Научная статья на тему 'РАННЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ В МЕЖДУНАРОДНОМ МЕХАНИЗМЕ ПО СНИЖЕНИЮ РИСКА БЕДСТВИЙ: ПРИЧИНЫ И ПОТРЕБНОСТИ'

РАННЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ В МЕЖДУНАРОДНОМ МЕХАНИЗМЕ ПО СНИЖЕНИЮ РИСКА БЕДСТВИЙ: ПРИЧИНЫ И ПОТРЕБНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПО СНИЖЕНИЮ РИСКА БЕДСТВИЙ / ЗАЩИТА ОТ БЕДСТВИЙ / РАННЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ООН ПО СНИЖЕНИЮ РИСКА БЕДСТВИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лисаускайте Валентина Владо

Представлен анализ международного сотрудничества государств по формированию систем раннего предупреждения бедствий. Рассмотрены терминологические особенности, правовое регулирование, а также выявлены проблемы, которые существуют в практике государств и мирового сообщества в целом. Исследование построено на анализе Сендайской рамочной программы действий по снижению риска бедствий на период 2015-2030 гг., а также других международных документов. В заключении сделаны итоговые выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лисаускайте Валентина Владо

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EARLY WARNING AS A STRATEGIC ELEMENT IN THE INTERNATIONAL FRAMEWORK FOR DISASTER RISK REDUCTION: CAUSES AND NEEDS

The article presents an analysis of international cooperation of States on the formation of early warning systems for disasters. The author considers terminological features, legal regulation, and also identifies problems that exist in the practice of states and the world community as a whole. The study is based on the analysis of the Sendai Framework for Disaster Risk Reduction for the period 2015-2030, as well as other international documents. At the end of the article, the final conclusions are presented.

Текст научной работы на тему «РАННЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ В МЕЖДУНАРОДНОМ МЕХАНИЗМЕ ПО СНИЖЕНИЮ РИСКА БЕДСТВИЙ: ПРИЧИНЫ И ПОТРЕБНОСТИ»

Вопросы международного права и сравнительного правоведения

Научная статья

Научная специальность

5.1.5 «Международно-правовые науки»

УДК 341.1/8

DOI https://doi.org/10.26516/2071-8136.2022.4.128

РАННЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ В МЕЖДУНАРОДНОМ МЕХАНИЗМЕ ПО СНИЖЕНИЮ РИСКА БЕДСТВИЙ: ПРИЧИНЫ И ПОТРЕБНОСТИ

© Лисаускайте В. В., 2022

Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Россия

Представлен анализ международного сотрудничества государств по формированию систем раннего предупреждения бедствий. Рассмотрены терминологические особенности, правовое регулирование, а также выявлены проблемы, которые существуют в практике государств и мирового сообщества в целом. Исследование построено на анализе Сендайской рамочной программы действий по снижению риска бедствий на период 2015-2030 гг., а также других международных документов. В заключении сделаны итоговые выводы.

Ключевые слова: международное сотрудничество по снижению риска бедствий, защита от бедствий, раннее предупреждение, Управление ООН по снижению риска бедствий.

EARLY WARNING AS A STRATEGIC ELEMENT

IN THE INTERNATIONAL FRAMEWORK FOR DISASTER RISK REDUCTION: CAUSES AND NEEDS

© Lisauskaite V.V., 2022

Irkutsk State University, Irkutsk, Russian Federation

The article presents an analysis of international cooperation of States on the formation of early warning systems for disasters. The author considers terminological features, legal regulation, and also identifies problems that exist in the practice of states and the world community as a whole. The study is based on the analysis of the Sendai Framework for Disaster Risk Reduction for the period 2015-2030, as well as other international documents. At the end of the article, the final conclusions are presented.

Keywords: international cooperation on disaster risk reduction, protection against disasters, early warning, UN Office for Disaster Risk Reduction.

