Научная статья на тему 'ПЯТИЛЕТНИЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЕНДАЙСКОЙ РАМОЧНОЙ ПРОГРАММЫ ПО СНИЖЕНИЮ РИСКА БЕДСТВИЙ НА 2015-2030 ГОДЫ'

ПЯТИЛЕТНИЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЕНДАЙСКОЙ РАМОЧНОЙ ПРОГРАММЫ ПО СНИЖЕНИЮ РИСКА БЕДСТВИЙ НА 2015-2030 ГОДЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕНДАЙСКАЯ РАМОЧНАЯ ПРОГРАММА / БЕДСТВИЕ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Олтян Ирина Юрьевна, Арефьева Елена Валентиновна, Крапухин Вячеслав Всеволодович

В статье проанализирован и обобщен национальный (российский) подход к реализации Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы. Показана взаимосвязь Сендайской рамочной программы как документа стратегического планирования на глобальном уровне с национальными документами стратегического планирования. В работе использованы методы контекстанализа международных и национальных документов, сравнительного анализа и обобщения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Олтян Ирина Юрьевна, Арефьева Елена Валентиновна, Крапухин Вячеслав Всеволодович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIVE-YEAR EXPERIENCE IN IMPLEMENTING THE SENDAI FRAMEWORK FOR DISASTER RISK REDUCTION 2015-2030 IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes and summarizes the national (Russian) approach to the implementation of the Sendai Framework for Disaster Risk Reduction 2015-2030. The interrelation of the Sendai Framework as a strategic planning document at the global level with national strategic planning documents is shown. The paper uses methods of context analysis of international and national documents, comparative analysis and generalization

Текст научной работы на тему «ПЯТИЛЕТНИЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЕНДАЙСКОЙ РАМОЧНОЙ ПРОГРАММЫ ПО СНИЖЕНИЮ РИСКА БЕДСТВИЙ НА 2015-2030 ГОДЫ»

Реализация Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы в Российской Федерации

Implementation of the Sendai Framework for Disaster Risk Reduction 2015-2030 in the Russian Federation

УДК 005.334

Пятилетний опыт реализации в Российской Федерации Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2021

И.Ю. Олтян, Е.В. Арефьева, В.В. Крапухин Аннотация

В статье проанализирован и обобщен национальный (российский) подход к реализации Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы. Показана взаимосвязь Сендайской рамочной программы как документа стратегического планирования на глобальном уровне с национальными документами стратегического планирования. В работе использованы методы контекст-анализа международных и национальных документов, сравнительного анализа и обобщения.

Ключевые слова: Сендайская рамочная программа; бедствие; чрезвычайная ситуация; защита населения; стратегическое планирование.

Five-Year Experience in Implementing The Sendai Framework for Disaster Risk Reduction 2015-2030 in the Russian Federation

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2021

I. Oltyan, E. Arefyeva, V. Krapukhin

Abstract

The article analyzes and summarizes the national (Russian) approach to the implementation of the Sendai Framework for Disaster Risk Reduction 2015-2030. The interrelation of the Sendai Framework as a strategic planning document at the global level with national strategic planning documents is shown. The paper uses methods of context analysis of international and national documents, comparative analysis and generalization.

Key words: Sendai Framework; disaster; emergency; population protection; strategic planning.

12.10.2021

В настоящее время в основе глобального подхода к снижению риска бедствий лежит Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы (СРП) [1], принятая на III Всемирной конференции по снижению риска бедствий в марте 2015 г. в г. Сендай (префектура Мияги, Япония). СРП, являясь рамочным документом, определила для всего мирового сообщества 4 приоритетных направления действий в области снижения риска бедствий на ближайшие 15 лет и поставила семь глобальных целевых задач, которые измеряются 38 показателями [2].

