Научная статья на тему 'Возрастные особенности в раннем детстве'

Возрастные особенности в раннем детстве Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
235
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННИЙ ВОЗРАСТ / EARLY AGE / КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ / CRISIS OF THREE YEARS / ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Курасова Анастасия Олеговна

В данной статье рассматриваются основные особенности, которые присущи детям в раннем возрасте. Характеризуются проблемы, с которыми могут столкнуться родители, при воспитании малыша, а также способы их решения. Поднятая тема в данной статье важна тем, что именно в данном возрасте формируется характер человека и как следствие, выбранные методы воспитания ребёнка в данном периоде значительно влияют на всю его дальнейшую жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGE PECULIARITIES IN EARLY CHILDHOOD

In this article, we consider the main features that are inherent in children at an early age. Characterizes the problems that parents may face when raising a baby, as well as the ways to solve them. The theme raised in this article is important because it is at this age that the character of a person is formed and as a consequence, the chosen methods of raising a child in this period significantly affect his entire future life.

Текст научной работы на тему «Возрастные особенности в раннем детстве»

УДК 159.9

Курасова Анастасия Олеговна,

студентка АСА ДГТУ, г. Ростов-на-Дону e-mail: nastya.kurasova@inbox.ru

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ

Аннотация: В данной статье рассматриваются основные особенности, которые присущи детям в раннем возрасте. Характеризуются проблемы, с которыми могут столкнуться родители, при воспитании малыша, а также способы их решения. Поднятая тема в данной статье важна тем, что именно в данном возрасте формируется характер человека и как следствие, выбранные методы воспитания ребёнка в данном периоде значительно влияют на всю его дальнейшую жизнь.

Ключевые слова: ранний возраст, кризис трех лет, развитие, воспитание.

Kurasova Anastasiya Olegovna,

student of the Academy of Construction and Architecture of DSTU, Rostov-on-don

e-mail: nastya.kurasova@inbox.ru

AGE PECULIARITIES IN EARLY CHILDHOOD

Abstract: In this article, we consider the main features that are inherent in children at an early age. Characterizes the problems that parents may face when raising a baby, as well as the ways to solve them. The theme raised in this article is important because it is at this age that the character of a person is formed and as a consequence, the chosen methods of raising a child in this period significantly affect his entire future life.

Key words: early age, crisis of three years, development, upbringing.

Развитие ребёнка в возрасте трёх лет определяется физическими, психологически и умственным развитием. Физически ребёнок становится более сильным, заметно вытягивается в росте. В этом периоде он становится невероятно активным, часто случается так, что ребёнок отказывается ложиться спать или просто спокойно сидеть на месте. Как и в предыдущие года ребенок продолжает с таким же интересом изучать

окружающий его мир, ему всё время надо лепить, красить, рисовать, смотреть что-нибудь, двигаться, играть, спрашивать, многие дети в этом возрасте начинают интересоваться книгами и просят родителей им почитать. Этот тот самый возраст, когда ребенок начинает развлекать себя сам. Он пытается сам придумать себе игры, воображает что-то, пытается найти новых друзей на улице. Нередко воображая себе какую-то интересную, придуманную им историю или новую игру, ребенок будет часто разговаривать сам с собой. В таком случае не стоит, ни в коем случае думать, что у него что-то не в порядке с психикой, он просто выдумал что-то интересное и озвучивает сам для себя. Дети 2-3 лет имеют чрезвычайно живой ум и память. В эти годы своей жизни ребенок может запомнить до пятидесяти или даже сотни простых стихов. К тому же это самый лучший возраст для развития речи. Очень немногие знают, что именно в этом возрасте дети имеют наиболее высокие способности к изучению второго языка. В дальнейшем, такие способности будут постепенно снижаться.

