of Forestry and Technologies named after G.F. Morozov», Voronezh, Russian Federation

Abstract

Classicism (neoclassicism) of the end of the 18 century is a tribute of great century of furniture art to antique art forms. In France where new style is called as Louis 16's style, classicism was the last among "royal styles". The principle of a periodization "on kings" carries very conditional character. It is impossible to determine a chronological framework of classicism by the beginning of board and year of death of the king Louis 16 (1774-1789). The similar periodization is even less justified for other countries. She was born because main customers of architecture, an interior and furniture there was a royal family and the court aristocracy, and already further influence of the yard extended and all over the country in general. Despite all talent of masters of rococo, this elaborate and pretentious style I couldn't proceed long therefore from the middle of the century it finds signs of "fatigue", ranks of his adherents quickly thin. In the press, in talk there are appeals to art more rational, sober. The concept "neoclassicism" covers the historical number on the substance of the different phenomena; under this definition get and the most elegant interiors of Europe - the French interiors of style an empire style (a subject of our further studying) which more than other styles can apply for being recognized expression of "the highest chic" in house furniture. For all stages of neoclassicism the aspiration to imitate art of the ancient world or to remind of it was uniform. The all-European style deprived of strong national indications which got accustomed in France, England, Italy, Spain, Germany, Russia, Denmark, and also in America became result of it. Transition to new style had also the background.

Keywords: style, classicism, furniture, interior, art.

130

Лесотехнический журнал 4/2015

Деревопереработка. Химические технологии

При смене стилей всегда существует переходный этап, при котором старое продолжает уживаться с новым. Во Франции этот переходный этап был одним из сложных, так как бесспорным является факт, что классицизм, причем уже довольно развитый, решительно заявил о себе еще в годы правления Людовика XV (например, архитектура и интерьер дворца, построенного для мадам Дюбарри).

В числе покровителей нового направления в искусстве была и высокообразованная фаворитка короля - всесильная маркиза де Помпадур. Несмотря на то, что ее именем был назван стиль (1721-1764 годы) - кульминация рококо, она также покровительствовала и идеям классицизма. В ее общество были вхожи виднейшие художники, архитекторы эпохи, пристально следившие за результатами раскопок в Риме.

Начало французского классицизма связано со строительством Храма св. Женевьевы в Париже (позже он получил название Пантеона), упрощенная форма которого свидетельствует о возникновении нового эстетического подхода. Храм был заложен на плане, имеющем форму креста, с куполом в центре, высотой почти 120 м. Интерьер еще носит черты ренессанса. Наружные поверхности стен почти без украшений решены с использованием классического контраста расчлененной и нерасчлененной масс. Автором Пантеона был архитектор Ж.Ж. Суффло, известный как создатель Большого театра в Лионе (1756 год).

В орнаментальных мотивах классицизма постоянно встречаются розетки - квадратные, четырехугольные, овальные; листья аканта и лавра, цветы, свивающиеся в гир-

лянды. Пальметки становятся узкими и длинными, спокойного контура. Среди любимых мотивов - медальоны, факел Г именея, античные алтари и урны, покрытые драпировкой, голова или шкура льва, головы сатиров, грифоны и сфинксы, корзины цветов, голуби, дельфины, амуры, треножники и своеобразные узлы и петли из витых шнуров. Фигурные композиции полны изысканности и ясной гармонии. Герои мифологических сюжетов одеты в легкие прозрачные одежды, подобные античным. В архитектурном декоре классицизма встречается меандр - волнообразный рисунок орнамента и другие элементы, заимствованные из греческой архитектуры, а также цветочные побеги, гирлянды и акантовые листья. Этот орнамент привлекает простотой и изяществом и стоит ближе скорее к греческому, чем к тяжеловесному римскому искусству. Классицизм принес с собой в интерьер простые и ясные формы, утонченность деталей.

Спокойные формы классицизма с их четким разделением конструкции и орнаментации постепенно распространились и в мебели. Различие между старым и новым принципом построения легко обнаруживается уже при сравнении конструкции мебельных ножек. Для барочной мебели характерны непосредственные переходы корпуса комода, шкафа или царги кресла в гнутые ножки. Предмет производит такое впечатление, словно он вырублен из единого монолита. В этом случае решение носит пластический, а не архитектонический характер. В изделиях классической мебели ножки трактуются иначе: снова подчеркивается функция опорных конструкций как несущих элементов; они выпрямляются и уподобляются небольшим,

131

Лесотехнический журнал 4/2015

Деревопереработка. Химические технологии

суживающимся книзу круглым или квадратным в сечении колонкам с капителью, а часто и с канелюрами. Подобно ножкам, в соответствии с принципами автономности, конструктивности, решаются и другие составные части предметов.

