Научная статья на тему 'ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ПРОГРАММ СОЗДАНИЯ УСТОЙЧИВЫХ СООБЩЕСТВ В КОНТЕКСТЕ ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ БЕДСТВИЙ'

ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ПРОГРАММ СОЗДАНИЯ УСТОЙЧИВЫХ СООБЩЕСТВ В КОНТЕКСТЕ ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ БЕДСТВИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВЫЕ СООБЩЕСТВА / СЕНДАЙСКАЯ РАМОЧНАЯ ПРОГРАММА / ФИНАНСИРОВАНИЕ В СНИЖЕНИЕ РИСКА БЕДСТВИЙ / ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / СТРАТЕГИИ СНИЖЕНИЯ РИСКА БЕДСТВИЙ / ИНВЕСТИРОВАНИЕ В УСТОЙЧИВЫЕ СООБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дерендяева Ольга Александровна

В статье анализируется деятельность Азиатского центра уменьшения опасности бедствий (ADRC) в контексте инвестирования в создание устойчивых сообществ; будут выделены ключевые направления работы, важные для изучения соответствующими ведомствами МЧС России при реализации собственных проектов в данном направлении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дерендяева Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL ASPECT OF THE SUSTAINABLE COMMUNITIES CREATION PROGRAM IMPLEMENTATION IN THE CONTEXT OF NATURAL AND CLIMATE DISASTERS

The article analyzes the activities of the Asian Disaster Reduction Center (ADRC) in the context of investing in building resilient communities; key areas of work will be highlighted that are important for study by the relevant departments of the EMERCOM of Russia when implementing their own projects in this field.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ПРОГРАММ СОЗДАНИЯ УСТОЙЧИВЫХ СООБЩЕСТВ В КОНТЕКСТЕ ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ БЕДСТВИЙ»

Взгляд молодого ученого Young scientist view

УДК 551.582

Финансовый аспект имплементации программ создания устойчивых сообществ в контексте природно-климатических бедствий

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2021

О.А. Дерендяева

Аннотация

В статье анализируется деятельность Азиатского центра уменьшения опасности бедствий (ADRC) в контексте инвестирования в создание устойчивых сообществ; будут выделены ключевые направления работы, важные для изучения соответствующими ведомствами МЧС России при реализации собственных проектов в данном направлении.

Ключевые слова: устойчивые сообщества; Сендайская рамочная программа; финансирование в снижение риска бедствий; цели устойчивого развития; стратегии снижения риска бедствий; инвестирование в устойчивые сообщества.

Financial Aspect of the Sustainable Communities Creation Program Implementation in the Context of Natural and Climate Disasters

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2021

O. Derendyaeva

Abstract

The article analyzes the activities of the Asian Disaster Reduction Center (ADRC) in the context of investing in building resilient communities; key areas of work will be highlighted that are important for study by the relevant departments of the EMERCOM of Russia when implementing their own projects in this field.

Key words: sustainable communities; Sendai Framework; financing for disaster risk reduction; sustainable development goals; disaster risk reduction strategies; investing in sustainable communities.

12.06.2021

Существует большое количество способов измерения показателей устойчивого развития, хотя ни один из них не является универсальным. Обычно каждое государство использует самостоятельные математические модели для определения показателей устойчивости, которых также существует порядка ста наименований. Таких, как The Regional Resiliency Assessment Program (RRAP) в США. Первоначально выбираются крупные категории, такие как: экономика, экология, социальная сфера, стихийные бедствия и др. Затем в каждой группе создается около десяти подгрупп, на основе которых проводится детальное изучение отдельного региона в стране, далее на основе математических рядов создаются карты показателей устойчивости для каждой отдельной группы. Международный показатель достижения целей в области устойчивого развития (SDGI) стал использоваться относительно недавно для оценки успехов различных стран в достижении целей устойчивости. Он все еще дорабатывается. Для составления данного индекса берутся количественные показатели временных рядов с условной датой отсчета. Для определения индекса также существует целый ряд количественных показателей. Расходы государств на

реализацию программ устойчивости являются важным показателем развития программ устойчивости. Инвестиции являются важнейшим критерием оценки эффективности и прогресса в этом направлении.

Тема становится все более актуальной и широко обсуждается на различных международных площадках. В статье анализируется деятельность Азиатского центра уменьшения опасности бедствий (ADRC) в контексте инвестирования в создание устойчивых сообществ; будут выделены ключевые направления работы, важные для изучения соответствующими ведомствами МЧС России, при реализации собственных проектов в этом направлении.