Стоит отметить, что период подготовки и утверждения СРП совпал с периодом введения в Российской Федерации инструментов стратегического планирования и основополагающего закона в этой области — Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

В связи с этим рассмотрим СРП как документ стратегического планирования. Прежде всего стоит отметить, что, по мнению авторов, однозначное определение термина «стратегическое планирование» отсутствует в мировой научной литературе. Википедия определяет стратегическое планирование как процесс создания и претворения в жизнь программ и планов действий, мероприятий, связанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам), нацеленных на выполнение стратегических задач [3]. В Российской Федерации «под стратегическим планированием»1 понимается «деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации». Общими признаками стратегического планирования являются:

наличие цели (целеполагание); наличие плана (мероприятий по достижению цели с указанием конкретных сроков);

наличие показателей по измерению достижения цели.

Исходя из вышесказанного, по мнению авторов, СРП является документом стратегического планирования глобального уровня, в котором: поставлено семь глобальных целевых задач на период до 2030 года; намечено 4 приоритетных направления действий на глобальном, региональном, национальном и местном уровнях, а также определены показатели достижения глобальных целевых задач [4] (рис. 1).

Каждая страна — член Организации Объединенных Наций (ООН), должна самостоятельно выбирать способы и средства реализации СРП на национальном уровне, а также (при необходимости) определять национальные показатели реализации СРП.

По мнению авторов [5], возможны 3 основные схемы локализации и внедрения международного документа на национальном уровне: глубокая локализация2 (формулирование странами своих целей), имплемен-тация без формальной локализации (реализация СРП без изменения целей и задач) и полное отсутствие локализации (страны продолжают заниматься деятельностью по предотвращению возникновения новых и снижению угрозы известных рисков бедствий (СРБ) без должного внимания (отсылки) к СРП).

Российская Федерация занимает одно из лидирующих положений на мировой арене в вопросах обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также играет значительную роль в этой области в международном сообществе. Добровольные обязательства, принятые Российской Федерацией в части реализации Сендайской рамочной программы, поставили задачу внедрения и локализации СРП, то есть выбора формы реализации приоритетных направлений и достижения глобальных целевых задач, которые соответствуют российским принципам построения государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и финансовых возможностей, а также приведения в соответствие глобальных и национальных показателей. Задачи

Рис. 1. Схема Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы

1 Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

2 Под «локализацией» в данной работе понимается процесс адаптации международного документа к политическому строю, экономическим условиям и культуре какой-либо страны.

и цели фиксируются в документах стратегического планирования.

В Российской Федерации реализацию мероприятий по снижению риска ЧС осуществляет Национальная платформа Российской Федерации по снижению риска бедствий в рамках единой государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ядром и координатором которой является МЧС России [6, 7]. Непосредственно после принятия СРП в 2015 году в МЧС России началась активная работа по ее реализации в Российской Федерации и определению основных направлений деятельности РСЧС по реализации СРП [8].

В октябре 2015 г. Советом по оценке и стратегическому планированию международной деятельности МЧС России (далее — Совет) поставлена задача подготовить проект Плана мероприятий на 2016-2030 годы по реализации в Российской Федерации СРП, который должен был быть рассмотрен и утвержден на Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в 2016 году. Отметим, что вышеуказанный План мероприятий был разработан, но так и не был утвержден.

Тем же Советом были определены основные направления международного сотрудничества в области реализации СРП:

повышение осведомленности о рисках и увеличение местного потенциала (участие в глобальной кампании ООН по повышению устойчивости городов «Мой город готовится!»);

глобальное и региональное сотрудничество в сфере политики и практики;

помощь отдельным странам в реализации СРП. В качестве Научно-методического центра координации работ по СРП Советом был выбран ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). Определены задачи Научно-методического центра, в том числе: научно-методическая, консультационная деятельность; осуществление мониторинга реализации СРП по субъектам РФ и по стране в целом; обучение сотрудников администраций муниципальных образований, преподавателей вузов основным принципам, подходам и содержанию СРП; организация курсов повышения квалификации, а также формирование экспертных групп для проведения оценки устойчивости муниципалитетов в ЧС и участия в обучающих семинарах.