Введение

Снижение риска бедствий давно выступает одним из важных направлений сотрудничества мирового сообщества, в реализации которого принимает участие большое количество государств, международных организаций, представителей научного и общественного мира. Данная работа много лет проводится под эгидой ООН, в рамках которой функционирует специальная организационная структура -Управление ООН по снижению риска бедствий (далее - Управление ООН). Такая деятельность регулируется резолюциями ГА ООН, а также принимаемыми в рамках всемирных конференций по снижению риска бедствий итоговыми документами и планами действий с 1994 г. С 2015 г. в качестве документа, регулирующего

сотрудничество государств по снижению риска бедствий, выступает Сендайская рамочная программа снижения риска бедствий на период 2015-2030 гг. (далее - СРП).

Согласно содержанию этого международного акта определены приоритетные направления, в рамках которых мировое сообщество и должно вести свое развитие для снижения риска бедствий. К таковым относятся:

1. Понимание риска бедствий.

2. Совершенствование организационно-правовых рамок управления риском бедствий.

3. Инвестиции в меры по снижению риска бедствий в целях укрепления потенциала противодействий.

4. Повышение готовности к бедствиям для обеспечения эффективного реагирования и

внедрение принципа «сделать лучше, чем было» в деятельность по восстановлению, реабилитации и реконструкции1. Все эти направления должны реализовываться параллельно с закрепленными целями СРП. Одной из них выступает раннее предупреждение С - «к 2030 году значительно улучшить ситуацию с наличием систем раннего оповещения, охватывающих разные виды угроз, и информации и оценок относительно риска бедствий и расширить доступ к ним людей»2.

Следует отметить, что относительно каждой цели СРП все направления реализуются параллельно, поскольку имеют важное значение для полного раскрытия и достижения конкретной цели.

Раннее предупреждение давно выступает в качестве предмета для обсуждения и разработки различных действенных мер. Достаточно большой объем работы был проведен с конца ХХ в. Однако современные исследования свидетельствуют о необходимости корректировки самого подхода раннего предупреждения и его методологии, чтобы сохранить показатели по снижению риска бедствий либо их улучшить. 13 октября 2022 г. - Международный день снижения риска бедствий, был объявлен ООН как день по обсуждению раннего предупреждения, поскольку существующей системы уже недостаточно. Проанализируем более детально содержание, потребности и возможности в реализации задачи С, проблемы реализации и потребности.

Материалы и методы исследования

В качестве объектов исследования рассмотрим положения резолюций ГА ООН, доклады Управления ООН по снижению риска бедствий, позиций и исследований экспертов, а также Терминологии ООН Международной стратегии уменьшения опасности бедствий 2009 г. (далее -МСУОБ ООН). Указанные и иные документы будут проанализированы посредством методов: исторического анализа и юридического анализа.

Результаты исследования

Раннее предупреждение - это термин, который более характерен для сферы международного сотрудничества. В юридической науке предупреждение часто связывают с преступностью. Однако, рассматривая механизм защиты от бедствий, видим, что предупреждение выступает одним из столпов платформы взаимо-

действия государств, получившей свое закрепление еще в рамках Йокогамской рамочной программы действий 1994 г., наравне с принципами снижения, готовности и смягчения бед-ствий3. Применение раннего предупреждения в рамках национальных механизмов управления чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера позволяет:

- достигнуть спасения жизней;

- сократить последующий ущерб на 30 % в случае раннего предупреждения (за 24 часа);

- учесть проблемы изменений климата и проявление экстремальных опасностей4.

Прежде чем перейти к характеристике самого процесса раннего предупреждения и его значимости с точки зрения Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий, а также документов Управления ООН по снижению риска бедствий, проанализируем понимание этого термина и его взаимосвязанных элементов.

1. Характеристика терминологических особенностей. Терминологический словарь МСУОБ5 ООН 2009 г. содержит определение несколько иного термина - «система раннего предупреждения». Под последним понимается: интегрированная система мониторинга опасностей, прогнозирования и оценки рисков бедствий, систем и процессов коммуникации и мероприятий по обеспечению готовности, которая позволяет отдельным лицам, сообществам, правительствам, предприятиям и другим сторонам принимать своевременные меры для снижения рисков бедствий до наступления опасных событий6. В характеристике рассматриваемого термина мы можем выделить важные и взаимосвязанные между собой элементы, которые в совокупности и представляют собой систему раннего предупреждения.

