УДК 159.9
Курасова Анастасия Олеговна,
студентка АСА ДГТУ, г. Ростов-на-Дону e-mail: nastya.kurasova@inbox.ru
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ
Аннотация: В данной статье рассматриваются основные особенности, которые присущи детям в раннем возрасте. Характеризуются проблемы, с которыми могут столкнуться родители, при воспитании малыша, а также способы их решения. Поднятая тема в данной статье важна тем, что именно в данном возрасте формируется характер человека и как следствие, выбранные методы воспитания ребёнка в данном периоде значительно влияют на всю его дальнейшую жизнь.
Ключевые слова: ранний возраст, кризис трех лет, развитие, воспитание.
Kurasova Anastasiya Olegovna,
student of the Academy of Construction and Architecture of DSTU, Rostov-on-don
e-mail: nastya.kurasova@inbox.ru
AGE PECULIARITIES IN EARLY CHILDHOOD
Abstract: In this article, we consider the main features that are inherent in children at an early age. Characterizes the problems that parents may face when raising a baby, as well as the ways to solve them. The theme raised in this article is important because it is at this age that the character of a person is formed and as a consequence, the chosen methods of raising a child in this period significantly affect his entire future life.
Key words: early age, crisis of three years, development, upbringing.
Развитие ребёнка в возрасте трёх лет определяется физическими, психологически и умственным развитием. Физически ребёнок становится более сильным, заметно вытягивается в росте. В этом периоде он становится невероятно активным, часто случается так, что ребёнок отказывается ложиться спать или просто спокойно сидеть на месте. Как и в предыдущие года ребенок продолжает с таким же интересом изучать
окружающий его мир, ему всё время надо лепить, красить, рисовать, смотреть что-нибудь, двигаться, играть, спрашивать, многие дети в этом возрасте начинают интересоваться книгами и просят родителей им почитать. Этот тот самый возраст, когда ребенок начинает развлекать себя сам. Он пытается сам придумать себе игры, воображает что-то, пытается найти новых друзей на улице. Нередко воображая себе какую-то интересную, придуманную им историю или новую игру, ребенок будет часто разговаривать сам с собой. В таком случае не стоит, ни в коем случае думать, что у него что-то не в порядке с психикой, он просто выдумал что-то интересное и озвучивает сам для себя. Дети 2-3 лет имеют чрезвычайно живой ум и память. В эти годы своей жизни ребенок может запомнить до пятидесяти или даже сотни простых стихов. К тому же это самый лучший возраст для развития речи. Очень немногие знают, что именно в этом возрасте дети имеют наиболее высокие способности к изучению второго языка. В дальнейшем, такие способности будут постепенно снижаться.
Помимо данный возрастных особенностей ребёнок в три года испытывает первый возрастной "кризис". Согласно трудам Белоконева Г.П. и Федосеенкова А.В. [1] во время кризиса в первую очередь происходит активное развитие со всех сторон жизни: с психической, физической и интеллектуальной стороны. Малышу тяжело что-либо самостоятельно запомнить или быть сосредоточенным, он запоминает лишь то, на что обращено его мгновенное внимание, к чему привязан какой-либо его сильный, но кратковременный интерес. Ребенок становится восприимчивым и вспыльчивым. Эмоции являются для ребенка этого возраста самой важной связью с окружающим его миром. Он постоянно проявляет какие-либо сильные эмоции сам и легко откликается на эмоции со стороны окружающих его (сильнее всего, конечно же, по отношению к
своим родным). Также очень важен тот факт, что эмоции ещё не носят какого-то более-менее осознанного характера и малыш может легко и быстро переключаться с одной эмоции на другую. Главный признак данного кризиса - постоянные истерики. Корнеева Е.Н. в своей книге приводит типичную реакцию родителей на поведения малыша: «В ребенка точно бес какой вселился! Что ни скажешь, все старается наоборот сделать!» [2, с.39]. В этом возрасте начинается полное отрицание все просьб. Одна из причина этого является то, что ребёнок может "пробовать" родителей. Он изучает что можно ему делать, а что нельзя, какая реакция будет на его поведение в том или ином случае, что можно повторить, а что нет. Также здесь несколько негативно на поведении может отразиться начавшаяся самостоятельность ребёнка. Ребенок становится неуловим, он стремится помочь испечь пирожки, сходить в магазин, подмести полы, самостоятельно одеться, обуться и многое другое. Такое стремление к самостоятельности является следствием того, что период вскармливания грудью, обеспечивавший наиболее тесную связь малыша с матерью, закончился, и теперь ребенок уже не столь нуждается в маме и хочет скорее поиграть или побегать, нежели лишний раз посидеть на ручках у мамы. Очень часто малыш начинает упрямиться. Ведь он уже чувствует себя взрослым и понимает, что он может что-то решать в этой жизни. И доказательства этого своим родителям могут их взбудоражить и заставить считать, что они воспитывают ребёнка неправильно. Ещё один не менее важный признак данного возраста является то, что у малыша развивается чувство ревности. Это может проявляться при общении ребёнка с группой сверстников и воспитателем. Здесь малышу может стать не по себе, когда его сверстник играет с тем, чем он хочет поиграть. Или же его просто может раздражать появление другого ребёнка на его территории. Очень
выражена ревность малыша, когда кто-либо другой нравится его любимому человеку, в частности воспитательнице или родителям.