За десятилетний период, с 2005 по 2014 год, в результате стихийных бедствий во всем мире погибло около 700 000 человек, а общий экономический ущерб достиг примерно 1,3 триллиона долларов. Кроме того, как показано на диаграммах ниже (рис. 1 и рис. 2)1, на Азиатский регион приходится почти половина как смертей, так и финансовых убытков от стихийных бедствий в мире.

Усиление роли Азиатско-Тихоокеанского региона в процессе реализации Сендайской рамочной

Количество смертей и пропавших без вести (1000

человек)

jgk 16%

Л 1 ■ Азия

Л ■ Африка

« Северная и Южная Америка

1 ■ ■ Европа

* Океания

29%

Рис. 1. Соотношение количества смертей и пропавших без вести от бедствий в мире

Рис. 2. Соотношение убытков от бедствий в мире

1 Japan's Disaster Risk Reduction Cooperation and the "High School Students Islands Summit on World Tsunami Awareness Day 2017 in Okinawa" [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Японии. URL: https://www.mofa.go.jp/policy/ oda/white/2017/html/topics/topics05.html (Дата обращения: 10 июня 2021 г).

Таблица

Сведения об инвестициях двенадцати экономик Азии в проекты снижения риска бедствий

Страна Инвестиции (млрд долл. США) Доля в ВВП (%) Период бюджетных данных Источник

Китай 33,1 (2016) 0,28 1960-2016 Мин. водных ресурсов

Япония 17,5 (2014) 0,39 1875-2017 Кабинет канцелярии

Республика Корея 1,9 (2016) 0,13 1992-2016 Мин. земли, инфраструктуры и транспорта

Индия 1,5 (2015) 0,07 1990-2015 Мин. финансов

Филиппины 1,4 (2016) 0,44 1980-2016 Деп. управления бюджетом

Индонезия 0,5 (2017) 0,05 2006-2016 Мин. общественных работ

Таиланд 0,4 (2017) 0,09 2008-2017 Королевское Управление Ирригации, Деп. общественных работ и планирования страны, Бангкокская столичная администрация

Тайвань 0,3 (2016) 0,06 1977-2016 Агентство водных ресурсов

Вьетнам 0,1 (2015) 0,05 2011-2015 Мин. планирования и инвестиций

Малайзия 0,1 (2017) 0,04 2006-2018 Мин. финансов

Бангладеш 0,06 (2017) 0,02 2014-2018 Мин. водных ресурсов

Пакистан 0,0007 (2017) 0,0002 1978-2017 Федеральная комиссия по наводнениям

программы, особенно приоритета 3: «инвестиции в уменьшение опасности бедствий для создания устойчивости», привело к появлению большого количества научных работ, посвященных этой тематике. В таблице2 представлены инвестиции двенадцати экономик Азии в снижение риска бедствий.

В работе «Концепция тотального управления рисками стихийных бедствий», написанной сотрудниками Азиатского центра уменьшения опасности бедствий в 2005 году, изложены два основных принципа тотального управления рисками бедствий: во-первых, вовлеченность всех заинтересованных сторон; во — вторых, имплементация на всех стадиях управления риском бедствий [1].

Следующим этапом стало создание методологии распределения и отслеживания снижения риска бедствий в национальных государственных инвестициях. В справочном документе, подготовленном для Глобального оценочного отчета по снижению риска бедствий 2013 года, было предложено поощрять национальные государственные инвестиции для эффективного снижения риска бедствий. В этом документе рассматривались результаты анализа, проведенного, в частности, Управлением Организации Объединенных Наций по снижению риска бедствий (UNISDR) и Азиатским банком развития (АБР), Всемирным банком (ВБ) и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Эти исследования, вызванные растущим интересом министерств финансов и планирования, показали, как национальные правительства стремятся включить проекты по уменьшению опасности бедствий в портфели государственных инвестиций и сформулировать стратегии управления рисками стихийных бедствий в качестве неотъемлемой части более комплексной политики управления финансовыми рисками [2].

Далее исследования проводились по различным отраслям, таким как: наводнения, цунами, землетрясения и др. Авторы работ, представители различных международных агентств (Агентство международного сотрудничества Японии, Китайское агентство международного развития и сотрудничества и др.) проводили всестороннюю оценку ситуации в области инвестиций в уменьшение опасности бедствий [3, 4].