Интегрированная система мониторинга опасностей - объединение различных показателей для комплексного мониторинга опасностей, их исследования и определения рисков.

1 Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий на период 2015-2030 гг. URL: https://www.unisdr.org/files/43291_ru ssiansendaiframeworkfordisasterri.pdf (дата обращения: 20.10.2022).

2 Там же.

3 Yokohama Strategy and Plan of Action for a Safer World. Guidelines for Natural Disaster Prevention, Preparedness and Mitigation. World Conference on Natural Disaster Reduction. Yokohama, Japan, 23-27 May 1994. URL: https://www.eird.org/fulltext/Yokohama-strategy/ Yokohama%20Strategy%20and%20Plan%20of%20Action%20for%20 a%20Safer%20World.pdf (дата обращения: 20.10.2022).

4 Международный день уменьшения опасности бедствий. URL: https://iddrr.undrr.org/international-day-disaster-risk-reduction-0 (дата обращения: 20.10.2022).

5 Наименование самой структуры в рамках ООН было изменено в 2019 г., МСУОБ преобразовалась в Управление ООН по снижению риска бедствий. Однако документы, принятые ранее, продолжают носить прежнее название.

6 Система раннего предупреждения. Терминология. URL: https:// www.undrr.org/terminology/early-warning-system (дата обращения: 20.10.2022).

В нее могут входить такие отдельные монито-ринги опасностей, как погодные условия, опасные природные явления, географические особенности региона (почва, леса, водные угодья и т. д.), наличие и уровень безопасности промышленности и ее управления и т. д. В каждом отдельном районе эти и многие другие показатели рассматриваются как интегрированная система мониторинга опасностей. Ее показатели позволяют учесть все особенности и риски для составления самого прогноза и расчета предупредительных мероприятий.

Прогнозирование - научно обоснованное выявление возможных последствий проявления опасных природных явлений либо техногенных аварий на человека, имущество и окружающую среду. Система прогнозирования представляет собой отдельное направление сотрудничества в рамках реализации Сендайской программы по снижению риска бедствий и активно осуществляется как самими государствами, так и в сотрудничестве с международными межправительственными организациями (например, программа Всемирной метеорологической организации (далее - ВМО) «Глобальная рамочная основа для климатического обслуживания» (ГРОКО)).

Оценка риска бедствий - качественный или количественный подход к определению характера и степени риска бедствий путем анализа потенциальных опасностей и оценки существующих условий воздействия и уязвимости, которые в совокупности могут нанести вред людям, имуществу, услугам, источникам средств к существованию и окружающей среде, от которой они зависят. Оценка риска бедствий включает: идентификацию опасностей; обзор технических характеристик опасностей, таких как их местонахождение, интенсивность, частота и вероятность; анализ незащищенности и уязвимости, включая физические, социальные, медицинские, экологические и экономические аспекты; и оценку эффективности преобладающих и альтернативных возможностей преодоления возможных сценариев риска1. Такую работу, как правило, осуществляют научные центры, которые функционируют на национальном либо международном региональном уровнях. В России ей занимается ВНИИ ГОЧС

МЧС России относительно каждого региона нашей страны2.

Мероприятия по обеспечению готовности -согласно терминологическому словарю, такие мероприятия осуществляются в контексте управления рисками бедствий и направлены на создание потенциала, необходимого для эффективного управления всеми типами чрезвычайных ситуаций и обеспечения упорядоченного перехода от реагирования к работе по устойчивому восстановлению. Готовность основывается на тщательном анализе рисков бедствий и хороших связях с системами раннего оповещения. К таким мероприятиям относятся: планирование на случай непредвиденных обстоятельств, создание запасов оборудования, разработка механизмов координации, эвакуация и информирование населения, а также связанные с этим обучение и полевые работы3.