Для информационной и методической поддержки реализации в Российской Федерации Сендайской рамочной программы в ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) разработан и запущен русскоязычный интернет-сайт «СЕН-ДАИ — РОССИЯ» на базе международной облачной платформы Wix3. Сайт интегрирует информационные материалы, документы, программы и методические

материалы по снижению риска бедствий как российские, так и международные.

Контент данного сайта аккумулирует документы и материалы, отражает все текущие события, связанные с реализацией Сендайской рамочной программы в Российской Федерации, а также содержит архив прошедших мероприятий, который может быть полезен всем заинтересованным сторонам в реализации СРП на национальном и местном уровнях [4].

Вопросы реализации СРП были рассмотрены на заседании Совета Федерации 26 февраля 2016 года. Постановлением Совета Федерации4 от 26 февраля 2016 г. «О состоянии защиты населения и территории страны от чрезвычайных ситуаций» МЧС России рекомендовано «осуществлять меры по реализации приоритетов Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы в рамках функционирования РСЧС», а также «продолжить формирование системы стратегического планирования в области защиты населения и территории страны от чрезвычайных ситуаций, в основе которой должны быть приоритеты предупреждения чрезвычайных ситуаций».

В 2016-2017 гг. разработаны и в 2018 году Указом Президента Российской Федерации5 утверждены Основы государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года. В Плане мероприятий на 2019-2024 годы (I этап) по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года, утв. Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Ю. Борисовым 20 августа 2018 г. № 6664п-П4, одним из приоритетных направлений определена реализация Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы, в том числе предусмотрено участие в международных мероприятиях по обмену передовым опытом реализации СРП, а также привлечение муниципальных образований к участию в глобальной кампании ООН по повышению устойчивости городов «Мой город готовится!».

В последних документах стратегического планирования, принятых в Российской Федерации в 20192020 гг., задачи защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, направленные на снижение риска бедствий, сформулированы без привязки к целям и задачам СРП. Так, Указом Президента Российской Федерации от 16 октября 2019 г № 501 утвержден основополагающий документ стратегического планирования в области СРБ в Российской Федерации — «Стратегия в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»6 (далее — Стратегия). В Стратегии

3 Адрес сайта - https://www.srpsrb.org/

4 Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://council.gov.ru/ activity/documents/64982/ (дата обращения: 03.10.2021).

5 Указ Президента Российской Федерации от 11 января 2018 г № 12 «Об утверждении Основ государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года».

6 Указ Президента Российской Федерации от 16 октября 2019 г № 501 «О Стратегии в области развития гражданской

обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года».

сформулирована цель в области СРБ, актуальная для России: «повышение уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях, пожарах и происшествиях на водных объектах»7. В Плане мероприятий на 2020-2024 годы по реализации Стратегии, утвержденном Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Ю. Борисовым 10 февраля 2020 г. № 1016п-П4, упоминание о СРП уже отсутствует.

Критерием выполнения Сендайской рамочной программы является достижение всех семи глобальных целевых показателей [1]. Стратегией же определено, что «механизмом оценки результатов деятельности в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах является сравнение текущих и прогнозно-плановых значений индикаторов (показателей)». При оценке результатов используются данные официального статистического наблюдения, а также информация, содержащаяся в Государственном докладе о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке материалов в Государственный доклад «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», начиная с 2009 года, главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации представляют данные о произошедших в отчетном году чрезвычайных ситуациях, включая материальный ущерб, возникший вследствие чрезвычайной ситуации. Стоит подчеркнуть, что в соответствии с п. 6 статьи 2 Федерального закона от 29 ноября 2007 года № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» представляемые

данные являются «административными данными», так как не являются документированными данными, представляемыми по формам федерального статистического наблюдения, и, по большому счету, не могут быть использованы в официальных докладах Президенту Российской Федерации о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Стратегией8 определены следующие показатели для оценки состояния защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (рис. 2).