Большинство стран АТР подвержено большому количеству катаклизмов. Многие из них входят в пятерку государств, наиболее страдающих от различных стихийных бедствий. За последнюю декаду Китай, Индия, Индонезия и Филиппины вошли в первую пятерку стран с наибольшим количеством ежегодных стихийных бедствий. Рост урбанизации и материальная подверженность воздействиям экстремальных явлений являются серьезной движущей силой увеличения убытков.

Таким образом, создание Азиатского центра уменьшения опасности бедствий стало важнейшим этапом развития программ устойчивости и уменьшения опасности бедствий в регионе АТР. Данный центр был основан в Кобе, префектура Хиого, в 1998 году с миссией повышения устойчивости стран-членов к бедствиям, построения безопасных сообществ и создания общества, в котором возможно устойчивое развитие. ADRC работает над созданием устойчивых к стихийным бедствиям сообществ и установлением сетей между странами посредством обмена персоналом и множеством других программ.

Центр реализовал ряд успешных проектов: веб-сайт АЭЯС разработал базу данных с информацией о стихийных бедствиях, которую он публикует из различных источников с 1998 года. Обобщенная информация с прямыми ссылками на исходные источники данных обеспечивает быстрый поиск и извлечение информации.

2 Материалы взяты из: 1) Eckstein D., V. Kunzel and L. Schafer. 2017. Global Climate Risk Index 2018. German Watch: Bonn. 2) MikioIshiwatari. Investing in Disaster Risk Reduction: Scale and Effect of Investment in Flood Orotection in Asia MikioIshiwatari Senior Advisor on Disaster Management and Water Resources Management. June 2019, Project: Research on demand estimate on infrastructure in Asia. The University of Tokyo.

База данных содержит: краткую сводку стихийных бедствий (даты, места и описания); краткое описание статуса ущерба и ссылки на информацию, классифицированную как отчеты / статьи, географические данные; информацию о чрезвычайной помощи; срочные отчеты из стран-членов ADRC и графическую информацию. Информация постоянно обновляется по мере поступления. Кроме того, был создан многоязычный глоссарий по стихийным бедствиям на английском, французском, испанском, китайском, корейском и японском языках.

С 2001 года ADRC применяет глобальную единую уникальную схему идентификации стихийных бедствий в качестве инструмента для облегчения обмена информацией о стихийных бедствиях, хранящейся в архивах организаций по всему миру. Проект, известный как новая инициатива Глобального уникального идентификатора катастрофы (GLIDE), был запущен совместно с такими организациями, как Управление ООН по координации гуманитарных вопросов (UNOCHA). GLIDE, — это открытый стандарт, доступный бесплатно для всех, кто интересуется данными о катастрофах. Использование GLIDE способствует прозрачному взаимодействию и эффективному извлечению информации о стихийных бедствиях из множества источников, тем самым облегчая управление данными о стихийных бедствиях и их анализ.

Система поддержки управления рисками стихийных бедствий Проект «Sentinel Asia» был запущен в 2006 году с целью создания системы управления рисками стихийных бедствий в Азии с использованием спутников. ADRC получает запросы на наблюдение за чрезвычайными ситуациями от стран-членов и других организаций, которые участвуют в совместных проектах. Система поддержки управления стихийными бедствиями также является частью проекта «Sentinel Asia» и через нее ADRC предлагает карты и спутниковые изображения, а также информацию о стихийных бедствиях в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Азиатская конференция по уменьшению опасности бедствий ADRC созывает ежегодную международную конференцию, Азиатскую конференцию по уменьшению опасности бедствий (ACDR). В работе ACDR принимают участие должностные лица по управлению рисками стихийных бедствий из стран-членов, а также эксперты по стихийным бедствиям из международных организаций; ее цель: способствовать обмену информацией и идеями, а также укреплять партнерские отношения между участвующими странами и организациями. Ожидается, что ACDR будет способствовать реализации приоритетных действий Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы (СРП) [5].

В данной программе объясняется и подчеркивается, что упреждающее планирование и инвестиции в снижение риска бедствий на основе надлежащей оценки риска очень рентабельны и могут предотвратить будущие убытки, связанные с бедствиями, одновременно способствуя устойчивому развитию [6]. Инвестиции государственного и частного секторов в содействие

пониманию, предотвращению и снижению рисков бедствий с помощью структурных, неструктурных и функциональных мер являются обязательными для повышения устойчивости людей, сообществ и стран. Это в равной степени способствует защите и поддержанию социальных активов, таких как: окружающая среда, экономика, здоровье и культура, которые составляют основу устойчивого развития.