Меры по снижению рисков бедствий - это политическая цель управления рисками бедствий, а его цели и задачи определены в стратегиях и планах по снижению риска бедствий каждого государства в отдельности. Такие меры направлены на предотвращение новых и снижение существующего риска бедствий и управление остаточным риском, что способствует повышению устойчивости и, следовательно, достижению устойчивого развития4. То есть снижение риска бедствий и меры, включенные в эту систему, представляют собой национальную политику государства, которая реализуется с учетом его экономических, социальных и иных особенностей в соответствии с добровольно взятыми на себя международными обязательствами в рамках Сендайской рамочной программы. В настоящее время на территории России действует Государственная программа РФ «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» до 2030 г., включающая в себя различные направления управления рисками5.

1 Оценка риска бедствий. Терминология. URL: https://www. undrr.org/terminology/disaster-risk-assessment (дата обращения: 20.10.2022).

2 Первый научно-исследовательский центр ВНИИ ГОЧС МЧС России. URL: https://www.vniigochs.ru/src/1nic (дата обращения: 20.08.2022).

3 Preparedness // United Nations Office for Disaster Risk Reduction : офиц. сайт. URL: https://www.undrr.org/terminology/preparedness (дата обращения: 20.08.2022).

4 Снижение риска бедствий. Терминология. URL: https://www. undrr.org/terminology/disaster-risk-reduction (дата обращения: 20.10.2022).

5 О государственной программе Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» : постановление Правительства РФ № 300 от 15 апр. 2014 г. URL: https://docs.cntd.ru/document/499091779 (дата обращения: 20.10.2022).

Опасные события - проявление опасности в конкретном месте в течение определенного периода времени. То есть это те последствия, которые могут наступить в случае неприменения системы раннего предупреждения. Они могут носить катастрофический характер. Ярким примером является цунами 2004 г., обрушившееся на территорию Юго-Восточной Азии -страны Таиланд, Индонезию, Малайзию и другие. Это опасное природное явление является прогнозируемым, что позволяет предупредить и избежать масштабных последствий. Однако в указанном случае система предупреждения отсутствовала, она была создана лишь после катастрофической трагедии по инициативе ООН на примере существующей системы предупреждения цунами в Тихом океане. В 2004 г. в результате цунами погибло 235 тыс. человек.

Характеристика представленных терминов позволяет констатировать, что они являются важными элементами системы раннего предупреждения, взаимосвязанными между собой, и в случае некачественной или невсесторонней реализации одного или нескольких из них страдает вся система в целом. Их перечисление в рассмотренном определении позволяет сформировать представление о сложности и многоаспектности самой системы. Это единый механизм, эффективное выполнение каждого элемента которого может позволить снизить проявление негативных последствий. А международное взаимодействие государств и международных организаций по обмену технологиями, разработками и методиками способствует повышению этой эффективности и реализуется в рамках Сендайской программы по снижению риска бедствий на период 2015-2030 гг.

2. Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий и закрепление раннего предупреждения как цели действий для мирового сообщества. СРП изначально закрепила на 15 лет вперед цели, которых необходимо достигнуть для снижения риска бедствий. Они носят глобальный характер, и, конечно, в каждых стране и регионе достигнутые результаты будут отличаться. Однако общий потенциал и направленность должны быть максимально приближены к закрепленным в документе положениям.

Эксперты разработали показатели для каждой цели, которые позволяют поэтапно ее реализовывать. К таким показателям цели С относятся:

1) С1 - число стран, имеющих системы раннего предупреждения о множественных опасностях;

2) С2 - число стран, в которых имеются системы мониторинга и прогнозирования различных рисков;

3) С3 - число людей на 100 тыс., охваченных информацией раннего предупреждения через местные органы управления или через национальные механизмы распространения;

4) С4 - доля местных органов власти, имеющих план действий по раннему предупреждению.

5) С5 - число стран, которые располагают доступной, понятной, пригодной для использования и актуальной информацией и оценкой риска бедствий, доступными для населения на национальном и местном уровнях;

6) С6 - процентная доля населения, подверженного угрозе или риску бедствий, защищенного посредством упреждающей эвакуации после раннего предупреждения.

