МАСТЕР-КЛАСС
В Центре значительное внимание уделяется и повышению родительской компетенции и расширению социальных связей семьи. Проводится анкетирование родителей и выясняются интересные им темы, составляется план рекомендаций. Родители знакомятся с этапами возрастного развития; особенностями и закономерностями развития детей раннего возраста; ролью игрушки, критериями ее оценки, ролью игры; подготовкой ребенка к дошкольному учреждению.
Для того чтобы малыши от 1,5 до 3 лет успешно адаптировались к детскому саду, разработан комплекс мероприятий, который привел к снижению тревожности у детей. Следуя принципу постепенного включения детей в новую для них среду, разработаны занятия в среде воды и песка. Игра с водой и песком в силу своей близости к естественной игровой деятельности ребенка позволяет включить в регулярные занятия малышей раннего возраста.
Нас, прежде всего, заботило эмоциональное благополучие детей. Играя, дети получают разные эмоции: восторг, удивление, волнение радость. Это дает
возможность использовать игры с фасолью, манкой и водой для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции психических состояний.
Игры с манкой и другими сыпучими материалами снимают стресс, снижают уровень нервно психического напряжения, поднимают настроение, способствуют возникновению положительных эмоций.
Литература
1. Дюков В. М. О моделях трансляции инновационного опыта дошкольных образовательных учреждений. // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 1.
2. Молоднякова А. В. Инновационные методы обучения в практике дополнительного образования дошкольников // Инновационные проекты и программы в образовании.-2010.- № 5.
3. Яковлева Г. В. Содержание и организация инновационной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении. //Эксперимент и инновации в школе.- 2011.- № 3.
J
Л
Тараканова Валентина Викторовна
АПКиППРО, к.п.н., доцент г. Москва
Слабожанинова Кристина Александровна
воспитатель, педагог-психолог ДОУ детский сад № 29 «Росинка»
г. Егорьевск, Московская область
СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ
ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА СО СВЕРСТНИКАМИ
Как влияет стиль семейного воспитания на детей дошкольного возраста?
V
Г
Аннотация. В статье рассматривается детско-родительские отношения влияющие на общение детей дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками.
Ключевые слова: общение, дошкольный возраст, детско-родительские отношения, стиль воспитания, неблагополучная обстановка в семье, эмоции.
Большое значение и актуальность приобретает стиль семейного воспитания и изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада, т.к. дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности [3].
Общение с детьми - необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении
рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей [6].
Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал и жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлет-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012
75
МАСТЕР-КЛАСС
воряет или пресекает личные потребности. Семья способствует появлению у личности образа своего «Я».
От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения [4]. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.
Проблема отношений родителей и детей - сложная и парадоксальная. Сложность ее - в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.
В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей [1].
К сожалению, ускоренный темп современной жизни, ее урбанизация наряду с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводят к нарушениям отношений между родителями и детьми. Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности.
Поэтому перед нами стояла цель изучения влияния стиля семейного воспитания на особенности общения детей дошкольного возраста.
Экспериментальной базой исследования явился МДОУ детский сад МУП ДОУ «Теремок» г. Егорьевска Московской области. В эксперименте приняли участие 15 детей в возрасте 6-7 лет и 15 семей.
Для обследования детей мы использовали тест Р Бернса и С. Коуфмана «Кинетический рисунок семьи».
Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к другу и к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.
Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям:
1. Наличие беспокойства у детей об отношении к ним взрослых.
2. Эмоциональное напряжение и дистанция.
3. Дискомфорт.
4. Наличие враждебности по отношению к взрослым.
На основании этих показателей выявили уровни
влияния семейных отношений на ребёнка.
К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где ребёнку комфортно в семье,-на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка - сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка - улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.
Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).
Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок.
Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д.
Анализируя полученные данные по тесту Р Бернса и С. Коуфмана «Кинетический рисунок семьи», показал, что из 15 семей к высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести только 4 семьи (30%).
В качестве примера разберём несколько рисунков.
Настя С. помещает себя в центр в окружении папы и мамы. Изображает себя и родителей весёлыми, счастливыми, все линии чётко прорисовывает, на рисунке много цветов. Всё это свидетельствует о благополучии в детско-родительских отношениях.
На рис. Гали К. изображена вся семья за ужином. На лицах взрослых и ребёнка - улыбки, линии чётко прорисованы, в позах взрослых и ребёнка прослеживается спокойствие. По рисунку видно, что девочке в этой семье комфортно и уютно.
К среднему уровню детско-родительских отношений можно отнести 7 семей (50%). В качестве примера рассмотрим, рисунок Артёма С. Ребёнок нарисовал всю семью, все члены семьи улыбаются, кроме самого Артёма (у него вообще отсутствует рот). Руки у всех расставлены в стороны. Всё говорит о том, что ребёнку не очень комфортно в этой семье.