Все эти компоненты являются движущими силами технологических инноваций, улучшения здоровья, экономического роста и создания рабочих мест. Такие инвестиции в снижение риска бедствий для повышения устойчивости также очень рентабельны с точки зрения защиты жизни и здоровья, предотвращения и сокращения ущерба и потерь; эффективного осуществления мер по восстановлению, реабилитации и реконструкции. Однако в большинстве стран упреждающие инвестиции в снижение риска бедствий все еще не являются обычной практикой, что приводит к значительному снижению готовности.

Инвестиционное планирование должно стать неотъемлемой частью национальных стратегий снижения риска бедствий (СРБ) в соответствии с Целями устойчивого развития (ЦУР), чтобы заполнить этот пробел в этих странах. На основе общего понимания проактивных инвестиций ожидается, что академическое сообщество, частный и государственный секторы предпримут действия по выявлению рисков стихийных бедствий, которые должны быть снижены каждым местным сообществом или страной и будут привлекать инвестиции для повышения устойчивости в сотрудничестве с национальными и местными органами власти, другими заинтересованными сторонами.

СРП подчеркивает упреждающее планирование и инвестиции как основу для эффективного снижения риска бедствий и рекомендует отказаться от традиционных подходов к реагированию на бедствия [6]. Основой для такого проактивного подхода является получение полного научного понимания процессов опасностей и полного знания более широкого социально-экономического и культурного контекста, включая основные факторы, такие как бедность, неравенство и социальные конфликты [7-10].

Таким образом, государственные инвестиции должны быть неотъемлемой частью национальных планов по снижению риска бедствий. Эти стратегии должны основываться на надежном финансовом планировании [11]. На рис. 33 представлены общие рамки государственных инвестиций в снижение риска бедствий в государствах АТР.

Для этой цели такие организации, как ADRC, играют важную роль не только в разработке схем оценки, но также в оценке и демонстрации устойчивости упреждающих инвестиций. Следует учитывать, что меры по снижению риска бедствий, а также их рентабельность сильно зависят от социально-экономического контекста. Очень важно, чтобы меры по СРБ соответствовали ЦУР. Таким образом, развитие сетей социальной защиты и искоренение бедности должны

3 Источник: составлено автором по материалам сайта ADRC [5].

Инвестиции государства

Поо1дрение передачи рис к а

1

Обеспечение предупреждения

Л

Управление _

чрезвычайными Помощь после

ситуациями чрезвычайны* ситуаций

Обеспечение инфраструктуры и ее укрепление

Премиальные субсидии Сокращение прямых

потерь

Экстренная поиощь пособи»; средс!»» «а

ремонт/ восстановление

Снижение ставки страхового взноса Т *

Продвижение страхового участия

Сокращение Сокращение расходов расходов

Уменьшение непрямого воздействия

Продвижение восстановления после чрезвычайной ситуации

Делегирование риска другим сторонам

г потерь к воздействия

* ► Ж

Снижение риска бедствий

Передача издержек от потерь государству

Рис. 3. Схема государственных инвестиций в СРБ

быть неотъемлемой частью предлагаемых мер по СРБ [12]. Институциональный консенсус по политике СРБ в отношении пороговых значений и критериев для инвестиций должен быть выработан на национальном уровне (например, Министерство финансов) [13, 14, 11]. В свою очередь, АЭЯС поддерживает национальные платформы, предлагая решения по СРБ с учетом рисков, интегрированные в планирование развития [13, 14].

Из-за глобализации торговли и цепочек поставок местные опасности и бедствия могут во все большей степени вызывать глобальные последствия. Наглядными примерами являются влияние землетрясения и цунами на Большом Востоке Японии, а также наводнений в Таиланде в 2011 году на нарушение всемирной цепочки поставок автомобильных компонентов, жестких дисков и другого электронного оборудования. Эта взаимозависимость ресурсов и рисков требует комплексных подходов с точки зрения государственно-частного партнерства. Соответствующие инструменты еще предстоит полностью разработать. Ожидается, что академический сектор и лица, определяющие политику, разработают руководящие принципы по снижению риска продуктов и услуг, чтобы помочь таким общим усилиям. В некоторых странах частный сектор уже участвует в деятельности по национальному развитию. Связанные с этим научные знания частного сектора оказывают существенное влияние на принятие решений.