Ежегодно государства представляют свою информацию в рамках мониторинга и направляют показатели относительно реализации каждой цели и каждого ее показателя1. К сожалению, в настоящее время реализуемый Управлением ООН мониторинг пока не имеет качественного значения, поскольку далеко не все страны предоставляют информацию и не по всем показателям. Однако уже имеющиеся данные позволяют сформировать представление о проблемных регионах и их потребностях. Анализ имеющихся данных показателей С свидетельствует как о наличии прогресса в раннем предупреждении бедствий, так и проблемах конкретных государств.

Проблемой раннего предупреждения ООН занимается с момента создания Международной стратегии по уменьшению риска бедствий, однако с каждым годом появляются все новые аспекты, которые необходимо учитывать специалистам при создании и совершенствовании систем раннего предупреждения. Если изначально для государств мирового сообщества ставилась цель в принципе создать систему предупреждения на национальном уровне, то в настоящее время речь идет о высокотехнологическом, многоуровневом процессе, функционирование которого позволит не только своевременно предупредить население, но и просчитать опосредованные риски и опасности, их зависимость от изменений климата и потребность устойчивого развития. А значит, максимально сократить негативные последствия во всех областях инфраструктуры человека и экологии.

1 Мониторинг реализации Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий. URL: https://sendaimonitor.undrr.org/ (дата обращения: 20.08.2022).

Проведение международной программы по снижению риска бедствий под эгидой ООН на протяжении последних 33 лет позволило сформировать на территории развитых стран как саму систему предупреждения и реагирования на бедствия, так и системы раннего предупреждения, основанные на использовании современных технологий, данных научных исследований. Однако есть достаточно большой перечень стран, которые существенно отстают в рассматриваемом направлении, несмотря на свое активное участие в сотрудничестве. Так, согласно докладу Управления за 2021 г. менее половины наименее развитых стран и одна треть малых островных развивающихся государств имеют системы раннего предупреждения о многих опасных явлениях, а 60 % населения Африки не охвачены1.

Таким образом, реализация цели С и ее показателей в рамках Сендайской рамочной программы должна быть достигнута посредством содействия развивающимся странам в создании национальных и региональных систем раннего предупреждения. Сотрудничество реализует потребность этих государств не только в создании системы управления, но и в первую очередь в поставке необходимого оборудования, обучении его использованию, обмене необходимыми данными для всестороннего и качественного предупреждения.

Также необходимо подчеркнуть, что реализация целей и направлений СРП осуществляется параллельно с Целями устойчивого развития ООН (далее - ЦУР ООН) и Парижским соглашением по климату. Давно доказана взаимосвязь между уровнем развития, зависимостью от климатических изменений и риском бедствий. Одностороннее решение экологических проблем либо стремление к достижению ЦУР ООН без учета взаимосвязанных аспектов не даст желаемые результаты. Поэтому страны, стремящиеся к своей экологизации, решению проблем с климатом и своему экономическому, социальному развитию, должны включить в этот процесс национальную политику по снижению риска бедствий (в качестве примера можно рассмотреть материалы [1]). Это четко отмечается и в содержании самих трех документов. Все реализуемые программы в рамках международных организаций еще раз свидетельствуют о наличии такой взаимосвязи. А раннее предупреждение выступает одним из необходимых

элементов единого механизма (СРП, ЦУР ООН и Соглашения по климату).

3. Сотрудничество ООН и Всемирной метеорологической организации - создание новой системы раннего предупреждения бедствий. Почти каждая международная организация в рамках своей компетенции реализует специальную программу в целях снижения риска бедствий. Исходя из специфики самого предмета нашего исследования, вполне закономерно, что такая программа реализуется и в рамках Всемирной метеорологической организации. С 2003 г. ведется такая работа, а с 2009 г. - специальная программа ГРОКО [2]. Это масштабный проект, в котором участвуют не только сама организация, но и ее государства-члены. Однако раннее предупреждение параллельно рассматривается ВМО как совместное направление сотрудничества с ООН по снижению риска бедствий.

Вместе с Группой Всемирного банка и ее Глобальным фондом по уменьшению опасности бедствий и восстановлению Управлением ООН в настоящее время реализуется инициатива по созданию систем предупреждения бедствий и предупреждения климатических рисков. 23 марта 2022 г. Генеральный секретарь ООН принял решение о создании системы раннего предупреждения в течение ближайших 5 лет во главе с ВМО2.

