Научная статья на тему 'Раннее детство как важнейший период онтогенеза'

Раннее детство как важнейший период онтогенеза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2596
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / MENTAL DEVELOPMENT / ОНТОГЕНЕЗ / ONTOGENY / РАННИЙ ВОЗРАСТ / EARLY AGE / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / GENDER DIFFERENCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сафарян Арсен Михайлович, Ревякина Ольга Михайловна

В статье характеризуется главное содержание одного из периодов онтогенеза раннее детство. Раскрывается вся важность данного возрастного этапа с точки зрения генезиса психики. Выделяются ключеые условия воспитания детей раннего возраста на основе учета гендерных различий, раскрывается роль родителей и семейного воспитания в развитии детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EARLY CHILDHOOD AS THE MOST IMPORTANT PERIOD OF ONTOGENESIS

The article describes the main content of one of the periods of ontogeny early childhood. The whole importance of this age stage is revealed from the point of view of the genesis of the psyche. The key conditions for the education of young children are highlighted on the basis of gender differences, the role of parents and family education in the development of children is disclosed.

Текст научной работы на тему «Раннее детство как важнейший период онтогенеза»

УДК 159.922.7

Сафарян Арсен Михайлович,

студент АСА ДГТУ, г. Ростов-на-Дону e-mail: safaryan-king@rambler.ru Ревякина Ольга Михайловна, студентка АСА ДГТУ, г. Ростов-на-Дону e-mail: Olgarev@mail.ru

РАННЕЕ ДЕТСТВО КАК ВАЖНЕЙШИЙ ПЕРИОД ОНТОГЕНЕЗА

Аннотация: В статье характеризуется главное содержание одного из периодов онтогенеза - раннее детство. Раскрывается вся важность данного возрастного этапа с точки зрения генезиса психики. Выделяются ключеые условия воспитания детей раннего возраста на основе учета гендерных различий, раскрывается роль родителей и семейного воспитания в развитии детей.

Ключевые слова: психическое развитие, онтогенез, ранний возраст, гендерные различия.

Safaryan Arsen Michailovich,

student of the Academy of Construction and Architecture of DSTU, Rostov-on-don

e-mail: safaryan-king@ramble.ru Revyakina Olga Michailovna,

student of the Academy of Construction and Architecture of DSTU, Rostov-on-don

e-mail: Olgarev@mail.ru

EARLY CHILDHOOD AS THE MOST IMPORTANT PERIOD OF

ONTOGENESIS

Abstract: The article describes the main content of one of the periods of ontogeny - early childhood. The whole importance of this age stage is revealed from the point of view of the genesis of the psyche. The key conditions for the education of young children are highlighted on the basis of gender differences, the role of parents and family education in the development of children is disclosed.

Key words: mental development, ontogeny, early age, gender differences.

Раннее детство - период в жизни человека, длящийся с первого по третий год жизни. В этот период личность проходит невероятно важный путь от почти что беспомощного существа до достаточно адаптированного, способного в достаточной мере брать на себя ответственность за большинство своих поступков индивида. Франсуаза Дольто[5] отмечает, что без детства у человека не может быть и зрелости. За время первых десяти лет жизни психика ребенка проходит такое расстояние, которое не сравниться с влиянием никакого последующего возраста, однако самые главные из этих десяти лет именно первые 3 года жизни. Именно в раннем детстве происходят такие важнейшие этапы развития личности, как: начальная социализация, осознания себя личностью, и, более того, личностью уникальной, а также первые проявления своей уникальности.

Не стоит также забывать, что в основе любого индивидуального поведения лежит опыт, подчерпнутый из коллективного поведения. Л.С. Выготский [2] указывал, что любая высшая психическая активность проявляется в первую очередь как интерпсихическая категория, то есть форма коллективного взаимодействия и сотрудничества, а затем как интрапсихологическая категория, включающая в себя внутренний процесс поведения и личное поведения ребенка. Примером может послужить начало логического размышления у ребенка, которое не появится до тех пор, пока в детском коллективе не возникнет спор, речь становиться способом внутреннего мышления с тех пор, как начинает играть роль межличностного общения.

Любая высшая психическая функция имеет под собой социальные предпосылки в первую очередь, и лишь затем является плодом эволюционного развития. Это означает, что пока человек не начал трудиться, пока у него не возникла необходимость в коллективной

общественной жизни, у него также не возникало необходимости в высших формах интеллектуальной деятельности [2].

В раннем детстве происходит первое социально-психологическое гендерное различие. Для девочек в этом возрасте характерна речевая деятельность - коммуникативная, а у мальчиков - предметно-орудийная. Большинство девочек обладает более развитым социальным мышлением, то есть они намного более склонны к общению с окружающими; они обычно тактичнее, у них лучше развита интуиция, присутствует склонность к эмпатии. У мальчиков же, в связи со склонностью к предметно-орудийной деятельности присутствуют зачатки конструирования, намного сильнее развито абстрактное мышление.

Гендерные различия в поведении детей можно объяснить даже не сколько физиологическими и биологическими причинами, сколько культурными образцами и характером их социального общения. Однако различия в развитии между представителями мужского и женского пола на начальных этапах развития не столь сильно отличается; они проходят одни этапы; глобальные различия появляются позже.