В это же время большое распространение получают низкие шкафы, буфеты и секретеры, известные еще со времен итальянского Возрождения (рис. 1). Секретер работы того же Ризенера декорирован обкладками из бронзы на откидывающейся доске, на нижних створках, а также на боковых стенках. В центре крышки помещен большой овальный медальон.

В качестве материала для накладок часто применялись пластины из севрского фарфора или веджвудского бисквита с белым

рельефом на цветном фоне. Плоскости предметов иногда покрывались лаковой росписью.

Даже в тех случаях, когда предмет орнаментируется щедрее (а это отнюдь не типично), архитектоничность и четкость его построения неизменны. Очень показателен дамский письменный столик на тончайших скульптурных опорах - вытянутых гермах, напоминающих излюбленный мотив периода регенства - "эспаньолет". Опоры трактованы уже как несущие, а не декорирующие элементы.

Подобного рода столики были принадлежностью будуаров. Наряду с ними существовало очень много других разновидностей мебели для письма: маленькие секретеры на высоких ножках, различные сочетания (сис-

Рис. 1. Французский классицизм, стиль Людовика XVI:

1 - шкаф-секретер Ж.-А. Ризенера; 2 - бюро-цилиндр Д. Рентгена; 3 - диван; 4 - стул; 5 - кресло; 6 - подставка под вазу; 7 - комод с распашными дверьми

132

Лесотехнический журнал 4/2015

Деревопереработка. Химические технологии

тема) столиков - с ящиками и без ящиков, с "галереями" и без "галерей" и т.д. Появились круглые столики (возможно, их форма была навеяна античными образцами из Помпей), овальные и полукруглые.

Они поражают безупречной чистотой и логикой форм, выполнены из красного дерева и ничем не украшены, кроме малозаметных, чисто графических бронзовых контурных накладок, вертикальных и поперечных, например на будуарных столиках (рис. 2).

Смена стиля несколько меньше затронула формы стульев и кресел возможно потому, что самая функция предмета для сидения диктовала ему известную скульптурность. Так, спинке придаются лишь более простые очертания: прямоугольные и трапецеидальные, круглые и овальные. Окаймление ее очень простое и только в редких случаях становится самостоятельной декоративной темой. Прямоугольная спинка иногда заключается в профилированную раму из перевязанных лентами пучков, вроде фасцев, которые носили ликторы в Древнем Риме.

Особенность кресла и стульев данного времени - заметный отрыв спинки от сиденья. В этом проявилось тяготение нового стиля к

ясному сопоставлению частей. Подлокотники очень четко примыкают к спинке, через промежуточный элемент они опираются на прямые каннелированные ножки (рис. 3).

Различного рода диваны, софы и канапе продолжают быть необходимой частью меблировки. Канапе отличаются от предшествующих упрощенными очертаниями спинки и круглыми коническими опорами. Силуэт всего предмета теперь не сужается книзу, а приобретает вертикальную устойчивость. Как и у кресел, спинка часто отделена от сидения, а сиденье - от подлокотников.

Для обивки мягкой мебели наряду со шпалерами, изготовлявшимися на знаменитых мануфактурах в Париже и Бове, широко применяется вышивка по уже использовавшимся мотивам - букеты цветов, пасторали. Проще становится орнамент раппортных тканей, большей частью сочетающей геометрические линии (параллельные, кривые, скрещивающиеся) с вкраплениями цветов и листьев. Такова мебель для отдыха из Мюнхена (1775 г.), Магдебурга (1780 г.) и Потсдама (1775 г.) (рис. 4, 1-4).

Такой орнамент затем перешел к стилю Директории и затем к ампиру, что почти на

Рис. 2. Столик классического стиля

1 - столик будуарный, Париж 1780 г., Национальный музей; 2 - будуарный столик, Париж, 1755 г., Декоративный музей; 3 - овальный стол, 1770 г.

Лесотехнический журнал 4/2015

133

Деревопереработка. Химические технологии

Рис. 3. Кресло классического стиля

Рис. 4. Мебель переходного стиля от рококо к классицизму: 1 - гарнитур мебели для отдыха, Мюнхен, 1775 г.; 2 - гарнитур мебели для отдыха, Магдебург, 1780 г.;

3, 4 - секретеры, Потсдам, 1775 г

полстолетия предопределило характер развития французского декоративно-прикладного искусства.