Такая система должна представлять собой комплексный механизм, который охватывает несколько опасностей аналогичного или различного типа в контекстах, где опасные события могут происходить в одиночку, одновременно, каскадно или кумулятивно с течением времени и с учетом потенциальных взаимосвязанных эффектов. Система раннего предупреждения может включать предупреждение об опасностях, связанных с метеорологическими и гидрологическими явлениями, геоопасностями, экологическими, биологическими, химическими и технологическими средами3. На плечи участвующих международных структур ложится не только создание комплексного центра прогнозирования как инфраструктуры, но и установление функции обратной связи, обеспечение доступности информации для самого потребителя - сообществ конкретных государств.

1 Глобальный статус систем раннего предупреждения о многих опасных явлениях: Задача G. URL: https://www.undrr.org/ publication/global-status-multi-hazard-early-warning-systems-target-g (дата обращения: 20.10.2022).

2 Глобальный статус систем раннего предупреждения о многих опасных явлениях: Задача G. URL: https://www.undrr.org/ publication/global-status-multi-hazard-early-warning-systems-target-g (дата обращения: 20.10.2022).

3 Hazard Definition and Classification review. Technical report. URL: https://www.undrr.org/publication/hazard-definition-and-classification-review-technical-report (дата обращения: 20.10.2022).

При всем усилии мирового сообщества, государства и регионы по-разному относятся к необходимости систем раннего предупреждения. Согласно данным отчета, с 2015 г. наблюдается прогресс: в большинстве регионов насчитывается не менее 40 % стран, имеющих существующие системы1. Так, Африка, Америка и Карибский бассейн, а также арабские государства имеют низкий уровень готовности рассматриваемых систем. Данный факт свидетельствует, на наш взгляд, об отсутствии возможностей у одних стран, в то время как другие государства просто не проявляют своей заинтересованности в формировании такого национального механизма, неадекватно оценивая возможные риски бедствий для своей территории.

Приоритетной задачей мирового сообщества является создание не просто систем раннего предупреждения, а систем множественных рисков, функционирующих с непрерывным мониторингом опасных элементов, которые позволяют спрогнозировать как само опасное природное явление, его риски, так и косвенные последствия, которые могут наступить при наличии дополнительных рисков. Например, обрушение зданий вследствие подтопления из-за разрыва коммуникаций, которые не были рассчитаны на мощность произошедшего землетрясения, что привело к затоплениям и разрушениям отдельных микрорайонов города. В данном случае мы можем отметить каскад опасностей и наступивших последствий. Система раннего предупреждения должна своевременно предоставлять на места информацию о конкретных районах, которые будут затронуты опасностями, и видах воздействия на различные подверженные уязвимости элементы, такие как населенные пункты, инфраструктурные системы и социальные услуги. Это позволит потенциально затрагиваемым общинам принимать своевременные меры.

Однако существующая статистика ВМО свидетельствует о том, что рассматриваемая инициатива в начале пути и многое еще предстоит сделать. Но возможно это только совместно с самими государствами и при их активном участии. Так, только 42 % членов ВМО подтверждают наличие мониторинга и прогнозирования многочисленных опасностей, происходящих одновременно или в течение времени. Система мониторинга ВМО провела углубленное обследование систем раннего предупреждения в

своих государствах-членах, включая вопрос о том, предоставляет ли национальная метеорологическая служба услуги по прогнозированию и предупреждению воздействия. Согласно последним данным, о наличии таких услуг сообщили лишь 46 % стран2.

В то же время следует отметить, что уже реализуемая ВМО программа ГРОКО позволила повысить количество станций метеонаблюдения, их оснащенности и качества предоставляемой информации. А значит, эта проведенная работа и сама далее реализуемая программа могут стать основой для реализации уже совместной инициативы по системам раннего предупреждения.

Обсуждения и заключения

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Защита от бедствий выступает естественным и необходимым механизмом как внутри каждой страны, так и на уровне мирового сообщества.