В табл. 1 приведено сопоставление глобальных целевых показателей СРП с показателями Стратегии.

Существенным отличием глобальных показателей СРП от показателей Стратегии является применение в сравнительных целях не абсолютных, а относительных значений показателей.

Для измерения прогресса выполнения семи глобальных целевых задач СРП в 2018 году МСУОБ ООН9 запущен online-сервис SendaiMonitoring (URL: https://sendaimonitor.undrr.org/), позволяющий получать и анализировать результаты реализации СРП в глобальном и национальном масштабе. Данные по 38 показателям реализации глобальных целевых задач СРП странами-участниками вводятся в online-сервис через «национальные кабинеты». Ежегодно до 31 марта страны вводят актуальные данные по показателям за предыдущий год.

Специальным обращением МСУОБ ООН к государствам-членам в 2020 году было предложено ввести в систему мониторинга ретроспективные национальные данные по показателям: A — Число погибших в бедствиях; B — Число пострадавших в результате бедствий и, по возможности; С — Прямой экономический ущерб от бедствий и D — Ущерб, причиненный важнейшим объектам инфраструктуры за прошедшие годы, начиная с 2005 года.

Решением руководства МЧС России ввод национальных данных Российской Федерации в систему мониторинга СРП возложен на ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Рис. 2. Показатели для оценки состояния защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

7 Указ Президента Российской Федерации от 16 октября 2019 г № 501 «О Стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года».

8 Там же.

9 МСУОБ ООН — Управление ООН по уменьшению опасности бедствий.

Сопоставление глобальных целевых показателей СРП с показателями Стратегии

Таблица 1

Глобальные целевые показатели СРП Показатели Стратегии

Снизить количество чрезвычайных ситуаций — не менее чем на 25 процентов

А. Значительно снизить смертность в результате бедствий Снизить число погибших при чрезвычайных ситуациях — не менее чем на 25 процентов

В. Значительно сократить количество пострадавших -

С. Сократить прямые экономические потери Снизить размер прямого материального ущерба от чрезвычайных ситуаций — не менее чем на 6 процентов

D Значительно уменьшить показатели ущерба важнейшим объектам инфраструктуры, нарушений в работе основных служб

Е Значительно увеличить число стран, принявших национальные и местные стратегии СРБ

F Значительно расширить международное сотрудничество в области СРБ

G Значительно улучшить ситуацию с наличием систем раннего оповещения

Довести уровень укомплектованности поисково-спасательных формирований средствами ведения аварийно-спасательных работ до 97 процентов

Довести уровень технической оснащенности инфраструктуры системы управления МЧС России современными средствами обеспечения управления до 83,5 процента

(далее — Институт). Правом ввода национальных данных в систему мониторинга обладают конкретные специалисты (так называемые «Focal point»), уполномоченные правительствоами стран для передачи национальных показателей реализации Сендайской рамочной программы; при этом прием введенных данных в систему осуществляется после подтверждения этих данных другим специалистом (так называемым «Validator») [4].

Источниками данных являются официальные статистические данные и данные, представленные в специализированных базах данных по бедствиям, в той мере, в которой они существуют на национальном, территориальном и ведомственном уровнях.

Данные по показателям выполнения глобальных целевых задач СРП в Российской Федерации формируются аналогично показателям Стратегии — из официальной статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях и ежегодных Государственных докладов о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Порядок формирования официальной статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях и показателях, относящихся к их последствиям, определен Планом-графиком представления отчетов по формам федерального статистического наблюдения в системе МЧС России структурными подразделениями центрального аппарата, территориальными органами и организациями МЧС России (утв. приказом МЧС России от 11.01.2021 № 2 и приказом Росстата от 26.03.2021 № 168). Согласно этим приказам основными формами представления сведений о чрезвычайных ситуациях, произошедших на территории Российской Федерации,

являются: форма 5-ЧС «Итоговое донесение о чрезвычайной ситуации»10 и представляемая в Росстат ежеквартально форма федерального статистического наблюдения № СТАТ-ЧС.