Помимо данный возрастных особенностей ребёнок в три года испытывает первый возрастной "кризис". Согласно трудам Белоконева Г.П. и Федосеенкова А.В. [1] во время кризиса в первую очередь происходит активное развитие со всех сторон жизни: с психической, физической и интеллектуальной стороны. Малышу тяжело что-либо самостоятельно запомнить или быть сосредоточенным, он запоминает лишь то, на что обращено его мгновенное внимание, к чему привязан какой-либо его сильный, но кратковременный интерес. Ребенок становится восприимчивым и вспыльчивым. Эмоции являются для ребенка этого возраста самой важной связью с окружающим его миром. Он постоянно проявляет какие-либо сильные эмоции сам и легко откликается на эмоции со стороны окружающих его (сильнее всего, конечно же, по отношению к

своим родным). Также очень важен тот факт, что эмоции ещё не носят какого-то более-менее осознанного характера и малыш может легко и быстро переключаться с одной эмоции на другую. Главный признак данного кризиса - постоянные истерики. Корнеева Е.Н. в своей книге приводит типичную реакцию родителей на поведения малыша: «В ребенка точно бес какой вселился! Что ни скажешь, все старается наоборот сделать!» [2, с.39]. В этом возрасте начинается полное отрицание все просьб. Одна из причина этого является то, что ребёнок может "пробовать" родителей. Он изучает что можно ему делать, а что нельзя, какая реакция будет на его поведение в том или ином случае, что можно повторить, а что нет. Также здесь несколько негативно на поведении может отразиться начавшаяся самостоятельность ребёнка. Ребенок становится неуловим, он стремится помочь испечь пирожки, сходить в магазин, подмести полы, самостоятельно одеться, обуться и многое другое. Такое стремление к самостоятельности является следствием того, что период вскармливания грудью, обеспечивавший наиболее тесную связь малыша с матерью, закончился, и теперь ребенок уже не столь нуждается в маме и хочет скорее поиграть или побегать, нежели лишний раз посидеть на ручках у мамы. Очень часто малыш начинает упрямиться. Ведь он уже чувствует себя взрослым и понимает, что он может что-то решать в этой жизни. И доказательства этого своим родителям могут их взбудоражить и заставить считать, что они воспитывают ребёнка неправильно. Ещё один не менее важный признак данного возраста является то, что у малыша развивается чувство ревности. Это может проявляться при общении ребёнка с группой сверстников и воспитателем. Здесь малышу может стать не по себе, когда его сверстник играет с тем, чем он хочет поиграть. Или же его просто может раздражать появление другого ребёнка на его территории. Очень

выражена ревность малыша, когда кто-либо другой нравится его любимому человеку, в частности воспитательнице или родителям.

Таким образом, если три основные причины, которые делают этом возраст сложным не только для родителей, но и для самого ребёнка

1) Сильные истерики по той или иной причине

2) Высокая активность в проявлении самостоятельности

3) Возможность вспышек ревности

С силу специфики данного возраста и воспитание ребёнка должно несколько отличаться. В первую очередь, чтобы избежать различных ссор и истерик, родитель должен давать ребёнку мнимый выбор. Так, например, спрашивать у него, будет ли он пить с красной кружки или может он хочет пить с зелёной. Или же спросить, хочет ли он хочет пойти по правой стороне дороге, или по левой. Таким нехитрым способом ребёнок уже автоматически соглашается на действие, но при этом он чувствует, что с ним общаются наравне и дают ему право выбора. Также это поможет избежать лишних пререканий и скандалов. Если уже такой конфуз произошёл, и малыш начал "качать права", то необходимо оставить его в покое. Пусть он прокричиться, успокоиться и только тогда следует с ним вести "взрослую" беседу. Если во время таких спектаклей начать успокаивать ребёнка или же поддаваться на провокацию, то есть очень большая вероятность, что ребёнок будет повторять такое не только в данном кризисном возрасте, но и в дальнейшем более сознательном периоде его жизни. Во-вторых, не стоит забывать, что теперь наш малыш очень самостоятельный, но, чтобы эта самостоятельность развивалась в нужном направлении, необходимо малышу в этом помочь. Для это понадобятся такие просьбы как "Помоги мне..." или "Покажи мне как...". Так, например, попросите у него показать, как правильно произносить