2. Она должна осуществляться и совершенствоваться совместно с положениями ЦУР ООН и Парижского соглашения по климату.

3. Регулирование общественных отношений, необходимых для всего мирового сообщества, осуществляется документами рекомендательного характера, внутренними актами органов международных организаций и итоговыми документами международных конференций вне зависимости от наличия международных обязательств. Их участники осознанно относятся к существующим рискам и взаимодействуют для их снижения.

4. Раннее предупреждение бедствий является важным элементом в международном и национальном механизмах по снижению риска бедствий и защите от них.

5. Система раннего предупреждения должна стать одним из обязательных элементов в инфраструктуре управления территорией каждого государства.

6. Современные системы раннего предупреждения должны быть рассчитаны на выявление всех видов рисков и опасностей бедствий с учетом каскада их взаимосвязи и их возможных последствий.

7. Совершенствование таких многоуровневых систем раннего предупреждения является одним из приоритетных направлений в дея-

1 Глобальный статус систем раннего предупреждения о многих опасных явлениях: Задача G. URL: https://www.undrr.org/ publication/global-status-multi-hazard-early-warning-systems-target-g (дата обращения: 20.10.2022).

2 Глобальный статус систем раннего предупреждения о многих опасных явлениях: Задача G. URL: https://www.undrr.org/ publication/global-status-multi-hazard-early-warning-systems-target-g (дата обращения: 20.10.2022).

тельности мирового сообщества при координации Управления ООН.

8. Качественное функционирование таких систем находится в настоящее время на стадии становления. Выявляется много различных объективных и субъективных проблем, которые необходимо решить мировому сообществу для существенного снижения масштабов бедствий и их последствий. Ш

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция устойчивого развития в международном праве: история, нормативное закрепление и значение для правового режима охраны объекта всемирного наследия озера Байкал / Р. Ю. Колобов, Е. Д. Макрицкая, Я. Б. Дице-вич, Д. В. Шорников // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 460. С. 247-257.

2. Лисаускайте В. В. Всемирная метеорологическая организация и снижение опасности бедствий: деятельность и сотрудничества // Международное право и международные организации = International Law and International organisations. 2018. № 1. C. 1-8.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Kolobov R.Yu., Makrickaya E.D., Dicevich Ya.B., Shornikov D.V. Koncepciya ustojchivogo razvitiya v mezhdunarodnom prave: istoriya, normativnoe zakreplenie i znachenie dlya pravovogo rezhima ohrany ob"ekta vsemirnogo naslediya ozera

Bajkal [The Concept of Sustainable Development in International Law: History, Normative Consolidation and Significance for the Legal Regime of Protection of the World Heritage Site of Lake Baikal]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University], 2020, no. 460, pp. 247-257. (in Russian) 2. Lisauskajte V.V. Vsemirnaya meteorologicheskaya organi-zacij i snizhenie opasnosti bedstvij: deyatel'nost' i sotrudnichestva [World Meteorological Organization and Disaster Risk Reduction: Activities and Collaborations] Mezhdunarodnoe pravo i mezhdun-arodnye organizacii [World Meteorological Organization and Disaster Risk Reduction: Activities and Cooperation] International Law and International organisations [International Law and International organisations], 2018, no. 1, pp. 1-8. (in Russian)

Статья поступила в редакцию 13.06.22; одобрена после рецензирования 22.09.2022; принята к публикации 15.10.2022 Received on 13.06.22; approved on 22.09.2022; accepted for publication on 15.10.2022

Лисаускайте Валентина Владо - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры международного права и сравнительного правоведения, Юридический институт, Иркутский государственный университет (Россия, 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1), ORCID: 0000-0003-3694-9966, ResearchID: GXV-3984-2022, e-mail: vlado@mail.ru

Lisauskaite Valentina Vlado - Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of International Law and Comparative Law, Law Institute, Irkutsk State University (1, K. Marx st., Irkutsk, 664003, Russian Federation), ORCID: 0000-0003-3694-9966, ResearchID: GXV-3984-2022, e-mail: vlado@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.