Форма 5-ЧС содержит 26 основных показателей и более 100 подпоказателей, заполняется не позднее 15 суток после завершения ликвидации чрезвычайной ситуации. Представляется начальниками главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации в МЧС России (в Департамент оперативного управления МЧС России и Главное управление «Национальный центр управления в кризисных ситуациях»). Обобщенные данные ежеквартально представляются в Росстат и публикуются в ЕМИСС11.

В 2020-2021 годах в ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) выполнена научно-исследовательская работа «Разработка научно обоснованных рекомендаций по мониторингу показателей Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы в Российской Федерации для формирования национальной отчетности по реализации Сендайской рамочной программы в Российской Федерации с учетом международного опыта», результатом которой явилась система сбора, обработки и накопления национальных данных по показателям выполнения глобальных задач Сендайской рамочной программы [9].

В табл. 2 приведена сводная информация по формированию отчетности для online-сервиса Sendai Monitoring в Российской Федерации.

Реализация глобальных задач Сендайской рамочной программы снижения риска бедствий на 2015-2020 годы на местном уровне является наиболее эффективным и важным направлением работы по снижению риска бедствий. Эта деятельность требует широкой

10 Приказ МЧС России от 11.01.2021 № 2.

11 Приказ Росстата от 26.03.2021 № 168.

Таблица 2

Сводная информация по формированию отчетности для online-сервиса Sendai Monitoring в Российской

Федерации [9]

№ Обозначение глобального показателя 12 3 п/п 4 5 6 7 8

1 А А1 А2 A3 X X X X X

2 B B1 B2 B3 B4 B5 X X X

3 C C1 C2 C3 C4 C5 C6 X X

4 D D1 D2 D3 D4 D5 D6 D7 D8

5 E E1 E2 X X X X X X

6 F F1 F2 F3 F4 F5 F6 F7 F8

7 G G1 G212 G3 G4 G513 G6 X X

Примечание

Зеленым цветом обозначены показатели, по которым имеется официальная статистическая информация; отчетность формируется. Желтым цветом обозначены показатели, по которым информацию получить можно из официальных источников, но эту информацию требуется собирать и обрабатывать; отчетность формируется.

Оранжевым цветом обозначены показатели, информация для которых не собирается; отчетность не формируется.

информационной и пропагандистской работы в первую очередь с органами местного самоуправления и формирования у них понимания необходимости планирования мер по предупреждению бедствий, повышению готовности населения к ним, использования местных инициатив и полезных практик для снижения уязвимости населения и территорий муниципального образования к бедствиям.

Одним из механизмов реализации Сендайской рамочной программы на местном уровне является Глобальная кампания ООН по повышению устойчивости городов «Мой город готовится!» (далее — Кампания). Кампания, стартовавшая в мае 2010 г и финишировавшая в октябре 2020 г, объединила вее-заинтересованные стороны на местном уровне в деятельности по ряду направлений в области СРБ (сбор, анализ, прогноз, распространение информации о рисках, а также меры по снижению риска бедствий и восстановлению после бедствий). В конце 2020 года МСУОБ ООН была выдвинута новая глобальная инициатива, направленная на повышение устойчивости городов к бедствиям «Сделаем города устойчивыми-2030». ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) видит себя в этой инициативе в качестве полноправного партнера, осуществляющего научно-методическую поддержку участников инициативы в повышении устойчивости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Российской Федерации Кампания стартовала в январе 2017 года, когда в Институте при поддержке МЧС России и МСУОБ ООН был проведен первый обучающий семинар по реализации Сендайской рамочной программы на местном уровне, итогом которого стало присоединение к Кампании 6 российских городов [4]. За последующие годы при методической, информационной, организационной поддержке Института участниками Кампании стало 10 российских муниципальных образований (рис. 3).