букву под предлогом того, что хотите уточнить. Или попросите провести вас через улицу, а то вам одной не по себе. С таким приёмом ребёнок сразу же не только почувствует себя самым настоящим взрослым, но и будет относиться к вам более внимательно и уважительно. И последний ключевой момент в воспитании трёхлетнего ребёнка это похвала. Я считаю, что это вообще один из важных пунктов взаимодействия с человеком в абсолютно любом возрасте. Все люди от малого и до большого любят, когда их хвалят. Но в первую очередь это похвала должна быть умеренной и за конкретное действие, которое действительно принесло пользу. Но не забывать, что если ребёнок сделал не так, как это нужно, например, кинул бумажку на землю, а не в мусорный бак, то следует с ним обсудить как со взрослым, почему такое действие недопустимо. Так ребёнок быстро поймёт и будет использовать эти знания на протяжении всей жизни, что хорошо делать, а от чего лучше отказаться.

Итак, мы выяснили основные стратегии воспитания ребёнка в три года: мнимый выбор, возможность ребёнку покричать и самому успокоиться, необходимость родителям направлять самостоятельность ребёнка в нужную сторону, адекватная и своевременная похвала.

Очевидно, что данные способы можно и нужно применять не только в три года, но и в ранние и более поздние года. Но для того, чтобы помочь преодолеть ребёнку первый свой возрастной кризис, а в дальнейшем и чтобы он вырос самостоятельным и уравновешенным человеком, необходимо помнить и применять эти способы воспитания в данном периоде.

Несмотря на всё сложности данного возраста, есть ещё одна очень интересная особенность, которая присуща детям не только трёхлетнего возраста, но и дошкольникам в принципе. Это умственная особенность.

Наш ребёнок прожил всего лишь три года и ему ещё всё только придётся узнать. Так как общие сведения о мире крайне малы, а брать их откуда-то надо, то в первую очередь у ребёнка развито ассоциативное мышление. Большинство своих ассоциации ребёнок получает под воздействием нового яркого впечатления. Одно понятие ребёнок может объяснять совокупностью других понятий. Или же если два ярких события как-либо пересеклись друг с другом, то ребёнок непременно будет связывать их вместе. Так, например, случай, описанный в книге К.Чуковского [4, с.20]: «Однажды в дачной местности под Ленинградом случилось такое событие: когда небо на закате было красное, подстрелили бешеного пса. С тех пор Майя, двух с половиною лет, всякий раз, когда видела алое вечернее небо, говорила с полным убеждением: Опять там бешеную собаку убили!». Легко сказать, что это очень нелепое сравнение, но именно так ребёнок познаёт мир. В своём исследовании Мухина В.С. пишет о том, что «в действиях ребёнка любой предмет может взять на себя функцию другого предмета, обретая при этом значение изображения или знака отсутствующего предмета» [3, с.175]. Именно с помощью таких странных ассоциаций ребёнок строит и развивает своё мышление. Чуковский нам показывает, что ребёнок может говорить и такие вещи [4, с.21]: «Солнце опускается в море. — Почему ж оно не зашипело?» «Впервые увидал полумесяц: Ой, ракета луну поломала.»

Каждый ребёнок ежедневно совершает множество подобных ошибок по своему незнанию. Отчасти в этом и прелесть данного возраста, что ему только приходится всё в мире узнавать, вплоть до простых и банальных для нас вещей. Хоть он и ошибается, но он стремиться узнать и изучить всё вокруг него, развивая не только свои умственные способности, но и волю к учёбе и исследованиям.

Таким образом, можно отметить следующие особенности развития

трёхлетнего ребёнка:

1) Проявление самостоятельности во всех делах

2) Чрезмерная активность, которую родителям и воспитателям следует направлять в нужное русло

3) Чувство собственной взрослости

4) Появление полного спектра максимально возможных эмоций, начиная от смеха, заканчивая ревностью и ненавистью

5) Ассоциативная форма познавательной деятельности

Список литературы

1. Белоконев Г.П., Федосеенков А.В. Педагогическая культура в высшей школе: учеб. пособие. Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2005. - 60 с.

2. Корнеева Е. Н. Детские капризы. — Ярославль: Академия развития, 2002. - 191 с.

3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

4. Чуковский К.И. От двух до пяти. М.: Детская литература, 1968. -814 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.