В первые три года жизни психика ребенка проходит половину своего развития. У ребенка зарождается самосознание, появляется самооценка, развивается Я-концепция. Трехлетний ребенок интересуется практически всем, что с ним связанно, он усваивает свое имя, пол, начинает сильнее интересоваться людьми своего пола или, например, имеющими такое же имя. Он начинает понимать и предсказывать, какое поведение от него ждут другие, начинает подстраивать свое поведение под эти ожидания. Очень важно для ребенка признание со стороны окружающих, особенно родителей.

Борцов Ю.С.[1] в своей книге писал, что отличительная черта психики ребенка раннего возраста - объединение эмоционального и действенного отношения к миру. Кризис, появляющийся в этом возрасте,

протекает как кризис социальных отношений. Ребенок отделяется от близких взрослых, что связано со становлением его самосознания. В этом проявляется потребность в реализации и утверждении собственного Я. Появляющиеся в речи ребенка слова «хочу», «не хочу», «Я» становятся осмысленными. Ребенок все чаще начинает говорить известную всем фразу «Я сам». Фраза «Я сам» знаменует психологическое отделение ребенка от взрослого и прекращение на некоторое время социального развития. Две взаимосвязанные тенденции развития проявляются в кризисный период жизни — тенденция к эмансипации и тенденция к волевой форме поведения.

В наблюдениях К.Н. Поливановой[3] девочка в возрасте 2 лет 5 месяцев первый раз демонстрирует негативистические тенденции. На предложение идти погулять девочка впервые отвечает: «Не хочу гулять», т.е. совершает действие «не хочу» или же по-другому - «не действие». Интересная особенность этого нового вида действий в том, что они происходят независимо от поведения взрослых, т.е. ребенок остается недоволен всегда. Поведенческий комплекс «гордость за достижения» выражает новообразование кризиса трех лет. Он состоит в том, ребенку в возрасте трех лет становятся важным его достижения в какой либо деятельности и признание, оценка его успехов взрослым. Поэтому в этом возрасте очень важно уделять как можно больше вниманию ребенку, иначе он может замкнуться в себе, что приведет к образованию комплексов во взрослой жизни. При достаточном времени взрослого, проведенном с ребенком, критический период протекает приглушеннее. Дети все же могу в этот период, несмотря на должное уделение внимания, могут пытаться противопоставить себя взрослому, например: «почему родителю что-то можно, чего нельзя мне?». В этой ситуации необходимо проявить решительность и настоять на запрете, и родители, несмотря на негативные реакции и провокации ребенка, должны четко обозначить свою позицию.

У детей начинает формироваться воля, автономия, они перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Ребенок начинает понимать различие между «хочу» и «должен». Если кризис протекает вяло, это может означать о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. Замечено, что дети, не имевшие проблем с поведением в трехлетнем возрасте, становясь взрослыми, чаще всего характеризуются как безвольные и безынициативные. Чувства стыда и неуверенности вместо автономии возникают у детей тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают все попытки самостоятельности.

Интересно также пронаблюдать увеличение словарного запаса ребенка в первые годы жизни. Если к полутора годам словарный состав ребенка составляет десять-пятнадцать слов, к двум - двести-триста, а к трем - уже девятьсот-тысячу. Именно в возрасте трех лет огромную роль в развитии ребенка приобретает игра. До трех лет игра - это манипулирование предметами. Так младенцы играют все свободное от еды и сна время. Таким образом, он знакомится с основными свойствами материи и предметов - цветом, звуком, формой, вкусом и т.д. После трех лет ребенок начинает брать на себя роль в игре. Это способствует преобразованию действий, и изменяют отношение ребенка к действительности.

Как писал Федосеенков А.В.[4] в своей статье, в современном мире игра является неким культом. Детям дошкольного возраста постоянно разрешается играть. Но так было далеко не всегда. В те времена, когда ребенок с ранних лет был включен в работу взрослых, игра была не нужна. Дети всегда играют в то, что им недоступно. В обществе, где дети трудятся вместе со взрослыми, игры не нужны, в этом обществе дети играют «в отдых».

Для мышления ребенка этого возраста характерен анимизм -стремление придать предметам и животным человеческие черты. Анимизм начинает понемногу исчезать с возрастом и в школе сменяется более рационалистическим взглядом на жизнь. Детям преддошкольного возраста очень важно не отказывать в объяснении всех непонятных им вещей и явлений. Отказ от объяснения вызывает ощущение запретности темы, необоснованные потаенные страхи и комплексы, ощущение собственной неполноценности.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что период раннего детства - один из важнейших этапов онтогенеза, поскольку является основой для дальнейшего развития человека. В этом периоде наиболее важна коммуникация со сверстниками и родителями, свободный доступ ко всем неопасным для него сведениям, а также достаточное число игр и постоянная смена ролей в играх.

Список литературы

1. Борцов Ю.С., Веселая Т.В., Драч Г.В., Запрудский Ю.Г., Коновалов В.Н., Королев В.К., Коротец И.Д., Лубский А.В., Фомина С.И., Федосеенков А.В., Чичина Е.А., Штомпель Л.А., Штомпель О.М. Человек и общество (культурология). Ростов-на-Дону: «Феникс»,1996. - 544 с.

2. Выготский Л.С. Учение об эмоциях. М.: Педагогика, 1984 - 302 с.

3. Поливанова К.Н. Специфика домашнего поведения детей 6-7 лет // Психологическая наука и образование. 1998. № 2. - С. 21-23

4. Федосеенков А.В. Социальная маргинальность: экзистенциальный аспект: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов-на-Дону,1998 - 24 с.

5. Франсуаза Дольто. На стороне ребенка. М.: Рама Паблишинг, 2013 -720 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.