Стоит отметить, что при всех положительных моментах Кампании наблюдается недостаточная заинтересованность глав городов (муниципальных образований) в поддержке этой инициативы. Это показал опрос ряда членов Ассоциации малых и средних городов России, проведенный в 2018 году [10].

В 2020 году при поддержке первого заместителя Министра по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям А. П. Чуприяна ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) реализован пилотный проект «Мой город — без опасностей», основанный на международных подходах к самооценке устойчивости муниципальных образований в ЧС с учетом российских реалий. Институт осуществлял координационную, научно-методическую и информационную поддержку участников.

В пилотном проекте было зарегистрировано 285 участников — городов (более 14% от общего количества городских округов и городских поселений Российской Федерации). Более подробно о пилотном проекте представлено в работе [11].

Сотрудниками Института разработана методика, на основе которой экспертная группа определила 16 победителей по 4 категориям, которые были сформированы в зависимости от количества проживающего населения (рис. 4).

В 2021 году в рамках Международного салона средств обеспечения безопасности «Комплексная безопас-ность-2021» был проведен круглый стол «Пилотный проект «Мой город—без опасностей», на котором были подведены итоги и обозначены стратегические перспективы проекта.

Кроме того, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) и КНИТУ — КАИ14 в г Казани при участии МСУОБ ООН, Администрации г. Казани, а также МГТУ им. Н. Э. Баумана15 провели Международную научно-практическую конференцию: «Пятилетие реализации Сендайской рамочной программы на национальном и местном уровях: итоги

12 Показатель не активирован в системе «Сендай-мониторинг».

13 То же.

14 КНИТУ-КАИ — Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева.

15 МГТУ им. Н.Э.Баумана — Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана.

Рис. 3. Фрагмент страницы раздела «Кампания «Мой город готовится!» — часть Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы» сайта «СЕНДАЙ-РОССИЯ» [http://www.srpsrb.org/]

Рис. 4. География победителей пилотного проекта «Мой город

— без опасностей»

и перспективы», в рамках которой большое внимание было уделено сотрудничеству академических и образовательных организаций, МЧС России и администраций городов в области снижения риска бедствий.

В дальнейшем по результатам накопленных материалов одним из ключевых направлений научной деятельности Института может стать разработка стандарта безопасности муниципального образования, что позволит сосредоточить деятельность на предупреждении чрезвычайных ситуаций в большей степени, чем на ликвидации. Руководство МЧС России признает потенциал данного направления. Не случайно в План мероприятий МЧС России в рамках проведения в 2021 году в Российской Федерации года науки и технологий, утвержденный распоряжением МЧС России от 01.04.2021 № 254, внесено мероприятие «Участие в глобальной кампании ООН по повышению устойчивости городов «Мой город готовится!» и пилотном проекте МЧС России «Мой город — без опасностей».

Выводы

Таким образом, имея утвержденные документы стратегического планирования в области защиты населения и территорий от ЧС, Российская Федерация

Литература

1. Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий на 2015-2030 гг. [Электронный ресурс] // URL: https://www. unisdr.org/files/43291_russiansendaiframeworkfordisasterri.pdf (дата обращения: 08.09.2021).

2. Разработка терминологии и индикаторов прогресса в области реализации Сендайской рамочной программы по уменьшению риска бедствий на 2015-2030 годы / И. Ю. Олтян, Т. Л. Ляховец // Технологии гражданской безопасности. 2016.Т. 13. № 1(47). С. 22-26.; Олтян, И. Ю. Показатели и критерии выполнения Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на национальном и местном уровне / И. Ю. Олтян, Т. Л. Ляховец, Р. Л. Галиуллина // Технологии гражданской безопасности. 2017. Т. 14. № 3(53). С. 8-14.

3. Денисова Е.Д. Стратегическое планирование как способ достижения устойчивого социально-экономического развития регионов [Электронный ресурс] // URL: http://journals.bukep. ru:172/index.php/path1/article/view/152/93 (дата обращения: 02.09.2021).