В Англии законодателем классического вкуса был архитектор Роберт Адам, сборник которого, изданный в 1776 году, сыграл значительную роль в деле популяризации клас-

сики и переходу к ней от стиля Чиппендейл. Свойственная прямолинейность в проектах Адама носит более выраженный характер, чем у итальянских и французских архитекторов. Адам обогатил английские мебельные формы рядом новых элементов, перешел на светлые породы дерева. В декоре наиболее популярными мотивами были гротески, цветочные гирлянды, овальные розетки, фавны, купидоны. Характерно английскими можно считать мотив пальмовой ветви и карниз, обработанный каннелюрами. Среди изделий мебели английского классицизма выделяются секретеры атласного дерева, украшенные росписью, столы, кресла, кушетки (рис. 5, 1-5).

Помимо Адама видным представителем английского классицизма был Томас Шератон. Он издал несколько альбомов рисунков образцов мебели. Простота этих вещей и сейчас поражает. В мебели Шератона доминирует прямая линия. Однако в поздних работах появляются первые признаки назревающих перемен во вкусах английской буржуазии (рис. 6, 1-7). И прямая ножка начинает вытесняться гнутой. В Англии на смену классицизму зарождается стиль - бидермей-ер, основные этапы развития которого приходятся на период регентства (1810-1820 г.г.) и годы правления короля Георга IV (18201830 г.г.). Французский ампир в Англии не привился. В годы Французской буржуазной революции классицизм приобретает новые черты. На смену стилю Людовика XVI приходит более простой, строгий и суровый стиль, названный по короткому периоду Директории "стилем Директории” - это заключительная глава в истории мебельного искусства XVIII столетия.

134

Лесотехнический журнал 4/2015

Деревопереработка. Химические технологии

Рис. 5. Мебель из проектов Адама: 1 - диван для дневного отдыха; 2 - полушкаф; 3 - сервант; 4 - кресло; 5 - кресло на скрещенных ножках

Рис. 6. Мебель из проектов Шератона: 1 - кровать для дневного отдыха; 2 - кровать с балдахином; 3 - шкаф-комод; 4 - стол письменный; 5 - кресло с мягкими подлокотниками; 6 - кресло с жесткими подлокотниками; 7 - стол-бюро со шторной крышкой

Библиографический список

1. Анноша, Э. История мирового искусства [Текст] / Э. Анноша [и др.] / под ред. Е. Сабашникова. - Москва, 1998. - 720 с.

2. Антикварная мебель: Иллюстрированное руководство по определению стилей мебели [Текст] / пер. с англ. Т. Форрест. - М.: Эмонт Россия ЛДП, 2000. - 160 с.

Лесотехнический журнал 4/2015

135

Деревопереработка. Химические технологии

3. Бартенев, И.А. Очерки истории архитектуры стилей [Текст] / И.А. Бартенев, В.Н. Ба-тажкова. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 263 с.

4. Ботт, И.К. Русская мебель (История. Стили. Мастера) [Текст] / И.К. Ботт, М.И. Канева. - Спб.: «Искусство-СПБ», 2003. - 512 с.

5. Гарин В.А., Разиньков Е.М., Чернышев А.Н. Готический стиль. [Текст] / В.А. Гарин, Е.М. Разиньков, А.Н. Чернышев // Дизайн и производство мебели. -2005. - № 4. - С. 43-46.

6. Гацура, Г. Мебельные стили: история русского и западноевропейского мебельного искусства [Текст] / Г. Гацура; Московский музей мебели. - Изд.5-е, доп. и перераб. - М.: МГОСП России, 2008. - 205 с.

7. Иконников, А.В. Художественный язык архитектуры [Текст] / А.В. Иконников. - М.: Искусство, 1985. - 175 с.

8. Кес, Д. Стили мебели [Текст] / Д. Кес. - М. :, 2008. - 272 с.

9. Соболев, Н.Н. Стили в мебели [Текст] / Н.Н. Соболев. - М.:, 2008. - 351 с.

10. Соколова, Т.М. Художественная мебель. Очерки по истории художественной мебели XV-ХКвеков [Текст] / Т.М. Соколова. - М.: Сварог и К, 2000. - 164 с.

11. Determination of the equivalent emission parameters of wood-based furniture by applying C-history method [Text] / Y.Yuan, X. Jianyin, L.Weiwei [et al.] // Atmospheric environment. -2011. - 31 p.

12. Mussari, M. When Danish furniture was modern: history of Danish furniture design [Text] / M. Mussari // Scandinavian studies. - 2009. - рр. 121-123.