Так, в статье Акиюки Кавасаки из Токийского университета указывается, что:«Академический сектор должен и далее поддерживать научную деятельность частного сектора и поощрять частный сектор принимать обоснованные решения, основанные на научных и технологических данных. Частно-государственное партнерство следует лучше всего укреплять, чтобы уменьшить воздействие на окружающую среду и здоровье, а также повысить устойчивость сообщества,

в которое вовлечены как частный, так и государственный сектор. DRR — аспект корпоративной социальной ответственности (CSR) с расширением взаимного общения приветствуется для широкого внедрения DRR» [15].

Во Втором оценочном докладе об изменении климата на территории России [16] указано, что средняя глобальная температура в XXI в. будет возрастать. Ожидается рост повторяемости, продолжительности и интенсивности экстремальных явлений, связанных с очень высокими температурами воздуха у поверхности суши. Россия также вовлечена в процессы снижения риска бедствий со странами региона АТЭС. «Инициатива России по созданию сетей антикризисного управления предусматривает поэтапное соединение действующих кризисных центров стран и международных организаций в региональные сети, которые должны стать основой глобальной системы противодействия стихийным бедствиям. Первый пилотный сегмент этой глобальной международной сети кризисных центров предполагается сформировать в регионе АТЭС, наиболее подверженном рискам стихийных бедствий» [17, стр. 8].

В последние годы российское международное стратегическое партнерство по снижению риска бедствий выходит на новый этап развития. Особая роль в реализации СРП отведена инициативным государственным обязательствам стран-участниц и налаживанию глобальных партнерских связей. В целях реализации этих задач Россией был выдвинут ряд инициатив, направленных на укрепление международного сотрудничества, которые включают: создание сетей глобального антикризисного реагирования; усиление гуманитарной деятельности; развитие информационно-аналитической кооперации и др. [18, стр. 40]. Все эти инициативы требуют скоординированного финансирования.

Постоянно укрепляются механизмы сотрудничества по борьбе со стихийными бедствиями, в том числе

в области совместного финансирования посредством создания совместных проектов мониторинга и прогнозирования. В июне 2014 года был подписан меморандум о взаимопомощи между Китаем и Россией по трансграничным водным ресурсам и борьбе с наводнениями [19]. Стороны создали совместную рабочую группу, которая ежегодно проводит специальные встречи и взаимные визиты для укрепления общего сотрудничества в борьбе с наводнениями. В последние годы заметна быстрая смена парадигмы развития Китая — она становится все более направленной на интеграцию со странами Евразийского континента и вынос на их территорию ресурсоемких производств. Эта тенденция стала особенно очевидна с 2013 г., когда в Китае оформилась инициатива «Экономического пояса Шелкового пути», было учреждено около 20 финансовых институтов для поддержки зарубежных инвестиций [20].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Начиная с сезона паводков в 2015 году [21 стр. 24], в дополнение к исходным данным каждая сторона начала предоставлять данные еще для двух ключевых водохранилищ и 15 гидрологических станций на случай возможного наводнения, что обеспечило прочную поддержку научной платформы по изучению стихийных бедствий. Каждый год соответствующие региональные власти двух сторон проводят встречи для анализа ситуации с наводнениями в период весенних заторов с целью координации двусторонних усилий по эффективному предотвращению ледяных заторов. В августе 2015 года, когда в прибрежном приграничном городе Уссурийске в России произошло наводнение, Министерство водных ресурсов Китая предоставило российской стороне информацию о паводковой ситуации и инженерной ситуации на реке Суйфэнь, чтобы должным образом справиться с этой катастрофой.

Стихийные бедствия представляют собой общую угрозу для всего человечества. Поэтому предотвращение и уменьшение опасности стихийных бедствий требует совместных усилий всех стран. Реализация региональных проектов совместного финансирования представляет собой новый уровень сотрудничества между странами. Соответствующие программы международных организаций по снижению риска бедствий, такие как разработка схем оценки и демонстрации устойчивости упреждающих инвестиций ADRC и др., являются важным примером для изучения и дальнейшего развития.

Литература

5. Asian disaster reduction center (electronic source)/Available at: https://www.adrc.asia/project/ (accessed 07 June 2021).

6. UNISDR (United Nations Office for Disaster Risk Reduction), "Sendai Framework for Disaster Risk Reduction 2015-2013", United Nations, 2015, r (electronic source)/ Available at: https:// www.unisdr.org/files/43291sendaiframeworkfordrren.pdf (accessed 08 June 2021).