4. Олтян И. Ю., Арефьева Е. В., Крапухин В. В., Верескун А. В., Котосонова М. Н., Балер М. А. Реализация Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий в Российской Федерации. Итоги пятилетия: Учеб. пособ. / Под общ. ред. И. Ю. Олтян. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2021. 344 с.: ил.

5. Опыт локализации и внедрения Целей устойчивого развития в странах — лидерах в данной сфере / Т. А. Ланьшина, В. А. Баринова, А. Д. Логинова [и др.] // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2019.Т. 14. № 1. С. 207-224. DOI 10.17323/1996-7845-2019-01-12.

6. Родионова И. Ю. Применение метода SWOT-анализа для оценки Сендайской рамочной программы по снижению бедствий на 2015-2030 годы / Арабидзе И.Т., Лябах А.Ю., Родионова И.Ю. // Электронный научный журнал «ГосРег». 2018. № 4 [Электронный ресурс] // URL: http://gosreg.amchs.ru/ pdffiles/26number/articles/Rodionova-Lyabakh-Arabidze-26.pdf (дата обращения: 08.09.2021).

7. Чижиков Э. Н. Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий: Евразийский аспект / Э. Н. Чижиков, В. Н. Лукин // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2018. № 2-2(22). С. 22-33.

активно движется в направлении снижения риска бедствий (ЧС). Вместе с тем, в Российской Федерации мейнстримом является именно повышение готовности к ЧС, в отличие от СРП, где основное внимание уделено деятельности по предупреждению бедствий и вовлечению местных органов власти и гражданского общества в деятельность по СРБ.

По итогам пяти лет работы ряд авторов, в том числе [12, 13], пришел к выводу, что в Российской Федерации отсутствуют сколько-нибудь полезные результаты внедрения СРП, в том числе и за счет того, что СРП внедряется «сверху вниз» [13] вместо инициатив снизу, от гражданского общества до органов власти различного уровня.

Авторы полагают, что инициативы гражданского общества, особенно в регионах РФ, в которых индивидуальный риск чрезвычайных ситуаций выше допустимого индивидуального риска ЧС, установленного для субъекта Российской Федерации16, могут сыграть свою положительную роль в создании условий для снижения уязвимости и формирования потенциала противодействия бедствиям; повысить социальный потенциал городов и политический потенциал лидеров и позволить Российской Федерации остаться на лидирующих позициях в вопросах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

8. Об основных направлениях деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по реализации Сендайской рамочной программы действий по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы / М. И. Фалеев, С. Н. Грязнов, А. В. Дымков, А. С. Старостин // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2015.Т. 5.№ 2 (9). С. 38-49.

9. Отчет о 1 этапе НИР «Разработка научно обоснованных рекомендаций по мониторингу показателей Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы в Российской Федерации для формирования национальной отчетности по реализации Сендайской рамочной программы в Российской Федерации с учетом международного опыта» (п. 6 раздела IV Плана НИОКР МЧС России на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, утв. приказом МЧС России от 29.01.2021 № 37).

10. «Мой город готовится!»: участие и воздействие жителей на существующие формы управления снижением рисков бедствий при развитии российских городов / С. В. Белкин, В. В. Воронин, А. С. Гудожникова, О. Н. Попова // Проблемы анализа риска. 2018. Т. 15. № 4. С. 20-29.

11. Олтян И. Ю., Жданенко И. В., Котосонова М. Н. Пилотный проект «Мой город — без опасностей. Итоги и перспективы» // Наука и технологии обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях: Материалы мероприятий деловой части программы, организатором которых выступил ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). Ч. 1 / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2021. 328 с.