13. Shikhabi, A.l., Capitol Furniture Architect. Types Beaux-Arts: design the Hierarchy shows Value [Text] /A.l. Shikhabi, D. Viegut // Interior design. - 2013. - 33-48 pр.

References

1. Annosha E. Istoriya mirovogo iskusstva [History of world art] Izd-vo Bertel'smann Media [Publishing house Bertelsmann Media]. Moscow, 1998, 720 р. (in Russian)

2. Antikvarnaya mebel': Illyustrirovannoe rukovodstvo po opredeleniyu stiley mebeli [Period furniture: The illustrated guide to determination of styles of furniture] Russ. ed.: T. Forrest. Moscow, 2000, 160 р. (in Russian)

3. Bartenev I.A., Batazhkova V.N. Ocherki istorii arkhitektury stiley [Sketches of history of architecture of styles]. Moscow, 1983, 263 р. (in Russian)

4. Bott I.K., Kaneva M.I. Russkaya mebel' (Istoriya. Stili. Mastera) [Russian furniture (History. Styles.Masters)]. Saint Petersburg, 2003, 512 р. (in Russian)

5. Garin V.A., Razinkov E.M., Chernyshev A.N. Goticheskiy stil' [Gotichesky style] Zh. «Dizayn iproizvodstvo mebeli» [Design and production of furniture]. 2005, no. 4, рр. 43-46. (in Russian)

6. Gatsura G. Mebel'nye stili: istoriya russkogo i zapadnoevropeyskogo mebel'nogo iskusstva [Furniture styles: history of the Russian and West European furniture art]. Moscow, 2008, 205 р. (in Russian)

7. Ikonnikov A.V. Khudozhestvennyy yazyk arkhitektury [Art language of architecture]. Mos-

Лесотехнический журнал 4/2015

136

Деревопереработка. Химические технологии

cow, 1985, 175 р. (in Russian)

8. Kes D. Stili mebeli [Styles of furniture]. Moscow, 2008, 272 p. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Sobolev N.N. Stili v mebeli [Styles in furniture]. Moscow, 2008, 351 р. (in Russian)

10. Sokolova T.M. Khudozhestvennaya mebel'. Ocherki po istorii khudozhestvennoy mebeli 15-19 vekov [Art furniture. Sketches on stories of art furniture of the 15-19 centuries]. Moscow, 2000, 164 р. (in Russian)

11. Yuan Y., Jianyin X., Weiwei L. [et al.] Determination of the equivalent emission parameters of wood-based furniture by applying C-history method. Atmospheric environment, 2011, 31 p.

10. Mussari M. When Danish furniture was modern: history of Danish furniture design. Scandinavian studies. Spr, 2009, рр. 121-123.

11. Shikhabi A.l., Viegut D. Capitol Furniture Architect. Types Beaux-Arts: design the Hierarchy shows Value Interior design. March, 2013, 33-48 pp.

Сведения об авторах

Гарин Вадим Анатольевич - доцент, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова», г. Воронеж, Российская Федерация; e-mail: aam_mtd_vglta@mail. ru.

Разиньков Егор Михайлович - заведующий кафедрой механической технологии древесины, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова», доктор технических наук, профессор, г. Воронеж, Российская Федерация; e-mail: aam_mtd_vglta@mail. ru.

Чернышев Александр Николаевич - доцент кафедры механической технологии древесины, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова», кандидат технических наук, доцент, г. Воронеж, Российская Федерация; e-mail: alnik19@yandex.ru.

Information about authors

Garin Vadim Anatolyevich - Associate Professor, Federal State Budget Education Institution of Higher Education «Voronezh State University of Forestry and Technologies named after G.F. Morozov», Voronezh, Russian Federation; e-mail: aam_mtd_vglta@mail.ru.

Razinkov Yegor Mikhailovich - Head of Department of Mechanical Wood Technology Federal State Budget Education Institution of Higher Education «Voronezh State University of Forestry and Technologies named after G.F. Morozov», DSc in Engineering, Professor, Voronezh, Russian Federation; e-mail: aam_mtd_vglta@mail.ru.

Chernyshev Aleksandr Nikolaevich - Associate Professor of Mechanical Wood Technology Department Federal State Budget Education Institution of Higher Education «Voronezh State University of Forestry and Technologies named after G.F. Morozov», PhD in Engineering, Associate Professor, Voronezh, Russian Federation; e-mail: alnik19@yandex.ru.

Лесотехнический журнал 4/2015

137

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.