7. Cutter S. L., Boruff B. J., Shirley W. L. Social Vulnerability to Environmental Hazards, Social Science Quarterly, Vol. 84, No. 2, pp. 242-261, 2003.

8. Demetriades J., Esplen E. The Gender Dimensions of Povertyand Climate Change Adaptation, IDS Bulletin, Vol.39, No. 4, pp. 24-31, 2009.

9. Dercon S., ChristiaensenL. Consumption risk, technologyadoption and poverty traps: Evidence from Ethiopia, J. of Development Economics, Vol. 96, No. 2, pp. 159-173, 2011.

10. Pelling M. Assessing urban vulnerability and social adaptation risk: Evidence from Santo Domingo," Int. Development PlanningReview, Vol.24, No.1, pp. 59-76, 2002.

11. Tatano H. Investing in DRR for Resilience, Global Forum on Science and Technology for Disaster Resilience 2017, Tokyo, Japan, 2017.

12. Thomalla F. Investing in DRR for Resilience: Promoting equitable and resilient development, Global Forum on Science and Technology for Disaster Resilience 2017, Tokyo, Japan, 2017.

13. Takeya K. Support for Target(e), Local DRR Strategy for Future Investment, Global Forum on Science and Technology for Disaster Resilience 2017, Tokyo, Japan, 2017.

14. Amano Y. Promote public investment in DRR, Global Forumon Science and Technology for Disaster Resilience 2017, Tokyo, Japan, 2017.

15. Akiyuki Kawasaki. JakobRhyner. Investing in Disaster Risk Reduction for Resilience: Roles of Science, Technology, and Education. December 2018. Journal of Disaster Research 13(7) рр. 1181-1186. D0I:10.20965/jdr. 2018, p1181.

16. Второй оценочный доклад об изменении климата на территории России. М.: Росгидромет, 2014.

17. Олтян И. Ю., Арефьева Е. В. Роль международного сотрудничества в области совершенствования прогнозирования рисков бедствий с учетом глобальных климатических изменений // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2017. № 4 (47). С. 7-9.

18. Фалеев М. И., Грязнов С. Н., Дымков А. В., Старостин А. С. Об основных направлениях деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по реализации Сендайской рамочной программы действий по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2015. Т. 5. № 2. С. 38-48.

19. Меморандум о взаимопонимании в области межрегионального и приграничного сотрудничества между Министерством регионального развития Российской Федерации и Государственным комитетом Китайской Народной Республики по развитию и реформам [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https:// docs.cntd.ru/document/420202484 (дата обращения: 10.06.2021).

20. Госкомитет по делам развития и реформ, Министерство иностранных дел и Министерство коммерции КНР «Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути XXI века» [Электронный ресурс] // Электронный ресурс МИД КНР URL: http://www.fmprc.gov.cn/ rus/zxxx/t1254925.shtml (дата обращения: 10.06.2021).

21. Симонов Е. А., Никитина О. И., Осипов П. Е., Егидарев Е. Г., Шаликовский А. В. Мы и амурские наводнения: невыученный урок? Попытка комплексного осмысления проблемы и вариантов ее решения / Под ред. А. В. Шаликовского. М.: Всемирный фонд дикой природы (WWF), 2016. 216 с.

Сведения об авторе

1. Total disaster risk management. Good practices (electronic source)/Available at: http://cidbimena.desastres.hn/docum/crid/ Abril2006/CD2/pdf/eng/doc16293/doc16293-2a.pdf (accessed 7 June 2021).

2. Gordon M. Exploring Existing Methodologies for Allocating and Tracking Disaster Risk Reduction in National Public Investment, 2013. Background Paper prepared for the Global Assessment Report on Disaster Risk Reduction 2013. Geneva, Switzerland.

3. MikioIshiwatari. Investing in Disaster Risk Reduction: Scale and Effect of Investment in Flood Orotection in Asia. 2019. Japanlnternational Cooperation Agency, Tokyo, Japan.

4. Denghua Zhang. Assessing China's Trilateral Aid Cooperation and Foreign Aid Reform. 2021. Australian national university. ANU Press, Australia.

Дерендяева Ольга Александровна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (фЦ), м. н.с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: derendyaeva94@mail.ru SPIN-код: 2590-6030.

Information about author

Derendyaeva Olga A.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Junior Researcher. 7, Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: derendyaeva94@mail.ru SPIN-scientific: 2590-6030.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.