12. Арабидзе И. Т., Родионова И. Ю. Поиск решений некоторых проблем реализации Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы в Российской Федерации с использованием метода кейс-стади. Электронный научный журнал «ГосРег». 2019. № 2 [Электронный ресурс] // URL: http://gosreg.amchs.ru/gos-reg-bezopasnosti/arabidze-i-t-rodionova-i-yu-poisk-reshenij-nekotoryx-problem-realizacii-sendajskoj-ramochnoj-programmy-po-snizheniyu-riska-bedstvij-na-2015-2030-gody-v-rossijskoj-federacii-s-ispolzovaniem-metoda-k.html (дата обращения: 08.09.2021).

13. Goryushina E. M. Challenges of the Sendai Framework for Disaster Risk Reduction Adaption in Russia. IOP Conference Series: Earth and Environmental Sciencethis link is disabled, 2021, 720 (1), 012101.

16 ГОСТ Р 22.10.02- 2016 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Допустимый риск чрезвычайных ситуаций.

Сведения об авторах

Олтян Ирина Юрьевна: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), ученый секретарь (в ранге зам. нач. института). 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-таИ: irenaoltyan@mail.ru SPIN-код: 3476-5213.

Арефьева Елена Валентиновна: д. т. н., доц., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), г. н. с. науч.-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-таИ: elaref@mail.ru SPIN-код: 2738-6323.

Крапухин Вячеслав Всеволодович: к. физ.- мат. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), в.н.с. науч.-исслед. отд. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-т^И: info_sapphir@mail.ru SPIN-код: 4663-7700.

Information about authors

Oltyan Irina Y.: PhD (Technical Sc.), All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Scientific Secretary (in the rank of Deputy Head of the Institute). 7, Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: irenaoltyan@mail.ru SPIN-scientific: 3476-5213.

Arefeva Elena V.: ScD (Technical Sc.), Assistant Professor, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Chief Researcher, Research Center. 7, Davydkovskaya st., Moscow, 121352, Russia. e-mail: elaref@mail.ru SPIN-scientific: 2738-6323.

Krapukhin Viacheslav V.: PhD (Phys. and Math), All-Russian

Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Leading

Researcher, Research Department.

7, Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia.

e-mail: info_sapphir@mail.ru

SPIN-scientific: 4663-7700.

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

Степанов В.Я. Чернобыль: взгляд сквозь годы. Выпуск 6. Сер. Звезда Чернобыля http://elibrary.ru/item.asp?id=25889316

Пучков В.А. Настольная книга руководителя гражданской обороны. Изд. 3-е, актуализ. и дополн. https://elibrary.ru/item.asp?id=29123709

Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2015 году» https://elibrary.ru/item.asp?id=29106705

Мануйло О.Л. и др. Справочник руководителя гражданской обороны http://elibrary.ru/item.asp?id=26175476

Прищепов Д.З. и др. Сборник результатов интеллектуальной деятельности МЧС России http://elibrary.ru/item.asp?id=26516650

Андриченко Л.В. и др. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О Защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» http://elibrary. ru/item.asp?id=26340272

Онищук Ю.Ю. и др. Проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктическом регионе. Безопасный город в Арктике. Международная научно-практическая конференция. Звенигород, 6-8 апреля 2016 г. Материалы конференции http://elibrary.ru/item.asp?id=26496405

Баньщикова З.Е. и др. Справочное пособие по организации выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и проведению аварийно-спасательных работ силами и средствами органов государственной власти, органов местного самоуправления в мирное и военное время http://elibrary. ru/item.asp?id=26212676

Дурнев Р.А. и др. Технологии подготовки диссертационных работ в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Научно-методическое издание http://elibrary. ru/item.asp?id=26340114

Пучков В.А. и др. Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации. Материалы Всероссийского совещания с руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проблемам гражданской обороны и защиты населения и XII Научно-практической конференции http://elibrary.ru/item.asp?id=26496461

Воронов С.И. и др. Актуальные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения. XXI Международная научно-практическая конференция по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Ногинск, 17-18 мая 2016 г. Сборник докладов http://elibrary. ru/item.asp?id=26496652

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.