К низкому уровню детско-родительских отношений мы отнесли 3 семьи (20%). Рассмотрим, в качестве примера рисунок Игоря Р. Мальчик изобразил только себя и папу, они достаточно удалены друг от друга, что говорит о чувстве отверженности. Помимо этого, папа занимает достаточно агрессивную позицию: руки рас-
76
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012
МАСТЕР-КЛАСС
кинуты в стороны, пальцы длинные, подчёркнутые. Мама на рисунке отсутствует. Анализируя этот рисунок, можно понять, что ребёнок не удовлетворён своим положением в семье и отношением к нему родителей.
После того, как дети нарисовали семью, мы предложили ряд вопросов, ответы на которые позволили нам выявить причины, вызывающие у детей тревожность в системе детско-родительских отношений:
• физическое наказание;
• отсутствие общения с родителями;
• неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм одного из родителей);
• общение с ребёнком на повышенных тонах.
По результатам этого опроса мы можем судить, что далеко не во всех семьях царит атмосфера положительных отношений. В основном они носят переменный характер.
Итак, нами было выявлено 6 детей, не удовлетворенных своим положением в семье, 9 детей часто испытывают дискомфорт, хотя и удовлетворены.
В результате предшествующей диагностики мы предположили, что этих детей не устраивают взаимоотношения с родителями.
С целью исследования общения дошкольника в группе была использована методика «Секрет» Т.А. Репиной. Анализ данных дает основание определить уровень благополучия взаимоотношений как средний: «звезды» -
3 ребенка, «предпочитаемые» - 6 детей, «принятые» -
4 детей, «изолированные» - 2 ребенка. Низкий уровень благополучия взаимоотношений - сигнал тревоги, означающий эмоциональное неблагополучие большинства детей в системе взаимоотношений со сверстниками в группе.
Далее мы провели опросник АСВ (Анализ семейного воспитания) Э. Г. Эйдемиллера и по его результатам пришли к выводу, что в исследуемых семьях наблюдаются некоторые отклонения в воспитательном процессе, с детьми мало общаются, при этом нужно сказать, что, так как дошкольный возраст - очень важный период в жизни каждого человека для формирования его личности, то крайне важным является своевременное выявление, учет и профилактика данных отклонений в воспитании, а также в поведении родителей - как самых важных воспитателей в жизни ребенка.
Проведенное исследование имеет значение для научного обоснования новых, более эффективных методов организации общения ребенка с взрослыми и сверстниками в семье и детских учреждениях. Создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста детей, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов общения дошкольника со сверстниками способствовало значительному улучшению детско-родительских отношений.
Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом. Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплиниро-
ванность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни,-не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает; ребенок часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов [2].
Для гармоничного развития социальных сторон личности дошкольника ему необходимо общение, как с взрослыми, так и со сверстниками. Взаимодействие со старшим служит контекстом для усвоения новой информации о мире и о себе. Взаимодействие со сверстниками помогает детям упражняться в освоении образцов, почерпнутых у взрослых, способствует развитию у них оригинального и самобытного начала и помогает детям лучше узнать и оценить себя [5].
По изучению общения дошкольников со сверстни -ками в группе детского сада мы пришли к выводам:
1. У детей шестилетнего возраста активно идет сплочение коллектива.
2. Взаимоотношения довольно устойчивые.
3. Основными мотивами выбора являются игровой, трудовой и нравственный.
4. Удачным методом воспитания взаимоотношений является совместная деятельность.
5. У детей шести лет можно сформировать осмысленные нравственные представления.
В целом дошкольник предпочитает в качестве партнера по общению ровесника, который выступает для него не как товарищ по практическому взаимодействию, окрашенному положительными эмоциями, а как «незримое зеркало», с помощью которого он узнает и оценивает сам себя.
Итак, мы пришли к выводу, что демократический стиль в семье наиболее благотворно влияет на развитие общения дошкольника со сверстниками.
Литература
1. Антонова Т. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. - М.: Владос, 2005.- 24с.
2. Бодолев А.А. Личность и общение.- М.: Педагогика, 2003.- 272с.
3. Гладилина И. П. Тайны семейного воспитания творческой личности. // Эксперимент и инновации в школе.- 2009.-№ 1.
4. Годовикова Д. Б., Гаврилова Е. И. Осознание детьми 5-7 лет качеств сверстников и их общение.- Краснодар, 1998.- 24с.
5. Мухина В. С. Психология дошкольника.- М. Просвещение, 2007.- 296с.
6. Общение детей в детской саду и семье / Под.ред. Т А. Репиной, Р Б. Стеркиной.- М.: Педагогика, 2000.- 386с.
7. Сиденко Е. А. К вопросу адаптации младшего подростка в социуме // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 1.
8. Терещук Р. К. Особенности общения со сверстниками как основа популярности дошкольников.- М.: Академия, 2006.- 294с.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012
77