Таким образом, если три основные причины, которые делают этом возраст сложным не только для родителей, но и для самого ребёнка
1) Сильные истерики по той или иной причине
2) Высокая активность в проявлении самостоятельности
3) Возможность вспышек ревности
С силу специфики данного возраста и воспитание ребёнка должно несколько отличаться. В первую очередь, чтобы избежать различных ссор и истерик, родитель должен давать ребёнку мнимый выбор. Так, например, спрашивать у него, будет ли он пить с красной кружки или может он хочет пить с зелёной. Или же спросить, хочет ли он хочет пойти по правой стороне дороге, или по левой. Таким нехитрым способом ребёнок уже автоматически соглашается на действие, но при этом он чувствует, что с ним общаются наравне и дают ему право выбора. Также это поможет избежать лишних пререканий и скандалов. Если уже такой конфуз произошёл, и малыш начал "качать права", то необходимо оставить его в покое. Пусть он прокричиться, успокоиться и только тогда следует с ним вести "взрослую" беседу. Если во время таких спектаклей начать успокаивать ребёнка или же поддаваться на провокацию, то есть очень большая вероятность, что ребёнок будет повторять такое не только в данном кризисном возрасте, но и в дальнейшем более сознательном периоде его жизни. Во-вторых, не стоит забывать, что теперь наш малыш очень самостоятельный, но, чтобы эта самостоятельность развивалась в нужном направлении, необходимо малышу в этом помочь. Для это понадобятся такие просьбы как "Помоги мне..." или "Покажи мне как...". Так, например, попросите у него показать, как правильно произносить
букву под предлогом того, что хотите уточнить. Или попросите провести вас через улицу, а то вам одной не по себе. С таким приёмом ребёнок сразу же не только почувствует себя самым настоящим взрослым, но и будет относиться к вам более внимательно и уважительно. И последний ключевой момент в воспитании трёхлетнего ребёнка это похвала. Я считаю, что это вообще один из важных пунктов взаимодействия с человеком в абсолютно любом возрасте. Все люди от малого и до большого любят, когда их хвалят. Но в первую очередь это похвала должна быть умеренной и за конкретное действие, которое действительно принесло пользу. Но не забывать, что если ребёнок сделал не так, как это нужно, например, кинул бумажку на землю, а не в мусорный бак, то следует с ним обсудить как со взрослым, почему такое действие недопустимо. Так ребёнок быстро поймёт и будет использовать эти знания на протяжении всей жизни, что хорошо делать, а от чего лучше отказаться.
Итак, мы выяснили основные стратегии воспитания ребёнка в три года: мнимый выбор, возможность ребёнку покричать и самому успокоиться, необходимость родителям направлять самостоятельность ребёнка в нужную сторону, адекватная и своевременная похвала.
Очевидно, что данные способы можно и нужно применять не только в три года, но и в ранние и более поздние года. Но для того, чтобы помочь преодолеть ребёнку первый свой возрастной кризис, а в дальнейшем и чтобы он вырос самостоятельным и уравновешенным человеком, необходимо помнить и применять эти способы воспитания в данном периоде.
Несмотря на всё сложности данного возраста, есть ещё одна очень интересная особенность, которая присуща детям не только трёхлетнего возраста, но и дошкольникам в принципе. Это умственная особенность.
Наш ребёнок прожил всего лишь три года и ему ещё всё только придётся узнать. Так как общие сведения о мире крайне малы, а брать их откуда-то надо, то в первую очередь у ребёнка развито ассоциативное мышление. Большинство своих ассоциации ребёнок получает под воздействием нового яркого впечатления. Одно понятие ребёнок может объяснять совокупностью других понятий. Или же если два ярких события как-либо пересеклись друг с другом, то ребёнок непременно будет связывать их вместе. Так, например, случай, описанный в книге К.Чуковского [4, с.20]: «Однажды в дачной местности под Ленинградом случилось такое событие: когда небо на закате было красное, подстрелили бешеного пса. С тех пор Майя, двух с половиною лет, всякий раз, когда видела алое вечернее небо, говорила с полным убеждением: Опять там бешеную собаку убили!». Легко сказать, что это очень нелепое сравнение, но именно так ребёнок познаёт мир. В своём исследовании Мухина В.С. пишет о том, что «в действиях ребёнка любой предмет может взять на себя функцию другого предмета, обретая при этом значение изображения или знака отсутствующего предмета» [3, с.175]. Именно с помощью таких странных ассоциаций ребёнок строит и развивает своё мышление. Чуковский нам показывает, что ребёнок может говорить и такие вещи [4, с.21]: «Солнце опускается в море. — Почему ж оно не зашипело?» «Впервые увидал полумесяц: Ой, ракета луну поломала.»
Каждый ребёнок ежедневно совершает множество подобных ошибок по своему незнанию. Отчасти в этом и прелесть данного возраста, что ему только приходится всё в мире узнавать, вплоть до простых и банальных для нас вещей. Хоть он и ошибается, но он стремиться узнать и изучить всё вокруг него, развивая не только свои умственные способности, но и волю к учёбе и исследованиям.
Таким образом, можно отметить следующие особенности развития
трёхлетнего ребёнка:
1) Проявление самостоятельности во всех делах
2) Чрезмерная активность, которую родителям и воспитателям следует направлять в нужное русло
3) Чувство собственной взрослости
4) Появление полного спектра максимально возможных эмоций, начиная от смеха, заканчивая ревностью и ненавистью
5) Ассоциативная форма познавательной деятельности
Список литературы
1. Белоконев Г.П., Федосеенков А.В. Педагогическая культура в высшей школе: учеб. пособие. Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2005. - 60 с.
2. Корнеева Е. Н. Детские капризы. — Ярославль: Академия развития, 2002. - 191 с.
3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
4. Чуковский К.И. От двух до пяти. М.: Детская литература, 1968. -814 с.